Зов предков (Джек Лондон) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1903 | Форма произведения: роман | Жанр: приключенческий | Время событий: XIX век | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Бэк Второстепенные герои: Джон Торнтон, Шпиц, Хэл, Мерседес, Билли, "Черный" Бертон, Чарльз, Кэрли, Дэйв, Долли, Франсуа, Ганс, Джо, Человек в красном свитере, Мануэль, Мэтьюсон, Судья Миллер, Джим О'Брайен, Перро, Пит, Пайк, первобытный человек, шотландец-полукровка, Соллекс, Ихеты

История создания

Классический приключенческий роман Джека Лондона (12 января 1876 – 22 ноября 1916 гг.)  «Зов предков» рассказывает о приключениях Бэка, собаки, которую перевезли из Калифорнии на Аляску в качестве ездовой собаки. По мере развития сюжета Бэк становится все более созвучным своим инстинктам и диким повадкам, учась существовать в суровых условиях. Понимая, что он должен бороться, чтобы выжить в этом жестоком мире, Бэк становится сильным лидером, несмотря на свое скромное происхождение.

Джек Лондон провел год на Юконе, проводя исследования для «Зова предков».
В 1897-98 годах Джек Лондон путешествовал по Аляске в поисках золота. Он проплыл на лодке на север через ряд озер и часто преодолевал сложные пороги. Хотя зимой Джек Лондон сильно заболел цингой из-за нехватки доступного витамина С, он был очарован дикой природой и образом жизни Крайнего Севера. Его восхищение пейзажем вдохновило  его на создание «Зова предков» в этих суровых условиях. Он отметил, что две книги, которые он привез с собой, «О происхождении видов» Чарльза Дарвина и «Потерянный рай» Джона Мильтона, послужили интеллектуальной основой для его экспедиции. Лондон изначально планировал, что «Зов предков» будет намного короче.  Также своё вдохновение Джек Лондон приписывает «Книге джунглей» Редьярда Киплинга, которая была опубликована всего несколькими годами ранее «Зова предков». Несмотря на совершенно разные декорации, в обеих работах представлены антропоморфизированные животные, наделенные сложными человеческими эмоциями. Лондон признал влияние Киплинга на свое собственное творчество и похвалил автора, сказав: «Что касается меня, Киплингу в моих работах нет конца…Я бы никогда и близко не написал так, как написал, если бы Киплинга не было.

Прежде чем написать «Зов предков», Лондон написал гораздо более мрачную историю о собаке. «Дьявол-собака», позже переименованный в «Бастард», был первой работой Лондона с участием главного героя-собаки. В своей истории пес выступает в роли антигероя, в конце концов восстает и убивает своего хозяина. Лондон отметил, что он написал «Зов предков» отчасти для того, чтобы  реабилитировать собачий род, избавив его от негативного образа, который писатель изобразил в «Бастарде».

О названии

Название «Зов предков» отсылает к стремлению главного героя романа, пса по кличке Бэк, вернуться к первобытному состоянию своих предков-волков.

Жанр произведения

Роман. Приключение

Символы

Упряжь Бэка

Ремни, соединяющие Бэка с  упряжкой, превращаются из символа подчинения в символ доминирования, а затем и свободы по мере изменения ситуации Бэка. После похищения Бэка упряжь подчеркивает смену позиции Бэка с доминирующей у судьи Миллера на подчиненную, поскольку он вынужден тянуть сани для старателей. Однако после того, как Бэк свергает с престола шпица и становится вожаком собачьей упряжки, упряжь становится символом его власти руководить стаей. Наконец, когда Джон Торнтон разрезает сбрую Бэка, Бэк обнаруживает свободу в том, чтобы быть компаньоном Торнтона, а не его слугой.

Вещи Мерседес

Непонимание Мерседес своего окружения символизируется тем, как она упаковывает свои вещи для поездки. Она перегружает сани вещами, которые не имеют ценности в дикой природе. Ценность предмета в дикой природе зависит от его использования или назначения. Мерседес привозит предметы, которые имеют ценность только в условиях цивилизации. Поскольку Мерседес не понимает этого различия, она становится причиной собственной смерти, поскольку перегруженные сани становятся слишком тяжелыми, чтобы выдержать лед. Дикая природа не поддерживает безумие материального богатства.

Критика

Роман «Зов предков» Джека Лондона, который считается классическим образцом приключенческой литературы, основан на личном опыте автора, полученном во время золотой лихорадки на Клондайке в Юконе. Хотя можно предположить, что книга несколько отличается от реальных событий, ведь её главным героем является собака.

Произведение сразу же стало бестселлером и было тепло встречено критиками. Оно также вызвало большой литературный спор.

Примерно в то же время, когда Лондон писал свою повесть, наблюдался рост популярности литературы о природе. Это привело к расколу между теми, кто очеловечивал животных и природу, и теми, кто предпочитал придерживаться реалистического подхода. Лидером этого движения был натуралист Джон Берроуз, а позже его идеи были подхвачены президентом Рузвельтом, который написал эссе, осуждающее «подделывателей природы», таких как Лондон, которые обманывают людей неправдоподобными историями о дикой природе.

Лондон же на это ответил, что в действительности «Зов предков» и «Белый клык» — «это протест против очеловечивания животных, в чем, на мой взгляд, виновны некоторые писатели о животных. Снова и снова, много раз, я писал в своих рассказах о своих героях-собаках: «Он не думал этого, он просто это делал», и т.д. И делал я это неоднократно, нарушая этим повествование и свои художественные принципы; и делал это для того, чтобы вбить в среднестатистическое человеческое сознание, что действия моих героев-собак определяются не абстрактным мышлением, а инстинктом, органами чувств, эмоциями и примитивным мышлением. Также я пытался, чтобы мои рассказы соответствовали законам эволюции, согласовывал их с научными исследованиями, и вдруг проснулся однажды, чтобы обнаружить, что меня отправили в одну связку с командой подделывателей природы. Президент Рузвельт в ответе за это, он судил и приговорил меня по двум пунктам.

(1) Я обвинен в том, что у меня большой боевой бульдог поборол волкособа.

(2) Я обвинен в том, что позволил рыси победить волкособа в яростной схватке. Что касается второго пункта, Президент Рузвельт ошибся в своих наблюдениях, проводимых за чтением моей книги. Должно быть, он читал ее очень поспешно, так как в моей истории волкособ убивает рысь. Более того, я заставил его не только убить рысь, но и съесть ее. Теперь остался только один пункт, по которому меня можно обвинить в подделывании природы, но по нему меня нельзя обвинить в отступлении от установленных фактов. Все дело в разных точках зрения. Президент Рузвельт не верит, что бульдог может одолеть волкособа. Я думаю, бульдог может одолеть волкособа. Вот и все. Разница во мнениях может иметь значение — и имеет его — на скачках. Я могу понять, какое значение имеет различие мнений в собачьих боях. Но чего я не понимаю, так это каким образом разница во мнениях насчет относительных боевых преимуществ бульдога и волкособа делает меня подделываетелем природы, а Президента Рузвельта — признанным и торжествующим ученым».

Основная идея

«Зов предков» можно читать и как простую, приятную приключенческую повесть, и как заставляющее задуматься размышление о естественном порядке вещей в мире и о том, как сила тела и разума необходимы для выживания.

Основная идея книги «Зов предков» Джека Лондона заключается в исследовании внутреннего конфликта между природными инстинктами и цивилизованными нормами. Главный герой, собака по кличке Бак, переживает переход от комфортной жизни домашнего питомца к суровой реальности дикой природы. В процессе своего путешествия он возвращается к своим древним предкам и открывает в себе дикие инстинкты, необходимые для выживания в суровых условиях.

Книга исследует тему природной силы, выживания, адаптации к изменяющимся условиям и внутреннего преобразования личности под воздействием окружающей среды.

Темы

Цивилизация против дикой природы

Джек Лондон передает тему противостояния цивилизации и дикой природы через этапы трансформации Бэка. На первом этапе Бэк живет роскошной жизнью домашней собаки в обширном калифорнийском поместье, которое Лондон изображает как вершину цивилизации. Бэк считает себя правителем этого царства.

Второй этап начинается драматично: Бэка ловят и продают как ездовую собаку, и вскоре он сталкивается с нецивилизованным миром Северных Земель, миром без благородных правил и комфорта. По мере того, как Бэк узнает, что собаки на Севере следуют «закону дубины и клыка» и должны убивать или быть убитыми, он начинает прислушиваться к своим примитивным инстинктам. Но, хотя им управляют законы дикой природы, Бэк еще не дикий; большую часть своего времени он проводит с людьми. Франсуа, Перро и шотландский полукровка выполняют цивилизованные задачи, доставляя депеши и почту, а Бэк завязывает крепкие любовные узы с Джоном Торнтоном. Таким образом, второй этап — это промежуточный этап, на котором Бэк соединяется со своими примитивными инстинктами в грубой, но человечной обстановке.

На заключительном этапе Бэк погружается в дикую природу, ведя собачью упряжку Торнтона. Здесь первобытные инстинкты Бэка достигают своего полного потенциала, и он становится свирепым хищником. После смерти Торнтона Бэк порывает с человеческим сообществом и полностью подчиняется зову дикой природы, становясь вожаком волчьей стаи.

Закон и порядок

В «Зове предков» Лондон противопоставляет два набора правил: «закон дубины и клыка» и «закон любви и братства». Для Лондона «закон дубины и клыка» правит нецивилизованным миром и дикой природой, а «закон любви и братства» чаще всего встречается в цивилизации. В дикой природе нет созданного человеком кодекса законов, поэтому здесь правит сила и выживает сильнейший. Бэк побеждает в дикой природе, потому что он становится «убийцей, существом, которое охотится … благодаря своей собственной силе и доблести, триумфально выживая во враждебной среде, где выживали только сильные».

Лондон никогда не утверждает, что «закон дубины и клыка» сильнее, чем «закон любви и братства». Вместо этого он создает внутри Бэка дихотомию, в которой сосуществуют два закона. Когда Бэк встречает Джона Торнтона, он уже связан со своими первобытными инстинктами. Однако, установив прочные любовные узы с Торнтоном, Бэк подавляет эти дикие инстинкты и позволяет своей любви к этому мужчине управлять собой. В конце концов, когда Бэк выслеживает добычу в лесу, его примитивная сторона развивается еще больше, порождая внутреннюю борьбу между «законом дубины и клыка» и «законом любви и братства». Бэк, кажется, обретает две ипостаси — верного, ласкового пса в лагере Торнтона и свирепого хищника в дикой природе. Лондон никогда не указывает, какая сторона Бэка сильнее. Однако, когда Торнтон умирает, Бэка больше не связывают отношения с людьми, и он может свободно бродить по дикой природе.

Знания и сила

Лондон отражает тему знаний и власти в основном через способность Бэка адаптироваться и меняться к окружающей среде. Бэк всегда открыт для овладения новыми навыками и реализации своих инстинктов. Например, он озадачен тем, как спать холодными зимними ночами на Севере, но вскоре узнает, что другие ездовые собаки роют гнезда в снегу, и он поступает точно так же. Кроме того, Бэк наблюдает за тем, как Шпиц дерется, и использует это знание, чтобы победить его. Чем больше Бэк узнает, тем сильнее он становится, и это позволяет ему принять зов дикой природы.

Автор также подчеркивает, что происходит, когда цивилизованные люди и собаки не могут адаптироваться к дикой природе. Рассказчик утверждает, что о таких собаках «Все они [одомашненные собаки] были слишком мягкотелыми и умирали от тяжелого труда, морозов и голода». Люди Хэл, Чарльз и Мерседес слишком глупы, горды и тщеславны, чтобы приспособиться к дикой природе. Их невежество приводит к тому, что они перекармливают, недоедают и иным образом плохо обращаются с собаками, и, в конце концов, это невежество убивает их. Для Джека Лондона недостаток знаний ведет к слабости и смерти.

Принадлежность

Для Лондона тема принадлежности напрямую связана с важностью сообщества. На протяжении всего романа Бэк стремится стать частью сообщества. В поместье судьи Бэк принадлежит к цивилизованному сообществу и вполне доволен своим местом в нём. Если бы Бэк не попал в плен, он бы спокойно дожил до конца своих дней, так и не услышав зов дикой природы. Однако, когда Бэк попадает в Северную страну, он должен приспособиться к новому, нецивилизованному обществу, иначе он долго не проживёт. Затем, когда он встречает Джона Торнтона, Бэк влюбляется в него и хочет остаться с ним. Он хочет принадлежать к обществу Торнтона, состоящему из его друзей и других собак.

Лондон также предполагает, что люди стремятся принадлежать к сообществу. Поскольку Франсуа и Перро так серьезно относятся к своей роли в сообществе, они сталкиваются со всевозможными трудностями, доставляя свои депеши. Торнтон и его друзья ищут общества коллег-старателей в различных быстроразвивающихся городах, и уважение этого сообщества важно для них. Чтобы заслужить это, Торнтон просит Бэка выполнить, казалось бы, невыполнимую задачу — тащить сани, нагруженные 1000 фунтами муки.

Лондон считает сообщество необходимым для выживания. Когда Бэк взбунтовался против Шпица, собачья упряжка становится неуправляемой, и их чувство общности нарушается. Если беспорядки продолжатся, жизни санной команды окажутся под угрозой; неэффективная команда сделает их более уязвимыми к суровым условиям окружающей среды. Франсуа хорошо знает об этом: «Франсуа произносил странные варварские клятвы, топтал снег в бессильной ярости и рвал на себе волосы». Когда Бэк побеждает Шпица и становится лидером команды, сообщество восстанавливается, и собачья упряжка достигает рекордного времени. Тем временем, Хэл, Чарльз и Мерседес являются неудачниками в сообществе Северной страны. Поскольку они не прилагают никаких усилий, чтобы стать частью общества, они подвергают риску себя и своих собак.

Мотивы

Насилие

Всё произведение Джека Лондона «Зов предков» пронизывает мотив насилия. Этот мотив принимает три формы. Во-первых, Лондон показывает насилие как основной метод обеспечения соблюдения «закона дубины и клыка». Человек в красном свитере бьет Бэка дубинкой, чтобы научить его послушанию. Шпиц и Бэк используют насилие, чтобы дисциплинировать собачью команду. Это насилие служит обществу. Например, научившись повиноваться человеку с дубинкой, Бэк становится эффективным членом своей собачьей команды.

Лондон также демонстрирует второй тип насилия, который используют Хэл, Чарльз и (косвенно) Мерседес. Это насилие не поддерживает «закон дубины и клыка»; оно поддерживает хаос, который разрушает сообщество. Новички управляют собачьей упряжкой бессистемно и неумело. Например, когда Хэл бьет собак, он делает их менее эффективными. Невежественное насилие Хэла ведет к разрушению, а не к выживанию.

Третий тип насилия мотивирован страстью. Бэк показывает это, когда он сражается с человеком в красном свитере и когда он убивает ихетов. Это насилие не поддерживает «закон дубины и клыка»; вместо этого оно направлено на месть. Мстительное насилие угрожает выживанию тех, кто его практикует. Если бы Бэк продолжал бунтовать против человека в красном свитере, он никогда бы не выучил «закон дубины и клыка» и не выжил бы. Когда Бэк нападает на ихетов, он ничего не делает для повышения своего выживания и рискует быть убитым.

Читатели могут подумать, что Лондон также изображает насилие природы. Например, Франсуа, Перро и их собачья упряжка сталкиваются с суровой погодой, которая угрожает их жизни, а Хэл, Чарльз и Мерседес катаются на санях по тонкому льду, который в конечном итоге убивает их. Однако в этих ситуациях нет насилия, потому что природа не намеревается причинять кому-либо вред или убивать. Природа просто следует своим чередом, который включает в себя низкие температуры и тающий лед.

Видения

На протяжении «Зова предков» Бэка преследует серия снов и видений, которые показывают его страх и развивающуюся связь со своими первобытными инстинктами. В одном кошмарном сне он становится свидетелем жестокой смерти Кэрли, которая убеждает Бэка в необходимости подчиняться «закону дубины и клыка». Позже Бэку снится, что Торнтон покидает его, что усиливает преданность Бэка своему хозяину.

Изначальные видения Бэка развиваются по мере того, как он откликается на зов дикой природы. Сначала, когда Бэк становится вожаком своей собачьей упряжки и подключается к своим первобытным инстинктам, он живо представляет себе первобытного человека, сидящего у костра и со страхом смотрящего в темноту. Бэк видит «опаленную огнем кожу» мужчины и волосы на теле, спутанные, как «густой мех», и он видит глаза «огромных хищных зверей» в темноте. Позже, когда Бэк сидит с Торнтоном у костра, собака чувствует присутствие других «собак, полуволков и диких волков». Поскольку Бэк разделяет инстинкты своих предков, он становится их живым воплощением. Его видение обрело осязаемую реальность. После этого, когда Бэк оказывается на далеком Севере, он видит себя сопровождающим первобытного человека в дикой местности: «Они крались по лесу бесшумно, Бэк следовал за волосатым человеком по пятам».

Теперь Бэк стал активным участником его видений. Вскоре Бэк бегает со своим братом-волком по лесу, чувствуя, что делал это раньше, в первобытную эпоху. Бэк начинает воспроизводить свои видения в реальном мире, воплощая в реальность свои видения о первобытных предках. Теперь Бэк полностью откликнулся на зов дикой природы.

В конце романа ихеты рассказывают истории о свирепом Псе-призраке по имени Бэк. Эти истории можно рассматривать как легендарные видения дикой природы. Полностью воплотив в жизнь свои видения, Бэк превратил себя в легенду.

Персонажи

Персонаж Описание
Бэк Бэк — крупная собака и главный герой «Зова предков». Следуя своим первобытным инстинктам, он превращается из домашнего животного в дикое существо.
Джон Торнтон Опытный старатель Джон Торнтон становится любящим хозяином Бэка.
Шпиц Свирепый пес Шпиц сражается с Бэком за лидерство в собачьей упряжке.
Хэл Глупый и неопытный владелец ездовой собаки, Хэл — брат Мерседес и шурин Чарльза.
Мерседес Глупая и неопытная владелица ездовых собак Мерседес — сестра Хэла и жена Чарльза.
Билли Билли — добродушный пес породы хаски, который является частью собачьей команды Бака. В конце концов, Билли умирает от жестокого обращения Хэла, Чарльза и Мерседес.
«Черный» Бертон «Черный» Бертон — хулиган; когда он затевает драку с Джоном Торнтоном, Бак нападает на Бертона.
Чарльз Глупый и неопытный владелец ездовой собаки, Чарльз — муж Мерседес и шурин Хэла.
Кэрли Кэрли — добродушный ньюфаундлендский пес. Собачья стая убивает Кэрли, когда он прибывает в Северные земли.
Дэйв Ветеран собачьей команды Бэка, Дэйв заботится только о том, чтобы тянуть сани со своей командой. Даже когда Дэйв серьезно заболевает, он настаивает на том, чтобы быть частью команды, но в конце концов шотландец-полукровка пристреливает умирающую собаку.
Долли Долли — пугливая собака, которую убивают после того, как она заразилась бешенством.
Франсуа Честный человек, Франсуа управляет собачьей упряжкой, которая доставляет почтовые депеши. Франсуа дружит с Бэком, членом его собачьей упряжки.
Ганс Ганс — один из партнеров Джона Торнтона. Ганс сопровождает Торнтона в поисках потерянной шахты.
Джо Джо — пес из упряжки Бэка, у которого кислый нрав.
Человек в красном свитере Суровый охотник за собаками, человек в красном свитере учит Бэка «закону клуба».
Мануэль Мануэль, один из слуг судьи Миллера, тайно продает Бэка.
Мэтьюсон Богатый старатель Мэтьюсон заключает пари с Джоном Торнтоном, что Бэк не сможет тащить сани, нагруженные 1000 фунтами товара.
Судья Миллер Судья Миллер — богатый человек и владелец большого поместья в Калифорнии. Он воспитывает Бэка с детства и относится к нему как к особенной собаке.
Джим О’Брайен Джим О’Брайен — старый друг Джона Торнтона; он одалживает Торнтону деньги, чтобы покрыть пари против Мэтьюсона.
Перро Жесткий, но справедливый франко-канадец, Перро перевозит посылки на собачьей упряжке со своим партнером Франсуа. Перро верит, что Шпиц в конечном итоге убьет Бэка.
Пит Пит — один из партнеров Джона Торнтона. Пит сопровождает Торнтона в поисках потерянной шахты.
Пайк Пайк — собака из собачьей упряжки Бэка, которая склонна к лени.
Первобытный человек Первобытный человек является предметом видений Бэка; этот человек сопровождает Бэка в дикой природе.
Шотландец-полукровка Шотландец-полукровка покупает Бэка и его собачью упряжку у Франсуа и Перро. Вместе со своими компаньонами шотландец-полукровка перевозит почту на собачьей упряжке.
Соллекс Ветеран собачьей команды Бэка, Соллекс, кажется, не заинтересован ни в чем, кроме как тащить сани со своей командой. Слепой на один глаз, Соллекс нападает на любую собаку, которая приближается к нему со слепой стороны.
Ихеты Ихеты — вымышленное племя коренных народов.

Интересные факты

» Бэк в «Зове предков» был создан по образцу собаки, принадлежащей другу Лондона.
Во время посещения Доусон-Сити на Юконе Лондон встретил собаку своего друга Маршалла Бонда, сенбернара-шотландскую колли. Лондон очень любил собаку и в письме своему другу Лондон признался: «Да, Бэк основан на вашей собаке в Доусоне».

«Зов предков» классифицируется как короткий роман, но писатель изначально задумывал, что это будет короткий рассказ.

Автор заявил: «Это ускользнуло от меня и вместо 4000 слов набралось 32000, прежде чем я успел остановиться».

Президент США Теодор Рузвельт обвинил Лондона в том, что он «подделывает природу» за его изображение Бэка в «Зове предков».
Термин «подделыватель природы» был оскорблением, использованным в отношении авторов художественной литературы о природе с изображением персонифицированных персонажей-животных. Наряду с различными критиками, обвинявшими Лондон в искажении изображения животных как «людей в меху», известный натуралист и президент Теодор Рузвельт высказался и использовал термин «подделыватель природы» для описания автора.

 Джека Лондона обвинили в плагиате 
Лондон столкнулся со многими обвинениями в плагиате, в частности, за подделку рассказа Эджертона Р. Янга «Мои собаки в северной стране» 1902 года. Критики сходятся во мнении, что это, а также другие обвинения Лондона в плагиате имеют под собой основания. Лондон признал, что роман Янга был для него источником вдохновения и что он написал Янгу благодарственное письмо за предоставленное вдохновение.

Ученые назвали Бэка в «Зове предков» «ницшеанской гончей» в честь знаменитого философа.
Немецкий философ Фридрих Ницше, наиболее известный своими мыслями о нигилизме, возможно, вдохновил Лондона сделать главным героем собаку. В дополнение к влиянию концепции Дарвина о выживании наиболее приспособленных, история демонстрирует элементы ницшеанской теории «сверхчеловека», в которой концепция самой могущественной формы жизни является целью, которую человечество поставило перед собой.

Прежде чем стать писателем, Лондон путешествовал по Соединенным Штатам как бродяга.
В молодости, во время разрушительного экономического спада между 1893 и 1896 годами, перспективы трудоустройства в Лондоне были невелики. В результате он провел несколько лет, попрошайничая и путешествуя по стране по железной дороге, каждый день с трудом сводя концы с концами.

Работы Джека Лондона отклоняли более 650 раз, прежде чем он добился успеха.
За свою карьеру Лондон получил гору писем с отказами. Многие из них были очень краткими, с такими заявлениями, как «Слишком длинно для того, что в них рассказывается» и «Слишком трагично. Мы открыты для маленьких любовных историй объемом в 1600 слов «. Хотя Лондона постоянно обескураживали отказы, однажды он оптимистично заметил: «Если я умру, я умру тяжело, сражаясь до последнего «.

 

Текст: Светлана Никонова, 78 👀