Сияние (Стивен Кинг) • роман
краткая информация
История создания
Роман американского писателя Стивена Кинга (21 сентября 1947 года) «Сияние» считается шедевром современного хоррора. Впервые опубликованный в 1977 году, роман рассказывает о психологических последствиях изоляции для семьи, которая присматривает за пустым отдалённым отелем в межсезонье. Джек Торранс и его жена Венди наблюдают за тем, как видения их сына и его встречи с паранормальными явлениями раскрывают мрачную историю здания. Тем временем Джек постепенно сходит с ума и начинает жестоко обращаться со своей семьёй.
«Сияние» стало результатом пребывания Кинга в старом отеле.
Жуткие описания отеля «Оверлук» Кингом пугали читателей на протяжении десятилетий. Идея написать роман ужасов в гигантском пустом отеле пришла Кингу в голову после того, как он сам провёл ночь в отеле Stanley в Эстес-Парке, штат Колорадо. Фасад здания напоминает «Оверлук», и Кинг провёл ночь в Stanley со своей семьёй в качестве единственных гостей, как и в романе. Кинг вспоминал свой жуткий опыт в Stanley:
«Как оказалось, мы были единственными постояльцами; на следующий день отель собирались закрыть на зиму. Прогуливаясь по коридорам, я подумал, что это идеальное — может быть, архетипичное — место для истории о привидениях. В ту ночь мне приснилось, что мой трёхлетний сын бежит по коридорам, оглядывается через плечо, широко раскрыв глаза, и кричит.».
Кинга вдохновляли произведения Джона Леннона и Эдгара Аллана По.
Джон Леннон, знаменитый музыкант из The Beatles, вдохновил Кинга на название The Shining («Сияние») своей песней Instant Karma!, в которой он поет: «Мы все продолжаем сиять!»
Во многом жуткой эстетикой этой истории Кинг обязан американскому писателю Эдгару Аллану По. Рассказ Эдгара По «Маска красной смерти», написанный в 1842 году, сильно повлиял «Сияние». В сюжете рассказывается о просторном, но почти заброшенном аббатстве с разными комнатами, выкрашенными в разные цвета, которые, в частности, напоминают бар и бальный зал отеля Overlook.
Кинг выбрал место для написания «Сияния» с завязанными глазами по дорожному атласу.
Прежде чем Кинг окончательно сформулировал идею для «Сияния», он хотел выбрать место для жизни своей семьи, где он мог бы спокойно писать роман. Он решил выбрать место наугад и попросил свою жену Табиту завязать ему глаза и принести дорожный атлас. Кинг наугад указал на место на карте, которое оказалось недалеко от Боулдера, штат Колорадо. Поначалу Кинг не мог найти вдохновения в районе Боулдера, и у него, казалось, был творческий кризис. В конце концов семья остановилась в отеле Stanley в Эстес-Парке, который стал прототипом отеля «Оверлук» в «Сиянии».
О названии
В названии романа Кинга «Сияние» упоминается «сияние», или экстрасенсорные способности. Дик Холлоранн, шеф-повар в отеле «Оверлук», использует этот термин для описания интуиции. «Сияние» — это способность читать мысли, общаться телепатически или видеть прошлые и будущие события. Дик говорит, что у людей разная степень «сияния». У Дэнни Торренса необычайно сильное «сияние», которое и лежит в основе сюжета романа. Отель «Оверлук» пытается убедить отца Дэнни убить его, чтобы отель мог вобрать в себя сияние Дэнни.
Жанр произведения
Роман. Ужасы.
Символы
Котел
Когда Уотсон, начальник технического отдела «Оверлука», знакомит Джека с котлом, он предупреждает Джека: «Видишь, как ползет вверх?», имея в виду, что котёл, установленный в отеле в 1910 году, медленно нагнетает давление, которое необходимо сбрасывать через клапаны несколько раз в день.
Котел и давление внутри него символизируют эмоциональное и психическое давление, нарастающее внутри Джека и «Оверлука». Подобно физическому давлению в котле, это символическое давление «растёт».
Джек лишь смутно осознаёт, как нарастает напряжение в нём по мере того, как проходят его дни в «Оверлуке». Он понемногу сбрасывает напряжение, огрызаясь на Венди и мысленно культивируя свою неприязнь к ней, раздражаясь из-за её вопросов и беспокойства о его благополучии.
Он выбрасывает важные детали снегохода, которые могли бы позволить семье покинуть отель, — этот дерзкий поступок снимает часть давления, которое оказывают на него семейные обязанности.
«Оверлук» также выпускает метафорический пар, поскольку его желание поглотить силу Дэнни нарастает неделями и месяцами. Гнездо мёртвой осы оживает и жалит Дэнни ночью. Лифты двигаются сами по себе. Эти попытки напугать и запугать Торрансов позволяют отелю наращивать силу в преддверии финального рывка, когда Джеку предстоит убить свою семью и присоединиться к таинственным сверхъестественным силам отеля.
В финальном кровавом безумии, которое разразилось в начале декабря, когда Джек и «Оверлук» стали единым целым, Джек забывает сбросить давление в котле. «Оверлук» тоже забывает, что приводит к смерти Джека, когда котёл взрывается и отель охватывает пламя.
В начале «Сияния» Венди замечает склонность Джека к саморазрушению, и его пренебрежение котлом — крайнее проявление этой склонности.
«Оверлук» эксплуатирует другие слабости Джека — его гнев, его разочарование, его амбиции, — но, не сумев распознать и обуздать эту слабость, он демонстрирует аналогичную склонность к саморазрушению. Котел становится символом того, как такие склонности к саморазрушению могут проявляться и приводить к гибели тех, кто их игнорирует.
Альбом для вырезок
Джек находит в подвале «Оверлука», рядом с котлом, альбом для вырезок, происхождение которого неизвестно. Таинственное происхождение альбома связывает его с таинственными силами, которые управляют «Оверлуком». В нём собраны вырезки, фотографии и другая информация о прошлом отеля. Некоторые из предметов напоминают о гламурных событиях, таких как приглашение на бал-маскарад в честь торжественного открытия «Оверлука» в 1945 году как «мировой достопримечательности». В других заметках подробно рассказывается о смене владельцев Overlook на протяжении десятилетий. В одной статье описывается убийство мафиози в президентском люксе. Альбом для вырезок с обложкой, на которой выгравировано изображение роскошного фасада Overlook, служит осязаемым символом всей истории отеля, от обыденной до скандальной.
Альбом для вырезок не просто отражает историю отеля, он становится символом зависимости Джека и его амбиций. Не имея возможности и не желая употреблять алкоголь, Джек часами сидит в подвале, изучая альбом и окружающие его стопки газет и счетов. Он зацикливается на деталях, и его поведение становится настолько странным, что Венди думает, будто он каким-то образом нашёл алкоголь в этом отдалённом месте. Не алкоголь делает его нетерпеливым и раздражительным, а зависимость. Точнее, всё, что мешает ему потакать своей зависимости, делает его раздражительным. Книга также подпитывает амбиции Джека. Он мечтает написать роман или научно-популярную книгу о «Смотровой площадке», которая прочно закрепит его в литературных кругах. В сознании Джека альбом становится ключом к лучшей жизни, но, погружая его всё глубже в влияние «Оверлука», альбом на самом деле становится ключом к его собственному уничтожению.
Топиарные Животные
Декоративные животные на лужайке отеля «Оверлук» тонко отражают богатство и власть руководства и клиентуры «Оверлука». Топиарии требуют почти постоянного ухода, как обнаруживает Джек, проводя еженедельную обрезку растений в хорошую погоду.
За большими топиариями могут ухаживать только те, у кого есть средства и терпение для такого ухода. Они требуют либо большого количества свободного времени, либо возможности платить другим людям за содержание. Они существуют только как демонстрация богатства, не выполняя никакой практической функции.
В то же время топиарии в виде животных должны выглядеть причудливо и мило. Например, в современных тематических парках топиарии часто используются для создания ощущения чуда и волшебства у посетителей, особенно у детей. Детям нравятся животные, поэтому логично предположить, что топиарии в «Оверлуке» понравятся юному Дэнни. Но вместо этого Дэнни находит животных жуткими и слегка угрожающими ещё до того, как они пытаются напасть на него на детской площадке.
Топиарии в виде животных символизируют разложение и искажение, лежащие в основе «Оверлука». Они должны быть символом детской невинности и причуд, глупыми и безобидными изображениями потенциально опасных существ, таких как львы и большие собаки. Вместо этого «Оверлук» искажает эти милые изображения, превращая их в орудия зла, как в конечном итоге он исказит невинность детства Дэнни. Невинности и добродушным причудам нет места в мире «Оверлука».
Маска
Маски и маскарады упоминаются в нескольких контекстах в «Сиянии». Хорас Дервент устраивает грандиозный бал-маскарад, чтобы вновь открыть «Оверлук» в 1945 году, и Джек посещает этот бал, который воспроизводится в бальном зале отеля во время его погружения в безумие под влиянием «Оверлука». Бал обещает «разоблачение» в полночь, когда участники снимут маски и увидят лица тех, с кем они веселились. Один из гостей вечеринки, бывший любовник Дервент, известный как «человек-собака», надевает на вечеринке маску собаки и появляется перед Дэнни в коридоре, чтобы помучить ребёнка.
В контексте этих вечеринок маски служат прикрытием для незаконной, аморальной, возможно, даже жестокой деятельности. Скрывая свою личность, гости вечеринки могут свободно потакать своим самым диким желаниям, потому что это почти не влечёт за собой последствий. Маски символизируют относительно беззаботный образ жизни гостей «Оверлука».
Когда Джек загоняет Дэнни в угол на чердаке, Дэнни говорит Джеку, что он всего лишь маска для «Оверлука», «фальшивое лицо». В этом контексте образ маски в «Сиянии» также символизирует все те маски, которые мы используем, чтобы скрыть свои тёмные порывы.
Зло, которое оживляет Оверлук, прячется за маской красивой архитектуры и роскошного декора. Зло в виде гнева и зависимости прячется за маской Джека — респектабельного семьянина, учителя и смотрителя. «Оверлук» использует Джека как маску, чтобы скрыть свою враждебность по отношению к Дэнни. Разоблачение — это не просто повод посмеяться или неловко себя почувствовать в конце вечеринки, это значит взять на себя ответственность за эти тёмные порывы и признать нанесённый ими ущерб. Все вечеринки когда-нибудь заканчиваются.
Молоток для игры в роке
Когда Джек отправляется за Дэнни, его любимым оружием становится молоток для роке — вида спорта, популярного в начале XX века. Роке — слово, которое рифмуется с «уоке» — похоже на крокет, но в него играют на твёрдом покрытии, а не на траве, и игроки используют более короткие молотки.
Как и крокет, роке чаще всего любили представители высшего класса, у которых было место, оборудование и время для этой игры. Роке, как и отель «Оверлук», был рождён в другую эпоху, поэтому молоток, который Джек использует в качестве оружия, олицетворяет историю «Оверлука» и привилегии его гостей. К тому времени, когда он берёт в руки молоток — инструмент богачей, — Джек сам становится инструментом «Оверлука», которым манипулирует и который эксплуатирует его история привилегий и богатства.
Как и животные-фигурки в отеле, молоток для игры в роке также символизирует способность «Оверлука» искажать то, что в остальном является невинным. Игра роке была придумана как приятное развлечение для игроков и зрителей. Но в отеле молоток для игры в роке становится оружием, символизирующим развращающую силу «Оверлука».
Художественное своеобразие
Художественное своеобразие романа «Сияние» Стивена Кинга можно охарактеризовать через несколько ключевых аспектов, которые делают этот роман уникальным в жанре ужасов и психологической прозы.
Психологизм и глубокие характеры. Одной из отличительных черт произведения является глубокая проработка персонажей. Кинг уделяет большое внимание внутреннему миру героев, особенно Джеку Торренсу, который является не просто жертвой внешних сверхъестественных сил, но и человеком, раздираемым внутренними конфликтами. Его борьба с алкоголизмом, прошлые ошибки и стремление к искуплению создают сложный портрет личности, который постепенно сходит с ума. Через его персонаж Кинг исследует, как внутренние демоны и личные слабости могут стать катализатором разрушения.
Темы изоляции и отчаяния. Одним из центральных мотивов романа является изоляция. Отель «Оверлук», в котором семья Торренсов оказывается на зимнее время, становится символом как физической, так и психической изоляции. Оторванность от внешнего мира обостряет внутренние переживания героев, заставляя их сталкиваться с собственными страхами и демонами. Эта изоляция является катализатором событий, которые приводят к катастрофическим последствиям.
Сверхъестественное и реальное. В романе Кинга реальность и сверхъестественные явления тесно переплетаются. В «Сиянии» невозможно точно отделить то, что происходит в сознании героев, от того, что происходит в объективной реальности. Видения, голоса и привидения могут быть интерпретированы как следствия психического состояния персонажей, однако они также имеют явную физическую реальность в контексте романа. Это создает неопределенность и напряжение, где границы между реальным и фантастическим размыты.
Элементы ужасов и триллера. Кинг использует традиционные элементы ужасов, такие как призраки, паранормальные явления, и создает атмосферу нарастающего страха, что особенно эффективно на фоне ограниченного пространства и времени. Однако, в отличие от простых «страшилок», Кинг глубоко исследует психологические аспекты страха, что делает его подход более многослойным и многозначным.
Использование символизма. В романе присутствует множество символов, которые углубляют его смысл. Например, сам отель «Оверлук» может рассматриваться как символ человеческой души, полнющейся темными, неразрешенными конфликтами, а его забытые и скрытые уголки – как глубины подсознания. Также можно отметить символику света и тьмы, отражающих борьбу между добром и злом, разумом и безумием.
Эмоциональная интенсивность. Кинг мастерски создает атмосферу напряжения, которая постоянно нарастает. Эмоциональная вовлеченность читателя в события романа поддерживается через тесную связь с героями, переживающими личные драмы и сталкивающимися с угрозами как внешними, так и внутренними.
Использование точки зрения. Роман построен на чередовании различных точек зрения, что позволяет увидеть события с разных ракурсов: глазами Джека, его жены Венди и сына Дэнни. Эта техника позволяет читателю понять, как каждый из них воспринимает происходящее, и углубляет чувство тревоги и неопределенности, когда разные персонажи начинают переживать схожие явления, но интерпретируют их по-разному.
Основная идея
Основная идея романа «Сияние» Стивена Кинга заключается в исследовании человеческой природы, темных сторон личности и воздействия изоляции на психику человека.
Через образ главного героя Джека Торренса, который постепенно теряет рассудок под влиянием сверхъестественных сил в отеле «Оверлук», Кинг показывает, как внутренние демоны, проблемы с алкоголем и семейные отношения могут разрушить человека изнутри.
Кроме того, в романе затрагиваются темы страха, одиночества и борьбы за выживание, а также вопрос, как легко разум может быть подвержен влиянию внешних сил.
В то же время, через персонажей, таких как маленький Дэнни Торренс, Кинг исследует природу дара и ужаса, который может сопутствовать этому дару.
Роман также поднимает вопросы о семье, любви и жертвенности, раскрывая, как важно сохранять человечность и внутреннюю силу в условиях жестокой борьбы с внешними и внутренними угрозами.
Темы
Добро и Зло
Произведения Стивена Кинга можно рассматривать как исследование добра и зла. В интервью Кинг размышлял о том, является ли зло неотъемлемой частью человеческой натуры или же зло исходит от внешних сил, которые люди не всегда понимают.
В «Сиянии» зло исходит как из внутренних, так и из внешних источников, но внутреннее зло, как правило, более приземлённое, чем злонамеренность отеля «Оверлук». Тем не менее, источник зла, исходящего от «Оверлука», остаётся неясным.
Возможно, это сверхъестественная сила, возникшая при строительстве отеля и вдохновляющая его историю, полную скандалов и насилия. Или, возможно, «Оверлук» стал злым после того, как впитал энергию зла, творившегося в его стенах на протяжении многих лет.
Дуга характера Джека — самый яркий пример взаимодействия внутренних и внешних сил, порождающих зло. Несомненно, Джек — глубоко порочный человек, сильно пострадавший из-за того, что годами был свидетелем пьянства и ярости своего отца, и обречённый повторять ошибки отца в своей собственной семье.
Являются ли эти склонности Джека злом по своей сути, зависит от того, как читатель определяет зло и насколько он терпим к плохому поведению, но Джек хочет быть лучшим человеком, чем он есть. Он понимает и сожалеет о последствиях того, что импульсивно сломал Дэнни руку. Точно так же он сожалеет о том, что напал на Джорджа Хэтфилда и потерял работу. Джек хочет исправиться и спасти свою семью, потому что очень любит Дэнни. Даже в конце романа, когда Джек полностью находится во власти «Оверлука» и пытается убить Венди и Дэнни, его любовь к Дэнни в последний раз выходит на поверхность и побуждает Дэнни бежать, пока он может.
Внешние силы толкают Джека от глубокой порочности к чистому злу, но эти силы играют на слабостях Джека, чтобы подтолкнуть его к этому. Если бы Джек лучше контролировал эти черты, это меньшее зло, то внешнее большее зло не смогло бы укорениться в Джеке. Алкоголь заставляет Джека жестоко набрасываться на свою семью. Когда алкоголь становится недоступным, «Оверлук» доводит Джека до убийственной ярости — и даёт ему взамен алкоголь.
В то время как зло является результатом сложного взаимодействия внутренних и внешних сил, добро прямолинейно и естественно.
Дэнни обладает добротой, присущей детской невинности. Он любит свою семью и хочет, чтобы все были в безопасности. У него не было возможности совершать по-настоящему плохие поступки.
Дик Холлоранн — самый яркий пример того, как добро может укорениться во взрослом человеке. Дик, возможно, более чуткий, потому что у него есть сияние, но в романе есть свидетельства того, что Джек тоже может сиять, не проявляя особой чуткости.
Дик подружился с одиноким маленьким мальчиком, который поделился с ним своим даром, хотя Дик не обязан рассказывать другим о сиянии. Затем он рискует своей жизнью — и тратит значительные средства — чтобы добраться из своего дома во Флориде в отель «Оверлук», когда Дэнни зовёт на помощь. Дик даже разговаривает сам с собой о безумии этого решения. Он не знает этих людей и не вкладывает в них ничего. Он уже планирует найти другую работу. Само путешествие опасно, не говоря уже о том, что Дика ждут ужасы, когда он приедет в отель. Но Дик знает, что не может оставить невинного ребёнка умирать. Он отказывается оставаться во Флориде, где ему комфортно и спокойно, пока разворачивается трагедия, которую он, возможно, сможет остановить. Все внешние факторы препятствуют проявлению доброты Дика в его спасательной миссии. Доброта Дика исходит изнутри.
Зависимость
На базовом уровне «Сияние» — это поучительная история об опасностях зависимости. Когда Джек приезжает в отель «Оверлук», он — выздоравливающий алкоголик. В романе подробно описываются пьяные дни Джека во время его недолгого пребывания на посту учителя английского языка в Стовингтонской академии в Вермонте. Подружившись с Элом Шокли, таким же алкоголиком, как и он сам, который входит в школьный совет, Джек и его приятель проводят много вечеров за бокалом мартини, который Шокли называет «марсианским». Брак Джека распадается на глазах, а Венди ждёт его, прижимая к себе маленького Дэнни, на диване. Часто эти вечера заканчиваются ссорами и взаимными обвинениями.
Выпив несколько кружек пива, Джек ломает руку маленькому Дэнни, когда тот разбрасывает его бумаги в домашнем кабинете, но даже этот инцидент не меняет привычек Джека. Только после того, как они с Шокли сбивают велосипед, таинственным образом оказавшийся на дороге без очевидного владельца, двое мужчин решают исправиться. Эти случаи иллюстрируют распространённость алкоголизма и сложность преодоления зависимости, даже когда жизнь зависимого рушится.
Однако алкоголь — не единственная проблема Джека. После того, как он протрезвеет, он остаётся склонным к приступам ярости. Из-за своей неспособности контролировать себя и свой гнев он нападает на ученика и теряет работу. Джек застаёт ученика, Джорджа Хэтфилда, за тем, как он протыкает шины машины Джека после того, как Джек исключил его из команды по дебатам. Гнев — приемлемая реакция на такую ситуацию, но нападение — нет. Джек вырубает Джорджа. Зависимое поведение Джека — симптом его неспособности контролировать себя и неконтролируемой агрессии. Когда Джек больше не может направлять эти разрушительные импульсы в русло пьянства, они находят выход в других сферах.
Отель «Оверлук» знает о слабостях Джека и пользуется этим. Отель дарит Джеку альбом с самыми значимыми моментами своей истории, и Джек заполняет пустоту, образовавшуюся в его жизни после ухода алкоголя, часами проводя в подвале за чтением газетных статей, выброшенных счетов и накладных.
Джек уязвим и слаб, и он буквально становится зависимым от «Оверлука». С наступлением осени и приближением зимы Джек видит, что пребывание в «Оверлуке» по-прежнему опасно для здоровья Дэнни, но благополучия Дэнни недостаточно, чтобы убедить Джека покинуть свой пост в отеле, точно так же, как благополучия Дэнни было недостаточно, чтобы убедить Джека бросить пить.
По мере того, как проявления «Оверлука» в реальности Джека становятся сильнее, зависимость от отеля и зависимость от алкоголя переплетаются со spectral service («призрачным обслуживанием») от бармена-призрака Ллойда в Колорадском зале «Оверлука». Сочетание этих двух зависимостей оказывается смертельным, поскольку Джек стремится уничтожить свою семью и находит способ уничтожить себя, но Джек бессилен остановить себя, потому что он наркоман.
Прошлое, настоящее и будущее
В отеле «Оверлук» буквально поселилось прошлое. В номерах появляются сцены убийств десятилетней давности. Вечеринка 1940-х годов снова и снова разыгрывается в бальном зале и коридорах. Зацикленность отеля на прошлом, по-видимому, является частью источника его силы, но прошлое также способствует разрушению отеля.
Как и «Оверлук», Джек застрял в своём прошлом. Он вспоминает, как его отец пил и издевался над его матерью, братьями и сёстрами, и, кажется, он обречён повторить эту историю, как «Оверлук» повторяет свой маскарадный бал. Джек винит Венди за то, что она не простила его за то, что он сломал Дэнни руку, но его обида и зацикленность на этом событии показывают, что Джек не может простить себя за то, что причинил боль Дэнни. Он вспоминает своё общение с Джорджем Хэтфилдом, оправдывая исключение Джорджа из команды по дебатам из-за его заикания, пытаясь оправдать свою агрессию по отношению к Джорджу тем, что он был в стрессе из-за отказа от алкоголя, а Джордж портил его машину. Все отношения Джека с прошлым — это попытка пересказать определяющие события его личной истории таким образом, чтобы избежать ответственности за свои поступки. Он стал алкоголиком не из-за своего характера и семейной истории. Он стал алкоголиком, чтобы справиться с нытьём Венди. Это вина Венди. Дэнни сломал руку случайно.
Одержимость Джека прошлым делает его лёгкой добычей для «Оверлука», поскольку Джек погружается в историю отеля. Он мечтает переписать исторические события, которые обнаруживает во время своих исследований в подвале, точно так же, как он пытается мысленно переписать свою собственную историю. По мере того, как Джек всё больше поддаётся влиянию «Оверлука», его контроль над реальностью настоящего ослабевает. Джек и «Оверлук» уничтожают друг друга, лишая себя будущего, потому что ни Джек, ни отель не могут отпустить прошлое.
Персонажи, которые выживают в «Оверлуке» и смотрят в будущее, меньше зациклены на прошлом и более психически стабильны.
Венди вспоминает события, произошедшие во время её брака с Джеком, и иногда сожалеет о том, что не ушла от него раньше. Однако она не зацикливается на этих событиях так, как Джек. Она не пытается изменить их историю, чтобы сделать её лучше. Она смотрит в лицо уродству прошлого и силой воли пытается сделать настоящее и будущее лучше.
Дэнни мало интересуется прошлым и не думает о том, что у него сломана рука. Он сосредоточен на своей нынешней любви к родителям и надежде, что его семья останется целой. Его видения будущего пугают его и почти обрекают на гибель, но он также способен смело смотреть в лицо своему жестокому отцу, когда эти видения сбываются, потому что он готов к ним.
Прошлое Дика Халлоранна показано в общих чертах, потому что он второстепенный персонаж по отношению к Торренсам, но он не зацикливается на трагедиях в своей жизни и отмахивается от видений прошлого «Оверлука» как от «картинок в книжке». Дик больше, чем кто-либо из Торренсов, сосредоточен на текущей задаче, и эта сосредоточенность позволяет ему спасти Дэнни и Венди.
Власть и коррупция
История отеля «Оверлук» — это история о том, как богатые и влиятельные люди эксплуатируют менее богатых и влиятельных людей ради собственного удовольствия или выгоды. В своём единственном прямом появлении в повествовании миллионер Хорас Дервент мучает на вечеринке своего бывшего любовника. Он обещает примирение, если Роджер придёт на вечеринку в костюме «милой собачки». Дервент и его друзья заставляют Роджера изображать собаку, унижая его и развлекаясь.
Эта сцена — незначительный эпизод в череде гораздо более ужасных событий, но она показывает, что «Оверлук» управляется верой, которая позволяет привилегированным людям использовать других людей, играть с ними и бросать их по своей прихоти. Такая небрежность с жизнями людей может быть смертельной. Судьба Роджера неясна, но годы спустя у молодого любовника миссис Мэсси преимущество в виде молодости, а не богатства, по сравнению с миссис Мэсси. Когда он бросает её, это приводит к её самоубийству в комнате 217.
Друг Джека Эл Шокли использует своё богатство и влияние, чтобы устроить Джека на работу смотрителем в «Оверлук». Стюарт Ульман не верит, что Джек подходит для этой работы, но подчиняется воле Шокли, потому что Шокли владеет контрольным пакетом акций отеля. Хотя Шокли преподносит предложение о работе как услугу, чтобы помочь Джеку встать на ноги после потери работы преподавателя, его мотивы вызывают подозрения в свете опасений Ульмана по поводу того, что Джек не справится с изоляцией на должности зимнего смотрителя.
Шокли знает всё, что Ульман знает об «Оверлуке» и о Джеке. Он знает, что Джек — выздоравливающий алкоголик с проблемами в управлении гневом. Он также знает, что предыдущий смотритель убил свою семью в приступе «кабинной лихорадки»*.
Примечание: «Кабинная лихорадка» — «одно из проявлений клаустрофобии, когда человек или небольшая группа людей оказывается отрезанной от внешнего мира в течение длительного периода времени. Первым внешним признаком заболевания обычно становится развитие антипатии к людям, вместе с которыми больной находится в изоляции. В острой форме появляются галлюцинации и склонность к насилию. Известны случаи, когда происходили убийства по таким ничтожным поводам, как пережаренное мясо или спор о том, чья очередь мыть посуду.»(цитата из романа С. Кинга «Сияние»).
Как бы Шокли ни говорил, что хочет помочь Джеку, трудно понять, почему он не разделяет опасений Ульмана и, возможно, не нашёл бы для Джека другую должность, которая была бы более подходящей для его благополучия.
Кроме того, Шокли приходит в ярость из-за того, что Джек может написать об «Оверлуке». То, что пишет Джек, — это его личное дело, но Шокли хочет сохранить репутацию своего курорта. Он давит на Джека, обращаясь к нему не как к старому другу, а как к начальнику, у которого достаточно влияния, чтобы погубить Джека, если тот продолжит проект. Судя по всему, Шокли хочет воспользоваться бедственным положением Джека, чтобы получить дешёвую рабочую силу, которую он может легко контролировать, потому что Джек обязан ему за работу.
Эксплуататорское поведение владельцев «Оверлука» отражает эксплуататорскую природу «Оверлука», который использует слабости людей против них самих. Дэнни рано понимает, что отель использует Джека, чтобы добраться до него, завладеть властью Дэнни. Отель, похоже, тоже чувствует угрозу со стороны Дэнни, о чём свидетельствует предупреждение Делберта Грейди Джеку о планах Дэнни привлечь «стороннюю организацию» к происходящему в «Оверлуке». Грейди также пытается показать своё превосходство над Диком Халлораном, вышеупомянутой «сторонней организацией», называя Дика расистским прозвищем.
Стюарт Ульман описывает Грейди как едва грамотного, но Грейди знает, что его белизна даёт ему власть над Диком.
Власть Дэнни огромна, поскольку он спасает свою собственную жизнь, когда Джек преследует его на чердаке, говоря правду власти «Оверлука», говоря Джеку, что отель всего лишь использует его и ничего не даст ему взамен. «Да, они обещают, но они лгут», — говорит он Джеку, который прорывается через владения «Оверлука» достаточно надолго, чтобы вернуть настоящего Джека на поверхность, чтобы Дэнни мог сбежать. Единственный способ победить силы, стремящиеся использовать слабость, — противостоять этим силам и показать свою силу.
Изоляция
Отель «Оверлук» находится более чем в 20 милях от ближайшего города, и его удалённое расположение на фоне живописных Скалистых гор является частью его привлекательности. Изоляция, особенно когда из-за снегопадов дорога в Сайдвиндер становится непроходимой, также повышает опасность этого места.
Помимо физической изоляции от остального мира, «Оверлук» — это изолирующее место, как и большинство отелей. Гости заперты в своих номерах и вынуждены общаться с незнакомцами, которые в равной степени рады оставить друг друга в покое.
Такие мероприятия, как маскарады, могут объединять гостей, но маски сохраняют анонимность и препятствуют установлению подлинных человеческих связей. Подобные сцены разворачиваются в отелях по всему миру прямо сейчас. В «Оверлуке» изоляция оказывается разрушительной и смертельной. Смотритель убивает свою семью. Женщина совершает самоубийство в ванной.
Семья Торранс приезжает в «Оверлук» вместе и живёт в тесном соседстве друг с другом, но их физическая близость не порождает эмоциональной близости. Венди вспоминает, как редко Джек говорил ей, что любит её, за все годы их отношений. Чувство вины и сожаления из-за прошлых проступков и текущих финансовых проблем семьи также создают подспудное взаимное недовольство между Венди и Джеком. Они занимаются сексом, но редко проявляют друг к другу нежность. Дэнни любит своих родителей, но он боится, что они разведутся, а это значит, что он будет редко видеться со своим любимым отцом. Джек тоже любит Дэнни, но чувство вины за то, что он сломал Дэнни руку, держит отца и сына на расстоянии. Кроме того, Дэнни чувствует себя изолированным от обоих родителей, потому что знает, что они не понимают его таланта, и это их немного пугает. Точно так же, как изоляция негативно сказывается на постоянных гостях отеля «Оверлук», эмоциональная изоляция внутри семьи Торранс приводит к полному краху семьи.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Отель «Оверлук» | Отель «Оверлук» — это курорт в Колорадо, оживший благодаря злым сверхъестественным силам. |
Дэнни Торранс | Дэнни Торранс — пятилетний мальчик, обладающий необычайными экстрасенсорными способностями, или «сиянием». Он становится мишенью отеля «Оверлук», когда его отец, Джек Торранс, привозит семью туда на зиму. |
Джек Торранс | Джек Торранс — бывший учитель, попавший в немилость, и начинающий писатель, склонный к пьянству и насилию. Он устраивается на работу зимним смотрителем в отель «Оверлук» в последней попытке спасти свою карьеру и сохранить семью. |
Венди Торранс | Венди Торранс, жена Джека и мать Дэнни, пытается поддержать Джека и уберечь своего сына, пока не понимает, что это невозможно. |
Дик Холлоранн | Дик Халлоранн, шеф-повар отеля «Оверлук», обладает способностью сиять, как и Дэнни, что позволяет Дику подружиться с мальчиком и поддержать его. |
Эйлин | Эйлин — сестра Венди Торранс; она погибла в детстве под колёсами автомобиля. |
Миссис Брант | Миссис Брант — требовательная гостья в «Оверлуке». Способности Дэнни позволяют ему слышать, как миссис Брант думает о том, чтобы залезть в штаны к парковщику. |
Говард Коттрелл | Говард Коттрелл чуть не сбил Дика Халлоранна своим снегоходом возле Сайдуиндера, но он компенсирует это, предложив ему варежки и совет по аренде снегохода. |
Гораций Дервент | Хорас Дервент — предприниматель-миллионер, который с 1946 по 1952 год владел отелем «Оверлук» и поддерживал его репутацию роскошного места для разврата. |
Сильвия Хантер Дервент | Сильвия Хантер Дервент — бывшая жена Хораса Дервента; она ненадолго становится владелицей отеля «Оверлук». |
Ларри Даркин | Ларри Даркин владеет заправочной станцией в Сайдуиндере; он арендует для Дика Холлоранна снегоход и приглашает его вернуться в свой дом после того, как Дик завершит свою спасательную операцию в отеле «Оверлук». |
Билл Эдмондс | Билл Эдмондс — врач из Сайдвиндера, который осматривает Дэнни и считает, что его видения могут быть формой аутизма. |
Витторио Джинелли | Витторио Джинелли — главарь мафии, убитый в президентском люксе отеля «Оверлук» в 1966 году. |
Чарльз Гронден | Чарльз Гронден покупает «Оверлук» у Горация Дервента в 1952 году, а позже возглавляет High Country Investments, которая покупает отель в 1963 году. |
Делберт Грейдиy | Делберт Грейди работает зимним сторожем в «Оверлуке»; он убивает топором свою жену и двух маленьких дочерей. |
Джордж Хэтфилд | Джордж Хэтфилд — студент, на которого Джек нападает в академии Стовингтон после того, как Джордж проколол шины Джеку. |
Ллойд | Ллойд — бармен отеля «Оверлук»; он может быть одной из иллюзий Джека, призраком или проявлением могущества отеля. |
Миссис Мэсси | Миссис Мэсси — нью-йоркская светская львица средних лет, которая совершает самоубийство в ванне в номере 217 после того, как ее бросил гораздо более молодой любовник. |
Скотт | Скотт — друг Дэнни в Вермонте. Его отец много пьет, как и Джек, и после того, как он ударил мать Скотта, пара разводится. |
Эл Шокли | Эл Шокли, друг Джека и бывший собутыльник, владеет контрольным пакетом акций отеля «Оверлук» в 1970-х годах и помогает Джеку устроиться смотрителем. |
Тони | Рассказчик намекает, что Тони — это повзрослевшая версия Дэнни; он показывает Дэнни видения будущих опасностей. Джек и Венди думают, что Тони — воображаемый друг Дэнни. |
Бекки Торранс | Бекки Торранс — старшая сестра Джека. |
Бретт Торранс | Бретт Торранс — один из старших братьев Джека. |
Марк Торранс | Марк Энтони Торранс — жестокий отец Джека, алкоголик; он терроризировал семью на протяжении всего детства Джека, но именно от него Джек перенял представления о мужественности. |
Майк Торранс | Майк Торранс — один из старших братьев Джека. |
Стюарт Уллман | Стюарт Ульман — управляющий отелем «Оверлук». Он нанимает Джека на должность зимнего смотрителя и покрывает многочисленные скандалы в «Оверлуке». |
Долорес Викери | Долорес Викери — горничная отеля «Оверлук», которая первой видит призрака в номере 117. |
Роберт Таунли Уотсон | Роберт Таунли Уотсон — основатель отеля «Оверлук»; он вынужден продать недвижимость из-за финансовых трудностей. |
Уотсон | Уотсон — начальник службы технического обслуживания отеля «Оверлук» в 1970-х годах и внук основателя отеля. |
Мать Венди | Мать Венди не упоминается по имени, но она отталкивает Венди, злобно критикуя каждое её решение. |
Интересные факты
1. Одна из самых известных реплик в киноверсии «Сияния» нигде не встречается в романе Кинга.
В экранизации «Сияния» Стэнли Кубрика 1980 года Джек, которого сыграл Джек Николсон, бросает писать свою пьесу и вместо этого постоянно печатает фразу: «All work and no play makes Jack a dull boy» (с англ. — «Одна работа без развлечений делает Джека скучным парнем.»). Хотя эта фраза стала культовой, в романе Кинга она не встречается.
2. Кинг ненавидел экранизацию «Сияния» Стэнли Кубрика 1980 года.
Многие знакомы с «Сиянием» по экранизации 1980 года режиссёра Стэнли Кубрика с актёром Джеком Николсоном в главной роли — Джеке, главном герое романа Кинга. Однако Кинг несколько раз заявлял, что не является поклонником финального продукта Кубрика. Кинг утверждал, что режиссёр превратил его роман в «семейную трагедию с едва заметным сверхъестественным подтекстом» и что Джек Николсон «переиграл» свою роль.
Ему также не понравилась игра Шелли Дюваль в роли Венди, он заявил, что её игра «оскорбляет женщин», и назвал её «кричащей машиной». Кубрик, по-видимому, тоже не был в восторге от сценария Кинга. Режиссёр отказался использовать сценарий, который Кинг уже написал для «Сияния», и вместо этого решил написать другой, менее точный сценарий.
3. В отеле, вдохновившем The Shining, видели призраков.
Кинг нашел вдохновение, которое искал, в отеле Stanley в Колорадо из-за его величественного фасада и жутких, заброшенных коридоров. Однако он не единственный, у кого были сверхъестественные переживания в отеле — постояльцы сообщали о встречах со сверхъестественным. Постояльцы даже разместили фотографии предполагаемых призраков в отеле в социальных сетях.
Хотя появление призраков может показаться вредным для бизнеса, отель Stanley смирился со своей репутацией, основанной на романе. В каждом номере теперь по телевизору постоянно крутят экранизацию «Сияния» 1980 года, для гостей предлагается набор услуг, включающий товары, вдохновленные романом, а также тематические экскурсии по отелю и территории отеля «Сияние».
4. Ребенок-актер, сыгравший Дэнни в фильме 1980 года, увидел полный фильм только через 11 лет после его выхода.
Дэнни Ллойду, сыгравшему сына Джека, Дэнни, в экранизации «Сияния» 1980 года, было всего шесть лет, когда он снялся в фильме. Режиссер Стэнли Кубрик чрезвычайно опекал молодого актера, особенно учитывая, что это была его первая актерская роль. Поскольку Кубрик не хотел, чтобы фильм травмировал Ллойда, он потребовал, чтобы Ллойда заменили манекеном в натуральную величину в сцене, где Венди убегает от Джека-убийцы с ребенком на руках. Сообщается, что Ллойд даже не видел фильм полностью, пока ему не исполнилось 17.
5. Джек Николсон сымпровизировал одну из самых знаковых реплик из «Сияния».
В экранизации 1980 года Джек Николсон, как известно, кричит: «А вот и Джонни!», когда в ярости вырубает дверь топором. Хотя сейчас это одна из самых знаковых строк фильма, фраза была импровизирована Николсоном. Эта реплика отсылает к комедийному открытию «Вечернего шоу» с Джонни Карсоном в главной роли — аллюзия, которую британец Кубрик не распознал и почти вырезал из фильма. Кроме того, Николсон слишком быстро срубил фальшивую дверь во время съемок сцены, потому что он был опытным пожарным, поэтому им пришлось заменить ее настоящей дверью.
6. «Сияние» было запрещено в школьных библиотеках за то, что в нём родители показаны как злодеи.
Помимо ужасающих мотивов, «Сияние» столкнулось с сопротивлением родителей и школьных советов по всей территории Соединённых Штатов по другой причине: из-за изображения родителей.
«Сияние» стало первым романом Кинга, запрещённым в школьных библиотеках, из-за описания пренебрегающей своими обязанностями матери и безумного, жестокого, пьющего отца. Когда Кинг узнал о запрете, он посоветовал детям читать книгу в свободное время, объяснив:
«Я думаю, что каждый ребёнок в школе должен знать, что это запрещено, и немедленно отправиться в ближайший книжный магазин или публичную библиотеку, чтобы выяснить, что именно родители не хотели, чтобы они знали. Вот что действительно должны знать дети, то, чего люди не хотят, чтобы они знали.».
7. Роберт Де Ниро чуть не получил роль Джека в экранизации, и он очень рад, что этого не произошло.
До того, как Джек Николсон стал культовым образом Джека Торренса в фильме 1980 года «Сияние», на эту роль рассматривался актёр Роберт де Ниро. Де Ниро был заинтересован, но режиссёр Стэнли Кубрик передумал после того, как посмотрел его в фильме 1976 года «Таксист» и пришёл к выводу, что он «недостаточно психопат», чтобы сыграть Джека. Сообщается, что Де Ниро был рад, что не снялся в этом фильме, так как вспоминал, что после просмотра ему несколько месяцев снились кошмары. На эту роль также рассматривался комик и актёр Робин Уильямс, но Кубрик позже счёл его «слишком психопатом».
8. Борьба Кинга с алкоголизмом и наркотической зависимостью повлияла на «Сияние».
На протяжении всей своей жизни Кинг боролся с зависимостью от алкоголя и рецептурных препаратов. Смерть матери писателя в 1973 году вызвала у него затяжную депрессию, которую он лечил злоупотреблением психоактивными веществами. В «Сиянии» Джек — это Кинг в худшие времена: отец-алкоголик, чьи внутренние терзания проявляются в насилии над семьёй. Кинг признался, что в период обострения своего алкоголизма он часто испытывал приступы агрессии по отношению к своим детям, как и Джек.
Он объяснил:
«Я хотел схватить их и ударить… Несмотря на то, что я этого не сделал, я чувствовал себя виноватым из-за своих жестоких порывов. Я не был готов к реалиям отцовства».