О мышах и людях (Джон Стейнбек) • повесть
краткая информация
История создания
Когда в 1929 году разразилась Великая депрессия, миллионы американцев оказались без работы, и эта проблема усугубилась из-за катастрофических пыльных бурь. Эта 10-летняя засуха поразила земли, уже пострадавшие от плохих методов ведения сельского хозяйства, опустошив большие территории Оклахомы, Нью-Мексико и ряда других штатов. В результате тысячи фермеров-арендаторов были вынуждены покинуть свои земли. Чтобы найти работу, многие из них мигрировали в Калифорнию, чтобы работать на фруктовых фермах и ранчо. Когда Стейнбек писал «О мышах и людях» в середине 1930-х, Калифорния была наводнена рабочими-мигрантами. Большинство из них столкнулись с тяжелыми условиями труда, что описано в «О мышах и людях» и более полно раскрыто в «Гроздьях гнева».
Также Стейнбек был частично мотивирован на написание «О мышах и людях» из-за успеха его романа «Тортилья Флэт». Получив большое признание и деньги Стейнбек опасался, что может потерять связь с бедными рабочими, которых он изображал в своих романах. Автор беспокоился, что может начать писать «важно», а не правдиво. Чтобы противостоять этой тенденции, Стейнбек решил написать скромный детский рассказ. «Я хочу воссоздать мир ребенка», — сказал он, планируя передать ощущения, такие как цвета и вкусы, которые более понятны детям, чем взрослым. Результатом стала книга » О мышах и людях». Хотя это произведение превратилось во взрослую повесть, а не в детскую сказку, в нем все еще сохраняются некоторые первоначальные замыслы Стейнбека. Его описание пруда, например, яркое и чувственное: «Горделивая цапля тяжело поднялась в воздух и полетела над водой к низовьям».
Таким образом «О мышах и людях» — это попытка Стейнбека оставаться скромным.
О названии
Фраза из стихотворения Роберта Бернса «К полевой мыши, на разорение её гнезда плугом», написанном на шотландском диалекте, послужила вдохновением для названия повести «О мышах и людях»:
«The best laid schemes o’ Mice an’ Men
Gang aft agley,
An’ lea’e us nought but grief an’ pain,
For promis’d joy!«
Берн говорит, что «самые продуманные планы мышей и людей не приносят ничего кроме боли и горя вместо обещанной радости». Это намек на идею разбитых надежд и беспорядочной природы существования.
Жанр произведения
Повесть
Символы
Заводь
Расположенная в тихом районе на берегу реки Салинас, заводь представляет собой безопасное убежище для Джорджа и Ленни. В главе 1 они разбивают лагерь у заводи. Джордж говорит Ленни прийти туда, если у него возникнут проблемы. Он говорит Ленни: «Я хочу, чтобы ты пришел прямо сюда и спрятался в кустах».
Для Джорджа и Ленни заводь — это место, которое, как они надеются, защитит их от неприятностей реальности. Однако заводь оказывается местом, где Ленни убивает его близкий друг. Тем не менее, заводь действительно создает мирную атмосферу для Ленни, когда его убивают. И, по сравнению с жестокой альтернативой, ожидающей его от рук толпы линчевателей, Ленни действительно обретает своего рода покой. Совет Джорджа в адрес Ленни использовать заводь в качестве убежища, если потребуется, предвещает неприятности, которые произойдут позже в романе.
Уязвимые мягкие животные
Стейнбек использует образ уязвимых мягких животных, включая мышей, кроликов и щенков, чтобы проиллюстрировать драматическую иронию (когда зрители осознают то, чего нет у персонажа), а именно, что любящий, нежный Ленни способен на грубую силу, даже не обращая внимания на тот факт, что он причиняет вред.
Ленни — человек, который не осознаёт свою силу. Когда он случайно убивает щенка в главе 5, Ленни по-настоящему удивлен и расстроен. Он говорит мертвому щенку: «Ты ж не такой маленький, как мышь. И я не очень сильно тебя гладил».
Для Ленни очень тонка грань между привязанностью и смертью. В один момент он мог нежно играть с животным, а в следующий непреднамеренно убить его. Кроме того, Стейнбек использует убийство Ленни этих животных, чтобы предвосхитить смерть жены Кудряша позже в той же главе.
Смерть собаки Плюма Пудинга
Стейнбек использует смерть собаки Плюма в главе 3, чтобы предвосхитить и символически представить смерть Ленни. Собака Плюма была верным компаньоном Плюма на протяжении многих лет. Ленни также был компаньоном Джорджа. Собака Плюма — невинное создание, которое не намерено причинять вред, но, тем не менее, нарушает жизнь на ранчо. То же самое верно и для Ленни. Собаку Плюма убивают, предположительно, ради собственного блага животного. Карлсон заявляет, что у пса «нет зубов. … Он весь окоченел от ревматизма».
Точно так же Джордж убивает Ленни ради блага Ленни. Если бы Ленни был пойман толпой линчевателей, то Кудряш, вероятно, издевался бы над Ленни, прежде чем убить его. Из-за этого Рослый говорит Джорджу: «Ты должен был это сделать, Джордж. Должен».
Смерть собаки также символизирует судьбу всех сезонных рабочих — в первую очередь Плюма. Все они выполняют полезную функцию в жизни ранчо, пока не состарятся или не получат травму и больше не смогут работать. Их, может быть, и не расстреливают, как собаку Плюма, но от них избавляются и предоставляют самим себе.
Критика
Критические отзывы на повесть Джона Стейнбека «О мышах и людях» были самыми позитивным из всех, что получал Стейнбек когда-либо. «О мышах и людях» была выбрана известным американским клубом «Книга месяца» еще до того, как произведение было опубликовано, и 117 000 экземпляров было продано до официальной даты публикации — 25 февраля 1937 года.
В начале апреля книга попала в списки бестселлеров по всей стране и продолжала входить в десятку лучших бестселлеров на протяжении всего года. Повесть удостоилась похвалы многих известных критиков, в том числе Кристофера Морли, Карла Ван Вехтена, Льюиса Ганнетта, Гарри Хансена, Хейвуда Брауна и даже первой леди Элеоноры Рузвельт.
Генри Сайдел Кенби (известный американский редактор и критик) написал в Saturday Review of Literature, что «в американской литературе не было ничего более хорошего в этом роде со времен ранних рассказов Шервуда Андерсона».
Нью-Йорк Таймс критик Ральф Томпсон охарактеризовал «О мышах и людях» как «великолепную маленькую книгу, несмотря на всю её предельную мелодраматичность».
На момент публикации книги реакция критиков была в основном положительной, хотя в конце 1930-х, после того как Стейнбек написал «Гроздья гнева», произошла некоторая переоценка более ранних работ Стейнбека. Некоторые критики жаловались, что «О мышах и людях» был омрачен сентиментальностью. Другие критики критиковали Стейнбека за его изображение бедных, приземленных персонажей.В 1947 году в статье Дональда Уикса Стейнбека критиковали как за сентиментальность, так и за грубую жизнь его персонажей.
Очевидно, Стейнбек вызвал проблемы у многих рецензентов и критиков, которые писали противоречивые нападки на романиста, попеременно называя его то слишком сентиментальным, то слишком приземленным и реалистичным на их вкус.
Когда автору была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1962 году, очень немногие критики оценили этот выбор. Многие издания даже не удосужились осветить это событие.
В New York Times Артур Мизенер атаковал Стейнбека в статье, озаглавленной «Заслуживает ли моральное видение тридцатых Нобелевской премии?» Статья была опубликована незадолго до вручения Стейнбеку Нобелевской премии в Швеции.
В статье говорилось: «После «Гроздьев гнева» в конце тридцатых большинство серьезных читателей, похоже, перестали его (Стейнбека) читать. …Нобелевский комитет допустил ошибку, присудив премию писателю, «чей ограниченный талант в его лучших книгах разбавлен десятисортным философствованием».
Time и Newsweek не очень благосклонно отозвались о присуждении Стейнбеку Нобелевской премии. Редакционная статья в New York Times зашла так далеко, что поставила под сомнение процесс отбора претендентов на премию.
Ирония заключалась в том, что книги Стейнбека все еще широко читались в то время, спустя долгое время после того, как многие современники Стейнбека 1930-х годов были забыты.
Спустя 87 лет после публикации «О мышах и людях» является классикой американской литературы, которую читают старшеклассники и студенты колледжей по всей территории Соединенных Штатов. Она была переведена на дюжину иностранных языков.
Хотя критики могут еще столько же десятков лет спорить о достоинствах повести «О мышах и людях» , эта «маленькая книга», как назвал ее Стейнбек, будет продолжать расширять понимание людьми того, что писатель назвал «трагическим чудом сознания».
Основная идея
Эта повесть – крушение всего, что есть у человека: крушение надежд, принципов, дружбы, веры, милосердия.
Художественное своеобразие
Литературный стиль «О мышах и людях» в значительной степени прост и прямолинеен. Диалоги написаны на разговорном диалекте, призванном отразить происхождение работников ранчо из рабочего класса, чья речь также пересыпана жаргонными терминами и вульгарными выражениями.
Новелла также примечательна использованием предзнаменования. Случайное убийство щенка Ленни совпадает с его случайным убийством жены Кудряша; очевидное убийство собаки старика Плюма из милосердия отражает убийство Ленни из милосердия.
Автор показывает, что у людей и животных по логике повествования немало общего, и те и другие беззащитны перед внешним миром. Сезонные батраки отличаются от животных лишь тем, что они способны мечтать, но это обстоятельство делает их вдвойне уязвимыми. Подчеркивая заведомую иллюзорность и даже жестокость мечты (Джордж сознает несбыточность своих надежд), Стейнбек вместе с тем не считает нужным окарикатуривать персонажей.
Все персонажи повести, независимо от достатка, одиноки и влачат «собачью жизнь». Ее безрадостность подчеркнута характерной натуралистической антитезой. На фоне тягот природы «прирученной» (она олицетворена в повести кроликами, лошадьми, собаками и т. д.) безмятежно выглядит дикая природа: омут на излучине реки Салинас, царственные сикаморы, гордые цапли, шустрые ящерицы…
Темы
Мечта
Стейнбек передает тему мечты через мечту Ленни и Джорджа о владении небольшой фермой. Эта тема развивается по ходу повествования. В главе 1 Джордж описывает Ленни их мечту о «маленьком домике, паре акров земли, корове и паре свиней». Джордж уже много раз повторял Ленни эту мечту. Ленни никогда не устает это слушать, особенно ту часть, где говорится о его уходе за кроликами. Джордж, однако, понимает, что покупка этой маленькой фермы на самом деле несбыточная мечта, которой, вероятно, никогда не суждено сбыться.
В главе 3, после того как Плюм предлагает Джорджу свои накопления в обмен на его работу на будущей их общей маленькой ферме, рассказчик заявляет: «То, во что они никогда по-настоящему не верили, сбывается». До предложения Плюма мечта была просто тем, что Джордж и Ленни использовали как способ поддержать свой дух, сталкиваясь с ежедневными трудностями.
Мечта основана на дружбе между Джорджем и Ленни. Как заявляет Ленни: «Я заставил тебя заботиться обо мне … ты заставил меня заботиться о тебе». Чтобы больше наслаждаться дружбой и меньше времени уделять просто выживанию, они хотят стабильности. Наличие небольшой фермы обеспечило бы такую стабильность.
С предложением Плюма мечта превращается из невероятной фантазии в возможную реальность. Джордж, Ленни и Плюм сидят в безмолвном изумлении, когда понимают, что вскоре смогут купить ферму.
Джордж задумчиво говорит: «Господи Боже, я уверен, что они (владельцы фермы) уступят!». Однако такое развитие событий повышает ставки. Теперь Джорджу и Ленни определенно придется остаться и поработать на ранчо в течение месяца, чтобы заработать достаточно для оплаты фермы. Несмотря на то, что Джордж полностью осознает опасную динамику отношений Кудряша и его жены, он полон решимости остаться на ранчо, что приводит к тому, что они с Ленни попадают в ловушку.
В конце повести мечты сменяются видением загробной жизни, где «больше не будет никаких неприятностей». Когда Джордж готовится застрелить ничего не подозревающего Ленни, он описывает это видение своему другу. Ленни думает, что Джордж просто повторяет их несбыточную мечту. На самом деле Джордж описывает свой образ рая, куда, как он надеется, Ленни попадет после его смерти. В этой жизни Джордж и Ленни сталкиваются со слишком многими препятствиями, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Джордж понимает, что только в загробной жизни эта мечта когда-либо осуществится.
Одиночество и дружба
Тема одиночества и дружбы состоит из двойственности, в которой одна идея или отношение противопоставляются своей противоположности. Таким образом, на протяжении всего романа Стейнбек противопоставляет одиночество и дружбу. Автор часто передает одиночество через тяжелое положение трудящихся-мигрантов. Подавляющее большинство этих работников живут одни и ни с кем не связаны постоянными узами. Джордж говорит Ленни: «Такие парни, как мы, которые работают на ранчо, — самые одинокие парни в мире». Чтобы избежать подобной участи, Джордж и Ленни завязали дружбу, которая противоречит поведению большинства мигрантов. Рослый заявляет: «Не так уж много парней путешествуют вместе. … Я не знаю почему». В результате большинство трудящихся-мигрантов постоянно сталкиваются с последствиями одиночества. Джордж утверждает: «Им не на что смотреть в будущем».
Работники часто сталкиваются с одиночеством из-за тяжелых социальных условий. На ранчо работников держат, если они могут выполнять полезную работу. Когда они не могут, этих людей выбрасывают, независимо от того, как долго они проработали на ранчо. Из-за этого Плюм боится остаться обездоленным и одиноким после того, как он больше не сможет подметать барак. Он старик, который много лет проработал на ранчо. Несмотря на то, что он был физически искалечен в результате несчастного случая, произошедшего на ранчо, Плюм в последние годы жизни не чувствовал себя в безопасности. Когда Джордж описывает ферму своей мечты, Плюм хватается за возможность присоединиться к нему и Ленни. Это дает Плюму, на которых он может положиться, и ослабляет его страх остаться одному в старости.
Одиночество также вызвано расовыми и гендерными предрассудками. Горбун — изолированный человек, озлобленный годами расового насилия. Горбуну, как чернокожему, не разрешается общаться с другими работниками, за исключением случайной игры в подковы. Белое общество отвергло его, и, в свою очередь, он отвергает это общество настолько, насколько может, продолжая зарабатывать на жизнь. Он запрещает белым людям входить в его комнату, за исключением Рослого и босса. Он делает исключение для Ленни, Плюма и, в определенной степени, жены Кудряша, которые все по-своему являются социальными изгоями, борющимися с одиночеством. Несмотря на свою горечь, Горбун демонстрирует потребность в дружбе. Когда Плюм упоминает, что у него есть немного денег на покупку небольшой фермы, Горбун спрашивает: «Если вы, ребята, захотите иметь дарового работника, только за харчи, я с охотой пойду к вам «.
Жена Кудряша сталкивается с одиночеством, потому что обычно она единственная женщина в округе. Она молодая женщина, которую ценит общество, в котором доминируют мужчины, из-за ее внешности. Однако она жаждет дружеских отношений. Она спрашивает Ленни: «Разве у меня нет права ни с кем не разговаривать? За кого они меня вообще принимают?»
Для многих персонажей «О мышах и людях» одиночество и дружба тесно взаимосвязаны. Персонажи испытывают одиночество и желают дружбы как облегчения. Однако дружба остается недостижимой, за исключением Джорджа и Ленни, которые сломали стереотип.
Ловушка
Стейнбек постепенно развивает тему ловушки по ходу повествования. Личная динамика, социальные условия и психологические элементы — все работает вместе, чтобы заманить Ленни и Джорджа в ловушку. Изменчивые отношения между Кудряшом, женой Кудряша и Ленни усугубляет ловушку. Кудряш чувствует угрозу со стороны крупных мужчин и поэтому ненавидит Ленни. Жена Кудряша нуждается в ласке и поэтому обращается к нежному Ленни. Невинному, туповатому Ленни не хватает социальных навыков, чтобы справиться с Кудряшом и его женой. В результате он ранит Кудряша и случайно убивает жену Кудряша. Кудряш жаждет мести, и этот шаг приводит к смерти Ленни.
Социальные условия способствуют тому, что Ленни и Джордж оказываются в ловушке. В 1930-х годах у рабочих-мигрантов не было гарантий занятости. Они зарабатывали ровно столько, чтобы выжить и вести небольшую социальную жизнь. Чтобы противостоять этой неуверенности, Ленни и Джордж вынуждены откладывать достаточно денег, чтобы купить ферму. Это стремление к безопасности удерживает их на ранчо, несмотря на опасную обстановку, тем самым приводя их к попаданию в ловушку. Психологические факторы также способствуют попаданию в ловушку. Из-за суровости своей жизни трудящиеся-мигранты имеют сильную склонность тратить все заработанные деньги на развлечения — проституток и азартные игры. В результате мигранты не могут накопить достаточно денег, чтобы улучшить свои социальные условия. Дружба Джорджа с Ленни помогает ему избежать этого порочного круга. У Джорджа есть кто-то, о ком он заботится и за кого чувствует ответственность. Но после того, как Ленни убивает жену Кудряша Джордж понимает, что потеряет своего друга и вернется к одинокой, поверхностной жизни, которая заманивает мигрантов в ловушку. «Я возьму свои пятьдесят баксов и останусь на всю ночь в каком-нибудь паршивом борделе», — говорит он.
Стейнбек использует приём предзнаменования событий, чтобы передать все более зловещее настроение в рассказе. Такое настроение наводит на мысль, что Ленни и Джордж попали в ловушку судьбы. Предзнаменование состоит из различных намеков, таких как известие о том, что Ленни попал в беду на своей предыдущей работе в главе 1, Кудряш придирается к Ленни во второй главе, флирт жены Кудряша во второй и четвертой главах, подстреленная собака Плюма в третьей главе и Ленни, убивающий щенка в пятой главе.
Персонажи
Интересные факты
Повесть Джона Стейнбека «О мышах и людях» 1937 года является классикой американской литературы 20 века. Повествуя о двух рабочих-мигрантах, Джордже Милтоне и Ленни Малыше, Стейнбек отражает отчаяние и общественные потрясения, вызванные Великой депрессией.
Как двое необразованных мужчин, пытающихся выжать максимум из жизни в тяжелых экономических условиях, Джордж и Ленни работают на фермах по всей Калифорнии и пытаются прокормиться на свою мизерную зарплату. Дружба, которую Стейнбек изображает между Джорджем и Ленни, начинается как луч надежды в нищем пейзаже Калифорнии эпохи Депрессии. Однако история превращается в душераздирающую трагедию, когда Ленни случайно убивает жену другого рабочего, оставляя Джорджа разгребать последствия.
1. Собака Стейнбека съела ранний вариант повести.
Собака Стейнбека Макс съела рукопись «О мышах и людях» в то время, когда черновики писались от руки или на пишущих машинках. «Подстраховки» не было, и Стейнбек, без сомнения, испытал сильное разочарование.
2. Образ Ленни вдохновлён реальным человеком, с которым столкнулся Джон Стейнбек.
Большая часть «О мышах и людях» была вдохновлена реальным жизненным опытом Джона Стейнбека. Он провел время в качестве рабочего-мигранта, как и его главные герои Джордж и Ленни. За это время он встретил кое-кого, кто послужил основой для Ленни. Стейнбек сказал: «Ленни был реальным человеком. Сейчас он в сумасшедшем доме в Калифорнии. Я проработал бок о бок с ним много недель. Он не убивал девушку. Он убил управляющего ранчо».
3. Стейнбек черпал вдохновение для названия повести «О мышах и людях» из стихотворения о мышином гнезде.
Шотландский поэт 18 века Роберт Бернс написал стихотворение под названием «К мыши»,(здесь перевод С. Я. Маршака) в котором рассказывается о сожалении рассказчика после непреднамеренного уничтожения мышиного гнезда во время вспашки поля. Стейнбек был заинтригован этим уникальным и пронзительным выражением скорби, и он изменил название своей рукописи на «О мышах и людях», чтобы отдать дань уважения стихотворению. Название взято из стиха, который в переводе с оригинального шотландского диалекта гласит: «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом».
4. «О мышах и людях» была одной из самых спорных книг с 2000 по 2009 год.
В первом десятилетии 2000-х годов «О мышах и людях» занимала пятое место в списке наиболее часто запрещаемых или оспариваемых книг Американской библиотечной ассоциации. Повесть «О мышах и людях» была обвинена в неуместности из-за вульгарных выражений, откровенного сексуального содержания и неблагоприятной пропаганды. У «Гроздьев гнева» Стейнбека похожая история; эта книга даже была сожжена после публикации в публичной библиотеке Сент-Луиса.
5. Джон Стейнбек считал карандаши лучшим инструментом для письма.
Стейнбек, возможно, в какой-то момент и пользовался пишущей машинкой, но большая часть его работ была написана карандашом. Он использовал более 300 карандашей, чтобы завершить свой роман «К востоку от Эдема». О своей любви к карандашам он сказал: «Мне кажется, что всем нравится или хочется быть эксцентричными, и это моя эксцентричность, мое увлечение карандашами».
6. Первая экранизация повести «О мышах и людях» стала одним из первых кинофильмов со вступительными титрами.
Бёрджесс Мередит, сыгравший Джорджа, был первым актером, указанным во вступительных титрах фильма «О мышах и людях».
7. Литературные агенты Джона Стейнбека поначалу были разочарованы «Мышами и людьми».
Когда Стейнбек впервые отправил «Мышей и людей» своим агентам в 1936 году, они были недовольны его масштабом. Стейнбек написал им, пояснив, какое послание он предназначал Ленни. “Мне жаль, что новая книга не кажется вам такой обширной по тематике, какой она должна быть. Возможно, я недостаточно ясно изложил тему и символы. С этим микрокосмом довольно трудно справиться, и, по–видимому, я так и не разобрался в нем — в земных желаниях Ленни, который должен был олицетворять вовсе не безумие, а невнятное и мощное стремление всех людей”.
8. Любой желающий сможет посетить дом, где Джон Стейнбек написал «О мышах и людях».
Стейнбек жил в доме в Монте-Серено, Калифорния со своей первой женой Кэрол Хеннинг, которая спроектировала жилище площадью 1500 квадратных футов, построенное в 1936 году. Живя там, он написал «О мышах и людях». Пара съехала в 1938 году из-за отсутствия уединения, когда вокруг них начали строить другие дома. В 1989 году дом был внесен в Национальный реестр исторических мест и стоит до сих пор.