Посторонний • роман 💡

Автор: Камю А. | Дата публикации: 1942 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Африка |

«Посторонний» – повесть французского писателя Альбера Камю, художественный манифест экзистенциальной философии. Мерсо, главный герой произведения, представляет увлекательное философское исследование человеческих эмоций и их связи с социальными ценностями и ожиданиями. На протяжении десятилетий повесть Камю хвалили, критиковали и анализировали как литературные критики, так и философы. В переводе Г. В. Адамовича именуется «Незнакомец».

История создания

Камю задумался о написании произведения ещё в 1937 году. Первая публикация повести пришлась на 1942 год. Писатель не сразу остановился на названии «Посторонний». Он выбирал также между «Обыкновенным человеком», «Безразличным» и «Счастливым человеком». Камю вдохновился романом Стендаля «Красное и чёрное». Из этого произведения автор позаимствовал композицию. Мерсо – противоположность Сореля. Он не интересуется карьерой или любовью, совершает преступление, а не пытается его совершить. Герой Камю не оправдывает себя. Читатель может разглядеть и общую черту этих персонажей: Мерсо и Сорель – романтики.

ИНТЕРЕСНО! Французы начали контролировать Алжир в 1830 году. К 1914 году Франции подчинялась вся страна. Общение между французскими гражданами и арабским населением отсутствовало. Европейцы не понимали арабских обычаев и религии; они часто относились к арабской культуре с подозрением. Камю очень сочувствовал страданиям арабского народа. В «Постороннем» расистское отношение к арабам можно увидеть в том, что суд сосредоточил внимание на поведении Мерсо, а не на убийстве араба.

Соответствующие философии

Атеизм и отчуждение

Главный герой повести – атеист. Мерсо уверен в том, что Бога не существует. Эта точка зрения была популярна среди ведущих мыслителей Франции. В XVIII веке некоторые французские священники и философы тайно и публично начали бросать вызов традиционным религиозным верованиям. Во время Французской революции на короткое время правило атеистическое государство. К XIX веку труды французского биолога Жана-Батиста Ламарка повлияли на работы учёного Чарльза Дарвина, чьи эволюционные идеи вдохновили многих атеистов. Для героя Камю любая попытка познать общий смысл жизни – нелепа. Камю считал, что отчуждение, чувство отстранённости от других, возникает, когда люди испытывают экзистенциальную тревогу (страх или боязнь этой ответственности). Это чувство отчуждения преодолевается только тогда, когда люди считают себя создателями собственной жизни.

Экзистенциализм

В ХХ веке человечество переживает две самые кровавые войны за всю свою историю. Эти трагические события накладывают отпечаток на искусство, литературу, музыку и философию. Произведение Камю находится на грани литературы и философии. Автор пишет об абсолютной свободе. Экзистенциализм как направление в литературе и философии интересуется, прежде всего, существованием человека. Автор представляет существование людей как цепочку случайных событий. Воля отдельного человека не влияет на ход этих событий. Человек вынужден приспосабливаться к условиям, к случайностям. Мерсо понимает, что любая попытка придать смысл вселенной нелепа. Полностью приняв эту истину, он достигает свободы, оставаясь верным своим убеждениям даже перед лицом смерти. Он не позволяет никому заставить себя принять традиционные моральные ценности.

Абсурдизм

Камю действительно принял основные убеждения абсурдизма: людям не удастся найти смысл или логику во вселенной, потому что смысла и логики не существует. Мерсо живёт в этом абсурдистском пространстве, и его реакции на мир отражают это. Вот почему, например, на него не влияет смерть матери. Её жизнь не имела для него никакого значения. Точно так же он равнодушен к дружбе и браку. Даже его удовольствие от сна, его регулярное желание спать проистекает из абсурдистской точки зрения, поскольку нет причин бояться упустить что-то важное, а сон облегчает разочарование.

Фашизм

Наблюдение Камю за ненавистью, разрушением, насилием и смертью тоталитарных правительств ХХ века способствовало его взгляду на нигилизм. В течение 1930-х годов фашисты установили в Испании и Германии тоталитарные правительства. В 1936 году в Испании началась гражданская война между демократическим правительством и фашистскими повстанцами во главе с Франсиско Франко. После трёх лет кровавого конфликта фашисты одержали победу и установили тоталитарное правительство. Пока Камю писал «Постороннего», нацисты захватили Австрию и Чехословакию и вторглись в Польшу, начав Вторую мировую войну. Повсеместные разрушения, вызванные этими тоталитарными правительствами, заставили Камю рассматривать ХХ век как период, в котором доминирует дух нигилизма – отказ от моральных или религиозных принципов из-за бессмысленности жизни. Эта точка зрения проявляется в его повести через характеристику Мерсо, который не видит ничего важного в мире и отказывается притворяться.

Система персонажей

Главные герои

Второстепенные персонажи

  • Мерсо – атеист и нигилист; убивает араба и приговаривается к казни из-за того, что не разделяет тех же чувств и моральных ценностей, что и другие.
  • Мари Кардона – весёлая девушка Мерсо; она хочет, чтобы Мерсо женился на ней, даже если он её не любит.
  • Раймон Синтес – друг и сосед Мерсо и источник конфликта главного героя с арабом.
  • Судья – обвиняет Мерсо в отсутствии традиционных христианских ценностей.
  • Прокурор – строит дело против Мерсо и обвиняет его в чудовищном поведении по отношению к матери, а не в убийстве араба.
  • Адвокат – заявляет, что Мерсо виновен, но предлагает объяснение.
  • Священник – пытается убедить Мерсо принять Бога перед смертью.
  • Селеста – приятель Мерсо; даёт показания от его имени на суде.
  • Мать Мерсо – мертва в начале рассказа; ей устраивают похороны.
  • Директор – отвечает за дом презрения, в котором жила мать Мерсо.
  • Смотритель – работает в доме презрения; разговаривает с Мерсо во время похорон.
  • Томас Перес – убитый горем старик; жених покойной матери Мерсо.
  • Эммануэль – коллега Мерсо.
  • Саламано – пожилой сосед Мерсо, который жестоко обращался со своей собакой.
  • Маленькая женщина – возбуждает любопытство Мерсо из-за одержимости рутиной.
  • Массон – друг Раймона.
  • Любовница Раймона – арабка, которая, по мнению Раймона, изменила ему.
  • Араб – брат любовницы Раймона; был убит Мерсо.

Тематика и проблематика

Камю развивает в «Постороннем» три взаимосвязанные темы:

  • бессмысленность жизни и отстранённость, возникающие в результате принятия такого взгляда на мир;
  • влияние физических ощущений на тех, кто не пытается управлять своей жизнью;
  • опасность недопонимания.

Бессмысленная, отстранённая жизнь

Мерсо не верит в Бога; он считает жизнь бессмысленной, а любую попытку найти смысл жизни абсурдной. В первой части Камю раскрывает эту тему через отстранённые действия персонажа. На похоронах своей матери Мерсо замкнут, курит и больше сосредотачивается на жаркой погоде, чем на потере матери. Он не знает, любит ли он Мари, но он согласен жениться на ней, потому что любовь и брак также не имеют для него значения. Ему всё равно, напишет ли он письмо, подвергающее женщину опасности; такие заботы не имеют для него значения. Когда Мерсо стреляет в араба, он делает это без всякого чувства враждебности. Араб для него ничего не значит.

Во второй части Камю показывает угрозу, которую взгляды Мерсо представляют для властей. Прокурор на суде над Мерсо строит дело на основе моральных качеств Мерсо. Он описывает подсудимого монстром. Для всех убийство араба становится вторичным. Камю вводит персонажей, отличающихся от Мерсо. Автор делает это для того, чтобы проиллюстрировать отстранённость героя. Мари и Раймон проявляют страсть к жизни. Девушка хочет выйти замуж за Мерсо, а Раймон хочет отомстить. Мерсо считает бессмысленным и брак, и месть. У Томаса Переса и Саламано есть привязанности. Перес чувствует такую ​​сильную эмоциональную связь с матерью Мерсо, что почти теряет сознание, пытаясь не отставать от похоронной процессии. Однако Мерсо не придаёт значения настроениям. Для маленькой женщины-робота важна рутина; для Мерсо рутина ничего не значит. Он отчуждён от общества и даже от самого себя. В предисловии к изданию романа 1955 года Камю написал о Мерсо так: «Он тот Иисус, которого заслуживает наше человечество». Между героем и Христом можно провести следующую параллель: в ходе судебного процесса их осудили за убеждения. Обоих героев общество не приняло и лишило за это жизни. Их приговор – это нежелание людей понимать их идею. В конце романа Мерсо признаёт своё отличие от других. Это показывает читателю, что его смерть на самом деле является триумфом над властью. Он становится свободным от их суждений.

Физическая жизнь

Физические ощущения оказывают на Мерсо глубокое воздействие. Он всегда находится под влиянием внешних сил. Мерсо живёт только ради того, чтобы испытать приятные ощущения, например, выкурить сигарету, поплавать в море или поцеловать Мари. Но герой сильно страдает от резких, неприятных ощущений. Во время похоронной процессии запахи становятся для Мерсо настолько гнетущими, что затуманивают его мысли. Воздействие палящего солнца заставляет выстрелить в араба. Вменяемое Мерсо преступление вызвано случайной игрой света и солнца у него в глазах.

В тюрьме Мерсо не может полагаться на приятные ощущения. Из-за этого он часто прибегает к воспоминаниям. Герой думал о тех временах, когда он наслаждался приятными ощущениями дома. В конце романа Мерсо, кажется, осознаёт: для того, чтобы чувствовать жизнь, человеку необходимо принимать и неприятности.

Недопонимание

Камю исследует тему недопонимания через персонажей, которые неверно истолковывают слова и действия Мерсо. В первой части Раймон ошибочно делает вывод, что Мерсо поддерживает его план мести и хочет быть его другом. Во второй части общение между властью и Мерсо полностью прерывается. В результате власти интерпретируют действия героя так: он совершил убийство, потому что не скорбел на похоронах матери.

Камю также показывает, что внешние и внутренние обстоятельства могут препятствовать общению. В тюремной комнате для свиданий громкие голоса делают общение между Мерсо и Мари практически невозможным. Сам Мерсо не способен объяснить мотивы своих действий. В зале суда он не может нормально объяснить, что произошло, когда он застрелил араба, потому что ему не хватает способности к самоанализу.

Стиль общения Мерсо порождает недопонимание. Он не может лгать. Герой не говорит, что любит Мари. Он не говорит, что сожалеет об убийстве араба, потому что это не так. Мерсо не плачет на похоронах матери, хотя этого ждут. Почти все считают Мерсо бессердечным и злым.

Сюжет и композиция

Автор выстраивает линейный сюжет. Линейность также характеризует и композицию произведения. Книга включает две части. Простота сюжета не препятствует глубине выраженных автором идей. Сюжетная линия отходит на второй план. Писатель сосредотачивается на поведении Мерсо. Литератор выступает в роли исследователя, который изучает отношения героя с действительностью. Мерсо определённым образом реагирует на происходящие вокруг события. Главный герой остаётся равнодушным к событиям. Первая часть посвящена предыстории героя, вторая – преступлению. Ключевую роль играет финал книги. Конец произведения отражает бунт героя против компромиссов с нравственными устоями. Главное для Мерсо – отстоять собственную правоту, а не спастись.

Смысл названия

Название «Посторонний» говорит об отношении главного персонажа к миру – он отрешён и смотрит на всё со стороны, будто с ним ничего не происходит. Кажется, что он не чувствует эмоций. Ярче всего это видно в сцене с похоронами матери главного героя. Он подробно описывает день и пейзаж, жалуется на сильную жару, однако ни словом не обмолвился о своей печали.

Художественное своеобразие

Камю использует короткие, ясные предложения. Речь – от первого лица. Это позволяет читателям поставить себя на место главного героя, отождествить себя с Мерсо. Автор обращается к прошедшему времени, чтобы подчеркнуть идеи и смыслы книги. Слог французского писателя отличается сухостью и беспристрастностью. Произведение является смесью описаний и рассказов. Повесть очень лаконична и нейтральна. Например, для Мерсо не имеет значения, о чем говорить: об утренней чашке кофе или же об убийстве человека. Камю искусно выстраивает атмосферу абсурда. Это проявляется в поступках и во внутреннем мире действующих лиц.

Символы

1. Зал суда представляет общество и его традиционные взгляды о том, что закон и другие средства поддержания порядка обеспечивают смысл жизни. Однако повесть показывает, что этот традиционный взгляд может быть фатальным. Большинство присутствующих в зале суда относятся к Мерсо враждебно, они не понимают его. Мерсо, в свою очередь, считает всех их абсурдными.

2. Распятие – традиционные христианские представления о смысле жизни.  Судья держит распятие во время допроса Мерсо, он использует его, словно оружие. Христианские взгляды представителей закона сталкиваются с нигилистическими взглядам главного героя.  В какой-то момент судья тычет распятием Мерсо в лицо и кричит: «Я христианин. Я прошу Его простить вам ваши грехи».

3. Солнце для Мерсо – враждебная сила природы. На пляже, когда Мерсо смотрит на араба, солнце угнетает его. Когда араб вытаскивает нож, свет отражается от стали, что подталкивает Мерсо к убийству. На протяжении всего романа солнце и создаваемая им жара доставляют Мерсо дискомфорт, в том числе во время похоронной процессии и в зале суда. Даже когда герой выходит утром на улицу, солнце бьёт его «как пощёчина». Его восприятие природы как враждебной движущей силы позволяет герою отстраниться от переживаний.

4. В отличие от гнетущей жары и света, море и вода приносят некоторое облегчение. В море Мерсо впервые касается Мари; ожидая суда, он представляет море.

Основная идея

В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти…

В этой фразе А. Камю воплотил ключевую идею «Постороннего. Антиклерикальный бунт Альбера Камю и полемика с христианством выражены в финальной сцене, где мы не узнаём Мерсо: он почти что набросился на священника. Духовник навязывает герою другое понимание Вселенной. Он проповедует традиционные религиозные постулаты, где человек – раб Божий, который должен жить, выбирать и умирать по его заповедям. Однако Мерсо противопоставляет этой системе ценностей своё абсурдное сознание. Он не верит в то, что в жизни есть какой-то смысл. По мнению героя, никакая сила не наказывает и не поощряет.

Смысл повести «Посторонний» – в утверждении нового мировоззрения, где человек покинут богом, мир равнодушен к нему, а само его появление – переплетение случайностей. То, что произошло здесь и сейчас – вот, что имеет значение, ведь другого места и времени у нас уже не будет. Судьба не делает нас, мы делаем её, а также множество никак не зависящих друг от друга факторов, которыми управляет случай.

Герой приходит к выводу, что за жизнь не стоит бороться, так как ему рано или поздно всё равно суждено уйти из мира в небытие, и не важно, когда это случится. В любом случае он умрёт непонятым и одиноким. Зато его мысль прояснилась, и смерть он встретит спокойно и мужественно. Он достиг понимания мира и готов его покинуть.

Критика

Критики восприняли роман благосклонно. Особенно восторженно и пылко откликнулся критик Г. Пикон:

Если бы через несколько веков осталась только эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, как достаточно прочесть «Рене» Шатобриана, чтобы познакомиться с человеком эпохи романтизма.

Более радикальный теоретик экзистенциализма Жан Поль Сартр сделал детальный разбор текста и дал ясную трактовку описанным событиям.

Повествование тут дробится на бесчисленное множество предложений, синтаксически предельно упрощённых, едва соотнесенных друг с другом замкнутых в себя и самодостаточных, – своего рода языковых «островов».

Критик С. Великовский в «Гранях несчастного сознания» упоминает о том, что герой по многим параметрам похож на слабоумного или душевнобольного человека:

Записки «постороннего» – словно гирлянда попеременно загорающихся лампочек: глаз ослеплен каждой очередной вспышкой и не улавливает движения тока по проводу.

Американский социолог Эрих Фромм объясняет сущность новой показной нравственности и жизни, доведённой до автоматизма:

В современном капиталистическом обществе отчуждение становится почти всеобъемлющим, – оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется; распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Отношения двоих – это отношения двух абстракций, двух живых машин, использующих друг друга.

Содержание и анализ

Первая часть. Глава 1

В 1940 годах главный герой Мерсо живёт в Алжире, французской колонии в Северной Африке. Его мать умерла, но он не помнит точную дату её смерти. Получив разрешение от своего босса присутствовать на похоронах, Мерсо получил разрешение от своего босса присутствовать на похоронах, поел в ресторане Селесты, взял костюм и сел на автобус в город Маренго.

По прибытии Мерсо проходит около мили до дома презрения. Там он разговаривает с директором. Герой поместил свою мать в этот дом много лет назад, потому что финансы не позволяли заботиться о ней. Пожилая женщина приспособилась к такой жизни, завела друзей. Мерсо навещал её несколько раз в год.

Мерсо ведут в морг, чтобы осмотреть тело матери. Однако, когда смотритель начинает отвинчивать крышку гроба, главный герой останавливает его. Тот факт, что Мерсо не хочет видеть труп, удивляет смотрителя.

Мерсо сидит в кресле рядом с гробом. Он наслаждается поздним полуденным солнечным светом, разговаривает со смотрителем, пьёт кофе, засыпает, просыпается и обнаруживает, что у него болят глаза от яркого света в комнате. Затем входят друзья его матери и садятся напротив Мерсо. У него возникает ощущение, что они судят его. Одна из женщин начинает плакать, это раздражает Мерсо. Мужчина засыпает, а затем просыпается на рассвете.

Когда Мерсо занимает своё место в процессии, он обращает внимание на ненужные детали. В процессии участвует старик Томас Перес – жених покойной. Мерсо чувствует себя подавленным жарким солнцем на протяжении всей прогулки. Во время процессии Мерсо понимает, что не знает возраста своей матери. Герой чувствует себя всё более и более подавленным удушающей жаркой погодой. На кладбище Мерсо как ни в чём не бывало описывает гроб матери. Он хочет быстрее уйти с похорон, вернуться в Алжир и лечь спать.

Анализ

На примере Мерсо Камю исследует тему отстранённости. Автор показывает, как герой отчуждён от ценностей общества. Строки романа «Мама умерла сегодня. Или вчера, может быть, я не знаю» показывают, что смерть матери никак не повлияла на мужчину. Об отчуждённости от общества свидетельствуют и другие детали: Мерсо редко навещал мать, потому что не хотел ехать на автобусе и тратить деньги на билет. Герой не печалится. Также Мерсо не хочет вести долгие, содержательные разговоры с опекунами своей матери. Он рассматривает жизнь как поток деятельности без рационального смысла.

Но Мерсо признаёт общественное осуждение. Он не решается предложить сигарету сторожу, потому что такое действие может быть сочтено неуместным. Однако вскоре он всё равно предлагает сигарету. Позже Мерсо удерживает себя от того, чтобы попросить женщину перестать плакать, потому что понимает, что эта просьба со стороны умершего сына показалась бы странной и чёрствой.

Камю противопоставляет Мерсо Томаса Переса. Старик – это всё, чем Мерсо не является. Перес глубоко скорбит по умершей и стойко переносит жару, пытаясь не отставать от процессии. Он ведёт себя так, как должен вести себя сын, потерявший мать. Главный герой не скорбит о потере матери и хочет скорее спрятаться от жаркого солнца.

Также в первой главе Камю затрагивает тему физической жизни. Автор изображает Мерсо человеком, сосредоточенным на наслаждении физическими ощущениями. Ему нравится, пить кофе, он любит цветочный аромат. Но не вся физическая среда приятна Мерсо. Когда он просыпается от дремоты, яркий свет в морге режет ему глаза. Во время процессии жаркое солнце и запахи мешают Мерсо ясно мыслить. Он хочет быстрее сбежать с похорон, чтобы пойти в свою квартиру и заснуть. Сон для героя – своего рода живая смерть. Камю использует солнце на протяжении всего романа как враждебную силу, нападающую на Мерсо.

Автор предвосхищает сцену в зале суда во второй части через скорбящих, которые сидят напротив Мерсо и, кажется, смотрят на него: «У меня было нелепое чувство, что они пришли судить меня». В конце концов, это «чувство» окажется вовсе не «нелепым». Позже Мерсо будут судить по-настоящему.

Глава 2

Мерсо на мгновение забывает, что сейчас субботнее утро. Он понимает, что его босс был раздражённым из-за того, что он взял отпуск, чтобы присутствовать на похоронах. Однако герой утверждает, что в сложившейся ситуации нет его вины. Он идёт плавать. Там он встречает Мари. Они плавают вместе, и между ними вспыхивает страсть. После купания они идут в кино.  Мари видит чёрный галстук Мерсо, указывающий на то, что он в трауре, но не задаёт ему вопросов.

Во время фильма Мерсо целует Мари. Затем они идут к нему домой и проводят ночь вместе. Утром Мари уезжает. Мерсо вспоминает, что сегодня воскресенье, и раздражается, потому что не любит этот день недели. Он решает не есть в привычном ресторане, чтобы люди не задавали ему вопросы о похоронах. Мерсо обедает, а потом бродит по своей квартире. Он читает газету, моет руки и выходит на балкон. Герой курит сигареты, ест шоколад и смотрит, как темнеет небо.

С наступлением сумерек улица оживает. Мерсо чувствует себя усталым, глядя на улицу, заполненную таким количеством людей и огней. Он думает, что воскресенье закончилось. Его мать похоронили, а завтра он снова выйдет на работу, и ничего не изменится.

Анализ

Тема бессмысленности жизни раскрывается тогда, когда Мерсо упоминает, что хочет искупаться на следующий день после похорон матери. Смерть близкого человека имеет для него не большее значение, чем любое другое событие. Другие действия в тот день ещё больше подчеркивают, что Мерсо ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Бессмысленность жизни подтверждается его описаниями людей, проходящих по улице. Ничто не выделяется, потому что для Мерсо ничто не имеет значения.

Длинные описания повседневной жизни, происходящей за пределами балкона Мерсо, подчеркивают его отстранённость. Он не участник деятельности, а лишь бесстрастный наблюдатель. Воскресенья беспокоят его, потому что заставляют ещё больше осознавать бессмысленность жизни. Когда Мерсо смотрит в зеркало, он даже не замечает собственного отражения. Символично, что его неспособность признать себя предполагает, что он отчуждён даже от самого себя.

Глава 3

Мерсо работает в своём офисе. Потом он и его коллега обедают в ресторане Селесты. В тот вечер, поднимаясь по лестнице в свою квартиру, Мерсо встречает соседа по имени Саламано и его старую собаку. У собаки корочки, покрывающие кожу от болезни, и у Саламано тоже корочки на лице. Саламано часто бьёт свою собаку и ругается на неё.

Другой сосед по имени Рэймон Синтес подходит к Мерсо. Ходят слухи, что Рэймон сутенёр, но он утверждает, что работает охранником. Раймон приглашает Мерсо к себе в комнату, чтобы поесть кровяной колбасы и выпить вина. Пока они едят, Раймон говорит, что любовница ему изменяет. Из-за неверности он уже избил её. Мерсо спокойно слушает.

Раймон недоволен и хочет наказать её ещё больше. Он придумывает план, согласно которому отправит своей любовнице письмо. Потом, когда она придёт к нему в квартиру, он ляжет с ней в постель, плюнет ей в лицо и вышвырнет вон. Раймон спрашивает Мерсо, напишет ли он письмо. Герой соглашается. Когда Раймонд упоминает имя любовницы, Мерсо понимает, что она – арабка.

Раймон говорит, что они с Мерсо теперь друзья. Главный герой чувствует, что у него нет причин не дружить с Раймоном. Они допивают вино. Товарищи прощаются.

Анализ

Камю развивает тему бессмысленной жизни, показывая, как люди склонны придавать смысл событиям. Раймон интерпретирует поведение Мерсо как проявление симпатии к нему – чего на самом деле нет. Эти отношения бессмысленны для Мерсо. Читатель осознаёт, что предположения Рэймона совершенно неверны.

Саламано и Раймон служат фоном для Мерсо, поскольку Камю продолжает развивать тему отстранённости. Саламано и его собака начали выглядеть так, как будто они принадлежат к одному и тому же виду. Эти отношения наполнены сильными эмоциями, особенно ненавистью хозяина к своей собаке и страхом собаки перед хозяином. У Раймона эмоциональная, хотя и жестокая связь со своей любовницей-арабкой. Он хочет наказать эту женщину за неверность. У Мерсо же нет сильной эмоциональной связи ни с кем. Он состоит в романтических отношениях с Мари, но для Мерсо эта связь полностью основана на физической близости.

Отношения Мерсо с Раймоном демонстрируют нигилистическую аморальность героя. Общество сочло бы его обращение с арабкой предосудительным. Раймон бьёт свою любовницу и вовлекает в это Мерсо. Главный герой не осуждает его и добровольно совершает аморальный поступок. С этой точки зрения он невиновен в каких-либо проступках, потому что не считает ни одно действие правильным или неправильным.

Физическая жизнь продолжает влиять на Мерсо, а временами подавлять его. Во время разговора с Раймоном Мерсо выпил так много вина, что едва мог встать. После того, как он выходит из комнаты, Мерсо слышит только «кровь, стучащую в [его] ушах». Это погружение себя в физическую жизнь удерживает Мерсо от необходимости противостоять абсурду жизни.

Глава 4

В течение недели Мерсо работает и дважды ходит в кино с Эммануэлем. В субботу Мерсо и Мари идут на пляж и купаются в океане, спят вместе, а на следующий день обедают. Мари спрашивает, любит ли её Мерсо, он отвечает, что так не думает. Ответ её огорчает, но она смеется.

Затем Мерсо и Мари слышат, как в соседней комнате начинается драка Это Раймон избивал свою любовницу. Мари говорит, что эта ситуация ужасна, но Мерсо не отвечает. Прибывает полицейский и приказывает Раймонду вынуть сигарету изо рта. Когда Раймонд отказывается, офицер даёт ему пощечину. Затем офицер говорит любовнице уйти и сообщает Раймонду, что его вызовут. Все расходятся. Мерсо и Мари заканчивают готовить обед. У девушки пропал аппетит. Мерсо, напротив, «съел почти всё».

Мари уезжает. Раймон приходит к Мерсо. Он объясняет, почему поссорился со своей любовницей, и спрашивает, будет ли Мерсо выступать в качестве свидетеля. Герой соглашается. Они идут в город и играют в бильярд. По пути домой они замечают, что Саламано ищет свою собаку. Раймон расспрашивает старика. Саламано объясняет, что потерял свою собаку на плацу. Несмотря на то, что Саламано злится на собаку, он скучает по животному.

Мерсо возвращается в свою комнату. Он слышит, как Саламано стучит в его дверь и с тревогой спрашивает: «Они не собираются забирать его у меня, не так ли?..» Мерсо объясняет ему, как в приюте обращаются с собаками. Саламано уходит. Герой слышит, как старик плачет.

Анализ

Когда Мари спрашивает Мерсо, может ли он признаться ей в любви, он отвечает: «Я так не думал», потому что этот вопрос не имеет значения для него. Мари теряет аппетит, когда становится свидетельницей сцены избиения женщины Раймоном. Её расстраивает насилие. Однако Мерсо плотно обедает, потому что инцидент не имеет для него никакого значения.

Саламано хочет, чтобы Мерсо поддержал его. Старик ждал, что сосед скажет: «Собаку вернут». В ответ Мерсо как ни в чём не бывало рассказывает о процедурах собачьих загонов. Поскольку герой считает жизнь бессмысленной, у него нет причин вселять надежду. Потерять собаку – это то же самое, что избить женщину, съесть завтрак или совершить любое другое действие.

Физическая жизнь продолжает подменять смысл, когда Мерсо плавает с Мари, а затем ложится с ней в постель. Эти ощущения доставляют ему удовольствие. Даже когда у Мерсо неприятный привкус соли во рту, Мари доставляет ему удовольствие, целуя его. Однако для него их совместное времяпрепровождение – просто череда приятных ощущений, не имеющих ничего общего с любовью.

Когда Мерсо признаётся, что он не любит Мари, он проявляет важную черту характера: правдивость. В подобной ситуации многие люди сказали бы, что испытывают чувство любви, даже если это не так. Однако Мерсо никогда не говорит больше, чем чувствует. Он всегда говорит своё мнение об истине.

Драматическая ирония возникает, когда Раймон думает, что Мерсо согласился быть свидетелем из-за дружбы. Однако Мерсо соглашается, потому что быть свидетелем не требует особых усилий. Всё, что ему нужно сделать, это «заявить, что девушка изменила [Раймону]», что может быть правдой, а может и нет. Кроме того, полиция представляет закон и порядок, принципы, которые Мерсо отвергает как бессмысленные. С нигилистической точки зрения полиция пытается навязать смысл закона в бессмысленном мире. По мнению героя, полиция подчеркивает болезненную абсурдность вселенной.

Глава 5

На работе Мерсо разговаривает с Раймоном по телефону. Они планируют провести воскресенье с друзьями Рэймона в пляжном домике. Мерсо разрешают привести Мари. Затем Раймон упоминает, что за ним следят арабы, один из которых является братом его бывшей любовницы.

Позже босс вызывает Мерсо в свой кабинет. Он предлагает ему работу в Париже. Герой говорит, что для него это не имеет значения. Этот ответ расстраивает босса. Он обвиняет Мерсо в отсутствии амбиций. Мерсо признаётся себе, что потерял всякие амбиции, когда бросил учёбу.

Вечером Мари просит Мерсо жениться на ней. Он отвечает, что ему всё равно, но он согласится, если она захочет этого. Расстроенная Мари задаётся вопросом, любит ли её Мерсо. Он говорит, что, наверное, нет. Мари считает, что пара, планирующая пожениться, должна любить друг друга, потому что брак – это «серьёзная вещь». Мерсо не считает это серьёзным. Девушка отмечает, что Мерсо «необычный», но она, вероятно, любит его, потому что он другой. Герой всё же соглашается жениться на ней.

Мерсо и Мари гуляют по улицам. Герой предлагает Мари поужинать с ним, но она отказывается. Пока Мерсо ужинает у Селесты, напротив него садится маленькая женщина. Эта женщина выполняет все действия с «роботизированным» рвением: заказывает ужин, расплачивается, проверяет программы в журнале. Заинтересовавшись женщиной, Мерсо следует за ней. Герой теряет её из виду и через несколько минут забывает о незнакомке.

Вернувшись в свою квартиру, Мерсо видит Саламано. Старик говорит Мерсо, что его собака потерялась, потому что её не было в приюте. Мерсо предлагает ему завести другую собаку. Саламано рассказывает, как он завёл собаку щенком и вырастил её. Мерсо быстро устаёт от этой истории и начинает зевать. Саламано говорит, что некоторые люди осуждали то, что Мерсо поместил свою мать в лечебницу. Герой объясняет, что поместил свою мать туда по финансовым причинам. Саламано пожимает Мерсо руку и уходит.

Анализ

Проявляется ещё одна важная черта характера Мерсо: отсутствие честолюбия. Мерсо – пассивный человек, рассматривающий жизнь как череду бессмысленных событий, в равной степени лишённых важности. Он рассказывает, что раньше у него были амбиции, но по какой-то причине ему пришлось бросить учебу, а значит, и свои надежды. Боль несбывшихся надежд становится невыносимой для него, поэтому он начинает смотреть на жизнь, как на бессмысленную вещь. Он становится существом без амбиций, которое пытается убежать от абсурда мира, пассивно позволяя физическому миру контролировать себя.

Отсутствие надежды у Мерсо проявляется в сцене, где Мари просит его жениться на ней. Поскольку у героя нет надежды на счастливый брак, жениться для него не имеет смысла. Отношение Мерсо к любви и браку ошеломляет Мари, которая называет его странным. Однако Мари понимает, что любит его из-за его необычности. Возможно, честность Мерсо освежает её; он не играет в игры. Тем не менее, точка зрения героя отдаляет его от людей, в том числе от возлюбленной.

Камю исследует тему отстранённости, противопоставляя Мерсо маленькой женщине в ресторане Селесты. Она находит смысл в рутине. Женщина точно следует распорядку, из-за чего кажется «роботизированной». Но она делает это с энтузиазмом. Мерсо интересуется женщиной-автоматом, потому что она его противоположность. Она бросает вызов его мировоззрению.

Отстранённость Мерсо от людей ещё больше подчёркивается контрастом с Саламано. Старик рассказывает Мерсо свою историю. Главный герой отвечает на его трогательный рассказ зевком. История Саламано не имеет для него значения, потому что он отчуждён. По той же причине Мерсо не знал, что люди осуждали его за то, что он отдал свою мать в дом презрения. Для матери Мерсо жить с ним было всё равно, что жить ни с кем. Он настолько отдалился от матери, что даже не существовал для неё.

Глава 6

В воскресенье утром Мари будит Мерсо. Девушка хочет пойти на пляж. Они одеваются и встречают Рэймона. Накануне, в субботу, Мерсо дал показания в полицейском участке, и Раймона отпустили. Они хотят сесть на автобус, но Раймон указывает на группу арабов, наблюдавших за ними. Мерсо объясняет Мари, что арабов интересует Раймон. Трое товарищей садятся в автобус и выходят возле пляжа. Они приходят к деревянному бунгало, где живёт друг Раймона Массон.

Мерсо и Мари плавают вместе. Герой возвращается на пляж и растягивается на песке. Мари присоединяется к нему. Вернувшись в бунгало, Мерсо и его спутники обедают, а затем говорят о том, как провести август вместе. После обеда Мерсо, Раймон и Массон идут гулять по пляжу.

Мерсо и его друзья встречают арабов на автобусной остановке. Раймон противостоит одному из них. Завязывается драка, во время которой Массон и Раймон бьют араба кулаками. Затем один араб режет Раймону руку и лицо ножом. Арабы отступают, а затем убегают.

Мерсо, Раймон и Массон спешат обратно в бунгало. Массон ведёт Раймона к врачу. Мадам Массон и Мари очень расстроены. Однако Мерсо не хочет говорить об инциденте. Примерно через час Массон возвращается в бунгало с перевязанным и мрачным Раймоном.

Раймон возвращается на пляж, Мерсо следует за ним. Они встречают арабов возле родника. Раймон кладёт руку в карман и держит пистолет. Он спрашивает Мерсо: «Должен ли я позволить ему это?» Мерсо советует Раймонд сделать арабам первый шаг. Затем он просит у товарища пистолет, чтобы сразиться с арабом. Если араб вытащит нож, Мерсо застрелит его. Раймон передаёт пистолет Мерсо, но арабы прячутся за скалой. Герой и Раймон возвращаются в бунгало.

Мерсо идёт обратно на пляж. Солнце и жара становятся для него невыносимыми. У родника герой натыкается на араба с ножом. Мерсо сжимает пистолет в кармане. Они долго смотрят друг на друга. Главный герой делает несколько шагов к источнику. Его голова начинает пульсировать от жары. Это напоминает ему о дне, когда он похоронил мать. Мерсо делает шаг вперед, и араб вытаскивает нож. Свет отражается от стали «как длинное сверкающее лезвие, разрезающее лоб». Мерсо чувствует, что небо обрушивает на него огонь. В ответ он поднимает револьвер и стреляет в араба. Герой стреляет ещё четыре раза в неподвижное тело.

Анализ

Физические ощущения оказывают на Мерсо как положительное, так и отрицательное влияние. Он испытывает приятные ощущения, когда плавает и обедает. Но позже, когда Мерсо идёт по пляжу с Раймоном, солнце начинает ощущаться непреодолимым. Когда герой гуляет по пляжу один, его лоб начинает «распухать под солнцем». Солнечный свет начинает ещё больше давить на Мерсо, когда он смотрит на араба. Солнце и его отражение от ножа араба становятся настолько сильными, что Мерсо нажимает на курок и стреляет.

Таким образом, солнце представляет для Мерсо враждебные силы в природе или во Вселенной. Как и в предыдущих главах, физическая жизнь сохраняет сильный контроль над героем и его реакциями. В этом случае ощущения, воспринимаемые как враждебные, заставляют его убить человека.

Убийство Мерсо араба подтверждает, что для главного героя все переживания равны. Солнце может однажды заставить его застрелить человека, а приятный ветерок может заставить мужчину поцеловать Мари.

Мерсо использует приятные ощущения, чтобы избежать болезненного принятия абсурда жизни. Однако сильные ощущения, такие как жара или неприятные запахи, заставляют его больше осознавать гнетущую жизнь. У Мерсо нет защиты от этих враждебных ощущений, потому что он позволяет физической жизни пассивно контролировать его.

Мерсо говорит, что его счастье разрушено убийством араба. Он видит возможность счастья благодаря своей связи с Мари, но из-за пассивного погружения Мерсо в физическую жизнь он позволяет этому счастью быть разрушенным.

Подтверждением отстранённости Мерсо является и его равнодушие к арабскому населению. На протяжении первой части он чувствует пристальные взгляды арабов, но их лица остаются безликими. В начале главы арабы бесстрастно смотрят на Мерсо и его друзей, как будто они камни или мёртвые деревья. Во время боя араб падает лицом в воду. Лицо другого араба окровавлено. В первой главе у арабской медсестры повязка на лице, у женщины нет носа; она практически безлика. Герой рассматривает арабов как безликие объекты. Отсутствие у арабов имён говорит об отчуждении общества от арабского населения и безразличие к нему.

Вторая часть. Глава 1.

Мерсо берут под арест. Следователь допрашивает его. Герой считает свой разговор с судьей игрой. Затем с Мерсо разговаривает его адвокат. Адвокат интересуется, было ли ему грустно на похоронах матери. Мерсо отвечает, что не знает. Затем он признаёт, что даже если бы он действительно любил свою мать, большинство людей в тот или иной момент «желали бы, чтобы их близкие умерли». Этот ответ расстроил адвоката. Он попросил Мерсо не говорить этого на слушаниях.

Позже Мерсо снова предстаёт перед следователем. Судья просит рассказать о его действиях в день убийства. Затем он спросил, любил ли Мерсо свою мать. Мерсо иронически ответил: «Да, как и все», потому что он никого не любил. Судья хотел узнать, почему Мерсо сделал паузу после первого выстрела. Герой не отвечал. Судья взял серебряное распятие и произнёс речь о вере в Бога и о прощении грехов.

Затем судья спрашивает Мерсо, верит ли он в Бога, герой отвечает: «Нет». Судья расстраивается, говорит, что все верят в Бога, и признаёт, что его собственная жизнь была бы бессмысленной, если бы он не имел этой веры. Затем судья суёт распятие Мерсо в лицо и яростно просит Христа простить его. Судья спрашивает, сожалеет ли Мерсо об убийстве араба. Мерсо говорит, что он больше раздражён, чем сожалеет. Судья уходит.

В течение следующих одиннадцати месяцев Мерсо продолжает встречаться с судьей и адвокатом.

Анализ

Судебные чиновники перед лицом кажущихся бессмысленными действий Мерсо распространяют на подсудимого то, что имеет для них значение. Адвокат защиты спрашивает Мерсо, было ли ему грустно на похоронах матери. Он хочет, чтобы Мерсо чувствовал печаль и горе. Все хотят, чтобы у подсудимого были традиционные христианские верования. Судья говорит, что неверие Мерсо невозможно, потому что «все люди [верят] в Бога». Когда судья сует Мерсо распятие в лицо, он хочет заставить его принять христианскую систему верований.

Мерсо не нравится адвокату и прокурору по двум причинам. Во-первых, подсудимый считает, что жизнь бессмысленна. Во-вторых, он всегда говорит правду. Поэтому, несмотря на яростные попытки заставить Мерсо отстаивать общественно приемлемые взгляды, герой говорит то, что думает; он не верит в Бога. Мерсо отказывается подчиняться давлению со стороны адвоката и прокурора.

Мерсо отказывается исследовать себя, значит, он не осознаёт своих мотивов. Утверждение, что герой убил араба из-за солнца, так же справедливо, как, например, утверждение о расовых предрассудках. Подойдет любой мотив, потому что убийство бессмысленно; любая попытка обнаружить истинный мотив – пустая трата времени. В романе главный герой не такой, как все; он чужой.

Подобно Христу, Мерсо преследуется по сомнительному обвинению – не в совершенном им убийстве, а в его равнодушии, – и судебные власти не понимают его. Однако, в отличие от Христа, Мерсо считает жизнь бессмысленной, и из-за этой веры прокурор называет его «антихристом».

Глава 2

В день ареста Мерсо помещают в камеру с арабами. Затем его селят в одиночную камеру. Охранник сообщает герою, что у него посетитель. Мерсо идёт в комнату для свиданий и видит Мари.

Он замечает переполненную комнату, набитую заключёнными в одной секции и посетителями – в другой. Заключённые и посетители разделены двумя решётками. Из-за большого количества людей и расстояния между решётками многие кричат. Мари прижимается к решётке и улыбается. Разговоры других заключённых отвлекают Мерсо. Мари и Мерсо приветствуют друг друга, а затем Мари кричит, что у него должна быть надежда. Он соглашается, но единственная надежда, которую он чувствует, это желание сжать Мари. Когда Мерсо уходит, Мари бросает ему поцелуй.

В камере Мерсо сожалеет о том, что не может пойти поплавать и заняться другими делами. По истечении нескольких месяцев Мерсо сосредотачивается на более мелких удовольствиях, таких как цвет галстука своего адвоката. Мерсо хочет близости с женщиной. Он говорит охраннику, что несправедливо не позволять ему этого. Он также хочет курить, но ему отказывают в этом.

Мерсо начинает полагаться на свою память как на единственное средство наслаждая приятной физической жизнью. Он пытается вспомнить как можно больше подробностей о своей комнате в Алжире. Это занятие не даёт ему скучать. Герой начинает больше спать.

Мерсо находит в камере газетную статью и перечитывает её снова и снова. В статье говорилось о человеке, который много лет назад ушёл из дома. Он возвращается состоятельным человеком и хочет сделать сюрприз своей матери и сестре. Однако мать и сестра не узнают мужчину и убивают его из-за денег. Когда они узнают о своей ошибке, то убивают себя.

Для Мерсо дни начинают сливаться. Охранник сообщает герою, что он находится в тюрьме уже шесть месяцев. Мерсо смотрит на своё отражение в жестяной тарелке и улыбается, но его отражение сохраняет печальное, строгое выражение лица. Впервые за несколько месяцев он слышит звук собственного голоса и понимает, что разговаривает сам с собой.

Анализ

Когда Мари посещает Мерсо в тюрьме, она говорит ему, чтобы он надеялся. Но надежда для Мерсо кажется абсурдной, потому что она придаёт смысл бессмысленному миру.

На протяжении первой части Мерсо использует приятные ощущения, чтобы избежать боли абсурда. Однако в тюрьме практически не может испытывать приятные ощущения. Он изо всех сил пытается справиться с этой ситуацией. Из-за ограничения свободы Мерсо вынужден столкнуться с бессмысленностью своей жизни, которая закончится столь же бессмысленной смертью. Он пытается найти способы отвлечься от собственной смерти. В этом ему помогает сон, своего рода живая смерть.

Мерсо мог сыграть в игру, которую ждёт общество, и сказать, что он принимает прощение Христа. Поступая так, он мог бы быть оправдан. Однако герой рассматривает воздержание от подобных игр почти как моральный принцип.

Эта глава также возвращает к важной теме недопонимания. Хотя Мерсо не любит много говорить, когда он разговаривает, возникают недопонимания. В тюрьме недопонимание усиливается. Адвокату и судье трудно общаться с Мерсо, и наоборот. Нормальное общение кажется почти невозможным в комнате для свиданий, поскольку гулкие голоса людей эхом отражаются от стен. На самом деле в этом хаосе жесты и молчание эффективнее, чем слова.

Глава 3

Суд над Мерсо проходит жарким летним днём. Он замечает присяжных, которые выглядели как группа безликих людей. Герой наблюдает за предварительными этапами процесса. На суде присутствует много журналистов. Подсудимый видит свидетелей, в том числе директора и смотрителя дома презрения, Раймона, Массона, Томаса Переса, Саламано, Селесту, Мари и даже маленькую женщину-автомат из ресторана Селесты.

Судья спросил Мерсо, почему он поместил мать в дом презрения. Герой ответил, что у него не хватало денег на уход за ней. Прокурор поинтересовался, почему в день убийства Мерсо был вооружён и вернулся именно на то место, где ранее встречался с жертвой. Мерсо ответил: «Это вышло случайно». Председатель объявил перерыв.

Мерсо отвезли в тюрьму, там он поел и его вернули в зал суда. Он почувствовал невыносимую жару. Директора дома презрения спросили, жаловалась ли мать Мерсо на сына. Он сказал да, но посчитал это обычным делом. Директора удивило спокойствие Мерсо и то, что сын не захотел видеть тело своей матери. А ещё Мерсо даже не знал её возраста. Прокурор был доволен таким ответом. Герой ощутил ненависть со стороны людей в зале.

Следующего опросили привратника. Он сказал, что Мерсо не хотел видеть труп матери, курил, пил кофе с молоком и спал. Герой со всем соглашался. Томас Перес сказал, что был убит горем. Он даже лишился чувств, поэтому он не видел Мерсо. Селеста сказал, что Мерсо его друг. Он подчеркнул, что герой никогда «не трепал языком попусту». Селеста утверждал, что с Мерсо случилось несчастье. Свидетеля попросили сесть.

Затем вышла Мари. Она призналась в романтических отношениях с Мерсо. Даже назвала число и месяц начала их общения. Это было сразу после похорон матери героя. Мари рассказала, как они купались и ходили на комедийный фильм, а потом пошли к Мерсо домой. Прокурор ещё раз подчеркнул бессердечное поведение подсудимого. Мари была возмущена тем, что прокурор искажает её слова.

Массон заявил, что Мерсо честный и порядочный человек. Саламано рассказал, как герой был добр к его собаке. Старик сказал, что Марсо отдал мать в богадельню, так как им не о чём было говорить.

Последним свидетелем был Раймон. Он сказал, что Мерсо невиновен. Мужчина заявил, что это он враг убитого. Ведь именно он дал пощёчину сестре араба. Свидетель утверждал, что письмо, которое помог ему написать Мерсо, было просто случайностью. Прокурор спросил, почему же Мерсо не остановил драку между Раймоном и его любовницей. Он заявил, что Мерсо – изверг, человек без морали. Адвокат защиты закричал: «Да в чём же его, наконец, обвиняют? Что он убил человека или что он похоронил мать?» В зале поднялся смех. Заседание закрылось. Мерсо увезли обратно в тюрьму.

Анализ

Суд превращается в спектакль. Мерсо замечает, что нет большой разницы между судом за преступление и тем, чтобы быть клоуном. Герой рассматривает судебный процесс как фарс, тем более что его мировоззрение полностью противоречит традиционному праву.

Прокурор применяет знакомый, но неправильный и абсурдный приём, чтобы обвинить подсудимого в убийстве. Он предаёт Мерсо суду за его характер, а не за конкретное преступление. Действительно, герой предстал перед судом за то, что придерживался нетрадиционных взглядов, оскорбляющих общество.

Зал суда – это символ общества и его традиционных взглядов. Мерсо не может отличить одного присяжного от другого. Большинство свидетелей, таких как Селеста и Саламано, не имеют прямого отношения к самому убийству. Это также говорит о том, что Мерсо предстаёт перед судом не за преступление, а за свой характер и мнение. Общество, а не суд, судит Мерсо за его нетрадиционные взгляды.

Камю продолжает развивать тему отстранённости через склонность Мерсо смотреть на суд, как если бы он был сторонним наблюдателем. Герой чувствует себя незваным гостем. Любопытно, что ещё одним типом «лишних людей» в зале суда является безликое арабское сообщество. Прокурор и судья, скорее всего, считают арабов неважными. Они редко говорят об убитом арабе. Вместо этого они сосредотачиваются на отстаивании своей традиционной христианской морали.

Сцена в зале суда подчеркивает абсурдность жизни Мерсо. Раньше он спокойно принимал бессмысленность жизни. Однако теперь ставки повысились. Абсурд жизни может закончиться его смертью. Мерсо чувствует себя некомфортно в жарком зале суда. По ходу судебного разбирательства становится всё жарче и жарче. Мерсо оказался в ситуации, когда он больше не может использовать приятные ощущения, чтобы избежать абсурдности жизни. Он тоскует по приятным ощущениям, которыми он наслаждался до ареста. В результате он больше не может найти удовлетворение.

Глава 4

В зале суда Мерсо слушал заключительные речи обвинителя и защитника. Всё происходило без участия подсудимого. Решалась его судьба и никто не спрашивал Мерсо, что он об этом думает. Иногда герой хотел прервать их всех и сказать: «Да кто же в конце концов обвиняемый? Это не шутка, когда тебя обвиняют! Мне тоже есть, что сказать!» Подумав, он понял, что ему нечего сказать.

Прокурор сказал, что преступление Мерсо было преднамеренным. Он утверждал, что подсудимый бессердечный, ведь он не плакал на похоронах матери, на следующий же день после её смерти купался с женщиной, смотрел комедию, а потом привёл Мари к себе домой. Потом он перешёл к истории с Раймондом.

Прокурор обвинил Мерсо в том, что он не испытывает угрызений совести за своё преступление. Герой признаётся себе, что никогда ни в чём не испытывал особых угрызений совести. Далее прокурор утверждает, что Мерсо совершил преступление против общества, просит присяжных приговорить подсудимого к смертной казни.

Судья спросил Мерсо, не желает ли он что-нибудь добавить. Подсудимый поднялся и бессвязно произнёс, что не собирался убивать араба. Главный герой сказал, что всё вышло из-за солнца. Зал засмеялся. Адвокат защиты в своей речи назвал Мерсо верным, трудолюбивым человеком и примерным сыном.

Подсудимый отвлёкся во время речи своего защитника и вспомнил приятные ощущения жизни в Алжире. Адвокат утверждал, что Мерсо просто на мгновение потерял контроль над собой, когда выстрелил в жертву; он попросил присяжных не выносить смертный приговор.

После защитной речи Мерсо осмотрел зал суда и впервые за день заметил Мари. Она улыбнулась ему, но была встревожена. Присяжные вышли, а Мерсо увели в каморку ждать вердикта. Адвокат защиты был уверен, что подсудимый не будет приговорён к смертной казни. Спустя почти час Мерсо приводят в зал суда, где он выслушивает вынесенный ему обвинительный приговор с наказанием в виде обезглавливания на площади.

Анализ

Камю снова поднимает тему недопонимания. Прокурор характеризует Мерсо как бессердечное, бездушное чудовище. Тем не менее насильственные действия героя не были преднамеренными. Характеристика Мерсо адвокатом защиты абсурдна. Он утверждает, что Мерсо – примерный сын, испытывающий сильные чувства к матери и сочувствующий чужим несчастьям. Однако у Мерсо не было прочной связи с матерью, и он не сочувствовал людям. «Настоящий» Мерсо существует вне обоих этих суждений.

В начале главы автор, кажется, отклоняется от темы недопонимания, когда Мерсо хочет рассказать свою версию истории. Однако, когда он пытается что-то сказать, его слова путаются, и он неправильно объясняет. Мерсо не умеет размышлять и общаться. В результате он упускает предоставленную ему возможность и выглядит смешным.

Тема недопонимания развивается дальше адвокатом Мерсо, чей способ общения ещё больше отдаляет Мерсо от процесса. Герой отмечает привычку адвоката использовать «я» при обращении к герою, из-за чего подсудимый чувствует себя исключённым из судебного разбирательства.

Параллель между Мерсо и Христом продолжается. Хотя Мерсо действительно совершил преступление, его судят не за это преступление, а – как и Христа – за убеждения, которые угрожают авторитетам.

Глава 5

В камере Мерсо мечтает о том, чтобы прорваться сквозь охрану. Он ругает себя за то, что не слушал с должным вниманием рассказы о смертной казни. Тогда бы он знал, могут ли обвиняемые сбежать. Мерсо вспомнил историю о том, как его отец ходил на казни. Теперь герой понял, почему присутствие на казнях так важно.

Мерсо думал о том, как бы он изменил систему наказаний таким образом, чтобы дать приговорённому человеку хоть какую-то надежду, шанс на побег. Он понял, что казнь на гильотине не оставляет ни тени надежды. Возврата быть не может.

Две мысли преследовали Мерсо: рассвет и просьба о помиловании. Однако герой старался об этом не думать. Он знал, что скоро за ним придут. Мерсо не спал всю ночь, прислушивался к звукам. Он урывками спал днём, а ночами ждал, пока в небе, как в окне, затеплится свет. С полуночи он настораживался и ждал. Он предполагал самое худшее: просьба о помиловании будет отвергнута. Мерсо понимал, что все когда-нибудь умрут.

К Мерсо пришёл священник. Герой признался, что не верит в Бога. Священник сказал, что рано или поздно все умрут. Он спросил Мерсо, нет ли у него хоть какой-нибудь надежды, сможет ли он жить с верой в то, что после его смерти ничего не останется. Мерсо ответил, что сможет. Священник начал надоедать герою. Пришедший уверял, что людской суд ничего не значит. Мерсо сказал, что не знает, что такое грех. Священник утверждал, что даже самые несчастные из осуждённых видели, как сквозь стены проступал божественный лик. Мерсо оживился. Он подумал, что искал в этих стенах лицо Мари, яркое, как солнце. Но с этим было покончено.

Присутствие священника угнетало Мерсо. Герой злился на его вопросы о вере в загробную жизнь, Он закричал, что священник ему не отец. Священник сказал, что будет молиться за Мерсо. Это привело героя в ярость. Он схватил священника за воротник сутаны и излил на него всё, что скопилось в душе: «Я уверен, что жив и что скоро умру». Надзиратели оторвали Мерсо от священника.

Один в своей камере Мерсо успокоился. На рассвете он услышал пароходные гудки. В первый раз за долгий срок он подумал о маме. Он понял, почему в конце жизни она нашла себе жениха. Перед смертью мама почувствовала себя освобождённой, готовой всё пережить заново. Вот и он готов всё пережить заново. Как будто неистовый порыв гнева отчистил его от боли, избавил от надежды. Он впервые открылся тихому равнодушию мира. Чтобы не чувствовать себя одиноким, Мерсо остаётся только пожелать, чтобы в день его казни собралось побольше зрителей и пусть они встретят его криками ненависти.

Анализ

В первой части Мерсо не размышляет о своём восприятии мира, а сосредотачивается на ощущениях физической жизни. В каком-то смысле эти приятные ощущения дают ему надежду. Однако из-за его заключения во второй части Мерсо лишился своего обычного механизма выживания и должен был полагаться на своё воображение. В тюрьме Мерсо пытается ухватиться за надежду, поэтому придумывает неправдоподобные сценарии побега (прорыв через охрану, пересмотр уголовного кодекса и удовлетворение его апелляции).

Поскольку Мерсо сталкивается с неминуемой казнью, он должен либо отказаться от своего взгляда на жизнь и принять надежду, либо подтвердить свою точку зрения, несмотря на смерть.

Визит священника – это последняя попытка христианской власти заставить Мерсо принять их идеи. В гневе герой отвергает точку зрения священника на осмысленную жизнь, основанную на религиозной доктрине, и подтверждает своё собственное мнение о бессмысленности жизни. В этой сцене он, как и Иисус, является своего рода козлом отпущения, ответственным за грехи, совершенные другими. Оба придерживаются своих убеждений, несмотря на угрозу смерти, потому что отказаться от этих убеждений означало бы отказаться от самих себя.

Мерсо удаётся оставаться верным своим убеждениям. Он подтверждает свою веру в бессмысленность и абсурдность жизни и обвиняет священника в том, что он «мертвец». Мерсо кричит: «Я был прав, я всё ещё был прав, я всегда был прав». Таким образом, он оправдывается за то, какую жизнь он вёл. Даже перед лицом смерти он считает жизнь бессмысленной. Из-за этого обновления экзистенциальной веры Мерсо чувствует себя очищенным, как будто он может начать жизнь заново.

Однако Мерсо делает здесь то, чего не делал на протяжении всего романа. Через противостояние со священником Мерсо преодолевает свою пассивность и делает важный выбор в отношении своей жизни. На протяжении большей части романа Мерсо пытается плыть по жизни, как будто в постоянном недомогании или неудовлетворенности, уязвимый для суровых внешних сил, таких как яркое солнце. Несмотря на своё прежнее безразличие, герой начинает «ужасаться» своей разлуке с другими людьми и больше думает о своей неминуемой смерти. В этой главе он восстаёт против точки зрения священника, тем самым впервые проявляя страсть и гнев. Мерсо сознательно подтверждает себе свой взгляд на бессмысленную жизнь, избавляя себя от всякого следа надежды.

Интересные факты

  1. Знаменитый философ Жан-Поль Сартр написал положительную рецензию на новый роман своего друга. «Посторонний» не стал бестселлером после публикации, но его одобрение Сартром было полезно как с точки зрения продаж, так и с точки зрения признания в философском сообществе Франции.
  2. Камю был вынужден бежать из Парижа в Алжир в 1940 году во время нацистской оккупации. После войны Камю написал редакционные статьи, призывающие французов распространить свободу на колониальные владения.
  3. «Посторонний» был назван «Книгой века» во Франции и проигнорирован в других странах.
  4. В «Постороннем» Камю не даёт имён ни одному из арабских персонажей, которых главный герой встречает в Алжире. Обеспокоенный этим алжирский писатель Камель Дауд написал роман «Расследование Мерсо» (2013). В произведении он рассказал историю с точки зрения коренных народов и дал имена всем алжирцам.
  5. Незнакомец фигурирует в фильме 2012 года «Жизнь Пи». В киноленте главный герой читает «Постороннего» у себя дома в Индии, предвещая экзистенциальное путешествие, в которое он собирается отправиться во время своих морских путешествий.
Текст: Светлана Никонова, 651 👀