Скотный двор (Джордж Оруэлл) • роман
краткая информация
История создания
«Скотный двор» — это аллегорическая повесть британского писателя Джорджа Оруэлла (25 июня 1903 – 21 января 1950 гг.). Оруэлл написал эту повесть, чтобы предостеречь людей от последствий и опасностей тоталитарного правительства.
«Скотный двор» — это целенаправленная сатира на русскую революцию и коммунистический Советский Союз. Огромное количество персонажей-животных в «Скотном дворе» напрямую связаны с фигурами или учреждениями Советского Союза.
Книга была опубликована в конце Второй мировой войны. Изначально эта аллегорическая повесть называлась «Скотный двор: Сказка». Но когда она была опубликована в Соединённых Штатах, подзаголовок «Сказка» был убран.
Об идее книги Оруэлл писал, что «Я видел, как маленький мальчик, лет десяти, погонял огромного ломового коня по узкой тропинке, хлеща его кнутом всякий раз, когда тот пытался повернуть. Меня поразило, что если бы только такие животные осознали свою силу, мы бы не имели над ними власти и что люди эксплуатируют животных почти так же, как богачи эксплуатируют пролетариат.»
Произведение Оруэлла вызвало волну нападок на капиталистов и коммунистический режим, иными словами, на тоталитарные государства и пропагандистский подход к государственному управлению.
Современные читатели могут провести параллели между персонажами романа и событиями, происходящими практически в любом тоталитарном государстве.
Вскоре после публикации в 1945 году роман был включён в список «Книга месяца», а к 1950-м годам его продажи превысили миллион экземпляров. В 1996 году повесть Оруэлла получила ретроспективную премию «Хьюго». «Скотный двор» входит в список 100 лучших англоязычных романов с 1923 по 2005 год по версии журнала Time.
На рубеже XXI века обманчиво простая «Скотный двор» по-прежнему вызывает споры и дискуссии.
О названии
«Скотный двор» получил своё название от места действия книги — фермы «Барский Двор», которую восставшие животные переименовывают в «Скотный двор», когда захватывают власть.
Жанр произведения
Роман. Аллегория, Сатира
Символы
Имена
Многие названия животных очень символичны и намекают на их характеры или роли. Исторический Наполеон был всемогущим императором Франции. Майор, как в «Старом майоре», — это высокое воинское звание, которое носит армейский офицер. Джонс — одно из самых распространённых имён в английском языке, показывающее, что фермер олицетворяет практически любого человека. Снежок, ассоциирующийся с зимними забавами, имеет оттенок безобидности и хрупкости. Боксёр — сильный боец. «Визгун» вызывает негативные ассоциации со стукачами, которые доносят на людей; это также тот, кто издаёт ужасные звуки, когда ему больно. Наконец, Моисей — библейский пророк, который получил от Бога десять заповедей.
Молоко и яблоки
Ветряная мельница
Когда Снежок представляет план строительства ветряной мельницы, это символизирует надежду на улучшение условий жизни для всех животных, которые будут пользоваться электричеством, вырабатываемым ветряной мельницей. Со временем, когда мельница разрушается и восстанавливается, она начинает символизировать постоянный тяжёлый труд, который животные выполняют практически без пользы. Её разрушение — это потеря их надежды.
Череп Старого Майора
После того, как Наполеон получает полный контроль над фермой, он выкапывает череп Старого Майора и выставляет его на всеобщее обозрение, чтобы животные каждую неделю отдавали ему честь. Это попытка признать как прошлое, так и корни анимализма, придав режиму свиней аутентичность. Когда идеалы восстания перестают служить целям свиней, череп перезахоранивают, а ритуал поклонения ему объявляют странным, что символизирует отказ свиней от основных принципов и истории.
Винтовка Джонса
Винтовка, оставшаяся после того, как мистер Джонс и его люди отступили после битвы при Коровнике, является символом победы животных над своими хозяевами-людьми и используется для празднования годовщин их величайших побед: восстания и битв при Коровнике и Ветряной мельнице.
Основная идея
Основная идея повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор» заключается в том, что отстранение власти от народа в обществе приводит к тому, что она перестаёт служить людям, а начинает ими управлять. При этом она продолжает использовать ложь и громкие лозунги для прикрытия своих действий.
Художественное своеобразие
Аллегория: «Скотный двор» — это аллегория, показывающая, как животные устраивают революцию, чтобы создать утопию, о которой мечтал их старый учитель, Старый Майор, но затем оказывается, что это так же бесполезно, как и усилия людей. Таким образом, в книге показано устройство государства и его функционирование, а также то, как элита наслаждается за счёт низших классов.
Антагонист: хотя кажется, что Снежок является антагонистом для животных на ферме, на самом деле антагонистами являются Наполеон и Визгун, потому что Снежок убегает, спасая свою жизнь, в то время как они продолжают управлять животными и разрушают саму структуру фермы, которую животные мечтали создать.
Аллюзия: В романе «Скотный двор» есть несколько примеров аллюзий. Например, Старый Майор — это отсылка к Карлу Марксу, а Снежок — это отсылка к Льву Троцкому, интеллектуалу, которого выгнали с фермы. Наполеон — это отсылка к Иосифу Сталину, а Визгун — к Йозефу Геббельсу, министру пропаганды Гитлера.
Анафора:
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда.
Ни одно животное не должно носить одежду.
Ни одно животное не должно спать в постели.
Ни одно животное не должно пить алкоголь.
Ни одно животное не должно убивать другое животное. (Глава II)
Фраза «Ни одно животное» повторяется в начале этих заповедей, демонстрируя удачное использование анафоры.
Конфликт: в романе «Скотный двор» есть два типа конфликтов. Первый — это внешний конфликт, который происходит между животными и мистером Джонсом. Внутренний конфликт происходит в умах разных животных из-за изменения поведения свиней в отношении еды и питья.
Басня: «Скотный двор» — это басня, в которой животные ведут себя как люди. Старый Майор, Наполеон, Боксёр, Бенджамин и другие свиньи обсуждают революцию и участвуют в ней как люди.
Предзнаменование: первый пример предзнаменования в «Скотном дворе» — появление мистера Джонса в самой первой главе, где показано, что он «был слишком пьян, чтобы вспомнить закрыть вентиляционные отверстия», что предвещает грядущие зловещие события. Вскоре после этого старый майор обращается к животным, чтобы они приготовились к революции.
Гипербола или преувеличение возникает, когда Визгун говорит о чём-то и приписывает это Снежку. Старый Майор тоже прибегает к гиперболе, утверждая, что всё плохое происходит из-за человека и что человек всегда враг животных.
Образы: используются для того, чтобы читатели воспринимали информацию с помощью пяти органов чувств.
«В одном конце большого сарая, на своего рода возвышении, Майор уже устроился на соломенной подстилке под фонарём, свисавшим с балки. Ему было двенадцать лет, и в последнее время он довольно сильно поправился, но всё ещё оставался величественной свиньёй с мудрым и доброжелательным видом, несмотря на то, что его клыки никогда не подрезали». (Глава I)
«Раздавались крики, стук по столу, подозрительные взгляды, яростные отрицания. Причиной ссоры, по-видимому, стало то, что Наполеон и мистер Пилкингтон одновременно сыграли по пиковому тузу». (Глава X)
Оба этих отрывка демонстрируют эффективное использование слуха, осязания и зрения.
Метафора: «Скотный двор» демонстрирует хорошее использование различных метафор, например, весь роман является метафорой русской, а в данном случае и кубинской революции.
Имена также метафорически отсылают к разным персонажам. Пистолет, флаг, молоко, коровник и даже скотный двор — всё это метафоры.
Настроение: в начале романа «Скотный двор» царит серьёзное настроение, но оно внезапно меняется, когда происходит революция, и становится весёлым и светлым, когда животные побеждают. Однако оно становится мрачно-комичным, когда свиньи превращаются в старых хозяев.
Мотив: наиболее важными мотивами романа «Скотный двор» являются песни и гимны, поддерживающие идею революции, а также последующие ритуалы, такие как шествие с флагом и парады.
Рассказчик: Роман «Скотный двор» написан от лица рассказчика в третьем лице. Его также называют всеведущим рассказчиком, который оказывается самим автором, поскольку он может видеть происходящее со всех точек зрения.
Парадокс: «Скотный двор» показывает, как парадокс используется в забавной манере. Утверждение «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие» — это парадокс, в котором нелогичные понятия связаны между собой.
Риторические вопросы: В повести в нескольких местах хорошо используются риторические вопросы.
Например,
«Итак, товарищи, какова же природа нашей жизни?» (Глава I)
«Но является ли это просто частью естественного порядка вещей? Неужели наша земля настолько бедна, что не может обеспечить достойную жизнь тем, кто на ней живёт?» (Глава I)
«Почему нас должно волновать, что будет после нашей смерти?» или «Если это Восстание всё равно произойдёт, какая разница, будем мы работать на него или нет?» (Глава I)
В этих примерах показано использование риторических вопросов, которые в основном задаёт Старый Майор на Скотном дворе. Они не предназначены для того, чтобы получить ответы от животных. Скорее, они должны заставить их осознать существующие реалии.
Сравнение: в романе «Скотный двор» хорошо используются различные сравнения. Например,
«Было решено установить ружьё у подножия флагштока, как артиллерийское орудие» (глава IV)
«Земля была твёрдой, как железо, и ничего нельзя было делать на полях». (Глава V)
«Весь тот год животные работали как рабы». (Глава VI)
В первом сравнении ружьё сравнивается с артиллерийским орудием, во втором примере земля сравнивается с раскалённым железом, а в третьем примере животные сравниваются с рабами.
Символ: Ферма «Скотный двор», амбар, ветряная мельница и ружьё — это символы различных приспособлений, которые животные ценят, чтобы показать, что они совершили революцию и что простой народ всегда угнетён при любом режиме.
Вербальная ирония: в романе вербальная ирония проявляется в некоторых заповедях, таких как «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Это ирония, которую равенство демонстрирует в сочетании со словом «более».
Темы
Коррупция
Свиньи, которые после восстания берут на себя руководство Скотным Двором, отходят от идеалов анимализма, преследуя собственные интересы. Неравенство начинается с мелочей — ведро молока здесь, 20 кг яблок там. Со временем свиньи становятся всё богаче и могущественнее и меняют правила анимализма в соответствии со своими желаниями и для сохранения контроля над фермой, в конечном итоге превращая её в тоталитарное общество.
Эксплуатация
Понимая, что грамотность даёт власть, свиньи заботятся о том, чтобы ни одно из животных, кроме их собственного потомства, не научилось читать. По мере того, как свиньи пользуются своим положением, используя своё превосходное образование, а затем и физическую угрозу со стороны собак, другие животные, перегруженные работой и необразованные, вынуждены работать усерднее, получая всё меньше и меньше преимуществ. Их усилия приносят свиньям больше пользы, чем самим работникам.
Обман
Чтобы сохранить свою власть над другими животными, Наполеон и другие свиньи придумывают изощрённую ложь, чтобы прикрыть свои действия. Визгун использует пропаганду, чтобы убедить животных, что у них всё хорошо, хотя на самом деле их жизнь становится всё хуже с каждым месяцем и годом. Свиньи тайно изменяют Семь заповедей и другие решения, принятые во время восстания, убеждая животных, что их воспоминания ошибочны. Использование Снежка в качестве козла отпущения за всё, что идёт не так, скрывает тот факт, что на самом деле виноваты другие.
Идеализм
Животные принимают идеалы анимализма и равенство, которые обещает им эта политическая философия. Они верят в благие намерения друг друга, даже когда практика анимализма отходит от благородной концепции свободных, равных животных, работающих вместе и делящихся плодами своего труда.
На протяжении всей истории животные напоминают себе о убеждениях, которые руководили их революцией, исполняя песню «Звери Англии», которая описывает их идеальный мир.
Апатия
На ферме существуют два вида апатии; оба позволяют свиньям обрести абсолютную власть. Апатия, которую демонстрируют такие персонажи, как осёл Бенджамин, проистекает из неспособности видеть и понимать происходящее из-за убеждения, что любые действия не приведут к переменам и, следовательно, бесполезны. Большинство животных становятся жертвами второго вида апатии, порождённой беспрекословным доверием к лидерству свиней, что приводит к отсутствию критического мышления, из-за чего они становятся уязвимыми для манипуляций и обмана.
Персонажи
Характер | Описание |
---|---|
Наполеон | Наполеон — свинья-диктатор из «Скотного двора», которая эксплуатирует других животных, чтобы сохранить свою власть. |
Снежок | Снежок — один из первых свиней-вожаков на Скотном дворе, чьи конфликты с Наполеоном приводят к его бесчестию и изгнанию. |
Мистер Джонс | Мистер Джонс — пьяный, нерадивый владелец фермы Мэнор, которого свергли его животные. |
Визгун | Визгун — вторая по старшинству свинья Наполеона, которая придумывает истории и пропаганду, чтобы держать животных в узде. |
Боец | Боец— трудолюбивый конь, чья преданность Скотному двору вызывает уважение у всех животных. |
Старый Майор | Старый Майор — это кабан, чьё видение мира, в котором животные будут свободны, вдохновляет на восстание. |
Бенджамин | Бенджамин — циничный осёл, который, по крайней мере, так же умён, как свиньи, но отказывается участвовать в восстании, даже когда видит, что всё идёт не так, как надо. |
Джесси | Джесси и Колокольчик — это собаки мистера Джонса, которые рожают щенков, вырастающих в охранников Наполеона. |
Клевер | Клевер — рабочая лошадь, которая является компаньоном Бойца и так же преданна делу анимализма, как и он сам. |
Собаки | Собаки — это животные, наиболее тесно связанные со свиньями, которые служат свиньям в качестве охранников и надзирателей. |
Куры | Куры — производители яиц на ферме, которые в какой-то момент пытаются взбунтоваться, что приводит к катастрофическим последствиям. |
Колокольчик | Джесси и Колокольчик — это собаки мистера Джонса, которые рожают щенков, вырастающих в охранников Наполеона. |
Молли | Молли — кобыла мистера Джонса, которая ценит свою внешность и расположение людей больше, чем принципы фермы. |
Моисей | Моисей — дрессированный ворон, который рассказывает животным истории о райском загробном мире под названием Сахарная гора. |
Мистер Фредерик | Фредерик — владелец соседней фермы, который становится врагом Наполеона, когда тот обманывает свиней и нападает на ферму. |
Мистер Пилкингтон | Пилкингтон — владелец соседней фермы, который в итоге становится союзником Наполеона. |
Мистер Уимпер | Мистер Уимпер — юрист, которого свиньи наняли для ведения деловых операций с другими людьми. |
Мюриель | Мюриель — коза, которая, помимо Бенджамина и свиней, является единственным грамотным животным на ферме. |
Овцы | Овцы — полезные распространители пропаганды, на которых можно положиться, чтобы они своим блеянием остановили дебаты или потенциальные протесты. |
Интересные факты
1. Злобный 10-летний мальчик вдохновил на создание «Скотного двора».
Когда Джордж Оруэлл жил в маленькой сельской деревушке, он увидел, как 10-летний мальчик хлестал кнутом большую лошадь, запряжённую в повозку, пытаясь заставить её идти по узкой тропинке. Он утверждал, что понял, что «люди эксплуатируют животных почти так же, как богачи эксплуатируют пролетариат». Так родилась идея рассказа о недостатках советского государства с использованием образов животных.
2. Гражданская война в Испании повлияла на события в «Скотном дворе».
Джордж Оруэлл сражался против фашистов в Гражданской войне в Испании 1930-х годов. Он был ранен в ходе конфликта, а после выздоровления был изгнан из страны сталинистами, которым он казался недостаточно левым. Этот опыт убедил Оруэлла в том, что Советский Союз был не грядущей утопией, а скорее мрачной и разрушительной угрозой. Он написал «Скотный двор», потому что чувствовал, что «разрушение советского мифа необходимо, если мы хотим возродить социалистическое движение».
3. Многие издательства отказались публиковать «Скотный двор» по политическим причинам.
Оруэлл начал пытаться опубликовать в 1943 году, когда Советский Союз был союзником Соединённых Штатов и Соединённого Королевства во Второй мировой войне. Аллегорическая критика Советского Союза в книге была политически непопулярна в то время, и пять авторитетных издательств отказались от романа, в частности, из-за того, что свиньи в нём олицетворяют коммунистов. Небольшая издательская компания под руководством Фредерика Варбурга наконец-то взялась за роман, а также за следующий роман Оруэлла, ставший бестселлером, — «1984».
4. У Оруэлла действительно была ручная коза по имени Мюриэль.
У писателя и его первой жены было несколько домашних животных в их поместье в Уоллингтоне, Англия, — в частности, коза по имени Мюриэль. На фотографиях Оруэлла, сделанных примерно в 1936 году, видно, как писатель кормит свою любимицу-козу возле их дома. Четвероногий друг писателя, очевидно, произвёл сильное впечатление и снова ожил в книге Оруэлла 1945 года в образе мудрой старой козы в «Скотном дворе».
5. Группа Pink Floyd использовала «Скотный двор» в качестве источника вдохновения для одного из своих альбомов.
Оруэлл вдохновил тысячи творческих умов, в том числе участников английской рок-группы Pink Floyd. Альбом Animals группы Pink Floyd 1977 года — это язвительный комментарий к капиталистическим идеалам конца XX века. Это не совсем то, под что можно танцевать, — на самом деле один музыкальный критик назвал его «самым мрачным студийным альбомом группы».
6. Поэт Т. С. Элиот отверг взгляды Оруэлла в «Скотном дворе».
Должно быть, больно, когда один из величайших поэтов XX века отвергает твою работу, но это не остановило Оруэлла. В 1944 году Оруэлл отправил «Скотный двор» в лондонское издательство «Фабер и Фабер», директором которого был поэт Т. С. Элиот. Однако Элиот довольно легко разочаровал Оруэлла — он сказал, что «Скотный двор» был «выдающимся произведением», но отверг его на том основании, что «критиковать политическую ситуацию в настоящее время неразумно».
7. Первым словом Оруэлла в детстве было «чудовищно».
Похоже, что Оруэлл обладал талантом к драматизации ещё в детстве. По словам биографов, 18-месячный Оруэлл, который лежал в постели с бронхитом, перевернулся на другой бок и произнёс своё первое слово: «Чудовищно!» Мать Оруэлла отметила в своей записи в дневнике 1905 года, что малыш Эрик любил называть всё «чудовищным», и это прилагательное часто встречалось в его произведениях, но, по иронии судьбы, не в «Скотном дворе».