Собака Баскервилей (Артур Конан Дойл) • повесть
краткая информация
История создания
«Собака Баскервилей» — это одна из самых известных детективных повестей о Шерлоке Холмсе, написанная английским писателем Артуром Конаном Дойлом (22 мая 1859 – 7 июля 1930 гг.) в 1901 году.
Силы сверхъестественного, противостоящие холодной дедуктивной логике величайшего в мире детектива, вызывают сильные эмоции даже у современных читателей.
Повесть была опубликована серийно в журнале Strand Magazine (1901-02) и в виде книги в 1902 году. Это был первый рассказ о Шерлоке Холмсе после шокирующей “смерти” детектива в рассказе “Последнее дело Холмса” (1893), но действие происходило до его кончины. Популярность «Собаки Баскервилей» помогла Холмсу появиться в более поздних произведениях.
«Собака Баскервилей» была вдохновлена реальным случаем, ставшим легендой. Как и многие великие писатели, Дойл несколько исказил исходные факты для драматического эффекта и смог предаться своему увлечению миром духов, создав мрачную тайну с захватывающей развязкой.
Источник вдохновения
Рассказ друга Дойла
В кратком предисловии к «Собаке Баскервилей» Конан Дойл написал: «Мой дорогой Робинсон, именно вашему рассказу о легенде из Западной Англии эта история обязана своим появлением. За это и за всю вашу помощь в деталях — огромное спасибо».
Бертрам Флетчер Робинсон был писателем и другом Дойла. Вскоре после возвращения с Англо-бурской войны Робинсон пригласил Дойла в гости в Ипплтон в Девоншире. Предположительно, Робинсон работал над рассказом о болотах, основанным на легенде XVII века о гончей-демоне. Дойл, убивший Шерлока Холмса в «Последнем деле Холмса», столкнулся с общественным давлением, требовавшим от него новых рассказов о Холмсе, причём быстро.
Есть предположение, что Дойл, возможно, пытался адаптировать рассказ Робинсона в историю о Шерлоке Холмсе, и это объясняет, почему великий сыщик так мало появляется в рассказе. В конце 1950-х годов сын Дойла ответил на такие обвинения, заявив: «Флетчер Робинсон не написал ни слова из этого рассказа. Он отказался от предложения моего отца о сотрудничестве и ушёл на раннем этапе проекта».
Старинная легенда о случае на болотах
Все источники сходятся во мнении, что Дойл действительно ездил с Робинсоном в карете по болотам, чтобы проникнуться атмосферой этого места, пока Робинсон рассказывал историю сэра Ричарда Кейбелла, владельца поместья Брук. Лорд Кейбелл был человеком с дурной репутацией. Он был очень ревнивым и однажды ночью злобно обвинил свою жену в измене. Леди Кэбелл отрицала это. В ярости Кэбелл безжалостно избил её. Каким-то образом ей удалось вырваться от него, и она убежала из дома, надеясь скрыться на окрестных болотах. Болота были холодным, пустынным местом. Лорд Кэбелл догнал её и в ярости убил одним из своих охотничьих ножей.
Внезапно появилась огромная гончая. Это была верная собака леди Кэбелл, которая последовала за парой на болота. Увидев, что её хозяйку убили, гончая яростно набросилась на Кэбелла и после ожесточённой схватки убила злодея. Однако сама гончая была смертельно ранена ножом лорда Кэбелла, и утром жители деревни нашли бедное животное мёртвым рядом с его убитой хозяйкой.
Согласно местной легенде, призрак собаки леди Кэбелл до сих пор бродит по болотам в полнолуние, скорбно воя по своей умершей хозяйке. Другая легенда гласит, что в ночь смерти лорда Кэбелла чёрные псы, дышащие огнём и дымом, промчались по близлежащему Дартмурскому болоту и завыли вокруг его особняка.
Причина создания повести «Собака Баскервилей»
Обычно считается, что события этой истории происходят со вторника 25 сентября по субботу 20 октября 1888 года в жизни Шерлока Холмса.
Когда Конан Дойл якобы убил Холмса в «Последнем деле Холмса» в 1893 году, одни люди открыто плакали, а другие ходили на работу в траурных повязках. Читатели умоляли Дойла, редакторы уговаривали его, издатели пытались подкупить его, а некоторые даже угрожали ему, но Дойл отказался возвращать знаменитого детектива, которого он возненавидел, потому что эти рассказы затмевали всё остальное, что, по мнению Дойла, было ценным.
Когда писатель, наконец, смягчился через восемь лет и выпустил «Собаку Баскервилей», он позаботился о том, чтобы события этого приключения происходили до смерти Холмса на Рейхенбахском водопаде. Он хотел, чтобы это было не воскрешение его героя, а просто ранее неопубликованное приключение.
Бешенный успех
Тираж журнала «Стрэнд», в котором публиковалась эта история по частям, вырос на 30 000 экземпляров в каждом выпуске, начиная с первой части, опубликованной в августе 1901 года. Журнал не успевал печатать достаточное количество экземпляров, чтобы удовлетворить спрос. Люди выстраивались в длинные очереди, чтобы купить экземпляры прямо с печатного станка. (В этих выпусках также публиковалась по частям повесть Герберта Уэллса «Первые люди на Луне», но было очевидно, что именно история о Холмсе привлекала дополнительных читателей.)
Когда в 1902 году «Собака Баскервилей» была издана в виде книги, она вышла одновременно в Англии и Америке, и поклонники Холмса снова стали требовать от Дойла новых приключений. В конце концов Дойл сдался и в 1903 году выпустил первый рассказ из серии из тринадцати, которые составили «Возвращение Шерлока Холмса».
О названии
«Собака Баскервилей» отсылает к тайне, окружающей легенду о дьявольской собаке сверхъестественного происхождения, которая преследовала семью Баскервилей.
Жанр произведения
Роман. Тайна.
Символы
Гончая
Гончая — типичный готический символ неконтролируемого сверхъестественного. Впервые она появляется в легенде о Баскервилях как призрачное чудовище, посланное из ада, чтобы наказать сэра Хьюго за его распутство. Сэр Хьюго, который считал себя не только хозяином Баскервиль-холла, но и законным правителем жителей графства Девоншир, погибает ужасной смертью, когда чудовище разрывает его на части. Существо из легенды невозможно подчинить или контролировать; оно потустороннее, сверхъестественное и опасное. Люди не могут сравниться с ним по размерам, мощи и крепости.
Суеверная вера живёт в сэре Чарльзе, который, по-видимому, умер от страха, увидев гончую, которую было слышно на всём болоте в ночь его смерти. Стэплтон, хотя и не верит в легенду, использует её, воссоздавая её. Он обучает помесь бладхаунда и мастифа распознавать запах сэра Генри и использует фосфор, чтобы сделать его похожим на призрачное видение из легенды. Действительно, Баскервилей преследует гончая: это Стэплтон, мерзкий и неуправляемый родственник, готовый выслеживать и убивать других членов семьи, чтобы первым получить семейное состояние. Необузданная жадность Стэплтона пробудила в нём кровожадного зверя.
Когда Шерлок Холмс и Ватсон заманивают собаку в ловушку и убивают её, Стэплтон может спастись от них только на болотах, где, как и его предок, он находит смерть и, следовательно, правосудие. И призрачный адский пёс из легенды, и кровожадная собака Стэплтона олицетворяют всё опасное, неукротимое и ужасающее. Его мерзкие, звериные инстинкты, если их не контролировать и не сдерживать человеческим разумом, ведут к неминуемой гибели.
Болото
Болото, по определению, — это невозделанная земля, часть дикой природы. Болото, как и гончая, символизирует необузданную эмоциональную сторону человеческой натуры. Впервые оно появляется, когда Уотсон, сэр Генри и доктор Мортимер едут из Лондона в графство Девоншир. Оно маячит тёмным и зловещим на горизонте, контрастируя со спокойным и прекрасным пейзажем, по которому они едут. Типичный готический символ, болото кажется меланхоличным и мрачным, непроходимым и коварным. Болото присутствует повсюду и уносит множество жертв.
Согласно легенде о Баскервилях, сэр Хьюго и девушка погибают ужасной смертью на болоте, преследуемые легендарной гончей. Стэплтон переосмысливает эту легенду. Он умирает на болоте, которое символизирует эмоции, как и его предок, олицетворяющий распутство. Это говорит о том, что, поддавшись жадности, он стал мерзким, похожим на животное преступником и сам определил свою судьбу.
Баскервиль — холл
Поместье — ещё один типичный элемент готики. С одной стороны, оно олицетворяет древние предания, а с другой — меняющиеся социальные структуры. Когда Уотсон и сэр Генри впервые приезжают в Баскервиль-холл, он излучает атмосферу меланхолии, мрака и обречённости, столь типичную для готических рассказов. Очевидно, что это странное и зловещее место, где будут происходить загадочные события.
В Баскервиль-Холле также заметны следы износа и запустения. Это отражает образ жизни британской сельской местности и говорит об упадке сельской знати в то время.
Доктор Мортимер подчёркивает, что Девонширу нужен ещё один благотворитель Баскервиль, чтобы инвестировать в него, и сэр Генри вполне готов позаботиться о том, чтобы поместье и состояние оставались вместе, чтобы можно было инвестировать. Однако на горизонте маячит новая социальная структура. Бэрримор и его жена, потомки многолетних слуг Баскервиль-Холла, планируют уйти, чтобы стать предпринимателями. На исходе XIX века растущий средний класс начал бросать вызов многовековому господству аристократии.
Основная идея
Основная идея повести «Собака Баскервилей» Артура Конан Дойла — это исследование темы мистики и разума, а также того, как логика и наука могут противостоять сверхъестественным явлениям.
Темы
Сочетая элементы детективной литературы с элементами готических рассказов, Дойл объединяет концепцию эмпиризма с её противоположностью — концепцией сверхъестественного. Напряжённость между этими двумя идеями пронизывает весь роман, и его основные темы иллюстрируют это напряжение.
Эмпиризм
Шерлок Холмс — воплощение эмпиризма, теории, согласно которой все знания приходят из чувственного опыта, связанного с физическим миром. Холмс считает, что любую загадку можно объяснить, внимательно изучив улики, и что наблюдение, анализ и дедукция всегда приведут к правильному выводу. То, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус, даёт данные, необходимые для понимания мира и решения любой загадки. Всё, что нужно, — это чёткие рассуждения и логика, чтобы правильно применить эти данные.
Роман иллюстрирует эту тему на многих уровнях. Подсказки, какими бы незначительными они ни были, имеют значение. Пепел на месте смерти сэра Чарльза свидетельствует о том, что он кого-то ждал, точно так же, как окурок, небрежно брошенный в каменную хижину, свидетельствует о присутствии Ватсона внутри.
Следы сэра Чарльза свидетельствуют о том, что он убегал, что объясняет его сердечный приступ, вызванный физической нагрузкой, а следы, которые так резко обрываются в болоте Гримпен, доказывают, что Стэплтон утонул.
Физические черты имеют значение. Череп Шерлока Холмса свидетельствует о его невероятном уме так же, как искажённые черты лица сбежавшего заключённого, самого жестокого убийцы из когда-либо осуждённых, говорят о его порочном уме. Тот факт, что предполагаемые брат и сестра Стэплтон выглядят так непохоже, указывает на то, что они на самом деле муж и жена, а тот факт, что Стэплтон и сэр Хьюго так похожи, говорит о том, что они кровные родственники. Это, в свою очередь, не только объясняет мотив преступления Стэплтона, но и указывает на то, что у Стэплтона есть общие черты характера с его предком, которые делают вероятным, что он был готов совершить такое чудовищное преступление.
Шерлок Холмс, мастерски наблюдающий и анализирующий эти физические улики, сохраняет самообладание и разгадывает тайны мира, такого же непроницаемого, опасного и пугающего, как болота. Древние легенды, смертельные угрозы и похожие на призраков адские гончие оказываются средством для достижения реальной, хотя и преступной, цели.
Определив виновника и раскрыв его «инструментарий» — собаку и её морду, окрашенную фосфором, — Холмс восстанавливает порядок и убеждает других персонажей, а также читателей, что у всех сверхъестественных явлений есть вполне естественное объяснение.
Суеверие
В то время как рассуждения и логика Холмса обеспечивают безопасность в сложном мире, противоположный подход, основанный на эмоциях и суевериях, приводит к опасностям и вреду. Сэр Чарльз верил в легенду о собаке Баскервилей и в конце концов стал жертвой этого суеверия. Его слабое сердце не выдержало физической нагрузки, когда он в ужасе убегал от собаки, которую считал адской гончей.
Легенда о Баскервильском псе сама по себе показывает, что отсутствие эмоциональной сдержанности приводит к катастрофе. Возмущённый тем, что девушка отвергла его, сэр Хьюго похищает её, а когда она сбегает, он заявляет, что «отдаст своё тело и душу силам зла, если только догонит» её. Его необоснованное чувство превосходства порождает гнев, который предопределяет его судьбу. Там, на болотах, адская гончая растерзала его, словно говоря, что его распутство разъело его душу.
Стэплтон, точная копия сэра Хьюго, обладает таким же высокомерным нравом. Хотя его гнев из-за интереса сэра Генри к его сестре может быть оправдан, учитывая, что она на самом деле его жена, страх жены перед ним говорит о его неистовой жажде обладания. И действительно, его готовность убивать тех, кто стоит на пути к наследству, которое, по его мнению, должно принадлежать ему, доказывает его склонность к агрессии и насилию. Его жадность приводит к его собственной смерти на болотах. Сэр Хьюго и Стэплтон наказаны за распутство, жадность, собственничество и гнев, что говорит о том, что необузданным жестоким эмоциям нет места в рациональном, упорядоченном мире.
Маскировка и обман
Маскировка и обман — часть арсенала преступника.
Стэплтон скрывает свою личность, отрастив бороду и используя имя Шерлока Холмса, пока находится в Лондоне. Кроме того, он использует фосфор, чтобы собака выглядела как адская гончая, преследующая Баскервилей. Стэплтон также становится жертвой непреднамеренной маскировки, когда собака бросается на сбежавшего заключённого, потому что на нём одежда, доставшаяся ему от сэра Генри.
Маскировка и обман также входят в арсенал детектива. Холмс отправляет телеграмму в Баскервиль-холл с просьбой передать её непосредственно Бэрримору, чтобы узнать, находится ли Бэрримор в Баскервиль-холле. Позже Холмс отправляет телеграмму сэру Генри с просьбой прислать ему в Лондон бумажник, чтобы подтвердить ложное заявление о том, что он уехал из Баскервиль-холла в Лондон.
И ещё Холмс утверждает, что он слишком занят, чтобы самому расследовать дело Баскервилей, поэтому он посылает Ватсона, а сам на самом деле скрывается у всех на виду и ведёт собственное расследование.
И, наконец, маскировка и обман — часть писательского инструментария. Отвлекающий маневр, подсказки, призванные ввести читателя в заблуждение и тем самым усилить напряжение, — неотъемлемая часть детективной литературы. Дворецкий Бэрримор призван привлечь внимание читателя как подозреваемый, как и сбежавший заключённый Сэлден. У Бэрримора такая же борода, как у человека, которого Холмс видел в Лондоне; он лжёт, когда его спрашивают о рыдающей женщине в Баскервиль-Холле; и не он принял телеграмму, которая должна была подтвердить его присутствие в поместье. Сбежавший заключённый, мерзкий преступник, который уже убивал, — идеальная потенциальная угроза, скрывающаяся в тени болот. Тот факт, что эти две ложные зацепки связаны между собой, поскольку сбежавший заключённый — младший брат миссис Бэрримор, усиливает ощущение контроля, которое Дойл осуществляет над вселенной своей истории.
Дружба и Верность
Несмотря на то, что Шерлок Холмс держится свысока и иногда довольно пренебрежительно относится к Ватсону, доктор, тем не менее, проявляет преданность и восхищение детективом-сыщиком. В то же время они дружески соперничают. Ватсон, по-видимому, получает шанс взять на себя ведущую роль в деле Баскервилей и даже воображает, что перехитрит своего учителя. Когда Холмс обманывает его, Ватсон расстраивается, но не сомневается, что у Холмса были веские причины, и быстро смиряется, принимая статус-кво.
Холмс, с другой стороны, хотя и постоянно готов продемонстрировать своё умственное превосходство, полагается на Ватсона, который предоставляет ему информацию. Ватсон взаимодействует с миром, опрашивает подозреваемых и докладывает Холмсу, который прячется в каменной хижине вдали от суеты человеческого общения, чтобы собирать и анализировать улики. Для Холмса, в душе одиночки, Ватсон — это связующее звено с миром.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон нужны друг другу; они — команда. Без Холмса Ватсон мог бы упустить из виду аналитическое значение многих улик; без Ватсона Холмс мог бы упустить из виду их влияние на человека. Холмс понимает, что экзотическая внешность Берил Стэплтон указывает на то, что она не сестра Стэплтона и, следовательно, является возможной подозреваемой, но Ватсон понимает, что её красота привлекает сэра Генри и, следовательно, представляет потенциальную угрозу для его благополучия, учитывая собственнический характер её предполагаемого брата. Очевидно, что оба аспекта важны и вместе помогают завершить головоломку.
В то время как окружающие их люди руководствуются низменными эмоциями — высокомерием, жадностью, сексуальным влечением, гневом и страхом, — взаимная преданность Холмса и Ватсона говорит об их непоколебимой честности. Их преданность друг другу особенно значима в романе, в котором раскрываются непростые семейные отношения.
Хотя считается, что кровь гуще воды, в клане Баскервилей она довольно жидкая. Сэр Чарльз и два его брата отдалились друг от друга, сэр Генри не навещал своего дядю до тех пор, пока не стал его наследником, а Стэплтон готов убить своего дядю и двоюродного брата, чтобы стать следующим в очереди на семейное состояние. Стэплтон управляет браком с помощью страха, и его жена без колебаний восстаёт против него — да и как иначе, ведь он убийца. Единственный пример семейной преданности — верность миссис Бэрримор своему брату — защищает другого убийцу, который разгуливает на свободе в романе. Дружба Ватсона и Холмса, какой бы несовершенной она ни была, кажется якорем в море недоверия и предательства.
Мотивы
Физические характеристики
Физические особенности являются доминирующим мотивом в романе. Они представлены как улики, которые, если их правильно проанализировать, могут привести к более глубокому пониманию тайны.
Физические особенности раскрывают семейные связи. Сходство Стэплтона с сэром Хьюго позволяет предположить, что он является Баскервилем, а это, в свою очередь, говорит о том, что его притязания на состояние Баскервилей являются мотивом для загадочных событий романа. Физические особенности также указывают на отсутствие кровного родства между предполагаемыми братом и сестрой Стэплтон, показывая, что экзотическая смуглая красавица и кроткий бледный натуралист— муж и жена.
Физические особенности также указывают на эмоциональные переживания. Черты лица сэра Чарльза свидетельствуют о том, что он умер в ужасе, а значит, его смерть не была естественной. Точно так же звероподобные черты лица Сэлдона позволяют заглянуть в его душу и предположить, что к преступлениям его привели низменные инстинкты.
Сапоги
Сапоги сэра Генри указывают на то, что и преступник, и детектив полагаются на органы чувств, чтобы интерпретировать окружающий мир и управлять им. Стэплтону нужен предмет одежды, чтобы научить свою собаку идти по следу сэра Генри, а затем убить его. Когда ему приходится украсть второй сапог, потому что первый никогда не носили, кажущееся совпадение становится намеренной подсказкой. Сапог ведёт собаку по следу жертвы, а также Шерлока Холмса по следу убийцы. Оба успешны. Собака находит сэра Генри и нападает на него, но Шерлок Холмс уже там, срывая план. Окончательный успех Шерлока Холмса становится очевидным, когда он находит пропавший сапог в Гримпенской трясине как доказательство покушения на преступление, с одной стороны, и как доказательство смерти преступника — с другой.
Свет и Тьма
Образы света и тьмы пронизывают историю, иллюстрируя противоречие между разумом и интуицией, здравым смыслом и суевериями. При дневном свете люди могут видеть и, следовательно, доверять своему чувственному восприятию в расшифровке окружающего мира. Однако в темноте сенсорное восприятие дает сбой, и они должны полагаться на интуицию.
Когда Ватсон и сэр Генри прибывают в графство Девоншир, начинают сгущаться сумерки, намекая на то, что они покидают царство света, представленное Лондоном и Шерлоком Холмсом, — царство разума и ясности, закона и порядка, — и вместо этого попадают в царство тьмы, представленное Баскервиль-холлом и его легендой, — царство суеверий и мрака, хаоса и преступлений.
На горизонте зловеще вырисовываются вересковые пустоши, и все в Баскервиль-холле погружено во тьму. Настолько, что при приближении к подъездной дорожке к поместью сэр Генри обещает установить фонари, чтобы прогнать мурашки по коже. Мерцающие огни и тени, танцующие на стене, доминируют в описании поместья, в то время как дождевые облака и туман доминируют в описании сельской местности.
В самый напряжённый момент, когда на сэра Генри нападает огромная гончая, всё окутано тьмой и туманом, из-за чего невозможно разглядеть опасность и среагировать на неё, пока туман не рассеивается и лунный свет не показывает, что это всего лишь замаскированная дворняга.
Контекст
Викторианская эпоха
Как и его литературный персонаж Шерлок Холмс, Артур Конан Дойл жил в Викторианскую эпоху. Эта эпоха, названная в честь королевы Виктории, британской монархини, правившей с 1837 по 1901 год, совпала с укреплением британской власти и беспрецедентным прогрессом в науке, медицине и искусстве.
В то же время проявились долгосрочные последствия промышленной революции. Возможности для предпринимательства и получения образования в городах обеспечили финансовую независимость новому среднему классу. Социальные барьеры менялись, а иногда даже исчезали.
Шерлок Холмс, а также доктор Ватсон в «Собаке Баскервилей» — примеры простолюдинов с высоким уровнем образования и социальной мобильностью. Представители знати, такие как сэр Генри, обращаются к ним за помощью, когда неоспоримая власть и превосходство аристократии начинают ослабевать.
Рост городов в результате промышленной революции открыл новые возможности для необразованных и неквалифицированных рабочих. Люди толпами стекались в города, создавая новый низший класс с растущим уровнем бедности и преступности.
В сельской местности всё большая нехватка квалифицированных фермеров и домашней прислуги привела к постепенному упадку традиционного образа жизни знати. Даже Бэрриморы, семья дворецких и горничных, на протяжении многих поколений живших в Баскервиль- холле, хотят воспользоваться своим наследством и начать собственное дело. Неудивительно, что Баскервиль-холл приходит в упадок.
Наука в викторианскую эпоху
В 1859 году, когда родился Дойл, Чарльз Дарвин опубликовал свою знаменитую работу об эволюции «Происхождение видов». Эта книга заложила основы эволюционной биологии и помогла открыть новую эру научных достижений. Она отвергала сверхъестественные или божественные объяснения, вместо этого опираясь на наблюдаемые факты. Эта тенденция оказала глубокое влияние на философию и медицину.
Во-первых, эволюция бросила вызов религиозному буквализму и вызвала кризис веры у многих викторианских писателей, мыслителей и обычных людей. Дедуктивная методология Дарвина проложила путь для развития науки, медицины и здравоохранения в последующие годы. Холмс — воплощение нового человека, созданного Дарвином. Он не религиозен и не суеверен, одержимо полагается на «данные» и демонстрирует исключительно отточенный талант к наблюдению.
Описание Зигмундом Фрейдом работы подсознания, части человеческой психики, которую он описал в книге «Толкование сновидений», впервые опубликованной в 1899 году, породило новую науку — психоанализ. Анализируя сны пациентки, чтобы помочь ей преодолеть симптомы истерии, он выделил три отдельные силы, действующие в человеческой психике: ид, эго и суперэго, которые примерно соответствуют подсознательной сфере эмоций, сознательной сфере разума и социальной сфере культурных норм, которые подсознательно влияют на поведение человека.
Хотя теория Фрейда о подсознании, возможно, не оказала прямого влияния на творчество Артура Конан Дойла, она важна тем, что Фрейд считал возможным классифицировать и, следовательно, контролировать эмоциональные силы, влияющие на поведение человека, — силы, которые нельзя увидеть или потрогать, — с научной точки зрения.
Теория Фрейда об анализе сновидений — это лишь дорожная карта для поиска и анализа подсказок, позволяющая аналитику делать выводы о поведении пациента. Шерлок Холмс разбирает загадочные события в Баскервиль-холле, как Фрейд разбирает сны своих пациентов, выискивая подсказки, указывающие на вполне реальные мотивы событий и действий.
Готическая литература
«Собака Баскервилей» объединяет два популярных литературных жанра: готическую повесть и детектив. Готическое направление — это мрачный двойник романтизма, который, в свою очередь, был реакцией на эпоху Просвещения XVIII века, также известную как век разума. Французский философ Рене Декарт, провозгласивший «Я мыслю, следовательно, я существую», подытожил подход, против которого восстали писатели-романтики, исследуя другую, не столь разумную сторону человеческой природы: эмоции и чувства.
В то время как многие писатели-романтики писали о вечной любви, которая побеждает всё, в готических рассказах исследовались непредсказуемые, неконтролируемые глубинные слои человеческих эмоций, а также аспекты мистических или призрачных явлений.
С самого начала, в середине XVIII века, готическое направление было невероятно популярным и оказывало влияние на писателей на протяжении десятилетий. В романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», опубликованном в 1818 году, наука, высшее достижение разума, рассматривается как эксперимент, который пошёл не по плану. В рассказе Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров», опубликованном в 1839 году, исследуется погружение эмоций в абсолютный хаос безумия. И в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», впервые опубликованных в 1886 году, используется психологический подход к двум сторонам человеческой натуры: разуму и иррациональности, красоте и упадку, порядку и хаосу, которые, как зеркальные отражения друг друга, составляют две стороны человеческой натуры.
Роман Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей» идеально вписывается в эту традицию. В романе используются типичные для готики темы и символы: семейное проклятие и легенда о сверхъестественной и дьявольской собаке, герой, оказавшийся в странном месте, нарушение моральных табу, мрачные поместья и руины, хранящие зловещие тайны, мерцающие огни, тёмные тени и жуткие, окутанные туманом пейзажи. Шерлок Холмс подходит к легенде о Баскервильском проклятии с точки зрения разума и научных методов наблюдения, анализа и умозаключений. Однако, когда Шерлок Холмс уходит из повествования, а Ватсон ведёт сюжет, в нём появляются готические элементы.
Детективные романы и Криминальное чтиво
Рост и набирающая обороты финансовая независимость среднего класса позволили всё большему числу людей получить доступ к образованию и заниматься досугом. Всё больше обычных людей были грамотными, у них было время читать, и они хотели читать — о простых людях в реальном мире. Это, в свою очередь, породило спрос на реализм и его чистейшее выражение в романе.
Растущее беспокойство по поводу отсутствия закона и порядка во все более перенаселенных городах викторианской эпохи вызвало потребность в столичной полиции, что, в свою очередь, в конечном итоге породило жанр детективной литературы. Основными элементами жанра являются кажущееся идеальным преступление, отвлекающий маневр (часто в виде ложного подозреваемого или вводящей в заблуждение улики), превосходное мастерство детектива и неожиданная развязка, в которой детектив выявляет преступника и связывает все концы с концами.
Хотя Шерлок Холмс, вероятно, является самым известным детективом, когда-либо появлявшимся на страницах литературных произведений, он был не первым. Огюст Дюпен, герой рассказа Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», раскрывший «Убийство на улице Морг» в 1841 году, обычно считается отцом всех детективов. Кстати, во всём творчестве Эдгара Аллана По прослеживается склонность к готическим рассказам, о чём свидетельствуют его стихотворение «Ворон» или рассказ «Падение дома Ашеров».
Когда сэр Генри замечает, что он взялся за десятицентовый роман, он имеет в виду самые ранние издания романов в мягкой обложке, популярные в конце 19 века. Спрос на материалы для чтения был настолько велик, что издателям необходимо было обеспечить рынок более быстрыми и дешевыми технологиями печати и переплета. Родился десятицентовый роман, как и «ужасные пенни», дешевые журналы, публиковавшие сериализованную низкопробную беллетристику.
«Собака Баскервилей» впервые была опубликована в виде серии статей в Strand Magazine, ежемесячном периодическом издании, выходившем с 1891 по 1950 год. Благодаря сериальному формату в популярной детективной литературе появилось множество искусных кульминаций. Писатели и издатели должны были сделать так, чтобы читатели возвращались к ним, а что может быть лучше, чем нагнетание напряжения в конце главы.
Использование автором иронии
Артур Конан Дойл использует литературный приём иронии на протяжении всего романа для различных целей.
Автор создает ситуативную иронию, где ожидания и реальность противоречат друг другу, когда Холмс в шутку утверждает, что определил породу и окрас собаки доктора Мортимера по следам на его трости. На самом деле, чистое совпадение дает ключ к разгадке, когда появляется доктор Мортимер со своим спаниелем на поводке. Это напоминает читателю, что не следует воспринимать предполагаемое превосходство Холмса слишком серьезно и соглашаться с тем, что чистая удача приносит ему такую же пользу, как и всем остальным.
Дойл также использует драматическую иронию, когда зрители знают то, чего не знают персонажи. Замечание сэра Генри о том, что он попал в дешёвый роман, выражает его презрение к предположению доктора Мортимера о том, что за событиями, происходящими в Лондоне, скрывается опасная тайна. На самом деле читатели знают, что сэр Генри действительно является персонажем дешёвого романа, который вот-вот раскроет тайну, угрожающую его жизни. Это даёт читателю возможность отстраниться и взглянуть на происходящее как на историю, что обеспечивает столь необходимую комическую разрядку.
Доктор Ватсон пытается перехитрить Шерлока Холмса, разоблачая таинственного человека на болотах раньше, чем это сделает Холмс, но ему не удается расшифровать улики, указывающие на тот факт, что этот человек — не кто иной, как Шерлок Холмс. Эта ситуативная ирония восстанавливает статус-кво между Ватсоном и Холмсом, вновь утверждая их в качестве превосходного детектива и его напарника.
И, наконец, Стэплтон утверждает, что нашёл безопасный путь через Гримпенское болото, но в итоге встречает правосудие, утонув в болоте. Это снова пример ситуативной иронии, показывающей, что никто, каким бы хитрым он ни был, в конечном счёте не может избежать правосудия.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Шерлок Холмс | Шерлок Холмс — частный детектив, который раскрывает преступления и тайны, используя свои выдающиеся дедуктивные способности. |
Доктор Ватсон | Доктор Джон Ватсон — верный помощник и друг Шерлока Холмса, который сопровождает сэра Генри в расследовании загадочных событий в Баскервиль-холле и докладывает Холмсу о результатах. |
Сэр Генри Баскервиль | Сэр Генри является единственным наследником поместья и состояния Баскервилей. В настоящее время он является объектом угроз и таинственных событий, связанных с легендой о Баскервилях. |
Джек Стэплтон | Джек Стэплтон — энтомолог-охотник за бабочками и бывший школьный учитель. За книжным фасадом скрывается один из самых коварных злодеев, с которыми когда-либо сталкивались Шерлок Холмс и доктор Ватсон. |
Берил Стэплтон | Берил Стэплтон представлена как красивая и экзотическая сестра Джека Стэплтона, но оказывается, что она его жена. |
Джон Бэрримор | Джон Бэрримор — таинственный бородатый дворецкий Баскервиль-Холла. Он — один из наиболее вероятных подозреваемых, и на протяжении большей части романа кажется, что «это сделал дворецкий». |
Энтони | Энтони — слуга Стэплтонов в Меррипит-Хаусе. |
Миссис Бэрримор | Миссис Элиза Бэрримор — экономка в Баскервиль-Холле и жена дворецкого. По ночам слышно, как она плачет, потому что, как выясняется, она беспокоится о своём брате, который сбежал из тюрьмы и прячется на болотах. |
Сэр Чарльз Баскервиль | Сэр Чарльз — покойный хозяин Баскервиль-Холла, который умер от сердечного приступа при загадочных обстоятельствах. Будучи суеверным человеком, он страдал от беспокойства из-за проклятия Баскервилей. Его щедрая благотворительность принесла большую пользу графству Девоншир. |
Сэр Хьюго Баскервиль | Сэр Хьюго Баскервиль — развратный, пьющий и жестокий предок, который много поколений назад загнал невинную девушку до смерти на болотах. Согласно легенде, за его порочное поведение его покарал призрачный адский пёс, который растерзал и убил его. Отсюда и легенда о собаке, которая преследует Баскервилей. |
Джон Клейтон | Джон Клейтон — таксист, который возит таинственного бородатого мужчину по Лондону. На вопрос Холмса он отвечает, что его пассажир назвался Шерлоком Холмсом. |
Картрайт | Картрайт — посыльный, выполняющий поручения Шерлока Холмса. |
Мистер Фрэнкленд | Мистер Фрэнкленд — пожилой житель графства Девоншир, который любит подавать необоснованные иски. Он осматривает пустошь в свой телескоп, чтобы найти сбежавшего заключённого, и случайно обнаруживает таинственного мужчину на холме. |
Лестрейд | Лестрейд — инспектор Скотленд-Ярда. |
Лора Лайонс | Она владеет типографией в соседнем городе и пользуется щедростью сэра Чарльза. Она написала письмо, которое заманило сэра Чарльза в роковую ночь его смерти. |
Доктор Мортимер | Доктор Мортимер — сельский врач и друг Баскервилей, назначенный душеприказчиком сэра Чарльза. Он рассказывает Шерлоку Холмсу легенду о Баскервилях и просит детектива помочь защитить сэра Генри от очевидной опасности. |
Сэлден | Сэлден — беглый каторжник. Его присутствие на болотах кажется угрозой для сэра Генри и графства Девоншир, но оказывается, что он — младший брат миссис Бэрримор, и в итоге сам становится жертвой. |