Путешествие к центру Земли (Жюль Верн) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1864 | Форма произведения: роман | Жанр: приключенческий |

История создания

 

 

О названии

Название «Путешествие к центру Земли» отсылает к научной экспедиции Акселя и профессора Лиденброка, целью которой было найти центр Земли. Они отправляются в путешествие вместе и по пути узнают, что такое командная работа и отвага. Их поиски имеют некоторые общие черты с архетипичным путешествием героя, в котором персонажи покидают свой дом, чтобы достичь цели и по пути обрести личностный рост.

Жанр произведения

Роман. Приключение. Наука.

Символы

Вода и Свет

Вода и свет — важнейшие ресурсы в экспедиции исследователей. Аксель и его друзья знают, что они не продвинутся далеко, если лишатся чего-то из этого. Поэтому вода и свет по праву используются как символы надежды на протяжении всего романа. Когда Ханс Бьельке находит ручей, который они называют Хансбэк, профессор Лиденброк заявляет, что это источник освежения и ориентира. Аксель черпает уверенность в его постоянном присутствии до такой степени, что заявляет: «С этим ручьём в качестве нашего проводника у нас нет причин не добиться успеха в нашем предприятии». Он видит в ручье знак надежды там, где раньше её не было. Раньше он был уверен, что они погибнут в тёмные часы, но теперь его уверенность в их предприятии восстановлена.

Разлука Акселя с Лиденброком и Гансом совпадает с временным исчезновением Гансбрука. Без ручья, который поддерживал его оптимизм, Аксель быстро впадает в ещё большее отчаяние, чем когда он думал, что они с друзьями умрут от обезвоживания. На этот раз ситуация хуже, потому что он лишён общения, воды и света. До этого момента Аксель полагался на Лиденброка, который помогал ему справляться со страхом. Теперь, когда он остался один, без утешительного журчания ручья, он теряет надежду когда-нибудь снова увидеть свой дом или любимую невесту Грёбен.

Отсутствие света в романе всегда знаменует времена неуверенности и пессимизма. Аксель описывает темноту как живое существо в главе 27. Он пишет: «Смутная процессия движущихся теней, казалось, медленно разворачивалась вдоль темнеющих стен». По мере того, как свет лампы тускнеет, а затем и вовсе гаснет, Аксель чувствует, что его самоконтроль начинает ослабевать. Он бросается вниз по кромешно-черному туннелю, хотя знает, что может серьезно пораниться или даже покончить с собой. Жизнь без света, воды и друзей не стоит того, чтобы жить. К счастью, Аксель воссоединяется со своими товарищами, которые приносят ему и воду, и свет. Они омывают его раны, утоляют жажду и своим постоянным присутствием убеждают его, что он больше никогда не останется один в темноте.

Бездна

Если вода и свет являются двойственными образами надежды, то бездна — это образ неопределённости и отчаяния в «Путешествии к центру Земли». Страх Акселя перед неизвестностью проявляется в повторяющихся кошмарах, в которых всегда фигурирует чёрная дыра, готовая поглотить его и всё, что он любит. В главе 7 он объясняет: «Всю ночь меня преследовал ужас. Я провёл его, мечтая о безднах». Мысль о том, что ему придётся покинуть уютный дом, вызывает у него тревогу, которая затем проникает в его сны. Профессор Лиденброк понимает, что Аксель начал ассоциировать глубокие пещеры с неуверенностью в себе, поэтому он заставляет Акселя каждый день подниматься на церковный шпиль в Копенгагене, пока они не отправятся в Исландию. Он делится этой мотивацией с Акселем, когда говорит: «Ты должен пройти урок по изучению бездн». Лично Лиденброк не боится ни высоты, ни тьмы, скрытой под землёй, но он понимает, что разум Акселя решил использовать бездну как символ всего, что может пойти не так во время путешествия. Он хочет показать Акселю, что бездны можно покорить.

Критика

 

 

Основная идея

 

 

Художественное своеобразие

 

Темы

Жюль Верн написал «Путешествие к центру Земли», чтобы показать, как научные изыскания могут принести пользу обществу в целом. С этой целью он включил в роман такие позитивные темы, как работа в команде, открытия, роль судьбы в том, чтобы подталкивать людей к новым пределам, и рост через испытания.

Командная работа

У Акселя, профессора Лиденброка и Ханса Бьелке есть свои сильные и слабые стороны, и они полагаются друг на друга во время экспедиции. Аксель переводит пергамент после того, как Лиденброку не удаётся разгадать секрет. Взамен Лиденброк предлагает включить Акселя в свою экспедицию, чтобы Аксель мог разделить с ним славу, связанную с его открытиями. Ханс спасает Акселю и Лиденброку жизнь, используя свои знания о погодных условиях в Исландии. Если бы он не предупредил их о циклоне, обрушившемся на Снайфедль, их могли бы убить летящие обломки, попавшие в вихрь.

Лиденброк и Аксель иногда расходятся во мнениях о том, как лучше поступить, но, несмотря на эти периодические конфликты, они искренне заботятся друг о друге. Аксель пишет в главе 21 о том, как его дядя приберег последние капли воды в своей фляжке для Акселя, зная, что Акселю она понадобится гораздо больше, чем ему. Аксель понимает, что ни один из членов их отряда не смог бы добиться успеха без остальных. Их разные характеры и знания дополняют друг друга и позволяют им преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия.

В главе 23 Ганс находит воду, а затем определяет, как лучше всего добраться до неё. Аксель пишет: «Ганс взялся за дело, с которым мы с дядей не справились бы и вдвоём». Лиденброк и Аксель измучились бы, пытаясь прорубить себе путь через гранитную стену. Даже если бы им удалось проломить стену, они могли бы обвариться под потоком кипящей воды. Врождённое Хансу терпение в сочетании с умением обращаться с киркой позволяет ему медленно выдалбливать небольшое отверстие в скале. Отверстие достаточно большое, чтобы из него вытекал небольшой поток воды, не высвобождая всю мощь подземной реки.

К концу приключения Ханс неоднократно спасает жизни Акселя и Лиденброка. Он не даёт Акселю броситься в море Лиденброка, пока у Акселя галлюцинации. Когда их плот касается южного берега, Ханс хватает Акселя и не даёт ему упасть в море или на скалы, которыми покрыт берег. Ханс присматривает за Акселем и Лиденброком после того, как их плот выносит из вулкана. Ганс постоянно вознаграждает Акселя и Лиденброка за их веру в него «почти сверхчеловеческой преданностью». Ганс, в свою очередь, полагается на Лиденброка, который ведёт их по подземным туннелям. Аксель заботится о команде, выступая в роли предостерегающего голоса, Лиденброк подстёгивает их своей страстной преданностью общей цели, а Ганс занимается практическими вопросами, такими как еда и кров. Они все нужны друг другу, чтобы добиться успеха.

Открытие

Верн демонстрирует ценность научных исследований на примере своих главных героев. Он не преуменьшает риски, связанные с настоящими открытиями, но показывает, что потенциальная награда стоит того, чтобы рискнуть. Аксель, профессор Лиденброк и Ханс Бьельке отправляются в непростую экспедицию. Они неоднократно сталкиваются со смертью из-за собственных ошибок или просто из-за невезения. Аксель с самого начала понимает, что это путешествие может стоить ему и его дяде жизни. В самый мрачный момент он замечает: «Он бы начал…» несмотря ни на что и ни на кого, и он взял бы меня с собой, и мы бы никогда не вернулись». Перспектива смерти пугает Акселя гораздо больше, чем Лиденброка, потому что Аксель считает, что ему есть что терять. Лиденброк уже прожил большую часть своей жизни, в то время как Акселю ещё только предстоит жениться на своей настоящей любви и начать многообещающую научную карьеру. Тем не менее в конце концов он решает, что не может бросить своего дядю одного перед лицом неизвестности. Это решение имеет решающее значение, потому что вряд ли Лиденброк пережил бы это путешествие без него.

Во время экспедиции Аксель постепенно начинает лучше понимать важность их миссии. В главе 7 Грёбен говорит Акселю, что «посвятить себя науке — это великое дело». Эта мысль прочно укореняется в сознании Акселя, когда он попадает в земную кору. Он видит прекрасные геологические образования, узнаёт бесценную информацию об истории Земли и становится свидетелем битвы между двумя колоссальными существами, которые ранее считались вымершими. Каждое новое чудо толкает его на всё более смелые поступки, пока он не готов рискнуть собственной жизнью, чтобы узнать больше о недрах Земли. В главе 33 он говорит: «Здравый смысл подсказывал бы немедленное бегство, но мы зашли слишком далеко, чтобы быть благоразумными». Отступление по туннелю и выход из вулкана — самый безопасный и логичный вариант, если единственная цель Акселя — снова увидеть свой дом. Его решимость продолжать путь, несмотря на опасность, показывает, что его приоритеты изменились за время экспедиции. Он понимает, что эта экспедиция может навсегда изменить науку и будущее человечества, и решает, что потенциальные открытия, которые ещё ждут его и Лиденброка, стоят личного риска.

Судьба

Профессор Лиденброк проклинает судьбу в главе 37, когда кажется, что его планы пошли наперекосяк, но на самом деле судьба предстаёт как благодетельная сила на протяжении большей части «Путешествия к центру Земли». Лиденброк находит давно потерянный клочок пергамента, который отправляет его и его племянника в приключение, которое изменит их жизнь. Хотя Лиденброк утверждает, что верит только в науку, он внушает Акселю, что они должны выполнить эту грандиозную задачу. Ощущение Лиденброка, что их действиями движет судьба, передаётся Акселю, который подозревает, что он и его дядя подчиняются силам, неподвластным им. Он пишет: «Теперь стало очевидно, что продолжать борьбу с судьбой невозможно». И он, и Лиденброк подозревают, что им всегда было суждено пойти по стопам Арне Сакнуссема.

Так много событий в экспедиции идеально сочетаются друг с другом, что Аксель не может считать их совпадением. Аксель переводит пергамент как раз вовремя, чтобы они с дядей смогли найти путь в Исландию. Если бы Лиденброк нашёл пергамент на несколько недель позже или если бы Аксель не смог так быстро расшифровать его, они бы упустили узкое окно возможностей, описанное в инструкциях Сакнуссема. Лиденброку и Акселю случайно попадается в проводники Ханс Бьельке, который достаточно смел и предан, чтобы следовать за ними на протяжении многих миль под поверхностью земли. В главе 43 Аксель замечает, что Ханс «по-видимому, руководствовался фаталистическими доктринами Востока». Ханс принимает каждое испытание таким, каким оно приходит, как будто так и должно было быть. Аксель завидует Хансу за его, казалось бы, слепую веру в то, что судьба всё расставит по своим местам. Он пишет: «Я завидовал невозмутимому безразличию Ганса, который, не вдаваясь в причины и следствия, шёл с закрытыми глазами туда, куда вела его судьба». Иногда Аксель чувствует, что судьба ведёт его за собой, и ему хочется набраться смелости и перестать пытаться контролировать их экспедицию, а просто позволить судьбе вести его.

Судьба подшучивает над профессором Лиденброком и его спутниками, но не предстаёт в виде злой силы. Шаровая молния сбивает с толку компас Лиденброка, что вызывает у профессора сильный гнев и замешательство. Ранее в ходе экспедиции Лиденброк выбирает не тот путь на первой развилке в туннеле, и это судьбоносное решение едва не приводит к краху их экспедиции. Позже судьба приводит Акселя в то самое место, где он слышит, как Лиденброк и Ганс ищут его. Из ниоткуда налетает шторм, который уносит исследователей в море и сокращает путешествие, которое могло бы длиться неделями. Несколько неудач с лихвой компенсируются более благосклонной стороной судьбы, которая, кажется, хочет, чтобы Лиденброк и Аксель победили.

Рост Через Испытания

Профессор Лиденброк и Аксель меняются под воздействием того, что они пережили под землёй. Лиденброк заставляет Акселя противостоять своим страхам. Он упрекает Акселя, когда тот позволяет своему беспокойству о будущем влиять на его решения. В ответ Аксель помогает Лиденброку осознать важность осторожности. Он убеждает Лиденброка отказаться от своих исследований, когда они оказываются слишком опасными. Совместные испытания Акселя и Лиденброка помогают им лучше понять себя и друг друга.

Аксель понимает, что эта экспедиция — возможность для личностного роста как для него самого, так и для его дяди. В главе 29 он говорит, что «такие испытания были нужны, чтобы раскрыть более мягкие качества профессора». Лиденброк может быть чрезвычайно грубым с другими людьми и иногда позволяет своему нетерпению влиять на его взаимодействие с другими людьми. Во время экспедиции Аксель лучше узнаёт менее очевидные, более мягкие качества Лиденброка. Он видит, что Лиденброк готов поставить под угрозу успех экспедиции, чтобы защитить своих товарищей. Лиденброк предлагает прекратить поиски центра Земли, если они не смогут найти воду. Позже он решает отложить второй переход на плоту через море Лиденброка, чтобы Аксель мог оправиться после шторма. Аксель узнаёт, что его дядя заботится о других людях гораздо больше, чем показывает.

Экспедиция заставляет Акселя столкнуться лицом к лицу со своими слабостями. Он понимает, что его страхи сдерживают его и что ему нужно встретиться с ними лицом к лицу, если он хочет жить полной и продуктивной жизнью. Личностный рост Акселя отчасти проявляется в его поступках, а отчасти — в постепенном исчезновении его кошмаров. Когда Аксель впервые узнаёт о скрытом послании на пергаменте, его преследуют яркие сны о смерти в тёмной пещере. Он даже подумывает о том, чтобы уничтожить пергамент, чтобы защитить себя и своего дядю от возможного вреда. Однако каждая встреча с опасностью укрепляет уверенность Акселя в себе и своих друзьях. В главе 32 Аксель чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы спать на плоту посреди неизведанного моря без единого кошмара. Он пишет: «Я лёг у подножия мачты и заснул в фантастических грёзах». Путешествие учит его, что иногда важно встречать опасность лицом к лицу, а не прятаться от неё. Его возросшая уверенность в себе находит отклик у дяди, который поручает ему вести официальный журнал их путешествия. Лиденброк видит, что Аксель предан их экспедиции, и возлагает на него больше ответственности.

Персонажи

Характер Описание
Аксель Аксель — молодой студент-геолог. Он племянник и ученик профессора Лиденброка. Подробнее
Professor Liedenbrock Профессор Лиденброк — дядя Акселя. Он эксцентричный профессор минералогии, чьё любопытство значительно перевешивает осторожность. Читать дальше
Hans Bjelke Ханс Бьелке — уравновешенный исландский охотник. Он нанят, чтобы сопровождать Акселя и профессора Лиденброка в их путешествии к центру Земли. Подробнее
Капитан Бьярне Капитан Бьярне владеет небольшой шхуной, которая ежемесячно совершает рейс из Копенгагена, Дания, в Рейкьявик, Исландия.
Месье Финсен Месье Финсен — мэр Рейкьявика, Исландия.
Monsieur Fridrikssen Месье Фридрикссен — умный и дружелюбный профессор естественных наук из Рейкьявика, Исландия. Он принимает Акселя и профессора Лиденброка после их прибытия в Исландию.
Gräuben Грёбен — прекрасная крестница профессора Лиденброка и невеста Акселя. Лиденброк выступает в роли её опекуна, но доверяет её способности самостоятельно строить романтические отношения.
Хозяин в Гардаре Хозяин Гардара — крестьянин с 19 детьми, который приглашает Акселя, профессора Лиденброка и Ханса Бьелке к себе домой.
Жан Луи Арман де Катрафаж Жан Луи Арман де Катрафаж (1810–1892) — французский антрополог и зоолог, работавший с Анри Мильн-Эдвардом.
Марта Марта — кухарка, которая живёт в доме профессора Лиденброка и Акселя.
Генри Милн-Эдвардс Анри Мильн-Эдвардс (1800–1885) — французский зоолог, работавший вместе с Жаном Луи Арманом де Катрафажем.
Ректор Ректор — грубый священник в Стапи. Он завышает плату за проживание и питание профессора Лиденброка.
Арне Сакнуссемм Арне Сакнуссемм — алхимик XVI века, написавший ряд трактатов, которые ведут к центру Земли.
Пастух Пастух — это высокое, сильное существо, отдалённо напоминающее человека, которое управляет стадом мастодонтов.
Professor Thomsen Профессор Томсен — умный куратор, работающий в Музее северных древностей в Копенгагене, Дания.
Трое нанятых мужчин Трое наёмных работников должны присматривать за лошадьми и вернуть их в Стапи, пока профессор Лиденброк, Аксель и Ханс Бьельке продолжают спускаться в кратер вулкана.
Барон Трампе Барон Трампе — губернатор Исландии.

 

Текст: Светлана Никонова, 65 👀