Полководец • cтихотворение и анализ
краткая информация
За пыльным золотом тяжелых колесниц,
Летящих к пурпуру слепительных подножий,
Курчавые рабы с натертой салом кожей
Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены
Кроваво-красных гор обрывистые склоны,
Проходят медленно тяжелые слоны,
Влача в седой пыли расшитые попоны.
Свирепых воинов сзывают в бой рога;
И вот они ползут, прикрыв щитами спины,
По выжженному дну заброшенной стремнины
К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы,
Им видно, как орлы взнеслись над легионом,
Как пурпурный закат на бронзовые лбы
Льет медь и киноварь потоком раскаленным.
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей,
Стекает каплями со стрел, пронзивших спины,
И трупы бледные сжимают комья глины
Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе,
Как на воздвигнутом веками пьедестале,
И профиль сумрачный сияет на заре,
Как будто выбитый на огненной медали.
Краткое содержание
Стихотворение «Полководец» было написано Эдуардом Багрицким в 1916 году. Он посвятил его военным событиям 218 года до н.э., когда произошло вторжение карфагенян в Римскую империю. Огромное войско из десятков тысяч пехотинцев и всадников, колесниц и боевых слонов выступило из Нового Карфагена под предводительством Ганнибала, злейшего врага римлян. Первая часть повествования посвящена описанию пейзажа, который должен стать фоном для будущего сражения. Также в этой части автор знакомит читателя со структурой карфагенской армии.
Во второй части начинается движение войск. Они вплотную приближаются к стану врага, откуда им слышны звуки трубы. Рассвирепевшие воины готовы тут же броситься на неприятеля и повергнуть его в кровавой схватке. В третьей части появляется полководец, издали наблюдающий за битвой.
История создания
Стихотворение было написано во время Первой Мировой войны, в 1916 году. Поскольку Россия принимала в ней участие, становятся понятны переживания автора о судьбах страны и народа. Военачальники озабочены проблемами мирового господства, в то время как жертвами их амбиций становятся простые солдаты. Вероятно, эти размышления и натолкнули Багрицкого на написание данного текста.
Персонажи и образы
Прототипом образа полководца кроме Ганнибала мог стать и Александр Македонский, так как в стихотворении нигде не упоминается его имя. Скорее всего, это собирательный образ жестокого и сурового, хладнокровного в своем спокойствии человека. Он пристально наблюдает за гибелью сотен людей, но это не вызывает в нем ни малейшего сострадания. Его цель – победа любой ценой, на алтарь которой он готов принести тысячи жизней.
Композиция
В стихотворении шесть строф, каждая из них представляет собой четверостишие. Композиция последовательная. Сам автор поделил текст на три смысловые части, каждая из которых включает две строфы. Особенность композиции заключается в отсутствии кульминации – нет описания самого сражения. Показан лишь его страшный итог: тысячи убитых и выжженная гора, на которой стоит полководец. Его гордая поза означает, что он удовлетворен вожделенной победой.
Жанр и размер
Так как произведение представляет собой историческую хронику, – событие, имевшее место в прошлом, по жанру его можно отнести к оде. Стихотворение написано пятистопным ямбом с кольцевой рифмой (АВВА). Наблюдается перекрестное чередование мужских и женских слогов.
Средства художественной выразительности
Багрицкий щедро использует средства художественной выразительности: колоритные эпитеты: «свирепые войны», «пыльное золото», «пурпурный закат», «профиль сумрачный», «тяжелые колесницы», «огненная медаль», «бронзовые лбы»; метафоры: «хрип трубы», «летящих к пурпуру», «ржавеет кровь», «льет медь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение звучит как своеобразный протест войнам, которые развязывают «полководцы» в погоне за наградами и славой. На их совести остается гибель людей, которые рождены для мирной жизни и созидания, но вынуждены подчиняться власти тщеславных военачальников. Несмотря на то, что в стихотворении эта мысль не выражена прямым текстом, оно звучит как предупреждение и призыв остановиться. Войны не делают людей счастливее и богаче, но раны, нанесенные ими, заживают очень нескоро.