«Сто лет одиночества»

Главные герои: Хосе Аркадио (основатель династии Буэндиа), Урсула (жена и двоюродная сестра Хосе Аркадио), Хосе Аркадио (первенец супругов), Аурелиано (младший сын супругов), Амаранта (дочь супругов), Ребекка (приемная дочь), Мелькиадес (цыган-пророк)

Второстепенные персонажи: Пилар (гадалка), Пьетро Креспи (преподаватель музыки), Ремедиос (дочь градоначальника), Аркадио (внук Урсулы), Санта София (жена Аркадио), Ремедиос Прекрасная (дочь Аркадио и Софии), Хосе Аркадио II и Аурелиано II (близнецы, сыновья Аркадио), Аурелиано Хосе (сын Пилар), Геринельдо Маркес (поклонник Амаранты), Фернанда (жена Аурелиано II), Петра Котес (любовница Аурелиано II), Хосе Аркадио III, Рената и Амаранта Урсула (дети Аурелиано II), Аурелиано III (сын Ренаты и Маурисио)

Автор: Маркес Г. | Дата публикации: 1967 | Форма произведения: роман | Жанр: драма, фантастический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Европа | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 10-15 часов |

Темы: внутренняя борьба, детство, дружба, жизнь и смерть, конфликт поколений, любовь и ненависть, материнство, одиночество, ответственность, смысл жизни

Роман «Сто лет одиночества» – одно из самых выдающихся и читаемых произведений двадцатого столетия. Это удивительная история семи поколений рода Буэндиа и города Макондо, основанного родоначальником клана, и исчезнувшего с лица земли вместе с последним его представителем. События, описанные в романе, настолько разнообразны и невероятны, что понять их можно, лишь пережив вместе с героями. Сквозь призму этих чудес автор попутно знакомит читателя с реальной историей своей родины – Латинской Америки.

История создания

Замысел написать подобное произведение возник у писателя задолго до его воплощения. Возможно, этому послужили детские воспоминания Маркеса, уроженца небольшого городка Аракатака, когда дедушка с бабушкой рассказывали ему захватывающие легенды и истории о прошлом. Но только через тридцать с лишним лет настал момент, когда писатель понял, что готов приступить к созданию романа. Как признавался впоследствии сам автор, у него получилось произведение, основанное на детских воспоминаниях.

Семья Маркеса была среднего достатка, и Габриэль Гарсиа заложил единственный автомобиль, чтобы домашние ни в чем не нуждались, пока он будет находиться в творческом уединении. Восемнадцать месяцев добровольной изоляции потребовалось Маркесу, чтобы поставить точку в финальном предложении. За это время деньги у семьи закончились, и образовались огромные долги. На выручку пришла жена писателя. Чтобы переслать рукопись издателю, ей пришлось заложить кухонный миксер. Роман вышел в свет в 1967 году, в Буэнос-Айресе.

Жанр и художественное своеобразие

Жанр произведения определен термином «магический (мистический) реализм», иными словами, перед глазами читателя возникает фантастическая реальность. По сути, это два взаимоисключающих понятия, так как термин «реализм» не предполагает никакого вымысла, присущего фантастическому жанру.

Герои романа проживают жизнь одновременно в двух мирах: в мире настоящего и в мире прошлого, в мире, созданном их воображением и в подлинном, существующем мире. Интересно то, что такое положение вещей воспринимается ими абсолютно естественно. Более того, Маркес ненамеренно вводит читателя в состояние своеобразного гипноза, когда становится сложно понять, где кончается реальность и начинается фантазия. Именно эта легкость и округлость в смешении сказочного и реального составляет одну из художественных особенностей произведения.

Отличительной чертой романа является вплетение в трагические или просто серьезные сцены комических и смешных элементов. Маркес так умело совмещает драматизм и веселую иронию, что порой не представляется возможным отделить одно от другого. В качестве примеров можно привести описание тотальной бессонницы у жителей Макондо, дождь, который «лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня», тридцать два проигранных восстания полковника Аурелиано, его фантастическая способность оставаться в живых после четырнадцати покушений и т.д.

Еще одной особенностью «Ста лет одиночества» является отсутствие главного героя. Главным персонажем здесь выступает семья, или род. В этом заключается отличие этой книги от романов западно-европейских писателей, где в центре повествования всегда находится образ главного героя, а все события и конфликты, как правило, завязаны на его личности. Здесь же очень ярко проявляется менталитет народов, населяющих Латинскую Америку, для которых на первом месте стоит весь род, а не какой-то отдельный его представитель.

Главные герои

Первое поколение

 Хосе Аркадио Буэндиа – глава клана Буэндиа, он же – основатель города Макондо. Отличается сильной волей, упрямством, решительностью. Интересуется мироустройством, алхимией, всем, что связано с техническим прогрессом.

Урсула Игуаран – супруга  Хосе Аркадио Буэндиа, мать, бабушка, прабабушка, на которой держится вся семья. Среди черт ее характера – способность переносить любые невзгоды, деловые качества, холодный рассудок.

Второе поколение

Хосе Аркадио – первенец Хосе Аркадио и Урсулы. Как и отец, упрям, склонен к аффектам. Оставив семью, примыкает к бродячим цыганам и возвращается через много лет.

Полковник Аурелиано Буэндиа – второй ребенок Хосе Аркадио и Урсулы. Обладает обостренной интуицией. Вдовец. Во время гражданской войны дослужился до главнокомандующего. Помимо сына Аурелио Хосе, имеет 17 сыновей от разных женщин.

Амаранта – единственная родная дочь Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Испытывает муки ревности от неразделенной любви к итальянцу Пьетро Креспи. После того, как он влюбляется в Ребеку, пытается мстить, но затем теряет интерес к жизни и умирает в глубокой старости, оставшись девственницей.

Ребека – приемная дочь Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, сирота. В детстве постоянно сосала палец и ела землю. После неудачного романа с итальянцем, выходит замуж за вернувшегося Хосе Аркадио. После смерти мужа остается совсем одна и умирает в заброшенном доме.

Третье поколение

Аркадио – внебрачный ребенок Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Работает учителем, но по настоянию полковника Аурелиано возглавляет Макондо. Постепенно превращается в тирана и деспота. Приговаривается к расстрелу консерваторами, захватившими город.

Аурелиано Хосе – незаконнорожденный ребенок полковника Аурелиано и Пилар Тернеры. Воспитывался своей теткой, Амарантой, в которую был влюблен еще с детства. Вместе с отцом принимал участие в походах. Был убит властями города Макондо за неповиновение.

Четвёртое поколение

Ремедиос Прекрасная – дочь Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. Имя Прекрасная получила за неземную красоту. Все, кто добивался ее любви, погибали при странных обстоятельствах, что обеспечило ей дурную славу. Вознеслась на небеса при порыве ветра, когда снимала белье в саду.

Хосе Аркадио Второй – сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад, брат-близнец Аурелиано Второго. Работал в банановой компании в должности надсмотрщика. После расстрела демонстрации рабочих тронулся умом и до конца жизни просидел в каморке Мелькиадеса с его пергаментами. Умер минута в минуту со своим братом-близнецом Аурелиано Вторым.

Аурелиано Второй – сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад, брат-близнец Хосе Аркадио Второго. Разбогател, благодаря любовнице, которая разводила скот. Женился на Фернанде дель Карпио, самой красивой женщине, однако, не спешил рвать отношения с любовницей. Умер одновременно с братом-близнецом Хосе Аркадио Вторым.

Пятое поколение

Рената Ремедиос (Меме) – старшая дочь Фернанды и Аурелиано Второго. Обладала совершенным музыкальным слухом, играла на клавикордах. Влюбилась в Маурисьо Вавилонью, механика из банановой компании, вокруг которого постоянно порхали желтые бабочки. Юноша был ранен охраной, которую наняла мать Ренаты Ремедиос, и остался инвалидом. Рената Ремедиос, родив ребенка, перестала разговаривать и промолчала до конца своих дней.

Хосе Аркадио – сын Фернанды и Аурелиано Второго. Воспитывался Урсулой, которая отправила его учиться в Рим в надежде, что он станет Папой Римским. Бросив учебу, вернулся в Макондо и после смерти матери нашел клад, который тут же начал проматывать. Был убит и ограблен проживавшими с ним детьми.

Амаранта У́рсула  – младшая дочь Фернанды и Аурелиано Второго. Вернулась в Макондо, отучившись в Европе. Родила ребенка со свиным хвостиком от сына Меме, не зная, что он ее племянник. Умерла во время родов от кровотечения.

Шестое поколение

 Аурелиано Вавилонья – сын Ренаты Ремедиос (Меме) и Маурисьо Вавилоньи. Был привезен в родовое гнездо из монастыря, где его родила Меме. Ничего не подозревал о тайне своего рождения и практически не покидал дом. Был начитанным и пытался разгадать тайну папирусов Мелькиадеса. Страстно влюбился в Амаранту Урсулу после ее возвращения из Европы. Не подозревая, что являются родственниками, Амаранта ответила Аурелиано взаимностью. Вскоре на свет появился мальчик, которого назвали Аурелиано.

Седьмое поколение

Аурелиано – сын Аурелиано Вавилоньи и его тети, Амаранты Урсулы. Как и предсказывала Урсула, ребенок родился с поросячьим хвостиком, и это ознаменовало собой окончание рода Буэндиа. Ему изначально не суждено было выжить, так как клан Буэндиа был обречен на сто лет одиночества. В итоге ребенок был съеден муравьями.

Сюжетные линии

В романе прослеживаются три сюжетные линии, и все они неминуемо приводят к одной и той же развязке – гибели города и рода Буэндиа.

Первая линия – взаимоотношения человека с природой. Люди, однажды покорившие природу, в течение долгого времени сохраняли над ней свою власть. Но силы их постепенно иссякали, и природа вновь начала одерживать верх над людьми. Произошло это в силу естественного закона – побежденный когда-нибудь непременно возьмет реванш. Одновременно с угасанием рода Буэндиа природа все больше наступала на человека. Наивысшим выражением этого наступления стал многолетний дождь и ураган в финале повествования. Дом Буэндиа к этому времени представлял собой заросшую травой хибару, а новорожденного младенца, последнего представителя рода, уничтожили муравьи.

Вторая линия затрагивает социальную проблему. Изолированность общества, оторванность от внешнего мира неизбежно ведет его к гибели. Это хорошо прослеживается на примере самого города Макондо, лишенного притока свежей энергии, что закончилось его распадом и уничтожением.

Третья линия – временная. В Макондо был нарушен главный закон времени – его естественное течение с назначенной самой природой скоростью. В этом городе, вопреки природе, время могло остановиться на какой-нибудь период или вообще изменить свой ход – стрелки на часах начинали двигаться назад. В такие моменты и происходили повторения судеб, имен и т.д. В конце повествования все три линии сходятся воедино.

Реальность и вымысел

Роман насыщен эпизодами, в которых вымысел соседствует с реальностью. Автор, используя язык образов, превращает фантастические вещи и явления в обыденные. Примером может служить вознесение Ремедиос Прекрасной, подъем падре Никанора над землей на двадцать сантиметров и др. В подобных случаях Маркесу удается найти способ, чтобы читатель убедился в реальности происходящего: Ремедиос улетает в небо на белоснежных простынях; падре, прежде чем приподняться, пьет горячий шоколад, помогающий ему преодолеть притяжение земли. У читателя возникает чувство нахождения на грани реальности и магической иллюзии.

Этой же цели служит и упоминание в романе об алхимиках Македонии. Так, Мелькиадес при помощи алхимии снова становится молодым. Но это выглядит скорее насмешкой, поскольку он демонстрирует восторженным зрителям свою вставную челюсть, что можно расценивать, не как магию, а как обман.

В образе живых людей появляются в романе и умершие. Это не призраки, а реальные существа, кочующие из одного дома в другой, с которыми можно контактировать. Взять хотя бы Пруденсио Агиляра, погибшего от руки Хосе Аркадио. Появление Пруденсио в доме Буэндиа вынуждает супругов покинуть деревню. Пруденсио в романе олицетворяет угрызения совести Хосе Аркадио. Сама смерть в романе – это не зловещая старуха с косой, а вполне обычная женщина, одетая в синее платье. По ее приказу Амаранта должна сшить для себя саван, но смерть можно и провести: достаточно на долгие годы растянуть шитье.

Реальность в произведении также покрыта налетом волшебства и загадочности. Один из сыновей полковника Аурелиано, Аурелиано Печальный, догадывается, что привидение, бродившее по дому Буэндиа, не кто иной, как забытая всеми Ребека. Пергаменты, которые составляют содержание романа, также оказываются магическими.

В романе автор обращается к элементам библейских и античных мифов. Так, Хосе Буэндиа, подобно Аврааму, пускается на поиски новых земель и основывает Макондо. Напоминает библейский потоп и ливень, который обрушился на город и не прекращался более четырех лет. Все поступки персонажей романа управляются какой-то невидимой судьбой, неизбежно приближающей героев к трагической развязке. Роман Маркеса можно сравнить с Библией, в которой обнажены все человеческие грехи и деяния, за которые следует наказание.

Тема одиночества

Исторический аспект одиночества

Маркес включил в свой роман некоторые фрагменты из истории Колумбии, которые имели место на протяжении столетия. На примере небольшого городка Макондо показаны потрясения, которые ему довелось пережить: гражданские войны, восстания, присутствие в стране северо-американской банановой компании и т.д. Писатель отмечал, что жители стран Карибского бассейна – носители внутреннего одиночества. Это одиночество сформировалось как результат немыслимых испытаний, которые довелось пережить народам этого региона и стало частью их самосознания, национальной чертой.

«…Неизбывная боль и насилие в нашей истории – это итог вековой несправедливости и бесконечного горя. …Таков, друзья мои, масштаб нашего одиночества. Нежелание Запада понять особенности Латинской Америки способствует только тому, что мы все больше становимся незнакомцами, все менее свободными, все более одинокими» (Г. Маркес).

Одиночество героев

Одиночество в романе является ведущей темой повествования. Оно становится наследственной чертой каждого члена семьи Буэндиа. С самого рождения персонажи имеют «одинокий вид», а определенные жизненные обстоятельства постепенно ввергают их в вечное, пожизненное одиночество. Несмотря на то, что большинство из них наделены решительностью, сильным и энергичным характером, они вынуждены мириться с этим родовым пороком.

Сам городок, где обитают герои, также обречен на забвение и одиночество. Макондо расположен вдали от цивилизации крупных городов. Обо всех новостях большого мира  и технических новинках горожане узнают от кочующих цыган, которые периодически появляются в Макондо. Стихия, обрушившаяся на город в виде многолетнего дождя, еще сильнее отдаляет его от внешнего мира. Автор отмечает, что женщины все реже и реже рожают детей, а животные практически перестали приносить приплод.

Несмотря на то, что героев окружают многочисленные родственники, вся их сущность пронизана душевным холодом, неспособностью любить и одиночеством. Оно коснулось всех без исключения представителей рода Буэндиа. Особенно ярко проявилось оно у полковника Аурелиано. Именно одиночество и неумение любить гонит героя на фронт. Ведь только по-настоящему одинокий человек может годами воевать без передышки. Возможно, в этом кроется желание обзавестись друзьями или героически встретить смерть. Но, вернувшись в Макондо, он даже самым родным людям запрещает переступать границу трехметрового круга, который начертил вокруг себя. Подписав перемирие, он предпринимает попытку свести счеты с жизнью, потому что страшится будущего. Но попытка оказывается неудачной. Тогда Аурелиано запирается в мастерской и в полном одиночестве до конца жизни мастерит золотых рыбок.

Проблему одиночества автор объясняет разными причинами. Практически у каждого из членов рода Буэндия отсутствует способность любить. Большую роль играет и внешняя изоляция (одинокая Ребека; Меме, разлученная с любимым и помещенная в монастырь; не покидающие каморку Мелькиадеса Аурелиано Хосе и Хосе Аркадио Второй). Присутствует в романе и одиночество, обусловленное физическим недугом (утративший разум родоначальник клана Хосе Аркадио Буэндиа, умерший в одиночестве под каштаном в своем саду и его потерявшая зрение жена, мудрая Урсула). Одиночество любви преследует Меме и Маурисио, а также Аурелиано и Амаранту Урсулу.

Несмотря на то, что каждый представитель семьи имеет свой неповторимый характер и судьбу, живет по своим собственным законам, итог жизни у них один и тот же – поражение, одиночество, несчастье. Героев не спасают даже безумные идеи, которые они стремятся воплотить, потому что в итоге их ждет осмеяние, унижение, неудача и все то же одиночество. Начиная с родоначальника династии, и кончая последним Аурелиано, который был сметен ураганом вместе с городом, все они появляются на свет и умирают, так и не познав самой простой, но невероятно важной человеческой потребности – потребности в любви. Финал романа демонстрирует фатальность, неизбежность, погружение в грех, зацикленность, как наследственный недуг, который приводит к гибели рода Буэндиа.

Тема любви

В романе эта тема раскрывается автором через неспособность героев любить. Любовь, показанная в произведении, на самом деле таковой не является. Это, скорее, любовная зависимость, одержимость, приносящая лишь мучения и боль. Она не похожа на то высокое чувство, которое принято называть любовью. Для героев романа эта подмена любви представляет собой либо удовлетворение плотских желаний, либо безумную страсть, которая приводит их к запретной любви, то есть, к инцесту.

Любовь не несет героям спасения, потому что им не суждено понять и прочувствовать всю глубину этого чувства. Даже такой персонаж, как Ремедиос Прекрасная, которая должна быть олицетворением любви, оказывается лишенной способности любить, а ее неземная красота становится причиной смерти окружающих ее героев.

Все дети рода Буэндиа, как правило, появлялись на свет от не любящих друг друга родителей. Только последний ребенок этой семьи стал плодом запретной, но искренней любви. Мечтой его родителей было вырастить совершенно нового потомка их рода, не похожего на своих предков. Но клан Буэндиа неотвратимо приближался к своему краху, поэтому самой судьбой не предполагалось никаких отклонений от этого рокового пути. Новорожденный мальчик, родившийся со свиным хвостиком, стал последним представителем рода Буэндиа на этой земле.

Инцест

Издавна в семье Буэндиа существовал миф о том, что ребенок, появившийся на свет вследствие родственной связи, будет иметь свиной хвостик. Но герои романа игнорировали это предупреждение. Запретная связь возникала снова и снова между родственниками разных поколений на протяжении всего повествования. Первыми героями, нарушившими табу, стали Хосе Аркадио Буэндиа и его двоюродная сестра Урсула. Молодые люди выросли вместе и знали про существование у них дяди, который был рожден со свиным хвостиком. Тем не менее, они поженились, и уже их первенец, Хосе Аркадио, также женился на своей сестре Ребеке.

В свою очередь, незаконнорожденный сын полковника Аурелиано сделал предложение своей тете Амаранте, воспитавшей его с детства. Если бы не ее отказ, семья Буэндиа пополнилась бы еще одной парой грешников. Отношения между сыном Аурелиано Второго, Хосе Аркадио и Амарантой также выходили за черту родственной любви. И, наконец, страстная любовь Аурелиано Вавилонья и его родной тети Амаранты Урсулы привела к рождению последнего представителя рода Буэндиа. Символично, что эта взаимная, настоящая любовь стала причиной гибели всего клана, как и было предсказано в зашифрованных манускриптах Мелькиадеса.

Тема смерти

Одним из элементов реальности, в которой существуют герои, является смерть. Она присутствует в каждом поколении рода Буэндиа и преследует его представителей до последней строчки романа. Смерть не сразу появляется в Макондо, об этом свидетельствует тот факт, что долгое время в городе даже не было кладбища. Пожалуй, единственной героиней произведения, олицетворяющей жизнь, является супруга главы клана Буэндиа, Урсула. Но у этой женщины рождается сын, полковник Аурелиано, который становится символом одиночества и смерти. Таким образом, олицетворение жизни (Урсула) порождает символ смерти (Аурелиано). Так как смерть (Аурелиано) не способна породить жизнь, то все семнадцать сыновей полковника погибают в молодом возрасте, в самом расцвете сил, оставив отца без единого наследника.

Несмотря на то, что время смерти можно отсрочить, от нее невозможно скрыться навсегда. Постепенно и неотвратимо, одного за другим она забирает членов семьи Буэндиа. Но даже она не приносит им вожделенного успокоения. Кончина каждого из них несет на себе налет какой-то бессмысленности: загадочная смерть Хосе Аркадио, смерть Ремедиос, гибель Аурелиано Хосе, казнь Аркадио. Не найдя покоя даже после смерти, они мечутся среди живых, соприкасаются с ними, но все так же страдают от одиночества.

Краткое содержание

Глава 1

Полковник Аурелиано Буэндиа вспоминает о том, как в детстве отец показал ему лёд, который принес в город старый цыган Мелькиадес. Ежегодно в марте цыгане посещают город Макондо и знакомят его жителей с современными изобретениями, такими как магниты, увеличительное стекло и телескоп. Каждый раз Хосе Аркадио Буэндиа, основатель Макондо, одержим новой идеей. Но его жена Урсула выражает недовольство и мешает ему воплощать свои фантазии.

С помощью навигационных инструментов Хосе Аркадио Буэндиа обнаруживает, что Земля круглая. Цыганский пророк Мелькиадес дает ему материалы для алхимии, вскоре они становятся близкими друзьями. Когда Урсула настраивает город против цыган, Хосе Аркадио Буэндиа не одобряет ее действий.

Желая открыть другие «цивилизации», Хосе Аркадио уезжает. После того, как он и его люди натыкаются на испанский корабль, они обнаруживают море. Он предлагает переместить Макондо в лучшее место, но Урсула отказывается. Когда цыгане возвращаются, Хосе Аркадио Буэндиа пытается найти Мелькиадеса, но узнает, что тот умер.

Анализ

В первой главе читатель знакомится с первым и большей частью второго поколения семьи Буэндиа. Также представлен их «по-настоящему счастливый» город. Макондо расположен на берегу реки и состоит из 20-ти домов. При помощи метафор и волшебных образов автор рассказывает, что в Макондо происходят магические вещи. Например, Хосе Аркадио Буэндиа обнаруживает в себе «наследственную память»; Аурелиано, родившийся с открытыми глазами и «плакавший во чреве матери», обладает экстрасенсорными способностями.

Глава 2

Несмотря на неодобрение обеих семей, Хосе Аркадио Буэндиа женится на своей двоюродной сестре Урсуле. Из-за «зловещих предсказаний» матери Урсула избегает интимных отношений с мужем, опасаясь, что у их детей будут свиные хвостики.

Год спустя Хосе Аркадио Буэндиа побеждает в петушиных боях. Его противник, Пруденсио Агилар, издевается над ним из-за того, что он до сих пор не имеет интимной связи с женой. Оскорбленный Хосе Аркадио убивает его. После убийства пара видит призрак Пруденсио; Хосе Аркадио мучается от угрызений совести. Они решают уйти из деревни.

Принеся в жертву петухов и закопав орудие убийства, они пересекают горы в поисках моря. Хосе Аркадио Буэндиа убеждает семью и друзей, которые сопровождали его, остаться на реке. Там они основали Макондо. В их семье наступил полный покой и достаток. Урсула занимается изготовлением леденцов в виде разных зверушек и птиц. В семье рождаются дети: мальчики Хосе Аркадио и Аурелиано и дочь Амаранта.

Анализ

Легенда о дяде, родившимся со свиным хвостиком, не отменила женитьбу Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Этот выбор похож на юношеский бунт, хотя автор утверждает, что «их брак был предсказан с момента их появления на свет». Это присутствие судьбы в жизни героев поддерживает тему магического реализма. Фантастические элементы уравновешиваются реальными деталями. Например, Амаранта родилась в «январский четверг в два часа ночи». Эта информация способствует правдоподобию истории.

Способность перемещаться между прошлым и настоящим создает замкнутый круг. После того, как отец ударил Хосе Аркадио за то, что тот сказал, что его «извлеченное золото» напоминает собачьи фекалии, он уезжает с цыганами, восставая против своих беспокойных родителей.

Глава 3

Вскоре после рождения Аркадио Пилар приносит его в дом бабушки и дедушки. Когда приезжают цыгане, Урсула запрещает им оставаться, обвиняя их в исчезновении Хосе Аркадио. Когда Хосе Аркадио Буэндиа приглашает племя Мелькиадеса вернуться, ему сообщают об их исчезновении. Аурелиано предсказывает прибытие Ребеки.

Приняв Ребеку как свою собственную дочь, Буэндиа обнаруживают, что она страдает бессонницей. Вскоре ею заболевает весь город. Появляется Мелькиадес, словно восставший из мертвых. Он не мог оставаться на том свете из-за мучительного одиночества. Он излечивает жителей Макондо. Судья по имени дон Аполинар Москоте приезжает в город и приказывает выкрасить все дома в синий цвет. Хосе Аркадио Буэндиа отправляет его обратно. Когда Дон Москоте возвращается со своей семьей и солдатами, Хосе Аркадио позволяет им остаться, но считает его врагом. Аурелиано испытывает чувства к дочери градоначальника, Ремедиос.

Анализ

Урсула стремится сделать свой дом еще больше. Тема любви, в данном случае семейной, проявляется в ее действиях. Она заботится о том, чтобы в их доме было достаточно места для следующих поколений. Это говорит о ее ожиданиях того, что ее семья останется рядом с ней. Также ее любовь проявляется, когда она следует за своим сбежавшим сыном.

Макондо (символ Колумбии, родной страны Габриэля Гарсиа Маркеса) развивается и растет. С приходом правительства город начинает меняться, это содержит намек на противоречивую историю Колумбии. После того, как прибывает дон Аполинар Москоте и начинает выдвигать требования, Хосе Аркадио Буэндиа говорит ему, что не хочет убивать его и потом страдать от того, что его преследуют умершие. Это показывает, как убийство Пруденсио Агилара продолжает причинять ему психологические страдания.

Глава 4

После ремонта дома Буэндиа Урсула обставляет его «дорогостоящими предметами первой необходимости» и устраивает бал. Приходит Пьетро Креспи, чтобы настроить пианолу. Он показывает, как ею пользоваться.

Аурелиано вступает в интимные отношения с Пилар, которая обещает помочь ему завоевать Ремедиос. Аурелиано спорит с родителями по поводу своего намерения жениться на ней. Тогда его отец настаивает, чтобы Ребека вышла замуж за Пьетро. После смерти Мелькиадеса Хосе Аркадио Буэндиа устраивает ему почетные и многолюдные похороны.

Попросив Пилар прочитать ее записи, Ребека узнает, что она должна похоронить кости своих родителей, чтобы обрести счастье. Хосе Аркадио Буэндиа находит кости в стене и закапывает их рядом с Мелькиадесом. Призрак Пруденсио Агилара снова начинает навещать Хосе Аркадио Буэндиа и он постепенно сходит с ума. Аурелиано, не в силах остановить безумие отца, ищет помощи у соседей. Хосе Аркадио Буэндиа привязывают к каштану. В Макондо возвращается Амаранта.

Анализ

Похороны Мелькиадеса, а затем и родителей Ребеки по-разному влияют на семью Буэндиа. Смерть Мелькиадеса, кажется, спровоцировала безумие Хосе Аркадио Буэндиа, а захоронение костей ее родителей позволяет Ребеке познать романтическую любовь. Романтическая любовь нарушает гармонию в доме. Ребека влюблена в Пьетро, ​​который возвращается, чтобы починить пианолу, которую Хосе Аркадио Буэндиа сломал, удалив какую-то важную деталь. Измученная любовью, она возвращается к своей дурной привычке есть землю.

После того, как любовь Ребеки раскрывается, у Амаранты возникают романтические чувства к Пьетро. Во время поминок Мелькиадеса Амаранта признается в любви Пьетро, ​​который не воспринимает ее всерьез и влюблен в Ребеку. Любовь и ревность переплетаются в этом любовном треугольнике. Ребека похоронила кости своих родителей, чтобы найти счастье, но возвращается к своим привычкам есть землю из-за Пьетро. Пьетро заботится о Ребеке, но Амаранта может быть более подходящей парой для Пьетро. Однако поведение Амаранты показывает, что она также влюблена в Пьетро, ​​и это негативно влияет на ее отношения с Ребекой. Несмотря на то, что одна любовь взаимна, а другая нет, о любовных чувствах обеих девушек становится известно Урсуле, когда она находит неотправленные письма в их комнатах. Письма красиво упакованы, надушены и перевязаны розовым бантиком.

Глава 5

Через месяц после того, как Ремедиос потеряла невинность, они с Аурелиано женятся. Отец Никанор знакомит жителей Макондо с религией и начинает строить церковь. Чтобы ускорить строительство, Урсула и Пьетро жертвуют большие суммы. Ссоры Ребеки и Амаранты продолжаются, пока Ребека и Пьетро планируют свою свадьбу. Амаранта намеревается отравить Ребеку.

Неожиданно Ремедиос, беременная близнецами, умирает, и вся семья горько оплакивает эту утрату. После того, как свадьба откладывается, Ребека снова начинает есть землю. Когда младший Хосе Аркадио возвращается от цыган, у них с Ребекой начинается роман. Урсула запрещает им оставаться в доме. Молодожены поселяются недалеко от кладбища.

Начинается война, город находится в оккупации, солдаты расправляются с мирным населением. Аурелиано в звании полковника встает на защиту города. Аркадио назначается правителем Макондо. Аурелиано покидает город вместе с войсками революционера Викторио Медины. Он обещает тестю, Аполинару Москоте, безопасность.

Анализ

Внедрение религии в Макондо еще больше усложняет жизнь города. Во время импровизированной мессы отец Никанор поднимается на «шесть дюймов» над землей, а затем повторяет это действие, чтобы собрать пожертвования для церкви. Использование магического реализма в этой ситуации с деньгами показывает манипуляцию церкви. Хосе Аркадио Буэндиа, единственный, кто сомневается в отце Никаноре, требует доказательств существования Бога. Поскольку Хосе Аркадио Буэндиа подвергается остракизму, отец Никанор пытается помочь ему из желания спасти свою душу, а затем просто потому, что ему жаль его, видя, что Хосе Аркадио Буэндиа не заинтересован в обращении. Церковь не может заставить Хосе Аркадио пожертвовать деньги. Отец Никанор отказывается от проекта, опасаясь за безопасность своей веры, поскольку не может доказать существование Бога. В этом эпизоде эти двое представляют собой полярности: религия и наука, старое и новое, консервативное и либеральное.

Присутствие Ремедиос в семье Буэндиа привносит свежее дуновение, которое некоторым кажется чуждым. Когда Ремедиос умирает, Урсула требует один год траура с полным молчанием и хранит рядом с собой фотографию Ремедиос с зажженной масляной лампадой. Из чувства вины Амаранта усыновляет Аурелиано Хосе, которого Ремедиос воспитывала как своего собственного сына. После того, как Ребека уходит от Пьетро к Хосе Аркадио, Пьетро ищет Амаранту. Ребека и Хосе Аркадио вступают в типичные для семьи Буэндиа запретные отношения, хотя они выросли вместе. Пьетро когда-то был объектом желания и Ребеки, и Амаранты, теперь Амаранта одерживает победу, зная, что Пьетро ее очень любит.

Глава 6

Когда полковник Аурелиано Буэндиа уходит воевать, он назначает Аркадио правителем Макондо. В его отсутствие Аркадио проявляет себя, как «самый жестокий правитель, которого когда-либо знал Макондо». Когда он нападает на дом дона Аполинара Москоте, Урсула порет его плетью.

Все жители с нетерпением ждут свадьбу Амаранты и Пьетро Креспи. Но когда юноша делает предложение, Амаранта его отвергает. Вскоре Пьетро, романтичный и чувствительный человек, кончает с собой. По нему скорбит весь город. Из-за угрызений совести Амаранта сжигает себе руку на углях.

Пилар Тернера познакомила Аркадио с девушкой. Санта София де ла Пьедад стала его гражданской женой и родила троих детей – Ремедиос Прекрасную, Хосе Аркадио Второго и Аурелиано Второго. В браке с Ребекой Хосе Аркадио превратился в прекрасного семьянина и работника. Во время одного из многочисленных военных конфликтов, Аркадио был расстрелян.

Анализ

После того, как потомки Буэндиа покидают родительский дом, Урсула жалуется мужу: «Мы снова вдвоем, как и в начале». Аркадио, чей характер меняется после получения власти, показан в романе, как неуклюжий ребенок в неподходящей по росту поношенной одежде, с «женскими ягодицами», которые он унаследовал от своей биологической матери. Посыльный, замаскированный под женщину доставляет Аркадио военные приказы. Но он игнорирует их, и 350 солдат погибают. Гордый и мужественный диктатор, Аркадио не будет подчиняться приказам женщины – или, в данном случае, мужчины, замаскированного под женщину. Вместо этого он предпочитает действовать по собственной воле, что приводит к гибели многих мужчин.

Глава 7

После того, как полковник Аурелиано Буэндиа попадает в плен, война заканчивается. В качестве наказания его должны казнить в Макондо. Когда его доставляют в город, он просит Урсулу навестить его в тюрьме. Она приходит одна и приносит сумку. Уходя, она дает ему револьвер. Поняв, что расстрел полковника может иметь серьезные последствия, солдаты откладывают казнь и выбирают того, кто исполнит приговор.

В доме Урсулы живет Санта София де ла Пьедад и трое ее детей: Ремедиос Прекрасная и близнецы. Хосе Аркадио загадочно умирает (необъяснимое убийство или самоубийство), Ребека уходит в свой дом и живет затворницей. Когда кто-то пытается отравить полковника Аурелиано Буэндиа, Урсула спасает его. В последние дни Хосе Аркадио Буэндиа общается только с призраком Пруденсио Агилара, который является ему два раза в день.

Анализ

Когда умирает Хосе Аркадио Буэндиа, идет дождь из желтых цветов, создавая ощущение, что даже природа оплакивает мертвого патриарха. В начале главы Урсула, зная, что ее сын в плену, слышит его голос, так он подает матери сигнал о том, что еще жив. И Урсула, и полковник Аурелиано Буэндиа наделены предчувствием. Но только Пилар является единственной, кто может использовать свои экстрасенсорные способности по своему желанию.

После того, как Хосе Аркадио умирает, капля крови из его раны проникает в дом матери. Она обходит ковры, чтобы не испачкать их и достигает кухни, где Урсула печет хлеб. Автор описывает этот эпизод при помощи очень длинного предложения, чтобы акцентировать внимание на том, какой длинный путь проходит кровь Хосе Аркадио. Обнаружив кровь, Урсула следует за ней, чтобы найти тело своего сына. Сочетание фантастического образа крови сына, ищущего свою мать, с длинными предложениями показывает всю глубину семейной любви.

Глава 8

Между Амарантой и Аурелиано Хосе, её племянником, возникает роман. Но когда он делает ей предложение выйти замуж, она отказывает. В дом Буэндиа постоянно приходят женщины с просьбой, чтобы Урсула окрестила их детей. Эти дети – внебрачные сыновья полковника Аурелиано: их у него было семнадцать от семнадцати разных женщин. Урсула всем мальчикам при крещении давала одинаковое имя – Аурелиано.

Анализ

Несмотря на то, что Амаранта принадлежит к роду Буэндиа, она выступает в роли антагониста, постоянно нарушая гармонию в семье. Став взрослой, она несет ответственность за то, чтобы не перейти черту семейной любви с Аурелиано Хосе. Когда он спорит с ней, она объясняет, что боится, как и Урсула, что их дети родятся с хвостиком поросенка. Он же, напротив, придерживается мнения Хосе Аркадио Буэндиа: «Меня не волнует, родятся ли они с хвостами». Это противоречие мнений иллюстрирует тему прошлого и настоящего. После того, как возможность романтической любви с Амарантой становится невозможной, Аурелиано Хосе уходит из семьи.

Глава 9

Полковник Геринельдо Маркес, уставший от войны, находит утешение у Амаранты в ее швейной мастерской. После четырех лет ухаживаний она отказывается от его предложения. Когда полковник Аурелиано Буэндиа возвращается в Макондо «в самый критический момент войны», его отношения с полковником Геринельдо Маркесом портятся. Поковник предает либеральную партию, подписывая договор о перемирии, что идет вразрез со всем, за что он боролся и во что верил. После подписания документа полковник Аурелиано Буэндиа стреляет себе в сердце, но делает промашку. Урсула в честь возвращения Аурелиано делает в доме ремонт.

Анализ

Полковник Аурелиано уничтожает все свидетельства о себе, кроме дагерротипа Ремедиос, к которому Урсула запрещает ему прикасаться. Автор сравнивает его действия с процессом закапывания его отцом оружия, которым он когда-то убил Пруденсио Агилара. Этим раскрывается тема прошлого и настоящего: сын повторяет действия своего отца.

Глава 10

Дети и внуки выросли. Урсула переживает, что оба её правнука унаследовали только недостатки и ни одного достоинства, а от красоты её правнучки веет смертью. Аурелиано Второй женится на девушке из знатной семьи – Фернанде дель Карпио. У них рождается сын Хосе Аркадио. Урсула объявляет, что сама будет воспитывать ребенка, несмотря на то, что по возрасту приближается к столетнему рубежу.

Хосе Аркадио Второй влюблен в Петру Кортес, но его брат-близнец Аурелиано Второй отбивает её, изменив жене. Фернанда мирится с тем, что муж теперь живет с любовницей. Ремедиос Прекрасная всех восхищает своей красостой, в неё влюбляются все, но сама она «не от мира сего». Ей было чуждо все земное, она не знала ни любви, ни греха. Сыновья полковника часто приезжали в Макондо. Аурелиано Печальный построил здесь железную дорогу.

Анализ

Тема прошлого и настоящего раскрывается в эпизодах с «озорными» близнецами. Урсула замечает, что имя ребенка определяет его характер. Она отмечает, что Аурелиано «замкнутый» и «ясный», в то время как Хосе Аркадио амбициозен, одержим и «отмечен трагическим знаком». В главе показано их развитие, что подтверждает мнение Урсулы о том, что близнецы изменились внешне. Аурелиано Второй стал великаном, а Хосе Аркадио Второй – тощим. Урсула вспоминает, как ее супруг Хосе Аркадио Буэндиа разговаривал сам с собой. Когда она обнаруживает, что Аурелиано Второй разговаривает с призраком Мелькиадеса, она сравнивает его со своим покойным мужем.

Полковник Аурелиано Буэндиа снова начинает изготавливать золотых рыбок. Он использует золотые монеты, символ Золотого века Испании, которые плавит и превращает в рыб. После завершения процесса он обменивает золотых рыбок на другие золотые монеты: «раздражающий порочный круг». Но ему нравится это занятие, потому что скука отвлекает его от мыслей о войне.

Политические волнения Макондо, символизирующие беспорядки в Колумбии, показаны в «кровавом карнавале». Тридцать девять человек ранены или мертвы. Однако глава заканчивается романтической нотой. После шестимесячного периода траура и исцеления Аурелиано Второй находит Фернанду и женится на ней. В том же предложении цветы на братской могиле с погибшими в резне окончательно вянут, а свадебное торжество Аурелиано Второго и Фернанды длится 20 дней. Маркес противопоставляет, таким образом, политическую и личную стороны жизни.

Глава 11

После двух месяцев брака Фернанда покидает Макондо, потому что Аурелиано Второй закрутил роман с Петрой. Когда Фернанда требует объяснений, он утверждает, что это только для того, чтобы обеспечить себе состояние благодаря удаче, которую Петра приносит ему в разведении животных.

Обстановка в доме Буэндиа и семейная иерархия меняются. После того, как Урсула слепнет и слабеет из-за возраста, Фернанда берет на себя управление домом. Она рожает сына и дочь от своего мужа, мальчика Хосе Аркадио и девочку Меме.

Чужеземцы стали приезжать в Макондо, чтобы разбогатеть. Американец мистер Герберт разбил в Макондо банановую плантацию. Начались бесчинства. Полковник Аурелиано решил дать отпор. В ответ на его действия неизвестные убили всех его сыновей в один день.

Анализ

В этой главе исследуется предыстория Фернанды и Петры. Под руководством «духовного наставника» Фернанда носит с собой календарь с золотыми ключиками. В нем указано 42 дня, когда пара может иметь сексуальный контакт. Аурелиано Второй ищет Петру, чтобы продолжить любовные отношения.

На протяжении всей главы появляются волшебные элементы, поддерживающие тему магического реализма. В этой главе также рассказывается о железной дороге, символизирующей превращение Макондо в процветающий город. Когда Аурелиано рисует схему связи с внешним миром, Урсула снова испытывает дежавю, сравнивая прошлое и настоящее. Железная дорога символизирует прогресс и будущее, но также несет с собой рост населения и связанные с этим проблемы.

Глава 12

Благодаря железной дороге жители Макондо знакомятся со многими неизвестными до этого вещами.  Не пройдет и года, как коренные жители с трудом узнают Макондо. Через год после первого визита мистера Герберта город узнает о планах посадить здесь банановые деревья. Прибывают еще двое Аурелиано. Ремедиос Прекрасная продолжает очаровывать мужчин. Однажды, помогая женщинам снимать высохшие простыни, она возносится на небеса.

После того, как полковник Аурелиано Буэндиа заявляет, что планирует новую войну, всех его сыновей казнят, кроме Аурелиано Амадора. Он исчезает в горах. Полковник Аурелиано Буэндиа оплакивает сыновей три месяца, а затем ищет поддержки у полковника Геринельдо Маркеса в прекращении войны, которую они начали. Маркес отказывается.

Анализ

Изменения в Макондо описываются по мере того, как город наводняют «иностранцы», проводится электричество и, наконец, возникает банановая компания. Воздействие перемен на коренных жителей Макондо состоит в «постоянном чередовании волнения и разочарования, сомнения и откровения».

Изменения затрагивают семью Буэндиа, прошлое снова соотносится с начтоящим. Поезд теперь занимает место цыганского каравана былых времен. Полковник Аурелиано Буэндиа уходит от людей в свою мастерскую. Призрак Хосе Аркадио Буэндиа снова начинает ходить по дому. Возводится лагерь из домов с цинковыми крышами и отдельный городок для особняков с «пальмами» и «экранированными окнами», символизирующий колонизацию Колумбии.

Привлекательность Ремедиос Прекрасной не дает покоя мужчинам. В ее красоте есть что-то магическое. Урсула изолирует ее, заставляя семнадцать сыновей полковника Аурелиано спать в другом месте. Когда один мужчина забирается на крышу, чтобы посмотреть, как купается Ремедиос, и пытается спрыгнуть в ванную, то разбивается насмерть. Из-за несчастий, которые она притягивает, люди начинают верить, что она обладает «силой смерти», Ремедиос остается одна, потому что все начинают боятся ее любить.

Глава 13

Урсула старается скрывать свою слепоту, потому что хочет продолжать участвовать в делах семьи. Несмотря на плохое зрение, она знает правду о своих детях. Она огорчена тем, что не может помочь Хосе Аркадио стать папой, и он уходит в семинарию. Аурелиано Второй, надсмотрщик банановой компании, предпочитает общество Петры, а не Фернанды. С тех пор, как Петра стала его любовницей, его бизнес расцвел.

Полковник Аурелиано Буэндиа прекращает продавать своих золотых рыбок и уходит из семьи. Хосе Аркадио Второй возвращается домой, и Урсула уверена, что близнецы поменялись именами. Во время карнавального шествия полковник Аурелиано Буэндиа умирает во время мочеиспускания во дворе.

Анализ

По мере того как зрение Урсулы ухудшается, ее ясновидение усиливается. Ее материнское сердце признает «неспособность любить» полковника Аурелиано Буэндиа, а также «жестокосердие» и «концентрированную горечь» Амаранты. Она понимает, что единственный ребенок, у которого есть храбрость, которую она пыталась воспитать в своей семье, – это Ребека, – их приемный, не родной ребенок, и она испытывает чувство вины за то, что отвергла ее.

Полковник Аурелиано Буэндиа становится свидетелем нескольких признаков его надвигающейся кончины. В день его смерти Санта-София-де-ла-Пьедад спрашивает у него какое сегодня число. Это было 11 октября, что заставило его вспомнить любовницу, которая умерла рядом с ним в постели в этот же день. Моменты, предшествующие смерти, полны образов, предвещающих его конец. Когда он считает золотых рыбок, их 17, столько же его сыновей, которые были убиты. Во время сиесты ему снится повторяющийся сон, который напоминает видение его отца перед смертью, в доме, полном одинаковых комнат. Первое, что он видит в приближающемся цирке, это женщина, одетая в золото, символ Золотого века Испании, против которого он восставал большую часть своей жизни.

Глава 14

Город оплакивает полковника Аурелиано Буэндиа. Во время последних летних каникул Меме Аурелиано Второй останавливается в доме Буэндиа, и Фернанда зачинает Амаранту Урсулу. Из-за таланта и успеха Меме в игре на клавикордах Фернанда позволяет ей вести публичную жизнь, Меме заводит дружбу с американцами.

Пока Амаранта шьет саван, а Урсула слепнет, Фернанда сохраняет власть в доме. Надеясь, что Ребека умрет раньше нее, Амаранта сначала шьет саван ей. Амаранта пытается продлить свою жизнь, откладывая шитье своего савана. После смерти Амаранты Урсула больше не встает, и о ней заботится Санта София де ла Пьедад.

После окончания траура по Амаранте Меме вступает в связь с Маурисио Бабилония. Когда Фернанда замечает, что Меме целуется с кем-то в кино, она запрещает ей выходить из дома. Заподозрив, что Меме встречается с Бабилонией в душе, Фернанда просит мэра поставить охрану. Он стреляет в любовника Меме, после чего он оказывается парализованным до конца жизни.

Анализ

Напившись тростникового ликера, Меме испытывает «редкое чувство храбрости». Она хочет сбежать из школы и бросить клавикорды. Когда Фернанда спрашивает ее, она говорит ей и Амаранте, которые не разговаривают друг с другом: «Я только сейчас обнаружила, как сильно я люблю вас обеих». Она произносит это с сарказмом, и это показывает, насколько негативно на семью влияют две хозяйки в одном доме.

Меме, самая современная из всей семьи, страдает от действий Фернанды. Когда ее мать замечает ночью желтых бабочек, которые олицетворяют для нее «невезение», она шпионит за Меме. Фернанда калечит любовника Меме, пока ее дочь ждет «обнаженная и дрожащая от любви среди скорпионов и бабочек». В этом случае желтые бабочки действительно приносят семье несчастье.

Глава 15

Меме родила сына. Фернанда спрятала мальчика, чтобы его никто не увидел, и сказала всем, что он найденыш. Когда умер Маурисио, Меме перестала разговаривать. Фернанда отвезла ее в монастырь.

Хосе Аркадио Второй разводил бойцовых петухов и вёл разгульный образ жизни. Рабочие банановой фермы подняли восстание, и их расстреляли. Хосе Аркадио Второй избежал гибели. Вагоны с тремя тысячами убитых увидел Хосе Аркадио Второй, но никто ему не поверил. Он заперся в доме и стал изучать записи Мелькиадеса. После расстрела рабочих в Макондо начался сильнейший ливень, продолжавшийся 4 года 11 месяцев и 2 дня.

Анализ

Характер Фернанды контрастирует с характером Урсулы. Урсула хочет, чтобы ее дочери оставались дома, поэтому она разрешает им вступать в отношения, но и следит за ними. Суровая Фернанда не только разрушает судьбу Меме, но и отвозит ее в монастырь, где когда-то выросла сама. Фернанда  сообщает Хосе Аркадио, что Меме мертва. Она думает об убийстве Аурелиано, но вместо этого скрывает его от других. Аурелиано Второму требуется три года, чтобы узнать о существовании ребенка.

Глава 16

Постаревший Аурелиано Второй вернулся к Фернанде и стал воспитывать младшую дочь Амаранту Урсулу и внука (сына Меме) Аурелиано. Позже он вновь пришел к Петре Котес. Урсула знала, что умрет после окончания дождя, и это произошло. Ей было от ста пятнадцати до ста двадцати лет. Она была очень маленькой, поэтому её похоронили в гробу размером с корзину. Ребека умерла в том же году.

Аурелиано Второй выиграл в лотерею и отправил Амаранту Урсулу в Брюссель на обучение. Вскоре он заболел раком горла и умер в мучениях. В момент его смерти умер и его брат-близнец Хосе Аркадио Второй, который долгое время жил затворником.

Анализ

Автор уравновешивает элементы магического реализма с настоящими событиями. Например, чтобы подчеркнуть маловероятность дождя, упоминается, что в этом районе была засуха. Первое предложение главы начинается так: «Дождь шел четыре года, одиннадцать месяцев и два дня». Точность этого утверждения побуждает сомневающихся читателей поверить. Дождь смягчает характер Фернанды. Когда она видит, что ее муж реагирует на спрятанного Аурелиано с «прекрасным удовольствием дедушки», она сожалеет, что скрывала его.

После того, как Аурелиано Второй замечает, что его внешний вид меняется – он стареет и теряет вес – начинает меняться и его характер. Он принимает более активное участие в жизни детей. Когда он «думает о Петре Котес без дрожи», он понимает, что его сексуальные потребности изменились. Когда он предлагает ей заняться любовью, она вежливо отказывается, настаивая на том, что они слишком стары.

Главы 17, 18

Аурелиано живет в одиночестве, почти не выходит из комнаты. Он изучил все записи Мелькиадеса на санскрите и принялся их расшифровывать. По совету призрака Мелькиадеса Аурелиано просит Санта-Софию-де-ла-Пьедад купить в книжном магазине каталонца букварь для перевода. Также призрак Мелькиадеса сообщил, что письмена удастся расшифровать, когда им исполнится сто лет. Аурелиано требуется три года, чтобы перевести первый лист.

Тайком от Фернанды Петра Котес присылала в дом продукты. Вскоре Фернанда умерла. Затем вернулся Хосе Аркадио, её сын. Он восстановил комнату Меме. Чтобы отвлечься, он развлекал в доме детей, которые, вскоре обнаружили золото. После того, как четверо детей разгромили дом, Хосе Аркадио приказал им уйти. Пока он принимал ванну, дети ворвались, убили его и выкрали золото.

Анализ

Несмотря на то, что эти главы наполнены атмосферой смерти, в них также присутствуют элементы любви. Санта-София-де-ла-Пьедад, пример материнской любви, выполняет свое обещание гарантировать смерть Хосе Аркадио Второго, перерезав ему горло. Пережив своих детей, она покидает Макондо. В романе она выполняет роль положительной героини: трудолюбивая, уважительная, приятная. Аурелиано дарит ей 14 из 16 золотых рыбок, символ семейной любви и в знак своей признательности.

Когда Хосе Аркадио переезжает в старую комнату Меме, он приобретает качества, которые она проявляла, живя там: беспокойная любовная тоска наполняет сердце Хосе.

Главы 19, 20

Амаранта Урсула возвращается из Европы с мужем Гастоном. Через два года Гастон возрождает старый проект: «службу авиапочты» для отдаленного района, который он адаптирует для Макондо. Жители с подозрением относятся к его планам, опасаясь очередной банановой компании.

Когда Амаранта Урсула находится дома, Аурелиано меняет свой распорядок, только чтобы быть рядом с ней. Когда до него доносятся звуки из комнаты молодоженов, – он едва не сходит с ума от ревности. Чтобы отвлечься от мыслей об Амаранте Урсуле, он заводит роман с Нигромантой, много времени проводит с друзьями и совсем забрасывает рукописи Мелькиадеса.

Когда Аурелиано возвращается к рукописи, в его комнату все чаще заходит Амаранта Урсула, муж которой уехал в Бельгию. Когда он признается ей в своих чувствах, она сначала испытывает отвращение и решает уехать к супругу. Аурелиано находит утешение в компании Пилар. Однажды Пилар сообщает ему, что Амаранта Урсула ждет его.

Пилар Тернера дожила до 145 лет. Кости Фернанды в могиле содрогались от бурного романа её дочери с её же внуком. Никто так и не узнал о происхождении Аурелиано Хосе.

Амаранта Урсула забеременела. Любовники мечтали о семейном счастье, но женщина умерла во время родов от кровотечения. Родился младенец со свиным хвостиком, его по недосмотру Аурелиано Хосе, съели муравьи. Мальчик был последним из рода Буэндиа и единственным, кого зачали в любви.

Аурелиано Хосе расшифровал все письмена Мелькиадеса и узнал историю семьи. Там было пророчество о том, что первый в роду будет привязан к дереву, а последнего съедят муравьи. Когда будет прочитана последняя строка его пророчества, Макондо будет разрушен ураганом и навсегда исчезнет из памяти.

Анализ

Когда Амаранта Урсула начинает приводить в порядок дом Буэндиа, она избавляется от старинного хлама – «суеверий». Из уважения к Урсуле она сохраняет дагерротип Ремедиос по той же причине, по которой его хранил полковник Буэндиа, но не без насмешки: «Четырнадцатилетняя бабушка!»

Гастон думает, что любовь Амаранты Урсулы к Макондо угаснет, и когда это произойдет, он надеется вернуться с ней в Европу. Любовная страсть, вспыхнувшая между теткой и племянником, решает трагическую судьбу рода Буэндиа. Когда Аурелиано и Амаранта Урсула вступают в запретные отношения, дом начинает разрушаться. В то время как Макондо – символ печальной истории Колумбии, – дом является физическим воплощением линии семьи Буэндиа и ее благополучия. Дом начинают осаждать огромные рыжие муравьи. Несмотря на то, что шум, который они производят, достаточно громкий, влюбленные не слышат его, пребывая в счастливом бреду.

Тема любви в сочетании с темой прошлого и настоящего замыкает круг, которого до сих пор избегала вся семья. Линия Буэндиа начинается с Урсулы и Хосе Аркадио Буэндиа, которые женятся, несмотря на то, что являются двоюродными сестрой и братом. Их знание о подобных отношениях в их семье, в которой родился ребенок с хвостом, преследует их и мешает им заключить брак, в основном из-за страха Урсулы. Урсула всю свою жизнь посвящает тому, чтобы обеспечить гармоничное выживание своего рода, но вскоре после ее смерти род заканчивается на ребенке с хвостиком.

Вывод

Будет не совсем правильным рассматривать роман «Сто лет одиночества» лишь в плоскости истории одного рода и его семи поколений. Содержание произведения гораздо глубже: Маркес старается показать все этапы деградации социума, которые приводят к полной утрате духовности и морали и лишают людей смысла жизни. Автор ненавязчиво спрашивает, какие способы существуют для спасения человечества? Он намеренно оставляет вопрос открытым,  возможно, читателю самому захочется ответить на него, еще раз переосмыслить прочитанное и подумать над проблемами. Основная идея романа заключена в раскрытии мотивов для объединения людей. Цель автора – показать, что одиночество является антиподом единства. Человечество ожидает гибель без духовного единения и общественной морали.

Интересные факты

  • Билл Клинтон, будучи на посту Президента США, как-то признался, что «Сто лет одиночества» – его любимый роман. Это побудило его снять запрет на въезд в США Габриэлю Маркесу, который был наложен на него за дружбу с Фиделем Кастро;
  • Однажды к Маркесу обратился известный американский режиссер Харви Вайнштейн с предложением экранизировать роман. Отказа он не получил, но условия, выдвинутые писателем, были таковы: экранизировать по одной главе в год в течение 100 лет, при этом продолжительность каждого ежегодного эпизода должна быть не более двух минут;.
  • Пабло Неруда называл роман «Сто лет одиночества» самой значительной книгой после «Дон Кихота» Сервантеса;
  • первое издание романа было опубликовано в Буэнос-Айресе в 1967 году тиражом 8000 экземпляров. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров, роман переведён на 35 языков мира;
  • в 2006 году Педро Санчес, мэр Аракатака, где родился Маркес, выступил с предложением переименовать город в Макондо. «За» проголосовало 90%, но город так и не переименовали, так как не набралось необходимое для голосования количество человек.
Список используемой литературы:
  1. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. СПб, 2003.
  2. Попов Ю. Габриэль Гарсиа Маркес. Путь к славе. СПб., 2003.
  3. Земсков В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес. Очерк творчества. М., 1986.
  4. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.