Три мушкетёра (Александр Дюма) • роман
краткая информация
История создания
Историко-приключенческий роман «Три мушкетера», написанный французским писателем и драматургом Александром Дюма (24 июля 1802 – 5 декабря 1870 гг.), был впервые опубликован в 1844 году. «Мушкетёры» выходили в свет (по частям) в газете «Le Siecle» с марта по июль 1844 года. Позже в том же году роман был опубликован в виде полного восьмитомного издания.
Действие «Трех мушкетеров» происходит в 1620-х годах во время правления короля Франции Людовика XIII. В романе рассказывается о молодом человеке по имени Д’Артаньян, который покидает свой маленький городок в Гаскони и отправляется в Париж, чтобы присоединиться к королевским мушкетёрам.
Выгодное дело
В 1830-х годах Дюма, уже зарекомендовавший себя как успешный драматург, заметил литературную тенденцию, зародившуюся во Франции в конце 1830-х годов. В этот период стали появляться недорогие газеты, и редакторы быстро поняли, что включение в них серийных романов, как правило, повышает продажи, особенно если сюжет романа мелодраматичен и напряжён.
Наблюдая за другими писателями, которые успешно публиковали такие истории, и зная, что его пьесы позволяли ему создавать драматические и захватывающие повествования, Дюма начал писать серийные романы.
Мушкетёры Дюма — реальные люди!
В 1841 году Дюма посетил Марсель и случайно наткнулся на малоизвестное произведение под названием «Мемуары господина д’Артаньяна», опубликованное в 1700 году французским писателем Гасьеном де Куртилем де Сандра. Де Сандра вдохновлялся образом Шарля де Баца де Кастельмора, также известного как д’Артаньян, который жил с 1611 по 1673 год.
Реальный Д’Артаньян был французским мушкетёром, служившим королю Людовику XIV и исполнявшим обязанности капитана королевских мушкетёров. Примерно через 25 лет после смерти исторического Д’Артаньяна де Сандра написал полувымышленные мемуары, в которых исторические факты сочетались с его собственными выдумками о жизни Д’Артаньяна.
Дюма вдохновился и позаимствовал некоторые из этих материалов для своего романа. Например, имена Атос, Портос и Арамис впервые появляются в произведении де Сандра.
Портос на самом деле был Исааком де Портосом, который до 1643 года служил в роте капитана де Эссара в королевской гвардии. После 1643 года он служил мушкетёром вместе с д’Артаньяном. Прототипом Арамиса стал Анри д’Арамиц, который был родственником месье де Тревиля и стал мушкетёром в 1640 году. Атос на самом деле был сеньором д’Атос-и-Отвиль и тоже был родственником де Тревиля. Он был мушкетёром и умер в 1643 году, по-видимому, в результате дуэли.
Успех романа Дюма
«Три мушкетёра» произвели настоящий фурор во Франции. Люди стояли в длинных очередях за каждым новым выпуском «Le Siècle», парижской газеты, в которой впервые была опубликована история Дюма. Новый роман оказал огромное влияние на репутацию автора «Мушкетёров» и его литературный авторитет.
Дюма закрепил это достижение, сразу же опубликовав вслед за романом «Граф Монте-Кристо», который стал еще одним бестселлером. Дюма также опубликовал два последующих романа: «Три мушкетера»: двадцать лет спустя (1845) и «Виконт де Бражелон» (1847). Последний роман включает в себя раздел, который часто публикуется независимо под названием «Человек в железной маске».
Успех романа распространился и за пределами Франции. К 1846 году уже вышло три перевода на английский язык, и британские и американские переводчики познакомили с романом Дюма новую аудиторию. Первая театральная постановка романа состоялась в Париже в 1849 году, и по мере развития новых технологий персонажи и сюжет стали популярным источником вдохновения для экранизаций на кино- и телевидении. Адаптации для немого кино начали появляться в первом десятилетии 1900-х годов. Среди известных голливудских адаптаций — версия 1921 года с Дугласом Фэрбенксом в главной роли и версия 1948 года с Джином Келли и Ланой Тёрнер в главных роля
Почти два столетия спустя «Три мушкетёра» не утратили своей актуальности. Сегодня Дюма помнят за то, что он совершил революцию в историческом романе, объединив реальную историю с динамичным сюжетом и приключениями. С момента публикации в 1844 году «Три мушкетёра» бесчисленное количество раз экранизировались, ставились на телевидении, в театре, а также в виде видео- и настольных игр.
О названии
«Три мушкетёра» — это история о трёх неразлучных друзьях — Атосе, Портосе и Арамисе, которые служат в элитной гвардии французского короля Людовика XIII под названием «мушкетёры».
Жанр произведения
Роман. Исторический.
Символы
Мечи
Когда д’Артаньян уезжает из дома, отец дарит ему собственный меч, обучив его владению мечом, чтобы подготовить к жизни. Таким образом, бедный отец даёт своему сыну силу и защиту. Попутчики на дороге могут захотеть посмеяться над уродливым жёлтым конём, но они этого не делают, потому что видят большой меч на бедре д’Артаньяна. Меч внушает уважение.
Меч — символ чести в дуэли. Как только дуэлянты скрещивают мечи, начинается битва не на жизнь, а на смерть. Когда битва заканчивается, победители забирают мечи погибших, символизирующие их честь и силу. Проигравшие также должны отдать свои мечи, как в случае с Бикаратом, который отказывается отдать свой меч и свою силу врагам и вместо этого демонстративно ломает его.
Бриллианты
Представление о том, что бриллиант символизирует романтику и крепкую любовь, особенно в виде обручального кольца, появилось в 1930-х годах, намного позже времён Людовика XIII и Анны Австрийской и даже после того, как Александр Дюма написал «Трёх мушкетёров» в 1844 году. Драгоценные камни и украшения дарили в качестве подарков или знаков любви, но не бриллианты.
Бриллианты королевы были подарком её мужа, знаком любви и преданности, но они стали символом отказа и обмана короля, когда королева отдала их герцогу в знак любви. «Каждый раз, когда я вижу тебя, это новый бриллиант, который я кладу в шкатулку своего сердца», — говорит герцог королеве во время их тайной встречи. Бриллианты — символ их тайной связи.
Когда королева говорит, что была бы рада увидеть герцога, когда он когда-нибудь вернётся в качестве посла или министра с охраной, герцог просит что-нибудь на память. Королева дарит герцогу настоящие бриллианты в шкатулке, чтобы напомнить об этом обещании.
Когда кардинал узнаёт, что бриллианты плывут в Англию вместе с герцогом, он сразу же решает использовать их, чтобы контролировать королеву и причинить ей вред. Угрожая королеве неодобрением короля или даже бесчестьем из-за раскрытия её любовной связи, он делает её уязвимой в то время, когда её положение в королевской семье шаткое. Кроме того, бриллианты помогают кардиналу отомстить своему сопернику, герцогу.
Флер-де-Лис
Флёр-де-лис в переводе означает «цветок лилии». Традиционно он был символом чистоты, который использовала французская монархия. В «Трёх мушкетёрах» флёр-де-лис становится символом преступника — того, кто действует против правительства. Его выжигают на плече Миледи, чтобы опознать её как преступницу во французской системе правосудия. Это настолько постыдный символ, что она скрывает его всю свою жизнь и угрожает убить д’Артаньяна, если он его увидит.
Основная идея
«Три мушкетера» — это история о том, как дружба и верность помогают преодолевать любые трудности, даже в самых опасных и сложных ситуациях.
Темы
Иллюзия против Реальности
Александр Дюма, как и его герой Шекспир, играет с масками и личностями в «Трёх мушкетёрах». Сюжетный приём ошибочного узнавания используется в случае с графом де Вардом в гавани, а затем с миледи, а также в случае с путаницей между Арамисом и герцогом.
Портос создаёт себе образ, чтобы потешить своё тщеславие: он намекает на то, что происходит из богатой семьи и что благородные покровительницы соперничают за его верность. Он создаёт иллюзию с помощью своих слов, поступков, одежды, дома и слуг, заявляя всему миру, что он богат и принадлежит к высшему классу. Его друзья знают его лучше. Их насмешки и потрёпанный вид его камзола раскрывают правду о его реальности: его любовница — бережливая жена скупого на деньги прокурора, и каждую роскошь приходится вырывать из их тщательно охраняемого сундука. Мадам Кокнар охотно участвует в иллюзии Портоса до тех пор, пока может поддерживать её, выжимая деньги из реальности своего мужа. Однако иллюзия становится реальностью в самом конце, когда прокурор умирает и оставляет огромное состояние мадам Кокнар. Они с Портосом будут жить в любви и роскоши.
Мастер иллюзий в «Трёх мушкетёрах» — Миледи. Детали её реальности проступают медленно: она родилась и выросла недалеко от Бетюна, говорит она, и в 16 лет уже была монахиней (хотя в монастыре, где она встречает мадам Бонасье, её никто не узнаёт, так что, возможно, она была в другом монастыре).
Как могла такая злая женщина убедить других, что она такая благочестивая? Обманом. Она уговаривает священника нарушить обет и помочь ей сбежать, а затем быстро соблазняет хозяина поместья, где они находят приход. Играя роль и создавая иллюзии, простая деревенская девушка без связей становится дворянкой.
Дюма никогда прямо не говорит, как Миледи избегает смерти, когда Атос вешает её, но читатели могут заподозрить, что это ещё одна искусная актёрская игра. Она притворяется, что влюблена в брата лорда де Винтера, чтобы выйти за него замуж, родить наследника и отравить его.
Миледи создаёт иллюзию любви к д’Артаньяну, когда хочет использовать его в качестве убийцы, но он знает, что на самом деле она его ненавидит, потому что Китти рассказала ему об этом. Лучше всего ей удаётся роль преследуемой мученицы, которую она надевает, чтобы соблазнить Фелтона и заставить его убить герцога. Она использует свой голос, слова, внешность и действия, чтобы преобразиться, поёт молитвы и притворяется, что пытается покончить с собой. Создание иллюзии иногда сводится к откровенной лжи, и Миледи в этом тоже эксперт: она создаёт вымышленный образ герцога, преследующего и нападающего на неё, чтобы довести Фелтона до религиозного фанатизма. Когда ей это удаётся, образ исчезает, и она быстро принимает следующий: жертва обстоятельств, изгнанная кардиналом и готовая подружиться с мадам Бонасье. Реальность настигает её в виде жаждущих мести — иллюзия не может защитить её от топора.
Дружба
Тема дружбы проходит красной нитью через весь роман. Наиболее ярко она проявляется в отношениях между Атосом, Портосом и Арамисом, друзьями на всю жизнь, которые связаны друг с другом своей ролью мушкетёров. Они работают вместе, сражаются вместе и истекают кровью вместе. Несмотря на то, что они очень разные, ничто не может разлучить их или разорвать узы дружбы.
Круг друзей мушкетёров расширяется, когда они знакомятся с д’Артаньяном. Молодой гасконец решает встать на сторону мушкетёров в борьбе с гвардейцами кардинала, тем самым вступив в союз с мушкетёрами. Ещё до того, как д’Артаньян вступает в ряды мушкетёров, Атос, Портос и Арамис принимают его как одного из своих и начинают прислушиваться к его мнению по мере того, как он набирается опыта. Дружба мушкетёров с д’Артаньяном крепнет по мере того, как они попадают в опасные ситуации и сражаются с общим врагом.
Верность
Мушкетёры преданы своему королю и королеве и скорее умрут, чем позволят оскорбить безупречную репутацию своего капитана Тревиля. Мушкетёры и д’Артаньян не только верны своему королю и своему начальнику, но и верны друг другу. Четверо друзей по очереди поддерживают друг друга в трудные времена деньгами и едой, а на дуэлях выступают в роли «секундантов». Атос отправляется в тюрьму вместо д’Артаньяна, когда возникает такая необходимость, и покидает своё уединение, чтобы сопровождать д’Артаньяна, когда тому требуется защита. Д’Артаньян отправляется на поиски своих друзей, когда понимает, что они так и не вернулись из путешествия в Англию.
Мадам Бонасье предана королеве и говорит: «Я готова умереть за ваше величество!» Её преданность вознаграждается, когда королева освобождает её из тюрьмы и прячет в монастыре.
Королева не бросает свою лучшую подругу мадам де Шеврез, даже несмотря на то, что та в изгнании. Арамис предан мадам де Шеврез и очень оберегает её частную жизнь и репутацию.
Правосудие
Правосудие — важный элемент в истории «Трёх мушкетёров». В целом, оскорбления и обиды караются местью как инструментом правосудия. Кардинал жаждет отомстить королеве Анне за то, что она оскорбила его, отвергнув его ухаживания. В этом смысле месть даёт ощущение, что правосудие восторжествовало.
Миледи предстаёт перед судом на берегу реки Лис вместе с д’Артаньяном, мушкетёрами, лордом де Винтером и палачом из Лилля. Палач считал, что уже привёл её к правосудию, заклеймив за преступления против его брата, который позже бесславно погиб. Он мстит за брата, казнив Миледи, и не берёт плату за свои услуги палача, потому что это дело его чести.
Лорд де Винтер также добивается справедливости в отношении своего брата: в то время считалось, что муж миледи заболел загадочной болезнью, но лорд де Винтер с тех пор понял, что она его отравила. Д’Артаньян привлекает миледи к ответственности за убийство мадам Бонасье. Мужчины обвиняют Миледи в преступлениях и приговаривают её к смерти, быстро верша правосудие.
Гордость
Дуэльная культура предполагает постоянную оценку каждого взаимодействия между мужчинами: если один из них задевает другого или смеётся над лошадью другого. Д’Артаньян бросает сердитый взгляд на любого, кто смеётся над его глупой лошадью. Любое предполагаемое оскорбление, каким бы незначительным оно ни было, — это вопрос гордости, и нужно обнажать шпаги.
Именно гордость Атоса не позволяет ему признать, что он ранен. Гордость заставляет Бикара сломать свой меч, а не отдать его. Мушкетёры скорее умрут, чем выслушают упрёки от Тревиля, и с гордостью умрут, но не позволят никому плохо отзываться об их любимом капитане.
Гендерная принадлежность — важный аспект этой темы. Атос не возьмёт денег у человека, которого он убил, а Д’Артаньян не возьмёт денег у герцога Бекингема. Оба мужчины отказываются от денег, которые им предлагают другие мужчины, из-за гордости. Однако, в отличие от них, Портос и Арамис без проблем берут деньги у своих любовниц, предположительно потому, что в этих сделках участвуют представители разных полов, так что гордость не ставится на карту.
Контекст
Дом Бурбонов
Действие «Трёх мушкетёров» происходит во время правления короля Людовика XIII. Людовик родился в 1601 году в семье Бурбонов, королевской династии, которая правила Францией с 1590 года и продолжала править до Французской революции (1787–1799). Людовику было всего девять лет, когда он стал королём, поэтому его мать правила как регент. В 14 лет он женился на Анне Австрийской. Когда Людовику было 16 лет, он отправил свою мать в изгнание, потому что был зол из-за того, что его отстранили от власти. Он стал зависим от кардинала Ришелье, влиятельного французского священнослужителя, который в 1624 году стал главным министром Людовика XIII.
На протяжении всего правления Людовика XIII между католиками и протестантами-гугенотами сохранялась напряжённость. Осада Ла-Рошели, центра гугенотских войск, в 1628 году стала полной победой Людовика, чьи войска вынудили гугенотов безоговорочно сдаться после 14 месяцев боёв. Его объявление войны Испании в 1635 году снискало ему расположение народа, но привело к разногласиям в браке с Анной, отец которой был королём Испании. Флирт Анны с герцогом Бекингемом усилил напряжённость. Тем не менее, королю и королеве удалось произвести на свет наследника, Людовика XIV, родившегося в 1638 году, и второго сына, Филиппа де Франса, герцога Орлеанского, родившегося в 1640 году. (Именно потомок Филиппа нанял молодого Александра Дюма, в в качестве писца, а позже стал королём.) Людовик XIII умер от туберкулёза в 1643 году.
Кардинал Ришелье хотел абсолютной власти для французской короны и прекращения испанского вмешательства в дела Франции под руководством соперничающей с ним австро-испанской династии Габсбургов (Австрийский дом). И то, и другое угрожало независимости Франции. В 1637 году он обвинил Анну в государственной измене за общение с её братом, королём Испании Филиппом IV, но она так и не была признана виновной. Ришелье умер в 1642 году.
От Империи к Реставрации, к Новой Власти
Генерал Наполеон Бонапарт, продемонстрировав политические навыки в годы, последовавшие за Французской революцией, стал первым консулом Франции в 1799 году.
В качестве консула Наполеон инициировал конституционную реформу, а также экономические, правовые, образовательные и религиозные реформы. Он создал Кодекс Наполеона, который поддерживал социальное равенство и свободу вероисповедания, и заключил мир в Европе.
Эти популярные реформы позволили Наполеону короноваться императором в 1804 году. Однако в течение трёх лет после заключения мирного соглашения Наполеон стремился расширить Французскую империю с помощью войны в Европе. В 1814 году он был сослан на остров Эльба после неудачной военной кампании, и к власти вернулся дом Бурбонов, один из самых могущественных правящих домов Европы, во главе с Людовиком XVIII. Наполеон ненадолго вернулся в 1815 году, а после того, как его войска проиграли битву при Ватерлоо, Бурбоны снова пришли к власти.
Орлеанский дом, ещё одна французская дворянская династия, пришёл к власти при короле Луи-Филиппе (бывшем работодателе Дюма) в 1830 году, и именно во время его правления Дюма написал «Трёх мушкетёров». Таким образом, спустя 200 лет после правления Людовика XIII его потомки снова оказались у власти как раз в тот момент, когда Дюма оживлял его на страницах романа.
Учитывая, сколько потрясений произошло во Франции при жизни Дюма, легко представить, как читатели и зрители жаждали историй о верности, чести, справедливости и постоянстве, таких как «Три мушкетёра», герои которых были готовы с радостью умереть за короля и суверенитет Франции.
Французская литература начала 19 века
Во времена правления Наполеона предпочтительным литературным стилем был неоклассицизм. Он был формальным, строгим, упорядоченным, рациональным, возвращением к греческой и римской классической литературе и хорошо подходил авторитарному императору, стремившемуся к мировому господству.
Театр был на вершине литературной иерархии, но переводы сэра Вальтера Скотта в 1820-х годах создали спрос на исторические романы. Такие романы, как «Собор Парижской Богоматери» (1831) Виктора Гюго, друга и главного соперника Дюма, были блестящими, но сложными для большинства читателей.
У Дюма были способности и характер — он был плодовитым, трудолюбивым и приветливым — чтобы писать популярные произведения в этом жанре. Рост тиражей газет в 1836 году сделал сериальные мелодрамы доступными широкой публике, и Дюма выпускал тысячи страниц в год, наделяя королей и королев придворных интриг человеческими чертами.
Романтизм
Романтизм был художественным, литературным и интеллектуальным движением, зародившимся в Европе в конце XVIII века. Для него были характерны эмоциональность, субъективность и личностность как реакция на рационализм эпохи Просвещения — интеллектуального движения XVII и XVIII веков, сосредоточенного на использовании и возможностях разума, — и неоклассицизм.
Переезд Дюма в Париж в 1822 году и последующая работа над пьесами совпали со второй фазой романтизма, которая длилась с 1805 по 1830-е годы. Эта вторая фаза была сосредоточена на герое или исключительной личности. Она также ставила эмоции выше разума и чувства выше интеллекта.
Д’Артаньян, например, который хочет стать мушкетёром, — это любовник и боец, а не мыслитель. Все эти качества Франция переняла, чтобы выйти из оцепенения литературы эпохи Просвещения. Кроме того, романтизм породил чувство ностальгии по славным минувшим дням, когда люди считались более героическими, чем в нынешнюю эпоху.
Характеристики романтической литературы:
- акцент на эмоциях, а не на логике;
- молодость как идеал в противовес развращенности взрослой жизни;
- возвышение природы;
- сосредоточение на отдельных героях;
- ценность аутсайдеров;
- идеализация простых людей;
- тоска по прошлому;
- символические настройки или символы;
- интерес к психологии;
- ошибочная идентификация;
- слуги, которые параллельно пародируют или заменяют своих хозяев;
- насмешка над классом или статусом.
Персонажи
Персонажи | Описание |
---|---|
Д’Артаньян | Д’Артаньян — смелый, вспыльчивый новичок, принятый в группу из трёх мушкетёров, известных как «Неразлучники». |
Атос | Атос, граф де Ла Фер, — мудрый, но молчаливый мушкетёр, неохотно ставший лидером «неразлучников». |
Портос | Портос — тщеславный мушкетёр, который любит хорошую еду, модную одежду и хвастовство. |
Арамис | Арамис, изучающий богословие, — сдержанный мушкетёр. |
Кардинал Ришелье | Кардинал де Ришелье — главный министр короля Людовика XIII, чья власть соперничает с властью короля. |
Миледи де Винтер | Миледи де Винтер — женщина с множеством лиц и личностей: шпионка кардинала, а также жена Атоса, которую считали погибшей. |
Тревиль | Господин де Тревиль — капитан мушкетёров. |
Базен | Базен — слуга Арамиса и отражение своего хозяина, который одевается и ведёт себя как священнослужитель. |
Бернажу | Бернажу — знаменитый фехтовальщик из охраны кардинала. |
Бикара | Бикара — противник Портоса, который ломает свой меч, но не сдаётся. |
Мадам де Буа-Траси | Мадам де Буа-Траси, также известная как Камилла Буа-Траси, — кузина мадам де Шеврез. |
Бонасье | Жак Мишель Бонасье — торговец и муж мадам Бонасье. Он становится шпионом кардинала. |
Констанция Бонасье | Констанция Бонасье — швея и доверенное лицо королевы; она также является женой Бонасье и любовницей д’Артаньяна. |
Бризмон | Бризмон — убийца, который выпил яд, предназначенный для д’Артаньяна. |
Каюзак | Каюзак, один из любимых гвардейцев кардинала, — противник Атоса, с которым у него давняя вражда. |
Мадам де Шеврез | Мадам де Шеврез, также известная как Мари Мишон, — швея, лучшая подруга королевы и тайная любовница Арамиса. |
Месье Кокнар | Месье Кокнар — скромный старый прокурор (адвокат), женатый на мадам Кокнар. |
Мадам Кокнар | Мадам Кокнар — жена месье Кокнара и ревнивая любовница Портоса. |
Господин д’Артаньян старший | Господин д’Артаньян-старший — отец д’Артаньяна-младшего, и он дарит сыну три подарка, когда тот уезжает из дома. |
Мадам д’Артаньян | Мать д’Артаньяна, мадам д’Артаньян, плачет вместе с ним, когда он уходит из дома. |
Герцог Бекингем | Герцог Бекингем — премьер-министр Англии, враг Франции и любовник французской королевы. |
Шевалье Дессарт | Господин де Шевалье Дессарт — капитан роты гвардейцев. |
Палач | Палач из Лилля — это человек, который заклеймил Миледи и привёл приговор в исполнение. |
Фелтон | Лейтенант Джон Фелтон — английский офицер и пуританин, который убивает герцога. |
Гримо | Гримо — слуга Атоса. |
Жюссак | Месье де Жюссак, командир роты кардинальской гвардии, прерывает дуэль между д’Артаньяном и Атосом. |
Король | Король Людовик XIII правит Францией с помощью своего друга и соперника, кардинала. |
Китти | Китти — субретка, или горничная, миледи. |
Лапорт | Месье Лапорт — камердинер и доверенное лицо королевы. |
Любен | Любен — слуга графа де Варда. |
Мушкетон | Мушкетон — слуга Портоса. |
Планше | Планше — слуга д’Артаньяна. |
Патрик | Патрик — камердинер герцога; он ценен тем, что говорит по-французски. |
Королева | Анна Австрийская, королева-консорт Франции, замужем за королём и является объектом соперничества между кардиналом и герцогом. |
Рошфор | Рошфор — агент кардинала и заклятый враг д’Артаньяна. |
Сегье | Господин де Сегье — канцлер Франции, также известный как хранитель печатей. |
Тремуй | Месье де ла Тремуй — владелец отеля и один из родственников Бернажу. |
Граф де Вар | Граф де Вард ссорится с д’Артаньяном из-за приказа кардинала отплыть; он также является объектом привязанности миледи. |
Лорд де Винтер | Лорд де Винтер, также известный как барон Шеффилд де Винтер, — зять миледи. |
Интересные факты
1. Отец Дюма был выдающимся французским генералом.
Известный своим мужеством и силой, генерал Томас-Александр Дюма считается легендарным. Хотя он был лучшим фехтовальщиком Наполеона, ходят слухи, что Наполеон невероятно завидовал этому «6 с лишним футов росту, невероятно лихому и физически блестящему генералу». Александр Дюма, которому на момент смерти отца было всего четыре года, выдумал многие подвиги своего отца в «Трех мушкетерах».
2. Дюма стал жертвой расистских нападок.
Многие люди удивляются, узнав, что Александр Дюма был на четверть чернокожим. Мать его отца, Луиза-Сессетта Дюма, была рабыней с Гаити. Когда Александр Дюма добился успеха, его критики начали публично нападать на него с расистских позиций — на одном карикатурном рисунке Дюма изображён варившим заживо своих белых персонажей. Дюма боролся с этими нападками, сказав одному критику: «Мой отец был мулатом, мой дед был негром, а прадед — обезьяной». Видите ли, сэр, моя семья начинается там, где заканчивается ваша.
3. Как и многие его герои, Дюма был талантливым фехтовальщиком.
В детстве Александр любил охотиться и гулять на свежем воздухе. Он учился фехтованию у местного мастера, начиная с 10 лет. Однако у его матери были другие планы на его будущее, и она решила, что он должен стать священником. Дюма убегал в лес, пока мать не убедила его, что в этом нет необходимости.
4. «Три мушкетёра» — это командная работа.
Хотя в авторском подзаголовке указано только его имя, Дюма многим обязан своему соавтору Огюсту Маке. Дюма и Маке вместе написали десятки романов и пьес, в том числе «Трёх мушкетёров», но степень участия Маке до сих пор вызывает споры. В 2010 году во Франции вышел фильм «Другой Дюма» (L’Autre Dumas), в котором рассказывается о сотрудничестве Дюма и Маке в художественной форме.
5. Английский переводчик отредактировал текст, чтобы он соответствовал викторианским стандартам морали.
В 1846 году были опубликованы три английских перевода «Трёх мушкетёров». Самый известный из них — перевод Уильяма Бэрроу, который по большей части соответствует оригиналу. Однако Бэрроу убрал почти все отсылки Дюма к сексуальности и человеческому телу, из-за чего некоторые сцены, например, между Миледи и д’Артаньяном, получились «странно расплывчатыми».
6. Дюма написал два продолжения «Трёх мушкетёров».
За «Тремя мушкетерами», действие которых происходит между 1625 и 1628 годами, следует «Двадцать лет спустя», действие которого происходит между 1648 и 1649 годами. Действие третьей книги, «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», происходит между 1660 и 1671 годами. Три книги, которые вместе известны как «Романы о Д’Артаньяне», посвящены жизни Д’Артаньяна.
7. Дюма не придумал фразу «Один за всех, все за одного» — на самом деле это национальный девиз Швейцарии.
Эта фраза традиционно ассоциируется с романом Дюма, но она появилась в 1291 году, чтобы символизировать объединение трёх швейцарских кантонов (или государств), когда жители Ури, Унтервальда и Швица подписали договор, пообещав помогать друг другу. В 1902 году слова Unus pro omnibus, omnes pro uno (один за всех, все за одного) были выгравированы на куполе Федерального дворца в Берне, столице страны. Использование Дюма швейцарского девиза в «Трех мушкетерах» стало одной из самых известных фраз в литературе.
8. Телесериал «Юные мушкетёры» является продолжением «Трёх мушкетёров».
«Юные мушкетёры», американский телесериал, вышедший в эфир всего на один сезон в 2005 году, рассказывает о подвигах сына д’Артаньяна (также известного как д’Артаньян) и трёх других юных мушкетёров. Один из мушкетёров — женщина по имени Жаклин, которая маскируется под мужчину по имени Жак.
9. Экранизация «Трёх мушкетёров» 2011 года получила ужасные отзывы.
«Три мушкетёра» (2011) — приключенческий боевик в формате 3D, снятый режиссёром Полом У. С. Андерсоном с участием известных актёров, в том числе Миллы Йовович и Орландо Блума. Несмотря на то, что фильм стал кассовым хитом в нескольких странах, он получил плохие отзывы критиков. Сайт Rotten Tomatoes сообщил, что только около четверти рецензий были положительными. Рецензент из Orange County Register назвал его «эпическим провалом.»