Великий Гэтсби (Фрэнсис Скотт Фицджеральд) • роман
краткая информация
История создания
Опубликованный в 1925 году роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (24 сентября 1896 — 21 декабря 1940 ) «Великий Гэтсби» дает представление об американском высшем обществе эпохи джаза — термин, придуманный самим автором.
«Гэтсби» был третьим романом Фицджеральда. Автор сознательно намеревался создать что-то более художественное и креативное, чем две его предыдущие книги. Фицджеральду потребовалось около двух с половиной лет, чтобы написать и отредактировать «Гэтсби»: в промежутках между неудачной постановкой пьесы, финансовыми трудностями и переездом во Францию.
Впервые роман «Великий Гэтсби» был опубликован издательством Scribner’s 10 апреля 1925 года. Роман получил посредственные отзывы и плохо продавался. До самой своей смерти в возрасте 44 лет Фицджеральд считал, что его произведение будет забыто. Только после смерти автора «Великий Гэтсби» начал получать похвалы критиков.
«Великий Гэнсби» стал самым читаемым американским романом. Со временем эта книга оказала влияние на поколения американцев, став бестселлером всех времен и шедевром.
О названии
Название «Великий Гэтсби» указывает на огромное богатство Гэтсби и тот факт, что это — местная знаменитость, но также намекает на словесную иронию, заключающуюся в том, что большая часть «величия» Гэтсби фальшива.
Автор не хотел называть свой роман «Великий Гэтсби». У него были другие варианты: «Чародей Гэтсби» и «Тримальхион». Фицджеральд имел ввиду персонажа истории Древнего Рима — вольноотпущенного раба по имени Тримальхион Петрония. Бывшему рабу удалось добиться богатства, но он так и не смог привыкнуть к своему новому статусу и научиться вести себя соответственно. Каждый день Тримальхион посвящал тому, что нарочитой роскошью вознаграждал себя за былые лишения.
Но друг Фицджеральда Максуэлл Перкинс, руководивший в то время издательством «Скрибнерс», настоял на том, чтобы название книги осталось «Великий Гэтсби».
Жанр произведения
Роман. Драма
Символы
Долина Шлака
Как и многие локации в «Великом Гэтсби», Долина Шлака символизирует социальный статус её жителей, но символизм, обнаруженный здесь, простирается ещё дальше. Долина, покрытая шлаком от соседних фабрик Нью-Йорка, становится символом отходов, оставленных в погоне за богатством. Уилсоны, жители Долины Шлака, в романе Фицджеральда — это случайный (сопутствующий) ущерб в результате элитарных, аморальных занятий богачей Бьюкененов.
Зеленый огонёк
Зеленый огонёк в конце причала Бьюкененов служит практической цели: это маяк, предупреждающий лодочников о том, что там есть препятствие, которое им нужно обогнуть. Для Гэтсби этот свет символизирует мечту — его мечту заполучить Дейзи.
В более широком смысле зелёный огонёк также символизирует американскую мечту. Роман начинается с того, что Гэтсби протягивает свои распростертые объятия навстречу свету, и заканчивается осознанием Ником того факта, что мечта недостижима: «завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… «. В романе ставится вопрос о жертвах, на которые приходится идти людям для достижения своей мечты, и о том, оправдывает ли цель средства.
Глаза доктора Т. Дж. Эклберга
Заброшенный рекламный щит, рекламирующий услуги оптики доктора Т. Дж. Эклберга, символизирует безнравственность 1920-х годов. Во времена жестоких капиталистических завоеваний и изощренных, диких вечеринок многие американцы отказались от своей религиозной морали в погоне за личными удовольствиями. Рекламный щит служит напоминанием о бдительном взоре Бога, однако его выцветший, забытый вид наводит на мысль, что персонажи (за исключением Джорджа Уилсона) больше не беспокоятся о последствиях своих действий. Даже Джордж Уилсон, который верил, что глаза Бога наблюдают с рекламного щита, в конце концов не выдерживает и совершает аморальный поступок, убивая Джея Гэтсби.
Основная идея
Основная идея романа «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда заключается в критике американской мечты и обнажении пустоты и разрушительности стремления к материальному успеху и общественному признанию.
Главный герой, Джей Гэтсби, является символом этой американской мечты, стремящейся к достижению богатства и статуса ради любви к женщине, которую он не может иметь. Роман также обращается к теме иллюзий, обмана и разочарования, показывая, что даже самые блестящие идеалы могут оказаться пустыми и бессмысленными.
В итоге, «Великий Гэтсби» представляет собой глубокий размышление о ценностях и иллюзиях американского общества 1920-х годов, а также о бессмысленности стремления к материальному успеху без духовного содержания.
Художественное своеобразие
- Аллегория
«Великий Гэтсби» демонстрирует некоторые аллегорические черты в характере Гэтсби, который является символом чего-то, что можно воплотить с помощью мечты. Однако, будучи типичной фигурой для каждого простого американца, Гэтсби, похоже, превратил это в аллегорию, поскольку его мечта завоевать любовь после того, как он приобрел готический особняк и известность на вечеринках, потерпела сокрушительный крах.
- Аллюзия
В «Великом Гэтсби» используются такие аллюзии, как отсылка к Мидасу, греческой легенде, еще одна отсылка к Моргану, американскому финансисту, к Меценату, римскому меценату, Оксфордскому университету в Англии и к Рокфеллеру, самозваному миллиардеру 19-го века.
- Конфликт
В романе «Великий Гэтсби» есть два типа конфликтов. Первый — это внешний конфликт, происходящий между Джеем Гэтсби и Томом Бьюкененом, мужем Дейзи. Внутренний конфликт идет в сознании Гэтсби по поводу самого себя, своей любви и возобновления отношений с Дейзи.
- Кульминация
Кульминационный момент в «Великом Гэтсби» происходит, когда вся их группа возвращается из Нью-Йорка, и Гэтсби убивает Миртл. Затем Гэтсби проявляет величие, беря вину на себя, и будучи убитым Джорджем.
- Предзнаменование
В романе «Великий Гэтсби» показано несколько примеров предзнаменования. В четвертой главе показан первый подобный пример, когда Ник видит, что игрок Вулфшим — друг Гэтсби, что указывает на источники его богатства. Второй пример возникает, когда Джордан говорит Нику, что Гэтсби хочет встретиться с Дейзи. Это ясно показывает, что Гэтсби собирается возродить свою старую любовь.
- Гипербола
Гипербола или преувеличение встречается в романе несколько раз. Например,
«На м-меня от радости столбняк нашёл». (Глава 1)
«Цветов, впрочем, можно было и не покупать: в два часа от Гэтсби была доставлена целая оранжерея вместе с комплектом сосудов для ее размещения». (Глава 5)
«В нашей семье есть одна тетя, которой около тысячи лет». (Глава 1)
Образность
Образность означает использование образов, как в этих примерах;
«Если мерить личность ее умением себя проявлять, то в этом человеке было поистине нечто великолепное, какая-то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни, словно он был частью одного из тех сложных приборов, которые регистрируют подземные толчки где-то за десятки тысяч миль». (Глава 1)
«Больше он не сказал ни слова. Чем ближе мы подъезжали к городу, тем глубже он замыкался в своей корректности. Мелькнул мимо Порт-Рузвельт с океанскими кораблями в красной опояске, – и мы понеслись по булыжной мостовой убогого пригорода, вдоль темных, хоть и не безлюдных салунов, еще сохранивших на вывесках линялую позолоту девятисотых годов ”. (Глава 4)
В первом примере отрывок содержит описание человека, в то время как во втором представлено описание Порт-Рузвельта. В обоих описаниях Фицджеральд широко использовал органы слуха, зрения.
- Метафора
1.» Зеленый газон начинался почти у самой воды, добрую четверть мили бежал к дому между клумб и дорожек, усыпанных кирпичной крошкой, и, наконец, перепрыгнув через солнечные часы, словно бы с разбегу взлетал по стене вьющимися виноградными лозами».
2. «Милях в двадцати от города, на задворках пролива Лонг-Айленд, самого обжитого куска водного пространства во всем Западном полушарии, вдаются в воду два совершенно одинаковых «яйца», разделенных лишь неширокой бухточкой».
3. “Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое”.
Первая метафора сравнивает закон с животным, вторая — участки земли — с яйцами, а последняя сравнивает жизнь с путешествием.
- Настроение
Роман «Великий Гэтсби» демонстрирует пессимизм и банальность наряду с бесполезностью богатства. Также становится мрачно из-за уродства «Долины Шлака» и грустно из-за смерти Гэтсби.
- Мотив
Наиболее важными мотивами романа «Великий Гэтсби» являются осуждение, неверность и богатство, которые периодически встречаются в сюжетной линии.
- Рассказчик
Роман «Великий Гэтсби» был рассказан Ником Каррауэем от первого лица. В нем представлены впечатления об этом месте, обществе и событиях с его личной точки зрения.
- Персонификация
Персонификация : означает приписывание человеческих действий и эмоций неживым объектам.
Например,
«Полдюжины пальцев указывали на ампутированное колесо». (Глава 3)
«Ослепленный ярким светом фар и сбитый с толку непрекращающимся воем клаксонов призрак некоторое время стоял, покачиваясь, прежде чем заметил человека в плаще». (Глава 3)
«Мертвый сон продолжался, пока день ускользал, пытаясь прикоснуться к тому, что больше не было осязаемым». (Глава 7)
В первом примере показаны пальцы, во втором — привидение, а в третьем — мертвый сон, как будто у них своя жизнь.
- Главный герой
Хотя кажется, что Ник Каррауэй — главный герой, это не так. Он всего лишь рассказчик. Именно Джей Гэтсби является настоящим главным героем романа. Это потому, что в конце он демонстрирует величие, рассказывая Нику правду, беря вину на себя и будучи убитым.
Парадокс
На глубинном уровне Фицджеральд показывает в своем романе, что Гэтсби — человек многих парадоксов. Гэтсби идеализировал американскую мечту и стал джентльменом, которого любят. Однако он покинул этот мир с единственным другом на своих похоронах.
- Сравнение
1. «Вместо того, чтобы быть теплым центром мира, Средний Запад теперь казался неровным краем Вселенной». (Глава 1)
2. «Я накупил учебников по экономике капиталовложений, по банковскому и кредитному делу, и, выстроившись на книжной полке, отливая червонным золотом, точно монеты новой чеканки, они сулили раскрыть передо мной сверкающие тайны…» (Глава 1)
В первом сравнении Средний Запад сравнивается с неровным краем, в то время как во втором золото сравнивается с новыми деньгами.
- Ирония
Роман демонстрирует иронию в том, что, хотя Гэтсби находится в центре внимания сторон, на его похоронах никто не появляется, кроме одного человека. Вторая ирония заключается в том, что Гэтсби проявляет застенчивость при встрече с Дейзи, несмотря на свой обычный успех. Третий пример иронии заключается в том, что Миртл хочет умереть от рук Тома, но именно Дейзи становится её убийцей, потому что именно она была за рулем машины
Темы
Класс
Тема класса, особенно элиты по сравнению со средними и низшими классами, ярко выражена во всем «Великом Гэтсби». Эта тема демонстрируется с помощью географии: Ист-Эгг представляет элиту со старыми деньгами, Вест-Эгг представляет элиту с новыми деньгами, а Долина Шлака представляет средний и низший классы. Те, кто не принадлежит ни к одному из самых богатых сообществ, стремятся попасть туда, как это показано через персонаж Миртл Уилсон. Главный герой, Джей Гэтсби, одержим желанием, чтобы его считали одним из величайших в Вест-Эгге, чтобы он мог воссоединиться со своей любовью, Дейзи Бьюкенен, которая живет в Ист-Эгге. Сильная характеристика Фицджеральда ярко отражает контрасты между классами.
Еще одно сравнение локаций, используемое для изучения темы урока, — это сравнение Среднего Запада с Восточным побережьем. Как и при сравнении Уэст-Эгга и Ист-Эгга, Средний Запад изображается в первую очередь как место новых денег, но также и как место сильной этики и новых идей. Напротив, Восточное побережье, как и Ист-Эгг, — это старые деньги и элитарность в худшем ее проявлении. По драматической иронии судьбы Ник, Дейзи и Том родом со Среднего Запада и переехали на восток в поисках лучшей жизни.
Поверхностность против истины
Поверхностность против истины, или фасад против реальности, пронизывает «Великого Гэтсби», и лучше всего изучить их, взглянув на персонажей Джея Гэтсби, Тома и Дейзи Бьюкенен и Джордан Бейкер. Все существование Гэтсби олицетворяет поверхностность — от его псевдонима до его сфабрикованного прошлого и роскошных вечеринок, которые он устраивает.
Гэтсби в погоне за любовью Дейзи и средствами, необходимыми ему для ее обретения, стал настолько сосредоточенным и поверхностным, что изо всех сил пытается быть самим собой, что ясно видно по его неловкости, когда он наконец встречает Дейзи в доме Ника.
По сути своей Гэтсби движим любовью к Дейзи; он стремится к власти и деньгам, чтобы быть принятым среди богатых и заслуживать ее любви. Однако к моменту начала этой истории он настолько укоренился в образе жизни элиты, что сбился с пути; он отдался своим целям и лгал так долго — даже самому себе, — что не в состоянии распознать правду или достичь глубины в своих отношениях. Ник обнаруживает это на ранней стадии, когда Гэтсби пытается купить его дружбу.
Бьюкенены и Джордан Бейкер также ведут поверхностную жизнь — бесцельное существование, характеризующееся роскошью, богатством, властью и нескончаемым стремлением к большему.
Американская мечта
«Великого Гэтсби» можно рассматривать как отражение взлета и падения американской мечты. Фицджеральд повествует о легкомысленных 1920-х годах — когда никто даже представить себе не мог крах, положивший начало Великой депрессии через четыре года после публикации книги, — и фокусируется на том, как люди могут создать себя и добиться успеха независимо от того, с чего они начинают.
Погоня за американской мечтой для некоторых сопряжена с суровыми реалиями, которые Фицджеральд рассказывает через персонажа Ника Каррауэя. Например, хотя Ник считает Джея Гэтсби богатым и успешным, он также признает неуверенность этого человека в себе и отсутствие социальных навыков и видит, что Гэтсби — в ущерб себе — провел свою жизнь в погоне за любовью, которую он идеализировал сверх всяких реалистичных границ.
Деградация общества
После Первой мировой войны послевоенное эмоциональное облегчение населения, доступность потребительских товаров и достаток (в некоторых слоях общества) вскоре привели к безудержной погоне за богатством, удовольствиями и материальными благами. Разрушительная природа материализма и рушащиеся моральные ценности общества ярко отражены в персонажах романа.
Упрощенный взгляд Гэтсби на жизнь — его непоколебимая вера в то, что Дейзи бросит Тома Бьюкенена и выйдет за него замуж — регулярно проявляется в его попытках купить преданность, дружбу и любовь людей. Он пытается заплатить Нику за организацию встречи с Дейзи, дарит Нику машину и устраивает изысканные вечеринки для гостей, многие из которых его даже не знают.
Ник чувствует притяжение моральных ценностей Среднего Запада, но поддается очарованию азарта и легких удовольствий Востока.
Хотя Дейзи полюбила Гэтсби, когда они впервые встретились, она решает не ждать его, соблазнившись предложением Тома выйти за него замуж. В конце концов, Том происходит из элитной семьи и осыпает ее дорогими подарками. Позже, несмотря на ее возобновившиеся чувства к Гэтсби, она остается при надежном выборе старых денег и социального статуса.
Миртл, загипнотизированная очарованием, которое она видит в элите, готова променять моральное убежище своего брака на шанс присоединиться к высшему классу. В этой погоне она в конце концов расстается с жизнью, независимо от того, хотела ли Дейзи сбить её машиной, или это был несчастный случай.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Джей Гэтсби | Джей Гэтсби — состоятельный бизнесмен, который использует свое таинственное богатство для организации экстравагантных вечеринок. |
Ник Каррауэй | Ник Каррауэй — проницательный, добрый рассказчик романа, который не слишком озабочен богатством. |
Дейзи Бьюкенен | Дейзи Бьюкенен — красивая, поверхностная светская львица, за которой ухаживают многие мужчины, включая Гэтсби. |
Том Бьюкенен | Том Бьюкенен — высокомерный, богатый хулиган, который ведет аморальный, жестокий образ жизни. |
Джордж Уилсон | Джордж Уилсон — владелец заправочной станции, довольный тем, что принадлежит к низшему классу. |
Миртл Уилсон | Миртл Уилсон — женщина из низшего класса, которая познает элитную жизнь благодаря своему роману с Томом. |
Джордан Бейкер | Джордан Бейкер — прекрасный профессиональный игрок в гольф, женщина, которая немного нечестна. |
Пэмми | Пэмми — младшая дочь Дейзи и Тома Бьюкенен. |
Мистер Каррауэй | Мистер Каррауэй, чье имя не разглашается, является отцом Ника; он дает Нику мудрые советы о том, как обращаться с людьми. |
Кэтрин | Кэтрин идентифицируется только по имени. Она сестра Миртл и знает о романе между Миртл и Гэтсби. |
Дэн Коди | Дэн — наставник Джеймса Гэтца, позже известного как Джей Гэтсби. |
Генри Гэтц | Генри — отец Джея Гэтсби. |
Клипспрингер | Частый гость Гэтсби, который пользуется богатством Гэтсби, присосавшись к нему, как пиявка. |
Честер Макки | Честер — фотограф, который вместе со своей женой Люсиль живет в нью-йоркской квартире под квартирой, которую снимает Том Бьюкенен. |
Люсиль Макки | Люсиль и ее муж Честер — соседи Тома Бьюкенена по нижнему этажу многоквартирного дома в Нью-Йорке. |
Михаэлис | Михаэлис, которого можно назвать только по имени, — добрый сосед Джорджа, который пытается утешить Джорджа после убийства Миртл. |
Мейер Вулфшим | Мейер — недобросовестный деловой партнер Гэтсби; член мафии. |
Интересные факты
1. Персонаж Дейзи Бьюкенен был основан на первой любви Фицджеральда.
Образ Дейзи Бьюкенен был основан на первой любви Ф. Скотта Фицджеральда, Джиневре Кинг. Кинг была богатой дебютанткой, с которой Фицджеральд встречался с 1915 по 1917 год, когда ему было от 18 до 20 лет и он был студентом Принстонского университета. Одна из записей в его дневнике в январе 1915 года гласила просто: «Встретил Джиневру». Кинг разбила сердце Фицджеральда, отвергнув его и выйдя замуж за богатого человека.
2. Фицджеральд переписал отдельные части романа, чтобы они соответствовали оформлению обложки.
Оригинальная обложка для «Великого Гэтсби» — два печальных глаза и ярко-красные губы, парящие в ночном небе над городским пейзажем, — была разработана до того, как рукопись была закончена. Изображение на обложке настолько вдохновило Ф. Скотта Фицджеральда, что он переписал отдельные части романа, чтобы они лучше соответствовали художественному оформлению. Например, описание Дейзи как «девушки, чье бестелесное лицо плыло по темным карнизам и ослепляющим вывескам» Нью-Йорка, кажется, ужасно напоминает обложку.
3. «Великий Гэтсби» был коммерческим провалом при жизни Фицджеральда.
В дополнение к плохим рецензиям, «Великий Гэтсби» разошелся тиражом всего в 21 000 экземпляров за первый год — это меньше половины продаж предыдущих книг Фицджеральда за первый год. Книга не имела коммерческого успеха и широкого признания критиков до смерти Фицджеральда в 1940 году. К 1960 году она продавалась тиражом 50 000 экземпляров в год.
4. Фицджеральд вышел из кинотеатра во время просмотра первой киноверсии.
Первая экранизация «Великого Гэтсби» была выпущена в 1926 году, и Ф. Скотт и Зельда Фицджеральд не были впечатлены. Зельда написала в письме их дочери: «Мы смотрели «Великого Гэтсби» в кино. Это ОТВРАТИТЕЛЬНО, и мы ушли».
5. Имя Джордан Бейкер было придумано для того, чтобы заставить вас быстро соображать.
Джордан Бейкер, подруга Дейзи Ридли в «Великом Гэтсби», была названа в честь двух крупнейших автомобильных компаний 1920-х годов, Jordan Motor Car Company и Baker Motor Vehicle, в знак уважения к её свободолюбию и репутации «быстрой».
6. Ф. Скотт Фицджеральд был не единственным успешным писателем в семье.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд на самом деле был назван в честь своего троюродного брата Фрэнсиса Скотта Ки. Ки не писал романов, но он написал слова к довольно известной песне «The Star-Spangled Banner», которая впоследствии стала национальным гимном Соединенных Штатов.
7. Хантеру С. Томпсону нравилось перепечатывать страницы из «Великого Гэтсби».
Знаменитый «гонзо-журналист»* Хантер С. Томпсон, по-видимому, печатал страницы из «Великого Гэтсби», «просто чтобы почувствовать, каково это — писать таким образом». Он также сказал, что «Великий Гэтсби» постоянно был у него в голове, пока он работал над «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
*Примечание — гонзо-журналистика (от англ. gonzo — «сумасшедший, безумный, эксцентричный») — направление в журналистике, для которого характерен глубоко субъективный стиль повествования от первого лица.
8. Фицджеральд ужасно безграмотно писал.
Все друзья Фицджеральда знали, что он был плохим студентом и плохо разбирался в правописании. На самом деле, когда он показал черновик одного из своих ранних романов своему однокурснику по Принстону Эдмунду Уилсону, Уилсон назвал его «одной из самых безграмотных книг, когда-либо опубликованных».
9. 123 000 экземпляров «Великого Гэтсби» были отправлены солдатам Второй мировой войны.
Во время Второй мировой войны группа издателей, редакторов и библиотекарей в Нью-Йорке решила, что американским солдатам, служащим за границей, нужно что-нибудь почитать. Они выбрали несколько романов, в том числе «Великий Гэтсби», в качестве «Изданий для вооруженных сил» и разослали более миллиона экземпляров, включая 123 000 экземпляров «Великого Гэтсби», морякам и солдатам за границей.
10. Фицджеральд вел дневник, охватывающий всю его жизнь.
В большой папке в кожаном переплете Фицджеральд сохранил подробный отчет о своей карьере … и всей своей жизни. Он ежемесячно документировал отчеты о том, что он делал и с кем встречался, с краткими описаниями и названиями разделов. Он даже задокументировал свое первое слово, сказанное им, когда он был малышом: «Вверх».