Властелин колец (Джон Рональд Руэл Толкин) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1954–55 | Форма произведения: роман | Жанр: фантастический | Возраст: взрослые | Главные герои: Фродо Бэггинс Второстепенные герои: Сэмуайз, Гэндальф, Арагорн, Саурон, Голлум, Арвен, Берегонд, Бергиль, Бильбо, Фредегар Болджер, Боромир, Барлиман Баттербур, Келеборн, Сирдан, Деагол, Денетор, Дунхер, Эльфхельм, Элладан, Элрохир, Элронд, Эомер, Эовин, Эрестор, Эркенбранд, Фарамир, Хэмфаст, Галадриэль, Гамлинг, Ган-бури-Ган, Гимли, Глорфиндель, Златеника (Голдберри), Гримбольд, Халдир, Хама, Хурин, Гилдор Инглорион, Леголас, Фермер Мэггот, Мериадок Брендибак, Голос Саурона, Назгул, Старик Уиллоу, Орофин, Пиппин, Радагаст, Лобелия Саквилл-Бэггинс, Лото Саквилл-Бэггинс, Саруман, Шелоб, Теодэн, Теодред, Том Бомбадил, Древобород, Король-чародей Ангмара, Грима Червеуст Темы: добро и зло

История создания

Ни один писатель, пишущий на английском языке, не создал более целостного мира, чем Джон Рональд Руэл Толкин ( 3 января 1892 — 2 сентября 1973).

Средиземье, где происходят события его знаменитых историй, задумывалось как версия нашего мира в забытом прошлом. Толкин создал тщательно проработанную географию и детально проработанные цивилизации. Он начал придумывать Средиземье в 1914 году, будучи студентом Оксфорда, во время Первой мировой войны, в которой он участвовал в качестве офицера британской армии в битве на Сомме.

Толкин создал мифологию, чтобы выразить своё «отношение к добру, злу, справедливости, подлости», как он сам говорил.

В 1937 году он опубликовал приключенческую повесть «Хоббит», а в 1950-х — эпический трёхтомный роман «Властелин колец».

История его написания охватывает несколько десятилетий и начинается ещё в 1930-е годы, когда Толкин только начал разрабатывать мир Средиземья. Вот основные моменты, которые можно выделить в процессе создания «Властелина колец».

1. Зарождение идеи (1930-е годы)
Толкин был лингвистом и преподавателем англосаксонского языка в Оксфордском университете. В 1937 году он опубликовал свой первый знаменитый роман для детей «Хоббит», действие которого также происходит в Средиземье. Этот роман, написанный Толкином для своих собственных детей, стал очень популярным. Известность «Хоббита» подтолкнула издателей попросить Толкина создать продолжение. Именно это и подтолкнуло писателя к написанию «Властелина колец».

Однако Толкин задумывался не просто о продолжении, а о создании более серьёзного и сложного мира. В 1930-е годы он начал работать над мифологией и историей Средиземья, что в конечном итоге привело к созданию эпического романа. В это время он также разрабатывал языки для своего мира, особенно эльфийские языки, что стало важной частью мира «Властелина колец».

2. Начало работы над романом (1940-е годы)
Прямое начало работы над «Властелином колец» пришлось на 1945–1946 годы, когда Толкин окончательно решил превратить наброски и идеи в роман. Он начал писать в разгар Второй мировой войны, что также оказало влияние на содержание и атмосферу книги.

Многие исследователи отмечают, что события войны, в частности, ужас и разрушение, а также личный опыт Толкина, повлияли на описание борьбы добра и зла в «Властелине колец». Тем не менее Толкин всегда подчеркивал, что его роман не имеет прямого отношения к политическим событиям или войнам, хотя они, конечно, отразились на его восприятии мира.

3. Трудности написания и издательские проблемы (1950-е годы)
Толкин начал писать «Властелин колец» как одну книгу, но в процессе работы понял, что проект стал слишком масштабным для одного тома. В 1949 году, когда Толкин закончил первую версию своего произведения, он столкнулся с проблемой: издатели, прочитав рукопись, посчитали, что книга слишком сложная и объемная. В 1950 году ему предложили разбить роман на три тома, и это стало основой для структуры «Властелина колец» как трилогии.

Работа над текстом продолжалась долго — Толкин писал и переписывал главы, делая изменения в сюжете и персонажах. В 1954 году первый том — «Братство кольца» — был опубликован, затем последовали «Две крепости» (1954) и «Возвращение короля» (1955).

4. Мифология и мир Средиземья
Одним из самых уникальных аспектов «Властелина колец» является богатство мифологии и языка, которые Толкин создал для своего мира. В ходе работы над романом он разработал целую серию языков, включая квенья и синдарин — два эльфийских языка, а также историю народов и событий Средиземья. Вдохновленный староанглийской и скандинавской мифологией, Толкин создал огромное количество предысторий, легенд и песен, которые использовались как часть фона для событий романа.

Одним из ключевых источников для Толкина были древние скандинавские и англосаксонские эпосы, такие как «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», а также элементы христианской теологии и философии. В процессе работы Толкин также писал подробные эскизы для карт Средиземья, что добавило ещё большую глубину и правдоподобие его миру.

5. Влияние на культуру и успех романа

После выхода «Властелина колец» его литературный и культурный успех был неотъемлемой частью его длительной жизни . Книга была признана выдающимся достижением в жанре фэнтези и за пределами этого жанра, она оказала глубокое влияние на развитие литературы XX века, в частности на жанр фэнтези и на массовую культуру в целом.

Толкин также имел много поклонников среди студентов и писателей, которые позже стали известными, в том числе таких как Клайв Стейплс Льюис (автор «Хроник Нарнии») и другие члены литературной группы «Инклинги» в Оксфорде.

6. Поздние годы и наследие
После публикации романа Толкин продолжал работать над дополнениями и комментариями к своему миру. Он также занимался подготовкой к изданию дополнительных материалов, таких как «Сильмариллион», который был опубликован уже после его смерти (при участии его сына, Кристофера Толкина).

«Властелин колец» оказался не только литературным произведением, но и культурным феноменом, вдохновившим множество адаптаций, в том числе кинотрилогию Питера Джексона, видеоигры, комиксы и другие формы искусства. Его влияние ощущается и сегодня в самых разных областях культуры.

Таким образом, создание «Властелина колец» — это не просто история одного романа, а целого культурного феномена, который стал важнейшей вехой в истории литературы и фэнтези как жанра.

О названии

«Властелин колец» — фантастический роман в трех томах: » Братство Кольца», «Две башни» и «Возвращение короля». Сюжет вращается вокруг задания уничтожить Кольцо Единого зла, выкованное Сауроном, Властелином Колец.

Первоначально Толкин задумывал «Властелин колец» как одну длинную историю, рассказанную в шести книгах, но вместо этого разделил ее на три части из-за требований издательства.

Жанр произведения

Фантастический роман.

Символы

Кольцо Всевластия

Кольцо Всевластия, выкованное Тёмным Властелином Сауроном, символизирует развращающее влияние власти, особенно когда она используется в корыстных целях.

Толкин писал об этом:

«Я бы сказал, что это был мифический способ представления истины о том, что сила (или, возможно, потенциальность), если она должна быть реализована и приносить результаты, должна быть проявлена вовне и, так сказать, в большей или меньшей степени выходить из-под прямого контроля человека». (Письмо № 211, 1958).

Те, кто берёт Кольцо Всевластия из жажды власти, развращаются быстрее, но даже те, кто использует его во благо, со временем рискуют развратиться, поэтому Фарамир, Галадриэль и Гэндальф отказываются брать его. Гэндальф предупреждает:

«Мы не можем использовать Кольцо Всевластия. Теперь мы слишком хорошо это знаем. Оно принадлежит Саурону и было создано только им, и оно полностью злое. Его сила … слишком велика, чтобы кто-то мог использовать её по своему желанию, кроме тех, кто уже обладает огромной силой. Но для них оно обладает ещё более смертоносной силой. Само желание обладать им развращает сердце».

Андурил

Меч Арагорна выкован из осколков Нарсила, который когда-то принадлежал Элендилу. Меч сломался под Элендилом, когда тот упал, убитый Сауроном, а затем сын Элендила Исилдур использовал его осколки, чтобы отрубить Кольцо Саурона.

Андурил, что означает «Пламя Запада», символизирует притязания Арагорна на королевскую власть и, после перековки, его способность восстановить королевство и свой род. Арагорн должен использовать Андурил, когда встретится с Сауроном, точно так же, как Элендил использовал Нарсил в битве с Сауроном. Таким образом, Андурил символизирует историю героических сражений, выигранных или проигранных, историю, частью которой теперь станет Арагорн.

«Я Арагорн сын Араторна, и еще меня зовут Элессар, Камень Эльфов, Дунадан, наследник Исилдура Гондорского, сына Элендила. Вот сломанный и перекованный меч. Роковой час близок. Ты мне поможешь или преградишь путь? Выбирай!»

Мантии волшебников

Радагаст носит коричневые одежды, символизирующие его связь с природой и лесом. Саруман начинает с белых одежд, символизирующих силу света, доброту, нравственную и духовную чистоту, но он меняет их на радужные, когда становится порочным:

Его одеяния, которые казались белыми, на самом деле были разноцветными, и когда он двигался, они мерцали и меняли оттенок, сбивая с толку.
Гэндальф Серый становится Гэндальфом Белым, облачившись в белые одежды в знак своего нового статуса предводителя Мудрых и могущественной силы добра, света и чистоты.

Основная идея

Основная идея романа «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина — это борьба добра и зла, а также важность самопожертвования, надежды и стойкости перед лицом великих испытаний.

Однако, помимо этой центральной темы, произведение затрагивает несколько глубже философских, этических и культурных вопросов, таких как сила власти, выбор и ответственность, дружба и верность, а также влияние обстоятельств на личность.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» проявляется в сочетании уникальных литературных приемов, жанровых особенностей и философских тем, что делает это произведение исключительным не только в рамках фэнтези, но и в мировой литературе в целом.

Рассмотрим несколько аспектов, которые подчеркивают художественную оригинальность романа.

1. Создание целого мира (Мифология Средиземья)
Одним из самых выдающихся элементов «Властелина колец» является глубина и детализированность мира, который Толкин создал. Это не просто фон для повествования, а сложная мифология с собственной историей, языками, культурами, религиями и географией.

Толкин не только создал уникальные народы, такие как хоббиты, эльфы, гномы и орки, но и разработал для них различные языкиквенья и синдарин, а также создал множество мифологических преданий, историй, песен и легенд, которые наделяют мир Средиземья невероятной глубиной. Все это придает произведению ощущение живого, многоуровневого мира, с которым читатель может взаимодействовать.

2. Язык и стиль
Толкин, будучи лингвистом, придавал огромное значение языковому стилю, и это также становится частью художественного своеобразия. Язык романа варьируется в зависимости от персонажей и их культуры, что придает произведению богатую текстуру и оттенки.

  • Для хоббитов и людей используется просторечие, близкое к обыденному, что отражает их земледельческий образ жизни и скромность.
  • Эльфийские диалекты, такие как квенья и синдарин, звучат высокопарно и поэтично, отражая их древнюю и мудрую природу.
  • Язык орков и других темных сил груб и жесток, что подчёркивает их разрушительную сущность.

Особое внимание уделено песням и стихам, которые часто появляются в тексте. Эти поэтические элементы не только создают атмосферу, но и служат важным элементом мифологии и культуры Средиземья. Это придает роману эпический характер и делает его похожим на великие эпосы прошлого, такие как «Илиада» или «Энеида».

3. Герои и их характеры
Один из центральных элементов художественного своеобразия романа — это многослойность персонажей. Толкин создает образы, которые одновременно просты и сложны.

  • Фродо Бэггинс и его спутники — хоббиты, сами по себе невзрачные, неприметные существа, но именно они становятся героями, чьи поступки определяют судьбу мира. Это подчеркивает тему малого человека, способного совершить великие дела.
  • Гэндальф, как волшебник и мудрец, символизирует борьбу за свет и добро, но при этом его мудрость также скрывает множество загадок, как и все волшебники Средиземья.
  • Арагорн — король, скрывающий свою истинную сущность, является воплощением героизма, стойкости и справедливости.
  • Голлум — сложнейший и противоречивый персонаж, олицетворяющий искушение, одержимость и внутреннюю борьбу. Его борьба с кольцом — это метафора для человеческой души, скованной пороками и зависимостями.

Персонажи романа не являются просто хорошими или плохими, они многогранны и показывают сложность человеческой природы. Персонажи с их внутренними противоречиями — важная составляющая художественного мира Толкина, и это придает произведению психологическую глубину.

4. Мифологизм и архаика
Роман пропитан элементами древних мифологий, что делает его отличным от других фэнтезийных произведений. Толкин использует мифологический подход к созданию мира, вплетая в его ткань элементы скандинавских, кельтских и англосаксонских мифов, а также христианской теологии.

Например, фигура Гэндальфа отсылает к мифам о магических учителях, а Саурон и его Кольцо Всевластия имеют аналогии с античными демоническими силами, стремящимися к мировому господству.

Толкин выстраивает в своей истории архетипы — светлых героев и тёмных злодеев, которые, тем не менее, имеют сложные и многогранные черты. Он также создает миф о падении и возрождении, о трагедии и надежде, что делает его произведение похожим на классические эпопеи.

5. Тема времени и истории
Важным элементом художественного своеобразия является тема времени.

Толкин часто обращается к прошлому своего мира через рассказы, легенды, песни и мифы.

История Средиземья, в том числе гибель королевства Нуменора и падение Валар, играет важную роль в развитии событий. Прошлое и настоящее переплетаются, и важно не только то, что происходит в данный момент, но и как это связано с историей мира, его древними трагедиями и победами. Это придает роману элемент вечности, а сами герои кажутся частью большого, не прекращающегося цикла времени.

6. Этические и философские глубины
В отличие от большинства фэнтези, «Властелин колец» не ограничивается лишь борьбой между добром и злом. Толкин исследует важнейшие философские вопросы: что значит быть честным, верным, смелым? Какой ценой даются победы?

Он показывает, как личные качества, такие как верность, самоотверженность и мужество, становятся теми силами, которые могут изменить мир. И в этом контексте Кольцо Всевластия символизирует не только внешнюю власть, но и внутреннюю борьбу человека с его пороками, слабостями и искушениями.

7. Концепция эпического произведения
Несмотря на все детали, мир и персонажи Толкина все-таки остаются в рамках эпического повествования. Это произведение о великой борьбе, в котором судьба мира зависит от поступков небольших, но решительных людей. Эпический масштаб событий, связанный с мифологическими и историческими архетипами, придает роману величие и масштабность.

Темы

Дружба

В «Властелине колец» дружба занимает важное место как между отдельными персонажами, так и между расами. Абсолютная преданность в дружбе между Сэмом и Фродо играет важную роль в развитии сюжета. Дружеское товарищество хоббитов — Фродо, Сэма, Мерри и Пиппина — создаёт непринуждённую и трогательную контрастную картину по сравнению с возвышенными и более формальными союзами между Элрондом, Галадриэль, Гэндальфом и другими важными участниками Войны Кольца.

Леголас и Гимли, помимо того, что их связывают личные узы, также показывают, что старые разногласия между расами или народами могут быть преодолены с помощью дружбы. Народы Рохана и Гондора, а также расы эльфов и людей также можно назвать дружественными, и они свидетельствуют о долгой истории союза между этими группами.

Зло

Кольцо, будучи абсолютным злом, не может быть использовано для достижения какой-либо благой цели. Об этом говорится снова и снова: «Кольцо развращает того, кто им владеет, независимо от изначальной цели владельца».

Галадриэль указывает на это, когда Фродо предлагает ей Кольцо, отмечая, что если бы она его приняла, то начала бы с исправления того, что неправильно в этом мире. Однако даже её великая сила и доброта не смогли бы противостоять искушению властью, которую оно давало; в конце концов она бы присвоила его себе, и все её благие намерения пошли бы прахом.

Гэндальф тоже отказывается от Кольца по той же причине. Природа зла — подрывать и разрушать, развращать и эксплуатировать. Эта тема подчёркивается тем фактом, что Бильбо, как говорят, относительно легко избежал развращающего влияния Кольца, потому что не стремился использовать его для обретения власти.

Хорошая драка

Чтобы победить зло, не обязательно быть великим и могущественным или даже успешным. Борьба со злом происходит шаг за шагом, выбор за выбором. И ни один добрый поступок, милосердие или храбрость не могут быть слишком незначительными, чтобы пробить брешь в броне зла.

Простой поступок Бильбо, который не стал убивать Голлума из жалости, в конечном счёте оказывается невероятно важным выбором. Фродо делает аналогичный выбор. Атака Мерри на Повелителя Назгулов не убивает злое существо, но подготавливает почву для смертельного удара. Таким образом, важность правильного выбора в нужный момент — каким бы незначительным он ни казался — подчёркивается снова и снова.

Есть также ощущение, что некоторые задачи предназначены для определённых людей. Элронд считает, что задача по доставке Кольца в Мордор была предназначена для Фродо. У Гэндальфа тоже есть конкретная задача, которую он должен выполнить, и он даже возвращается из мёртвых, чтобы её выполнить. Мораль этой истории в том, что, когда провидение ставит перед кем-то задачу, этот человек должен сделать всё возможное, чтобы её выполнить, даже если он считает задачу слишком сложной.

В конечном счёте, как показывает история Фродо, нравственный выбор имеет кумулятивный эффект. Один плохой выбор, как у Фродо, не отменяет череды хороших выборов, которые он сделал до этого момента. Поэтому история Фродо успешна, даже если его последний поступок неудачен.

Создание историй

В романе много историй — чаще всего в форме песен и стихов. Хотя есть и письменные записи (Гэндальф, например, читает записи Исилдура в Гондоре), важные истории о тех, кто жил давным-давно, передаются из уст в уста. Эльфы знают многие из этих песен, как и Арагорн. Кроме того, небольшие истории, такие как поиски хоббитом опасного кольца, являются лишь частью гораздо более длинной и сложной истории, восходящей к началу творения. Как говорит Сэм: «Мы все еще в одной сказке! Это продолжается.» Все действия, маленькие или крупные — Сэма, Фродо, кого угодно — вплетены в бесконечную историю истории. Когда нас призывают действовать, мы должны ответить и стать частью истории.

Мотивы

Пары персонажей

В этой истории персонажи часто появляются парами. Пары друзей, такие как Сэм и Фродо или Леголас и Гимли, показывают, какое утешение можно найти в дружбе, даже в отношениях между маловероятными друзьями, такими как гном и эльф.

Пары персонажей также показывают, как выбор между добром и злом влияет на них: Голлум — похожее на хоббита существо, поддавшееся влиянию Кольца, а Фродо показывает, как выглядит такой же человек, если он противостоит злу.

Саруман показывает, каким становится волшебник, когда делает выбор в пользу зла и развращается, а Гэндальф показывает, на что способно влияние добра. Боромир показывает, как Кольцо может развратить человека, а Фарамир показывает, что происходит с человеком, когда он сопротивляется его злу.

Расставание

Расставания играют важную роль в сюжете и создают горько-сладкое настроение «Властелина колец». Третья Эпоха подходит к концу, и Эпоха Людей начинается с уничтожения Единого Кольца и восстановления королевской династии Гондора. Эльфы, тесно связанные с природой, покидают Средиземье, пересекая море на больших кораблях. Помогая уничтожить Кольцо, они ускоряют свой собственный уход, как отмечает Галадриэль. Таким образом, расставания, которые происходят в книге, — первое расставание Братства в Амон-Хене, расставание в Лориэне, окончательное расставание Фродо и Бильбо с Широм и другие — перекликаются с этим общим расставанием, которое служит фоном для всей истории.

Города

Действие квеста перемещается из города в город, и города отражают важные аспекты жизни тех, кто в них живёт. Например, в Карасе Галадоне, городе Лотлориэна, дома построены на платформах на высоких деревьях, что показывает, что эльфы предпочитают жить в гармонии с природой и особенно с деревьями.

Минас Тирит, напротив, хоть и построен на склоне горы, величественно возвышается над ландшафтом и представляет собой большой сложный город. Здание состоит из семи уровней, самый верхний из которых — это уровень, на котором расположены резиденция короля и тронный зал. Это сооружение отражает то, как Мужчины проявляют силу и гордость в противостоянии Мордору.

Контекст

Первая мировая война и военно-промышленный комплекс

Толкин сражался в окопах во время Первой мировой войны и был свидетелем разрушений, вызванных танками, огнемётами и пулемётами — всеми технологиями, разработанными и использовавшимися во время войны. Выросший недалеко от Бирмингема, промышленного города, он также видел неприглядную реальность промышленной революции и её пагубное влияние на мир природы, в том числе загрязнение окружающей среды при добыче угля.

Негативное отношение Толкина к индустриализации можно легко проследить в действиях волшебника Сарумана, который уничтожает большие участки древнего прекрасного леса, когда ведёт войну на землях Рохана. Любовь к нетронутому миру также отражена в красоте Ривенделла и Лотлориэна. Здесь эльфы, тесно связанные с миром природы, живут в гармонии с окружающей средой. Хоббиты живут в мирном Шире, где наслаждаются спокойствием, пока Саруман, представитель разрушительной индустриализации, не привнес в него своё пагубное влияние.

Любовь Толкина к языкам

Толкин рано проявил склонность к изучению языков и способность к ним. Его мать научила его немецкому, латинскому и французскому языкам. Он продолжил изучать немецкий и латынь в школе, добавив к своему репертуару греческий и среднеанглийский; в университете он изучал англосаксонский и готский языки. Однажды он участвовал в дебатах, в которых полностью говорил по-гречески, а его диплом Оксфордского университета был посвящён филологии, изучению языка. Используя эти обширные знания, Толкин придумал новые языки для Средиземья, в том числе квенья, язык высших эльфов, который имеет некоторое сходство с финским; Чёрную речь, или язык Мордора; и гномий.

Личные отношения

Роман Толкина с его женой Эдит был краеугольным камнем его жизни, и эти отношения послужили образцом для романа Берена и Лутиэн, смертного мужчины и эльфийской девушки, описанного в работе Толкина «Сильмариллион», которая является предысторией «Властелина колец». Эти отношения смертного и эльфийки также отражены в романе Арагорна и Арвен. Толкин описал решающую встречу Берена и Лютиэн, во время которой он увидел, как она танцует, и был очарован, как вдохновлённый тем временем, когда Эдит, гуляя с Толкином в лесу, танцевала для него.

Отношения между мужчинами во время войны также послужили источником вдохновения для важных персонажей и отношений в «Властелине колец». В частности, персонаж Сэм Гэмджи был вдохновлён многими молодыми людьми из фермерских семей, которые сражались в качестве простых солдат, в отличие от Толкина, который был офицером. Эти солдаты, известные как «оруженосцы», путешествовали с офицерами и заботились о них: готовили, стирали и носили припасы. Отношения между офицерами и их оруженосцами часто были довольно близкими и очень преданными.

Отношения Толкина с коллегами-учёными также повлияли на развитие «Властелина колец». Он активно участвовал в неформальных общественных и литературных клубах, таких как T.C.B.S. (Чайный клуб и Барровское общество) в школе короля Эдуарда, а затем в «Инклингов» в Оксфорде. На этих встречах Толкин читал вслух отрывки из «Властелина колец» и других произведений, которые он писал в то время и которые подвергались предложениям и критике его коллег. Толкин говорил, что К. С. Льюис помог ему закончить «Властелина колец», сказав: «Только благодаря поддержке и дружбе [Льюиса] я смог довести дело до конца».

Персонажи

Персонаж Описание
Фродо Фродо Бэггинс — хоббит, который отправляется в опасное путешествие, чтобы избавить мир от великой угрозы.
Сэмуайз Сэмуаз Гэмджи, верный садовник Фродо, преданно сопровождает Фродо в его поисках.
Гэндальф Гэндальф, также известный под именем Митрандир, — волшебник и предводитель в борьбе против Саурона.
Арагорн Арагорн, сын Арахорна, — следопыт. Он также известен как Страйдер, наследник Исилдура и законный наследник трона Гондора.
Саурон Саурон — это злое существо, которое тайно создал Единое Кольцо, чтобы поработить все свободные народы мира.
Голлум Голлум, когда-то известный как Смауг, сопровождает Фродо и Сэма и играет важную роль в их путешествии.
Арвен Прекрасная Арвен Эвенстар — дочь Элронда и возлюбленная Арагорна.
Берегонд Берегонд — гондорский солдат, который помогает Пиппину освоиться в Минас-Тирите.
Бергиль Бергиль — сын Берегонда, который подружился с Пиппином в Минас-Тирите.
Бильбо Бильбо Бэггинс — это хоббит, который изначально нашёл Кольцо и передал его своему племяннику Фродо.
Фредегар Болджер Хоббит Фредегар «Толстяк» Болджер остаётся в Шире, чтобы попытаться убедить шпионов Саурона, что Фродо всё ещё там.
Боромир Амбициозный и гордый Боромир — сын Денетора, наместника Гондора.
Барлиман Баттербур Барлиман Баттербур — хозяин постоялого двора «Гарцующий пони», где хоббиты впервые встречают Страйдера (Арагорна).
Келеборн Келеброн — муж Галадриэль и правит Лотлориэном вместе с ней.
Сирдан Сирдан Корабельщик отправляет корабли из Серых Гаваней.
Деагол Деагол нашёл Кольцо после того, как оно было давно утеряно, но Голлум, которого тогда звали Смеагол, вскоре убил его из-за Кольца.
Денетор Денетор — наместник Гондора, отвечающий за управление королевством в отсутствие короля.
Дунхер Дунхер был племянником Эркенбранда и командовал солдатами в битве на Пеленнорских полях.
Эльфхельм Эльфхельм был предводителем Всадников Рохана и сражался в битве на Пеленнорских полях.
Элладан Элладан — один из сыновей Элронда, он путешествует по Тропам Мёртвых вместе с Арагорном.
Элрохир Элрохир — один из сыновей Элронда, он путешествует по Тропам Мёртвых вместе с Арагорном.
Элронд Мудрый и дальновидный Элронд, полуэльф, потомок эльфов и людей, правит Ривенделлом.
Эомер Эомер — племянник Теодена, короля Рохана, и становится королём после убийства Теодена.
Эовин Эовин — воительница и племянница Теодена, короля Рохана.
Эрестор Эрестор — один из советников Элронда; он предлагает отправить Кольцо Всевластия Тому Бомбадилу.
Эркенбранд Эркенбранд — лорд из Рохана, который помогает вести рохиррим в бой против сил Сарумана.
Фарамир Фарамир — благородный и добродетельный сын Денетора, правителя Гондора.
Хэмфаст Хэмфаст Гэмджи, или «Гаффер», — отец Сэмуайза Гэмджи.
Галадриэль Галадриэль — могущественная эльфийка, которая правит Лотлориэном вместе со своим мужем Келеборном.
Гамлинг Гамлинг — уроженец Рохана, сражавшийся в битве при Хорнбурге (или Хельмовой Глубине).
Ган-бури-Ган Ган-бури-Ган — вождь диких людей, живущих в лесу Друадан.
Гимли Гимли — гном, который становится членом Братства и заводит крепкую дружбу с Леголасом.
Глорфиндель Глорфиндель — эльф, который помогает Фродо благополучно добраться до Ривенделла.
Златеника (Голдберри) Жена Тома Бомбадила и дочь Реки.
Гримбольд Гримбольд — лидер рохиррим.
Халдир Халдир — эльф, который охраняет границы Лотлориэна и противостоит Отряду, когда они впервые попадают в эти земли.
Хама Хама — привратник Теодена, и ему неприятно просить Гэндальфа и Арагорна оставить оружие у двери.
Хурин Хурин, житель Минас-Тирита, который ведёт войска в битву на Пеленнорских полях.
Гилдор Инглорион Гилдор Инглорион — предводитель отряда эльфов, проходящего через Шир; они встречают Фродо и его спутников в пути.
Леголас Леголас — эльф, который становится частью Братства и заводит крепкую дружбу с Гимли.
Фермер Мэггот Фермер Мэггот — грибник из Шира, который помогает Фродо и его товарищам сбежать от Чёрных Всадников.
Мериадок Брендибак Мериадок Брендибак, известный как Мерри, сопровождает Фродо в Ривенделл и является одним из четырёх хоббитов, выбранных в Братство Кольца.
Голос Саурона Голос Саурона — один из слуг Саурона, который говорит с Арагорном и Гэндальфом у входа в Мордор.
Назгул Назгулы — это люди, которых развратили девять колец, данных людям; слуги Саурона во главе с Королём-чародеем Ангмара. Их также называют Чёрными всадниками и Кольценосцами.
Старик Уиллоу Старик Уиллоу — это злое дерево ива, способное усыплять и заманивать в ловушку прохожих.
Орофин Орофин — брат Халдира и один из эльфов, которые противостоят Отряду, когда они добираются до Лотлориэна.
Пиппин Перегрин Тук, известный как Пиппин, сопровождает Фродо в Ривенделл и является одним из четырёх хоббитов, выбранных в Братство Кольца.
Радагаст Радагаст Коричневая — волшебница, которая предупреждает Гэндальфа, что Назгулы в пути.
Лобелия Саквилл-Бэггинс Известная в Хоббитоне личность, Лобелия Саквилл-Бэггинс недолюбливает и Бильбо, и Фродо (хотя они и родственники) и является примером алчности, ненасытного стремления к богатству.
Лото Саквилл-Бэггинс Прозвище «Босс» или «Вождь» — Ло́то Сакви́ль-Бе́ггинс — сын Лобелии Сакви́ль-Бе́ггинс и ещё один пример коррупции в Шире.
Саруман Саруман — коварный волшебник, который отвернулся от добра, чтобы стать союзником Саурона.
Шелоб Шелоб — гигантский злой паук, чей предок, Унголиант, был одним из величайших злодеев в мире.
Теодэн Теодэн — король Рохана, который находится под влиянием Сарумана до прибытия Гэндальфа.
Теодред Теодред — сын Теодена, который погибает в битве, оставив своего кузена Эомера королём Рохана.
Том Бомбадил Том Бомбадил — весёлое, дружелюбное, но могущественное существо, которое помогает хоббитам на пути в Бри.
Древобород Древобород, также известный как Фангорн, — энт, который подружился с Мерри и Пиппином и стал причиной падения Сарумана.
Король-чародей Ангмара Король-чародей Ангмара был предводителем людей, которому было дано одно из девяти колец власти; он — предводитель Назгулов.
Грима Червеуст Грима Червеуст — приспешник Сарумана и советник Теоден, который обманывает Теодена, давая ему плохие советы.

Интересные факты

Роман Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец», опубликованный в 1954–1955 годах, является культовым произведением в жанре фэнтези. Роман Толкина, состоящий из «Братства кольца», «Двух башен» и «Возвращения короля», представляет собой мифологическую эпопею о путешествии хоббита по имени Фродо Бэггинс. Толкин описывает сражения, в которых участвовали люди и эльфы, чудовищных созданий Средиземья и могущественную магию волшебников и злодеев, но в центре его повествования всегда находится Фродо, маловероятный герой, несущий тяжкое бремя.

Невозможно переоценить огромное влияние, которое «Властелин колец» оказал на жанр фэнтези. Многие литературные произведения, фильмы и видеоигры ссылаются на Толкина как на первоисточник, а многие расы, населяющие Средиземье, стали неотъемлемой частью жанра. «Властелин колец» также вдохновил Питера Джексона на создание трёх фильмов-блокбастеров, которые были признаны одним из величайших достижений кинематографа XXI века.

1. «Битлз» пытались снять фильм по «Властелину колец» .
Четверо музыкантов хотели написать сценарий и сняться в фильме по роману Толкина. Джон Леннон хотел сыграть Голлума, Пол Маккартни — Фродо, Ринго Старр — Сэма, а Джордж Харрисон — Гэндальфа. Сам Толкин не был в восторге от этой идеи и отказался от проекта ещё до его начала.

2. Толкин создал по меньшей мере два языка для «Властелина колец».
Чтобы сделать Средиземье как можно более захватывающей вселенной, Толкин переработал языки, на которых говорят нечеловеческие расы, в своих книгах. В частности, он разработал древний эльфийский язык кенья на основе латыни и финского и использовал валлийский как источник вдохновения для синдарина, другого эльфийского языка.

3. «Властелин колец» был продан в виде трёх книг из-за нехватки бумаги после Второй мировой войны.
После Второй мировой войны нехватка бумаги вынудила издательство «Джордж Аллен энд Анвин» разделить рукопись Толкина «Властелин колец» на три отдельные книги. Таким образом, затраты на печать первого романа «Братство кольца» были снижены, и книгу можно было продавать по более низкой цене. Когда ему сообщили, что роман будет разделён на части и что ему нужно придумать названия для отдельных томов, Толкин хотел назвать третью часть «Война Кольца», так как считал, что название «Возвращение короля» раскрывает слишком много подробностей сюжета.

4. Толкиену потребовалось 14 лет, чтобы закончить «Властелина колец».
Учитывая, сколько времени Толкин посвятил созданию мира, разработке языков и персонажей, неудивительно, что «Властелин колец» создавался в течение 14 лет. Когда работа была завершена, рукопись насчитывала более 1200 страниц.

5. Прежде чем написать » Властелин колец», Толкин написал статьи для Оксфордского словаря английского языка.
Толкин был одним из составителей словаря в период с 1919 по 1920 год. Ему было поручено написать статьи для длинного списка слов, начинающихся на W. Его первой назначенной статьёй было слово «покачиваться», которое он определил как «перемещать (что-либо, удерживаемое или закреплённое на одном конце) взад и вперёд короткими быстрыми движениями или быстрым покачиванием; особенно трясти (любую подвижную часть тела)».«Пожалуй, самое примечательное то, что черновик его статьи о слове «морж» сохранился в библиотеке в Оксфорде.

6. На сражения в «Властелине колец» сильно повлиял опыт Толкина, полученный во время Первой мировой войны.
Толкин опирался на свой опыт солдата во время Первой мировой войны и перенес ужасы современных сражений в фантастическую вселенную. Механизированные боевые машины орков, душераздирающие крики назгулов и дружба, которая завязывалась между солдатами, — всё это было основано на том, что Толкин видел во время сражений.

7. Третий фильм Питера Джексона из серии «Властелин колец» получил 11 премий «Оскар».
На 76-й церемонии вручения премии «Оскар» в 2004 году фильм «Возвращение короля», заключительная часть серии, снятая Джексоном, получил 11 премий «Оскар» (за лучший адаптированный сценарий, лучшую работу художника-постановщика, лучший дизайн костюмов, лучшую режиссуру, лучший монтаж, лучший грим, лучшую музыку, лучшую песню, лучший фильм, лучший звук и лучшие визуальные эффекты). По количеству наград этот фильм сравнялся с «Бен-Гуром» (1959) и «Титаником» (1997).

8. После выхода фильмов было продано более 50 миллионов экземпляров серии «Властелин колец».
Хотя книги Толкина были популярны с момента их публикации, фильмы, вышедшие в начале 2000-х годов, способствовали значительному возрождению популярности серии. Из более чем 150 миллионов проданных экземпляров книг 50 миллионов были проданы после выхода первого фильма.

9. Серия «Властелин колец» была написана, чтобы создать уникальную мифологию для Англии.
Одной из причин, по которой Толкин так тщательно создавал мир Средиземья, было то, что он хотел, чтобы тот служил мифологией для Англии, которая, по его мнению, была лишена древних легенд других европейских культур. Он однажды заявил,

Я хотел создать сборник более или менее связанных между собой легенд, начиная от больших и космогонических и заканчивая романтическими сказками… которые я мог бы посвятить просто: Англии, моей стране.
10. Оригинальные рукописи » Властелина колец» хранятся в коллекции университетской библиотеки в Соединенных Штатах.
В коллекции Дж. Р. Р. Толкина в библиотеке Университета Маркетт в Милуоки, штат Висконсин, хранятся рукописи. Кроме того, в коллекции есть оригинальные карты Средиземья, первые издания книг и отвергнутый эпилог.

Текст: Светлана Никонова, 128 👀