Старик и море • повесть
краткая информация
Работу над своей последней известной повестью «Старик и море» Хемингуэй завершил в 1951 году, а через год она была опубликована в журнале «Лайф», став одним из самых знаменитых произведений писателя. Весь опыт, накопленный за годы творчества, был вложен автором в эту книгу. Хемингуэй скрупулезно прорабатывал каждую сцену, стараясь как можно реалистичнее передать размышления и действия своего героя. Повесть посвящена силе человеческого характера, тому, что нельзя сдаваться даже тогда, когда, казалось бы, нет выхода. В произведении затронуты такие темы, как одиночество, старость, дружба, надежда, везение, борьба. Эта небольшая по объему книга прославила Хемингуэя, а сам он называл ее своим лучшим произведением. В 1954 году повесть была удостоена Нобелевской премии по литературе и заняла достойное место в ряду современной классики.
История создания
История о старом рыбаке и его помощнике мальчике впервые появилась в журнале «Эсквайр» в 1936 году. Очерк назывался «На голубой воде. Гольфстримское письмо». В нем Хемингуэй привел реальный рассказ из жизни, где герой, поймавший огромную рыбу, так и не смог доставить ее на берег из-за атаковавших ее акул.
Будучи страстным любителем рыбалки, Хемингуэй отлично разбирался в этом ремесле, знал множество видов рыб, растений, птиц и животных, обитающих на Среднем Западе, где прошло его детство. Именно ему довелось выловить самую крупную крылатую рыбу, обитавшую в Атлантике. Поэтому его интерес к морской теме при выборе сюжета для очередной книги был вполне объясним.
За основу был взят реальный случай. Один рыбак-кубинец долгое время ежедневно выходил в море, но каждый раз возвращался без улова. В очередной раз он уплыл очень далеко и, наконец, поймал огромную рыбу. На обратном пути ему пришлось отбиваться от стаи акул, которые напали на его ценную добычу. В итоге он причалил к берегу со скелетом рыбы, изможденный и обессиленный, но живой. Писатель обогатил эту историю множеством художественных деталей, внутренних монологов и символов. В результате из-под его пера вышла знаменитая повесть «Старик и море».
Образ одинокой лодки также пришел к Хемингуэю во время одного морского путешествия. Однажды он заприметил рыбацкую лодочку, которая настойчиво преследовала огромную рыбу. Писатель попросил капитана приблизиться к рыбацкому суденышку, но как только они подошли ближе, раздалась отборная брань. Так рыбак выражал свое недовольство непрошенными гостями, которые могли отпугнуть его будущую добычу. Кроме старика в лодке сидел мальчик, его ученик, или помощник. Корабль, на котором находился писатель, отплыл подальше, а старик продолжил преследовать гигантского обитателя морских глубин.
Нет единого мнения относительно прототипа главного героя. Некоторые критики выдвигали версию, что им мог стать знакомый писателя, старик-кубинец Грегорио Фуэнтос. Сам Хемингуэй не отрицал, но и не поддерживал эту версию. Скорее всего, образ старого рыбака Сантьяго является собирательным и вобрал в себя черты разных людей, закаленных морскими солеными ветрами, которым ежедневно приходится выходить в море и нередко один на один сражаться с водной стихией и ее обитателями.
Жанр
Повесть написана в стиле реализма. По жанру ее можно отнести к рассказу-притче, так как кроме присущих традиционной повести элементов, она несет в себе глубокий духовный посыл.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части, в первой из которых читатель знакомится со стариком и мальчиком. Вторая часть повествует о приключении старого рыбака в открытом море и третья – о его возвращении к родным берегам.
Смысл названия
Название повести простое и отражает ее суть. Для человека, состарившегося рядом с морем, оно является частью его физической и духовной жизни, его кормильцем, успокоением для немолодой души и тела. Жизнь героя также сурова и непостоянна, как само море. За чередой неудач обязательно следует светлая полоса, так же, как и жестокий шторм на море сменяется долгожданным штилем.
Темы
Упорство
В повести «Старик и море» широко освещена тема упорства. Несмотря на то, что старику не везет с уловом 84 дня, он не сетует на судьбу и не злится на недоброжелателей. Вместо этого, несмотря на полосу неудач, старик продолжает выходить в море, отдаляясь все дальше и дальше от берега в открытое море. Так же, как и старый рыбак не сдается и марлин, используя свои размеры и силу, чтобы утащить лодку старика еще дальше в море. Наконец, казалось бы, ничтожный по сравнению с размерами и силой марлина, Сантьяго все-таки побеждает могучую рыбу, потому что он готов терпеть голод, жажду и боль. Та же сила воли, которая позволила кумиру старика, Джо Ди Маджио, вести безупречную игру, несмотря на болезненные травмы, позволяет старику преодолеть силы своего противника. Наконец, когда акулы нападают и рвут марлина на части, пока от рыбы ничего не остается, старик убивает или отгоняет их одну за другой, несмотря на то, что с каждым столкновением он теряет оружие, пока у него не останется ничего, кроме голых рук.
Вернувшись домой со скелетом рыбы, который стал доказательством величайшего улова в его жизни, Сантьяго не чувствует себя побежденным, его дух не сломлен. Подобно Иисусу, несущему свой крест, он изо дня в день будет носить мачту на лодку и обратно, для того, чтобы делать то, что должны делать все рыбаки: выходить в море и ловить рыбу.
Боль и страдания
Тема боли и страданий неразрывно связана с темой настойчивости. Боль – это цена, которую рыбак платит за обильный улов. Руки старика испещрены шрамами, свидетельствующими о его давней борьбе с противниками в море. По ходу повествования становится ясно, что эти шрамы, хотя и являются признаком возраста, лишений и страданий, они также говорят о физической силе, силе воли к победе. Любой стоящий улов сопровождается физическими травмами – порезами рук, лица, спины рыбака, пытающегося удержать рыбу. Быть рыбаком означает быть готовым к боли.
Однако тема боли и страданий имеет более глубокие корни. Способность терпеть боль и страдание отличает людей от других существ. Несмотря на то, что марлин сильный противник, в конце концов, он сдается и позволяет перевернуть себя, в то время как старик продолжает идти, несмотря на физическое истощение, три болезненные раны, судорогу в руке и чередующиеся приступы голода и отвращения после употребления сырой рыбы. Кроме того, способность переносить боль и страдания отличает Сантьяго от других рыбаков. Подобно тому, как Джо Ди Маджио преодолел болезненные травмы, чтобы добиться беспрецедентной серии попаданий, Сантьяго бросает вызов, на который бы не решились более молодые, сильные и, возможно, более успешные рыбаки. Никто из них никогда не ловил рыбу так далеко от берега, как Сантьяго. Им даже не доводилось встречать такого морского гиганта. Способность старика переносить боль и страдания делает его героем, возвышающимся над другими.
Жизнь и смерть
Жизнь и смерть – важные темы в повести «Старик и море». Сантьяго размышляет о том, что море, символ самой природы, одновременно прекрасно и жестоко, потому что оно дает жизнь и забирает ее. Морские черепахи заглатывают медуз, ястребы охотятся на славок, акулы пожирают марлинов, а люди ловят рыбу. У каждого существа есть свое место в пищевой цепи, поддерживающей круговорот жизни. Смерть одного существа дает жизнь другому. Казалось бы, противоположные силы жизни и смерти на самом деле находятся в идеальном равновесии.
Но есть и другой аспект этой темы. Хотя Сантьяго ценит круговорот жизни и признает свое место в нем, он упорно борется за то, чтобы преодолеть его и выжить. Он рискует жизнью, уплывая дальше и оставаясь дольше, чем кто-либо, чтобы поймать достаточно крупную рыбу, чтобы добыть мясо, которое он мог бы съесть и продать. Он защищает свой улов от акул, грубых, наглых существ, стремящихся утолить жажду крови. Рыбалка – это средство существования для Сантьяго; это то, с помощью чего он может поддерживать свою жизнь.
Физическая сила и мастерство
Судя по изможденному телу, Сантьяго уже не так силен, как прежде. Однако в своей борьбе с марлином старик восполняет потерю жизненной силы превосходными знаниями и навыками. Он знает, что можно ожидать от природы, как обращаться с леской, чтобы оценить движение рыбы, и как интерпретировать эти движения. Это еще не все – он также знает себя и свои возможности. Он точно знает, как противодействовать мучительным последствиям долгой борьбы, знает, когда есть, а когда отдыхать, и использует свои знания, чтобы преодолеть свои ограничения. Когда старик теряет одно оружие за другим, сражаясь с акулами, он использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы для создания импровизированного оружия, которое помогает ему выжить. Однако на протяжении всей истории становится ясно, что, несмотря на физическую силу, мастерство и готовность идти на риск, ему не хватает элементарной удачи, и поэтому он не может обрести материальный успех.
Гордость, честь и уважение
Хотя старик скромен и, кажется, мало заботится о мнении других рыбаков, он гордится своими навыками и желает их признания. В конце концов, он хотел бы, чтобы Манолин был рядом с ним не только для того, чтобы помочь ему ловить рыбу и развеять одиночество, но и для того, чтобы мальчик стал свидетелем величайшего улова в его жизни. Размер рыбы, ее сила и настойчивость (марлин тянет ялик несколько дней) – делают ее противником, достойным уважения старика. Победа над марлином в борьбе, которая забирает все, что есть у старика, в свою очередь, достойна уважения со стороны других рыбаков. Не имеет большого значения, что он не достигает первоначальной цели – вернуться с мясом, которое можно съесть и продать. Восхищение жителей деревни великолепным скелетом, привязанным к лодке старика, показывает, что честное поражение – это тоже победа. Важна сама борьба, готовность напрячь все свои силы, независимо от исхода.
Краткое содержание
Цепочка неудач
Сантьяго, старый кубинский рыбак, работающий в водах Гольфстрима, не поймал ни одной рыбы за 84 дня, дольше, чем кто-либо другой, и это делает его хуже, чем неудачником. Тело Сантьяго, особенно его кожа, уже очень стары как от возраста, так и от постоянного воздействия стихии. Тело покрывают шрамы, которые говорят о борьбе с сильной рыбой. Тем не менее, его глаза молоды, а взгляд полон надежд и веры в победу. В то время как многие рыбаки смеются над ним, Манолин – мальчик, который рыбачил с Сантьяго, пока родители не заставили его работать на более удачной лодке, – восхищается Сантьяго и каждую ночь встречает его на берегу, чтобы помочь отнести снасти в его хижину. Сантьяго одинок и беден, о чем свидетельствует обстановка его скудного жилища. Он спит на старых газетах, постеленных прямо на пружины кровати, и у него нет другой еды, кроме той, которую Манолин приносит ему из местного кафе. В ночь на 84-й день Манолин и Сантьяго говорят о бейсболе, в частности о кумире Сантьяго, Джо Ди Маджио, который снова и снова одерживает победу, выводя свою команду «Нью-Йорк Янкиз» в лидеры. Сантьяго говорит Манолину, что на следующий день будет ловить рыбу далеко в море. Ложась спать, старик вспоминает о своей юности в Африке и о львах, резвящихся на белых песчаных пляжах.
Два дня в море
На следующий день Сантьяго отплывает на своей лодке дальше, чем обычно. Проплывая мимо других рыбаков из своей деревни, он размышляет и иногда разговаривает вслух сам с собой. Установив леску, он размышляет о медузах, которые могут быть смертельными, и о черепахах, которые едят медуз.
Около полудня он чувствует легкое натяжение лески; он поймал марлина. Рыба настолько сильная, что Сантьяго не может ее подвести. В отличие от других рыб, она не выпрыгивает из воды и не мечется в панике, пытаясь освободиться от крючка. Вместо этого марлин спокойно тянет лодку еще дальше в море.
Два дня и две ночи Сантьяго и марлин остаются в открытом море. Сначала Сантьяго пытается удержать веревку, привязывая ее к спине, чтобы уменьшить давление на руки. Он начинает задаваться вопросом о рыбе, которая ведет себя не так, как другая рыба, которую он знал. Он вспоминает, как однажды поймал на крючок самку марлина, а самец находился рядом и наблюдал. Самка вступила в паническую борьбу с крючком и в конечном итоге проиграла. Все это время самец стоял и смотрел, словно пытаясь ее спасти. Сантьяго сравнивает себя с марлином, которого он поймал сейчас, понимая, что они оба одиноки, и никто не может прийти им на помощь. Когда камышевка приземляется на его лодку, старик задается вопросом, не первый ли это ее полет и не прервут ли его ястребы, которые обязательно прилетят за ней.
Внезапно рыба дергается вперед, и леска глубоко врезается Сантьяго в руку. В течение дня его руку сводит судорогой, заставляя его держать веревку другой рукой. Он испытывает отвращение и унижение из-за своей отказывающейся работать руки. То восхищаясь силой и решимостью марлина, то сочувствуя его безвыходному положению, Сантьяго все больше и больше ощущает себя похожим на рыбу.
Когда рыба поднимается из глубины океана, Сантьяго замечает, что она на два фута длиннее его лодки. Рыбак опасается, что рыба такого размера может вырвать всю леску и ее силы хватит, чтобы разорвать ее. Сравнивая себя с рыбой, он считает марлина более благородным, но менее разумным, чем человек. Он молится за него, но в то же время клянется его убить.
Улов на всю жизнь
Пытаясь побороть усталость во второй день в море, Сантьяго отвлекает себя, думая о бейсболе. Разочарованный, что уже второй день он не может узнать о результатах игры, он надеется, что Джо Ди Маджио выстоит, несмотря на свои костные шпоры, и выиграет игру для «Нью-Йорк Янкиз». На закате Сантьяго вспоминает захватывающий поединок по армрестлингу, который длился 24 часа. Тогда Сантьяго выстоял и выиграл матч. Позже он еще легче выиграл матч-реванш, потому что поражение в первом матче пошатнуло уверенность его соперника.
Пока тунец ест наживку на леске старика, Сантьяго поднимает его на лодку, отцепляет и потрошит, чтобы на следующий день съесть мясо. Ему жаль марлина, потому что у него нет еды. Во вторую ночь в море Сантьяго так измотан, что наконец засыпает. Он мечтает о своей деревне и о львах на пляжах своей юности.
Сантьяго вздрагивает, когда трос перерезает его правую руку. Марлин подпрыгивает. Он предполагает, что рыба скоро будет кружить вокруг лодки, надеясь на скорый конец для рыбы. Действительно, когда на третий день встает солнце, марлин начинает кружить. С каждым последующим кругом Сантьяго восстанавливает часть лески, приближая марлина к лодке. Как только рыба окажется совсем рядом с лодкой, Сантьяго загарпунит ее. В то время как рыба умирает, плывя брюхом вверх, старик оплакивает ее, как будто он убил брата. Осторожно привязав марлина к борту своей лодки, Сантьяго испытывает гордость за свой подвиг; он преодолел боль, голод, истощение и травмы. Он поворачивает лодку, чтобы плыть домой, и гадает, кто кого буксирует, решив, что, в конце концов, они пойдут бок о бок, как братья.
Нападение акул
Внезапно из воды показывается акула и, привлеченная кровью, нападает на марлина. На мгновение старик чувствует себя побежденным, и что его улов был слишком хорош, чтобы закончиться благополучно, и что это могло быть сном. Тем не менее, когда акула откусывает мясо, она подходит достаточно близко, и старик убивает ее своим гарпуном. Умирая, акула забирает гарпун с собой.
Старик понимает, что кровь марлина привлечет других акул, но старается думать позитивно, размышляя о том, насколько быстрее теперь плывет его лодка, которая стала на 40 фунтов легче. Он привязывает свой нож к одному из весел, чтобы заменить гарпун. Терять надежду, заявляет он, – это грех. Он задается вопросом, является ли убийство марлина грехом, хотя он был рожден рыбаком, а марлин рожден рыбой. Он убил его не из-за денег или еды; он убил рыбу из гордости, потому что это то, что должны делать все рыбаки, а акулу он убил в целях самообороны. Всё убивает всё, – подводит итог Сантьяго.
Когда появляются две акулы, рыбак отбивается от первой из них, но теряет весло. Перегнувшись через борт лодки, он отбивается от второй акулы, ударяя по ней кулаком и вторым ножом. Проглотив часть мяса марлина, эта акула тоже умирает, но четверти туши марлина уже нет. Когда появляется следующая акула, Сантьяго позволяет ей откусить от рыбы, а затем бьет ее вторым ножом. Умирая, акула откидывает голову назад, и лезвие ножа ломается. Старик остается безоружным. На закате появляется еще больше акул, и Сантьяго отбивается от них румпелем и короткой дубиной. Хотя он не может убить их всех, он сильно ранит их, и они уплывают. Половины марлина уже нет.
Хотя Сантьяго сожалеет, что зашел так далеко, он решает сражаться, пока не умрет, надеясь продать достаточно рыбы, чтобы купить новый гарпун. В полночь Сантьяго решает использовать дубину и румпель, чтобы отбиться от очередной стаи атакующих акул. Когда они, наконец, уходят, от марлина ничего не остается.
Сантьяго чувствует себя побежденным. Тем не менее, он продолжает плыть, используя зазубренный край румпеля, чтобы управлять лодкой, восхищаясь ее скоростью без лишнего веса марлина. Вконец измученный, он достигает берега с одним скелетом марлина, привязанным к его лодке. Он любуется очертаниями скелета в лунном свете, прежде чем подняться вверх по холму к своей хижине, неся мачту на плечах.
Каждый день — новый день
На следующее утро Манолин заглядывает к спящему Сантьяго. Когда мальчик видит раны на руках старика, он плачет. Местные рыбаки с восхищением измеряют скелет марлина, понимая, что он больше любой рыбы, которую они когда-либо ловили. Манолин идет за кофе для старика. Когда он возвращается, Сантьяго говорит ему, что акулы победили его. Тогда Манолин заявляет, что хочет снова рыбачить со стариком. Сантьяго сначала сопротивляется, напоминая мальчику, что другим лодкам повезло больше. Манолин настаивает, утверждая, что принесет с собой удачу. Он обещает привести лодку в порядок, пока старик лечит руки.
Пока туристы смотрят на огромный скелет, ошибочно приняв его за акулу, старик засыпает и видит во сне львов.
Анализ повести
На первых страницах повести «Старик и море» главный герой Сантьяго, как и многие герои Хемингуэя, испытывает одиночество. Некоторые жители деревни смеются над ним, а физическое состояние Сантьяго — его истощенное тело — подтверждают мысль о том, что он действительно человек, побежденный жизнью. Однако его глаза – молодые и полные надежды – намекают на то, что, несмотря на возраст и физические ограничения, дух его остается несломленным. Даже после трех месяцев неудачных выходов в море он не злится на своих недоброжелателей и не оплакивает свою судьбу, а вместо этого стремится преодолеть неудачи. Борьба между телом и духом – одна из нескольких эпических битв, проиллюстрированных новеллой Хемингуэя.
Вспоминая Джо Ди Маджио, легендарного бейсболиста, чье непревзойденное мастерство помогло «Нью-Йорк Янкиз» выиграть несколько Мировых матчей, Сантьяго клянется бросить вызов обстоятельствам и снова выйти в море, попытав счастья подальше от берега, где рыба клюнет с большей вероятностью. Все готово для последнего путешествия в море, в котором Сантьяго либо выстоит, либо потерпит окончательное поражение.
Сантьяго читает природу так же, как другие читают книги; он понимает, что присутствие летучей рыбы сигнализирует о дельфинах поблизости, и он обращается с леской так, что она «сообщает» ему глубину, на которой находится пойманная рыба. Обладая интуитивным знанием природы, Сантьяго признает, что море прекрасно и жестоко в своей способности давать жизнь тем, кто живет в нем, равно, как и забирать ее. Agua mala, пурпурная, радужная медуза, чей укус может быть опасным для жизни человека, становится пищей для морских черепах, а певчая птица, скорее всего, будет съедена ястребами. Наблюдая за этим круговоротом, Сантьяго понимает, что силы жизни и смерти тесно взаимосвязаны: то, что убивает одно существо, поддерживает жизнь другого. Жизнь и смерть, противоборствующие на первый взгляд силы, на самом деле находятся в идеальном равновесии. Сантьяго понимает, что у каждого существа есть свое место во Вселенной.
Постигнув внутреннюю взаимосвязь всего живого, Сантьяго чувствует себя сродни марлину, проглотившему крючок. В своем трехдневном путешествии с рыбой Сантьяго колеблется между восхищением силой и упорством рыбы и жалостью к ее безнадежному положению. В конце концов, Саньяго вспоминает о своем бедственном положении и заключает, что он ловит рыбу не для спорта, а для поддержания собственной жизни.
В повести Хемингуэй изображает героическую позицию человека перед лицом своего окончательного, неизбежного поражения – смерти. Для Хемингуэя идея героизма неразрывно связана с проявлением физической силы и решимости духа даже перед лицом непреодолимых препятствий – качествами, которые присутствуют и у марлина, и у старого рыбака. В течение двух дней марлин спокойно тянет лодку старика в море, в отличие от других рыб, которые паникуют и мечутся, пытаясь освободиться от крючка, еще глубже вонзая его в свою кожу и решая судьбу, от которой они пытаются спастись. Этот конкретный марлин демонстрирует больше жизненной силы, чем другие рыбы, проявляя качества, которые делают его достойным противником.
Зная, что рыба, в конце концов, устанет и сдастся, Сантьяго клянется не делать этого сам. Эта решительность и отличает человека от рыбы, каким бы величественным существом и грозным противником ни был марлин. Думая о своем герое ДиМаджио, который играл, несмотря на болезненные костные шпоры, Сантьяго полон решимости терпеть одиночество, физическое истощение, голод, жажду и боль, вызванную ранами от лески.
Левая рука Сантьяго, искалеченная болезненной судорогой, символизирует его стойкость и силу воли перед лицом непреодолимых препятствий. Он ждет, пока его рука «оживет» сама собой с тем же терпением и стойкостью, с каким ожидал, когда рыба начнет кружить вокруг лодки. Поймав самую большую рыбу, он подтверждает свою ценность как человека. Его улов наполняет его одновременно и гордостью, и печалью: гордостью за то, что он выстоял, и печалью, потому что его триумф означает гибель чудесного создания.
Вечная борьба жизни и смерти проявляется далее в борьбе Сантьяго с акулами. Описанные как тупые существа, акулы являются гораздо менее достойными противниками, чем марлины. Привлеченные кровью гигантской рыбы, они впадают в безумие, которое в конечном итоге приводит к их смерти. Одну за другой Сантьяго убивает их, когда они откусывают куски мяса от туши марлина.
Тем не менее, акул становится все больше – кажется, слишком много, чтобы Сантьяго мог выстоять против них. Однако старик не сдается. Он падает, раскачиваясь, и, теряя свой гарпун из-за первой акулы, затем импровизированный гарпун из-за другой, а затем свой второй нож из-за следующей. Он начинает избивать акул сначала румпелем, как его герой Ди Маджио отбивает бейсбольный мяч битой и, наконец, голыми руками. Он не сдается, хотя и понимает, что с каждой акулой, которую он убивает или прогоняет, туша марлина неуклонно уменьшается.
Что движет стариком, так это надежда. Сначала он надеется добраться до берега с достаточным количеством улова, чтобы продать его на рынке с прибылью. Затем он надеется вернуться домой с таким количеством рыбы, которое можно продать, чтобы купить новый гарпун, и, наконец, он надеется лишь добраться до берега, прежде чем его окончательно одолеет изнеможение. Удивляясь постоянно растущей скорости своей лодки по мере того, как вес его улова уменьшается, содержание его надежды меняется. Он прибывает на берег не с юношеской, возможно, наивной надеждой на лучшее будущее, а с надеждой мудрого старика, стремящегося сохранить статус-кво.
«Грех не надеяться», – думает Сантьяго. Хотя в повести используются христианские образы, Хемингуэй не пропагандирует христианскую идею надежды на лучшую загробную жизнь. Сантьяго заявляет, что он нерелигиозный человек, и все же, описывая три кровоточащие раны Сантьяго, Хемингуэй ясно вызывает образ Христа на кресте, искупающего грехи человечества. Однако после дальнейших размышлений Сантьяго отвергает христианское представление о грехе как неуместное. С христианской точки зрения убийство – это грех, однако для Сантьяго то, что произошло в океане, не имеет ничего общего с моральными или религиозными ценностями. Он убивает марлина, потому что он рыбак, а акул он убивает, чтобы выжить. Христианские концепции правильного или неправильного в данном случае не применимы. Марлин родился, чтобы быть рыбой, акула, чтобы быть акулой, а Сантьяго, – чтобы быть рыбаком. Всем им отведено свое место в вечной битве за жизнь.
Когда старик прибывает на берег ни с чем, кроме своей лодки и скелета марлина, лишенного мяса, он осознает, что то, что движет людьми, – это дух выживания. Нет искупления в материальных успехах здесь и сейчас, и нет избавления в загробной жизни. Когда он несет мачту на плечах к своей хижине, как Иисус нес свой крест, Сантьяго смиряется со своей судьбой и принимает ее.
Однако на этом история не заканчивается. На следующее утро Манолин обещает починить лодку Сантьяго и снова порыбачить с ним. Старик отдыхает, снова мечтая о львах своей юности, играющих на песке. Старик выходит победителем, поняв, что дело не в победе, а в продолжении испытаний.
Заключение
Старик одолел и марлина, и целую стаю акул, но вернулся домой без улова. Во время схватки он не думал о том, как ему тяжело, не замечал голода и боли в изуродованных руках. Он хранил силы для главной битвы в своей жизни. Повесть «Старик и море» рассказывает о воле к победе и о том, что даже если у человека ничего не остается, главное – не терять веру в себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой.
Диалог старика с самим собой: «Кто же тебя победил…Никто…я очень далеко ушел в море» можно считать финалом повести. Герой просто принимает ситуацию, не давая ей собственной оценки. И эта позиция наиболее верна. В конце повести старик засыпает, зная, что завтра наступит следующий день. А это значит, что вместе с рассветом придет и новая надежда.