Кафка на пляже (Харуки Мураками) • роман
краткая информация
История создания
«Кафка на пляже» — это одно из произведений японского писателя Харуки Мураками (12 января 1949 года), посвящённых коллективной травме в истории Японии. В романе автор обращается к воспоминаниям о Второй мировой войне и последующей американской оккупации, которые играют важную роль в сюжете.

Первое издание романа (на японском языке), Япония, 2002.
Некоторые персонажи, такие как Наката, до сих пор не могут забыть свой военный опыт. В своих письмах и армейских документах Мураками описывает жизнь в сельской местности во время войны, включая страх перед биологическими или химическими атаками и необходимость добывать пищу из-за нехватки продовольствия.
Хотя сам Мураками родился после окончания войны, он слышал рассказы о ней от своего отца и считает эти воспоминания частью своего «наследства».
В романе также затрагивается тема синтоизма — традиционной японской религии, основанной на ритуалах и связи с прошлым.
О названии
Фраза «Кафка на пляже» встречается в нескольких сценах на протяжении всего повествования.
«Кафка» — это имя главного героя. «Кафка на пляже» — это также название песни, которая имеет важное значение для сюжета, и картины с изображением молодого человека на берегу моря, которая также имеет значение в повествовании.
Жанр произведения
Роман. Художественная литература.
Символы
Классическая музыка
В «Кафке на пляже» классическая музыка символизирует полное погружение в жизнь и перемены, которые происходят с теми, кто полностью погружается в жизнь.
В то время как Кафка Тамура предпочитает рок-н-ролл и джаз, Осима очень любит классическую музыку. В частности, Осима обсуждает фортепианные концерты Франца Шуберта (1797–1828) во время поездки с Кафкой на машине, объясняя, почему эти концерты важны для него.
Осима объясняет Кафке, что само несовершенство произведений обладает сильной притягательностью и создаёт нечто, с чем люди могут себя ассоциировать. Он настаивает на том, что каждый пианист, играющий произведение, должен привнести в него что-то своё — иначе произведения останутся плоскими и безжизненными. Таким образом, фортепианные концерты символизируют человеческую жизнь. Любой может механически выполнять свои обязанности, но в осмысленной жизни есть что-то особенное и несовершенное, привнесённое человеком, который её проживает. Классическая музыка олицетворяет жизнь и ту глубину, которой она может обладать, если жить с намерением.
Трансформация характера Хосино проявляется в том, что он начинает ценить классическую музыку. Он появляется в сюжете как молодой, непостоянный, эгоцентричный человек, но благодаря знакомству с Накатой он в конце концов меняется. Самый заметный элемент его трансформации происходит, когда он слушает классическую музыку в кафе. Этот вид музыки, который Хосино никогда не хватало терпения оценить, внезапно трогает его. Он начинает искать эту музыку и разговаривать о произведениях и композиторах. Для Хосино классическая музыка — это символ трансформации, а также движения к более осознанной жизни.
Вороны
Вороны — центральный символ в рассказе Кафки. Имя Кафка, как отмечает персонаж, в переводе с чешского означает «ворона». Ворона олицетворяет то, чем Кафка больше всего хотел бы быть, — свободным и сильным. Кафка считает, что именно эти качества ему нужны, и та его сторона, которую он называет «мальчик по имени Ворон», поддерживает его в этом. Однако вера Кафки в то, что ему нужна свобода, также приводит к его глубокой изоляции от других. Мальчик по имени Ворона убеждает Кафку быть уязвимым и общаться с другими людьми, что, по его словам, является частью силы.

Иллюстрация к роману «Кафка на пляже». Автор неизвестен.
Вороны, хоть и не самые общительные птицы, живут семейными группами и летают большими стаями. Однако Кафка боится устанавливать глубокие связи с другими людьми, потому что боится встретиться лицом к лицу со своим истинным «я».
Вороны/грачи во многих культурах являются символом смерти и дурных предзнаменований. На первый взгляд, этот символизм присутствует и в «Кафке на пляже». Погружаясь всё глубже во тьму, Кафка видит ворон в лесу как зловещие проявления этой тьмы. Сам Кафка связан с дурным предзнаменованием и убийством. Однако во многих культурах ворон также считается пророком и существом, которое связывает реальный мир с миром духов. Эта интерпретация символики ворона полностью соответствует сюжету Кафки. Кафку преследует пророчество, сделанное о нём, и он также существует между несколькими мирами, а также между прошлым и настоящим, пока не сможет освободиться.
Мотивы
Лабиринты
Лабиринты появляются на протяжении всего повествования, чтобы показать внутреннее смятение и неопределённость личности. Отец Кафки, Коити Тамура, известен своими скульптурами «Лабиринт». То ограниченное представление о Тамуре, которое читатель получает из рассказов Кафки и воспоминаний мисс Саэки, — это представление о человеке, искалеченном любовью к жене, которая бросает его, не сказав ни слова. Его мучает сила его чувств к ней, и он теряется в собственном внутреннем лабиринте. Лабиринт отца Кафки приводит его в тёмное место, где он предсказывает своему юному сыну ужасное будущее.
Когда Кафка влюбляется в 15-летнюю мисс Саэки, Ворон предупреждает его, что он попал в «лабиринт времени». Время превратилось в запутанный клубок изгибов и складок, которые каким-то образом позволили Кафке влюбиться в того, кто существует только в прошлом. Позже Осима объясняет Кафке, как появился этот лабиринт, прямо перед тем, как Кафка уходит глубоко в лес. По мере того, как он углубляется в незнакомый лес, Кафка размышляет над словами Осимы и понимает, что его движение по лесу — это отражение его внутреннего процесса. Кафка погружается в свой внутренний лабиринт, пытаясь вернуть контроль над собой и найти ответы на вопросы, которые преследовали его всю жизнь.
Мечты
В «Кафке на пляже» сны — это пограничное пространство (или пространство на пороге), которое иногда переходит в реальность, а иногда существует исключительно как место, где персонажи могут проявлять свои желания и страхи.
Кафка боится, что он каким-то образом убил своего отца, находясь без сознания, в своего рода сновидческой проекции. Случилось ли это на самом деле или нет, так и остаётся неясным, но это важная часть борьбы Кафки со своей идентичностью и собственным отсутствием контроля над своей психикой.
Мисс Саэки также проецирует во сне свою более молодую призрачную версию в комнату в библиотеке, где спит Кафка. В этом сценарии сны и реальность размыты, но не сливаются полностью. Однако позже, похоже, мисс Саэки каким-то образом проецирует своё тело, потому что в ту ночь они с Кафкой занимаются сексом, а потом она не покидает его физически. Это параллель к фрагменту повествования, который Осима связывает с Кафкой из «Повести о Гэндзи», классика японской литературы 11 века, потому что персонаж переносит себя физически куда-то ночью, а утром ничего не помнит, хотя её волосы пахнут ладаном (подразумевая, что реальное физическое движение каким-то образом произошло).
Однако, когда Кафке снится, что он насилует Сакуру, этот сон кажется скорее проявлением самых глубоких страхов Кафки, чем реальным событием. Реальная Сакура не разделяет этот сон с Кафкой, но вместо этого ей снится, что он в опасности.
Основная идея
Основная идея романа Харуки Мураками «Кафка на пляже» заключается в поиске идентичности, самоопределении и столкновении с неизбежными жизненными кризисами.
Книга переплетает две параллельные сюжетные линии — жизнь 15-летнего мальчика по имени Кафка, который сбегает из дома, и старого человека, по имени Наката, страдающего от потери памяти, но обладающего необычными способностями. Эти линии постепенно сходятся, создавая атмосферу мистики и магического реализма.
Роман сочетает в себе элементы философской прозы и психоанализа, исследуя сложные вопросы человеческой природы и личного роста. Мураками использует характерный для него стиль, насыщенный метафорами, символизмом и мистическими образами.
Художественное своеобразие
Художественное своеобразие романа Харуки Мураками «Кафка на пляже» заключается в следующем:
Метафизическая направленность
В произведении много размышлений о природе сознания и о том, как мысли и действия связаны между собой.
Сюрреалистический мир
Мир, в котором происходит действие, кажется странным и сюрреалистичным. Персонажи не всегда могут понять, что происходит вокруг них, и даже свои собственные чувства и поступки.
Чередующиеся главы
В романе несколько сюжетных линий и персонажей, которые чередуются в повествовании.
Наличие неодушевлённых героев-символов
Есть герои, которые не являются людьми, но играют важную роль в сюжете. Например, это камень, который обладает особыми свойствами, или абстрактная сущность, которая принимает облик полковника Сандерса.
Использование музыки для глубокого самоанализа
Музыка играет важную роль в романе. Она помогает персонажам разобраться в своих чувствах и понять смысл жизни и смерти.
Мураками использует особую форму магического реализма, в которой элементы японской литературной традиции сочетаются с иностранными влияниями.
«Кафка на пляже» — одно из многих произведений Мураками, написанных в стиле традиционного японского “Я-романа”, возникшего в начале двадцатого века. В «Я-романах» обычно используется исповедальный стиль от первого лица, часто затрагивающий чрезвычайно мрачные и личные темы.
В то же время Мураками также подвергался критике в Японии за его нетрадиционный стиль, который черпает вдохновение у европейских писателей, включая Курта Воннегута и чешского романиста Франца Кафки.
Как и Мураками, большая часть произведений Кафки, таких как его рассказ “Метаморфоза”, сочетает тревожащие фантастические элементы с реализмом, изображая изолированных персонажей, сталкивающихся с абсурдом современной жизни. «Кафку на пляже» также часто сравнивают с другими длинными сюрреалистическими работами Мураками, включая «Хронику заводной птицы».
«Кафка на пляже» также во многом опирается на древнегреческий трагический миф об Эдипе, увековеченный в драматической форме Софоклом в его пьесе «Царь Эдип». В мифе Эдип получает пророчество от оракула в Дельфах о том, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Эдип невольно исполняет пророчество. Узнав о случившемся, Эдип в отчаянии ослепляет себя.
Миф об Эдипе часто приводят в качестве примера самосбывающегося пророчества, и он стал ассоциироваться с фрейдистской психологией после того, как Фрейд разработал теорию «эдипова комплекса». Персонажи «Кафки на берегу» часто обсуждают миф об Эдипе, потому что Кафка считает себя объектом эдипова пророчества.

Нино Фурухата в роли Кафки и Риэ Миядзава в роли матери. Сценическая адаптация романа Харуки Мураками, режиссёр — Юкио Нинагава. Фото: Стефани Бергер. Фестиваль в Линкольн-центре, 2015 г.
Темы
Память
Память играет важную роль для каждого из персонажей «Кафки на пляже». Достоверность воспоминаний, их роль в придании жизни смысла и то, как они могут мешать людям жить, — всё это важные тематические проявления концепции памяти.
У каждого персонажа «Кафки на пляже» по-своему складываются отношения с воспоминаниями о собственной жизни и воспоминаниями других людей.
Мисс Саэки, например, живёт в своих воспоминаниях, и поэтому память мешает ей жить в настоящем и придаёт её нынешней жизни смысл. Её страх перемен настолько силён, что в подростковом возрасте она фактически отправляет часть себя в место, где время застыло и ничего не меняется. Ирония ситуации в том, что в этом месте никому не нужна память.
Сатору Наката, с другой стороны, похож на человека из этого вневременного места. Он мирно и безмятежно плывёт по течению в этом мире, отчасти потому, что у него нет настоящей памяти или представления о воспоминаниях. Он может помнить то, что с ним происходило, на самом базовом уровне, но эти события не складываются в единое целое, чтобы вызвать эмоции или создать для Накаты более целостную картину.

Кацуми Киба (в роли Накаты) и его друзья в спектакле «Кафка на пляже». Сценическая адаптация романа Харуки Мураками, режиссёр — Юкио Нинагава. Театр Barbican, Лондон,2002 г. Фото: Аластер Мьюир.
С точки зрения памяти Наката — противоположность мисс Саэки, которая состоит только из воспоминаний. Оба персонажа демонстрируют противоположные крайности в том, как память (или её отсутствие) может определять личность.
Персонаж Хосино занимает нечто среднее между двумя крайностями. У него есть воспоминания, которые имеют для него значение, но он не зацикливается на них. Для Хосино большая часть развития его персонажа заключается в том, что он начинает размышлять о воспоминаниях и придавать им значение в своей нынешней жизни.
Во многих отношениях Хосино относится к тому типу персонажей, которые прячут всё болезненное или неприятное в своём прошлом, чтобы не испытывать глубоких чувств. Но по мере того, как его характер начинает меняться, Хосино позволяет себе горевать о своём деде и более критично и непредвзято оценивать свои прошлые поступки.
Персонаж с самыми сложными отношениями с памятью — Кафка Тамура. Кафка хочет заполнить пробелы в своей памяти лицом и личностью своей матери, но в то же время втайне не может простить её за то, что она его бросила.
В начале Кафка, кажется, ищет способ оставить прошлое позади и начать новую жизнь, но прошлое настигает его и заставляет принимать болезненные решения. Когда Кафка влюбляется, он также испытывает желание жить в месте, где время остановилось и он может быть со своей возлюбленной.
Хотя большая часть характера Кафки построена вокруг его взаимоотношений с воспоминаниями, в его памяти также есть пробелы. Его неспособность вспомнить лицо своей матери, моменты, когда он терял сознание от гнева или по неизвестным причинам и не помнил своих действий — все это усиливает сложные отношения Кафки с памятью и то, как она определяет его самого.
Одиночество
Каждый из персонажей «Кафки на пляже» испытывает чувство одиночества и изоляции. Большинство из них живут в больших городах и окружены людьми, но всё равно чувствуют себя совершенно одинокими.
Персонажи отражают, вероятно, собственное разочарование Харуки Мураками в современном обществе и его пустой сосредоточенности на потреблении и зарабатывании денег.
Персонаж Хосино изначально является частью этого пустого сегмента общества, но его связь с Накатой позволяет ему общаться с другими и, в конечном счёте, с самим собой, избавляя его от чувства пустоты и изоляции.
Кафка, Осима, мисс Саэки и Наката — каждый из них по-своему изолирован.
Мисс Саэки изолирует себя после смерти своего возлюбленного, погружаясь в воспоминания, в которые никто не может проникнуть. Осима одинок и изолирован из-за сложностей, связанных с его полом и гендером, которые не совпадают.
Наката потерял способность общаться с людьми, когда он был ребёнком. Кажется, что его основной компанией являются кошки, с которыми он разговаривает, но он мало общается с другими людьми. Кажется, что это не беспокоит Накату, потому что он не способен испытывать сильные эмоции, но Наката чувствует, что ему чего-то не хватает, что отличает его от других.

Иллюстрация к роману «Кафка на пляже». Художник — Сэм Босма (Sam Bosma, 1986).
Кафка демонстрирует свою изолированность и одиночество, задаваясь вопросом, не может ли каждая встреченная им женщина быть его матерью или сестрой. Он держится в стороне от своих одноклассников, потому что чувствует себя каким-то другим, вероятно, из-за эмоционального насилия со стороны отца и тревожного пророчества. Однако на глубинном уровне Кафка стремится к общению с другими людьми, и это сочетание стремления к уединению и глубокой потребности в общении заставляет его делать неправильный выбор в отношениях с другими людьми.
Личность
Темы памяти и одиночества в конечном счёте переплетаются в общей теме идентичности. Каждый персонаж формируется под влиянием отношений (или их отсутствия) с другими людьми и памятью. Многие персонажи также испытывают трудности с самоидентификацией из-за конфликта между своим физическим телом и внутренним «я».
Кафка мечтает покинуть своё физическое тело, потому что оно состоит из ДНК извращённого отца и бросившей его матери. Но этот генетический материал также является неотъемлемой частью его самого, и неспособность отделить своё внутреннее «я» от физического «я» вызывает болезненный конфликт внутри Кафки и в конечном счёте едва не приводит к его гибели.
Тем временем Хосино переосмысливает свою личность в результате отношений с Накатой, который заставляет его задуматься о себе и смысле своей жизни. Наката потерял половину себя, и у него нет чёткого представления о своей личности. Это проявляется физически в виде частично отсутствующей тени.
Личность Осимы связана с конфликтом между его физическим телом, женским, и его внутренним «я», которое идентифицирует себя как мужское. Каждый персонаж пытается найти способ примирить части своей личности, которые находятся вне его контроля, со своей внутренней сущностью.
Персонажи
| Персонаж | Описание |
|---|---|
| Кафка Тамура | Кафка Тамура — 15-летний беглец из дома. Он ценит физическую форму и держится особняком от других людей. |
| Мисс Саэки | Мисс Саэки — заведующая Мемориальной библиотекой Комуры. У неё непростое прошлое, и когда-то она была пианисткой и композитором. |
| Сатору Наката | Сатору Наката, известный в зрелом возрасте в основном как «Наката», был школьником, пострадавшем в «Инциденте у горы Рисовая Чашка»,. Он получил психологическую травму, находясь без сознания после происшествия, и во взрослом возрасте имеет ограниченные когнитивные способности. |
| Владелец кофейни | Владелец кофейни — мужчина, который управляет кафе в Такамацу и любит классическую музыку. |
| Ворона | Ворона — это альтер-эго Кафки или часть Кафки, которая представляет его совесть. |
| Собака | Собака приводит Сатору Накату к Джонни Уокеру. |
| Старший сын Комуры | Старший сын Комуры был возлюбленным детства госпожи Саэки, а затем и её любовником. Он также изображён на картине «Кафка на пляже». Он был убит в возрасте около 20 лет. |
| Гома | Гома — пропавший домашний кот, за которым охотится Наката. |
| Хагита | Хагита подбирает Накату и подвозит его. Он добросердечный водитель грузовика, который проповедует коммунистические идеи и философию. |
| Хосино | Хосино — водитель грузовика, который становится своего рода помощником Накаты. Помогая Накате, он превращается из эгоистичного бродяги в человека, заинтересованного в том, чтобы жить осмысленной жизнью. |
| Кавамура | Кавамура — это кот, который рассказывает Накате о Гоме. Он немного не в себе, и его предложения не имеют особого смысла. |
| Мими | Мими — сиамская домашняя кошка, которая переводит Кавамуре бессмыслицу Накаты. |
| Доктор Наказава Дзюити | Доктор Накадзава Дзюити — сельский врач из города Яманаси, где происходит инцидент на холме «Рисовая Чашка». Сначала он осматривает детей, пострадавших в результате инцидента, после того как они теряют сознание. |
| Сэцуко Окамоти | Сэцуко Окамоти — учительница, свидетель «Инцидента у горы «Рисовая Чашка», которая ходит со своими учениками за грибами. В молодости она была вдовой военного. |
| Окава | Окава — так Наката называет бездомного кота, который советует ему покинуть поляну. |
| Осима | Осима — помощник директора Мемориальной библиотеки Комуры. Физически он является женщиной, но идентифицирует себя как мужчину. |
| Мистер Оцука | Мистер Оцука — чёрный кот, и он первый, с кем Наката разговаривает, пытаясь найти Гому. |
| Полицейский | Наката подходит к полицейскому в его будке, чтобы признаться в своём преступлении, но молодой полицейский считает его сумасшедшим и прогоняет. |
| Проститутка | Проститутка, которую полковник Сандерс нанял для Хосино, — дружелюбная молодая женщина, которая изучает психологию в университете. |
| Сада | Сада управляет магазином для сёрферов в Коти и является старшим братом Осимы. |
| Сакура | Сакура — молодая парикмахерша, которая дружит с Кафкой и считает его своим братом. |
| Полковник Сандерс | Полковник Сандерс — персонаж, в которого вселяется бесформенное существо, чья задача — поддерживать равновесие между мирами. |
| Г-жа Сога | Госпожа Сога — старшая из двух женщин, которые приходят в Мемориальную библиотеку Комуры и сообщают Осиме, что им нужно реформировать библиотеку, чтобы она была менее ориентированной на мужчин. |
| Высокая женщина | Высокая женщина — вторая из пары, которая приходит в библиотеку и спорит с Осимой. Она моложе своей коллеги и говорит странно высоким голосом. |
| Коити Тамура | Коити Тамура — это имя отца Кафки, хотя обычно его называют просто «отец Кафки». Он известный скульптор. |
| Тогэгути | Тогэгути — молодой служащий, который подвозит Накату до остановки, чтобы тот мог поймать попутку. Тогэгути вежлив и застенчив и рассказывает Накате о проблемах со своей девушкой. |
| Торо | Торо — это кот, который говорит с Хосино, предупреждая его, что через вход придёт что-то злое. |
| Майор Тояма | Майор Тояма — армейский офицер, участвующий в расследовании инцидента на Райс-Боул-Хилл. |
| Сигэнори Цукаяма | Профессор Сигэнори Цукаяма — психолог, который осматривает учеников после пробуждения у горы «Рисовая Чашка», а также следит за прогрессом Сатору Накаты. |
| Два солдата | Два солдата, высокий и мускулистый, — дезертиры из японской армии времён Второй мировой войны. Они пацифисты и теперь охраняют вход в место вне времени в лесу. |
| Джонни Уокер | Джонни Уокер — персонаж, которого захватило злое существо, убивающее кошек и крадущее их души. Он также, вероятно, является скользким червеобразным существом, которое пытается пройти через врата между мирами. |