Автор: Батюшков К.Н. | Дата публикации: 1813 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной | Темы: любовь |

«Мой гений»

стихотворение и анализ

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью твоей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный,

Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой – любовью

В утеху дан разлуке он;

Засну ль? – приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.

Краткое содержание

О. Кипренский. Портрет А.Ф. Фурман. 1816

Произведениям К.Н. Батюшкова присуща та необыкновенная плавность, которая придает поэтическое изящество его творениям. Его стихи подкупают своей задушевностью и неподдельной искренностью. В этом состоит отличительная черта его поэзии, которая была высоко оценена В.Г. Белинским. Особенно ярко проявился его талант в произведениях о любви. Теме возвышенного чувства к любимой женщине посвящено его знаменитое стихотворение «Мой гений».

Повествование ведется от первого лица, что наиболее полно раскрывает образ влюбленного героя. Стихотворение начинается с восклицания, с которым поэт обращается к памяти сердца. Для него она выше рассудка, потому что именно сердце не дает ему забыть то, что он оставил в дальних краях, а память помогает воссоздать образ возлюбленной. Герой с нежностью вспоминает детали ее внешности – золотые локоны, милый голос, голубые глаза… Он ласково называет ее пастушкой, очарование которой не портит простой наряд  а, напротив, делает ее еще пленительнее. Герой бережет в памяти этот образ, сравнивая его с ангелом-хранителем, приникнувшим к его изголовью, и готовым в любую минуту утешить его тоскующую душу.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1813 году. Годом ранее Батюшков познакомился с Анной Фурман, в которую влюбился настолько, что готов был сразу предложить ей руку и сердце. Родители девушки, зная о состоятельности жениха, были не против этого союза. Однако, со стороны самой возлюбленной вместо ожидаемой взаимности поэт чувствовал лишь плохо скрываемое пренебрежение.

Из случайно услышанного разговора Батюшков узнал, что брак с ним для девушки – всего лишь способ избавиться от родительской опеки. С этого момента поэт решил прекратить отношения, но не переставал любить Анну еще долгое время. Этому чувству он посвятил стихотворение «Мой гений», которое вошло в цикл его любовной поэзии.

Персонажи и образы

Центральным персонажем является лирический герой. Из потаенных уголков памяти он бережно извлекает образ любимой девушки, с которой его развела судьба. Он помнит все подробности ее облика и, хотя ее нет рядом, воспоминания о ней затмевают его разум. Она для него – тот гений, который способен заменить собою целый мир. Благодаря ему, он способен творить и вдохновляться, поэтому в образе девушки воплотилась не только возлюбленная. Она олицетворяет собой тот потенциал и силу, которые способны вырваться наружу при воспоминании о ней.

Образом пастушки поэт подчеркивает незначимость для него статуса любимой. Для него она хороша во всех нарядах, а ее простота еще больше умиляет его душу.

Композиция

Стихотворение представляет собой цельный текст без деления на строфы. Условно его можно разделить на две неравные части. В первой герой обращается к памяти сердца, вторая часть посвящена воспоминаниям и описанию образа возлюбленной.

Жанр

По жанровой принадлежности стихотворение представляет собой любовную лирику с элементами романтизма. Грустное настроение, вызванное воспоминаниями и разлукой, позволяет отнести его к жанру элегии.

Размер и средства художественной выразительности

Текст написан четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ) и чередованием мужских и женских слогов.

Большинство выразительных средств служат для создания образа любимой женщины. В этом смысле очень показательны эпитеты: «печальный сон», «очи голубые», «память печальная», «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые», «образ милый, незабвенный». Метафоры, напротив, способствуют раскрытию внутреннего состояния героя: «память печальная», «страна дальняя», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Интонация стихотворения, плавная, ритмичная. Аллитерация звуков «с» и «ч» подчеркивает глубокую печаль: «ты Сильней раССудка памяти пеЧальной». Устаревшие слова «очи», «златые», «власов» придают выразительность образу девушки.

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – любовь. Этим чувством живет герой, оно дарит ему необыкновенное ощущение счастья. Для него оно становится утешением на чужбине, когда среди незнакомого окружения любовные воспоминания избавляют его от уныния, наполняя существование особым смыслом.

В произведении звучит мысль о том, что даже неразделенная любовь может наполнить сердце жизненной силой. Ведь для героя ценно любить самому, нежели быть любимым. В этом смысле борьба между разумом и чувствами заканчивается победой последних. Возвышенное, искреннее чувство становится тем вдохновением, в котором так нуждается поэт.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *