Убить пересмешника (Нелл Харпер Ли) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1960 | Форма произведения: роман | Время событий: первая половина XX века | Возраст: 9-12 лет | Главные герои: Джин-Луиза Финч (Глазастик), Джим Финч, Аттикус, Кальпурния, Страшила Рэдли, Дилл, Боб Юэлл, Том Роббинсон Второстепенные герои: тётя Александра, мисс Кэролайн, преподобный Сайкс, Хэлен Робинсон, судья Тейлор, Уолтер Каннингем-младший, миссис Дюбоз, Майелла Юэлл, мисс Гейтс,

История создания

Роман «Убить пересмешника» известной на весь мир американской писательницы Нелл Харпер Ли (1926 — 2016) увидел свет в 1960 году, а 1961 году за этот роман Ли получила Пулитцеровскую премию. Этот успех писательницы стал вехой в борьбе за права чернокожих.

Основой для написания  знаменитого шедевра американской классики стали детские впечатления Харпер Ли. Когда будущей писательнице было пять лет, шел судебный процесс по делу об изнасиловании двух белокожих женщин девятью выходцами из Африки. Несмотря на то, что медицинская экспертиза указала на ложность изнасилования, Все мужчины были приговорены к смертной казни судом присяжных, несмотря на медицинские свидетельства их непричастности к преступлению. Смертный приговор вынес суд присяжных, среди которых были исключительно «белые». Позднее приговор отменили, но на маленькую Нелл Харпер Ли, отец которой был юрист, это произвело огромное впечатление.

Дочь готовилась пойти по стопам отца и поступила в Алабамский университет, но страсть к писательству заставила девушку бросить учебу и уехать в Нью-Йорк. Но прежде чем Харпер Ли взялась за написание «Убить пересмешника», она на протяжении долгих лет зарабатывала себе на жизнь клерком по продаже авиабилетов.

В ноябре 1956 года Харпер Ли нашла литературного агента, а в декабре того же года друзья подарили Ли на Рождество конверт, в котором были средства на целый год, во время которого она сможет творить сколько сама захочет. Харпер Ли за этот год написала черновой вариант романа «Убить пересмешника». В 1959 году произведение было готово, а в 1960 опубликовано. Уже через год после публикации роман стал бестселлером и получил Пулитцеровскую премию. Позже роман вошел в списки лучших книг по версиям различных журналов и информационных агентств.

О названии

«Убить пересмешника» отсылает к одному из главных символов романа: пересмешнику, символу невинности.

Жанр произведения

Воспитательный роман.

Символы

Пересмешник

Пересмешник — символ невинности или уязвимости. В романе несколько персонажей теряют свою невинность, в первую очередь Том Робинсон. Когда его убивают, редакционная статья газеты сравнивает его смерть с «бессмысленным истреблением певчих птиц», что является прямой отсылкой к более раннему предупреждению Аттикуса своим детям о том, что стрелять в пересмешника грех, потому что пересмешник ничего не делает, кроме как приносит людям радость.

Точно так же шериф отказывается арестовывать Страшилу Редли, потому что это было бы «вроде как застрелить пересмешника», а это означает, что Страшила — настолько уязвимый персонаж, что нет смысла доставлять ему дополнительные трудности. В том же духе фамилия Глазастика — Финч (с англ. — зяблик), то есть другой певчей птицы, предполагает, что её невиновность (или потеря) будет неотъемлемой частью сюжета истории.

Физические испытания

Многие персонажи романа сталкиваются с физическим (или психическим) испытанием: у Тома Робинсона искалечена левая рука; Джим ломает руку настолько сильно, что его рука тоже навсегда изменена; У Страшилы Рэдли сломлен дух; У Аттикуса плохое зрение. Эти недостатки — или различия — являются внешними признаками того, что у каждого есть слабости и они несёт с собой ущерб, нанесенный жизнью.

Дупло дерева

Страшила много лет живет отшельником, но, очевидно, хочет общаться с внешним миром. Страшила оставляет подарки для Джима и Глазастика в дупле дерева, чтобы установить с ними связь, не делая себя уязвимым. Когда Натан Рэдли узнает, чем занимался Страшила, он заливает дупло цементом, разрывая связи Страшилы с внешним миром в попытке сохранить его в уединении.

Бешеная собака

Тим Джонсон, собака, хорошо известная в Мейкомбе, становится бешеной и представляет опасность для общества. Болезнь собаки символизирует расизм в городе. Точно так же, как шериф Тейт отказывается вершить правосудие в деле Тома Робинсона, он отказывается застрелить бешеную собаку — он призывает Аттикуса бороться с ней, точно так же, как Аттикус борется за справедливость в зале суда. Мисс Моди метко говорит Глазастику, что, по ее мнению, Аттикус «решил, что не будет стрелять, пока не понадобится, и ему пришлось это сделать сегодня».

Основная идея

Название романа “Убить пересмешника” отражает его основную тему и идею. Пересмешник — это певчая птица, которая безобидна и не причиняет никому вреда. В романе Харпер Ли пересмешник символизирует невинность и беззащитность.

Название романа также связано с одной из ключевых сцен произведения, когда Аттикус Финч объясняет своим детям, почему нельзя убивать пересмешников. Он говорит, что это было бы грехом, потому что пересмешники безобидны и заслуживают защиты.

Таким образом, название “Убить пересмешника” подчёркивает тему несправедливости и насилия, а также важность защиты невинных и беззащитных.

Художественное своеобразие

Многоуровневое повествование

Легко забыть, что историю на самом деле рассказывает взрослая Джин-Луиза Финч, а не 6-летняя Глазастик. Это позволяет Ли представить мир в черно-белой морали маленькой девочки, сохранив при этом детали, значение которых ускользнуло бы от ребенка.

Откровение

Поскольку Харпер Ли ограничивает точку зрения на происходящее восприятием девочки и тем, что она непосредственно наблюдает, многие детали истории раскрываются только спустя долгое время после их появления. Это создает атмосферу таинственности для читателя, имитирующую детское чувство непонимания того, что замышляют все взрослые.

Темы

На протяжении романа «Убить пересмешника» Ли переплетает многочисленные темы, отражающие невинный взгляд Глазастика на темы, которые глубоко влияют на жизнь окружающих её людей. Моральная паутина, сотканная этими темами, превращает роман во вневременную историю, столь же актуальную сегодня, как и тогда, когда она была написана.

Гонка

Вопросы расы и предрассудков пронизывают «Убить пересмешника». Суд над Томом Робинсоном выявляет расовую напряженность, которая глубоко укоренилась в повседневной жизни сообщества и его жителей, даже среди тех, кто непосредственно не вовлечен в судебное разбирательство. Джим и Глазастик сопровождают Кальпурнию в церковь, где все прихожане — афроамериканцы. Там они сталкиваются с проявлениями расизма со стороны некоторых прихожан церкви. Издатель городской газеты проявляет признаки расизма, даже когда он разоблачает это в обществе. Тетя Александра также проявляет расистские наклонности, например, когда она советует Аттикусу: «Не говори так при них [афроамериканцах] . … Это их поощряет».

Во время судебного разбирательства дети — и особенно глубокомысленный Джим — потрясены этим внезапным разоблачением городских предрассудков. В частности, из-за их реакции расистское поведение окружающих их взрослых выглядит мелочным, нелогичным и неэтичным.

Класс

Исследование класса Харпер Ли часто связано с деньгами и властью. В романе тетя Александра верна существующим классовым различиям Мейкомба. Люди знают свое место, а оставаться на своем месте — утомительная, но необходимая работа. Она дает понять, что Глазастик не может пригласить обедневшего одноклассника Уолтера Каннингема к себе домой, потому что «он — мусор». Тетя Александра также сочла бы, что семья Юэлл принадлежит к более низкому социальному классу, чем Финчи.

На протяжении всего романа, особенно после переезда тети Александры, Джим и Глазастик спорят о классовости. Они часто говорят об этом как о «прошлом» или «семье», но то, что они пытаются выяснить, — это как ориентироваться в сложных водах различных социальных классов Мейкомба, оставаясь верными своим убеждениям.

Равенство против неравенства

В «Убить пересмешника» Ли рассматривает вопросы равенства и неравноправия. Например, адвокат мистер Гилмер кажется достаточно порядочным человеком на первый взгляд, но то, как он обращается к Бобу Юэллу, белому мужчине, сильно отличается от того, как он обращается к Тому Робинсону, чернокожему мужчине, и показывает, насколько глубоко расовое неравенство укоренилось в Мейкомбе.

Неравенство в истории можно рассматривать с разных точек зрения. В дополнение к общему неравенству между белыми и черными в Мейкомбе, тема также выявляет разногласия между богатыми и бедными. Неравенство проявляется в дискуссиях о семьях, чьи общественные корни уходят глубоко, в отличие от тех людей, которые являются новичками.

Также существует чувство неравенства между полами. Женщинам не разрешается входить в состав жюри. Джим иногда подтрунивает над Глазастиком по поводу её пола: «С каждым днем ты все больше становишься похожей на девушку!»

Мораль

Мораль занимает центральное место в «Убить пересмешника» и может быть связана с расовыми проблемами и неравенством. То, насколько моральны или этичны люди, напрямую зависит от того, насколько они расисты. Большая часть напряженности в романе возникает, когда моральный компас и этические стандарты Джима и Глазастика, привитые им учением и примером их отца — вступают в прямой конфликт с миром Мейкомба.

Аттикус, похоже, верит во врожденную доброту людей — ту, которая позволила бы им выбирать наилучший путь, относиться к людям с достоинством и проявлять уважение к другим, независимо от того, какое положение в жизни они занимают. Но для Джима и Глазастика жизнь раскрывает жестокий и порочный мир. Их концепция морали как врожденной разбивается вдребезги во время судебного процесса, когда Тома признают виновным, несмотря на неубедительные доказательства, представленные против него.

Прелесть романа «Убить пересмешника»  в том, что ни одной из этих тем не отводится центральной роли, все они являются фоном на пути взросления Джима и Джин-Луизы,» рытвинами разной глубины, которые им необходимо преодолеть, дабы вырваться из детского кокона навстречу увлекательной юности».

Персонажи

Персонаж Описание
Джин-Луиза Финч (Глазастик) Джин-Луиза Финч — умная девочка-рассказчик, по характеру она —  сорванец.
Джим Джим Финч — старший брат Глазастика, который разочаровывается в идее справедливости.
Аттикус Аттикус Финч — почетный и всеми уважаемый юрист, который верит в то, что поступает правильно
Кальпурния Кальпурния — повар и экономка в семье Финч. Она помогает ухаживать за детьми, а также рассказывает о чернокожем сообществе.
Страшила Рэдли Страшила Рэдли — сосед-затворник и объект детского восхищения.
Дилл Дилл — юный друг детей Финчей; он защищает свои уязвимые эмоции с помощью живого воображения.
Боб Юэлл Боб Юэлл — один из многих расистов в Мейкомбе и обвинитель Тома Робинсона.
Том Робинсон Том Робинсон — чернокожий мужчина, которого Аттикус защищает от обвинений в изнасиловании белой женщины.
Тетя Александра Тетя Александра (Хэнкок) — сестра Аттикуса, которая переезжает к нему и помогает растить детей во время суда над Томом.
Дик Эйвери Дик Эйвери — сосед по пансиону дальше по улице, у которого случаются приступы чихания.
Мисс Кэролайн Мисс Кэролайн (Фишер) — учительница Глазастика, которая общается с Баррисом Юэллом и Уолтером Каннингемом.
Стефани Кроуфорд Стефани Кроуфорд — сплетница-соседка по кварталу.
Уолтер Каннингем — младший . Уолтер Каннингем-младший — бедный одноклассник Глазастика, которого смущает мисс Кэролайн.
Уолтер Каннингем — старший . Уолтер Каннингем-старший — отец одноклассницы Глазастика и участник группы линчевателей.
Миссис Дюбоз Миссис Дюбоз — пугающая вдова и наркоманка, которой Джим вынужден читать.
Баррис Юэлл Баррис Юэлл — сын Боба Юэлл и брат Майеллы Юэлл. Он также одноклассник Глазастика.
Майелла Юэлл Майелла Юэлл — дочь Боба Юэлла, который выдвигает ложное обвинение в изнасиловании против Тома Робинсона.
Кузен Фрэнсис Кузен Фрэнсис (Хэнкок) — внук тети Александры. Он и дети Финчей не ладят, и Глазастик дерется с ним после того, как он приставал к ней из-за того, что Аттикус защищал Тома Робинсона.
Мисс Гейтс Мисс Гейтс — учительница третьего класса у Глазастика. Мисс Гейтс осуждает Гитлера за его преследование евреев. Однако, когда Тома признают виновным, она заявляет: «Пришло время, чтобы кто-нибудь преподал им урок».
Мистер Гилмер Мистер Гилмер — обвинитель на процессе Тома Робинсона.
Рэйчел Хаверфорд Рэйчел Хаверфорд — ближайшая соседка Финчей и тетя Дилла.
Дядя Джек Дядя Джек (Финч) — бездетный младший брат Аттикуса, которого он содержал во время учебы в медицинской школе.
Сесил Джейкобс Сесил Джейкобс — одноклассник Глазастика, который живет в конце улицы. Он и Глазастик ввязываются в драку, когда Сесил высмеивает Аттикуса за то, что тот защищает Тома Робинсона.
Дядя Джимми Дядя Джимми (Хэнкок) — муж тети Александры.
Чак Литтл Чак Литтл — одноклассник Глазастика, который успокаивает мисс Кэролайн, когда учительница напугана головными вшами Барриса Юэлла.
Мисс Моди Мисс Моди (Аткинсон) — овдовевшая соседка через дорогу, чей дом сгорает дотла.
Грейс Мерривезер Член Миссионерского общества тети Александры, она обеспокоена бедственным положением племени мруна в Африке, но не обращает внимания на афроамериканскую общину в Мейкомбе.
Натан Рэдли Натан Рэдли — старший брат Страшилы, который стреляет в детей Финчей, когда они вторгаются на его территорию.
Дольфус Рэймонд Дольфус Рэймонд — владелец недвижимости, который живет на окраине города со своей семьей смешанной расы. Он притворяется алкоголиком, чтобы отбить охоту к любопытным комментариям о своей семье.
Доктор Рейнольдс Доктор Рейнольдс — местный врач и прогрессивный мыслитель.
Хелен Робинсон Хелен Робинсон — жена Тома Робинсона; ее преследует Боб Юэлл.
Преподобный Сайкс Преподобный Сайкс — глава церкви, которую посещает Кальпурния.
Хек Тейт Хек Тейт — шериф округа Мейкомб.
Судья Тейлор Судья Тейлор председательствует на процессе над Томом Робинсоном; Боб Юэлл позже пытается ворваться в дом судьи.
Брэкстон Андервуд Брэкстон Андервуд — издатель местной газеты.

Интересные факты

С момента выхода романа в 1960 году было продано более 30 миллионов копий по всему миру, и продолжает продаваться около миллиона копий каждый год. Писательница Харпер Ли, получившая Пулитцеровскую премию в 1961 году, однажды описала стремительный успех своего романа как «словно её ударили по голове и сбили с ног». Несмотря на популярность, в 2015 году Ли опубликовал ещё только один роман «Поставь сторожа» (продолжение «Пересмешника»).

Сегодня «Убить пересмешника» остается неотъемлемой частью как американской литературы, так и сердец бесчисленного количества читателей благодаря своим острым взглядам на расовую несправедливость, рассказанным глазами юной рассказчицы Глазастика Финч. Вызывающий разногласия предмет привел к его запрету в школах по всей стране, даже в последнее десятилетие. Действительно, у столь противоречивой книги легендарное прошлое, некоторые события и персонажи вдохновлены реальными событиями.

1. Харпер Ли не хотела, чтобы книга переводилась в электронную версию.

Ли не была поклонницей цифровой эпохи, говоря, что ей нравятся «старые пыльные книги и библиотеки». Она отказывалась передавать права на загружаемую версию книги — то есть до своего 88-летия 24 апреля 2014 года.

«Я поражена и унижена тем, что «Пересмешник» прожил так долго», — сказала она в заявлении через своего издателя. «Это пересмешник для нового поколения».

2. Ли смогла написать книгу благодаря подарку от своих друзей.

«Убить пересмешника», возможно, никогда не была бы написана, если бы не щедрость ее друзей. Когда Ли переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить свою писательскую карьеру, она с трудом сводила концы с концами.

Находясь там, она подружилась с Джой и Майклом Брауном, последний был преуспевающим композитором. На Рождество 1956 года они подарили ей годовую зарплату вместе с запиской следующего содержания: «У тебя есть год отпуска с работы, пиши все, что захочешь. Счастливого Рождества».

3. Аттикус Финч был создан по образцу отца Харпер Ли.

Большая часть детства Ли отражена в «Убить пересмешника». Как и Аттикус Финч, отец Ли тоже был юристом по имени Амаса Коулман Ли; он защищал двух афроамериканцев, обвиненных в убийстве в 1919 году. Но, в отличие от стоика Аттикуса, Амаса вообще ушел из уголовного права после проигрыша дела.

4. Персонаж Дилла был вдохновлён другом детства Харпер Ли, писателем Трумэном Капоте.

Не по годам развитый друг Джима и Глазастика Дилл был вдохновлен реальной дружбой Ли с писателем Трумэном Капоте, который жил по соседству. Описывая их дружбу, друг семьи Ли однажды сказал: «Нелл была слишком груба с девочками, а Трумэн боялся мальчиков, поэтому он просто привязался к ней, и она была его защитницей».

5. Трумэн Капоте завидовал успеху Ли с «Убить пересмешника».

Ли и Капоте были близкими друзьями во взрослой жизни, Ли даже работала у него ассистентом-исследователем, прежде чем написала «Убить пересмешника». К сожалению, быстрый успех ее романа вызвал трения между ними, особенно когда она получила Пулитцеровскую премию, а он — нет. После этого они отдалились друг от друга.

6. Был настоящий Страшила Рэдли.

Несколько жителей Монровилля, штат Алабама, включая Трумена Капоте, говорят, что «настоящий» Страшила Рэдли жил по соседству с семьей Ли. Его звали Альфред «Сон» Булвер, и, как и Страшила, он был бледным, замкнутым человеком, который оставлял подарки для детей в дупле своего дерева.

7. Дети-актеры, сыгравшие Джима и Глазастика в фильме, терпеть не могли друг друга.

Мэри Бэдхэм, актриса, сыгравшая Глазастика в фильме 1962 года, заявляла в интервью, что она и Филипп Элфорд, сыгравший Джима, «презирали друг друга». Отчасти это было связано с привычкой Бэдхэм подражать репликам Филиппа во время съемок. Когда пришло время снимать сцену, когда Джем и Дилл заталкивают Глазастика в шину, Элфорд пошутил: «Мы пытались убить её, но были слишком малы и не смогли прокрутить шину достаточно быстро».

8. Сообщается, что дело Тома Робинсона основано на аналогичном деле из реальной жизни.

Существует теория, что дело Тома Робинсона было основано на деле 1931 года против группы из девяти чернокожих подростков в Алабаме под названием «Мальчики Скоттсборо». Их обвинили в изнасиловании двух белых девушек, хотя одна из предполагаемых жертв позже призналась, что выдумала эту историю. В конечном итоге обвинения с четырех подростков были сняты, но остальным был вынесен приговор от 75 лет до смертной казни.

9. Ли никогда не смотрела постановку «Убить пересмешника» в своем родном городе.

В округе Монро ежегодно показывают сценическую постановку «Пересмешника» в том самом здании суда, которое вдохновило на создание фильма. Каждый год он привлекает тысячи людей, хотя один человек заметно отсутствовал: Харпер Ли так и не увидела постановку, отчасти потому, что была расстроена тем, что город так и не попросил разрешения использовать персонажей её книги.

10. У Ли не было стиральной машины.

Хотя роман «Убить пересмешника» с годами обогатил Ли — только за первую половину 2010 года она заработала более 800 000 долларов авторских отчислений, — она вела скромный образ жизни. Сосед, который жил рядом с сестрами Ли в 2004-06 годах, сказал: «Она стирала белье в прачечной в соседнем городе, потому что у них не было стиральной машины. Ей нравилось садиться за руль своего «Бьюика» и исследовать красные грунтовые дороги сельской местности, которые она ярко оживила в фильме «Убить пересмешника»».

 

Текст: Светлана Никонова, 184 👀