Трамвай «Желание» (Теннесси Уильямс) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1947 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Бланш Дюбуа, Стэнли Ковальски Второстепенные герои: Стелла Ковальски, Митч, Аллан, Врач, Юнис, Медсестра, Мексиканка, Негритянка, Пабло, Стив, Молодой человек

История создания

Пьеса «Трамвай «Желание» американского драматурга, сценариста, поэта Теннесси Уильямса ( 26 марта 1911 — 25 февраля 1983) рассказывает историю Бланш Дюбуа, увядающей красавицы с Юга, которая вступает в конфликт со своим жестоким шурином. Теннесси Уильямс взялся за работу над новой пьесой зимой 1944-1945 года. Тогда он вдохновился лишь на образ главной героини, написав поэтически-красивую сцену «Бланш в лунном свете», где красавица-южанка сидит на подоконнике и грезит о лучшей жизни в объятиях любящего и понимающего человека.

«Потом я прекратил писать потому, что находился в невероятно подавленном состоянии, трудно работать, когда мысли далеко. Я решил не пить кофе и устроил себе отдых на несколько месяцев и, действительно, скоро пришел в себя», — делится воспоминаниями Уильямс.

Восстановив силы, драматург в бешеном ритме приступил к реализации давнего замысла. Летом 1946 года Уильямс  устраивает первое чтение и показывает драму своим друзьям. Первоначально пьеса называлась «Покерная ночь» в честь того рокового момента, когда мечты Бланш окончательно разбиваются. Несмотря на то, что слушатели были в восторге от драмы, автор с присущим ему перфекционизмом стал доводить пьесу до совершенства.  В результате появился «Трамвай «Желание». Премьера «Трамвая «Желание» состоялась в театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года и сразу вызвала восторженные отзывы.

Пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» получила Пулитцеровскую премию 1948 года в области драматургии, положила начало карьере Марлона Брандо, вдохновила на создание экранизации, получившей премию «Оскар», и заняла место в списке «книг, сформировавших Америку» Библиотеки Конгресса.

Пьеса бесчисленное количество раз экранизировалась, ставилась в опере, балете, на телевидении и, конечно, в театре.»Трамвай «Желание» до сих пор считается одной из лучших пьес 20 века. Она помогла Уильямсу стать самым широко известным американским драматургом своего времени.

О названии

Главная героиня Бланш Дюбуа в пьесе садится в новоорлеанский трамвай под названием «Желание», чтобы добраться до дома своей сестры.

«Сказали, сядете сперва в один трамвай – по-здешнему» Желание», потом в другой – «Кладбище», проедете шесть кварталов – сойдете на Елисейских полях!»

Смысл названия пьесы Уильямса — в этой фразе: желания ведут на кладбище.

Но Бланш все равно едет в этом трамвае. Весь жизненный путь героини — это следование собственным желаниям, а не долгу или общепринятым правилам.

Импульсивное поведение Бланш не приносит ей ничего хорошего, даже самое простое желание — обрести дом, семью — не сбывается, и ее удел — это сумасшедший дом.

Жанр произведения

Пьеса. Драма.

Символы

Свет

Теннесси Уильямс противопоставляет тусклый и яркий свет, чтобы подчеркнуть тему правды и иллюзий. Тусклый свет символизирует мир иллюзий Бланш, потому что он помогает скрыть правду о ней самой. Например, она просит Митча поставить бумажный фонарик над лампочкой, чтобы приглушить яркий свет и скрыть от него свой настоящий возраст. Позже Митч говорит Бланш, что она не хочет, чтобы её видели в ярком солнечном свете. Он находит это подозрительным, потому что «я никогда как следует не рассматривал тебя». Бланш боится, что если Митч узнает её настоящий возраст или факты из её жизни в Лореле, то не женится на ней.

Напротив, яркий свет символизирует неприкрытую правду, особенно в глазах Стэнли и Митча. Когда Митч хочет узнать возраст Бланш, он убирает бумажный фонарик, и Бланш оказывается в ярком свете голой лампочки. Бланш считает это действие оскорбительным, но Митч видит в нём правду. Бланш считает, что женщине можно позволить немного приврать, чтобы защитить своё тщеславие. Джентльмен должен понимать эту потребность. Однако для Митча и Стэнли главная цель — раскрыть факты без прикрас. Чтобы показать это, Уильямс освещает квартиру Ковальски ярким светом. На самом деле, вскоре после того, как Бланш приходит в квартиру, она просит Стеллу выключить верхний свет, потому что «нечего рассматривать меня при таком нещадном свете, я не хочу!». Бланш также знает о себе много неприятных вещей, которые она предпочла бы не видеть.

Цветы

Название пьесы устанавливает связь между желанием и смертью, потерей или разрушением. Трамвай по имени «Желание» привозит Бланш к другому трамваю под названием «Кладбище», а затем к Елисейским полям, что по-гречески означает загробную жизнь. Бланш винит сексуальные похождения своих предков в потере Белль Рив. Собственные сексуальные похождения Бланш приводят к потере работы и её репутации. Муж Бланш покончил с собой после того, как раскрылся его роман с другим мужчиной. Окончательно Бланш теряет рассудок после того, как её насилует Стэнли.

Цветы в пьесе становятся идеальным символом связи между желанием и смертью. В сцене 3 Стелла хвалит желанность Бланш: «Свежа, как маргаритка«. И все же Бланш в своем ответе упоминает смерть: «Которую несколько дней как сорвали.«. В сцене 5 Митч приносит Бланш розы в знак своего желания к ней как раз в тот момент, когда заканчивается неуместный флирт Бланш с молодым человеком, собирающим деньги за газеты. К сцене 9, когда Митч и Бланш ссорятся, появляется мексиканка, продающая цветы для умерших.

Критика

Некоторые критики объясняли ошеломительный успех пьесы наличием в ней откровенных сцен, включая сцены насилия. Но время показало, что они ошибались.

В наше время сцены жестокости уже не удивляют людей. Они есть в кино, театре и книгах. Но «Трамвай «Желание» — это всё равно одно из самых известных произведений американской литературы. Это значит, что дело не только в жестокости.

Эту же мысль подтвердил современник автора, писатель Гор Видал:

«Недостатки пьес Т. Уильямса недосягаемы для всех живущих ныне драматургов».

Важность этого произведения состоит в том, что оно проповедует принципиальное неприятие пороков современных реалий, а не предательский компромисс с ними:

Человек в работах Уильямса противостоит жестокости, насилию, кошмарам и безумию современной действительности, спасая свое достоинство и не покоряясь – даже когда становится жертвой, даже когда безумие этого мира поражает и его самого. В большинстве его пьес и запечатлены драмы этого противостояния — рассуждает российский исследователь В. Неделин.

Психологический надрыв повествования отмечает театровед Ричард Джилмен:

«Теперь должно быть ясно, что подлинная тема Т. Уильямса – болезненность, мучительность (а не трагедия) существования и судьба человеческого достоинства (а не духа) перед лицом страданий. Для него всё мучительно – и сексуальность, и быстротечность времени, и потеря невинности, и общение между людьми!.

Неслучайно пьеса Т. Уильямса потрясла многих опытных литературоведов силой своего трагизма, сравнимой разве что с чем-то классическим и бесспорным:

«Нет сегодня драмы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвай «Желание», да и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века, — отмечал американский критик Джон Саймон.

Ясность, художественная правдивость и эмоциональная яркость образов определили автору место в блистательной плеяде литераторов, ставших национальной гордостью Америки:

«Если бы у нас был национальный репертуарный театр, — размышлял Гарольд Клермен, — то эта пьеса, без сомнения, была бы среди тех немногих, которые достойны занять в нем постоянное место».

Основная идея

В пьесе «Трамвай «Желание» автор поднимает проблему, которая намного глубже, чем просто выяснение отношений.

Идея произведения заключается в том, что культура находится под угрозой исчезновения из-за вульгарного и самодовольного «массового человека». Это социальный конфликт, в котором Бланш и Стэнли — образы-символы, представляющие два непримиримых общественных слоя.

Теннесси Уильямс показал не просто столкновение характеров, а противостояние идеалов и рутинной правды жизни.

Художественное своеобразие

Некоторые художественные особенности пьесы «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса:

  • Цветовая символика. В связи с образом главной героини Бланш Дюбуа в основном фигурируют два цвета — белый и голубой. Белый цвет символизирует свет, покой, безмятежность, чистоту, а голубой — аристократическое происхождение героини и её тоску по далёкой усадьбе «Мечта», где прошло детство Бланш.
  • Противостояние двух миров.  Автор демонстрирует борьбу двух миров — мечты и реальности, духа и плоти, идеала и повседневности, одухотворённости и пошлости.
  • Использование звуков для создания психологизма. На протяжении всего действия раздаются звуки пианино, которые подчёркивают эмоциональную тональность момента. В момент кульминации игра резко обрывается, и звучит нервный звук, ассоциирующийся с криком.
  • Композиция из 11 картин. В каждой из них есть две сюжетные линии: воспоминания о Бланш и её жизнь в доме сестры. Автор мастерски соединил эти линии, сохранив интригу до финала.

Литературные приёмы в пьесе

Анафора

Анафора — стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф.

В пьесе показаны примеры анафоры, такие как,
«Да не смотри ты на меня, Стелла, не надо – вот приму ванну, отдохну, тогда… И выключи верхнюю лампу! Погаси! Нечего рассматривать меня при таком нещадном свете, я не хочу! «(Сцена первая)
» Нет, серьезно, шутки в сторону. Почему ты молчала, почему не писала, не дала знать? «(Сцена первая)
Эти примеры показывают повторяющееся использование «не смотри”, «нечего рассматривать» и “почему ты молчала”, «почему не писала».

Аллюзия

Аллюзия (лат. allusio — «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

«Ты себе уехала в Нью-Орлеан искать своей доли. Я осталась в «Мечте» и боролась. Я не в укор, но вся тяжесть свалилась на мои плечи.». (Сцена первая)
» Нет, я имею несчастье преподавать английский. Пытаюсь внушить благоговение перед Готорном, Уитменом и По ораве голенастых девчонок и безалкогольно-лимонадных Ромео» (Сцена  третья)
«И если даст господь, сильней любить я стану… после смерти! О… миссис Браунинг!.. из моего любимого сонета«. (Сцена третья)

В первом примере показана ссылка на город, во втором — на разных авторов, а в последнем — на известную писательницу миссис Браунинг.
Гипербола

Гипербола в литературе — это стилистическая фигура или художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении.

«А я – стопроцентный американец, родился и вырос в величайшей стране на земном шаре и дьявольски горжусь этим, так что нечего называть меня полячком!». (Сцена седьмая)
» Я был обычным человеком». (Сцена седьмая)
Оба этих примера демонстрируют преувеличение того, что ты американец и зауряден, как грязь, что невозможно.

Образность

«Сидит раз старик негр у себя на дворе; сидит, бросает цыплятам пригоршни кукурузных зерен… как вдруг – отчаянное кудахтанье, и из-за дома, сломя голову, молоденькая курочка; а за ней по пятам – петух; догнал, вскочил на нее…но только приметил корм, тут же отпускает ее с миром и давай клевать зерно. А негр посмотрел и говорит: «Не дай бог самому так оголодать когда-нибудь!«. (Сцена третья)
» Просто я оказалась не на высоте. Вот и все. Уж я ли не старалась быть веселой, и никогда еще, кажется, это не получалось у меня так плачевно. Я заслужила высший балл за прилежание. Ведь старалась-то я на совесть».(Сцена шестая)
В этих двух примерах показаны образы чувств, зрения и движения.

Метафора

В «Трамвае «Желание» хорошо используются различные метафоры, такие как:
«Ну что ты. Ты свежа, как маргаритка». (Сцена 2)
«Их литературное наследие — это не то, чем большинство из них дорожит больше всего! Но они милые!» (Сцена 3)
«Он не знал, что делает. … Он был как ягнёнок, когда я вернулась, и ему действительно очень, очень стыдно за себя». (Сцена 4)
Эти примеры показывают, что в пьесе напрямую сравниваются несколько вещей: в первом примере леди сравнивается с цветком, во втором — литература сравнивается со сладостями, а в третьем — человек сравнивается с ягнёнком.

Настроение

В пьесе «Трамвай «Желание» показаны разные настроения; она начинается с беззаботного и весёлого настроения, когда Бланш приходит в квартиру своей сестры, и становится напряжённой, тревожной и, наконец, трагичной, когда она отправляется в психиатрическую лечебницу.

Персонификация

Персонификация — представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств.

» В домике две квартиры – вверху и внизу, к дверям обеих ведут обшарпанные белые лесенки.». (Сцена первая)
«Кажется, так и слышишь как тепло дышит бурая река за береговыми пакгаузами, приторно благоухающими кофе и бананами. «. (Сцена первая)
Эти примеры показывают, что у лестниц и реки есть свои чувства и своя жизнь.

Сравнение

«А вернется, реву у него на коленях, как маленькая. «. (Сцена первая)
«Французская фамилия. Она значит «деревья», а Бланш – «белые»: белые деревья. Весенний сад в цвету… По нему вы и запомните мое имя и фамилию.». (Сцена третья)
«Митч в полном восхищении и, неуклюже подражая ей, подтанцовывает, как ученый медведь. «. (Сцена третья)
Это сравнения, поскольку использование слова “нравится” показывает сравнение между разными вещами.

Темы

Желание, Разрушение и смерть

Желание и разрушение образуют токсичный коктейль, который влияет на мотивацию и действия четырёх главных героев пьесы. Бланш, Стэнли, Стелла и Митч движимы различными желаниями, в том числе потребностью в романтике, сексе, власти или самозащите. Слово «желание» не зря присутствует в названии пьесы: желания этих персонажей почти всегда приводят к их гибели и гибели окружающих.

Смерть, а также желание и разрушение переплетаются в жизни Бланш из-за двух главных трагедий в её жизни. Её преследует смерть молодого мужа, которого она любила, и потеря любимого семейного поместья «Мечта». Бланш была потрясена, узнав об истинных сексуальных желаниях своего мужа (он был гомосексуалом), и её неспособность принять его приводит к его самоубийству. Потеря семейного дома «Мечты» после смерти нескольких родственников причиняет ей ещё большую боль.

В результате Бланш разрывается между противоречивыми желаниями. С одной стороны, она мечтает найти романтическую любовь и выйти замуж за мужчину, который защитит её от суровых реалий жизни. С другой стороны, смерть мужа привела её в мир сексуальной распущенности (особенно с молодыми мужчинами) и пьянства, что мешает ей заключить достойный брак. Но для Бланш секс — это противоположность смерти, и он помогает ей не думать о потере мужа и дома. Бланш борется с двумя противоречащими друг другу желаниями, часто прибегая ко лжи, чтобы помешать другим людям и, возможно, самой себе увидеть правду. В конце концов, неспособность сделать это приводит к её гибели.

Самое большое желание Стэнли — сохранить свое доминирующее положение главы семьи. Он настаивает, чтобы его жена Стелла играла покорную роль, и бьет её, если она сопротивляется. Их брак — это непрерывный цикл сексуального желания и насилия. Когда Бланш угрожает его доминированию в своей семье, Стэнли решает уничтожить её. Он достигает своей цели, раскрывая прошлое Бланш и доминируя над Бланш, насилуя её. Стелла любит и Бланш, и Стэнли. Она хочет сохранить мир, но в конце концов Стелла вынуждена выбирать между сестрой и мужем. Поскольку ей нужно заботиться о новорожденном ребенке, она встает на сторону мужа. Таким образом, желание Стеллы сохранить оба отношения заканчивается для нее разочарованием и мукой.

Митч мечтает о хорошей жене. Он влюбляется в Бланш, южную красавицу, и теряет голову. Однако, когда Митч узнаёт правду о прошлом Бланш, он разочаровывается в ней и ожесточается, и их отношения рушатся. В итоге он остаётся сломленным человеком, чьи желания разбиты.

Правда против Иллюзии

Уильямс исследует тему противостояния истины и иллюзии, в основном противопоставляя Бланш и Стэнли. Бланш с трудом смотрит на неприкрашенную правду, находя суровые реалии жизни слишком трудными для восприятия. Из-за этого она живет в тускло освещенном мире полуправды и иллюзий, прячась за своими утонченными южными ценностями и манерами и используя их для манипулирования другими людьми. Ее любовь к поэзии и искусству еще больше помогает ей отгораживаться от реальности, а не взаимодействовать с ней. Однако, когда Стэнли раскрывает правду о её сомнительном прошлом, а затем жестоко насилует её, иллюзии Бланш рушатся. В результате она становится безумной, едва способной различать разницу между правдой и иллюзией.

С другой стороны, Стэнли — человек, который смотрит реальности прямо в лицо. Он прямолинейный и грубый мужчина, который презирает ложь. Однако Стэнли не способен проявлять сочувствие к другим. Вместо этого он использует правду как оружие, чтобы контролировать и уничтожать Бланш.

Стелла балансирует между правдой и иллюзией. Она видит свои отношения со Стэнли такими, какие они есть, и принимает их. Однако ей трудно принять то, что он рассказывает о прошлом Бланш, потому что она любит свою сестру. Для Стеллы сострадание важнее правды, и она считает, что поведение её сестры можно понять, учитывая трагический исход брака Бланш. В конце концов, однако, Стелла выбирает иллюзию вместо правды, чтобы сохранить свой брак, отказываясь верить в то, что Стэнли изнасиловал Бланш.

Подавление и зависимость

Стелла и Бланш живут во времена, когда от женщин ожидали зависимости от мужчин, как финансовой, так и эмоциональной, и в результате страдают обе женщины. Фактически, эта зависимость определяет ход их жизни. Смерть её молодого мужа и потеря семейного дома сделали Бланш особенно уязвимой. Бланш зациклена на поиске мужчины, который защитит её. Действительно, Бланш считает эту цель необходимой для своего выживания. Когда её последняя надежда выйти замуж за Митча рушится, Бланш впадает в истерику, охваченная паникой перед лицом жизни без мужчины.

Финансовая, эмоциональная и сексуальная зависимость Стеллы от её мужа Стэнли загоняет её в ловушку жизни с мужчиной, которого она подозревает в изнасиловании её сестры. Её потребность сохранить брак настолько сильна, что Стелла отправляет Бланш в государственную психиатрическую больницу, вместо того чтобы посмотреть правде в глаза, что её муж изнасиловал её сестру.

Классовые Различия

Персонажи пьесы определяются своим социальным классом и тем, что, по их мнению, представляет социальный класс. Бланш основывает свою идентичность на том, что она утонченная южная красавица, которая ценит лучшие вещи в жизни, такие как искусство и поэзия. Но чувства Бланш к высшему классу вступают в противоречие с жизнью рабочего класса Ковальски на Елисейских полях.

Сестра Бланш Стелла решила оставить свое происхождение из высшего общества и присоединиться к Стэнли. Бланш рассматривает выбор своей сестры как большой шаг вниз в социальном статусе, хотя Стелла, кажется, довольна своим решением. На самом деле Бланш может выглядеть как утонченная леди, но она скрывает тот факт, что её скандальное поведение в родном городе нанесло ущерб её социальному положению. Её утверждение о том, что она представляет высший социальный класс, — это защитная маска, которую Бланш носит, чтобы скрыть собственную потерю социального статуса.

Настаивание Бланш на том, что она превосходит Стэнли, потому что он низкого пошиба, мотивирует его уничтожить её. Он подслушивает, как Бланш описывает его Стелле как «недочеловека — нечто, еще не достигшее стадии человечности!» Вскоре после этого Стэнли начинает выкапывать грязь о Бланш, чтобы использовать против нее. Он видит себя своего рода общественным мстителем, который разоблачает ее лицемерие и спасает таких мужчин, как Митч, из ее ловушек. Стэнли также чувствует, что Бланш поощряет Стеллу смотреть на него свысока. Стэнли удается сорвать с Бланш маску превосходства. Однако в процессе он подтверждает мнение Бланш о нем как о не более чем животном, что Уильямс подчеркивает, используя «нечеловеческие голоса джунглей» и «зловещие отражения», когда Стэнли насилует ее.

Страсть и сексуальность

Сексуальность персонажей пьесы отражает их взгляд на мир. Сексуальные похождения Бланш, особенно с очень молодыми мужчинами, — это способ для неё сбежать от реальности самоубийства мужа и той роли, которую она в этом сыграла, а также найти утешение в пережитой травме. Её сексуальная история, включающая множество встреч «с незнакомцами», — это также то, что, по её мнению, она должна скрывать, чтобы найти мужа.

Стэнли излучает уверенную животную сексуальность, которая связывает его с женой Стеллой. Но он также использует сексуальность как оружие, насилуя Бланш, чтобы доминировать над ней. Глубокая сексуальная связь Стеллы со Стэнли имеет свои недостатки. Это выражение её страсти к нему. Но потребность удовлетворить эту сексуальную страсть к Стэнли — один из факторов, из-за которых она закрывает глаза на то, что Стэнли изнасиловал её сестру.

В пьесе также исследуется опасность сокрытия своей истинной сексуальной природы в культуре, подавляющей сексуальность. То, как умирает молодой муж Бланш, Аллан, имеет большое значение. В то время, когда была написана пьеса, гомосексуальность часто считалась аморальной, вынуждая многих гомосексуалов скрывать свою истинную сексуальную ориентацию из страха перед социальным осуждением и физическим насилием. Например, отвращение Бланш к гомосексуальному поведению её мужа приводит к его самоубийству. Позже сама Бланш, как и многие другие женщины, сталкивается с двойным стандартом в отношении своей сексуальности. Женщины могли быть либо «порядочными», то есть не спать с другими мужчинами, либо их могли осуждать как «распутных», если они это делали. Бланш, в частности, разрывается между этими двумя категориями, пытаясь казаться «порядочной», чтобы найти нового мужа, и скрывая своё беспорядочное половое поведение. Когда Митч узнаёт правду о сексуальной жизни Бланш, он отвергает её в первую очередь из-за того, что она солгала ему, а также из-за того, что она «недостаточно чиста», чтобы выйти за него замуж и жить с его матерью.

Мотивы

Уильямс использует музыку «синего пианино», песню «Это всего лишь бумажная луна» и варшавскую польку, чтобы передать внутреннюю жизнь своих персонажей, создать настроение и дополнительно раскрыть темы пьесы.

Синее Пианино

Термин «синее пианино» предполагает блюз, скорбную музыку, часто написанную в ответ на жизненные невзгоды и трагедии. Музыка «синего пианино», которая открывает и закрывает спектакль, часто звучит в особенно печальные или трагические моменты. Например, «голубое пианино» становится громче, когда Бланш признается Стелле, что  поместье «Мечта» «потеряно», и снова, когда Бланш отчаянно флиртует с молодым человеком. Позже в пьесе музыка «синего пианино» становится громче, пока не превращается в «рев» поезда, когда Стэнли готовится изнасиловать Бланш.

«Это всего лишь Бумажная Луна»

Песня «Это всего лишь бумажная луна» звучит в пьесе только один раз, когда Бланш поёт её, принимая ванну в сцене 7, в то время как Стэнли рассказывает Стелле о сексуальных похождениях Бланш. В тексте песни говорится об одной из попыток Бланш примирить правду с иллюзией: «Но это не было бы игрой, если бы ты верила в меня!» Песня показывает, что Бланш полагается на иллюзию, которая помогает ей найти настоящую любовь. Она считает, что манипулятивное кокетство и сокрытие правды о своих сексуальных похождениях — единственный способ добиться романтической любви.

Варшавская Полька

Полька «Варшавянка» символизирует сочетание желания, разрушения и смерти, которые преследуют Бланш и которые начались с самоубийства её мужа. Автор упоминает эту польку, когда Бланш описывает смерть своего мужа, когда Стэнли даёт Бланш билет обратно в Лорел, где её жизнь развалилась после того, как её застали за сексом с одним из её учеников-подростков, и когда доктор и старшая медсестра приходят, чтобы забрать Бланш в сцене 11.

Плантация «Belle Reve» (в русском переводе  пьесы -«Мечта»)

Название плантации  в оригинале пьесы «Belle Reve» по-французски означает «прекрасная мечта». Уильямс использует плантацию «Belle Reve» («Мечта»), чтобы представить традиционный образ жизни южных землевладельцев высшего класса. Однако персонажи пьесы реагируют на эту обстановку по-разному. Что касается Бланш, «Belle Reve» рассказывает о её мучительной попытке придерживаться изысканного образа жизни. Даже после того, как «Belle Reve» была потеряна, Бланш цепляется за традиционные южные ценности, как будто она все еще жила там. Стелла чувствует некоторую вину из-за того, что покидает «Belle Reve». Она плачет, когда Бланш обвиняет ее в том, что она не помогает содержать плантацию. Бланш злится не только из-за потери поместья, но и из-за того, что ей пришлось отказаться от образа жизни, который олицетворяет поместье. Она возражает: «Я не сберегла? А где ж ты-то была? В постели… со своим поляком!» Стэнли наплевать на «Belle Reve», представляющую южные традиции. Для него «Belle Reve» означает деньги. Они со Стеллой не получили никаких денег от продажи «Belle Reve», что расстраивает его до тех пор, пока он не понимает, что дом пошёл на погашение закладных.

Персонажи

Персонаж Описание
Бланш Дюбуа Бланш Дюбуа использует свои традиционные ценности высшего общества Юга, чтобы спрятаться от реальности.
Стэнли Ковальски Стэнли Ковальски — муж Стеллы, который использует свою физическую силу и грубое поведение, чтобы сохранить власть над своей семьёй.
Стелла Ковальски Стелла Ковальски — сестра Бланш и жена Стэнли, которая пытается выступить посредником между ними.
Митч Митч — хороший друг Стэнли, который влюбляется в Бланш, а затем разочаровывается в ней.
Аллан Аллан — молодой муж Бланш, который совершает самоубийство.
Врач Врач работает в государственной психиатрической больнице.
Юнис Юнис — жена Стива и подруга Стеллы, она живёт в квартире над Ковальски.
Медсестра Медсестра работает в государственной психиатрической больнице.
Мексиканка Мексиканка продает жестяные цветы в память об умерших.
Негритянка Негритянка — соседка Ковальских.
Пабло Пабло — друг Стэнли и один из игроков в покер.
Стив Стив — муж Юнис и друг Стэнли, он живёт в квартире над Ковальски.
Молодой человек Молодой человек собирает деньги на газету и привлекает Бланш.

Интересные факты

1. Название пьесы «Трамвай «Желание» было навеяно реальной трамвайной линией в Новом Орлеане.
В пьесе Бланш, как известно, говорит: «Они велели мне сесть в трамвай под названием «Желание», а потом пересесть в трамвай под названием «Кладбище», проехать шесть кварталов и выйти на Елисейских полях!».

Трамвайная линия «Желание» работала в Новом Орлеане с 1920 по 1948 год и получила широкое признание благодаря упоминанию в пьесе Уильямса. В 1948 году трамвайная линия «Желание» была преобразована в автобусный маршрут, к большому неудовольствию многих жителей, которым нравилась новая известность.

2. Помимо экранизации, Марлон Брандо участвовал в оригинальной бродвейской постановке «Трамвай «Желание».
Марлон Брандо, которому в то время было 23 года и который был практически неизвестен, изначально получил отказ на роль Стэнли Ковальски, потому что «его сочли слишком молодым и слишком красивым». К счастью для Брандо, его агенту удалось устроить ему второе прослушивание — на этот раз для самого Теннесси Уильямса. Уильямс решил, что Брандо идеально подходит на эту роль.

3. Зрители аплодировали в течение получаса после окончания первого представления «Трамвая «Желание».
Премьера на Бродвее «Трамвай «Желание» состоялась 3 декабря 1947 года. После минуты «ошеломлённого молчания» зрители аплодировали 30 минут подряд. Рецензенты были в таком же восторге. New York Times писала: «Из поэтического воображения и обычного сострадания [Уильямс] создал пронзительную и яркую историю».

4. Марлон Брандо сломал нос во время спектакля «Трамвай «Желание».
Во время перерыва в одном из представлений Брандо боксировал с рабочим сцены в подвале театра, когда несчастный случай привел к тяжелому перелому носа. Он вернулся на сцену с разбитым носом, а его партнерша по фильму, Джессика Тэнди, сымпровизировала фразу «Ты чертов дурак», сыграв ее так, как будто его персонаж участвовал в уличной драке. Из-за сломанного носа Брандо на две недели ушел с работы — «Не то чтобы я сожалел», — сказал Брандо. «Трамвай» работал около года, и меня это достало».

5. Экранизация «Трамвая «Желание» побила рекорды на церемонии вручения премии «Оскар».
Большая часть оригинального бродвейского актерского состава осталась для экранизации «Трамвая по имени желание» 1951 года. Фильм остался в основном верен пьесе и получил такое же признание, получив 12 номинаций на премию «Оскар» и выиграв четыре. Фактически, он был номинирован на все четыре актерских премии «Оскар» (за лучшую мужскую роль, Лучшую женскую роль, лучшую мужскую роль второго плана и лучшую женскую роль второго плана) и стал первым фильмом, получившим три из них. Марлон Брандо, номинированный на лучшую мужскую роль за ставшую классической роль Стэнли Ковальски, проиграл Хамфри Богарту в «Африканской королеве».

6. Упоминания о сексуальной ориентации Аллана Грея были удалены из фильма «Трамвай «Желание» 1951 года.
Кодекс производства кинофильмов представлял собой свод моральных принципов, которых должны были придерживаться большинство американских фильмов с 1930 по 1968 год. В письме 1950 года, адресованном Warner Brothers, Американская ассоциация кинокомпаний указала на три способа, которыми сценарий «Трамвай „Желание“» нарушал Кодекс производства, одним из которых было «намекание на сексуальное извращение…[со] ссылкой на характер молодого мужа Бланш, Аллана Грея, [поскольку] нет никаких сомнений в том, что этот молодой человек был гомосексуалистом.

7. Уильямс хотел, чтобы Мерил Стрип сыграла Бланш в другой экранизации «Трамвая «Желание».
После того, как Уильямс увидела Стрип в главной роли в его пьесе «27 вагонов, полных хлопка», ее игра так понравилась Уильямсу, что он захотел, чтобы она сыграла Бланш в новой киноверсии «Трамвая». Она уже была вовлечена в другой проект, и производство «Трамвая» было отложено на несколько лет. В конечном итоге это был телефильм 1984 года с Энн-Маргрет в главной роли.

8. Уильямс изменил год своего рождения, чтобы принять участие в конкурсе сочинений.
В молодости Теннесси Уильямс, урождённый Томас Лэниер Уильямс, с трудом начинал свою писательскую карьеру. В возрасте от 17 до 27 лет он опубликовал всего два рассказа, и не потому, что не пытался. Ему было 28 лет, когда он наткнулся на конкурс для писателей младше 25 лет; он изменил дату своего рождения на три года назад и сменил имя на Теннесси, чтобы принять в нём участие. Он не выиграл, но имя прижилось.

9. Уильямс раскритиковал известную актрису в сценической постановке «Трамвай «Желание» как «худшую» Бланш, которую он когда-либо видел.
Уильямс написал роль Бланш для актрисы Таллулы Бэнкхед, но она отказалась. Позже она сыграла Бланш в «Возрождении» 1957 года, и Уильямс назвал ее игру худшей, которую он когда-либо видел. Она «кивнула в печальном согласии». Однако Уильямс высказал ей некоторую конструктивную критику и несколько недель спустя снова наблюдал за ее выступлением. Позже, в письме в New York Times, он написал: «Я почти всё время плакал и…когда спектакль закончился, я подбежал к ней и упал на колени у её ног».

10. «Трамвай «Желание» был показан в эпизоде «Симпсонов» под названием «Трамвай «Мардж».
В эпизоде «Симпсонов» 1992 года Мардж Симпсон и Нед Фландерс играют Бланш и Стэнли соответственно в адаптации пьесы «Трамвай «Желание“ для любительского театра. Рецензент написал, что этот эпизод «почти идеален, это потрясающе уверенная и неизменно весёлая смесь язвительной поп-культуры, бытовой сатиры и эмоций».

 

 

Текст: Светлана Никонова, 91 👀