Последний лист (О. Генри) • рассказ

краткая информация
Дата публикации: 1907 | Форма произведения: рассказ | Время событий: первая половина XX века | Возраст: взрослые | Время чтения: до 30 минут | Главные герои: Сьюзи, Джонси, Берман, Доктор Второстепенные герои: Господин Пневмония Темы: дружба, жизнь и смерть, самопожертвование, смысл жизни

История создания

Один из известнейших английских писателей О. Генри (или Уильям Сидни Портер) (11 сентября 1862 года — 5 июня 1910 года)  является автором не только юмористических рассказов и коротких романов, но и серьёзных произведений с глубоким философским подтекстом.

Примером такого творчества можно назвать новеллу «Последний лист».  Этот рассказ О. Генри был впервые опубликован в 1907 году в сборнике «Горящий светильник и другие рассказы». «Последний лист» был написан в период, когда в Нью-Йорке наблюдался быстрый рост населения, отчасти из-за иммиграции европейцев в Соединённые Штаты. Как показано в рассказе, в начале XX века урбанизация и перенаселённость Нью-Йорка привели к распространению различных заболеваний.

Эта история похожа на другие рассказы О. Генри с неожиданными концовками. Это сентиментальная история с трагическим финалом.

О названии

Рассказ «Последний лист» повествует о женщине, чья больная подруга говорит, что умрёт, когда опадут все листья с дерева. Вопреки логике, один последний лист, кажется, цепко держится за ветку. На самом деле этот последний лист нарисовал пожилой друг, который впоследствии погибает, спасая больную женщину.

Жанр произведения

Рассказ. Художественная литература.

Символы

Лист

Лист олицетворяет идею: силу символа. Когда Джонси смотрит, как листья один за другим опадают с дерева, она впадает в отчаяние. «Как, — думает она, — они могут так быстро опасть все до единого? Их было сто. От вида их падения у неё и без того плохое настроение, и она суеверно верит, что умрёт, когда упадёт последний лист».

Однако на следующий день и на следующий за ним последний лист всё ещё там. Он становится символом упорства, способности крепко держаться, несмотря ни на что. Это, в свою очередь, даёт Джонси надежду. Если лист может выдержать бурю, то, может быть, и она сможет.

«Последний лист», конечно, искусственный — это рисунок настоящего листа. Это не имеет значения. Важна сила символа.

Холод против Неаполитанского залива

Холод в этой истории символизирует смерть. Зимой «неприветливый чужак», пневмония, проникает в Гринвич-Виллидж, прикасаясь к своим жертвам «ледяными пальцами». Старое дерево с опавшими листьями тронуто «холодным дыханием зимы», а умирающего мистера Бермана находят в ботинках и одежде «мокрых и холодных, как лёд», из-за зимней бури, которая бушует снаружи, пока он рисует лист.

В отличие от Холода, Неаполитанский залив символизирует жизнь. Нарисовать его — мечта Джонси, и когда она понимает, что не хочет умирать, она напоминает Сью, что хочет нарисовать залив. Залив часто изображают на картинах, таких как «Неаполитанский залив» Роберта Уолтера Вейра (1803–1889) 1830 года и одноимённая картина Пьера Огюста Ренуара (1841–1919) 1881 года, — как потрясающе красивое место, освещённое почти волшебным южным итальянским светом.

Основная идея

Основная идея рассказа «Последний лист» О. Генри заключается в том, что надежда может дать любому человеку новую жизнь.

Проще говоря, люди не должны терять надежду, пока живы. Необходимо бороться за жизнь до самого конца, поскольку каждый человек заслуживает право на счастье.

Художественное своеобразие

Литературные приемы в «Последнем листе»

Ситуационная ирония

В рассказе присутствует ситуативная ирония. Читатель ожидает, что Джонси умрёт, но она выздоравливает, а Берман умирает. Также неожиданно, что он написал свой шедевр перед смертью.

Персонификация (олицетворение)

Персонификация — это приписывание человеческих качеств чему-то нечеловеческому.

Пример олицетворения: рассказчик говорит о приходе пневмонии в город. Он утверждает, что «мистер Пневмония не был похож на благородного старого джентльмена». В рассказе пневмония — это человек, который пришёл в город, чтобы коснуться людей своими «ледяными пальцами», в результате чего его жертвы заболевают и умирают.

Метафора
Пример метафоры в этом рассказе — когда рассказчик говорит о пневмонии. Он утверждает: «В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии».

Здесь пневмонию сравнивают с незнакомцем, который приезжает в город и заражает людей болезнью.

Сравнение
Сравнение — это прямое сравнение одной вещи с другой.

Пример сравнения в рассказе: «как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром». В этом предложении Сью боится за Джонси, которая больна и потеряла надежду на выздоровление. Сью боится, что негативные мысли убьют её подругу.

Темы

Выбираем Надежду

Рассказ О. Генри исследует вопрос о том, что побуждает человека предпочесть надежду пораженческому настрою. Когда Джонси заболевает пневмонией, она чувствует, как жизнь и надежда покидают ее. Она уверена, что скоро умрет, и говорит Сью: «Когда упадет последний [лист], я тоже должна буду уйти». Она забыла о своих мечтах нарисовать Неаполитанский залив. Она забыла даже о важности своих отношений со Сью. Но когда ей кажется, что она видит последний лист, цепляющийся за дерево, к ней возвращается надежда. «Что-то заставило этот последний лист остаться здесь», — говорит Джонси Сью в конце истории. Тот факт, что лист на самом деле является всего лишь картиной, не имеет значения. Как и предполагал Берман, это помогает Джонси изменить своё мнение о смерти.

Берман — противоположность Джонси, персонаж, который помогает раскрыть другого персонажа, демонстрируя противоположные черты. Джонси молода, и у неё впереди светлое будущее, если она сможет оправиться от болезни; он — пожилой алкоголик. Он также сохраняет надежду там, где Джонси сдалась: надежду на то, что однажды он нарисует свой шедевр. Нарисовав последний лист, он воплощает свою мечту и возвращает Джонси к жизни, теряя при этом свою собственную.

Дружба стоит жертв

Мысль о том, что дружба делает жертву оправданной, — главная тема «Последнего листа». Сью, готовая на самопожертвование, трудится, чтобы помочь своей больной подруге, в то время как пожилой Берман рисует под дождём и снегом, чтобы спасти жизнь Джонси. Они оба с ужасом смотрят на часы, надеясь на чудо.

Когда Джонси заболевает, Сью готова сделать всё, чтобы помочь ей. Она пытается поднять Джонси настроение, напевая в её комнате. Она уговаривает её поесть. Она находит время для собственного рисования, но только для того, чтобы продать свою картину и заработать денег, чтобы помочь Джонси. В конце концов, она изливает душу своему пожилому соседу Берману.

Болезнь Джонси и её мысли о смерти злят Бермана. Вместе со Сью он проводит ночь, беспокоясь и глядя в окно. Возможно, он многого не добился в жизни, но он щедрый человек. Он мечтает написать шедевр, чтобы увезти своих друзей в более тёплое место. В конце концов он решает пожертвовать своим здоровьем и жизнью, выйдя на сильный холод и дождь, чтобы помочь другу.

Концепция ценности затрагивается, когда доктор спрашивает, есть ли «что-то, из-за чего [Джонси] стоит переживать? Мужчина?» Сью быстро отвечает: «Стоит ли мужчина того, чтобы из-за него переживать? Нет, доктор». Но Берман оказывается мужчиной, из-за которого «стоит переживать», хотя и в качестве друга, а не романтического партнёра.

Искусство и шедевр

О. Генри начинает свой рассказ не с того, как пневмония бродит по Гринвич-Виллидж, а с того, как гипотетический художник гуляет по извилистым улочкам. Затем он рассказывает о множестве художников, которые там живут. Потом он знакомит читателя с двумя конкретными художницами Сью и Джонси, которых искусство свело вместе. И только после того, как всё подготовлено, он вводит тему пневмонии. Потому что это рассказ не о пневмонии. Это история об искусстве, людях, которые его создают, и о том, как оно может — в этой истории — буквально спасти жизнь.

Важность искусства прослеживается на протяжении всей истории. Когда доктор спрашивает Сью, что может «беспокоить» Джонси, Сью упоминает искусство. Джонси, по её словам, всегда хотела поехать в Италию и нарисовать Неаполитанский залив. Доктор отвергает эту идею. Для него, человека науки, искусство не является достаточно важной причиной для жизни. Он предлагает романтику или, возможно, новую одежду в качестве более подходящих альтернатив. Но для Джонси нет ничего более важного, чем искусство. Она проделала весь этот путь из Калифорнии, чтобы стать художницей в Нью-Йорке. Автор показывает, что её надежда вернулась, когда она говорит: «Я хочу нарисовать Неаполитанский залив».

Берман «всегда говорил о том, что хочет написать великую картину, шедевр», несмотря на то, что у него ничего не получалось. По словам Сью, лист, который он рисует, чтобы дать Джонси возможность прожить ещё один день, — это «великий шедевр». Он помогает Джонси жить, чтобы снова рисовать.

Персонажи

Сью

Сью приехала в Нью-Йорк из Мэна. Она художница. Хотя читатель не знает точно, какие именно картины пишет Сью, ясно, что она продаёт свои работы. Сью заботится о Джонси, заботливо ухаживает за подругой во время её болезни и очень переживает. Она также терпелива с Берманом, пожилым соседом, у которого проблемы с алкоголем.

Джонси

Джонси приехала в Нью-Йорк из Калифорнии, чтобы стать художницей. На протяжении большей части истории Джонси больна, слаба и необоснованно суеверна, веря, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. Однако, в конце концов, она понимает, что вела себя глупо, и вновь обретает волю к жизни.

Старик Берман

Берман всегда хотел стать великим художником. Сейчас, в свои 60 лет, он не реализовал свой потенциал. Он всегда планировал написать шедевр, но так и не начал, возможно, из-за проблем с алкоголем. Однако он добросердечный человек, которого расстраивает мысль о смерти Джонси. Он выходит ночью под проливной дождь, чтобы нарисовать реалистичный лист, который возвращает Джонси желание жить.

Доктор

Доктор искренне заботится о своих пациентах и их близких. Например, он держит Сью за «дрожащую руку», чтобы успокоить её, и обещает сделать смерть Бермана «как можно более лёгкой… насколько это возможно».

Господин Пневмония

В этой истории есть ещё один персонаж, который на самом деле абстрактен. Рассказчик описывает пневмонию как джентльмена, который приходит в город, прикасается к людям своими «ледяными пальцами» и делает их больными. Господин Пневмония — нехороший человек. Он причиняет вред каждому слабому человеку. Многие из его жертв умирают вскоре после болезни.

Интересные факты

На сегодняшний день рассказ о. Генри «Последний лист» можно не только прочитать, но и посмотреть.

  • В 1952 году вышла самая первая и известная экранизация рассказа, поставленная Жаном Негулеско в фильме «Вождь краснокожих и другие…». В отличие от оригинала рассказа, Сьюзан (Джин Питерс) и Джоана (Джонси, Энн Бакстер) показаны как сестры, причиной болезни Джоан служит разрыв с мужчиной, а старик Берман (Грегори Ратофф) изображен непризнанным абстракционистом.
  • В 2003 году по мотивам рассказа вышел художественный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Новогодний романс».
  •  Художник Илья Глазунов написал в 1999 году картину «Больной. Последний лист», отсылающий к новелле Уильяма Портера (О. Генри).
  • Советская и российская певица Светлана Копылова спела одноименную песню«Последний лист».

Текст: Светлана Никонова, 187 👀