Прислуга (Кэтрин Стокетт) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2009 | Форма произведения: роман | Жанр: драма, исторический | Время событий: вторая половина XX века | Возраст: взрослые | Главные герои: Мисс Скитер, Эйбилин, Минни, Мисс Хилли, Элизабет, Мисс Селия Второстепенные герои: Афроамериканский рабочий, Бенни, Коннор, Константайн, Папочка, Евгения, Медгар Эверс, Мистер Голден, Гретхен, Уильям Холбрук, Джонни, Преподобный Джонсон, Киндра, Рейли Лифолт, Лерой, Лу Энн, Лувения, Лулабель, Мэй Мобли, Mама, Октавия, Паскагула, Патриция, Карлтон Фелан - младший, Роберт, Росс, Миссис Стайн, Доктор Тейт, Мисс Тейлор, Трилор, Миссис Уолтерс, Сенатор Уитворт, Стюарт Уитворт, Юл Мэй

История создания

Роман «Прислуга» американской писательницы Кэтрин Стокетт рассказывает о жизни афроамериканцев, которые работали на белых людей в городе Джэксон, штат Миссисипи, в начале 1960-х годов. Кэтрин Стокетт сама выросла в этой среде и не нуждалась в дополнительном исследовании темы. 

Кэтрин появилась на свет 1 января 1969 года в небольшом городке Джэксон, расположенном в штате Миссисипи, в Соединённых Штатах Америки. Её отца звали Роберт Стокетт. Он был владельцем местной гостиницы и генеральным подрядчиком, который занимался строительством жилых зданий и объектов городской инфраструктуры. Родители Кэтрин развелись, когда девочке ещё не исполнилось семи лет. За детьми присматривала служанка, темнокожая женщина по имени Деметри. Она занималась уборкой, стиркой, приготовлением еды и особенно выделяла Кэтрин среди других детей. Деметри не стало, когда Кэтрин было 16 лет. Во многом благодаря историям Деметри и был написан роман «Прислуга».

Кэтрин Стокетт приступила к работе над своим первым романом «Прислуга» после трагических событий 11 сентября 2001 года. 

Несмотря на то, что «Прислуга» впоследствии стала международным бестселлером, продержалась 131 неделю в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» и по ней был снят фильм, получивший премию «Оскар», Стокетт изначально с трудом продавала рукопись. Она получила от 45 до 60 писем с отказом от агентов, прежде чем Сьюзан Рэймер из Don Congdon Associates согласилась прочитать её. Рамер смог продать рукопись издательству Amy Einhorn Books (подразделение Penguin Group в США), и после публикации «Прислуга» быстро набрала популярность благодаря книжным клубам и рекомендациям блогеров.

Однако вместе с широкой популярностью пришли и споры: многие читатели задавались вопросом, должна ли богатая белая женщина рассказывать о жизни афроамериканских служанок на Юге до начала движения за гражданские права в 1950-х годах.

Стокетт сказала об этих спорах: «Я никогда не узнаю, каково это… быть на месте тех чернокожих женщин… и я надеюсь, что никто не думает, что я претендую на это знание». Но я должна была попытаться».

В 2011 году Эблен Купер, многолетняя служанка брата и семьи Стокетт, подала на Стокетт в суд, требуя 75 000 долларов, утверждая, что Стокетт незаконно использовала её имя и личные данные в романе. В итоге иск был отклонён, судья сослался на право Стокетт на неприкосновенность частной жизни, закреплённое в Первой поправке, и на срок исковой давности по искам о незаконном использовании, но дело разделило Стокетт и её брата.

Несмотря на эти разногласия, «Прислуга» получила множество наград, в том числе премию Indies Choice Book Award за дебютный роман для взрослых (2010), премию Таунсенда за художественную литературу (2010) и премию SIBA за художественную литературу (ныне называемую Southern Book Prize) (2010).

 Роман Кэтрин Стокетт вошел в список бестселлеров по версии Publishers Weekly за 2009 и 2010 годы.

О названии

«Прислуга» — это работа Эйбилин и Минни. Чёрнокожие женщины работают прислугой в белых семьях среднего класса.

Жанр произведения

Драма. Историческая проза. Женские исследования

Символы

Дерево мимозы

Мимоза у дома Селии символизирует важность внешнего вида, особенно социальных ожиданий в отношении женщин. С тех пор, как Селия переехала в свой дом, она ненавидит уродливое дерево мимозу у входа. Большую часть романа она ненавидит это дерево и мечтает его срубить.

Дома, в Шугар-Дитч, Селия хорошо разбиралась в цветах и мечтала изменить ландшафт своего двора, но так и не сделала этого, потому что стыдилась своего происхождения. Она оставляет дерево, чтобы газон «вписывался» в пейзаж. Селия также утверждает, что ненавидит это дерево, потому что его тонкие цветы напоминают ей детские волосы. Мисс Селия не может иметь детей, поэтому отсылка к детским волосам неслучайна: пока дерево стоит, Селия чувствует связь со своей неудавшейся беременностью.

Когда Селия наконец набирается смелости и вырубает дерево после провального благотворительного вечера Молодёжной лиги, она берёт свою жизнь в свои руки. Она знает, что женщины Джексона никогда её не примут, поэтому ей больше не нужно притворяться. Мисс Селия может делать со своим двором всё, что пожелает, потому что ей нужно угождать только самой себе. Вырубка мимозы также символизирует то, что Селия смирилась со своим бесплодием, убрав напоминание о детских волосиках со своего газона.

Написанное Слово

В одном из первых в стране рассказов о рабах американский чиновник и дипломат Фредерик Дуглас (1818–1895) описывает, какое сильное впечатление произвело на него изучение алфавита. Сначала его учила хозяйка, но вскоре её муж сообщил ей об опасности, которая таится в обучении раба. Поэтому позже он подкупал школьников, чтобы они делились с ним тем, что узнали за день, и таким образом постепенно освоил алфавит.

Страх его хозяина был вполне оправдан. Рабы, научившиеся читать и писать, имели преимущество не только перед своими товарищами, но и во многих случаях перед своими хозяевами и надсмотрщиками. Грамотные чернокожие могли подделывать собственные пропуска, гарантируя себе и иногда своим семьям свободу. Став свободными, они могли писать о жестоком обращении с ними и мучительных побегах, побуждая других людей с похожими навыками подражать им.

Хотя во времена, описанные в романе, государственное образование номинально распространялось и на чернокожих, на самом деле законы Джима Кроу продолжали обеспечивать сегрегацию в школах, а школы для чернокожих плохо финансировались. Кроме того, экономические реалии, с которыми столкнулась Минни, вынуждали многих чернокожих детей бросать школу в раннем возрасте, чтобы помогать своим семьям зарабатывать на жизнь. В этом отношении Эйбилин выделяется как персонаж, который не только умеет читать и писать, но и делает это с удовольствием. Как и большинство людей в её общине, Эйбилин ходит в церковь по воскресеньям, но она также регулярно читает Библию и каждый вечер пишет в своём молитвенном дневнике.

Тем временем Скитер поступает в колледж не для того, чтобы найти мужа, как её богатые подруги из высшего общества, а чтобы получить диплом журналиста. Однако, когда она возвращается в Джексон, её переводят в колонку «Мисс Мирна» — символ домашнего уюта. Поскольку домашнюю работу выполняют чернокожие женщины, её колонка становится связующим звеном между сообществом горничных и Эйбилин. Благодаря этой работе Скитер в итоге исследует законы Миссисипи, хранящиеся в публичной библиотеке, за что мисс Хилли подвергает её остракизму, наказывает и угрожает ей.

Таким образом, в романе письменное слово становится символом многих идей. Для Скитер, белой женщины, которая пытается помочь, оно олицетворяет продолжающееся угнетение как женщин, так и чернокожих. Напротив, для Минни, которая помогает собирать истории и писать роман, оно становится символом надежды. И её молитвенный дневник, и её вклад в роман помогают сообществу, в котором она живёт, и дают ей ощущение силы, которого ей не хватает в жизни и на работе.

Ванные комнаты

Ванные комнаты — самый яркий символ сегрегации в романе. В эпоху Джима Кроу на Юге афроамериканцев заставляли пользоваться отдельными «цветными» ванными комнатами, иначе их ждало суровое наказание. В романе Роберта избивают монтировкой и ослепляют за то, что он случайно зашёл не в ту ванную.

Ни одной из горничных не разрешают пользоваться основными ванными комнатами на месте работы. Хилли одержима своей инициативой «Санитария в доме», которая требует от белых домовладельцев строить отдельные ванные комнаты для своих афроамериканских работников. Она платит Элизабет, чтобы та построила ванную для Эйбилин, и даже подстрекает Эйбилин поблагодарить её за это. В ответ на такое жестокое обращение Эйбилин соглашается участвовать в интервью Скитер. Горничные надеются, что их истории помогут белым увидеть в горничных людей, а не просто изменить законы. В конце романа Селия и Минни преодолевают расовые границы, вместе сидя в ванной, и между ними возникает связь, которая позволяет их дружбе развиваться.

Основная идея

Основная идея романа Кэтрин Стокетт «Прислуга» (в оригинале The Help) заключается в борьбе за справедливость и равенство, а также в исследовании расовых предрассудков и социальных различий в южных штатах США в 1960-е годы.

Роман рассказывает о жизни трех женщин — белой журналистки Скеетер, черной горничной Эйбилин и черной горничной Минни, которые, несмотря на разные социальные статусы и расовую принадлежность, объединяются в борьбе против дискриминации и несправедливости.

Через их истории, Стокетт исследует вопросы власти, угнетения, а также сложные отношения между расами в те исторические моменты, когда движение за гражданские права только начинало набирать силу. История акцентирует внимание на том, как важно дать голос тем, кто долгое время оставался в тени, и на том, как личная смелость может изменить общество.

Темы

Расизм и привилегии

«Прислуга» — это история о расовых отношениях в американском обществе, как скрытых, так и явных. Явный расизм легко распознать, потому что он часто проявляется намеренно, поддерживается людьми или организациями, которые считают, что люди разных рас биологически отличаются друг от друга.

Явный расизм можно увидеть в законах Джима Кроу, которые предусматривали расовую сегрегацию, а также в актах насилия по отношению к афроамериканским персонажам в книге. Например, Роберта избивают и ослепляют сторонники превосходства белой расы после того, как он случайно воспользовался туалетом для белых. Горничные рассказывают о том, как их афроамериканским друзьям отрезали языки, подожгли их дома или линчевали (задушили) за нарушение писаных или неписаных законов о сегрегации. Многие персонажи откровенно расистски настроены. Например, Хилли одержима чистотой в ванной, называет горничных «ниграми» (женское от «негр» в расистском смысле) и жестоко обращается с прислугой. Другие примеры явного расизма включают в себя убеждённость мисс Тейлор в том, что афроамериканские ученики «грязные» и «недостаточно умные» для интегрированных классов, ужасное обращение мамы с Лулабель (и, возможно, с Константином) на собрании Лиги, а также нежелание белых персонажей прикасаться к афроамериканским персонажам или взаимодействовать с ними. Каждое из этих взаимодействий легко назвать расистскими, потому что это примеры явного расизма, которые легко распознать современным читателям.

Пожалуй, то, что отличает «Прислугу» от других примеров литературы о гражданских правах, в которых также описываются явные проявления расизма, такие как сегрегация и насилие, — это изображение скрытого (подразумеваемого) расизма, который не так просто заметить, как явный расизм.

Примеры скрытого расизма включают распространённое среди многих белых персонажей романа убеждение, что в Джексоне, штат Миссисипи, всё в порядке. Стюарт лучше всего говорит об этом, когда предполагает, что Скитер «навлекает на себя неприятности» и что всё в порядке.

Хотя многие белые персонажи не стремятся усложнить жизнь афроамериканским персонажам, они не понимают, почему Скитер интересуется движением за гражданские права или почему домашние работники не могут просто довольствоваться своей работой.

Эти персонажи никогда не задумываются о том, что их отношение к афроамериканцам усугубляет их эксплуатацию и страдания, а также о том, что бедственное положение афроамериканцев способствует их благополучию. Элизабет, например, настолько не замечает последствий своего плохого обращения, что даже не узнаёт себя в книге Эйбилин. Сенатор Уитворт может не соглашаться с тем, как относятся к афроамериканцам в его округе, но он не будет использовать своё положение, чтобы что-то изменить, потому что «это не так работает… Это то, во что верит Миссисипи».

Скитер ближе всего подходит к осознанию своей привилегированности, когда понимает, что Константин не любил бы её так сильно, если бы ей позволили растить собственную дочь. К сожалению, это осознание мимолётно и не побуждает к дальнейшим действиям.

Роль женщин

В 1960-х годах в обществе существовали строгие гендерные ожидания в отношении женщин, особенно на Юге.

Из повествования Скитер читатель узнаёт, что южное общество ожидает от женщин выполнения определённой домашней роли: выходить замуж молодыми, заботиться о доме и рожать детей. От женщин не только ожидают, что они откажутся от карьеры или творческих мечтаний, но и что они сами этого захотят. Большинство женщин (мама, Элизабет, Хилли) следуют ожидаемому пути и преуспевают в этой роли. Другие, как Лу Энн, принимают это неохотно, явно страдая от непосильных ожиданий. Селия отчаянно хочет выполнять свою домашнюю роль, но не может. В результате её самооценка падает.

Для афроамериканских женщин ожидания ещё более скромные. Во время интервью Эйбилин рассказывает, что она выросла, зная, что станет горничной. Она никогда не стремилась стать кем-то другим. Точно так же Минни знала, что станет горничной, и знает, что её дочери пойдут по тому же пути. Они тоже бросят учёбу и сосредоточатся на ведении домашнего хозяйства, хотя и для белой женщины.

В то время как от белых женщин ожидают, что они пожертвуют своими амбициями ради женственности, от афроамериканок ожидают, что они пожертвуют своим здоровьем, безопасностью, а в некоторых случаях и собственными семьями ради женственности белых.

Скитер и Селия — единственные персонажи, которые живут вне гендерных ожиданий общества, по совершенно разным причинам и с разными результатами. Селия отчаянно хочет, чтобы её приняли в круг общения белых женщин, но её постоянно отвергают, в основном из-за того, что она вышла замуж за бывшего парня Хилли, Джонни Фута. Конечно, она тоже из «белого мусора» города Шугар-Дитч, поэтому не понимает социальных норм, принятых в высшем обществе. Её причёска и одежда слишком экстравагантны, а навыки ведения домашнего хозяйства оставляют желать лучшего. Она нанимает горничную, чтобы та помогла ей влиться в общество, и читателю нравится ирония в том, что негритянка-горничная, которой самой нет места в этом обществе, учит Селию, как с ним управляться. В конце концов, Селия решает жить по своим правилам, как и горничные, но в гораздо более надёжных и стабильных условиях.

Скитер, с другой стороны, уезжает из родного города, делает карьеру и следует за своей мечтой. Несмотря на профессиональный успех Скитер, другие женщины всё равно пытаются навязать ей ожидаемую от неё роль. Хилли знакомит её с привлекательным Стюартом Уитвортом, а мама постоянно критикует её одежду и причёску. Хотя друзья Скитер радуются её работе в местной газете, скорее всего, только потому, что она отвечает на бытовые вопросы (то есть выполняет свою женскую роль по-другому).

Скитер никогда не говорит со своими друзьями или семьёй о своём проекте, отчасти из-за спорной темы, а отчасти потому, что не доверяет им и не ждёт от них поддержки. Интересно, что, когда Скитер перестаёт играть ожидаемую от неё роль южанки, она меняется как физически, так и эмоционально. Её модная одежда, например короткая юбка, символизирует отказ от скромных гендерных ожиданий. Точно так же она отращивает длинные волосы, в то время как большинство других женщин коротко стригутся. К концу романа Скитер выглядит в Миссисипи так же неуместно, как и миссис Стайн, и это подчёркивает для читателей, что для счастья ей нужно найти новый дом.

Социальные круги

Отношения между женскими персонажами в книге определяются почти исключительно их социальным окружением. С самого начала романа становится ясно, что Хилли — центр общественной жизни, «пчелиная матка», перед которой пресмыкаются остальные женщины. Она командует, организует мероприятия Лиги, назначает свидания, влияет на финансовые решения и в конечном счёте приказывает своим подругам увольнять или наказывать горничных.

Несмотря на вспыльчивость Хилли и её склонность к манипуляциям, большинство белых женских персонажей определяют себя через отношения с ней. Селия жаждет, чтобы Хилли обратила на неё внимание, Элизабет беспрекословно подчиняется каждому приказу Хилли, и даже Скитер, возможно, самая независимая в группе, чувствует себя неловко, когда они с Хилли ссорятся. В треугольнике Хилли, Скитер и Элизабет женщины были лучшими подругами со времён учёбы в колледже, но на самом деле они не ведут себя как подруги. Хилли сводит Скитер со Стюартом, потому что ей выгодно иметь друзей с политическими связями. Она угрожает выгнать Скитер из Лиги за несогласие с её политическими взглядами, роется в вещах Скитер и заставляет Элизабет плохо относиться к Эйбилин.

Вместо того, чтобы уважительно обсудить свои политические взгляды, Скитер чувствует себя в безопасности, когда лжёт своим друзьям, и намеренно печатает опечатку в рассылке, чтобы унизить Хилли. Женщины не относятся друг к другу по-доброму, и, что ещё важнее, они не открыты и не честны друг с другом.

В отличие от них, афроамериканские женщины в обществе изображаются любящими, доверчивыми и необходимыми для выживания.

Самая яркая дружба — между Эйбилин и Минни. Они разделяют тайну проекта Скитер и заботятся друг о друге в моменты глубокой уязвимости. Минни заботится об Эйбилин после смерти Трилора, а Эйбилин заботится о Минни после домашнего насилия со стороны Лероя. Это резко контрастирует с тем, как Хилли относилась к Скитер во время болезни мамы. Скитер не говорит своим друзьям, что мама умирает, и даже когда Хилли узнаёт об этом, её отношение к Скитер не меняется. В то же время служанки объединяются, чтобы поддержать Лувению после нападения Роберта, и рискуют своей безопасностью в знак протеста против заключения Юл Мэй.

Афроамериканским персонажам есть что терять, и, возможно, это объясняет необходимость лояльности в их социальных кругах, в то время как Скитер пользуется защитой своих привилегий белой расы. Интересно отметить, что афроамериканские персонажи, которые дружат с белыми персонажами (Эйбилин дружит со Скитер, Минни дружит с Селией), проявляют честность и преданность, невзирая на расовую принадлежность, рискуя своей безопасностью ради улучшения жизни своих белых друзей, но белые персонажи не отвечают им взаимностью. Например, Эйбилин рискует своей безопасностью, чтобы помочь Скитер с книгой, но как только в Джексоне становится «опасно», Скитер сбегает в Нью-Йорк, в конечном счёте оставляя Эйбилин и остальных служанок на произвол судьбы.

Точно так же Минни выходит за рамки своих обязанностей по дому, чтобы позаботиться о Селии во время выкидыша, и защищает её от жестокого нападения обнажённого мужчины. Селия, с другой стороны, предлагает помочь Минни в финансовых трудностях или защитить её от домашнего насилия, но никогда не делает этого.

Контекст

Литература по гражданским правам

Действие в романе «Прислуга» происходит в Миссисипи в 1960-х годах, в разгар движения за гражданские права. Движение за гражданские права было борьбой за социальную справедливость и равенство в 1950-х и 1960-х годах, которую вели в основном афроамериканцы.

«Прислуга» рассказывает об эмоциональных последствиях сегрегации — социальных законах, которые определяли, где афроамериканцы могли жить, работать, путешествовать, есть и многое другое, — а также о том, как афроамериканцы протестовали против неравенства. Например, в романе основное внимание уделяется мелкому протесту горничных, участвовавших в анонимных интервью о своих белых работодателях, но в нём также затрагиваются масштабные протесты, такие как марши за гражданские права в Бирмингеме, штат Алабама, в 1963 году.

В романе для создания контекста используются исторические события, такие как убийство лидера движения за гражданские права Медгара Эверса (1925–1963) в 1963 году и поступление в 1962 году в Университет Миссисипи первого афроамериканского студента Джеймса Мередита (род. в 1933 году).

«Прислуга» исследует влияние движения за гражданские права на различные сообщества: от домашней прислуги (Эйбилин и Минни) до их белых работодателей (Хилли и Элизабет) и белых союзников (мисс Скитер). В результате получается сложное представление о южном обществе в эпоху гражданских прав.

Законы Джима Кроу

Законы Джима Кроу сегрегировали афроамериканцев и белых американцев в период с 1877 по 1954 год. Расистские законы были приняты после Гражданской войны (1861–1865) в период Реконструкции (1865–1877) как способ обеспечить сегрегацию афроамериканцев, сохранив доминирующее положение белых в обществе.

Законы сегрегировали всё: от районов, школ, библиотек и парков до автобусов, поездов, бассейнов, ресторанов и туалетов.

В романе «Прислуга» разделение домашних туалетов на мужские и женские становится провоцирующим фактором, который заставляет Эйбилин, а затем и Минни, согласиться на интервью с мисс Скитер. Туалеты на открытом воздухе, которые работодатели заставляют использовать своих горничных, символизируют бесчеловечное отношение белых работодателей к своим афроамериканским сотрудникам. Таким образом, законы Джима Кроу препятствовали любым взаимодействиям, в которых к белым и афроамериканцам относились бы одинаково. Эти законы существовали только для того, чтобы сохранить динамику превосходства белых. Афроамериканцев, нарушавших законы Джима Кроу, намеренно или случайно, преследовали, избивали и даже убивали.

В это время Ку-клукс-клан (KKK), который первоначально был сформирован вскоре после гражданской войны в 1866 году, вновь возник как тайное общество сторонников превосходства белой расы, которые собрались, чтобы терроризировать афроамериканские общины и сопротивляться общественному движению к расовому равенству. Хотя персонажи из «Прислуги» не имеют прямого отношения к ККК, афроамериканские горничные опасаются ответной реакции, включая убийства, за участие в анонимных интервью.

От мамочки до домашней прислуги: афроамериканские женщины в истории

Мамушка — это афроамериканская служанка или няня, которая готовила, убиралась и заботилась о детях в белой семье в эпоху рабства и сегрегации. Несмотря на то, что мамушка была рабыней или бесправной работницей, в литературе и кино её обычно изображали счастливой, любящей и довольной своей ролью. Хотя между этими чернокожими женщинами и белыми детьми, о которых они заботились, безусловно, возникали крепкие узы, рабыни и более поздние работницы по дому подвергались жестокому обращению и эксплуатации.

Образ счастливой няни стал социальным символом, узаконившим эту эксплуатацию, утверждая, что афроамериканские женщины были рады выполнять эту работу за небольшую плату или вообще бесплатно, находясь вдали от своих семей. У рабов не было другого выбора, кроме как подчиняться своим хозяевам, иначе их ждало суровое, возможно, даже смертельное наказание.

После отмены рабства в 1865 году афроамериканцы получили право работать, но часто оказывалось, что они выполняют те же функции, что и во времена рабства. Для женщин было очень мало возможностей трудоустройства, а для афроамериканок их было ещё меньше, поэтому многие бывшие рабыни продолжали работать по дому за мизерную плату. Поколения сменяли друг друга, а новых возможностей не появлялось, особенно на Юге в эпоху сегрегации, поэтому матери учили своих дочерей быть горничными, как Минни учит Киндру, тем самым увековечивая архетип «мамми». Такие женщины, как Эйбилин и Минни, могут любить белые семьи, в которых они работают, но пока они лишены прав и эксплуатируются в соответствии с убеждениями сторонников превосходства белой расы, они остаются такими же порабощёнными своим положением, как и их предки.

Персонажи

Персонаж Описание
Мисс Скитер Мисс Скитер — белая женщина из высшего общества, которая мечтает стать журналисткой. Она анонимно берёт интервью у афроамериканцев в своём сообществе для книги о расовых отношениях в Миссисипи.
Эйбилин Эйбилин — 52-летняя афроамериканка, работающая по дому. Она любит работать с детьми и отличается добротой, терпением и отзывчивостью.
Минни Минни — афроамериканка за тридцать, работающая прислугой. После того как Минни уволили из дома миссис Уолтерс, она в конце концов находит работу у мисс Селии Фут. Минни — лучшая кухарка в городе, и она отличается вспыльчивым характером.
Мисс Хилли Мисс Хилли Холбрук — высокомерная, расистская женщина из высшего общества, которая одержима идеей разделения уборных для домашней прислуги.
Элизабет Элизабет Лифолт — начальница Эйбилин, женщина из среднего класса, помешанная на внешности и всём, что её раздражает, включая её дочь Мэй Мобли. 
Мисс Селия Мисс Селия Фут — начальница Минни и социальная изгнанница. Из-за того, откуда она родом и как одевается, все вокруг называют её «придурковатой» и «шлюхой». На самом деле мисс Селия добрая и заботливая.
Афроамериканский рабочий Лифолты нанимают пожилого афроамериканца для строительства туалета на улице.
Бенни Бенни — сын Минни, страдающий астмой.
Коннор Коннор — разнорабочий на семейной ферме Фелан и отец Лулабель.
Константайн Константайн была служанкой Скитер, когда та была ребёнком. Скитер считала Константайн своей второй матерью и делилась с ней тем, о чём не могла рассказать собственной матери.
Папочка Карлтон Фелан-старший, которого Скитер называет «папочкой», — владелец хлопковой плантации. Во время ужина с сенатором Уитвортом он высказывает мнение против сегрегации, но в остальном поддерживает статус-кво.
Евгения Евгения — афроамериканская служанка, которая работает на Хилли после того, как Юл Мэй попадает в тюрьму.
Медгар Эверс Медгар Эверс (1925–1963) — реальный исторический лидер движения за гражданские права, убитый сторонниками превосходства белой расы.
Мистер Голден Мистер Голден — редактор местной газеты, который нанимает Скитер для ведения колонки «Мисс Мирна».
Гретхен Гретхен — молодая афроамериканка-горничная, которая сомневается в мотивах Скитера, когда тот проводит собеседования с горничными.
Уильям Холбрук Уильям Холбрук — муж Хилли. Он начинает неудачную политическую кампанию.
Джонни Джонни — муж мисс Селии. Он женился на Селии после того, как разорвал отношения с Хилли в колледже, что стало причиной неприязни Хилли к Селии.
Преподобный Джонсон Преподобный Джонсон — пастор церкви Эйбилин и Минни.
Киндра Киндра — старшая дочь Минни, которая учится на горничную. 
Рейли Лифолт Рейли Лифолт — муж Элизабет и отец Мэй Мобли и Росса. Он искренне верит в сегрегацию и злится, когда думает, что кто-то рассказывает Мэй Мобли о гражданских правах.
Лерой Лерой — алкоголик и жестокий муж Минни.
Лу Энн Лу Энн — белая домохозяйка, которую Скитер всегда считала немного глуповатой. В конце романа Лу Энн отказывается уволить свою горничную, как требует Хилли, показывая, что она сильнее и добрее, чем Скитер могла себе представить.
Лувения Лувения — служанка Лу Энн и бабушка Роберта. Она становится сиделкой Роберта после того, как его ослепили сторонники превосходства белой расы.
Лулабель Лулабель — дочь Константина.
Мэй Мобли Мэй Мобли Лифолт находится на попечении Эйбилин, служанки, работающей на семью Лифолт. Несмотря на то, что Мэй Мобли воспитывается в семье и в школьной системе, поддерживающих сегрегацию и превосходство белых, Эйбилин тайно обучает маленькую девочку расовым отношениям, которые побуждают Мэй Мобли сомневаться в равенстве даже в юном возрасте.
Mама Шарлотта Фелан — мать Скитер, которую она называет «мамой». Мама соответствует ожиданиям общества в соответствии с традиционными гендерными ролями и стремится передать их своей единственной дочери.
Октавия Октавия — сестра Минни. В конце романа Минни решает остаться с Октавией, когда Лерой в последний раз избивает её.
Паскагула Паскагула — афроамериканская служанка в доме Феланов и кузина Юл Мэй.
Патриция Патриция ван Девендер была невестой Стюарта. Их помолвка распалась после того, как Патриция ему изменила, но он никогда не переставал её любить.
Карлтон Фелан — младший Карлтон Фелан-младший — старший брат Скитер. Он следует всем общепринятым социальным традициям: поступает в колледж, находит жену и устраивается на хорошо оплачиваемую работу.
Роберт Роберт — молодой афроамериканец и внук Лувении. Он был ослеплён сторонниками превосходства белой расы после того, как случайно воспользовался «белой» уборной.
Росс Росс Лифолт — младший брат Мэй Мобли.
Миссис Стайн Миссис Стайн — нью-йоркский редактор, которая предлагает прочитать рукопись Скитер и в итоге соглашается опубликовать её книгу.
Доктор Тейт Доктор Тейт — грубый врач, который пренебрежительно относится к Минни и Селии после выкидыша у Селии.
Мисс Тейлор Мисс Тейлор — учительница-расистка Мэй Мобли, которая на уроках рассказывает, какие «грязные» афроамериканцы.
Трилор Трилор — сын Эйбилин, который погиб в результате несчастного случая на производстве.
Миссис Уолтерс Миссис Уолтерс — мать Хилли, которая раньше нанимала Минни. Хилли отправляет её в дом престарелых, оставляя Минни без работы.
Сенатор Уитворт Сенатор Уитворт — местный политик из Джексона, штат Миссисипи. Он поддерживает мнение, что афроамериканцы были счастливы, будучи рабами, и что они довольны своим положением граждан второго сорта.
Стюарт Уитворт Стюарт Уитворт — первый парень Скитер и сын сенатора Уитворта. Стюарт ставит политическую карьеру своего отца выше расового равенства и, в конечном счёте, собственного счастья.
Юл Мэй Юл Мэй — служанка Хилли, которая крадёт уродливое рубиновое кольцо, чтобы оплатить обучение своих сыновей в колледже. Несмотря на годы службы, Хилли отказалась дать Юл Мэй взаймы, и та впала в отчаяние.

 

Текст: Светлана Никонова, 69 👀