Счастливый принц (Оскар Уайльд) • рассказ

краткая информация
Дата публикации: 1888 | Форма произведения: рассказ | Место событий: Европа | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 30 минут | Главные герои: Счастливый принц, Ласточка Второстепенные герои: Ангел, Профессор эстетики в университете Красивая девушка, Приютские дети, Разочарованный мужчина, Возлюбленный девушки, Бог, Маленький мальчик, Девочка, продавщица спичек, Учитель математики, Городской голова, Профессор орнитологии, Тростинка, Швея, Разумная мать, Больной мальчик, Студент, Члены городского совета, Городской секретарь, Два маленьких мальчика, Сторож, Рабочий на литейном заводе Темы: самопожертвование, сочувствие и сострадание

История создания

Рассказ ирландского поэта и писателя Оскара Уайльда ( 16 октября 1854 года — 30 ноября 1900 года) «Счастливый принц» — это не отдельное произведение, а заглавная история из сборника «Счастливый принц и другие рассказы». Сборник впервые опубликован в мае 1988 года.

В этом сборнике Уайльд демонстрирует свойственную ему эстетическую чувствительность, используя яркие образы и захватывающих персонажей.

Считается, что Оскар Уайльд писал сказки для своих сыновей. Уайльд сам как-то упоминал, что долг каждого отца – сочинять сказки для своих детей. Младший сын писателя Вивиан вспоминал о том, как отец, успокаивая расшалившихся детей, рассказывал им сказки и даже плакал над собственной сказкой «Великан-эгоист».

О названии

Название «Счастливый принц» происходит от прозвища, которое люди во дворце дали своему принцу. Принц постоянно счастлив, потому что никогда не покидает обнесённый стеной дворец. Он никогда не видит боли и страданий людей в городе, пока не становится золотой статуей, украшенной драгоценными камнями, которая возвышается над бедными горожанами.

Его прозвище красноречиво говорит о разнице между высшим правящим классом и бедным рабочим классом в конце викторианской эпохи. Это аллегория или литературный приём, в котором абстрактные или вымышленные персонажи используются для изображения духовных или реальных проблем. Уайльд показывает разительные различия в образе жизни разных классов и то, как религия и сердце одного королевского мальчика могут открыться, чтобы помочь другим.

Жанр произведения

Рассказ. Аллегория.

Символы

Свинцовое сердце

У Счастливого Принца сердце из свинца, которое разбивается, когда его возлюбленная Ласточка умирает от холода. Поначалу кажется, что это свинцовое сердце подчёркивает поверхностность красоты Принца, но позже оно начинает символизировать непоколебимую природу любви.

В начале истории свинцовое сердце показывает, что золото, украшающее Принца снаружи, не распространяется на его внутренности. Это учит не судить по внешности, так как она может быть обманчивой. Однако, поскольку на протяжении всей истории красота становится олицетворением иллюзии и даже порока или обмана, уродство свинцового сердца не мешает ему вызывать сострадание и доброту.

Как говорит сам Принц: «Хоть сердце моё и из свинца, но я не могу не плакать». В отличие от многих других сказок, таких как «Белоснежка», Уайльд не поддерживает традиционную связь красоты с добром, а уродства — со злом. Эта инверсия действительно сосредоточена на сердце, которое одновременно является наименее объективно ценной и наиболее драгоценной частью Счастливого Принца.

Хотя городские власти пытаются расплавить сердце и использовать его вместе с остальной статуей, оно не плавится. И когда в конце истории Бог просит принести ему две самые ценные вещи в городе, свинцовое сердце, хоть и разбитое, оказывается одной из них.

Таким образом, свинцовое сердце в конечном счёте олицетворяет как стойкость истинной любви, так и ценность сострадания. Отказываясь таять, сердце также указывает на то, что некоторые вещи существуют за пределами человеческой жизни, то есть что есть ценности, превышающие сумму прожитых лет.

Египет

Хотя действие этой истории происходит в неизвестном городе на северо-западе Европы (скорее всего, в Лондоне), желание Ласточки перебраться в Египет и еёё многочисленные рассказы об этой стране превращают её в мощный и запоминающийся символ поверхностного, мимолетного удовольствия.

Ласточка описывает Египет, используя яркие образы, отмечая «жёлтых львов» с «глазами, похожими на зелёные бериллы», а также «розовых и белых голубей», воркующих в храме Баальбека, и «Короля Лунных гор, чёрного, как эбеновое дерево, который поклоняется большому кристаллу».

Ласточка использует эти экзотические образы, чтобы противопоставить Египет лишениям, холоду и грязи, которые птица видит в этом европейском городе. Следует отметить, что эти изображения показывают Египет как место, символизирующее его прекрасные природные ресурсы и чуждую религиозную традицию, в отличие от аналогичной цивилизации.

Однако этот образ олицетворяет силу желания Ласточки жить для себя и ради удовольствия — Египет для неё не место, а скорее ряд эстетических или художественных образов, которые могут приносить чистое удовольствие.

По мере того, как Принц критикует связь между удовольствием и счастьем и отвергает эти чудеса как менее значимые, чем человеческие страдания, Египет начинает олицетворять стремление к удовольствию, которое ослепляет человека и не даёт ему увидеть то, что действительно важно в этом мире, точно так же, как Дворец Беззаботности ослепил Принца при его жизни, потому что «всё в [нём] было таким прекрасным». Двойственное отношение Принца к удовольствию окрашивает любую интерпретацию великолепных историй Ласточки о Египте: то, что на первый взгляд кажется положительным описанием, оказывается опасно поверхностным.

Таким образом, Египет символизирует бегство от собственного окружения и возможность пребывать в неведении. Поскольку стая ласточек уже мигрировала туда, он также символизирует коллективные решения и групповой менталитет — даже давление со стороны сверстников, — а не индивидуализм.

Дети

Уайльд часто использует детей и молодёжь в качестве символа невинности и добродетели в «Счастливом принце». Принц заступается только за детей или молодёжь — он выбирает швею из-за того, что ей нужно заботиться о больном сыне, и подчёркивает молодость драматурга и маленькой продавщицы спичек.

В разных случаях дети делают горькие замечания о своих страданиях, но получают отпор от взрослого (который формально должен отвечать за их благополучие). Как отец бьёт девочку, продавщицу спичек, так и учитель математики возмущается тем, что ему приходится учить беспризорных детей. В какой-то момент двое детей, спящих зимой под мостом, восклицают: «Как же мы голодны!» — и сторож кричит им в ответ: «Нечего вам здесь лежать!»

Уайльд использует детей как символ невинности, чтобы подчеркнуть развращающую силу общества: зло не рождается, а воспитывается. Более того, поскольку эти дети невинны, они не могут заслуживать страданий и мучений, которым их вынуждают подвергаться. То, что детей вынуждают страдать, обнажает токсичность, лежащую в основе цивилизации. Этот тип обращения к детям с целью разоблачения коррупции имеет долгую литературную историю. Ярким примером может служить речь Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» Фёдора Достоевского, где его ужас перед страданиями детей подрывает основы его веры в Бога. Для Уайльда дети являются высшим символом страдания, поскольку их свежесть и молодость исключают всякую возможность вины.

Критика

Советский и российский театровед и литературный критик Ю. Кагарлицкий — о сказке «Счастливый принц»:

«Уайльда упрекали за эту сказку в проповеди филантропии. Но послушаем, что сам Уайльд говорил о филантропии в своей статье «Душа человека при социализме»:

«Благотворительность является до смешного несоответственной формой частичного восстановления справедливости, или же сентиментальной подачкой, сопровождаемой обычно наглыми попытками со стороны сентиментальных благодетелей распространить свою тиранию на их (бедняков — С.К.) частную жизнь. А почему они должны быть благодарны за те крохи, что перепадают им со стола богачей? Они должны были бы принимать участие в самом пиршестве». Нет. «Счастливый принц» — не о филантропии. Герой этой сказки отдаёт не крохи со своего стола, а всего себя».

Основная идея

Основная мысль сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц» заключается в следующем: истинное счастье и благородство заключаются в самопожертвовании, сострадании и помощи другим.

Оскар Уайльд вознёс самопожертвование во имя любви к людям на недосягаемую нравственную, эстетическую и религиозную высоту. Такого не удавалось ни одному другому поэту.

А ещё автор подводит читателя к мысли, что истинная ценность и внешний вид не всегда совпадают — самые драгоценные вещи иногда выглядят самыми уродливыми.

Художественное своеобразие

Литературные приемы в «Счастливом принце» Оскара Уайльда

Аллегория

Эту историю всю целиком можно рассматривать как аллегорию социального неравенства и важности сострадания. Счастливый принц олицетворяет привилегированный класс, а бедные люди в городе — малоимущих.

Анафора

«Ласточка, ласточка, маленькая ласточка».

Повторение слова «Ласточка» сделано автором для придания особого значения и срочности.

Антропоморфизм

Статуя плачет, а маленькая ласточка разговаривает. Нечеловеческим персонажам придаются человеческие качества.

Предзнаменование

«Климат на севере Европы действительно ужасный». Эта строка предвещает возможную смерть ласточки.

Гипербола

«Река была полна камыша».

Преувеличение, подчеркивающее обилие тростника.

Образы

«Он летел по тёмным переулкам и видел бледные лица голодающих детей, безучастно смотрящих на чёрные улицы».  Яркое описание призывает читателя увидеть это своими глазами.

Ирония

Статуя под названием “Счастливый принц” несчастна. Между названием и состоянием персонажа есть противоречие.

Сопоставление

«Богатые веселились в своих прекрасных домах, а нищие сидели у ворот».

Показ контрастных ситуаций рядом друг с другом, чтобы подчеркнуть социальное неравенство.

Метафора

“Мое сердце сделано из свинца”. В буквальном смысле сердце принца сделано из свинца, но в переносном смысле это символизирует отсутствие сострадания в его жизни.

Метонимия

Метонимия — это вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

“Они снесли статую счастливого принца”. Статуя представляет самого Счастливого принца.

Звукоподражание

“Эй, эй!”.

Звучание песнопения моряков непосредственно передано в словах.

Персонификация

«чуть только ветер, тростинка так и гнется, так и кланяется». Действию тростинки приданы человеческие качества.

Символизм

Рубин, сапфир и свинцовое сердце.

Рубин символизирует любовь и милосердие, сапфир олицетворяет мудрость и понимание, а свинцовое сердце символизирует отсутствие сострадания у принца при жизни.

Темы

Сострадание к другим

«Счастливый принц» — это аллегория или литературный приём, в котором абстрактные или вымышленные персонажи используются для изображения духовных или реальных проблем. В этой истории рассказывается о сострадании прекрасной статуи и преданности обычной птицы. Ни один из них не знает о страданиях и боли простых горожан, пока не видит их со стены дворца.

Счастливый принц плачет о людях. Когда он находится внутри дворцовых стен, он понятия не имеет, что происходит с людьми в городе и как они страдают, пытаясь прокормить свои семьи. Ласточка проникается сочувствием к Счастливому принцу и становится ему верной. Они используют драгоценные камни и золото, которыми украшена статуя, чтобы помочь многим людям в городе.

Богатые люди в городе не понимают, что такое сострадание, и даже не думают помогать горожанам. Одна из фрейлин королевы заходит так далеко, что говорит, что швеи ленивы. Швея, которой помогают Счастливый Принц и Ласточка, больна, устала и страдает, пытаясь закончить платье, в то время как её сын лежит больной в постели.

Эта история была написана в конце викторианской эпохи (1820–1914), когда общество во время правления королевы Виктории в Великобритании, которая сейчас называется Соединённым Королевством, было в значительной степени классовым. Социальная обстановка менялась по мере того, как всё больше представителей низших классов могли работать вне дома и улучшать жизнь своих семей. Началась промышленная революция, которая привела к тому, что некоторые люди стали получать больше образования и продвигаться по карьерной лестнице. До этого изменения были невозможны, потому что раньше семьи оставались дома, работали на фермах и были сосредоточены на своих религиозных убеждениях.

Уайльд был продуктом набирающего силу общества среднего класса и написал эту историю, когда его сыновья были маленькими. Он хотел показать им, что они были бы гораздо счастливее, если бы обладали моральным превосходством и проявляли сострадание к другим, а не отвергали тех, кто нуждается в помощи.

Ключи к счастью

Уайльд написал «Счастливого принца», чтобы его сыновья могли лучше понять, как быть счастливым в постоянно меняющихся условиях промышленной революции в конце Викторианской эпохи. После смерти Счастливого принца город воздвигает в его честь золотую статую, украшенную драгоценностями. Тогда он наконец видит, что происходит за стенами города. Перед ним встаёт моральная дилемма. Он знает, что ничего не сделал, чтобы помочь им при жизни, поэтому он плачет из-за их боли и нужд. Он должен что-то сделать. Когда он встречает Ласточку, Счастливый Принц просит его помочь раздать золото и драгоценности бедным людям. Ласточка наконец соглашается помочь и чувствует себя хорошо, потому что совершила доброе дело и знает, что помощь другим — ключ к счастью.

Представители высшего общества в «Счастливом принце» находят счастье в своих материальных благах, как и люди того времени. Они не замечают, как тяжело приходится беднякам. Одна из фрейлин королевы заказала у портнихи красивое платье для бала. Фрейлина стоит на балконе со своим поклонником, и он говорит, что считает силу любви чудесной. Ключи к счастью для представителей высшего класса сильно отличаются от ключей для представителей низших классов. Уайльд написал эту историю, чтобы показать огромные различия между классами. Эти огромные различия и являются ключами к их счастью.

После смерти Счастливый Принц понимает, что люди называли его «Счастливым Принцем» потому, что он не знал боли и страданий. Жестокость этого осознания в том, что он больше не счастлив и испытывает такое сострадание к горожанам, что плачет о них. Он также понимает, что истинный ключ к счастью — помогать другим и делиться своим богатством, что сильно отличается от того, как он жил.

Поверхностность высшего общества

«Счастливый принц» был написан в то время, когда высший класс отчаянно пытался сохранить свои позиции как самый важный и богатый класс. Однако в эпоху промышленной революции, когда в сфере технологий и науки было достигнуто много успехов, у большего числа людей появилась возможность работать вне дома. Образ жизни высшего и низшего классов сильно различается.

Высшему обществу нет дела до того, как тяжело выживать низшим слоям общества. Только после смерти Счастливого Принца он видит страдания низших классов и сразу же начинает плакать о них. Он убеждает Ласточку помочь ему, потому что хочет изменить жизнь тех, кто страдает. Это единственный способ, с помощью которого они могут почувствовать хоть немного того счастья, которое он всегда знал, что, в свою очередь, делает его счастливым. Он понимает, насколько поверхностной и бессмысленной была его жизнь. Он готов измениться, что, как показывает Уайльд в своей истории, было ненормально для представителей высшего класса в то время.

Персонажи

Персонаж Описание
Счастливый принц Счастливый принц — это статуя, которая стоит на стене дворца и смотрит на бедных горожан внизу. Он сочувствует людям, которых видит, и изо всех сил старается помочь всем, кому может, отдавая свои богатства беднейшим людям.
Ласточка Ласточка — верная спутница Счастливого Принца. Она раздаёт все драгоценности и золото Счастливого Принца бедным людям в городе внизу.
Ангел Бог поручил ангелу вернуть на небеса что-то ценное.
Профессор эстетики в университете Профессор университета наблюдает за тем, как люди снимают статую Счастливого Принца, и говорит, что, по его мнению, статуя больше не нужна.
Красивая девушка Красивая девушка — одна из фрейлин королевы, и она с нетерпением ждёт, когда швея сошьёт ей платье, чтобы она могла отлично выглядеть на балу.
Приютские дети Приютские дети  — это группа детей, которые стоят на городской площади и смотрят на статую вместе со своим преподавателем. Некоторые из них говорят, что статуя похожа на ангела, и добавляют, что знают ангелов, потому что видят их во сне.
Разочарованный мужчина Разочарованный мужчина грустит и говорит, что рад, что в мире есть кто-то счастливый, потому что он сам не счастлив.
Возлюбленный девушки Возлюбленный девушки — мужчина из высшего общества, который стоит на балконе и говорит о том, как прекрасна любовь и как красивы звёзды.
Бог Бог — это всемогущее существо, взирающее сверху вниз на окружающий мир.
Маленький мальчик Мать маленького мальчика спрашивает его, почему он не может быть таким же, как статуя, которая ни о чём не плачет.
Девочка, продавщица спичек Девочка роняет спички в канаву и расстраивается, потому что знает, что у неё будут неприятности с отцом, если она вернётся домой без денег. Она получает от Ласточки драгоценность и говорит, что это красивый кусочек стекла.
Учитель математики Учитель математики расстроен из-за детей-сирот, потому что они говорят, что Счастливый Принц похож на ангела. Ему не нравится, что они видят ангелов во сне.
Городской голова Проходя по городской площади, Городской голова замечает, что статуя Счастливого Принца выглядит потрёпанной.
Профессор орнитологии Профессор орнитологии удивляется, когда видит ласточку зимой, и пишет об этом.
Тростинка Красивая тростинка, в которую, как думала Ласточка, она была влюблёна. Ласточка понимает, что Тростинка — эгоистка, когда она не хочет ехать с Ласточкой в Египет.
Швея Швее поручают сшить красивое платье для одной из фрейлин королевы, и она трудится над заказом, пока её сын болеет в постели.
Разумная мать Разумная мать убеждает сына быть больше похожим на статую, потому что мать считает, что Счастливый Принц не стал бы плакать.
Больной мальчик Больной мальчик очень болен и плачет в постели, прося апельсины, пока его мать-швея работает над платьем.
Студент Студент всю ночь усердно работает, чтобы закончить пьесу для директора театра, и страдает, потому что в его ветхом доме нет ни огня, ни еды.
Члены городского совета Члены городского совета сначала восхищаются прекрасной статуей Счастливого Принца, но хотят, чтобы его переплавили, потому что он плохо выглядит после того, как раздал всё своё богатство.
Городской секретарь Городской секретарь стоит рядом с Городским головой, пока тот говорит о состоянии статуи Счастливого Принца.
Два маленьких мальчика Двое маленьких мальчиков жмутся друг к другу под мостом, они замерзшие и голодные.
Сторож Сторож находит маленьких мальчиков, сбившихся в кучу под мостом.
Рабочий на литейном заводе Рабочий в литейном цехе расплавляет статую, когда она попадает в литейный цех, но замечает, что разбитое сердце внутри статуи не расплавляется.

 

 

Текст: Светлана Никонова, 117 👀