Очарованный странник • повесть
краткая информация
Путешественники встретили монаха, рассказывающего о пережитых им приключениях, муках и испытаниях перед отправлением в монастырь.
Глава первая
Во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру путешественники вместе с рассказчиком оказались в поселке Корела. В продолжении путешествия спутники стали говорить об этом старом и весьма бедном русском городке.
Один собеседник, любивший философствовать, отметил, что плохих людей необходимо направлять не в Сибирь, а в этот городок. Это станет выгоднее для государства в финансовом плане. Другой заявил, что проживающий в этом месте дьяк быстро устал от царящих в этом городе апатии и скуки. Он повесился. Философ сказал, что он правильно поступил. Однако его собеседник, приверженец религии, заявил, что самоубийца будет мучиться на том свете, так как тут за него никто не будет молиться.
За дьяка, покончившего жизнь самоубийством, заступился пассажир. Он был молчаливым, могучим, с сединой человеком пятидесяти лет. На нем была одежда послушника.
Он оказался богатырем, который напоминал Илью Муромца с картины Верещагина.
Он поведал о попе московской епархии, молившемся за покончивших жизнь самоубийством. Этим он содействовал улучшению их положения в аду. За пьянство патриарх собирался изгнать попа. Однако его заступником стал преподобный Сергий, который два раза приснился владыке.
Потом пассажиры спросили у нового собеседника про его жизнь. В ходе его рассказа им стало известно, что их собеседник служил конэсером. Он отбирал и занимался укрощением лошадей для армии, к ним у них был особый подход. Стало очевидным, что он прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры уговорили его поведать им свою историю жизни.
Главы вторая — пятая
Иван Северьяныч Флягин появился на свет уже крепостным в Орловской губернии в поместье состоятельного графа. Граф занимался разведением лошадей. Родитель Ивана работал у него кучером. Иван был единственным ребенком, вымоленным матерью у Бога, которая умерла после его рождения. Мальчик появился на свет с очень большой головой. Из-за этого во дворе его прозвали Голованом.
В раннем детстве Иван работал в конюшне и поэтому очень полюбил лошадей. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, он стал форейтором на шестерке, которой управлял его отец. В обязанности мальчика входило кричать, чтобы прогонять людей с дороги. Зазевавшихся он бил кнутом.
Как-то отец с сыном везли хозяина в гости и проезжали монастырь. Иван ударил кнутом монаха, который заснул на возу. Монах испугался и выпал из телеги. Лошади понесли, монах погиб под колесами. Той же ночью мальчику приснился монах и сообщил, что его мать, вымолив его у Бога, дала обещание отдать сына ему. Поэтому он приказал Ивану отправляться в монастырь.
Мальчик не поверил словам монаха. Однако в скором времени наступила его первая погибель. По пути в Воронеж кони и экипаж графа едва не упали в бездонную пропасть. Ивану удалось сдержать лошадей. Сам он оказался под обрывом, но выжил.
За то, что мальчик спас его, граф захотел одарить его. Иван выбрал гармошку, на которой так и не научился играть.
Вскоре у Ивана появилось два голубя. У них были птенцы, которых таскала кошка. Мальчик отловил кошку, высек ее и обрубил ей хвост, который повесил над собственным окном. Хозяйкой кошки оказалась любимая горничная графини. Она пришла к Ивану и стала ругаться. Тот ударил ее метлой. За это его выпороли на конюшне и сослали дробить камень, предназначенный для садовых дорожек.
Иван занимался дроблением камня так, что на коленях у него появились наросты. Парню надоели насмешки по поводу его наказания за кошкин хвост. Он принял решение повеситься в находящемся рядом осиновом лесу. Но не успел он повиснуть в петле, как появившийся откуда-то цыган перерезал веревку. Цыган сделал предложение Ивану стать вором. Юноша согласился.
Чтобы парень не передумал, цыган велел ему похитить лошадей из конюшни графа. За коней получили много денег. Однако Ивану достался лишь серебряный рубль. Из-за этого он поссорился с цыганом и принял решение сдаться властям. Он обратился к хитрому писарю. Тот выправил парню пропуск и дал совет отправляться в Николаев, где было много работы. За это Иван заплатил ему один рубль и отдал нательный крест из серебра.
Прибыв в Николаев, парень оказался у барина-поляка. Его супруга убежала с военным, оставив дочь грудного возраста. Именно за этой дочерью Иван должен был ухаживать. За двенадцать месяцев парень полюбил ребенка. Как-то он заметил, что у ребенка ножки колесом. Врач сказал , что необходимо зарывать девочку в теплый песок.
Парень стал носить девочку на берег. На берегу ему вновь явился монах, позвал куда-то, стал показывать огромный монастырь, степь, диких людей. Он ласково проговорил, что Ивану надо будет еще многое вынести. Придя в себя, парень обнаружил, что неизвестная женщина целует девочку. Она оказалась ее матерью. Иван не дал ей забрать ребенка, но позволил им тайно видеться.
Женщина поведала, что мачеха силой отдала ее замуж. Первого супруга дама не любила, а второго любит, потому что он ласков с нею. Когда пришла пора отъезда, женщина стала предлагать парню за ребенка много денег. Но Иван отказался.
Тут появился сожитель женщины, которого Ивану захотелось ударить. Он снова отказался от предлагаемых денег. Сожитель сделал попытку забрать ребенка. Сначала Иван не позволил этого сделать, но потом сжалился. Тут же явился барин, в руках у которого был пистолет. Иван был вынужден отбыть вместе с женщиной и ее сожителем, отдав барину собственный паспорт.
В Пензе сожитель сообщил, что он военный, поэтому беглого крепостного приютить у себя не может. Он дал парню денег и тот ушел. Иван принял решение сдаться властям. Но для начала посетил трактир, попил чаю. Потом он оказался на берегу Суры. Здесь торговали превосходными лошадьми. За одну из кобыл решили драться два состоятельных татарина.
Знакомый разъяснил Ивану особенности татарской борьбы. У парня появилось желание принять участие.
Главы шестая — девятая
За очередного коня решил поспорить сожитель. Иван бился вместо него и до смерти забил татарина плетью. За это русские собирались бросить его в тюрьму, но татары увезли парня в степь.
Иван жил там на протяжении десяти лет, был лекарем для людей и лошадей. Заскучав по родной стороне, парень пожелал уйти. Но его отловили, под надрезанную кожу на ступнях набили конского волоса и зашили. После того, как зажило, парень не мог ходить как прежде. Он вынужден был оставаться в степи.
Сначала Иван жил в одной орде. Там он обзавелся собственной юртой, двумя женами и детьми. Затем он лечил жену хана по соседству и остался у него. Здесь у него было еще две жены. К собственному многочисленному потомству Иван не питал отеческих чувств, так как их вера отличалась от его религии. За прожитое в степях время он испытывал сильную тоску по дому.
Спустя время Иван потерял надежду вернуться домой. Как-то в степи появились два священника. Они собирались обращать татарское население в христианство. Иван обратился к ним за помощью, но они не захотели лезть в дела татар. Позднее Иван обнаружил мертвое тело одного из священников и похоронил его. Другого священника никто больше не видел.
Через год в орду пришли два человека, одетые в чалмы и яркие халаты. Они явились из Хивы, собирались покупать лошадей и настроить татар против русского народа. Во избежание ограбления и убийства они стали пугать татар богом Талафой, давшим им огонь.
Как-то ночью эти люди устроили представление с использованием огня. Это испугало коней, которые разбежались. Татарские мужчины кинулись ловить лошадей. В стане оставались лишь дети, старики и женщины. Иван вышел из юрты и увидел, что людей пугали фейерверками. Он отыскал солидный запас фейерверков, стал запускать их. Это так сильно напугало татар, что они дали согласие на крещение.
Тут же Иван нашел особую землю, которая помогла вылечить ему ноги. Он запустил для устрашения еще один фейерверк и отправился в сторону дома.
Через три дня он оказался у Каспийского моря. Оттуда он перебрался в Астрахань, нанялся на работу, получил рубль и стал сильно пить. В себя он пришел в тюрьме. Из нее его отослали в родное имение. Отец Илья не захотел проводить исповедь и причастие Ивана, потому что тот жил в степи во грехе. Граф, который после кончины супруги стал богомольным, не желал иметь при себе не причащенного человека. Он дважды выпорол Ивана, вернул ему паспорт, потом отпустил.
Главы десятая — четырнадцатая
Иван покинул имение и оказался на ярмарке. Там он увидел, что цыган хочет продать плохую лошадь крестьянину. Иван был обижен на цыган, поэтому оказал помощь мужику. С этого времени он ходил по ярмарке, помогал бедным людям и со временем стал угрозой для всех цыган и барышников.
Один князь просил Ивана рассказать секрет, как он проводил отбор лошадей. Иван стал рассказывать ему, чем отличается хорошая лошадь. Однако князь ничего не мог запомнить и уяснить. Поэтому позвал Ивана работать к себе конэсером.
Иван на протяжении трех лет прожил у него, отбирая лошадей для армии. Когда князь проигрывал деньги и просил казенные средства у Ивана, чтобы отыграться, тот ему не давал. Князь поначалу сердился, но спустя время благодарил служащего за верность. Когда Иван уходил в загул сам, он передавал средства на сохранение князю.
Как-то раз князь отбыл на ярмарку и в скором времени приказал отправить туда кобылу, весьма понравившуюся Ивану. Служащий так огорчился, что решил запить. Но не было никого, кому можно было оставить казенные средства. На протяжении нескольких дней Иван маялся, пока не сходил на обедню и не помолился. После этого ему стало легче, и он пошел в трактир пить чай. Там он встретил нищего. Нищий выпрашивал водку и для потехи в качестве закуски использовал рюмку.
Ивану стало жалко его, он купил ему графин водки и дал совет бросить пьянствовать. Нищий заявил, что он не может бросить пить из-за своих христианских чувств.
Нищий продемонстрировал Ивану свою способность трезветь мгновенно и пообещал избавить его от запойной страсти. Он заставлял Ивана выпивать одну рюмку за другой, совершая над каждой определенные движения руками.
Таким образом лечил он Ивана до самого вечера. Иван сохранял при этом здравый ум и регулярно проверял сохранность казенных средств, которые находились у него за пазухой. В итоге собутыльники поругались. Для нищего любовь являлась священным чувством, а для Ивана это был пустяк. Их выгнали из кабака и они оказались в месте, где находилось много цыган.
Здесь Ивану приглянулась цыганка Груша. Он кинул к ее ногам все деньги, что у него были.
Главы пятнадцатая — восемнадцатая
Когда Иван протрезвел, он узнал, что его собутыльник скончался от пьянства. А сам Иван с того времени больше водку не пил. Хозяину он рассказал правду о том, что отдал казну цыганке. После этого у него началась белая горячка.
Придя в себя, Ивану стало известно, что его хозяин заложил все собственное имущество для выкупа из табора цыганки Груши.
Цыганка очень скоро полюбила князя. Однако хозяин Ивана, получив, что хотел, стал тяготиться ею. Он больше не замечал ее красоты. Иван сдружился с девушкой и испытывал к ней сильную жалость.
С того времени, как Груша забеременела, князь стал раздражаться по поводу собственной бедности. Он принимался то за одно, то за другое дело. Однако терпел одни убытки. Через некоторое время цыганка стала подозревать, что князь завел любовницу. Она отправила Ивана в город узнать правду.
Иван приехал к прежней графской любовнице, которая родила графу ребенка, и оказался нечаянным свидетелем их беседы. Князь просил у любовницы денег взаймы, чтобы арендовать фабрику сукна, стать фабрикантом и взять в жены богатую наследницу. Цыганку он хотел отдать в жены Ивану.
Женщина до сих пор любила князя. Поэтому, заложив подаренный им дом, дала ему деньги. В скором времени хозяин Ивана посватался к дочери предводителя. Иван вернулся с ярмарки и увидел, что в доме готовились к свадьбе. А цыганка пропала.
Иван подумал, что хозяин убил Грушу и закопал в лесу. Он стал искать тело девушки. И как-то раз увидел у реки живую цыганку. Она поведала, что князь закрыл ее в доме в лесу. Ее охраняли три огромные девицы. Однако Груша сбежала от них. Иван сделал предложение девушке жить вместе в качестве брата и сестры. Но цыганка не согласилась.
Цыганка переживала, что не сможет сдержаться и погубит невесту князя. Поэтому она вынудила Ивана дать клятву, что убьет ее. Она угрожала, что будет самой стыдной женщиной. Иван не выдержал и столкнул Грушу с обрыва.
Главы девятнадцатая — двадцатая
Иван сбежал и долгое время скитался. До того времени, когда цыганка явилась к нему в образе девочки с крылышками. Она указала ему дорогу. На этой дороге Ивану повстречался старичок. Он очень печалился, что его единственного сына забирают в солдаты. Иван дал согласие отправиться служить вместо него. Старик сделал Ивану новый паспорт, теперь его звали Петр Сердюков.
Оказавшись в армии, он отправился на Кавказ. Там он отслужил свыше пятнадцати лет. Иван поведал полковнику о собственной жизни. Тот отправил запрос, чтобы узнать правду об убийстве цыганки Груши. В ответе значилось, что никакого убийства не было, а Иван Флягин умер.
Полковник подумал, что Иван помутился разумом, повысил его до офицера и дал отставку, приложив письмо для большого человека в Петербурге. Там Иван выдавал справки в адресном столе. Однако его карьера не удалась.
Пошел Иван артистом. Он изображал демона, но заступившись за молодую актрису, был выгнан оттуда. Теперь ему некуда было податься и он отправился в монастырь. Там он получил имя отец Измаил и начал ухаживать за лошадьми.
Путешественники стали задавать вопрос искушает ли Ивана бес. Тот ответил, что существовал бес, который прикидывался цыганкой Грушей. Старец обучил его, как прогонять беса при помощи молитвы.
Ивану удалось избавиться от беса, однако стали являться мелкие бесенята. По этой причине Иван нечаянно убил корову, которая принадлежала монастырю. Он принял ее в темноте за черта. За все его прегрешения он был заперт игуменом в погребе и молол соль все лето.
Там он прочитал много газет, стал пророчествовать и предрек скорую войну. Его перевели в пустую избу, где Иван провел зиму. К нему вызвали врача, но он не понял, являлся тот пророком или сумасшедшим. Поэтому дал совет отпустить его.
На пароход Иван попал, добираясь на богомолье. Он поверил в возможную войну и хотел отправиться в армию, дабы умереть за народ. Поведав свою историю, странник стал задумчивым. Пассажиры не решались более задавать ему вопросы.
Известные цитаты
А вот, – говорит, – тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы.Монах. Глава 1.
Иван Флягин увидел во сне монаха.
Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится.Барин. Глава 4.
Барин уговаривает Ивана Флягина стать нянькой его дочери.
Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.Иван Флягин. Глава 1.
Иван Флягин рассказывает о том, почему он стал монахом.
Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за все царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить.Князь. Глава 14.
Князь рассказывает, как он отдал полсотни тысяч в табор за Грушу.
Любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.Иван Флягин. Глава 1.
Разговор после посещения Корелы.
– Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
– А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
– Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать?
– Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.
Иван Флягин и его спутник. Глава 20.
Разговор Ивана Флягина с его спутником.
Своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать.Иван Флягин. Глава 1.
Иван Флягин рассказывает о том, почему он стал монахом.
Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, — куда потом моя душа пойдет?Иван Флягин. Глава 1.
Начало истории Ивана Флягина.