Оно (Стивен Кинг) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1986 | Форма произведения: роман | Жанр: триллер | Время событий: вторая половина XX века | Возраст: взрослые | Время чтения: более 15 часов | Главные герои: Оно, Билл Денбро, Майк Хэнлон, Бен Хэнском, Эдди Каспбрак, Беверли Марш, Ричи Тозиер, Стэн Урис Второстепенные герои: Бутч Бауэрс, Генри Бауэрс, Эл Брэдли, Мистер Чипс, Мэтью Клементс, Дорси Коркоран, Эдди Коркоран, Виктор Крисс, Кэрол Дэннер, Трей Доусон, Джорджи Денбро, Шэрон Денбро, Зак Денбро, Брэдли Донован, Стив Дубей, Фредди, Дэйв Гарденер, Джон "Уэбби" Гартон, Мистер Гедро, Дон Хагарти, Дик Холлоран, Джессика Хэнлон, Уилл Хэнлон, Арлин Хэнском, Клод Эру, Патрик Хокстеттер, Белч Хаггинс, Мира Каспбрак, Соня Каспбрак, Мистер Кин, Шерил Ламоника, Марк Ламоника, Рикки Ли, Лэл Макен, Ричард Маклин, Эл Марш, Эльфрида Марш, Кей Макколл, Адриан Меллон, Мистер Нелл, Другой, Одра Филлипс, Шеф Радемахер, Бетти Рипсом, Том Роган, Герберт Росс, Лось Сэдлер, Бугерс Талиендо, Эгберт Сарагуд, Тони Трекер, Черепаха, Крис Анвин, Пэтти Урис Темы: детство, добро и зло

История создания

Имя американского писателя Стивена Эдвина Кинга (род. 21 сентября 1947, Портленд, штат Мэн, США) стало синонимом ужасов, а его 22-я книга «Оно», опубликованная в 1986 году, приобрела невероятную популярность, будоража воображение читателей по всему миру.

Действие в романе «Оно» происходит в вымышленном городе Дерри, штат Мэн. Кинг описывает город, в котором поселилось непостижимое зло, известное главным героям книги просто как Оно. Обычно Оно принимает форму дьявольского клоуна и преследует персонажей Кинга на протяжении всего романа, символизируя неуверенность и страх, которые все испытывают в детстве.

Кинг описывает влияние этого скрывающегося зла на город Дерри на протяжении десятилетий. С момента публикации «Оно» стало одним из самых известных и часто читаемых романов Кинга, свидетельствующим о его способности изображать психологические корни страха.

Если бы не эта поломка…

Кинг назвал поломку машины тем событием, которое вдохновило его на написание «Оно». Кинг ехал по Колорадо, когда у его машины сломалась коробка передач. Два дня спустя Кинг отправился забирать машину у механика, но ему пришлось пройти несколько миль пешком. Жуткая прогулка Кинга по сельской местности привела его к мосту, где он вспомнил пугающую сказку «Три козла Билли Груффа».

 В сказке «Три козла Билли Груффа» семья козлят сталкивается с проблемой: им нужно пересечь мост и перехитрить опасного тролля, живущего под ним. Кинг объяснил, что внезапно вспомнил эту историю, когда шёл по мосту в Колорадо, и как она пугала его в детстве. Кинг вспомнил:

«Внезапно мне захотелось написать роман о настоящем тролле под настоящим мостом… Я решил, что мост может быть своего рода символом—точкой пересечения. Я начал думать о Бангоре, где я жил, с его странным каналом, пересекающим город, и решил, что мост может быть городом, если под ним что-то есть. Что находится под городом? Туннели. Канализация. Ах! Какое хорошее место для тролля! Тролли должны жить в канализации!«.

Примечание: «Три козла Билли Груффа»— известная норвежская народная сказка. В долине живут три козла, и всех их зовут «Груфф». В долине очень мало травы, поэтому они должны пересечь реку, чтобы добраться до горного пастбища. Но под мостом живёт страшный и отвратительный тролль (охраняющий мост), который убивает и съедает всех, кто пытается его пересечь.

Самый маленький козлик идет первым. Тролль останавливает его и угрожает «сожрать его!» Маленький козленок говорит троллю, что ему следует подождать, пока его старший брат перейдет дорогу, потому что он крупнее и из него получится более сытный пир. Жадный тролль соглашается и пропускает самого маленького козленка.

Затем к мосту подходит козел средних размеров. Он более осторожен, чем его брат, но тролль останавливает и его. Второй козел убеждает тролля подождать их старшего брата, самого крупного из троих, и тролль пропускает и его.

Затем самый большой козел выходит на мост и встречает тролля, который ждет, чтобы его сожрать. Самый большой козел вызывает тролля на поединок, а затем бросает его в воду своими рогами. Тролль тонет в ручье, и с этого момента мост в безопасности. Тогда три козлика смогут ходить на луг каждый день и жить долго и счастливо.

 «Оно» «во сне»

Когда Кинга спросили о композиции «Оно», он отметил, что роман просто пришёл к нему, и он почти не замечал, как шло время, пока писал его. Будучи уже признанным автором ужасов, Кинг заявил, что написал «Оно», чтобы обсудить символику монстров и влияние страха на жизнь людей.

Кинг объяснил:

«Я работал над книгой во сне. Я почти ничего не помню о том, как её писал, кроме того, что у меня было ощущение, что я взялся за что-то очень важное для меня и что-то, что говорило не только о монстрах.«.

Дерри — это Бангор

Когда Кинг решил, что действие его романа должно происходить в рабочем городке в штате Мэн, он выбрал город Бангор. Автор неделями бродил по улицам Бангора и разговаривал с местными жителями, чтобы понять, на что похож этот город.

В интервью Кинг объяснил:

«Прежде чем я начал писать, я обошёл весь город. Я расспрашивал всех о местах, которые привлекли моё внимание. Я знал, что многие истории были выдуманы, но мне было всё равно. Больше всего моё воображение будоражили мифы«.

Откуда взялось название Дерри

В графстве Дерри, Ирландия, есть город под названием Бангор. Узнав об этом, Кинг решил назвать свой вымышленный город Дерри, чтобы отдать дань уважения ирландской местности. Однако, помимо названия, Кинг почти ничего не изменил в описании Бангора, штат Мэн, и просто сказал: «Дерри — это Бангор».

Кинг перевез свою семью, чтобы написать «Оно»

Чтобы понять все аспекты Бангора, штат Мэн, который Кинг изобразил в своём романе как Дерри, Кингу было недостаточно просто посетить город. Автор переехал с семьёй в Бангор в 1979 году, чтобы написать там роман. В интервью Кинг объяснил своё решение переехать в город, упомянув:

«Однажды я сказал [своей жене] Табби: «Я хочу написать эту книгу, но мы живём в деревне, а я хочу написать о городе, о целом городе с привидениями, так что нам нужно переехать либо в Портленд, либо в Бангор. Мы рассматривали оба варианта, и я сразу понял, что Бангор, если Табби согласится, будет правильным местом, потому что это суровый город с настоящей историей.«.
Кинг был заинтригован рабочей атмосферой Бангора и понял, что сделал правильный выбор, избежав столицы штата Мэн, Портленда, отметив: «Я не хотел, чтобы это было в Портленде, потому что Портленд — это своего рода город нуворишей.«.

О названии

«Оно» относится к доисторическому межпространственному существу, живущему в канализации под Дерри, штат Мэн. Существо часто появляется в облике клоуна, но оно также принимает форму того, чего его жертва боится больше всего. Иногда существо представляет собой комбинацию монстра и клоуна. Это существо терроризировало Дерри с момента основания города, но мало кто из горожан признает его существование.

Жанр произведения

Роман. Ужасы.

Символы

Велосипеды

Велосипед Билла Денбро по имени Сильвер — самый яркий пример того, как велосипед становится символом детской невинности и воображения в «Оно». Сильвер — самое ценное, что есть у юного Билла; он тщательно ухаживает за велосипедом. Как и многие дети его возраста, он прикрепляет игральные карты к спицам, чтобы издавать щёлкающий звук, похожий на звук мотоцикла. Размещение этих игральных карт — проявление детского воображения и невинности. Название, которое Билл дал велосипеду, также подчёркивает чистоту его воображения. Сильвер — это имя лошади Одинокого Рейнджера, а Одинокий Рейнджер — телевизионный герой-ковбой, которого полюбили миллионы детей, выросших в 1950-х годах. Связь Сильвера с чистотой и воображением не заканчивается с детством Билла. Вернувшись в Дерри уже взрослым, Билл находит свой старый велосипед в витрине магазина подержанных вещей. Это случайное воссоединение может быть знаком судьбы, но Билл не может оставить «его» в окне, хотя у Билла нет планов снова кататься на велосипеде. Биллу невыносимо видеть велосипед в плохом состоянии; в его воображении Сильвер — не просто объект, а старый друг, который заслуживает уважения и хорошего ухода. Вера Билла в силу Сильвера заставляет его в последний раз попытаться вывести Одру из кататонического состояния, покатавшись на Сильвере. Это работает, что подтверждает, что магия воображения и связь с детской непосредственностью могут буквально спасать жизни.

Сильвер буквально спасает жизни и в других случаях, как и велосипеды других детей. В этом отношении велосипеды олицетворяют свободу передвижения и независимость, а также безопасность и возможность сбежать. Билл использует Сильвера, чтобы достать лекарство от астмы для Эдди, когда у того случается приступ в Пустошах. Велосипед позволяет Биллу действовать самостоятельно, без вмешательства взрослых, и спасти Эдди.

Позже Сильвер позволяет Ричи и Биллу свободно передвигаться по дому на Нейболт-стрит и сбежать, когда на них нападает оборотень-подросток. Велосипед Майка помогает ему совершать вылазки по городу, в том числе к руинам металлургического завода Китченера. Кроме того, он позволяет ему сбежать от гигантской птицы, которая нападает на него там. Эдди также использует свой велосипед, чтобы сбежать с Нейболт-стрит, когда бродяга, а затем и прокажённый, преследуют его из заброшенного дома. В этом эпизоде также показано, как велосипед позволяет Эдди ненадолго, пусть и с опасностью для его жизни, сбежать от властной матери.

Серебряные доллары

Набор серебряных долларов, доставшийся ему от отца, — это последняя, едва заметная связь Бена Хэнскома с его покойным родителем. Серебряные доллары также символизируют защиту. Неудачники плавят одну из них, чтобы сделать серебряные пули и использовать их в качестве боеприпасов против Оно. Они убеждены, что серебряные пули могут убить Оно, потому что у них «вес [кажется] тысячи фильмов ужасов на их стороне».

Серебряные пули символизируют защитную силу воображения и веры; сила пуль исходит из воображения и веры. Возможно, серебряные пули ранят Оно в форме оборотня, потому что предание верно: серебро действует против оборотней. Но с равной вероятностью пули повреждают Оно, потому что Неудачники верят, что пули могут повредить Оно.

Бен сохраняет веру в защитную силу серебряных долларов и во взрослом возрасте. После того, как Майк Хэнлон вызывает его обратно в Дерри, Бен заходит в местный бар и сильно напивается, готовясь к предстоящему заданию. В кармане у него лежат оставшиеся у отца серебряные доллары, и он смутно помнит, как Беверли или Билл спасли ему жизнь одним из них, когда они были детьми. Бен отдаёт серебряные доллары бармену Рики Ли, чтобы тот отдал их своим детям. Смутные воспоминания Бена указывают на то, что он считает серебряные доллары особенными и защищающими, и он хочет передать эту магическую защиту детям своего единственного друга.

Бумажный кораблик

Джорджи погибает, играя с бумажным корабликом на раскисших от дождя улицах Дерри после шторма. Кораблик — символ чистой детской невинности Джорджи. Он представляет этот бумажный кораблик военным кораблём, плывущим по Уитчем-стрит. Джорджи поглощён игрой, и кораблик дарит ему свободу после нескольких дней, проведённых взаперти в доме во время шторма. Когда лодка проваливается в ливневую канализацию, Пеннивайз забирает ее у Джорджи, точно так же, как он забирает детство Джорджи и всю оставшуюся его жизнь. Затем лодка уплывает в море, где «навсегда исчезает из этой истории». Точно так же невинность Джорджи и всех детей Дерри теряется навсегда, когда существо снова становится активным и начинает убивать. Они связаны страхом, комендантским часом и предостережениями своих родителей. Они могут свободно играть в парках и на пустошах, но они всегда должны оглядываться по сторонам; они не могут доверять взрослым, которые их окружают, в том, что те их защитят. Они никогда не могут быть уверены, что находятся в безопасности.

Страх и потеря невинности, которые лодка олицетворяет для детей Джорджи и Дерри, усиливаются для Билла Денбро, для которого лодка — символ его связи с братом, а также его вины за смерть Джорджи. Билл помогает Джорджи построить лодку. Он складывает бумагу; мальчики шутят и сближаются, пока пропитывают бумагу расплавленным парафином.

Прежде чем Джорджи уходит играть, он целует Билла в щёку, и Билл говорит Джорджи, чтобы тот был осторожен. Лодка — это физическое воплощение привязанности, которую братья испытывают друг к другу. После того, как Джорджи погибает, воспоминания о лодке вызывают у Билла чувство вины по тем же причинам, по которым когда-то вызывали привязанность. Билл построил лодку для Джорджи и считает, что если бы он этого не сделал, его брат был бы жив. Несмотря на то, что лодка прошла по водным путям штата Мэн и вышла в море, воспоминания о ней причиняют Биллу боль.

Аспиратор

Эдди Каспбрак использует аспиратор, чтобы контролировать свою астму. На этикетке аспиратора написано: «Использовать по мере необходимости». Примерно в середине лета 1958 года мистер Кин, фармацевт, говорит Эдди, что в его аспираторе только вода с небольшим количеством камфоры для придания лечебного вкуса. Чрезмерно заботливая мать Эдди убеждена, что её сын «хрупкий» и страдает астмой, поэтому она убедила Эдди, что он болен и нуждается в аспираторе. У Эдди действительно бывают приступы астмы, обычно вызванные стрессом; аспиратор помогает их контролировать, но это эффект плацебо — психологический, а не физический.

С этой точки зрения аспиратор символизирует контроль, который Соня Каспбрак осуществляет над Эдди, а также её предательство. Из-за того, что она так боится, что с Эдди может случиться что угодно, она не позволяет ничему с ним случиться. На каком-то уровне она понимает, что его физические недуги — это ложь, но честность для неё менее важна, чем контроль.

Даже когда Эдди узнаёт правду, он всю жизнь пользуется аспиратором. Он понимает, что это плацебо, но смиряется с тем, что оно ему помогает, и в этом отношении его слабость становится силой. В первой битве с Оно он называет жидкость в аспираторе аккумуляторной кислотой, и сила его воображения превращает её в кислоту. Во второй схватке с Оно он распыляет аспиратор на гигантского паука, не называя жидкость конкретным именем, но используя «всю свою детскую веру в … лекарство, которое могло бы решить любую проблему». Он распыляет аспиратор в горло существа, что ослабляет его настолько, что Билл и Ричи могут спастись. Аспиратор, как и многие другие предметы в «Оно», олицетворяет силу памяти, веры и воображения. Аспиратор превращается из символа предательства Сони Каспбрак по отношению к своему сыну в символ силы Эдди.

Канал

Канал, проходящий через центр Дерри, на самом деле представляет собой бетонную ограду для ручья Кендаскиг, который сыграл важную роль в процветании города в годы лесозаготовительного бума в конце 19-го и начале 20-го веков. Канал в буквальном смысле сделал Дерри известным, потому что по нему брёвна доставлялись на лесопилки в городе, сплавляясь вниз по течению из лесов, расположенных дальше на север.

Канал символизирует прогресс и богатство Дерри, превращая его из деревни в небольшой город. Чтобы подчеркнуть важность канала для успеха и развития Дерри, горожане проводят фестиваль «Дни канала» в честь его 100-летия.

Канал также символизирует противоречие между видимостью и реальностью, которое лежит в основе существования Дерри. Канал красив и живописен, с прилегающим к нему парком и крытым мостом Поцелуев, но в этих водах живёт чудовище, которое использует канал, чтобы добраться до многих своих юных жертв, которых оно бесследно утаскивает в канал.

Точно так же Дерри кажется процветающим и безопасным, но по всему городу бродят чудовища. Это заразило взрослых жителей Дерри и привело к высокому уровню преступности, начиная от жестокого обращения с детьми и заканчивая нападениями и убийствами. Даже внешне респектабельные жители Дерри проявляют предрассудки и расизм и закрывают глаза на преступления и жестокие поступки своих сограждан. Канал проходит через Дерри так же, как зло и безразличие проходят через население. В буквальном смысле Оно живёт в Канале, а дух Его живёт в жителях Дерри.

Критика

Сомнительная сцена в канализации

Ближе к концу романа «Оно», после того как Клуб Неудачников победил существо в 1958 году, дети понимают, что их связь друг с другом ослабевает, и они теряются, пытаясь найти выход из обширной канализационной системы Дерри. Беверли решает эту проблему, восстановив связь с группой, занимаясь сексом с каждым из шести мальчиков.

Неудивительно, что описание полового акта между 11-летними детьми вызвало проблемы у многих рецензентов и читателей. В 2016 году автор статьи в Los Angeles Review of Books заявил: «Эта сцена, мягко говоря, не очень хорошо вписалась в контекст». Автор статьи на сайте Movie Pilot назвал эту сцену «оргией в канализации», и она попала в список самых отвратительных сексуальных сцен Стивена Кинга в Houston Press. Рецензент издательства научной фантастики Tor отметил: «Читатели сделали всё возможное, начиная с того, что назвали Кинга педофилом, и заканчивая заявлениями о сексизме, отсутствии хорошего вкуса или непростительном нарушении доверия».

Некоторые из этих же рецензентов и комментаторов признают, что эта сцена призвана показать переход от детства к взрослой жизни для Неудачников и олицетворяет акт любви после лета, отмеченного насилием. Возможно, Кинг также хотел показать, как «Неудачники — в частности, Беверли — преодолевают последний страх: страх взросления.

Шутки, показавшиеся оскорбительными

Кроме того, в романе «Оно» есть диалоги, шутки и высказывания, затрагивающие расовую и этническую принадлежность, которые могут показаться современным читателям оскорбительными.

В 1958 году члены «Клуба Неудачников» часто использовали стереотипы в своих шутках. Ричи часто шутит о том, что Стэн еврей. Например, он говорит, что Стэн хорошо играет в «Монополию», потому что евреи хорошо зарабатывают. Стэн, кажется, не обижается и обычно отвечает тем же. «Неудачники» могут отпускать такие шутки, потому что они как семья друг для друга, и им не составляет труда одёргивать Ричи, когда он рискует перейти черту. Многие «голоса» Ричи, например Панчо Ванилла, также используют стереотипы — иногда региональные, иногда расовые — и, кажется, используют юмор, чтобы критиковать эти стереотипы.

Юмор Ричи проистекает из его привязанности к друзьям и желания их развлечь, и они, кажется, это понимают. Цель этих эпизодов, какими бы неприятными они ни были, — создать контраст между «неудачниками» и персонажами, которые используют расистские оскорбления и другие эпитеты, основанные на ненависти. Например, парни, которые нападают на Адриана Меллон и отправляют его на смерть, используют такие слова, как «педик», чтобы обратиться к Адриану и его напарнику Дону и описать их. Этот оскорбительный термин указывает на то, что эти мальчики являются орудиями зла.

Генри и Бутч Бауэрс также часто используют слово «ниггер». Мужчины из семьи Бауэрс — одни из самых отвратительных персонажей романа. Их использование расистских оскорблений дополняет издевательства, вандализм и преступления, которые эти мужчины совершают по отношению к своим собратьям.

Генри Бауэрс и его друзья также используют оскорбительные выражения для описания женщин. Существо ведёт себя чудовищно, потому что чудовищность заложена в его природе, но Бутч и Генри Бауэрс — чудовища, потому что они сами решили ими быть, и их слова отражают этот выбор.

Основная идея

Главная тема романа Стивена Кинга «Оно» – исследование силы страха и его влияния на людей. В книге показано, что зло и тёмные силы могут проявляться не только в физическом мире, но и в коллективной памяти общества через исторические и социальные контексты.

Сюжет вращается вокруг группы детей, которые борются с могущественным злом в образе клоуна Пеннивайза. Роман исследует, как детские травмы и страхи могут влиять на взрослых.

Кинг показывает, что страх и личные переживания можно преодолеть через поддержку и объединение усилий. 

Художественное своеобразие

Структура романа

Действие романа «Оно» происходит в два периода: летом 1958 и 1985 годов. События двух летних сезонов параллельны друг другу: дети, которые сражаются с Оно в 1958 году, проходят через похожий цикл событий в 1985 году, когда они возвращаются в свой родной город, чтобы победить Оно раз и навсегда. Взрослые из 1985 года восстанавливают утраченные воспоминания о своём детстве, готовясь к финальной битве. В результате повествование часто смещается во времени назад и вперед, поскольку персонажи вспоминают события и открывают новую информацию. Иногда эти сдвиги происходят внутри глав, даже внутри предложения. Иногда разница во времени выделяется курсивом или указывается в заголовках подразделов глав. Поскольку формат истории не линейный, многие моменты объясняются, когда Неудачники восстанавливают больше своих воспоминаний.

Перспектива повествования

Перспектива повествования также часто меняется. В некоторых главах или разделах глав используется всеведущий рассказчик или ограничивается перспективой одного персонажа, а затем в последующих разделах переключается на перспективы других персонажей. В последних двух главах, когда начинается Ритуал Чюди, Кинг также представляет повествование с точки зрения существа. Это повествование выделенно курсивом.

Бангор, штат Мэн, и его вымышленный аналог

В романе упоминается город Бангор на северо-востоке штата Мэн как сосед Дерри — в книге Дерри находится примерно в 20 милях к западу от Бангора. Но на самом деле Дерри из книги — это вымышленная версия реального Бангора.

Когда Кинг готовился писать «Оно», он знал, что ему нужно жить в городе, чтобы передать атмосферу. В 1979 году он убедил свою жену переехать в Бангор, «потому что это был суровый город с настоящей историей».

Многие достопримечательности Бангора, такие как водонапорная башня Томаса Хилла и статуя Пола Баньяна, являются ключевыми местами в Дерри. Как и в Дерри, в Бангоре через центр города проходит канал, а запутанная канализационная система, построенная Администрацией общественных работ (WPA), инициативой правительства США по созданию рабочих мест за счёт улучшения инфраструктуры во время Великой депрессии (1929–1939), не имеет аналогов.

Незастроенная территория возле Вэлли-авеню в Бангоре очень похожа на Барренс в Дерри, расположенный возле Канзас-стрит. Джорджи Денбро был убит недалеко от пересечения улиц Джексон и Уитчем в Дерри, а Джексон-стрит в Бангоре проходит между памятником Томасу Хиллу и историческим районом Уитни-Парк, через жилой район, похожий на район, где жила семья Денбро.

Кинг также вплетает в события в Дерри отсылки к Бангору и почти не пытается скрыть детали. В частности, реальное убийство 23-летнего Чарли Ховарда в 1984 году перекликается с убийством вымышленного Адриана Меллон — первым событием в цикле убийств 1985 года.

Как и Адриан Меллон, Чарли Ховард был геем, и трое подростков сбросили его с моста в Кендаскиг-Стрим, сказав полиции, что «хотели избить „педика“», согласно Bangor Daily News. Ховард, который не умел плавать, утонул в ручье.

В романе клоун Пеннивайз приводит Адриана Меллона в логово существа. В другом эпизоде истории Бангора гангстер Эл Брэди погиб в перестрелке с Федеральным бюро расследований (ФБР) в октябре 1937 года. Владелец магазина спортивных товаров уведомил полицию, когда Брэди зашел заказать боеприпасы. В нем перестрелка происходит в 1930 году. Это организовано горожанами Дерри, когда гангстер Эл Брэдли приезжает в город, чтобы купить боеприпасы.

Кино и фольклор

В изданной в 2010 году научно-популярной книге Кинга «Пляска смерти» (1982) он размышляет об ужасах как жанре. Кинг говорит: «Для меня ужас — настоящий ужас … начался октябрьским днем 1957 года, мне только что исполнилось десять«. Именно тогда он посмотрел свой первый фильм ужасов «Земля против летающих тарелок» в театре Коннектикута — опыт, оказавший огромное влияние на его жизнь и творчество.

Возможно, неслучайно, что действие «Оно» начинается осенью 1957 года с убийства Джорджи Денбро. Оно пронизано увлечением Кинга классическими фильмами ужасов и научной фантастикой. Существо из романа — оборотень. Он принимает формы монстров из классических фильмов ужасов 1930-х и 1970-х годов: мумии, монстра Франкенштейна, гигантского птеранодона Родана, вампира, оборотня и акулы из «Челюстей», среди прочих.

Кинг хотел, чтобы «Оно» было похоже на «выпускной экзамен по ужасам», поэтому все его детские впечатления от кино нашли отражение на его страницах.

Чтобы объединить стольких разных монстров, Кинг решил сделать свой роман «похожим на сказку», создав город, «где происходят такие вещи, но все их игнорируют». Он назвал классическую сказку «Три Billy Goats Gruff» источником вдохновения для мостов, туннелей и канализации в «Оно». В этой истории тролль, живущий под мостом, угрожает трём козлятам смертью, если они попытаются перейти мост.

В романе «Оно» напрямую упоминается сказка «Три поросёнка», когда Бен Хэнском слышит, как библиотекарь читает её детям.

В нём также упоминается сказка «Гензель и Гретель», в которой двух детей заманивают в пряничный домик ведьмы и чуть не съедают, когда Беверли возвращается в дом своего детства.

Персонаж Танцующий Клоун Пеннивайз также отсылает к сказке «Гамельнский крысолов», в которой флейтист решает проблему с крысами в городе, а затем, разозлившись из-за того, что горожане не хотят ему платить, похищает всех их детей. В «Оно» существо делает Дерри процветающим, но забирает многих детей в качестве «платы».

Связи с другими работами Кинга

Стивен Кинг часто объединяет свои романы, используя одних и тех же персонажей и места действия в нескольких произведениях.

Дерри впервые появляется в качестве места действия в «Оно», но он также является местом действия более позднего романа Кинга «Бессонница» (1994), в котором также появляется городской библиотекарь из «Оно», Майк Хэнлон. Город появляется или упоминается в 19 других романах и рассказах Кинга, в том числе в серии » Темная башня» (1982+), которая также тесно связана с «Бессонницей». Существо Оно связано с феноменом под названием «мертвые огни», внепространственным пространством зла и безумия, также связанным с злодеем Багровым Королем, который посещает Дерри во время бессонницы. Ритуал Чуди напоминает соревнование по разгадыванию загадок из серии » Темная башня». Его окончательная земная форма — гигантский паук, также являющийся физической формой сына Алого Короля, Мордреда. Черепаха, которая помогает Неудачникам в «Оно» и, как говорят, создала вселенную, также занимает видное место в мифологии о Темной башне, в которой, как говорят, она поддерживает вселенную на своей спине.

Ричи Тозиер и Беверли Марш появляются в романе Кинга об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди «11/22/63» (2011). Кроме того, «Оно» содержит несколько отсылок к тюрьме Шоушенк, где происходит действие повести Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» (1982) — основы фильма 1994 года «Побег из Шоушенка». Отец Майка Хэнлона также упоминает, что служил в армии США вместе с Диком Халлораном, который спасает Уилла Хэнлона из огня и впервые появляется в каноне Кинга в качестве повара в отеле «Оверлук» в «Сиянии» (1977).

«Оно» также тематически и структурно похоже на повесть Кинга 1982 года «Тело», по которой в 1986 году был снят фильм «Останься со мной». В повести вскользь упоминается Дерри, который, как говорят, находится недалеко от Касл-Рока, где происходит действие повести. Кинг написал «Тело» либо незадолго до, либо одновременно с «Оно», которое он закончил в 1983 году. Как и в «Оно», в центре сюжета новеллы — группа детей, которые не вписываются в мир своего маленького городка. Четверо мальчиков из «Тела», как и Клуб неудачников из «Оно», отправляются в опасное путешествие. Они надеются найти тело одноклассника, которого якобы сбил поезд, так что опасность не так велика. Обе истории посвящены личностям группы друзей детства, тому, как формируются дружеские связи и насколько крепкими они могут быть с течением времени.

Темы

Страх

На базовом уровне Оно исследует природу человеческого страха. Существо Оно принимает множество форм, являясь каждой жертве в виде её самого страшного страха. Человеческие страхи связаны с индивидуальным опытом и пониманием. Иногда люди даже не осознают своих самых больших страхов.

Майк Хэнлон испытывает страх перед гигантской птицей, но не может понять, почему он видит гигантскую птицу, которая пытается его атаковать. Оно знает почему, и Джессика Хэнлон, мать Майка, знает почему. Когда Майк был младенцем, птица напала на него в детской коляске. Этот страх глубоко укоренился, и незнание Майка о происхождении этого страха позволяет существу использовать его.

По большей части остальные страхи «неудачников» имеют легко узнаваемые источники: они берут начало в образах, которые «неудачники» видели в фильмах. Дети, как правило, перерастают такие страхи по мере взросления и понимают, что киношных монстров не существует в реальной жизни. Но на их место приходят другие страхи. Когда «неудачники» возвращаются в Дерри взрослыми, препятствия, которые он им подбрасывает, более специфичны и связаны с их жизненным опытом. Печенья с предсказаниями на встрече группы не превращаются в киношных монстров. Вместо этого они появляются из-за повседневных страхов. Например, Эдди видит, как из его печенья с предсказанием появляется сверчок, потому что он обеспокоен нашествием сверчков в своём подвале. Его детские страхи перед смертью и болезнями, которые Оно олицетворяет в образе прокажённого, сменились обыденными заботами о недвижимости. В 1958 году Оно появляется в канализации в образе Ползучего Глаза, ещё одного киношного монстра.

Беверли Марш в этом отношении опережает мальчиков из «Клуба неудачников», потому что даже в детстве её страхи основаны на реальности, а не на фантазиях из фильмов. Этот страх, основанный на реальных событиях, проистекает из её жизни с жестоким отцом и угрозами, которые обычно ассоциируются с детством и юностью, а именно с сексуальным насилием. Первый опыт Беверли с этим существом — появление потока крови из раковины в ванной. Менструальная кровь — ключевая часть женской половой зрелости, поэтому это событие характерно для Беверли, которая на протяжении всего романа боится изменений в своём теле.

Пока её отец не попадает под контроль существа, он только бьёт Беверли; он никогда не насилует её. Тем не менее, страх перед сексом и сексуальным насилием витает в воздухе над жизнью Беверли. Её мать намекает на этот страх, когда спрашивает: «Он когда-нибудь прикасался к тебе?» Угроза становится очевидной, когда Эл Марш узнаёт о дружбе Беверли с «Неудачниками» и требует выяснить, «не трогал» ли они её. В этот момент Оно берёт под контроль мыслительные процессы Эла Марша и показывает Беверли тот огромный страх, который она никогда не могла выразить словами: страх, что её отец или кто-то другой может надругаться над ней. Она преодолевает этот страх, организовав свой первый сексуальный опыт с «Неудачниками» в канализации. Каким бы странным или даже неуместным ни казалось читателям это событие, оно гарантирует, что Беверли пробуждает в себе сексуальность в контролируемой ею ситуации, в которой участвуют люди, которые ей небезразличны.

Несмотря на все свои храбрые попытки справиться со страхом, Беверли не добивается полного успеха. Она выходит замуж за жестокого мужчину, похожего на её отца.

Точно так же Билл Денбро не смог победить свой самый большой страх. В 1985 году страх приходит в группу в образе Джорджи Денбро, играя на страхе Билла, который всю жизнь считал себя виновным в смерти брата. Страхи переходят от физической угрозы со стороны внешних монстров к внутренней угрозе со стороны монстров, созданных самим человеком. Если акт уничтожения Оно представляет собой противостояние и уничтожение страха, то возвращение Неудачников в Дерри необходимо. В 1958 году они причинили монстру вред и думают, что убили Оно, как и думают, что преодолели свои страхи, но их истинные страхи, психологические страхи, которые они несут в себе, продолжают доминировать в их жизни на протяжении десятилетий. Убив Оно, они также решительно подавляют эти глубоко укоренившиеся страхи.

Воображение

В 2010 году в издании своей научно-популярной книги 1982 года «Размышления об ужасах как жанре», Danse Macabre, Кинг пишет о привлекательности хоррора для читателей и зрителей с богатым воображением:

«Человек с богатым воображением более четко осознает факт своей хрупкости; человек с богатым воображением понимает, что все может пойти катастрофически не так в любое время«.

Воображение является генератором страха, о чем свидетельствует способность этого существа принимать форму того, чего люди боятся больше всего. Однако воображение также становится противоядием от страха. Проигравшие используют свою веру в силу предметов, чтобы превратить их в оружие против Оно. Серебряные пули, которые они используют, чтобы атаковать Оно как оборотня на Нейболт-стрит, ранят оборотня, потому что дети верят, что серебро может причинить оборотню вред. Аспиратор Эдди причиняет Оно боль, потому что Эдди верит, что лекарство может причинить монстру вред, и из-за этого Оно считает аспиратор опасным. Стэн расправляется с гигантской птицей, сказав ей, что не верит в неё. В «Ритуале Чуди» 1958 года Билл понимает, что верит во многое; это наносит Оно смертельный удар. Если воображение — источник страха, то оно же является и единственным способом преодолеть страх. Если можно представить себе монстра, то можно представить и способ победить его.

Воображение также в буквальном смысле объединяет Клуб Неудачников. Бен подружился с Биллом и Эдди, а затем со Стэном и Ричи, потому что у Билла и Эдди появилась идея построить плотину в Пустошах. Бен придумал, как воплотить эту идею в жизнь.

Не случайно большинство Неудачников занимаются творчеством. Билл — писатель-фантаст. Ричи становится комиком и диск-жокеем. Беверли создаёт одежду. Бен проектирует здания. Их восхождение к вершинам в этих областях начинается с их творческих способностей в детстве. Работа Эдди водителем лимузина не так явно связана с творчеством, как карьера других персонажей, но его замечательное чувство направления основано на его способности представлять себе улицы и места, а также способы передвижения по ним. Скромная работа Майка в качестве городского библиотекаря не оставляет много места для мечтаний, но он создаёт подробную историю тёмной стороны Дерри и оживляет эти события благодаря своей способности их представлять. Стэн — самый логичный и реалистичный член группы, но он не стал бы одним из самых востребованных бухгалтеров Атланты, не обладая глубокими способностями к решению проблем. Он совершает один прыжок веры за другим, чтобы построить успешную, пусть и спокойную, жизнь для себя и Пэтти. Воображение не только позволяет Неудачникам победить монстра, но и обеспечивает их успех после того, как монстр исчезнет.

Зло

Стивен Кинг сказал в интервью Rolling Stone в 2014 году:

«Я верю в зло, но всю свою жизнь я размышлял о том, существует ли внешнее зло, есть ли в мире сила, которая действительно хочет уничтожить нас изнутри, по отдельности и всех вместе. Или же всё это идёт изнутри и является частью генетики и окружающей среды».

В «Оно» Кинг исследует каждый аспект зла, о котором он рассказал Rolling Stone.

Оно, это существо, является проявлением внешнего зла. Оно приходит из космоса или другого измерения, настолько внешнего, насколько это вообще возможно. Оно нападает и убивает ничего не подозревающих жителей Дерри, в основном детей, но не только их. Оно живёт в логове под городом, проникая в дома и на улицы через канализацию. Единственная цель существа — питаться, и оно наслаждается страхом и страданиями каждой жертвы. Это «сила в мире, которая действительно хочет нас уничтожить».

Но в Дерри есть и другие пороки, и они влияют на окружающую среду, усугубляя эти порочные наклонности. На одном уровне Дерри иллюстрирует порок безразличия. Герберт Росс, например, видит, как трое мальчишек нападают на девочку через дорогу от его дома, и игнорирует её мольбы о помощи. Шеф Радемахер оправдывает гибель и пропажу детей в своём городе, вместо того чтобы докопаться до сути того, что на самом деле происходит в Дерри. Дон Хагарти обвиняет Дерри в смерти своего партнёра Адриана Меллон в 1985 году. Когда Адриана избивают на Поцелуевом мосту, Дон зовёт на помощь, но никто не приходит.

Окружение Дерри также поощряло гомофобию, которая побудила нападавших на Адриана расправиться с ним. Когда полиция расследует убийство, они выражают своё неодобрение гомосексуальности одновременно с неодобрением убийства Адриана. Похоже, они не осознают, что их поведение — пусть и косвенно — спровоцировало нападение, которое привело к убийству.

Такое отношение вплетено в историческую ткань Дерри. В 1905 году посетители бара бездействовали, пока Клод Эру убивал топором четверых мужчин прямо у них на глазах. Затем те же самые посетители бара схватили Эру и в приступе кровожадности повесили его на дереве. В 1929 году жители Дерри взялись за оружие против гангстера по имени Эл Брэдли. И Эру, и Брэдли виновны в ужасных преступлениях, но самосуд и присутствие Пеннивайза в обоих случаях поднимают серьёзные вопросы о мотивах жителей Дерри. Исключительная жестокость обоих убийств указывает на то, что жители Дерри воспользовались возможностью убивать относительно безнаказанно, а не действовали из чувства справедливости. Эру и Брэдли были бы полностью наказаны по закону, возможно, даже казнены, но жителям Дерри это неинтересно.

Такие персонажи, как Бутч и Генри Бауэрс, иллюстрируют, как генетика и окружающая среда могут взаимодействовать, создавая внутреннее зло. Не все, кто вырастает в Дерри, становятся злыми, несмотря на суровый характер города. Источник безумия Бутча Бауэрса так и не раскрывается, но его ненависть проистекает из расизма, пронизывающего его окружение в 1920-х и 1930-х годах. Он направляет эту ненависть на семью Хэнлон. Безумие Генри — результат генетической предрасположенности его отца, но оно также является результатом влияния его отца. Генри вырастает в миниатюрную копию своего отца, расиста, переполненного ненавистью ко всем, кто встречается ему на пути.

Патрик Хокстеттер — пример врождённого зла. Его домашняя жизнь вполне обычна. Родители внимательны к нему и любят его, но Патрик считает, что он — единственный существующий человек, а все остальные — плод его воображения. Он душит своего младшего брата, потому что родители уделяют ему слишком много внимания, что доставляет Патрику неудобства. Он решает, что может делать всё, что захочет, пока кажется, что он соблюдает правила общества и его не поймают. Патрик убивает животных просто потому, что может. У Патрика, в отличие от многих жителей Дерри, нет очевидной связи с Оно. Существо не пытается использовать Патрика в своих целях; оно убивает Патрика просто потому, что может.

Детство против Взрослой жизни

Это подчёркивает опасности и неуверенность, присущие детству. Хотя повествование сосредоточено на Клубе Неудачников, все дети Дерри находятся в опасности из-за существа, которое бродит по трубам под ними. Существо использует их детскую наивность против них, заманивая в свои сети под видом счастливого клоуна, предлагающего воздушные шары и игрушки, как это происходит с Джорджи Денбро.

Как показывает случай с Эдди Коркораном, дети, которым Оно угрожает больше всего, — это те же дети, чья жизнь и так опасна. Эдди живёт с отчимом, который настолько жесток, что уже убил младшего брата Эдди в приступе ярости. Эдди сбегает из дома в последний день учёбы, потому что боится того, что отчим сделает с ним, если он принесёт домой плохую оценку. Когда Эдди вместо этого становится жертвой Оно, этот случай показывает, что ни одно место не является по-настоящему безопасным для ребёнка.

Как и Эдди, Беверли обнаруживает, что в её доме небезопасно. Её отец жестокий человек, и когда в конце лета 1958 года Оно овладевает им и добавляет к жестокому обращению новый компонент, Беверли говорит отцу: «Ты впустил Его». Возможно, Оно побуждает его перейти от физического насилия к сексуальному, но жестокий и ненавидящий характер Эла Марша позволяет Оно контролировать его.

Мир полон опасностей как внутри дома, так и снаружи. Наставления, которые мать Бена даёт своему сыну, подчёркивают эту мысль. Она не хочет, чтобы Бен бродил по городу один, хотя и не знает, что на свободе разгуливает монстр. Она считает, что опасность в Дерри исходит от человека-хищника, охотящегося на детей; в реальной жизни таких людей много.

Неудачники также часто сталкиваются с безразличием взрослых. Даже те взрослые, которые не пытаются причинить им вред, не обязательно заинтересованы в том, чтобы помочь им. С самого начала, когда Неудачники разрабатывают план нападения на Оно, они понимают, что взрослые не могут им помочь. Их родители даже не видят того, что Оно делает, или улик, которые Оно оставляет в их домах, например, в залитой кровью ванной Беверли.

Дети часто не рассказывают родителям о реальных проблемах, боясь, что им не поверят, так как же они могли ожидать, что родители поверят в историю о существе, меняющем облик и живущем в канализации? Полиция могла повести себя ещё хуже. Они могли не только не поверить, но и отправить детей в психиатрическую лечебницу. Майк сообщает, что полиция действительно безразлично отнеслась к серии убийств детей в 1985 году, и в 1958 году они, похоже, были столь же бездейственны. Только мистер Нелл вообще проявляет интерес к помощи Неудачникам и в основном даёт те же советы, что и другие взрослые: никуда не ходи один и держись подальше от Пустошей и труб там.

Тем не менее, детство в «Оно» тоже не лишено радостей. Неудачники проводят много времени, смеясь друг с другом, особенно в свете их опасных обстоятельств. Они могут отвлечься от заговора против «Оно», чтобы поиграть в «Парчиси» или «Монополию». Они наслаждаются музыкой. Они запускают фейерверки. Они катаются на велосипедах по городу и радуются отсутствию постоянного надзора взрослых. Они играют в воображаемые игры в Пустошах. Эти детские забавы позволяют им развивать воображение, необходимое для победы над Оно.

Когда Неудачники возвращаются взрослыми, они справедливо беспокоятся, что не смогут победить  Оно в своём нынешнем состоянии. Только если они вспомнят детство и поверят в детские вещи, у них появится шанс.

Память

Человеческие личности и сообщества определяются не только тем, что они помнят, но и тем, что они забывают. Неудачники забывают события лета 1958 года вскоре после их окончания, что служит метафорой забывания, через которое проходят все люди, переходя из детства во взрослую жизнь. Их забывчивость более выражена, чем у большинства людей, но и их травмы сильнее. Более того, когда воспоминания о 1958 годе начинают возвращаться, они становятся для Неудачников гораздо более травмирующими, чем если бы им дали время осмыслить их и справиться с ними. Стэн Урис настолько травмирован воспоминаниями, что убивает себя.

Хотя воспоминания утрачены, чувства и инстинкты остаются. Бен Хэнском не знает, что его проект для вещательного центра Би-би-си — это копия коридора, соединяющего две части публичной библиотеки Дерри, здания, которое он любил в детстве. Билл Денбро не помнит Беверли Марш и свою детскую влюблённость в неё, но женится на женщине, которая поразительно похожа на Беверли. После того, как в 1985 году всё заканчивается и Неудачники снова начинают забывать, они всё ещё помнят о любви, которую испытывают друг к другу. Она приходит к Биллу во сне, а к Майку — в его последней записи в дневнике.

Точно так же, как нужно встретиться лицом к лицу со страхом, чтобы преодолеть его, нужно встретиться лицом к лицу с воспоминаниями, чтобы двигаться вперёд. Когда Неудачники возвращаются в Дерри, их первая задача — восстановить все утраченные воспоминания. Майк Хэнлон отправляет их на день в город одних, чтобы помочь в этом процессе. Воспоминания неразрывно связаны с органами чувств, со зрительными образами, звуками и запахами. Эти сенсорные ощущения позволяют Неудачникам вернуть всё, что им нужно знать для выполнения своей миссии.

Неудачники также должны обратиться к коллективной памяти Дерри, чтобы победить его. Майк Хэнлон инстинктивно понимает это, поэтому в 1958 году он приносит Неудачникам фотоальбом своего отца, а в 1985 году собирает письменную историю Дерри.

Память — это не просто индивидуальные знания, и способность Дерри забывать неприглядные моменты своего прошлого отражает то, что Неудачники забывают 1958 год. Дерри не помнит того, чего не хочет помнить, но ему не так легко полностью забыть своё прошлое, потому что существуют фотографии и письменные свидетельства. Письменные свидетельства иногда ненадёжны или подделаны — как в случае с ФБР и полицией штата, которым приписывают убийство банды Эла Брэдли в 1929 году, — но фотографии помнят то, что забывает мозг. Это придаёт дополнительную значимость финальной фотографии торжествующих «Неудачников». Они могут забыть, как убили Оно, и город может рассказать другую историю о шторме, но фотографическая память города сохранит их как выживших. Как и Неудачники, Дерри никогда полностью не забудет свою историю.

Персонажи

Персонаж Описание
Оно Это вневременное межпространственное существо, которое принимает облик худших страхов своих жертв. Это существо наиболее известно в Дерри как Танцующий Клоун Пеннивайз, который также называет себя мистером Бобом Греем.
Билл Денбро  Билл Денбро становится лидером «Клуба Неудачников» после того, как убийство его брата в 1957 году положило начало одному из циклов убийств  этим существом людей в Дерри. Билл вырастает, становится известным писателем и в конце концов убивает Оно в затяжной схватке. 
Майк Хэнлон Майк Хэнлон, член «Клуба Неудачников», — сын фермера из Дерри, над которым издеваются из-за того, что он чернокожий. Майк вырастает и становится главным библиотекарем в Дерри, а также следит за деятельностью существа.
Бен Хэнском Бен Хэнском, член «Клуба Неудачников», — пухлый мальчик, который увлекается строительством и в будущем становится всемирно известным архитектором. 
Эдди Каспбрак Эдди Каспбрак, член Клуба Неудачников, — маленький мальчик, страдающий астмой, но проявляющий огромную внутреннюю силу в борьбе с этим существом и другими опасностями. Он использует своё острое чувство направления, чтобы привести своих друзей в логово чудовища.
Беверли Марш Беверли Марш, участница «Клуба Неудачников», выросла в неблагополучной семье, но в детстве использовала свой острый глаз, чтобы бороться с этим, а во взрослом возрасте — чтобы создавать модные вещи. 
Ричи Тозиер Ричи Тозиер, член «Клуба Неудачников», использует своё чувство юмора, чтобы имитировать разные голоса, которые пригодятся ему для противодействия Оно. Когда вырастет, Ричи станет диджеем.
Стэн Урис Стэн Юрис, член «Клуба Неудачников», — организованный, методичный человек, который в детстве любил наблюдать за птицами. Он вырос и стал успешным бухгалтером. 
Бутч Бауэрс Бутч Бауэрс, фермер, — буйнопомешанный отец Генри Бауэрса; он ведёт личную войну с Уиллом Хэнлоном, потому что Хэнлон — фермер-конкурент в Дерри и потому что он чёрный.
Генри Бауэрс Генри Бауэрс — школьный хулиган, который безжалостно издевается над Неудачниками и впадает в убийственное безумие по мере того, как лето 1958 года подходит к концу. Он возвращается в 1985 году с помощью Оно и снова пытается убить Неудачников.
Эл Брэдли Эл Брэдли — гангстер, застреленный жителями Дерри в 1929 году.
Мистер Чипс Мистер Чипс — собака Майка Хэнлона; Генри Бауэрс убивает Мистера Чипса отравленным стейком.
Мэтью Клементс Мэтью Клементс — трёхлетний мальчик, которого Оно убивает в 1958 году. Беверли слышит, как Мэтью зовёт её из раковины в ванной после своей смерти.
Дорси Коркоран Дорси Коркоран, брат Эдди Коркорана, был убит своим жестоким отчимом за то, что забрался на лестницу в их гараже.
Эдди Коркоран Эдди Коркоран — одноклассник Неудачников. В последний день учёбы, когда Эдди не идёт домой, потому что боится, что его жестокий отчим увидит его табель, существо забирает его.
Виктор Крисс Виктор Крисс дружит с хулиганом Генри Бауэрсом и является одним из его приспешников.
Кэрол Дэннер Кэрол Дэннер — помощник библиотекаря в публичной библиотеке Дерри; Майк Хэнлон влюблен в нее.
Трей Доусон Трей Доусон — один из армейских приятелей Уилла Хэнлона; он помогает спасти десятки жизней, когда вспыхивает пожар в «Черном пятне».
Джорджи Денбро Джорджи Денбро — пятилетний брат Билла Денбро; он был убит Им осенью 1957 года.
Шэрон Денбро Шэрон Денбро — мать Билла Денбро; ей трудно общаться с  Биллом после смерти Джорджи.
Зак Денбро Зак Денбро — отец  Билла Денбро. Хотя после смерти Джорджи он отдалился от Билла, он обладает полезными знаниями о канализации и инфраструктуре Дерри.
Брэдли Донован Брэдли Донован — это мальчик, который злится на Беверли и обзывает её, когда она выигрывает в игре с монетками.
Стив Дубей Стив Дюбей — один из трёх подростков, которых судят за убийство Адриана Меллон.
Фредди Фредди — продюсер фильма, который снимают Одра и Билл, когда Билла отзывают обратно в Дерри.
Дэйв Гарденер Дэйв Гарденер находит тело Джорджи Денбро на Уитчем-стрит в 1957 году.
Джон «Уэбби» Гартон Джон «Уэбби» Гартон возглавляет группу, которая нападает на Адриана Меллона, прежде чем бросить его в канал.
Мистер Гедро Мистер Гедро владеет небольшим рынком в Дерри и пытается вмешаться, когда Генри Бауэрс пытается избить Эдди Каспбрака перед его магазином.
Дон Хагарти Дон Хагарти — напарник Эдриана Меллонса; он даёт показания против убийц Эдриана и понимает, что Оно и Дерри в конечном счёте несут ответственность за смерть Эдриана.
Дик Холлоран Дик Халлоран — один из армейских приятелей Уилла Хэнлона; он готовит в «Чёрном пятне» и помогает Треву Доусону и Уиллу спастись от пожара.
Джессика Хэнлон Джессика Хэнлон — мать Майка Хэнлона; она пытается защитить своего сына от расистских наклонностей Дерри.
Уилл Хэнлон Уилл Хэнлон — отец Майка Хэнлона; он служит в армии в Дерри и помогает основать «Чёрное пятно».
Арлин Хэнском Арлин Хэнском — мать-одиночка, которая много работает, чтобы обеспечить своего сына Бена Хэнском, но перекармливает его.
Клод Эру Клод Эру — лесоруб; в 1905 году он убивает топором четырёх человек в баре в отместку за смерть своих друзей.
Патрик Хокстеттер Патрик Хокстеттер — друг Генри Бауэрса; он наслаждается пытками и убийствами животных, пока это не свело его в могилу.
Белч Хаггинс Белч Хаггинс — один из прихвостней Генри Бауэрса; летом 1958 года он издевается над Клубом Неудачников.
Мира Каспбрак Мира Каспбрак — жена Эдди Каспбрака в 1985 году; она поразительно похожа на его мать как внешне, так и по поведению.
Соня Каспбрак Соня Каспбрак — властная и чрезмерно заботливая мать Эдди Каспбрака; она лжёт Эдди о его здоровье, чтобы контролировать его и обеспечить его безопасность.
Мистер Кин Мистер Кин — аптекарь в Дерри; в 1929 году он помогает убить банду Эла Брэдли, а в 1958 году снабжает Эдди Каспбрака аспираторами.
Шерил Ламоника Шерил Ламоника — жертва «Оно» в 1958 году; в её смерти обвиняют одного из мужчин постарше, с которым она встречалась.
Марк Ламоника Марк Ламоника — брат Шерил Ламоники; находясь под контролем существа, он пытается убить Майка Хэнлона в больнице в 1985 году.
Рикки Ли Рики Ли — любимый бармен Бена Хэнскома в его местном баре в Небраске.
Лэл Макен В 1929 году Лэл Макен владеет магазином спортивных товаров в Дерри и организует нападение на банду Эла Брэдли.
Ричард Маклин Ричард Маклин — жестокий и кровожадный отчим Дорси и Эдди Коркоран; он осуждён за убийство Дорси и подозревается в убийстве Эдди.
Эл Марш Эл Марш — отец Беверли Марш, который становится всё более жестоким; он утверждает, что «очень» беспокоится о Беверли.
Эльфрида Марш Эльфрида Марш — мать Беверли Марш; она беспокоится об отношениях Беверли с отцом.
Кей Макколл Кей МакКолл — лучшая подруга Беверли Марш, когда Беверли живёт в Чикаго во взрослом возрасте; она помогает Беверли сбежать от Тома Рогана.
Адриан Меллон Адриан Меллон — молодой гей; в 1984 году группа подростков-гомофобов избивает его и бросает в канал Дерри, где он погибает.
Мистер Нелл Мистер Нелл — полицейский в Дерри в 1958 году, который заставляет Неудачников разобрать свою плотину в Пустошах, но не навлекает на них неприятности.
Другой Другой — это, по-видимому, безобидное существо, населяющее макровселенную; он говорит с Биллом во время второго ритуала Чуди и поздравляет Билла с победой над Оно.
Одра Филлипс Одра Филлипс — актриса и жена Билла Денбро в 1985 году; она впадает в кататонию, когда видит существо в его истинном обличье.
Шеф Радемахер В 1985 году шеф Радемахер возглавляет полицейское управление Дерри и придумывает запутанные, но в целом правдоподобные объяснения большому количеству пропавших и убитых детей в городе.
Бетти Рипсом Бетти Рипсом — девочка, которую Оно убивает в 1957 году; её отец рассказывает, что осенью 1958 года, после первой битвы Неудачников с Оно, он слышал её голос в кухонной раковине.
Том Роган Том Роган — жестокий муж и деловой партнёр Беверли Марш; в 1985 году он следует за Беверли в Дерри и умирает, увидев существо в его истинном обличье.
Герберт Росс Герберт Росс видит, как Генри Бауэрс и его друзья нападают на Беверли Марш, но вместо того, чтобы вмешаться, он уходит в свой дом.
Лось Сэдлер Муз Сэдлер — друг Генри Бауэрса; он был в банде Генри в тот день, когда они сломали руку Эдди Каспбраку.
Бугерс Талиендо Бугерс Талиендо — одноклассник из «Клуба Неудачников», который даёт мальчикам комично недостоверную информацию о сексе.
Эгберт Сарагуд Эгберт Сарагуд — один из лесопромышленников Дерри; он находится в баре «Серебряный доллар» в 1929 году, когда Клод Эру убивает там четырёх человек.
Тони Трекер Тони Трекер и его брат Фил владеют автопарком в Дерри. За магазином находится заброшенное бейсбольное поле.
Черепаха Считается, что Черепаха создала Вселенную, она является врагом Оно и помогает Неудачникам.
Крис Анвин Крис Анвин — один из трёх подростков, осуждённых в 1985 году за убийство Адриана Меллон.
Пэтти Урис Пэтти Юрис — жена Стэна Юриса в 1985 году; она находит его изуродованное тело, испугавшись, что у него мог случиться сердечный приступ.

Интересные факты

1. В «Оно» есть отсылки к популярной серии Кинга «Тёмная Башня».
Кинг включил тонкие отсылки к своей чрезвычайно популярной серии «Тёмная Башня», действие которой происходит в другом мире, в своё сверхъестественное описание Дерри, штат Мэн.

Зло в Дерри объясняется тем, что оно исходит «извне всего», что, как предположили многие фанаты, указывает на то, что оно могло зародиться во вселенной «Тёмной Башни» Кинга, в мире, «внешнем» по отношению к нашему. В «Оно» один из персонажей также размышляет о альтернативной вселенной, в которой «могут расти поющие розы» — прямая отсылка к поющим цветам, окружающим саму Тёмную Башню.

2. Во время съёмок телевизионной адаптации «Оно» одна сцена полностью разрушила декорации.
«Оно» был адаптирован как транслируемый по телевидению минисериал в 1990 году. Во время съемок сцены в библиотеке, в которой десятки предметов были отправлены в полет одновременно, декорации были повреждены без возможности ремонта, реквизит сломан и разбросан по полу. В дополнение к разрушению декораций, несколько актеров получили незначительные травмы. Как сообщается, сцена попала в окончательный монтаж только потому, что съемочная группа смогла снять все это за один дубль.

3. Страх перед клоунами — или коулрофобия — невероятно распространён.
Когда Кинг решил изобразить злодея из «Дерри» в виде устрашающего клоуна, он воспользовался очень распространённой фобией. Страх перед клоунами, известный как кулофобия, довольно распространён, а маниакальное поведение клоунов усиливает ощущение опасности и непредсказуемости.

Несмотря на то, что клоуны призваны развлекать, их боятся как взрослые, так и дети. Этот страх, возможно, восходит к отредактированной британским писателем Чарльзом Диккенсом биографии английского актёра и исполнителя XVIII века Джозефа Гримальди, которого часто называют первым современным клоуном. Гримальди был нищим алкоголиком, чья странная и беспокойная жизнь породила концепцию «тёмного клоуна».

Кулрофобия проявилась в 2016 году, когда по всей территории Соединённых Штатов начали появляться клоуны в костюмах. Полицию вызывали из-за случайных встреч с жуткими клоунами, угрожавшими прохожим.

4. После того как Кинг чуть не погиб в автокатастрофе, он купил машину, которая его сбила.
В 1999 году Кинг был сбит фургоном во время утренней прогулки по шоссе 5 в штате Мэн. Автор получил серьёзные травмы и долго восстанавливался. Чтобы психологически справиться с этим происшествием, Кинг купил фургон, сбивший его, когда повреждённое транспортное средство было выставлено на продажу. 

Кинг сказал об этом: «Да, мы купили фургон, и я собираюсь взять кувалду и разбить его!».

5. Бангор превратил «Тропу страха» Кинга в туристическую достопримечательность.

«Экскурсии по штату Мэн от SK» знакомят посетителей с достопримечательностями Бангора, вдохновившими Кинга на написание романов, а также с местами съёмок экранизаций.

Текст: Светлана Никонова, 103 👀