Автор: Анненский И.Ф. | Дата публикации: 1910 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой | Темы: жизнь и смерть, одиночество, смысл жизни, человек и природа |

«Снег»

стихотворение и анализ

Полюбил бы я зиму,

Да обуза тяжка…

От нее даже дыму

Не уйти в облака.

Эта резанность линий,

Этот грузный полет,

Этот нищенский синий

И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег –

То сверкающе белый,

То сиреневый снег…

И особенно талый,

Когда, выси открыв,

Он ложится усталый

На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане

Непорочные сны –

На томительной грани

Всесожженья весны.

Краткое содержание

Среди поэтов, которые посвящали свои произведения красоте русской природы, встречались любители определенного времени года, которое было для них наиболее вдохновляющим. У Пушкина это была осень, у Есенина – осень и лето, а у Иннокентия Федоровича Анненского – зима. В 1909 году он написал замечательное стихотворение «Снег», но, несмотря на тему о любимой зимней поре, оно насквозь пронизано печалью. По-видимому, автор уже предчувствовал свою скорую кончину, поэтому и производит оно такое грустное впечатление.

В. Поленов. Первый снег. 1891

Поэт считал зиму своего рода перерождением, после которого можно проснуться заново. Но не всем это удается, приходит к выводу Анненский. Он пишет, что природа уже не кажется ему такой прекрасной и он, устав от жизни, перестает замечать ее красоту. Даже ледяные глыбы, напоминающие сверкающие драгоценные камни, представляются ему в перспективе растаявшими лужами, от которых в городе станет грязно и слякотно. В его душе происходит борьба двух разных людей. Один из них видит только прекрасное, другой – некрасивую изнанку жизни.

Этим стихотворением Анненский словно совершает уход от самого себя, но понимает, что эта попытка напрасна. Он уже давно понял, что пробуждение для него не наступит ввиду скорой кончины. Несмотря на пессимизм первой части: «Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка…», во второй части стихотворения идет красивое описание зимней природы: «Но люблю ослабелый от заоблачных нег – то сверкающе белый, то сиреневый снег…» Это говорит о том, что в последнюю зиму своей жизни поэт не хотел покидать ее в мрачном, упадническом настроении. Произведение увидело свет уже после смерти Анненского, в 1910 году и было заслуженно оценено его многочисленными поклонниками.

Анализ

История создания

Анненский почти никогда не ставил дату под текстом своих произведений, но это стихотворение можно смело отнести к периоду декабря 1909 года. Оно стало последним «зимним» произведением поэта и резко отличается от его предыдущих работ на эту тему. Связано это, прежде всего, с тяжелой болезнью, исход которой он предвидел и не мог предотвратить.

Автором было создано пять вариантов этого стихотворения. Анненский долго выбирал, который из них лучше. Определившись, он положил его в отдельную папку, которую впоследствии нашел его сын, Валентин Кривич. Этот вариант, анализ которого представлен в данной статье, и вошел в сборник стихотворений Анненского «Кипарисовый ларец», изданный в 1910 году.

Персонажи и образы

Центральное место в стихотворении принадлежит лирическому герою. Его словами автор передает свое отношение к зиме. В данном случае, она для него всего лишь тяжелая обуза, от которой нигде невозможно скрыться. Даже лед он называет «нищенски синим». Единственное, что нравится герою – это «ослабелый снег», тот, который покрывает землю тончайшим покрывалом и сразу же тает. Герой любит разные виды такого снега: «то сверкающий белый, то сиреневый». Почему же он отдает предпочтение «усталому» снегу? Потому что это говорит о том, что зима сдает свои позиции и находится «на сомнительной грани всесожженья весны».

Каждый из цветов, которые автор использует при описании снега, несет в себе определенную символику. Синий означает покой и печаль. Чем больше глубина цвета, тем сильнее проявляются эти состояния. Сиреневым цветом поэт обозначает некое переходное состояние между земным и духовным. Этот цвет символизирует и мечты, и весну, и спасение, и нежность. Белый цвет у Анненского – это символ памяти и забвения, страдания и смерти. Все эти состояния автор описывает спокойно и принимает их со смирением.

Сам образ зимы в данном стихотворении представляется поэтом в виде заката жизни, в отличие от весны, символизирующей ее начало и возрождение. Но встретить весну герою уже не суждено, и он осознает это, находясь на грани жизни и неизбежного конца.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти четверостиший (катренов) и композиционно делится на две смысловые части.

Первая часть состоит из двух первых четверостиший, в которых описываются негативные стороны зимы. Здесь можно наблюдать параллель между зимой и возрастом человека. Фраза «от нее даже дыму не уйти в облака…» означает, что старость неизбежна, как и все те изменения и болезни, которые ей сопутствуют.

Следующие три четверостишия – это вторая часть произведения. Автор пытается отыскать что-нибудь положительное в сложившихся обстоятельствах, также это можно назвать воспоминаниями о промелькнувшей жизни. Особое внимание придается описанию снега, который означает состояние героя в определенные моменты жизни.

Из второй части можно вычленить третье четверостишие, которое очень отличается от нее по настроению. В нем звучит смирение с тем, что весна уже не наступит, а также присутствует предчувствие приближающейся смерти. В целом стихотворение является своеобразным прощанием со всем, что дорого поэту – с жизнью, близкими людьми, творчеством.

Жанр

И.Ф. Анненский известен, прежде всего, как представитель символизма Серебряного века. Но это направление в его творчестве приобретало свои собственные черты. Его символизм был основан на романтизме, поэтому его произведения можно отнести к психологическому символизму.

По роду литературы стихотворение «Снег» – это пейзажная лирика, по жанру – элегия, что подтверждается задумчивым, грустным настроением автора.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворение написано двухстопным анапестом с перекрестной (АВАВ) рифмой и чередованием женских и мужских слогов.

Чувственность и эмоциональность переданы при помощи многочисленных средств художественной выразительности. К фонетическим приемам можно отнести аллитерацию в первом катрене, которая усиливает чувство тяжести и обузы и ассонанс – в третьем, способствующий лучшему восприятию описания природы.

Эпитеты в тексте очень выразительные и красочные: «скользящий обрыв», «заплаканный лед», «непорочные сны», «нищенски синий», «грузный полет», «томительная грань». Не менее живописны и метафоры: «резанность линий», «обуза тяжка», «ослабелый снег», «всесожженье весны», «дыму не йти в облака».

Автором использовано меткое сравнение: «точно стада в тумане» и олицетворение «ложится усталый (снег)», в тексте присутствует неологизм «всесожженье» и анафора: «Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенки синий…»; «То сверкающий белый, То сиреневый снег…»

Проблематика и основная идея произведения

Тему тоски можно назвать определяющей в произведениях Анненского. У него она представлена однообразием жизни и воспоминаниями о прошлом. Несмотря на то, что тема не относится к разряду жизнерадостных, у него она пронизана отчаянным желанием жить. Это жизнелюбие позволяет иначе, чем обычно, интерпретировать его произведения.

Смысл стихотворения «Снег» состоит в сопоставлении человеческой жизни с жизнью природы. Анненский пропускает через себя все происходящие в ней изменения с целью лучше разобраться в себе. В ходе повествования прослеживается изменение мыслей и настроения лирического героя, в конце подводится итог его размышлениям. Все это происходит плавно и последовательно, словно вытекает одно из другого, как это бывает в самой природе. Стихотворение оставляет после себя своеобразное тоскливо-светлое послевкусие, что также говорит о необычности этого произведения.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *