Снова в Петербурге • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Агнивцев Н.Я. | Дата публикации: 1928 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: Петербург, лирический герой Темы: культурное наследие, мечта, свобода

Прощайте, немцы, греки, турки,

И здравствуй, русская земля!

В своем я снова Петербурге,

Я снова русский! Снова – «я»!

Еще вчера я был не русским!

И, запахнувшись в черный дым,

Гранитный воздух Петербургский

Еще вчера был не моим!

Сегодня ж, странный и бессонный,

Брожу по Невской мостовой

И с Александровской Колонной

Взлетевшей чокаюсь мечтой!

И в небо Питера, бледнея,

Уходит беженский угар…

И вновь я рифмою своею –

Целую Невский тротуар!..

История создания

Неизвестный автор. Невский проспект. 1850

Стихотворение «Снова в Петербурге» было написано Николаем Агнивцевым в 1928 году и стало поэтическим посвящением поэта этому прекрасному городу.

Тема

Мучительное чувство тоски в эмиграции, вспыхнувшее у поэта после долгой разлуки с Северной столицей, стало темой этого стихотворения.

Персонажи и образы

Центральный персонаж произведения – Петербург. Вторым планом выступает лирический герой, словами которого выражаются его чувства от долгожданной встречи с городом.

Композиция

Композиция линейная. В начале автор сообщает, что он снова русский и здоровается с русской землей, навсегда оставив эмиграцию. Второе четверостишие посвящено воспоминаниям о времени, проведенном вдали от родины. Затем следует описание Невского проспекта, и в завершении звучит апофеоз любви к Питеру. Он выражается в том, что поэт готов целовать тротуар Невского проспекта. В этих строках заключена кульминация произведения.

Жанр

Литературное направление – реализм. По жанру это лирическое стихотворение. На это указывает повествование от первого лица, в котором выражены эмоции самого автора.

Стихотворный размер

При написании текста использован четырехстопный ямб с перекрестной рифмой (АВАВ). Женские рифмы чередуются с мужскими.

Средства художественной выразительности

Эпитеты: «гранитный воздух», «странны» и «бессонный», «беженский угар»; метафоры: «запахнувшись в черный дым», «взлетевшей чокаюсь мечтой», «рифмою своею целую Невский тротуар»; олицетворения: «уходит беженский угар», «и небо Питера бледнея»; анафора: «Я снова русский! Снова – «я».

Текст: Ирина Зарицкая, 980 👀