На западном фронте без перемен (Эрих Мария Ремарк) • роман
краткая информация
История создания
Роман Эриха Марии Ремарка (22 июня 1898 – 25 сентября 1970 гг.) «На Западном фронте без перемен», написанный во время войны, остаётся одним из самых пронзительных, леденящих душу и трогательных рассказов о тяжёлом положении солдата в современную эпоху. Опубликованный в 1929 году — через десять лет после перемирия, положившего конец Первой мировой войне, — роман Ремарка рассказывает историю молодого немецкого солдата по имени Пауль, который переживает одно испытание за другим, сражаясь в окопах, теряя друзей от пуль и бомб и каждую секунду опасаясь за свою жизнь.
Основанный на собственном опыте Ремарка во время Первой мировой войны (во время которой он служил вместе с Адольфом Гитлером), роман «На Западном фронте без перемен» был высоко оценён ветеранами, которые увидели в нём точное описание войны, не приукрашивающее жестокость и страдания, связанные с боевыми действиями.
Ремарк служил сапером во время Первой мировой войны. Когда во время боя его товарищ Кристиан Кранзбьхлер получает ранение, Ремарк спасает ему жизнь. В романе «На Западном фронте без перемен» Кристиан получает имя Франц Кемерих. На страницах книги он умирает в госпитале.
Роман Эриха Марии Ремарка, написанный за четыре недели, имел колоссальный успех. За первые 18 месяцев после публикации было продано 2,5 миллиона экземпляров романа, и он был переведён на 22 языка. Будучи по-настоящему глобальным конфликтом, Первая мировая война, которую тогда называли Великой войной, оказала такое влияние на мир, что появление правдивого рассказа о её жестоких последствиях было оценено почти повсеместно.
О названии
Роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка о Первой мировой войне марка называется Im Westen nichts Neues («На Западе ничего нового».Русский перевод названия романа «На Западном фронте без перемен».
Западный фронт, упомянутый в названии, — это линия фронта между Германией, Великобританией и Францией во время Первой мировой войны. Словосочетание «без перемен» создаёт словесную иронию, потому что на фронте никогда не бывает спокойно и без изменений, кроме как в моменты смерти.
Жанр произведения
Роман. Военная литература.
Символы
Оружие
Первая мировая война ознаменовала значительные изменения в способах ведения боевых действий. По большей части люди не сражались в рукопашных боях, как это было принято в более ранних войнах.
С появлением пулемётов, ручных гранат, танков, химического оружия, бомб и самолётов солдаты рыли окопы для защиты. Новое оружие было предназначено для уничтожения большого количества людей за один раз; оно также наносило дополнительный психологический ущерб. Солдаты знали, что живут только благодаря случайности: любая падающая бомба может причинить им вред, а может и не причинить. Термин «контузия» был придуман для обозначения эмоционального состояния, в котором находились многие выжившие. Точно так же, как оружие более или менее изолировало солдат противоборствующих сторон друг от друга, Пауль Бёммер и его товарищи обсуждают, как правители стран, объявивших войну, были изолированы и не знали о реалиях окопной войны.
Бабочки и природа
В романе неоднократно упоминаются природные пейзажи, животные, бабочки и другие насекомые. Даже на передовой Паулю Бёмеру удаётся заметить пролетающих во время бомбардировки гусей, бабочек и смену времён года. Бабочки олицетворяют невинность, счастье и порядок в природе, контрастируя с наблюдательными аэростатами и черепами, которыми усеяно поле боя. Они также символизируют то, что жизнь людей во время войны особенно хрупка и уязвима.
Пол описывает, как земля обнимает и защищает солдат, словно мать, когда они вынуждены прятаться в окопах. Те немногие воспоминания, о которых Пол может думать без содрогания, связаны с природой, в которой он играл в детстве, и такие сцены — единственное, что приносит ему утешение, когда он возвращается домой в отпуск, — всё остальное кажется ему чужим.
Однако в этом романе природа не всегда добра — иногда она усугубляет страдания солдат. Солдат преследуют бури, жара и грязь. Им также приходится бороться с крысами и вшами. Крысы играют особенно ужасную роль в романе: они жиреют, поедая солдатский паёк и трупы погибших. Вши — переносчики болезней, которые также досаждают солдатам на каждом шагу, угрожая ещё большими потерями. Природа, как и всё остальное в романе, может подчиняться законам войны.
Еда
Еда — это первостепенная человеческая потребность. На фоне ужасного насилия и смертей в романе неоднократно упоминаются продукты питания как напоминание о том, что солдатам нужно не только выживать, но и находить утешение и удовольствие.
Совместная трапеза также символизирует их братство. В этом смысле еда — один из последних остатков их человечности. На фронте, где продукты выдаются по карточкам, часто не хватает хорошей, питательной еды. В начале романа солдаты только что закончили есть говядину с зелёной фасолью и испытывают редкое для военного времени чувство «удовлетворённости и умиротворения». Но еда, как и всё остальное, не может избежать влияния войны. Вкусная еда, которую едят солдаты, — это дополнительные пайки, выданные после того, как 70 человек из их полка были ранены или погибли в бою.
Ботинки и одежда Кеммериха
Сапоги Франца Кеммериха переходят от одного солдата к другому в попытке противостоять смерти, потому что сапоги переживают каждого своего владельца: Франц Мюллер получает их от Кеммериха, а Пауль Бёммер — от Мюллера. В то же время сапоги становятся символом быстротечности жизни, потому что сапоги служат дольше и в каком-то смысле ценнее, чем жизни их владельцев. Кроме того, практическая необходимость в хороших сапогах во время войны перевешивает сострадание, которое один солдат может испытывать к смерти другого.
Другие предметы одежды также играют важную роль в романе, потому что они напоминают о самой базовой потребности человеческого тела — защите от непогоды.
Униформа, в том числе каски и ботинки, играет важную роль в жизни солдат. Униформа отражает роль мужчин в армии. Иногда униформа защищает солдат или помогает им выполнять свою работу, но так же часто она не спасает их от града пуль и снарядов.
Наличие или состояние предметов одежды также символизирует отношение солдат друг к другу и их отношение к войне, которая идёт вокруг них. Когда Пол приезжает домой в отпуск, ему не нравится просьба отца надеть форму, но он также чувствует себя неловко, когда впервые надевает гражданскую одежду. В любом случае, после пережитого на войне ни один из этих нарядов не отражает его сущность.
Основная идея
Основная идея романа Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен» заключается в изображении ужаса и бессмысленности войны, особенно с точки зрения молодых солдат, которые переживают её трагические последствия.
Ремарк описывает войну как бесконечный цикл насилия, разрушений и страха, который не только лишает людей жизни, но и превращает их в морально опустошённых существ.
Главные герои, включая Пауля Боймера, находятся на фронте во время Первой мировой войны, где они сталкиваются с физическим и психологическим истощением. Ремарк акцентирует внимание на утрате невинности, разрушении идеалов и разрыве между солдатами и цивильной жизнью. Война воспринимается как безжизненная механическая система, где люди становятся лишь винтиками в большом военном механизме, потерявшими свои человеческие черты.
Через судьбы солдат, переживающих тяжёлые испытания, роман выражает протест против войны и подчеркивает её катастрофические последствия для человеческой личности и общества в целом.
Темы
Современная война
Раньше во многих литературных произведениях о войне подчёркивались её идеалистические аспекты, такие как честь, слава и патриотизм. Первая мировая война привела к появлению арсенала нового, мощного оружия, такого как иприт и пулемёты, которые могли привести к массовым убийствам.
«На Западном фронте без перемен» в мельчайших подробностях описывает уникальные физические последствия Первой мировой войны с многочисленными графическими описаниями ужасных военных ранений и изуродованных трупов. В книге также рассказывается о зачастую неблагоприятных физических условиях, с которыми сталкиваются солдаты в своих лагерях после возвращения с передовой.
Кроме того, в романе подробно описываются разрушительные психологические последствия войны для солдат. Ремарк показывает, как наблюдение за смертью на таком уровне влияет на рассудок и эмоциональное состояние солдат. Пауль Бёммер и его товарищи глубоко отчуждаются от самих себя, своей страны и своих семей, пытаясь заглушить свои эмоции, чтобы просто выживать изо дня в день. Другие солдаты сходят с ума или дезертируют.
Потерянное поколение
В 1920-х годах американская писательница Гертруда Стайн сказала Эрнесту Хемингуэю, что он и другие представители его поколения, достигшие совершеннолетия во время Первой мировой войны, были «потерянным поколением». На протяжении всего романа Пол Бёммер часто беспокоится о том, что его поколение безвозвратно «потеряно» из-за участия в войне. Он и его друзья записались в армию сразу после окончания школы, и вся их взрослая жизнь была посвящена сражениям. У них нет ни карьеры, ни семьи, к которым они могли бы вернуться после окончания войны, а их опыт, полученный во время войны, гарантирует, что приспособиться к гражданской жизни будет в лучшем случае трудно. Мужчинам также остаётся размышлять о том, что хорошего принёс им опыт, полученный в окопах, особенно потому, что война, в которой они участвовали, не была той, в которую они верили. Их будущее кажется таким же потерянным, как и прошлое.
Патриотизм
Первая мировая война в каком-то смысле начинается как акт патриотизма: идея о том, что национальная идентичность связана с индивидуальными особенностями людей. Пауль Бёммер и его друзья тоже вступают в армию, руководствуясь этой идеей. Однако ужасы войны быстро разрушают эту идею патриотизма, поскольку война становится всё менее и менее связанной со страной и всё более и более — с индивидуальным выживанием. В конце концов Пауль понимает, что настоящие враги — это не солдаты противника, а могущественные правительства, которые жертвуют отдельными солдатами ради власти и славы.
Дух товарищества
Хотя в целом война в романе показана как нечто ужасное, бесчеловечное и смертоносное, чувство товарищества между Полем Бёмером и его товарищами — это единственный луч надежды, который помогает им выстоять в ужасных испытаниях войны. Их коллективный опыт связывает их так сильно, как никогда не смогут понять гражданские друзья и семья, потому что большая часть их общего опыта — это сильные страдания и борьба за выживание.
Человечность Пола проявляется в том, что он не скрывает своих эмоций, когда говорит о друзьях или проявляет сочувствие к новобранцу. В неожиданные моменты романа Пол также испытывает сочувствие или признаёт страдания других людей, в том числе русских пленных, французского солдата, которого он убивает, и пациентов военного госпиталя.
Сопереживание против Отчуждения
Сталкиваясь с жестокостью войны, солдаты разрываются между сочувствием (способностью сопереживать страданиям других) и отчуждением (отчуждением от остального человечества и от самих себя).
Солдатам часто приходится отстраняться от собственных эмоций, чтобы пережить ужасы, которые они видят, и постоянную угрозу быть ранеными или убитыми. Они чувствуют себя оторванными от своих семей и друзей и теряют всякую надежду на будущее. Однако случаются проблески сочувствия. Солдаты дружат и заботятся друг о друге. Пауль Бёммер, глубоко разочарованный войной, часто выражает своё отчуждение. Тем не менее, во многих случаях он проявляет сочувствие, например, утешает бывшего одноклассника, умирающего от военных ран.
Контекст
Первая мировая война
Первая мировая война длилась с 1914 по 1918 год и охватила весь европейский континент и другие территории. В основном конфликте участвовали Центральные державы, в том числе Германия, Австро-Венгрия и Турция, которые противостояли союзникам, в том числе Франции, Великобритании, России, Италии, Японии и Соединённым Штатам.
В то время как на европейском континенте назревала война, искрой, которая разожгла её, стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в Сараево, столице Боснии. Австро-Венгрия, союзником которой была Германия, объявила войну Сербии. Вскоре после этого Россия присоединилась к Сербии в качестве её союзника, а Франция и Великобритания последовали этому примеру. В 1917 году к союзникам присоединились Соединённые Штаты.
Стратегии и оружие, использовавшиеся в Первой мировой войне, были более технологичными, чем в предыдущих войнах. Армии впервые применили в бою пулемёты и другое скорострельное оружие, танки и химическое оружие в виде нервно-паралитического газа. Такое оружие быстро привело к рекордному количеству массовых жертв. Погибло около девяти миллионов человек, а общие потери (включая убитых, раненых, взятых в плен и пропавших без вести) составили более половины солдат, участвовавших в Первой мировой войне. Новая технология также обеспечила то, что большая часть убийств совершалась на расстоянии. На самом деле, противоборствующие войска гораздо реже сталкивались лицом к лицу, как это было раньше на традиционном поле боя.
Чтобы защититься от этого обстрела, каждая сторона вырыла в земле несколько параллельных траншей, а затем попыталась измотать другую сторону бомбардировками, чтобы захватить территорию и отправить своих солдат вперёд пешком. Это привело к медленному и болезненному продвижению вперёд и большому количеству погибших, тела которых скапливались на «ничейной земле» — пространстве между траншеями противоборствующих сторон. Солдаты часто неделями оставались в грязных окопах с крысами и вшами, что приводило к ещё большему количеству смертей от болезней.
Эти новые военные стратегии оказывали гораздо более сильное психологическое воздействие на солдат, чем в предыдущих войнах, и представление о том, что смерть за свою страну — это патриотический долг, начало разрушаться, когда солдаты стали свидетелями массовой бойни вокруг них.
Контузия
Термин «контузия» был придуман солдатами для описания психологических последствий сражений во время Первой мировой войны. Бои и бомбардировки в окопах были настолько ожесточёнными, что врачи начали замечать, что солдаты страдают от тревожности, ночных кошмаров, усталости, а также от ухудшения зрения и слуха. У многих из них не было физических ранений, которые могли бы объяснить эти симптомы, поэтому врачи списывали их на «нервный и психический шок». Однако, поскольку это состояние по-прежнему оставалось малоизученным, некоторых солдат, страдавших от контузии, ошибочно судили за дезертирство и трусость.
Британский офицер-медик Чарльз С. Майерс изучил это состояние во время войны и разработал план лечения, который включал оперативное лечение и психотерапию. В декабре 1916 года армия разрешила ему создать четыре специализированных подразделения для лечения более легких случаев контузии; более тяжелые случаи лечились в госпиталях базы.
Сегодня контузия считается предвестником посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — заболевания, которое может развиться у любого человека, пережившего травмирующее событие, например войну. ПТСР характеризуется трудностями с адаптацией к гражданской жизни, потому что мозг, всё ещё убеждённый, что он переживает первоначальную травму, постоянно находится в состоянии повышенной готовности к опасности. Это состояние также заставляет людей чувствовать себя отчуждёнными от окружающих, потому что они не могут обсуждать свой опыт или окружающие их эмоции. В романе «На Западном фронте без перемен» рассказчик Пауль Бёммер отказывается обсуждать свой боевой опыт с семьёй, опасаясь, что эмоции возьмут над ним верх.
Влияние
Реалистичное описание Ремарком того, как велась Первая мировая война, и его характеристика Пауля как антипода стереотипного героя войны оказали глубокое влияние на то, как воспринималась Первая мировая война.
Несмотря на то, что Ремарк в авторском примечании пишет, что роман не поддерживает какую-либо политическую позицию в отношении войны, роман был провозглашён антивоенным и принят пацифистами. Роман также пролил свет на психологические и физические испытания, через которые прошли солдаты, помогая читателям понять огромное психическое напряжение, которому подвергались солдаты. Это также помогло привлечь внимание к обращению с ветеранами войны, многим из которых было трудно приспособиться к гражданской жизни после травматического опыта военного времени.
Интересно, что роман Ремарка вышел в том же году, что и роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». Роман Хемингуэя в некоторой степени основан на его опыте работы водителем скорой помощи во время Первой мировой войны и, как и роман Ремарка, рисует негативную картину войны.
Роман Ремарка, как и роман Хемингуэя, позволил последующим авторам писать о войне с более критической точки зрения. Среди авторов, которые также писали романы, критикующие войну, — Джеймс Джонс («Отсюда и в вечность», 1951 и «Тонкая красная линия», 1962), Гюнтер Грасс («Жестяной барабан», 1959), Джозеф Хеллер («Уловка-22», 1961), Курт Воннегут («Колыбель для кошки», 1963 и «Бойня номер пять», 1969) и Тим О’Брайен («Вещи, которые они несли с собой, 1990).
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Пауль Боймер | Пауль Боймер, молодой немецкий солдат, является рассказчиком и главным героем романа. |
Катчинский | Станислав «Кэт» Катчинский — сослуживец и ближайший друг Пола. |
Кропп | Альберт Кропп — бывший одноклассник и сослуживец Пола. |
Фридрих Мюллер | Фридрих Мюллер — бывший одноклассник и сослуживец Пола. |
Тьяден | Тьяден — слесарь и однополчанин. |
Капрал Химмельштос | Капрал Химмельштос — офицер, обучающий солдат. |
Канторек | Канторек — бывший школьный учитель Пауля и его юных товарищей. |
Отец Боймера | Отец Боймера отталкивает его, задавая слишком много глупых вопросов о войне. |
Мать Боймера | Больная раком мать Боймера беспокоится о его благополучии и присылает ему вкусную еду и одежду, которые она едва может себе позволить. |
Сестра Боймера | Старшая сестра Боймера — первый человек, которого он видит, когда возвращается домой в отпуск, и единственная, кто видит его плачущим. |
Бем | Йозеф Бем — первый из одноклассников Пауля Боймера, погибший на войне. |
Бергер | Бергер — солдат, который теряет рассудок и погибает, когда пытается помочь собаке во время боя. |
Детеринг | Сослуживец Пауля Боймера, Детеринг, — фермер с семьёй. В конце концов он сходит с ума и пытается дезертировать из армии. |
Дюваль | Жерар Дюваль — французский солдат, которого Пауль Бёмер убивает во время боя. |
Кеммерих | Франц Кеммерих — бывший одноклассник и сослуживец Пауля Боймера, который умирает и отдаёт свои сапоги Мюллеру. |
Лир | Питер Лир — сослуживец и бывший одноклассник Пола Бёмера. |
Миттельштедт | Миттельштедт — бывший одноклассник и сослуживец Пауля Бёмера, который мстит Кантореку, когда того призывают на войну. |
Хайе Вестхус | Хайе Вестхус — сослуживец Пола Боймера, который планирует остаться в армии после окончания войны. |
Интересные факты
1. «На Западном фронте без перемен» была одной из первых книг, сожжённых нацистами.
В 1933 году нацисты пришли к власти в Германии и начали публично сжигать книги, которые, по их мнению, представляли угрозу могуществу государства. «На Западном фронте без перемен» был среди них, поскольку слишком ярко описывал реалии войны, ставил под сомнение понятие патриотизма как мотивации для поступления на службу и подчеркивал тщетность немецкого дела в Первой мировой войне.
2. Нацисты лишили Ремарка немецкого гражданства из-за «На Западном фронте без перемен».
Помимо сожжения его книг, нацистский режим лишил Ремарка немецкого гражданства, назвав роман марксистской пропагандой и государственной изменой. В результате Ремарк был вынужден переехать в Соединённые Штаты. Прежде чем жить и работать в Голливуде, он познакомился со знаменитой немецкой актрисой Марлен Дитрих и завёл с ней сложный роман, о котором, по-видимому, знал и терпел её муж. Позже у него был короткий роман с другой знаменитой актрисой, Гретой Гарбо.
3. Нацистские солдаты ворвались на премьеру экранизации «На Западном фронте без перемен».
5 декабря 1930 года — за три года до прихода нацистов к власти в Германии — нацистский пропагандист Йозеф Геббельс привёл вооружённые силы на премьеру фильма «На Западном фронте без перемен», используя дымовые шашки и избивая зрителей. Идея фильма, показывающего жестокость современных боёв, считалась «негерманской» по своей сути. Впоследствии нацисты запретили этот фильм, когда пришли к власти.
4. Ремарк использовал для обложки изображение с плаката военных облигаций.
Обложка первого англоязычного издания «На Западном фронте без перемен» была вдохновлена дизайном пропагандистских материалов Первой мировой войны в Германии. Использование иллюстраций в стиле пропаганды резко контрастирует с антивоенными настроениями книги.
5. Описания военных госпиталей, которые даёт Ремарк, основаны на его личном опыте.
Раненый в 1917 году, Ремарк лечился в переполненном госпитале в Дуйсбурге, Германия. Его описания медицинских ужасов военного времени, в том числе страшной «палаты смертников», были основаны на том, что он видел во время госпитализации.
6. Пауль — один из многих, кто погиб в День перемирия.
Возможно, самая большая трагедия в «На Западном фронте без перемен» заключается в том, что главный герой, Пауль, погибает незадолго до официального объявления о завершении войны. В День перемирия, 11 ноября 1918 года, погибло около 10 000 человек, в том числе более 3000 американцев, когда генерал Джон Першинг отдал приказ о последней атаке в 10:30 утра, всего за полчаса до вступления в силу перемирия.
7. Элтон Джон посвятил роману Ремарка песню.
В альбоме музыканта 1982 года Jump Up! есть песня с таким же названием, как и у книги, в которой он оплакивает войну. В тексте песни говорится: «На западном фронте перемены, ангелы плачут /Призраки стекаются в затопленные окопы, когда гибнет Германия».
8. Сестру Ремарка нацисты обезглавили из-за её родственных связей с автором.
Эльфрида Шольц, сестра Ремарка, придерживалась тех же антинацистских взглядов, что и её брат. Она была арестована и приговорена к смертной казни через обезглавливание, и в приговоре прямо говорилось: «Ваш брат вне нашей досягаемости, но вы от нас не ускользнёте!»
9. «На Западном фронте без перемен» подверглась критике за изображение врачей, медсестёр и монахинь.
Немецкий врач Карл Кронер критиковал Ремарка за то, что тот изобразил немецких врачей, медсестёр и монахинь равнодушными и механистичными в обращении с ранеными солдатами. Кронер был обеспокоен тем, что Ремарк популяризировал этот стереотип за границей. Одной из особых проблем, по мнению Кронера, было то, что Ремарк не объяснил, как врачи спешили на поле боя, чтобы оказать помощь раненым, и как они доставляли их в медицинские палатки во время сражения. На самом деле опасения Кронера были непреднамеренным предвестником финансируемых нацистами экспериментов над людьми, которые проводились во время Второй мировой войны.
10. «На Западном фронте без перемен» была частью важного литературного движения.
Литературный стиль, известный как «Neue Sachlichkeit», что переводится как «Новая объективность», возник в литературе после Первой мировой войны. Эта форма повествования отличается отказом от художественных изысков в пользу более реалистичного, приземленного подхода. Чрезвычайно реалистичное повествование в «На Западном фронте без перемен» является ярким примером литературы такого типа.