Тэсс из рода д’Эрбервиллей (Томас Харди (Гарди) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1891 | Форма произведения: роман | Жанр: трагедия | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Главные герои: Тэсс Дарбейфилд, Энджел Клэр, Алек д'Эрбервилль Второстепенные герои: Миссис Брукс, Мерси Чант, Мистер Клэр, Миссис Клэр, Катберт Клэр, Феликс Клэр, Молочник Крик, Миссис Крик, Миссис Дарч, Кар, Нэнси Дарч, Миссис д'Эрбервилль, Абрахам Дарбейфилд, Хоуп Дарбейфилд, Джек Дарбейфилд, Джоан Дарбейфилд, Лайза-Лу Дарбейфилд, Модести Дарбейфилд, Элизабет, Фрэнсис, Фред, Дебора Файандер, Фермер Гроби, Изз Хьюэтт, Джонатан Кейл, Бек Книббс, Билл Льюэлл, Мэриан, Художник, Почтальон, Рэтти Приддл, Миссис Ролливер, Эмби Сидлинг, Пономарь, Пастух, Горе, Пастор Трингем, Смотритель дороги, Викарий Темы: гордость и смирение, изъяны общества

История создания

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей», роман английского писателя Томаса Харди (2 июня 1840 — 11 января 1928), впервые опубликованный в сокращённом виде в журнале «График» (июль–декабрь 1891 года) и полностью в виде книги (в трёх томах) в том же году.

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» рассказывает шокирующую историю необразованной крестьянской девушки, чья неопытность приводит к тому, что она подвергается изнасилованию со стороны сына местного дворянина. Тэсс рожает ребёнка, который умирает, и в итоге убивает своего насильника. За это преступление её казнят. 

Роман вышел под названием «Чистая женщина, представленная верно», потому что Харди считал, что его героиня была добродетельной жертвой жёсткого викторианского морального кодекса.

Этот роман вызвал много споров в своё время из-за того, что в нём показано, как жёсткость английского морального кодекса заводит Тэсс в бесконечную и трагическую спираль.  Прежде всего, роман критикует строгий викторианский моральный кодекс с его предвзятым отношением к женщинам и низшим классам.  Также Харди разворачивает этот трагический роман как комментарий к тому, что стремление к благородному происхождению может привести к катастрофическим и болезненным последствиям.

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» считается шедевром Харди. «Тэсс» отличается от традиционной викторианской прозы тем, что в ней основное внимание уделяется низшим слоям сельского населения, а также тем, что в ней открыто обсуждаются сексуальность и религия.

Как всё начиналось…

Роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томас Харди начал писать в 1888 году, после того как его издатель «Тиллотсон и сын» предложил ему 1000 гиней за новый роман. Однако, когда Харди представил рукопись, издатель был потрясён её содержанием и разорвал контракт. Затем Харди отправил рассказ в журнал «Мюррей» и журнал «Макмиллан», но оба журнала отклонили его. Редактор «Макмиллан» особенно возражал против того, что Харди использовал слово «сочный» говоря: «Пожалуй, я мог бы сказать, что общее впечатление, которое произвело на меня чтение вашего рассказа … — это слишком много сочности».

Источник вдохновения

Вдохновением для «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Харди послужила казнь, свидетелем которой он стал в подростковом возрасте.
В 1856 году женщину по имени Марта Браун судили, признали виновной и повесили за убийство её жестокого мужа. Харди, которому на тот момент было всего 16 лет, стал свидетелем казни. Хотя автор никогда не говорил, повлияло ли повешение на его описание Тэсс и её бедственного положения, он был известен тем, что использовал в своих произведениях события из прошлого. Исследователи предполагают, что казнь вдохновила его на написание книги.

Публикация романа и цензура 

Журнал «Графика» наконец-то принял «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» к публикации, но сократил несколько сцен. Персонажи не были показаны во время путешествия по воскресеньям, Энджел Клэр толкал Тэсс через ручей в тачке, а не нёс её на руках, сцена изнасилования Тэсс была заменена фиктивным браком, а Харди пришлось удалить сцены крещения и похорон ребёнка Тэсс.

В 1891 году роман был опубликован в трёх томах. Однако в этой версии по-прежнему не было сцены дикого танца в Чейзборо, после которого Алек насилует Тэсс.

Сегодня «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» признана трогательным и поэтичным описанием девушки, попавшей в ловушку обстоятельств и класса. Критика социальных условностей и универсальные темы судьбы и предательства сделали этот роман одним из самых любимых и долговечных произведений Харди.

О названии

Тесс Дарбейфилд, главная героиня романа «Тесс из рода д’Эрбервиллей: правдивая история чистой женщины», узнаёт, что её фамилия изначально была д’Эрбервиль — это имя древнего дворянского рода, давно вымершего.

Подзаголовок — «Правдивая история чистой женщины» — это социальный комментарий, указывающий на убеждённость автора в том, что Тесс, жертва изнасилования, «чиста», несмотря на то, что по меркам того времени она была падшей женщиной.

Жанр произведения

Роман. Трагедия.

Символы

Волосы

Распущенные волосы были символом так называемых падших женщин в Викторианскую эпоху. Когда Тэсс перекидывается парой слов с Кар, девушка отделяется от группы и попадает в руки Алека в ночь изнасилования. Спор начинается с того, что кто-то принимает патоку, стекающую с головы Кар на одежду, за её волосы: «Это у неё волосы падают». Нравственность Кар сомнительна, ведь она одна из любовниц Алека д’Урбервиля.

Позже, когда Тэсс находится в поле вместе с остальными, рассказчик отмечает, что пряди её волос выбились из-под чепца. Когда она крестит своего сына, у Тэсс снова выбиваются волосы. «Её фигура казалась необычайно высокой и внушительной, когда она стояла в своей длинной белой ночной рубашке, а густая копна вьющихся тёмных волос спускалась по спине до талии».

Она одета в белое, символ чистоты, но её волосы распущены. Тесс, по викторианским стандартам, падшая, но Харди символически и текстуально утверждает, что она все ещё чиста. Непосредственно перед тем, как Тэсс рассказывает Энджелу свой секрет, рассказчик замечает, что её волосы распущены. Позже, когда Алек наблюдает за Тэсс в поле, Изз упоминает, что ее волосы «свалялись». Когда Энджел находит Тэсс в Сэндборне, она как раз заканчивает укладывать волосы: часть их зачесана наверх, а другая ниспадает на плечи, что наводит на мысль о падшем статусе, лежащем в основе ее респектабельного внешнего вида. Распущенные волосы означают распущенные моральные устои.

Вода

Вода символизирует чистоту. Как и белая ночная рубашка, которую Тэсс надевает на крещение сына, вода, которой она его крестит, является символом очищения. «Здесь она опустила руку в таз и с жаром нарисовала на ребёнке огромный крест указательным пальцем, продолжая произносить привычные слова о том, что он мужественно сражается с грехом, миром и дьяволом и будет верным солдатом и слугой до конца своих дней».

Позже, когда Тэсс идёт в церковь с Изз, Мэриан и Рэтти, группа девушек встречает Энжела Клэра, «который шёл по тропинке к ним по воде». Он вызывается перенести женщин через затопленный участок. «Он направился к ним, шагая прямо по воде, не поднимавшейся выше его сапог, и остановился, глядя на мушек и бабочек, попавших в западню». Переправив трёх девушек на сухое место, Энжел переносит Тэсс в последнюю очередь и признаётся её в своих чувствах. Над чистой проточной водой он говорит: «Три Лии — ради одной Рахили». Энджел ссылается на библейскую фигуру Лии, женщины, на которой Иаков женился до того, как смог жениться на её сестре Рахили. Это событие примечательно тем, что Тэсс необязательно очищается водой.

Этот момент частично воссоздан в ночь после того, как Тэсс рассказывает мужу о своём прошлом. Он ходит во сне и несёт её через реку к могиле, куда кладёт её. Тэсс думает о том, чтобы позволить реке унести их обоих туда, где они умрут, но будут вместе, а их грехи будут искуплены.

В ту же ночь, перед тем как рассказать о своих секретах, Энджел касается  руки Тэсс, переплетая их пальцы, пока они оба моют «руки в одном тазу». «Чьи это пальцы — мои или твои?» — спрашивает он. «Они очень сильно перемешались». Символизм воды как очистителя или очищающего ритуала очевиден здесь, поскольку она очищает их обоих, словно повторяя свадебную церемонию, объединяя их, когда они оба смывают прошлые прегрешения. Ответ Тэсс — «Они все твои» — говорит о том, что грехи Энджела, а не её, будут смыты.

Красный и Белый

Красный и белый цвета контрастируют на протяжении всего романа. Тэсс часто описывается как одетая в белое, цвет, ассоциирующийся с чистотой. В ключевые моменты истории красный используется, чтобы привлечь внимание к сексуальности. При первоначальном описании Тэсс она выделяется, потому что носит «красную ленту в волосах … единственная из белой компании, кто мог похвастаться таким ярко выраженным украшением». Тэсс также изначально описывается как обладательница «пухлых темно-красных губ».

Когда Тэсс садится в карету Алека, ее снова замечают одетой в белое. Дом в Трэнтрид-Джей «из малинового кирпича». У сигары Алека красный кончик, и он кормит ее красной клубникой. После того, как Тэсс покидает Трэнтридж, она встречает мужчину, который рисует предупреждения красной краской. Ее неизменной чистоте мешает красный цвет, который контрастирует с ее белой одеждой или белым окружением. Даже когда она крестит своего сына, она одета в белое.

Красный и белый цвета появляются вместе как дурное предзнаменование в день свадьбы Тэсс и Энджела. Петух, который кукарекает во второй половине дня, — «белый, с розовым гребнем». Красный цвет также выделяется в тот момент, когда Тэсс наконец рассказывает Энджелу о своём прошлом: «Воображение, возможно, видело в этом красном свечении, которое падало на его лицо и руку, а также на её лицо, заглядывая в распущенные волосы на лбу и обжигая нежную кожу под ними, что-то зловещее».

Однако самым ярким красным пятном является алое пятно в форме сердца, оставшееся от крови Алека после того, как Тэсс ударила его ножом в сердце. Это отсылка к извращению изначальной чистоты Тэсс, когда она впервые появляется в белом платье с красным бантом. Здесь это кровь на потолке хорошо обставленного дома жадной хозяйки, в котором Тэсс живёт как любовница богатого мужчины.

Основная идея

Основная идея романа Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» заключается в исследовании судьбы и социальных условий женщины в викторианской Англии.

Это резкая критика сексуального и социального лицемерия, распространённого в английском обществе во времена Харди, из-за несправедливых страданий главной героини, от которых она не может избавиться.

Критика Харди основана на его глубоком моральном сочувствии к низшим классам, особенно к женщинам. 

Темы

Гордость

Тэсс с самого начала описывается как гордая. Когда над её отцом насмехаются, она выходит из себя из-за оскорбления, потому что «гордость Тэсс не позволила бы ей снова повернуться и узнать, что имел в виду её отец, если бы он вообще что-то имел в виду».

Вначале гордость Тэсс показана как положительная черта, но она становится помехой, приводя девушку к нищете, когда она отказывается пойти на компромисс и попросить о помощи Кларсов, которую организовал Энджел.

Крайняя степень гордости отца Тэсс, обнаружившего своё высокое происхождение, приводит к тому, что он тратит деньги на образ жизни, который семья не может себе позволить, и напивается, так что Тэсс и её брат, едва держащиеся на ногах, вынуждены выполнять работу, которую он не может сделать.

Это приводит к смерти Принца, их лошади. Та же гордость, вызванная обнаружением их происхождения, заставляет мистера и миссис Дарбифилд отдать Тэсс в лапы Алека. Гордость Тэсс заставляет её искать работу, а не просить милостыню, потому что «из-за своей гордости Тэсс особенно не любила роль бедной родственницы».

Не только Дурбифилды виновны в гордыне. Гордость Энджела уязвлена прошлым Тэсс, хотя он тоже приходит на их свадьбу с секретом. Его реакция и гордыня, которая не позволяет ему остаться и всё уладить, отправляют его в Бразилию, разрушая жизнь Тэсс.

После ухода Энджела Тэсс из-за гордости не возвращается на работу к Крикам и не просит денег у мистера Клэра. Более того, она отдает свои деньги родителям, вместо того чтобы признать, что у нее больше нет средств, беря «она взяла двадцать пять фунтов из пятидесяти, оставленных ей Клэром, и вручила эти деньги своей матери, дав той понять, что жена такого человека, как Энджел Клэр, может себе это позволить».  

Гордость Тесс порождает двойственность в ее характере: для такой честной и нравственной женщины преувеличенное чувство гордости побуждает ее увековечивать ложь и создает трудности для нее самой и других. В самом деле, когда трудности становятся невыносимыми, она забывает о своей гордости и унижается гораздо больше, чем в поисках денег, причитающихся ей как жене Энджела.

Судьба

Судьба, или рок, определяемый силой, неподвластной человеку, — явная и всеобъемлющая тема в «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Что бы ни пыталась сделать Тэсс, неприятности преследуют и мешают ей. С того момента, как её отец узнал о наследстве семьи и отправился в паб праздновать, судьба Тэсс была предрешена.

Казалось бы, случайные события — паб, ульи, мёртвая лошадь — происходят в тот день, когда Дурберифилды узнают, что они — д’Эрбервиллы. Как будто осознание своего происхождения приводит в движение их судьбу. Это судьба или предопределение, от которых Тэсс не может убежать.

На самом деле рассказчик намекает, что преступление, совершённое Алеком против Тэсс, возможно, было её судьбой из-за её предков. «Несомненно, некоторые из предков Тэсс д’Эрбервилль, возвращавшиеся домой с войны, поступали с крестьянскими девушками своего времени ещё более жестоко». В то же время рассказчик возражает против идеи о том, что, хотя «наказывать детей за грехи отцов может быть достаточно нравственным для божеств, это презирается обычной человеческой природой». Признаётся, что её судьба несправедлива, но судьба имеет мало общего со справедливостью.

Судьба также проявляется более тонкими способами. Цели Тэсс недостижимы из-за судьбы. «Она надеялась стать учительницей в школе, но судьба, похоже, решила иначе». На самом деле препятствия, с которыми она сталкивается, — бедность её семьи и пьянство отца — предначертаны судьбой. Она родилась в этой семье, и их положение не в её власти. Она может стремиться изменить ход своей жизни, но в романе проводится мысль о том, что судьбу невозможно преодолеть.

Тэсс также смотрит на судьбу других персонажей, а не просто оплакивает свою собственную. Узнав о попытке самоубийства Рэтти и пьянстве Мэриан после свадьбы Энджела и Тэсс, Тэсс критически относится к обращению с ними судьбы.

«Они были простыми и невинными девушками, на которых обрушилось несчастье неразделенной любви; они заслуживали лучшего в руках Судьбы». Но Тэсс тоже считает, что их действия предопределены судьбой — у них не было другого выбора, кроме того, что они сделали. Принятие судьбы таким образом указывает на детерминизм, на то, что люди не могут контролировать свои действия. И это более или менее соответствует убеждениям Харди.

В конечном счёте, самое прямое утверждение о неизбежности судьбы звучит, когда Джек Дурбейфилд умирает: «Так Дурбейфилды, некогда д’Урбервиллы, увидели, как на них нисходит судьба, которую они, без сомнения, сами не раз призывали, когда были среди олимпийцев графства», — говорит рассказчик. И «достаточно сурово, на головы таких же безземельных, как они сами». Судьба жестоко обошлась с Дурбифилдами, и независимо от того, является ли это наказанием за «грехи отца», этот последний поворот судьбы в жизни Тэсс лишает её возможности следовать своему нравственному кодексу. Ответственность за семью, возложенная на неё после смерти отца, заставляет её принять единственный оставшийся ей путь, чтобы обеспечить их. Принятие предложений Алека приводит к тому, что он погибает от её рук, как в легенде о карете д’Эрбервиллей, где звук невидимой кареты служит дурным предзнаменованием.

Несправедливость

Тема несправедливости сочетается как с гордостью, так и с судьбой. В романе Харди мало справедливости в жизни сельских классов. Однако у них нет времени размышлять о таких вещах. На ферме фермера Гроби они «работали час за часом, не сознавая, насколько унылым выглядит окружающий пейзаж, не думая о справедливости своей участи». Способность размышлять над такими вопросами — это привилегия, которая приходит вместе с финансовой безопасностью и досугом.

С другой стороны, несмотря на все свои недостатки, Энджел считает, что ухаживает за Тэсс честно и справедливо, даже если он ошибается. Он понимает, что она бессильна из-за своего пола и экономического положения, поэтому относится к ней справедливее, чем кто-либо другой. «Их вынужденное совместное проживание ставило её, как женщину, в такое невыгодное положение, что он считал несправедливым по отношению к ней оказывать какое-либо давление или уговоры, которые он мог бы честно использовать, если бы она могла лучше избегать его».

Действительно, даже после того, как он несправедливо бросил её, он думает о том, чтобы быть честным, становится «усталым и встревоженным» и задаётся вопросом, «не поступил ли он с ней несправедливо». Другое дело, оправдывают ли его эти мысли.

На любой вопрос, который у него возникнет по этому поводу, Тэсс сможет ответить, когда её терпение иссякнет и «внезапное бунтарское чувство несправедливости заставит её глаза наполниться горячими слезами». Энджел бросил её несправедливо и добавил ко многим трудностям, с которыми ей пришлось столкнуться. В конце концов она пишет ему: «Ты жесток, очень жесток! Я постараюсь забыть тебя. Ты поступил со мной несправедливо!»

Для Тэсс не было ни справедливости, ни правосудия. Харди подчёркивает это в конце романа. «»Правосудие» свершилось, и «глава бессмертных» (по выражению Эсхила) закончил игру свою с Тэсс.

Чистота и Падшие Женщины

Тема чистоты и её противоположности — падших женщин — занимает центральное место в романе. Тэсс стремится сохранить свою чистоту, но она подвергается нападкам с того момента, как она встречает Алека. Однако в тексте это намекается с первой встречи с Тэсс — в белом платье с красной лентой. Она представлена как «чистая» (белое платье), но есть намёк на сексуальность (красная лента). Это становится ещё более очевидным, когда Тэсс встречает Алека — он вплетает цветы в её платье и кормит её красными фруктами (клубникой). В её первых появлениях не чувствуется, что она осознаёт угрозу своей чистоте; однако читатель той эпохи мог бы это заметить.

Когда Тэсс осознаёт, что её чистоте что-то угрожает, она становится беззащитной. «Но я не хочу, чтобы кто-то целовал меня, сэр!» — взмолилась она, и по её щеке скатилась крупная слеза, а уголки рта задрожали, когда она попыталась сдержать рыдания (глава 8). После изнасилования она не знает, как поступить. «Предположим, что твой грех был не по твоей воле?» (глава 13). Вопрос о чистоте не только затрагивается в тексте, но и является его темой, социальной проблемой и движущей силой романа.

В рамках этой темы неизбежно возникает вопрос о браке. Алек, Энджел и Тэсс размышляют о том, является ли Алек её законным мужем. Поскольку Алек лишил её девственности, единственный способ вернуть её в какой-то степени — это выйти замуж за Алека. Тэсс боится, что её нечистота будет раскрыта из-за её одежды. «Предположим, что эта мантия предаст её, изменив цвет, как её мантия предала королеву Гвиневру» (глава 32).

Когда Тэсс пытается исправить ситуацию, разорвать отношения с Алеком и вернуться к своему законному мужу, в романе меняются местами цвета, которые изначально символизировали чистоту и падших женщин. В начале Тэсс одета в белое платье с красной лентой, а когда происходит инверсия, белый потолок покрывается красным пятном.

Персонажи

Персонаж Описание
Тэсс Дарбейфилд Неопытная, трудолюбивая, нравственная и гордая Тэсс Дарбейфилд — бедная деревенская девушка, чья жизнь складывается неудачно и в конечном счёте трагически не по её вине.
Энджел Клэр Энджел Клэр, гордый и самоуверенный молодой человек из среднего класса, отказался от религиозного призвания и склоняется к тому, чтобы стать фермером.
Алек д’Эрбервилль Богатый, циничный и высокомерный Алек д’Эрбервилль — аморальный, коварный и настойчивый молодой человек, который разрушает жизнь Тэсс. 
Миссис Брукс Миссис Брукс — домовладелица, или хозяйка, «Цапель» в Сэндборне, где Тэсс живёт с Алеком.
Мерси Чант Соседка Клэров, Мерси Чант, — религиозная молодая женщина, которая, как ожидалось, должна была выйти замуж за Энджела, но в итоге обручилась с его братом Катбертом.
Мистер Клэр Непреклонный отец Энджела, мистер Клэр, — священник, который наказал своего сына, отказавшись отправить его в университет, потому что тот отказался принять духовный сан.
Миссис Клэр Снобистская и высокомерная мать Энджела, миссис Клэр, по сути своей добрая и религиозная. Единственное, что её не устраивает, — это то, что мистер Клэр отказался платить за обучение Энджела в университете, и она пилит из-за этого своего мужа.
Катберт Клэр Брат Энджела, Катберт Клэр, — сноб, учёный из Кембриджа, который принял духовный сан и женится на Мерси Чант.
Феликс Клэр Брат Энджела, Феликс Клэр, служит викарием, или помощником священника, в соседнем городе.
Молочник Крик Ричард Крик, добрый фермер-молочник, который хорошо относится к своим работникам, уже несколько лет является работодателем Тэсс, и это самые счастливые годы в её жизни.
Миссис Крик Жена молочника Крика, миссис Крик, — добрая, уважаемая, щедрая и наблюдательная женщина.
Миссис Дарч Мать Кэра и Нэнси, миссис Дарч, наблюдает за ссорой в «Цветке-де-Люс» и намекает на новые проблемы, когда Тэсс уходит с Алеком.
Кар Любовница Алека Д’Урбервилля, Кар «Пиковая дама» Дарч, также известная как Тёмная Кар, — физически сильная, темноволосая и смуглая женщина.
Нэнси Дарч Младшая сестра Кар, Нэнси «Королева бриллиантов» Дарч, работает в Трантридже, а затем в Чок-Ньютоне. Она — амазонка, выполняющая мужскую работу.
Миссис д’Эрбервилль Старая, слепая и овдовевшая миссис Д’Эрбервиль поручает Тэсс присматривать за своими курами, которых она различает на ощупь. Говорят, что она любит своих кур больше, чем людей в своём доме.
Абрахам Дарбейфилд Абрахам Дарбейфилд, брат Тэсс, на семь лет младше Тэсс.
Хоуп Дарбейфилд Хоуп — одна из двух девочек из Дарбейфилда, младше Абрахама.
Джек Дарбейфилд Пьяный и ленивый отец Тэсс, Джек (Джон) Дурбейфилд, чрезмерно гордится своим благородным происхождением, когда узнаёт о нём, и быстро начинает искать способы извлечь из этого выгоду. Со своими оправданиями, грандиозными идеями и планами — первый из которых заключается в том, чтобы отправить Тэсс в дом Д’Эрбервиллей, — он не отличается трудолюбием, не обеспечивает свою семью и является посмешищем в Марлотте.
Джоан Дарбейфилд Безвольная мать Тэсс, Джоан Дурбейфилд, часто защищает свои интересы, а не интересы своих детей. Она не предупреждает Тэсс о намерениях Алека в надежде, что Тэсс выйдет за него замуж и тем самым поддержит семью. Не обладая моральными принципами Тэсс, она советует Тэсс не рассказывать Энджелу о своём прошлом; тем не менее, Джоан великодушна, насколько это возможно, и опечалена событиями в жизни Тэсс.
Лайза-Лу Дарбейфилд Элиза-Луиза «Лиза-Лу» Дарбейфилд, которая на четыре года младше своей сестры Тэсс, по словам Тэсс, такая же добрая, трудолюбивая и преданная, как Тэсс, но без печального прошлого Тэсс. В конце своей жизни Тэсс просит Энджела жениться на Лизе-Лу.
Модести Дарбейфилд Модести — одна из двух девушек из Дарбейфилда, младше Абрахама.
Элизабет Элизабет — служанка миссис Д’Эрбервиль; она помогает Тэсс с цыплятами.
Фрэнсис Фрэнсис — светловолосая работница молочной фермы Криков.
Фред Фред — это мальчик, которого Джек Дарбейфилд, только что узнав о своём происхождении, посылает за лошадью, экипажем и ужином.
Дебора Файандер Дебора Файандер — пожилая доярка в молочной ферме Криксов.
Фермер Гроби Фермер Гроби, работодатель Тэсс во Флинткомб-Эш, — неприятный человек, который знает о сомнительном прошлом Тэсс и предъявляет к ней дополнительные требования. Ранее он появляется как человек, который оскорбляет Тесс и с которым сражается Энджел.
Изз Хьюэтт Честная и трудолюбивая доярка в молочной ферме Криксов, Изз Хьюитт предана Тесс, но влюблена в Энджела Клэра и позже принимает его недолгое приглашение поехать с ним в Бразилию. Позже она пишет Энджелу, рассказывая ему о отчаянии Тесс.
Джонатан Кейл Джонатан Кейл, работник молочной фермы Криков, приносит Энджелу и Тэсс их багаж и рассказывает, как доярки отреагировали на их отъезд.
Бек Книббс Бек Ниббс — женатый сотрудник молочной фермы Криков.
Билл Льюэлл Билл Льюэлл — работник молочной фермы  Криков.
Мэриан Доярка в молочной ферме Криков, Мэриан тоже влюблена в Энджела; она теряет работу из-за чрезмерного употребления алкоголя после того, как Тэсс и Энджел женятся. Они с Изз пишут Энджелу, чтобы рассказать ему о отчаянии Тэсс.
Художник Художник, которого Тэсс встречает по дороге домой из Трантриджа после того, как Алек её изнасиловал, направляет Тэсс к преподобному мистеру Клэру как к источнику мудрости, который может ответить на её вопросы.
Почтальон Почтальон в Сэндборне направляет Энджела к «Цаплям» — дому, в котором остановились д’Эрбервиллы.
Ретти Приддл Рыжеволосая доярка в молочной Криков, Рэтти Приддл, влюблена в Энджела Клэр и пытается покончить с собой после того, как они с Тэсс женятся.
Миссис Ролливер Миссис Ролливер — владелица «Ролливерс Инн», пивной, где пьют Дёрбифилды. Технически миссис Ролливер не имеет права продавать алкоголь, но она это делает.
Эмби Сидлинг Эмби Сидлинг — поклонник Изз Хьютт, на которого она наконец обращает внимание после того, как Энджел уезжает в Бразилию.
Пономарь Пономарь встречает Энджела у могилы Джека Дарбифилда и сообщает ему, что за надгробие не заплатили.
Пастух Пастух говорит Тэсс, что камень, на котором Алек д’Эрбервилль заставил её поклясться, что она не будет его соблазнять, был местом пыток, а не святым местом.
Горе Горе — это маленький сын Тэсс, которого она крестит перед его смертью.
Пастор Трингем Пастор Трингем — человек, который рассказывает Джеку Дарбейфилду о его благородном происхождении.
Смотритель дороги После того, как Энджел отсылает Тэсс, смотритель платной дороги рассказывает ей новости Марлотта, пока она возвращается в родительский дом.
Викарий Викарий, недавно приехавший в деревню, отказывается хоронить сына Тэсс по христианскому обычаю; позже он смягчается и делает это за небольшую плату и в отсутствие посторонних.

Интересные факты

1. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» много раз ставилась на сцене, в том числе самим Харди.
Харди адаптировал свой роман для сцены в 1894–1895 годах, но первая поставленная пьеса была написана актёром и драматургом Лоримером Стоддардом и поставлена в Нью-Йорке в 1897 году. В течение 30 лет версия Харди не ставилась; затем она была возрождена и поставлена в 1924 году в Дорчестере и Лондоне. Судя по всему, реакция была не слишком восторженной, но Харди, которому к тому времени было уже за 80, был очарован актрисой, сыгравшей Тесс, Гертрудой Буглер. Учёные предположили, что мать Буглер, доярка по имени Августа Уэй, могла стать прототипом Тэсс.

2. Харди однажды раскопал кладбище.
Прежде чем стать писателем, Харди работал в архитектурной фирме. Фирму наняли, чтобы выкопать и перевезти несколько тел с кладбища при церкви Святого Панкраса в Лондоне, чтобы освободить место для расширения железной дороги. Харди, как самый молодой сотрудник компании, получил эту неприятную работу. Надгробия остались на месте, и Харди расположил их концентрическими кругами вокруг ясеня на кладбище. Дерево и многие надгробия сохранились до сих пор, а дерево теперь известно как «Дерево Харди».

3. Многие читатели сочли подзаголовок «Чистая женщина, представленная достоверно» оскорбительным.
Когда «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» была опубликована в виде книги, Харди добавил подзаголовок «Чистая женщина, достоверно описанная». Читатели, считавшие Тэсс безнравственной женщиной, были оскорблены подзаголовком, особенно идеей о том, что Тэсс, родившая внебрачного ребёнка, была «чистой». Критики утверждают, что Харди был недоволен изменениями, которые ему пришлось внести в сюжет при публикации в виде серии рассказов, и считал, что книжная версия более точно отражает его замысел. Что касается слова «чистая», то Харди утверждал о Тесс:

«Я по-прежнему утверждаю, что её врождённая чистота оставалась нетронутой до самого конца, хотя я честно признаю, что некая внешняя чистота покинула её в тот последний раз. Тогда я считал, что она оказалась во власти обстоятельств, не несла моральной ответственности, была просто трупом, плывущим по течению к своему концу».

4. Прежде чем её жестоко убили, жена режиссёра «Тесс» убеждала его снять фильм.
В 1979 году Роман Полански снял «Тэсс», экранизацию «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Жена Полански, актриса Шэрон Тейт, подарила ему этот роман десятью годами ранее; она хотела, чтобы они вместе сняли фильм по этой книге. Менее чем через месяц после этого Тейт была убита печально известной «семьёй» Чарльза Мэнсона, группой, находившейся под влиянием Мэнсона. Мэнсон приказал группе вломиться в дом Тейт, где они убили беременную Тейт и ещё четверых человек. Когда Полански наконец закончил фильм, он посвятил его «Шэрон».

5. Термин «захватывающий момент», вероятно, происходит из одного из романов Харди.
Роман Харди «Пара голубых глаз» публиковался в 1872–1873 годах. В одной из сцен рассказа персонаж поскальзывается и падает в пропасть. Он висит на скале, а другая героиня, Эльфрида, снимает с себя нижнее бельё и сплетает из него верёвку, с помощью которой спасает его. Теперь термин «кульминация» относится к моменту повествования, который держит читателя в напряжении и заставляет гадать, что будет дальше.

6. Первый роман Харди был отвергнут издателями и в итоге исчез.
В 1867 году Харди начал писать роман, который он назвал «Бедняк и леди». Он отправил законченную рукопись Макмиллану, и издатель ответил, что «в ней есть то, что, как мне кажется, может помешать её успеху». В книге была сильная социалистическая направленность, и другие редакторы предупреждали, что сатира на английскую сельскую жизнь и религию может навредить Харди в будущем как писателю. Он отложил роман, и тот каким-то образом исчез. Никто точно не знает, что с ним случилось.

7. Харди похоронили без сердца.
Харди похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства вместе с десятками других английских писателей, таких как Джеффри Чосер, Чарльз Диккенс и Альфред, лорд Теннисон. Его сердце, однако, было похоронено в Дорсете, на кладбище Стинсфордской церкви, рядом с его первой женой Эммой. Согласно одной истории, когда доктор извлек сердце Харди для захоронения, его отозвали из-за стола, и кошка съела его часть. Согласно этой легенде, кот тоже был похоронен в Стинсфорде.

Текст: Светлана Никонова, 53 👀