Отелло (Уильям Шекспир) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1603–04 | Форма произведения: пьеса | Жанр: трагедия | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Отелло, Дездемона, Яго, Кассио Второстепенные герои: Родриго, Эмилия, Бьянка, Брабанцио, Монтано Темы: верность и предательство, любовь и ненависть

История создания

Трагедия Шекспира «Отелло», написанная и поставленная в 1604 году и впервые напечатанная в 1622 году, в значительной степени взята из рассказа «Капитан Моро», опубликованного в сборнике рассказов «Гекатоммити» (1565) за авторством малоизвестного поэта Джованни Баттиста Джиральди (Чинтио), где он опубликовал любовные истории о ревности и предательстве. Шекспир адаптировал  историю Чинтио, превратив голые повествования во всеобъемлющую трагедию, с акцентом на сложность межличностных отношений, интеллект, манипулирование, наивность и импульсивность. Одним из основных отклонений от источника является мотивация написания персонажа Яго. Яго Чинтио был движим местью, когда Дездемона отказалась завести с ним роман; в то время как мотивы Яго в версии Шекспира далеко не так ясны.

О названии

Оригинальное название пьесы, «Отелло, венецианский мавр», создает напряженность между этнической принадлежностью Отелло как мавра и его проживанием в преимущественно белой Венеции. Сокращенная версия названия, «Отелло», привлекает внимание только к трагическому герою пьесы.

Жанр произведения

Пьеса

Символы

Носовой Платок

Носовой платок Дездемоны, подаренный ей Отелло, является мощным символом любви и доверия. Первоначально он принадлежал матери Отелло, и то, что он подарил его Дездемоне, показывает его любовь к ней и доверие к ней. Отелло даже объясняет Дездемоне, что носовой платок позволил его матери сохранить верность своему мужу в их браке. Таким образом, носовой платок олицетворяет верность. Поскольку Отелло видит в носовом платке большое символическое значение, у Яго есть веские причины использовать его в своих гнусных целях. Когда Дездемона случайно теряет платок, а Эмилия отдает его Яго, Яго контролирует символику платка. Он превращает этот символ любви и доверия в символ неверности и предательства. Итак, Отелло совершенно подавлен потерей носового платка, потому что это символизирует потерю Дездемоны; он срывается на бессвязные крики «Платок!», поскольку он ошеломлен ложью Яго.

Ивовое дерево

Пока Дездемона и Эмилия готовятся ко сну, Дездемона поет «песню ивы». В пьесах Шекспира ивы часто ассоциируются со смертью женщин. В «Гамлете» Офелия соскальзывает в ручей, в котором тонет возле ивы после того, как Гамлет её бросил. Ива здесь является символом печали и переживаний Дездемоны по поводу её потерянной любви, предвещая надвигающуюся смерть этой любви, а также собственную физическую смерть Дездемоны. Здесь Дездемона, всё более покинутая Отелло, чья вера в неё сломлена, поет: «О, ива, зелёная ива! Его обвинять не хочу я».

Дездемона, хотя и невиновна, пытается взять на себя вину за собственную смерть. Кроме того, тема неверности дает Дездемоне шанс выразить свою уверенность в том, что ничто, даже предательство Отелло, не может заставить ее изменить Отелло.

Зеленый цвет

Яго говорит Отелло остерегаться ревности, потому что это «чудовище с зелеными глазами, с насмешкой ядовитою над тем, что пищею ей служит».

Зеленый цвет символизирует ревность, которая в конечном итоге разрушит брак Отелло, его рассудок и жизнь. Яго также использует образы растений, чтобы объяснить свою собственную роль в действии пьесы. Он рассматривает волю человека как садовника тела: «Наше тело — наш сад, а наша воля — садовник в нём».

Основная идея

В понимании Шекспира трагедия в том, что мы до сих пор слабы перед низкими людьми, которым почему-то можем верить, сомневаясь по их наущению в честности и благородстве людей истинно достойных доверия. Моральная слепота управляет и доныне многими народами и отдельными людьми. Человечество слишком часто становится жертвой обмана, власти, ревности, честолюбия и манипуляций.

Художественное своеобразие

В пьесе «Отелло» Уильям Шекспир использует множество различных художественных приёмов, которые помогают создать глубину и многослойность персонажей и сюжета. Вот некоторые из них:

  • Ирония

Частое использование иронии, особенно в диалогах между Яго и другими персонажами, подчёркивает скрытые мотивы и двойственность характеров.

  • Контраст

Противопоставление добра и зла, света и тьмы, красоты и уродства помогает создавать напряжение и усиливать драматический эффект.

  • Метафоры и символы

Например, платок Дездемоны становится метафорой чистоты и невинности, которую невозможно вернуть после того, как она была потеряна.

  • Речь

Различные стили речи разных персонажей, такие как поэтический язык Отелло и прозаический стиль Яго, отражают их характеры и социальный статус.

  • Драматическая структура

Использование классической структуры пятиактной трагедии с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.

  • Диалоги

Диалоги часто короткие и лаконичные, что создаёт динамику и напряжённость.

  • Персонажи

Многогранные и сложные персонажи, каждый со своими мотивами и внутренними конфликтами.

  • Антитезы

Постоянное противопоставление Отелло (добродетельного героя) и Яго (коварного злодея), что усиливает драматическое напряжение.

  • Монологи

Эффективное использование монологов для раскрытия внутреннего мира персонажей и их эмоций.

Темы

Любовь

Любовь — могущественная сила в жизни Дездемоны и Отелло, чей тайный брак — искра, из которой рождается сюжет. Много времени уходит на то, как Отелло объясняет дожу Венеции и Брабанцио, как Дездемона полюбила его благодаря его рассказам. Дездемона беззаветно предана Отелло, вплоть до того, что хочет взять вину на себя, когда он убивает её, лишь бы не заставлять его страдать. Однако любовь Отелло к Дездемоне оказывается его погибелью, поскольку из-за нее Яго легко манипулирует мавром, потому что видит слабое место в строгом военном поведении Отелло.

У двух пар — Отелло и Дездемоны, Яго и Эмилии — очень разные отношения. У Отелло и Дездемоны романтические отношения, которые, возможно, слишком хороши, чтобы продлиться долго. Напротив, отношения Яго и Эмилии пропитаны недоверием и женоненавистничеством.

Предательство

Доверие и предательство — черты почти всех отношений в «Отелло». Яго — надежный офицер, советник и друг, и его доверенное положение дает ему возможность манипулировать другими. Отелло доверяет Яго важную переписку и никогда не ставит под сомнение его намерения. Родриго признается Яго в своей любви к Дездемоне и принимает его помощь. Кассио охотно принимает советы Яго, и даже Дездемона обращается к нему за советом, когда Отелло, кажется, ведет себя странно. Яго эффектно предает всё это доверие.

Доверие между Отелло и Дездемоной также является важной особенностью пьесы. В начале пьесы Отелло безоговорочно принимает любовь и верность Дездемоны. Он убежден в этом, и это придает ему уверенности и защищенности. Она, в свою очередь, полностью доверяет ему. Однако из-за манипуляций Яго Отелло теряет доверие к Дездемоне. И, в конечном счете, Отелло предает доверие Дездемоны, убивая ее.

Честь

Честь — движущая сила в жизни мужчин в пьесе «Отелло». Яго апеллирует к чувству Брабанцио, что он опозорен побегом своей дочери, и вызывает возмущение у Родриго, предполагая, что со стороны Дездемоны было несправедливо выйти замуж за Отелло. Хотя собственная мотивация злодейских действий Яго в лучшем случае туманна, он предполагает, что его заговор против Отелло частично мотивирован повышением Кассио, а также слухами о том, что Эмилия изменила ему с Отелло. Кассио, ввязавшись в пьяную драку, оплакивает потерю своей репутации больше, чем потерю звания. Это дает Яго рычаги, необходимые ему для манипулирования Кассио и превращения его в ключевую часть заговора по уничтожению Отелло. Честь Отелло уязвлена мыслью о том, что Дездемона может быть неверной, что приведет его к убийству.

Мотивы

Тьма и свет

Яго часто прячется в темноте, чтобы люди не узнали, кто он такой. Ранним утром он скрывается из виду, пока они с Родриго подтрунивают над Брабанцио по поводу побега Дездемоны. Он прячется в тени, в то время как Кассио и Родриго противостоят друг другу, используя темноту как прикрытие, пока он наносит удары обеим сторонам боя. Отелло входит в спальню Дездемоны при свете свечи и использует свет как метафору ее жизни, которую он планирует задуть, как задул бы свечу.

Противоположные цвета кожи Дездемоны и Отелло также проиллюстрированы в тексте: Дездемону называют (грубо) «белой овцой» (акт 1, сцена 1) и «прекрасной Дездемоной» (акт 4, сцена 2), в то время как Отелло упоминается как «черный баран» (акт 1, сцена 1) и «черный Отелло» (акт 2, сцена 3). Кроме того, контраст темной кожи Отелло и светлой кожи Яго привносит ситуативную иронию в их изображения в пьесе. Несмотря на общепринятые ассоциации тьмы со злом и света с добром, светлокожий Яго, а не мавр Отелло, выступает в роли дьявола, что подрывает расовые стереотипы того времени.

Животные и демоны

Как фигура дьявола в пьесе, Яго часто использует образы зверей и демонов, чтобы усилить негативные ассоциации с чернотой, которые он использует для манипулирования расовой напряженностью в пьесе. В начале пьесы он намекает Брабанцио, что Отелло и Дездемона создают «зверя с двумя спинами», и называет Отелло «старым черным бараном». Эти упоминания о зверях подобны вирусу, и внимательные читатели могут отследить моменты, когда зараза передается другим. Кассио, напившись по наущению Яго, заявляет, что он «мало-помалу становится дураком, а в настоящее время — чудовищем».

И когда Яго заронил семя подозрения в разум Отелло, Отелло тоже начал использовать отсылки к животным и аду. «Козы и обезьяны!» — восклицает он Лодовико, узнав, что его отозвали обратно в Венецию. Когда Эмилия узнает, что Яго использовал её, в финальной сцене она заявляет, что «я здесь лебедем явлюсь».

Персонажи

Персонаж Описание
Отелло Отелло — мавр, ставший генералом венецианской армии.
Яго Яго — поручик Отелло, или третий по старшинству, и злодей пьесы.
Дездемона Дездемона — красивая и добрая жена Отелло, через которую Яго планирует погубить Отелло.
Кассио Микеле Кассио — молодой, но преданный своему делу заместитель Отелло.
Родриго Родриго — глупый молодой венецианский дворянин, который платит Яго за помощь в ухаживании за Дездемоной.
Бьянка Бьянка — венецианская куртизанка, у которой особые отношения с Кассио.
Брабанцио Брабанцио —  отец Дездемоны.
Шут Шут — слуга Отелло и источник юмора в мрачной и жестокой пьесе.
Дож Венеции Правитель Венеции, дож Венеции призывает Отелло на военную службу на Кипр и принимает сторону Отелло в разногласиях между Отелло и Брабанцио.
Эмилия Эмилия — жена Яго, но она также женщина с прогрессивными взглядами на способы взаимодействия мужчин и женщин и двойные стандарты, по которым их судят.
Офицеры Кипра Офицеры Кипра обсуждают сильный шторм на море, который уничтожает турецкий флот.
Грациано Грациано — венецианец, брат Брабанцио, который сопровождает Лодовико.
Лодовико Лодовико — венецианец, родственник Брабанцио, который доставляет послания из Венеции на Кипр.
Монтано Монтано отвечает за Кипр до прибытия Отелло.

Интересные факты

  1. В основу сюжета трагедии Уильяма Шекспира было взято произведение Джиральди Чинцио «Венецианский мавр», созданное в стиле «Декамерона» Джованни Боккаччо. Предположительно, итальянец описал события, происходившие в Венеции в начале XVI века.
  2. Впервые героев пьесы «Отелло» зрители увидели на сцене «Глобуса». Главного персонажа сыграл Ричард Бёрбедж.
  3. В ЮАР в эпоху апартеида на шекспировскую трагедию был наложен негласный запрет из-за сюжета, связанного с межрасовым браком.
  4. Прототипом главного героя произведения стал военачальник, итальянец Маурицио Отелло. Его имя в короткой форме звучит как Мауро, или Мавр. Поэтому Шекспир допустил эту ошибку и причислил основного персонажа к чернокожим жителям Средиземноморья.
Текст: Светлана Никонова, 127 👀