Мост в Терабитию (Кэтрин Патерсон) •
краткая информация
История создания
«Мост в Терабитию» — это трогательная и грустная история о дружбе двух юных изгоев, Джесса и Лесли. Вместе они создают воображаемое королевство в лесу под названием Терабития, где они могут сбежать от трудностей повседневной жизни.
В этом романе затрагиваются темы дружбы, воображения, силы любви и утраты. Это прекрасная и трогательная история, которая останется с читателями надолго после того, как они дочитают до последней страницы.
Кэтрин Патерсон написала «Мост в Терабитию» после того, как лучшая подруга её сына Дэвида, Лиза Хилл, умерла в возрасте 8 лет от удара молнии. «Я пыталась найти смысл в трагедии, в которой не было смысла», — говорит Патерсон в этом интервью для «Christianity Today».
В книге девочка по имени Лесли Бёрк переезжает в дом по соседству с жилищем мальчика-фермера Джесса Эронса, и придумывает для него королевство, которое называет Терабитией. Осенью и зимой они вместе едут на автобусе домой из школы, бросают рюкзаки на обочине и бегут через пустое поле к руслу ручья, где «кто-то давным-давно повесил верёвку». Они используют верёвку, чтобы перебраться через овраг в Терабитию, лесистую поляну, где Лесли творит чудеса. До того дня, когда верёвка обрывается, и девочка падает и разбивается насмерть.
Сын писательницы Кэтрин Патерсон испытывал трудности в школе
В течение многих лет Кэтрин Патерсон жила в Такома-Парке, штат Мэриленд, воспитывала четверых детей и писала книги для детей и взрослых. Её третий ребёнок, Дэвид, в итоге чувствовал себя изолированным, одиноким и огорчённым из-за периодических финансовых проблем в семье.
Джесс, главный герой «Моста в Терабитию», также обладает многими из этих черт, включая любовь Дэвида к бегу и рисованию. И у Джесса, и у Дэвида есть отец, с которым они не общаются, и они влюблены в учительницу музыки.
Дэвид нашел лучшего друга в лице Лизы Хилл
Когда семья Лизы Хилл переехала в Такома-Парк, Лиза изменила жизнь Дэвида, быстро став его лучшим другом и доверенным лицом, всегда утешая его, когда у него возникали проблемы. Каждую неделю они проводили вместе несколько часов, смеясь над шутками друг друга и играя в мяч.
Им особенно нравилось использовать своё воображение и играть в фантастические игры в лесу за домом Лизы, который стал прообразом Терабитии из книги.
Трагическая смерть Лизы
Однажды летом 1974 года Кэтрин Патерсон позвонили и сообщили, что умерла подруга её сына Лиза. Лиза была на пляже в Делавэре со своей семьёй, когда в неё ударила молния и мгновенно убила. На горизонте виднелся шторм, но небо было ясным, и Лиза находилась у кромки воды, а не глубоко в океане. Это была трагическая случайность.
Когда Дэвид узнал о смерти Лизы, он впал в депрессию и разозлился. Он не понимал, почему мир вдруг решил так скоро забрать у него Лизу. Кэтрин тоже была потрясена бессмысленностью смерти Лизы. Она не всегда знала, как помочь сыну справиться с этой ужасной потерей.
Патерсон написала «Мост в Терабитию», чтобы разобраться в смерти Лизы
После смерти Лизы прошло уже несколько месяцев. Кэтрин и Дэвид продолжали бороться со своим горем. Чтобы эмоционально пережить смерть Лизы, Кэтрин начала превращать этот опыт в историю. В этом не было ничего необычного — она посвятила отдельную книгу каждому из своих четверых детей.
Первый черновик книги был личной историей, но в конце концов Кэтрин решила отправить его в издательство. Она сделала это только после того, как спросила разрешения у сына, и Дэвид согласился с одним условием: она должна была упомянуть Лизу в посвящении. Книга «Мост в Терабитию», опубликованная в 1977 году, имела большой успех и признание.
Для некоторых людей тема смерти в книге заходит слишком далеко. «Терабития» занимает девятое место в списке самых часто оспариваемых книг Американской библиотечной ассоциации. Но Патерсон защищает идею своей книги, утверждая, что детям нужны не только сказочные «долго и счастливо», но и «правильные концовки», в которых «надежда — это стремление, основанное на реальности«.
О названии
Терабития — это воображаемое королевство, созданное двумя главными героями; его название вдохновлено островом Теребинтия из серии «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. В последней главе один из персонажей строит мост через ручей в близлежащем лесу, где существует этот фантастический мир.
Жанр произведения
Детская литература. Драма, Фэнтези
Символы
Терабития
Терабития символизирует волшебство и невинность детства, а также идеальный мир, в котором Джесс и Лесли могут быть самими собой, творческими и свободными. Как говорит Лесли: «Нам нужно место только для нас… и мы с тобой будем правителями». Эта идея привлекает Джесса, которым во всех аспектах его жизни управляют другие, и у которого мало свободы делать то, что ему нравится. В Терабитии у Джесса и Лесли нет обязанностей, и они ни перед кем не отчитываются. Таким образом, воображаемая страна служит убежищем от реальности. Этот выход особенно важен для Джесса, который, как ожидается, будет «мужчиной», а не 10-летним мальчиком. У Джесса регулярные, а иногда и изнурительные обязанности по дому — от дойки коровы два раза в день до сбора фасоли под палящим солнцем. Иногда Джессу даже приходится готовить ужин, потому что его мать «слишком устала, чтобы готовить ужин». У Лесли тоже есть проблемы, от которых нужно спасаться. Одноклассники отвергают её дружбу и считают странной, но в безопасности Терабитии, благодаря дружбе с Джессом, она может без ограничений проявлять свою индивидуальность и творческие способности.
Хотя Терабития может олицетворять невинность идеализированного детства, она также служит напоминанием о том, что невозможно навсегда сбежать от реального мира. Джесс смотрит на жизнь с прагматичной точки зрения и благоразумно не хочет без необходимости пересекать реку. Он осознаёт реальную опасность, которую представляет собой вода. Лесли, с другой стороны, склонна слишком сильно погружаться в мир фантазий. Упрямая и бесстрашная, она верит, что ничто не может причинить ей вред, несмотря на очевидные доказательства обратного. Она не обращает внимания на опасность, которую представляет собой река, и погибает из-за своей беспечности.
Веревка
Когда Лесли и Джесс создают Терабитию, Лесли заявляет, что они могут попасть туда, только раскачиваясь на «этой заколдованной верёвке». Верёвка символизирует переход в магическое состояние сознания, которое Лесли считает естественным, но оно чуждое для Джесса, который должен научиться этому со временем.
Когда Джесс впервые раскачивается на канате, он испытывает эйфорическое чувство парения, «плывет, плывет, как толстое белое ленивое облако». Его воображение разожжено, и он может ощутить это очарование, потому что Лесли рядом, чтобы усилить его.
В главе 7 Джесс пытается отправиться в Терабитию без Лесли, «но это было бесполезно. Лесли нужна была, чтобы сотворить волшебство». На данный момент Джесс все еще зависит от лидерства Лесли в области творческой визуализации. Он ещё не дал себе разрешения дать волю своему воображению; он ещё не чувствует уверенности в том, что в нём тоже есть магия.
Верёвка также символизирует объективную реальность. Очевидно, что она переносит Джесс и Лесли из реального мира в мир фантазий, но это не всё, что она собой представляет. Верёвка описывается как очень старая, повешенная на дикую яблоню «кем-то давно забытым». Несомненно, она местами потрёпана или изношена, и хотя Джесс и Лесли используют своё воображение, чтобы превратить её в волшебную верёвку, это всё равно просто старая верёвка. Как и все старые верёвки, она может в конце концов порваться — и она рвётся. Таким образом, верёвка в каком-то смысле является воплощением хрупкости жизни, которую невозможно представить без опасности.
Мост
После смерти Лесли Джесс переправляется через ручей по ветке, всё ещё не уверенный в своей способности творить магию. Он приземляется на другом берегу и задаётся вопросом, «осталась ли там Терабития. Можно ли попасть туда по ветке», а не по верёвке. Он находит землю почти такой же и понимает, что магия может жить даже без Лесли. Он вырос и изменился настолько, что магия теперь внутри него, и он подтверждает эту мысль, совершив подходящее подношение в священной роще.
Джесс понимает, что Терабития никогда не будет прежней без Лесли, но она все еще может быть волшебной для других, и это осознание побуждает его построить мост. Мост символизирует превращение Джесса в лидера. Он поклялся принести в мир свою собственную «красоту и заботу», вдохновленный «видением и силой» Лесли. Точно так же, как Лесли была для него образцом для подражания, Джесс будет помогать другим, используя свои природные способности.
Построив мост, Джесс заново создаёт волшебство для Мэй Белль, которую, как он понимает, он любит и с которой хочет разделить это особенное место. Джесс строит мост, чтобы добраться до Терабитии было безопасно. Как крепкое дерево надёжнее старой верёвки, так и Джесс более приземлённый, чем Лесли. Мост также служит памятником Лесли, потому что Джесс строит его из дерева, которое было в доме Бёрков. Таким образом, мост в Терабитию — это осторожность и изобретательность Джесса, а также наследие Лесли.
Основная идея
Основная идея книги заключается в том, что внутренний мир, воображение и память могут быть источниками силы и утешения.
Темы
Дружба
Дружба — преобладающая тема в «Мосте в Терабитию». В начале истории Джесс и Лесли оба не знают, чем заняться; ни у одного из персонажей нет настоящего друга, к которому можно было бы обратиться или с которым можно было бы поделиться жизненным опытом. Несмотря на то, что они оказались вместе по воле обстоятельств, оба решают стать друзьями.
Лесли сразу же открывается для дружбы, в то время как Джессу нужно время, чтобы впустить Лесли в свою жизнь. Джесс принимает решение сделать это во время урока музыки, когда они наслаждаются песней. Он понимает, что этот момент — начало «нового сезона в его жизни, и он сознательно решил сделать его таким». Джесс боялся подружиться с Лесли из-за того, что подумают его одноклассники, но теперь он отказывается от этих мыслей. Важно, что песня заканчивается словами «Свободны быть собой и друг другом», потому что именно это Джесс и Лесли дают друг другу. Их дружба — это безопасное место, где они могут быть самими собой.
Джесс и Лесли демонстрируют одни из самых важных качеств дружбы. Они верны друг другу и поддерживают друг друга. Джесс заступается за Лесли, когда Гарри Фалчер не хочет, чтобы она бегала с мальчиками, а Лесли помогает Джессу отомстить задире Дженис Эйвери.
Два друга строят крепкую дружбу, сохраняя в тайне Терабитию. Они также вместе радуются и веселятся, особенно в Терабитии, где Лесли помогает Джесс развить смелость, уверенность в себе и воображение. Джесс помогает Лесли расти и учиться, когда приводит её в церковь, пробуждая в ней духовность, и когда советует ей подружиться с их общим «врагом» Дженис Эйвери.
Их дружба проявляется и в подарках, которые они дарят друг другу на Рождество, демонстрируя своё понимание того, что есть у каждого из них и в чём каждый из них нуждается. Поскольку деньги не являются проблемой для Лесли, она покупает Джессу подарок, в котором ему было отказано из-за финансовых проблем и предубеждений его семьи. Он дорожит художественными принадлежностями, о которых мечтал, потому что они позволяют ему творить и быть самим собой. Подарок Джесса Лесли вызывает ещё большие трудности. Без денег он ничего не может себе позволить. Однако его творческий ум подсказывает ему, как найти идеальный и долговечный подарок для его подруги — то, чего у неё нет и что её родители, скорее всего, не подумали бы ей подарить.
Джесс и Лесли доказывают, что дружба может быть крепче семейных уз. Джесс обеспокоен тем, что подлая и эгоистичная Бренда — «его кровная сестра, и что… они с Лесли вообще не родственники», несмотря на их близкую дружбу. Отец Лесли подтверждает эти глубокие отношения, когда говорит Джессу: «Она любила тебя, знаешь… Спасибо, что был таким замечательным другом для неё».
Мужество
Джесс постоянно ругает себя за трусость. Он боится общаться с Лесли из-за того, что могут сказать его одноклассники. Он боится воды, потому что не умеет плавать. Ему даже страшно просто слушать, как Лесли рассказывает о подводном плавании: «Боже, он был таким трусом… Он был ещё большим ребёнком, чем Джойс Энн». Джессу стыдно за свой страх, особенно потому, что он чувствует, что должен «быть мужчиной», чтобы оправдать ожидания отца.
Тем не менее, на протяжении всей истории у Джесса было много моментов, когда он проявлял храбрость, и они часто были связаны с Лесли. Он противостоит Гарри Фалчеру, чтобы Лесли могла побегать с мальчиками, и вместе Джесс и Лесли совершают дерзкий план мести Дженис Эйвери. Джесс черпает силы в глубине своей души, потому что хочет соответствовать бесстрашному примеру Лесли. В одной из сцен храбрость Лесли помогает ему перебраться через разбухший от дождя ручей в Терабитию: «Лесли, казалось, никогда не колебался, поэтому Джесс не мог отставать».
Однако страх Джесса временами бывает разумным и самосохраняющим; то, что он считает трусостью, на самом деле является зрелым осознанием последствий опрометчивых, необдуманных действий или безрассудства. Джесс справедливо опасается опасного ручья и разумно решает не переходить его.
Храбрость Лесли, с другой стороны, граничит с безрассудством, и она без раздумий переходит ручей, несмотря на очевидную опасность. Джесс определяет для себя границы храбрости, руководствуясь здравым смыслом и необходимостью. Когда действие по-настоящему опасно и не нужно, Джесс руководствуется здравым смыслом и решает не действовать. Но когда действие необходимо, даже если оно опасно, Джесс не пасует и без колебаний набирается смелости.
Так и случилось, когда Джесс спасает Мэй Белль, застрявшую при попытке пересечь ручей. Джесс в ужасе, ведь его сестра могла легко утонуть, как Лесли, но он спокойно говорит с ней «тихим, уверенным голосом парамедиков в экстренной ситуации», хотя «его сердце бешено колотилось в груди». Как только Мэй Белль оказывается в безопасности, Джесс успокаивает её: «Все иногда боятся… Тебе не нужно стыдиться». Это тоже урок, который преподала ему Лесли. Даже бесстрашная Лесли не решалась подойти к Дженис Эйвери, и именно Джесс придал ей смелости.
Соответствие
Ларк-Крик — маленький городок, и от его жителей ожидают, что они будут соответствовать его образу. Те, кто не соответствует ожиданиям, выделяются и часто становятся изгоями. Индивидуальности любого рода не уделяется особого внимания. Пока люди остаются в рамках, всё в порядке. На таких людей, как мисс Эдмундс с её миролюбивыми «хиппи»-привычками и Лесли с её свободомыслием, манерой одеваться и вести себя, смотрят скептически и часто высмеивают.
Бёрки определённо ведут себя не так, как другие семьи Ларк-Крика. Лесли объясняет Джесс, что её родители «переосмысливают свои ценности… Они решили, что слишком зациклены на деньгах и успехе», поэтому переехали на ферму. Однако деньги и успех — это то, чего хотят окружающие их люди, поэтому их выбор «вернуться к природе» кажется непонятным или даже глупым, не говоря уже об оскорблении тех, кто не может заработать на жизнь, не является писателем и не имеет денег в банке. Хотя у всех жителей Ларк-Крик есть телевизоры, и они смотрят на мир через них, им трудно воспринимать людей, которые находятся за пределами их ограниченной сферы.
Бёрки тоже воспитывают дочь по-другому. Билл и Джуди говорят с Лесли так, будто она взрослая, уважают её мнение и желания и предоставляют ей значительную самостоятельность в повседневной жизни. Их семейные отношения сильно отличаются от отношений в семье Эронсов, где родители являются авторитетными фигурами, а дети должны их слушаться. Эронсы соответствуют общепринятой модели семьи в Ларк-Крик, в то время как Бёрки с их более широкими взглядами — нет.
Эти различия создают трудности для Лесли. Поскольку она выросла в принимающей, открытой среде, она открыто принимает других и предполагает, что они будут делать то же самое по отношению к ней. Для неё становится неприятным открытием, что Ларк-Крик не отличается либеральными взглядами, и осуждение одноклассников глубоко ранит её. Когда Лесли рассказывает, что в её семье нет телевизора, весь класс приходит в шок. «Шипящие звуки недоверия уже перерастали в ропот презрения», — пишет рассказчик об одноклассниках Лесли, которые затем безжалостно дразнят её. Однако Лесли никогда не предаёт себя; она остаётся такой, какая есть, и не меняется, чтобы вписаться в общество. Это главная причина, по которой Джесс — её единственный друг в городе; он единственный, кто принимает её такой, какая она есть, даже если она не соответствует социальным ожиданиям.
Конформизм также является проблемой, когда речь заходит о гендерных ролях. Ни Лесли, ни мисс Эдмундс не считаются «настоящими» женщинами, потому что они не одеваются как подобает. Они носят брюки или короткие шорты вместо платьев, а мисс Эдмундс не пользуется традиционным макияжем.
Их характеры контрастируют с характерами Бренды и Элли, которые соответствуют традиционным женским ролям. Бренда и Элли заботятся о традиционной одежде, макияже и мальчиках, то есть вещах, которые считаются подходящими для девочек в Ларк-Крик. Точно так же Джессу трудно соответствовать традиционным мужским ролям. Он презирает себя за трусость, потому что бояться — это «не по-мужски». Джессу также приходится скрывать свой талант и любовь к искусству, которые его отец категорически не одобряет и считает по сути женскими и опасными занятиями.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Джесси | Джесси Оливер Эронс-младший — творческий и трудолюбивый мальчик, учится в пятом классе начальной школы Ларк-Крик. |
Лесли | Свободолюбивая, уверенная в себе Лесли Бёрк — новая ученица пятого класса в начальной школе Ларк-Крик. |
Мэй Белл | Мэй Белль Эронс — восхищённая шестилетняя сестра Джесса, которая часто ходит за ним по пятам. |
Мисс Эдмундс | Мисс Джулия Эдмундс, молодая учительница музыки в начальной школе Ларк-Крик, — свободолюбивая «хиппи», которая нравится ученикам и вызывает у них восхищение. |
Мистер Эронс | Мистер Эронс — фермер, который постоянно работает, чтобы обеспечить свою жену и пятерых детей. |
Мама | Мама, или миссис Эронс, — перегруженная работой и обязанностями мать пятерых детей Эронсов. |
Дженис Эйвери | Дженис Эйвери — задира в седьмом классе начальной школы Ларк-Крик. |
Бренда | Бренда Эронс, старшая сестра Джесс, эгоистична, невнимательна, тщеславна и ей всё равно, что она ранит чувства других. Она при каждом удобном случае унижает Джесса. |
Элли | Элли Эронс старше и умнее своей сестры Бренды, и, по мнению Джесса, она всегда добивается своего, что обычно означает новую одежду или отказ от домашних дел. Её главные интересы, как и у сестры, — это шопинг и мальчики. |
Джойс Энн | Младшей из пяти детей, Джойс Энн Эронс, всего четыре года, и братья с сёстрами считают её плаксой. |
Мисс Бесси | Мисс Бесси — это корова, которая принадлежит семье Эронс. Джесс должен доить её каждое утро и вечер. |
Билл | Политический обозреватель Билл Бёрк, работающий из дома, переехал из пригорода Вашингтона, округ Колумбия, и выбрал образ жизни «назад к основам». У него близкие дружеские отношения с 10-летней дочерью, к которой он относится как к взрослому человеку и называет её по имени. |
Бабушка Бёрк | Бабушка Бёрк любит Лесли и посылает ей подарки, но не понимает, что Лесли их переросла. |
Джуди | Успешная писательница Джуди Бёрк — мать Лесли. Она умна и проницательна, но поглощена своим творчеством и часто кажется рассеянной, когда речь заходит о Лесли. |
Клайд Дил | Клайд Дил, ученик пятого класса начальной школы Ларк-Крик, участвует в забегах среди мальчиков; он спорит с Джимми Митчеллом о том, кто выиграл забег. |
Вильма Дин | Вильма Дин учится в седьмом классе начальной школы Ларк-Крик. Она подруга Дженис Эйвери и задира. |
Джимми Дикс | Джимми Дикс, предположительно, друг Бренды, чья предполагаемая смерть расстроила бы её настолько, что она не смогла бы есть. |
Билли Джин Эдвардс | Билли Джин Эдвардс — подруга Мэй Белль в начальной школе Ларк-Крик. |
Гарри Фалчер | Властный и амбициозный Гарри Фалчер учится в пятом классе начальной школы Ларк-Крик. Он руководит забегами мальчиков. |
Бобби Греггс | Бобби Греггс учится в пятом классе начальной школы Ларк-Крик. |
Мирна Хаузер | Мирна Хаузер учится в начальной школе Ларк-Крик. Джесс считает, что прошлой весной ей благоволил Билли Радд, чьи инициалы вырезаны на парте Джесс в школе. |
Бобби Сью Хеншоу | Бобби Сью Хеншоу учится в седьмом классе начальной школы Ларк-Крик. Она подруга Дженис Эйвери, а ещё она хулиганка. |
Уиллард Хьюз | Уиллард Хьюз учится в седьмом или восьмом классе начальной школы Ларк-Крик. Многие девочки из седьмого класса, в том числе Дженис Эйвери, влюблены в него, а Джесс и Лесли используют его имя, чтобы отомстить Дженис. |
Салли Кох | Салли Кох, чьи инициалы вырезаны на парте Джесс в школе, вероятно, сидела за этой партой в прошлом году. |
Бобби Миллер | Бобби Миллер, один из самых быстрых бегунов, учится в четвёртом классе и участвует в забегах среди мальчиков в начальной школе Ларк-Крик. |
Джимми Митчелл | Ученик начальной школы Ларк-Крик Джимми Митчелл участвует в забегах и спорит с Клайдом Дилом о том, кто победил в забеге. |
Ванда Кей Мур | Ванда Кей Мур, самая «заносчивая» девочка в пятом классе начальной школы Ларк-Крик, любит выполнять дополнительные задания. |
Билли Моррис | Билли Моррис учится в начальной школе Ларк-Крик. Он спорит с Вильмой Дин о Уилларде Хьюзе и Дженис Эйвери. |
Миссис Майерс | Миссис Майерс, которая, как известно, улыбается только в первый и последний дни учёбы, — учительница пятого класса в начальной школе Ларк-Крик. Она непопулярна среди учеников, которые считают её кислой и неприятной. Однако она сочувствует горю Джесс, и этот контраст с мисс Эдмундс важен в романе, поскольку все ученики миссис Майерс недолюбливают. |
Мэри Лу Пиплз | Мэри Лу Пиплз — «вторая по заносчивости» девочка в пятом классе начальной школы Ларк-Крик. |
Уэйн Петтис | В прошлом году Уэйн Петтис, ученик шестого класса начальной школы Ларк-Крик, был самым быстрым бегуном в пятом классе. |
Миссис Пирс | Миссис Пирс — учительница седьмого класса в начальной школе Ларк-Крик. Лесли отвлекает её внимание, пока Джесс кладёт записку на стол Дженис Эйвери. |
Проповедник | Краснолицый и вспотевший проповедник иногда кричит во время проповедей. Поскольку мама его не любит, Эронсы ходят в церковь только на Пасху. |
Миссис Прентис | Миссис Прентис — водитель автобуса, на котором Джесс и Лесли едут домой из школы. |
Принц Терриен | Принц Терриен, или П.Т., — это щенок, которого Джесс дарит Лесли на Рождество. Он верный и замечательный друг для обоих детей. |
Билли Радд | Билли Радд — ученик начальной школы Ларк-Крик; его инициалы вырезаны в форме сердца вместе с инициалами Салли Кох на парте Джесса в классе миссис Майерс. |
Лолли Тиммонс | Лолли — подруга, с которой Элли и Бренда ходят по магазинам незадолго до первого дня в школе. |
Миссис Тиммонс | Миссис Тиммонс — мать Лолли. Она забирает Элли и Бренду, чтобы отвести их в магазин. |
Мистер Тёрнер | Директор начальной школы Ларк-Крик, мистер Тёрнер, патриот и следит за соблюдением правил в школе, особенно касающихся отношений между мальчиками и девочками. |
Эрл Уотсон | Эрл Уотсон — не очень хороший бегун, но он учится в начальной школе Ларк-Крик и начинает забеги. |
Билли Джо Уимс | Билли Джо Уимс учится в начальной школе Ларк-Крик; его отец погиб в автокатастрофе годом ранее. |
Грег Уильямс | Грег Уильямс учится в пятом классе начальной школы Ларк-Крик. Он дружит с Гарри Фалчером и участвует в забегах мальчиков. |