Франкенштейн (Мэри Шелли) • роман
краткая информация
История создания
Что побудило 19-летнюю девушку написать историю ужасов о вышедшей из-под контроля науке?
Что бы ни заставило Мэри Уолстонкрафт Шелли (30 августа 1797 — 1 февраля 1851) написать эту историю, толчком к этому послужило своего рода соревнование, как она объяснила в предисловии к изданию романа 1831 года.
Застряв в доме из-за непрекращающегося дождя во время путешествия по Европе, Мэри, Перси Шелли и их друзья лорд Байрон и Джон Полидори коротали время за чтением сборника немецких рассказов о привидениях. Байрон предложил каждому из них написать рассказ ужасов, и остальные согласились.
Пока Мэри пыталась найти идею для рассказа, который «вызвал бы захватывающий ужас», другой разговор между друзьями, состоявшийся несколько дней спустя, вдохновил её на написание романа.
В тот раз они обсуждали гальванизм, или использование электричества для приведения в движение мышц, как это сделал итальянский физик Луиджи Гальвани с лягушкой.
Той ночью ей приснился «бледный студент, изучающий неподобающие науки», который стоял на коленях рядом с «отвратительным призраком человека», которого он привёл в движение. Учёный быстро пожалел о «своей отвратительной работе» и надеялся, что жизнь, которую он пробудил, снова угаснет. Но его разбудило существо, стоявшее у его кровати и «глядевшее на него жёлтыми, водянистыми и задумчивыми глазами».
Мэри проснулась в испуге, но затем поняла, что этот ужасный сон был именно той идеей, которую она искала. На следующий день она начала писать историю, которая стала «Франкенштейном».
«Франкенштейн» вписывается в традицию готической литературы — историй о тайнах, ужасах и сверхъестественном, — которая зародилась в середине-конце XVIII века благодаря «Замку Отранто» (1764) Хораса Уолпола и стала популярной в 1790-х годах благодаря романам Энн Рэдклифф.
В прошлом было много споров, во-первых, о том, что автором романа была Мэри, и, во-вторых, о степени влияния на него её мужа, известного поэта Перси Шелли. Тот факт, что Перси написал предисловие к первому изданию, его репутация писателя и то, что Мэри была неизвестна как писательница, — всё это способствовало убеждению, что роман был написан им, когда он впервые был опубликован.
То, что другие произведения Мэри не пользовались успехом, укрепило эту точку зрения. Даже когда её авторство было окончательно установлено, некоторые критики предположили, что Перси сильно повлиял на работу.
Действительно, один современный учёный указал на несколько тысяч правок, сделанных Перси, как на доказательство того, что он оставил свой след в книге. Этот учёный также отмечает, что Уильям Годвин, отец Мэри, читал рукопись и делал к ней пометки. В XXI веке учёные сходятся во мнении, что Мэри была вдохновителем и автором, хотя Перси подтолкнул её к написанию книги, читал и делал пометки к её черновикам.
О названии
Полное название романа — «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Первая часть названия, «Франкенштейн», относится к учёному Виктору Франкенштейну, а не к созданному им монстру, как часто ошибочно полагают. Подзаголовок отсылает к греческому богу Прометею, который создал первого человека. После того как Зевс (царь богов) отнял у людей огонь, Прометей вернул его им. В наказание за эти действия Зевс навечно приковал Прометея к скале и послал орла съесть его печень. Печень отрастала каждую ночь, и каждый день орел возвращался, обрекая Прометея на вечные муки.
Подзаголовок связывает Виктора и Прометея; оба бросают вызов небесам, забирая силу творить жизнь, предназначенную только для небес, и в результате ужасно страдают.
Жанр произведения
Роман. Ужасы.
Символы
Свет и Тьма
Свет — это положительный символ в «Франкенштейне», олицетворяющий надежду, знания или обучение, а также открытия. Уолтон вводит этот символ, когда описывает Северный полюс как место, где «всегда видно солнце… край красоты и восторга».
Он спрашивает свою сестру: «Чего нельзя ожидать в стране вечного света?», демонстрируя свой оптимизм в отношении науки и исследований. Когда Виктор понимает, что может создавать жизнь, он говорит: «И вдруг посреди этой тьмы на меня обрушился свет — такой яркий и удивительный, но такой простой». Как показывают эти примеры, свет ассоциируется со знанием и открытиями — позитивными вещами.
Как показывают слова Виктора о вспышке озарения, которая привела его к пониманию того, как создать жизнь, тьма олицетворяет невежество. Позже в этом разговоре Виктор говорит Уолтону, что надеялся, что его открытие «прольёт поток света в наш тёмный мир». Когда Виктор возвращается домой в Женеву после убийства своего брата Уильяма, именно тёмной бурной ночью он видит Чудовище. Это видение убеждает его, что Монстр связан с убийством; его темнота (незнание причастности Монстра) рассеивается светом (вспышка молнии, которая раскрывает Монстра).
Тьма также является символом зла. В письме Елизаветы Виктору, в котором она рассказывает о смерти Уильяма, говорится о «темной стороне человеческой натуры». Наконец, тьма символизирует пустоту и отчаяние, о чем свидетельствуют описания мрачных депрессий Виктора. Чудовище исчезает во тьме, когда книга закрывается.
Огонь
Огонь — это обоюдоострый меч света; он может поддерживать жизнь, нагревая пищу, согревая и защищая от диких животных. Но огонь также причиняет боль, смерть и разрушения, как показано, когда Чудовище использует огонь, чтобы уничтожить дом Де Лэйси. Чудовище обнаруживает двойственную природу огня, когда говорит: «Когда снова наступила ночь, я с удовольствием обнаружил, что огонь даёт не только тепло, но и свет, и что открытие этого элемента было полезно для моей еды».
Охваченный удовольствием от тепла, Чудовище говорит: «Я сунул руку в раскалённые угли, но быстро вытащил её с криком боли».
Чудовище также намеревается использовать разрушительную силу огня, чтобы уничтожить себя и тем самым стереть все воспоминания о себе из мира. Как и научные знания, огонь может как помогать, так и вредить. Символ огня также напоминает о мифе о Прометее, который принёс людям огонь.
Адам и сатана
Чудовище символизирует одновременно Адама, первого человека, и Сатану. Виктор создаёт его, и он является первым — и единственным — в своём роде.
Мэри Шелли с самого начала романа ссылается на эпическую поэму Мильтона «Потерянный рай», библейскую историю о грехопадении человечества, и Чудовище, по-видимому, отождествляется с Адамом в цитируемых строках, которые служат эпиграфом к роману.
Эта связь прослеживается в нескольких аспектах книги, в том числе в том, что Чудовище отождествляет себя с Адамом, когда рассказывает Виктору свою историю и говорит: «Я должен быть твоим Адамом». Кроме того, как и Адам, Чудовище интересуется миром и хочет найти себе пару.
В то же время Чудовище — это Сатана, изгнанный с небес. Как и Сатана, отвергнутый Чудовище живёт в аду (в том, во что превратился мир после его изгнания). Он также похож на Сатану тем, что пал; Виктор надеялся сделать его прекрасным и величественным. Вместо этого он уродлив, он хуже, чем хотел создатель. Падшее состояние Монстра также можно увидеть — с точки зрения Виктора — в жестокой мести.
В этой интерпретации Виктор находится в союзе с Богом, творцом. Виктор создаёт монстра, он даёт ему жизнь. Но Виктор отвергает своё творение, отказываясь от какой-либо ответственности за него. (Бог наказывает своё творение, Адама, за непослушание.)
Здесь символ Адама-Сатаны приобретает новый смысл, поскольку монстр, который убивает, также способен на доброту и сострадание. Он чувствует любовь и доброту Де Лейси; он спасает жизнь тонущей девочке.
Однако Виктор сторонится своего творения. Можно было бы возразить, что он изгоняет Чудовище, как Бог изгнал Адама из рая, но на самом деле именно Виктор убегает после того, как создал Чудовище. В каком-то смысле он тоже Адам, которому стыдно и страшно за то, что он вкусил запретный плод и взял на себя роль творца. Плаксивый эпиграф может быть его словами, а также словами Чудовища, которое сетует на то, что его создали и позволили творить зло.
Критика
Мэри анонимно опубликовала «Франкенштейна» в 1818 году, и критики предположили, что роман был написан мужчиной, отчасти из-за двух мужских голосов рассказчиков.
Роман получил широкое признание. Сэр Вальтер Скотт (1771–1832), один из самых популярных романистов той эпохи, задал тон, высоко оценив язык автора, но посчитав некоторые события романа неправдоподобными.
Другие критики сочли произведение оскорбительным. Консервативный писатель Джон Уилсон Крокер (1780–1857), писавший в «Ежеквартальном обозрении», в заключение заявил, что читатели «не могут понять, что больнее — голова или сердце автора». Некоторые критики жаловались, что роман был безнравственным и антирелигиозным, потому что Шелли не осудила Виктора Франкенштейна за попытку узурпировать власть Бога, создав жизнь, несмотря на его покаянные слова и смерть. Другие решительно возражали против того, что, по их мнению, было оправданием поведения Чудовища: это отражало годвиновские идеи о том, что корнем зла является несправедливость.
В 1822 году было опубликовано второе издание романа. В 1831 году Мэри сильно переработала третье издание романа, чтобы сделать его менее оскорбительным. Новое издание заставило Виктора еще больше сожалеть о своих действиях и стать более религиозным в мировоззрении. Она также разделила первую главу на две части и изменила биографию Элизабет, так что она больше не была кузиной Виктора.
К 1850-м годам в печати оставалось только одно издание, и продажи были низкими. Одной из причин низких продаж было то, что владелец авторских прав — после 1831 года это был издатель, а не Мэри, — настаивал на публикации только в более дорогом формате, что делало книгу менее доступной для широкой публики. Она не переиздавалась до 1880-х годов, когда книга перестала быть объектом авторского права. Даже тогда, когда роман был переиздан в недорогой версии в мягкой обложке, редактор Хью Реджинальд Хейвис заявил, что не решается его публиковать, потому что «тема несколько отвратительна», а «её трактовка несколько ужасна».
Несмотря на то, что продажи никогда не были высокими, история оставалась популярной во многом благодаря многочисленным сценическим адаптациям, а зловещий призрак монстра Франкенштейна использовался мыслителями Викторианской эпохи для предостережения от любых реформ или изменений, которые они считали потенциально разрушительными
Основная идея
Главная идея романа заключается в исследовании последствий бездумного стремления к знаниям и научным открытиям, а также ответственности за свои действия.
Художественное своеобразие
Художественное своеобразие романа Мэри Шелли «Франкенштейн» можно рассмотреть с нескольких точек зрения:
Структурная особенность: Роман написан в форме эпистолярного повествования, то есть через письма, что добавляет глубину и многослойность повествованию.
История рассказывается через три уровня: письма Роберта Уолтона (мореплавателя), дневниковые записи Виктора Франкенштейна и его монолог, а также рассказ чудовища.
Эта структура усиливает эффект от размышлений персонажей и позволяет представить события с разных точек зрения, что подчеркивает важность субъективности восприятия.
Тематика и философия: Шелли исследует такие важные вопросы, как моральные границы научных экспериментов, ответственность за свои действия и последствия, которые могут возникнуть, если человек стремится к знаниям, не думая о последствиях.
Рассмотрение человеческой природы, изоляции, страха и мести – все эти темы делают роман многослойным и философски глубоким. Франкенштейн и его чудовище становятся символами человеческой страсти и гнева, а также безудержного стремления к знаниям.
Готический стиль: Роман также относится к жанру готического романа. Здесь присутствуют элементы мистики, ужаса, темных природных пейзажей, а также ощущение неизбежной трагедии.
Шелли использует готические мотивы для подчеркивания внутреннего конфликта героев, а также для создания мрачной, тревожной атмосферы.
Мотивы «творчества» и «сотворения»: Франкенштейн как ученый, стремящийся раскрыть секреты жизни и смерти, играет роль «творца», но его попытка создать жизнь оборачивается катастрофой. Этот мотив связан с философскими и религиозными вопросами о границах человеческого «творчества» и ответственности за созданное.
Психологизм и трагизм персонажей: Главные герои романа — Виктор Франкенштейн и его чудовище — изображены как трагические фигуры. Оба они страдают от изоляции и непонимания, что вызывает их внутренний конфликт и привлекает внимание к вопросам психологии и человеческой природы. Чудовище, вопреки своему внешнему виду, оказывается глубоко человечным в своих переживаниях, а Виктор Франкенштейн, наоборот, утрачивает человечность в своем стремлении к научным достижениям.
Критика романтизма: Шелли критикует чрезмерное восхищение идеалами романтизма — стремление к безудержному саморазрушению через разрыв с реальностью и игнорирование моральных норм. Роман также содержит элементы размышлений о социальном положении человека, что делает его актуальным не только в контексте научных открытий, но и в плане человеческой этики.
Таким образом, художественное своеобразие «Франкенштейна» заключается в сочетании готических элементов, философских размышлений, психологии персонажей и глубокой социальной критики, что делает этот роман не только классикой научной фантастики, но и важным произведением о человеческих стремлениях, морали и ответственности.
Темы
Любопытство
И Виктором, и Уолтоном движет любопытство исследовать новые возможности или новые миры. Даже будучи ребенком, Виктор воспринимал мир «как тайну, которую я хотел раскрыть».
Действительно, их любопытство приводит их к одержимости этими заданиями. В обоих случаях одержимость приводит к опасности. Любопытство Виктора толкает его на создание монстра, который порождает множество смертей.
Собственное любопытство Уолтона загоняет его корабль во льды, где он может быть раздавлен и разрушен, подвергая смертельной опасности весь экипаж. Однако он прислушивается к просьбам своих людей и соглашается отступить.
Монстру тоже любопытно, сначала он надеется узнать больше о человечестве, а затем, движимый интеллектуальным любопытством, стремится получить как можно больше знаний из книг. Любопытство Виктора и Монстра связано с символом Адама и Сатаны. Как и Адам, они оба жаждут знаний и в результате страдают.
Все трое в какой-то степени являются самоучками, что свидетельствует об их любознательности. Виктор читал авторов, изучавших книги по алхимии — псевдонауке Средневековья, приверженцы которой стремились превратить обычные минералы в золото и серебро, чтобы лечить болезни и продлевать человеческую жизнь.
В одном из ранних писем Уолтон объясняет, что он самоучка, а ненасытное любопытство Монстра заставляет его читать найденные книги. Однако в романе говорится, что у самообразования есть свои пределы и опасности. Виктор сетует на то, что отец не уделял больше внимания его образованию, предполагая, что это могло бы уберечь его от ошибок.
Уолтон считает, что ему не хватает самообразования, и отчасти хочет найти друга, чтобы узнать больше. Чудовище принимает прочитанное за правду и даже считает эпическую поэму Мильтона «Потерянный рай» историческим фактом.
То, что самообразованная Мэри Шелли создала этих трёх персонажей, которые демонстрируют ограниченность самообразования, говорит о её собственной двойственности по поводу отсутствия формального образования и напоминает о том, что её мать утверждала, что женщины должны получать такое же образование, как и мужчины.
Научный идеализм
В конце XVIII века Гальвани покорил Европу своими экспериментами по воздействию электричества на препарированных животных. Он предположил, что в телах животных есть «животное электричество», но эту точку зрения оспорил Алессандро Вольта, который утверждал, что тела проводят электричество от одного металла к другому.
Племянник Гальвани, Джованни Альдини, поддержал своего дядю и провёл эксперименты по воздействию электричества на трупы преступников. В отчёте очевидца, составленном в лондонской тюрьме Ньюгейт в 1803 году, описывается один из результатов: «При первом применении этого процесса к лицу челюсти умершего преступника начали дрожать, а прилегающие мышцы ужасно исказились, и один глаз фактически открылся. В ходе дальнейшей части процесса правая рука поднялась и сжалась в кулак, а ноги и бёдра пришли в движение.»
Электричество было лишь одной из областей научных открытий конца 1700-х — начала 1800-х годов, которые, казалось, обещали значительные улучшения в жизни людей.
Во введении к изданию «Франкенштейна» 1831 года Мэри Шелли упоминает гальванизм (названный в честь Гальвани) в связи с оживлением, хотя в самом романе процесс Виктора не описан. Его юношеский интерес к поиску источника «принципа жизни» показывает его идеалистическую веру в то, что такие глубины могут быть раскрыты. Однако его успех в оживлении Монстра подчёркивает мнение Шелли о том, что научные эксперименты, зашедшие слишком далеко, могут привести к трагедии.
Уолтон также затрагивает тему научного идеализма. Что может быть более идеалистичным, чем Северный полюс, который он представляет себе, как описано в его первом письме сестре? Он видит эту местность не как «оплот холода и запустения», а как «край красоты и восторга», где «снег и холод изгнаны». Он также надеется совершить великое открытие и тем самым прославиться; научный идеализм связан с эгоизмом. К концу романа он смягчается под влиянием рассказа Виктора. Выживание важнее научного идеализма, и он соглашается развернуть корабль.
Разочарование
Виктор явно разочарован тем, что создал Монстра. То, что он считал грандиозным научным прорывом и «новым видом, [который] благословит [его] как своего создателя и источник», становится отвратительным существом, которое он по-разному называет «монстром», «злодеем» и «демоном» и которое убивает или, по крайней мере, косвенно становится причиной смерти почти всех, кто дорог Виктору.
Монстр тоже разочарован. Сначала его отвергает создатель. Затем, наблюдая за Де Лейси, он убеждается в фундаментальной добродетели и моральном превосходстве людей. Но эта вера в человеческую доброту и надежда на принятие разбиваются о постоянное отвержение, которое он получает.
Когда Элизабет узнаёт о признании Жюстин Мориц, она разочаровывается, так как была твёрдо убеждена в невиновности Жюстин. Когда она слышит объяснение Жюстин о том, что признание было ложным, её вера в эту женщину восстанавливается. Она — единственный персонаж, чьё разочарование разрешается.
Потеря
Поскольку её собственное рождение стало причиной смерти её матери, а написание этого романа происходило в контексте смерти её сводной сестры, первой жены Перси, и сына Мэри и Перси, Мэри Шелли остро ощущала человеческие потери и страдания и горе, которые они вызывают. Это ощущение пронизывает весь роман. Элизабет теряет свою мать в детстве, как и Мэри, а также теряет свою приёмную мать, которая умирает от болезни, которую Элизабет пережила (в каком-то смысле это ещё одна параллель с Мэри). Смерть Кэролайн Франкенштейн также приводит к браку Виктора и Элизабет (как смерть Харриет Шелли открыла путь к браку Мэри и Перси).
Многие потери приводят к другим потерям. Например, за смертью Уильяма следует казнь невинной Жюстин. Смерть жены, сына, лучшего друга старшего сына и приёмной дочери доводит Альфонса Франкенштейна до смерти; он не смог пережить столько потерь. Виктор теряет практически всю свою семью — выживает только Эрнест, — а также лучшего друга. В конце романа Уолтон теряет возможность дружить с Виктором, хотя его потеря меркнет по сравнению с потерями других.
Монстр теряет внимание и любовь своего создателя, своего отца; он теряет возможную любовь со стороны Де Лэйси; он теряет шанс на счастье с уничтожением женского чудовища. В «Франкенштейне» повсюду потери. Чувство вины, которое терзает Виктора и, в конечном счёте, Монстра, возникает из-за осознания их роли в причинении этих потерь другим.
Связь с Природой
Несколько персонажей в «Франкенштейне» — Виктор, Генри, Уолтон и Монстр — эмоциональны, изобретательны и глубоко тронуты природой, что характерно для романтического движения.
Например, в главе 17 Виктор описывает, как Генри «был создан самой поэзией природы». … Пейзажи внешней природы, на которые другие смотрят лишь с восхищением, он любил с пылкостью».
Шелли продолжает эти строки, в которых цитируется романтический эссеист и поэт Ли Хант, словами из стихотворения Вордсворта «Строки, написанные в нескольких милях от аббатства Тинтерн» (1798), которое воплощает представление романтического движения о том, что природа способна влиять на человеческую душу.
Шелли несколько раз упоминает Монблан, самую высокую из альпийских гор и важный символ для романтиков, как центр этой связи с природой. Они с Перси Шелли совершили путешествие на Монблан во время своих поездок по Европе, и Перси написал стихотворение, в котором изобразил вершину как вечную и вдохновляющую, и оно было опубликовано в отчёте Мэри об их путешествии. Кольридж также написал стихотворение, восхваляющее эту гору.
Человеческое Общение
Уолтон тоскует по другу, написав своей сестре: «Но есть одна потребность, которую я никогда не мог удовлетворить», и отсутствие друга он считает «самым страшным злом».
Чудовище тоже тоскует по человеческому обществу и пытается подружиться с семьёй Де Лейси, Уильямом и Виктором. Чудовище убеждает Виктора создать ему друга, чтобы облегчить его мучительное одиночество. Когда Виктор передумывает и уничтожает женщину-монстра, Монстр в отместку убивает тех, кого любит Виктор, — Генри и Элизабет, заставляя его почувствовать боль от глубокого одиночества.
Монстр действует так, как он действует, в основном из-за одиночества; он совершает свои самые ужасные поступки только после того, как ему отказывают в человеческом общении. Параллели между Монстром и Уолтоном в их стремлении к общению говорят о том, что человек и монстр похожи больше, чем они сами думают
Однако у Уолтона есть друг — его сестра. Она — та, кому он может довериться и даже рассказать о мрачных истинах, которые он видел и слышал. В этом отношении ему, возможно, повезло больше, чем Виктору, несмотря на то, что учёный был близок со своим отцом, Генри и Элизабет. Уолтон может поделиться пережитыми ужасами; страдания Виктора отчасти вызваны тем, что он хранит в тайне свои действия по созданию Монстра. До встречи с Уолтоном, когда он узнаёт, что умирает, Виктор никому не рассказывает о том, что он сделал. Не имея возможности облегчить душу, Виктор также нуждается в общении, хотя у него есть семья и друзья.
Несправедливость
Несправедливость — ещё одна тема романа. Отторжение Чудовища Виктором и другими людьми — яркий тому пример, но на протяжении романа Чудовище показывает, что он не безгрешен: он виновен в нескольких убийствах и в том, что успешно подставил невинную жертву, Жюстин.
Его поведение может отражать годвинскую точку зрения ( социальные взгляды видного английского мыс лителя XVIII века Уильяма Годвина), согласно которой социальные институты по своей природе несправедливы.
История семьи Де Лейси раскрывает и другие примеры несправедливости: отец и сестра Де Лейси несправедливо наказаны за поступки Феликса. Поведение Чудовища также отражает годвинскую точку зрения, согласно которой несправедливость порождает преступления, как отмечает Перси Шелли в своём предисловии к первому изданию и как говорит сам Чудовище. В своей последней речи, обращённой к Уолтону перед отъездом, он жалуется на то, что его отвергли в поисках человеческого общения, и добавляет: «Разве в этом не было несправедливости?»
Конечно, отдельные люди тоже могут быть несправедливыми. Виктор сочетает своё научное высокомерие с несправедливостью. Он отвергает Чудовище, вместо того чтобы взять на себя ответственность за него, и этот аспект романа отражает социальные взгляды Уильяма Годвина. Отец Сафи несправедливо относится к Феликсу, а Де Лейси и парень утонувшей девушки несправедливо относятся к Чудовищу.
Персонажи
Характер | Описание |
---|---|
Виктор Франкенштейн | Франкенштейн — ученый, создавший Монстра. |
Чудовище | Чудовище — это восьмифутовый монстр, которого создаёт Виктор Франкенштейн. |
Роберт Уолтон | Уолтон — исследователь Арктики, чьи письма сестре открывают и завершают роман. |
Генри Клерваль | Ближайший друг Виктора, Генри, учится с ним в университете. |
Элизабет Лавенца | Кузина Виктора, Элизабет, также является его приёмной сестрой, а позже — женой. |
Альфонс Франкенштейн | Альфонс — отец Виктора. |
Жюстин Мориц | Одна из служанок в доме Франкенштейнов, Жюстин, обвиняется в убийстве Уильяма Франкенштейна. |
Агата Де Лейси | Агата — француженка в изгнании и дочь месье де Лейси, к которому она относится с большой добротой и почтением. |
Феликс Де Лейси | Феликс — французский эмигрант и сын месье де Лейси. Он влюблён в турчанку Сафи и спасает её и её отца, подвергая себя большой опасности. |
Месье Де Лейси | Глава семьи изгнанников, к которой надеется присоединиться Монстр, месье де Лейси, стар, слеп и беден. Он происходил из хорошей французской семьи, но потерял состояние, положение в обществе и дом, когда помог отцу Сафи, который позже предал его. |
Кэролайн
Франкенштейн |
Кэролайн — мать Виктора, которая умирает от скарлатины после того, как выхаживает свою племянницу/дочь Элизабет, больную той же болезнью, и выражает свою давнюю надежду, что Виктор женится на Элизабет. |
Эрнест Франкенштейн | Эрнест — младший брат Виктора. |
Уильям Франкенштейн | Уильям — младший брат Виктора и первая жертва Монстра. |
Мистер Кирвин | Кирвин — судья, который ведёт дело Виктора в Ирландии по обвинению в убийстве Генри. |
Кремпе | Высокомерный профессор естественных наук в Ингольштадтском университете, Кремпе — один из учителей Виктора, который насмехается над ним. |
Мировой судья | Судья по уголовным делам в Женеве, которому Виктор рассказывает свою историю о Монстре. |
Дэниел Ньюджент | Ньюджент — свидетель на суде по делу об убийстве Виктора в Ирландии. |
Медсестра | Медсестра ухаживает за Виктором, пока он находится в тюрьме в Ирландии. |
Сэфи | Красивая турчанка, которую любит Феликс Де Лейси, Сафи, покидает Италию после того, как её отец предал Де Лейси, и отправляется к ним в гости. |
Отец Сафии | Предательский турецкий купец, отец Сафи, которому помогает Феликс Де Лейси, но затем предаёт свою семью. |
Маргарет Сэвилл | Маргарет — сестра Роберта Уолтона и та, кому он адресует свои письма. |
М. Уолдман | Добрый профессор химии из Ингольштадтского университета Вальдман поддерживает амбиции Виктора и многому его учит. |
Интересные факты
С момента выхода в 1818 году роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» очаровывал читателей своей мрачной историей о науке, одержимости и убийстве. Критики и читатели были ошеломлены тем, как в романе описываются процесс оживления и осквернение могил, а тема «человек против технологий» произвела революцию в литературном мире и в конечном итоге заложила основу для жанра научной фантастики.
Здесь собраны малоизвестные факты об одном из самых новаторских романов в литературе и его авторе, чья собственная жизнь была полна трагедий и отчаяния.
1. Франкенштейн, скорее всего, был написан из-за вулкана.
Мать-природа сыграла разрушительную роль в создании доктора Франкенштейна и его монстра. В апреле 1815 года в Индонезии произошло извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 100 000 человек, а пепел на несколько месяцев закрыл солнце.
Климатологи считают, что извержение вулкана вызвало несезонное похолодание в Европе в 1816 году, известном как «год без лета». Из-за плохой погоды 18-летняя Мэри и её друзья большую часть времени проводили дома. От скуки они устроили литературный конкурс, который изменил весь литературный ландшафт.
2. Первый черновик «Франкенштейна» был написан для конкурса.
Летом 1816 года Мэри Годвин и ее будущий муж, знаменитый поэт-романтик Перси Шелли, гостили у друзей-писателей в доме поэта лорда Байрона в Швейцарии. Из-за вулканического пепла, все еще витавшего в атмосфере после извержения горы Тамбора, тем летом было не по сезону холодно. Группа часто сидела у костра и рассказывала истории о привидениях.
Чтобы развлечься, Байрон предложил соревнование, в котором каждый из них должен был написать рассказ ужасов и прочитать его вслух. Никто не знает, кто выиграл это соревнование тем летом, но можно с уверенностью сказать, что Шелли написала самый известный рассказ.
Интересно, что другой гость Байрона, английский писатель и врач Джон Полидори, в результате конкурса написал «Вампира», который позже вдохновил Брэма Стокера на создание «Дракулы». Полидори утверждал, что учтивый и соблазнительный вампир был написан под впечатлением от самого Байрона.
3. Образ Виктора Франкенштейна был вдохновлен реальным ученым и замком.
Многие предполагают, что идея создания Франкенштейна крутилась в голове Шелли некоторое время до той роковой летней ночи 1816 года. В своих путешествиях Мэри и Перси случайно наткнулись на многовековой замок в Германии под названием Замок Франкенштейна. («Франкенштейн» в переводе с немецкого буквально означает «камень франков», так называлась семья, которая первоначально претендовала на эту землю.)
Именно в этом замке эксцентричный ученый по имени Иоганн Конрад Диппель экспериментировал как с частями тела животных, так и с частями тела человека. Сегодня в замке проходит грандиозный ежегодный фестиваль Хэллоуина.
4. Потеря первого ребенка Мэри Шелли, возможно, вдохновила тему книги «Назад к жизни».
На протяжении всей своей жизни Шелли страдала от потери троих младенцев. Ее первенец родился в 1815 году, за год до того, как она написала «Франкенштейна». 19 марта 1815 года Мэри записала в своем дневнике:
«Приснилось, что мой маленький ребенок снова ожил; что ему было всего лишь холодно, и что мы растерли его перед огнем, и он ожил».
Многие считают, что депрессия, которую она пережила после потери своего первого ребенка, повлияла на тему реанимации книги.
5. Критикам не понравился «Франкенштейн», потому что он был написан женщиной.
Для женщины в то время вообще что-либо писать было поступком, вызывавшим неодобрение большинства рецензентов. Именно по этой причине Шелли впервые опубликовала ее анонимно, но начали распространяться слухи, что это работа женщины, и критики были не слишком довольны. Рецензент в 1818 году в «Британском критике» написал: «Автор этого романа, как мы понимаем, женщина; это усугубляет то, что является преобладающим недостатком романа».
Тем не менее, популярность романа росла, породив несколько сценических постановок — в первую очередь «Презумпция, или Судьба Франкенштейна» Ричарда Бринсли Пика (1823). Пьеса получила такое признание, что ее роман был переиздан во второй раз.
6. Многие люди думали, что «Франкенштейна» написал муж Мэри, Перси.
Когда в 1818 году анонимно был опубликован «Франкенштейн», Перси Шелли — сам по себе знаменитый поэт — написал предисловие к книге, заставив многих поверить, что он был истинным автором. Только после второго издания книги в 1823 году Мэри опубликовала ее под своим собственным именем.
7. Томас Эдисон подарил нам электрическую лампочку, кинокамеру и первую экранизацию «Франкенштейна».
Томас Эдисон был известен своими новаторскими идеями, но знаете ли вы, что он также представлял себе экранизацию «Франкенштейна» на большом экране? В 1910 году Эдисон выпустил урезанную версию рассказа Шелли, которая длилась всего 15 минут и была гораздо более спокойной, чем книга. Но его идея прижилась, и с тех пор фильм экранизировали более 130 раз.
Однако Эдисон был недоволен своим фильмом и признавался: «Тем, кто знаком с историей миссис Шелли, будет очевидно, что мы тщательно исключили всё, что могло бы… шокировать какую-либо часть аудитории».
8. Шелли часто приписывают создание жанра научной фантастики.
Благодаря изображению алхимии и безумной науки «Франкенштейн» положил начало новому литературному жанру, известному как научная фантастика. Из-за того, что Мэри Шелли затрагивала новаторские и запретные темы, многие считают её «матерью научной фантастики».
9. Чудовище в романе никогда не называлось Франкенштейном.
За последние 200 лет поп-культура часто изображала самого монстра Франкенштейном. Однако Мэри Шелли на самом деле никогда не дает монстру имени, чтобы усилить его бесчеловечность и усилить главный конфликт в истории. Имя Франкенштейн, которое вы часто здесь встречаете, просто отсылает к создателю монстра, Виктору Франкенштейну.
10. Голливудский монстр совсем не похож на монстра Мэри Шелли.
Плоская голова, поникшие глаза и болты, торчащие из шеи, которые ассоциируются с образом монстра Франкенштейна, на самом деле были вдохновлены работой художника по гриму Джека Пирса в киноверсии 1931 года. С другой стороны, Шелли описывала монстра с блестящими чёрными волосами, жёлтой кожей и жемчужно-белыми зубами.