Война миров (Герберт Уэллс) • роман
краткая информация
История создания
«Война миров», научно-фантастический роман британского писателя Герберта Уэллса (21 сентября 1866 — 13 августа 1946), впервые опубликованный в журнале «Пирсонс Мэгэзин» в Великобритании и в журнале «Космополитен» в США в 1897 году. В романе рассказывается о катастрофическом конфликте между людьми и инопланетными «марсианами». «Война миров» считается знаковым произведением научной фантастики: роман вдохновил на создание множества адаптаций и подражаний.
Влияние Дарвина
Уэллса, как учёного, интересующегося социальной мобильностью, привлёк эволюционный социализм, который утверждал, что идеи естественного отбора можно применять не только к растениям и животным, но и к обществу в целом, что в конечном итоге приведёт к его улучшению. Какое-то время Уэллс был членом Фабианского общества, социалистической группы, которая выступала за образование как способ добиться постепенных социальных изменений. Эти взгляды все больше влияли на его творчество с течением жизни, но их можно увидеть даже в его ранних работах.
Сходство между Гербертом Уэллсом и рассказчиком в «Войне миров» очевидно в сильном интересе рассказчика к науке и использовании разума и наблюдений для выживания.
Не прошли отбор
Хотя главный труд Дарвина «Происхождение видов» был опубликован в 1859 году, его теория эволюции и естественного отбора ещё не получила широкого признания, когда «Война миров» была опубликована почти 40 лет спустя. Таким образом, тот факт, что марсиане в романе Уэллса умирают, потому что не прошли естественный отбор на Земле, весьма значителен, поскольку это явное подтверждение теории Дарвина. Действительно, Уэллс рассматривает идею естественного отбора как простой факт, тем самым позволяя самой теории войти в обиход не только научного сообщества, но и широкой общественности.
Публикация романа
Уэллс пошёл по обычному пути публикации, предложив свой роман в качестве серии рассказов в английском журнале «Pearson’s Magazine» с апреля по декабрь 1897 года, а также в «Cosmopolitan» в Соединённых Штатах. Это был такой хит, что почти сразу же были напечатаны две пиратские версии с сюжетом, действие которого происходит в Америке. Критики назвали его захватывающим.
Интересно, что, несмотря на фантастический сюжет, Уэллс стремился сделать описания событий как можно более реалистичными и научно обоснованными. Например, он тщательно продумывал детали технологий марсиан, их биологические особенности и даже способы их адаптации к земной атмосфере. Это добавляло книге необычную для того времени научную строгость и убедительность.
В результате «Война миров» стала одним из первых романов, которые принесли Уэллсу мировую славу и признание как мастеру научной фантастики.
История из «Войны миров» настолько захватывающая и универсальная, что ее экранизировали бесчисленное количество раз. По роману были сняты фильмы, графические новеллы, телесериал и мюзикл. Голливудский блокбастер 2005 года режиссера Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли собрал в мировом прокате 591 миллион долларов. Непреходящее влияние романа можно увидеть в сохраняющейся популярности жанра, который он помог создать: научной фантастики.
О названии
Происхождение названия, «Война миров», можно найти в эпиграфе к книге, который представляет собой цитату астронома Иоганна Кеплера, найденную в книге Роберта Бертона «Анатомия меланхолии»:
«Но кто живет в этих мирах, если они обитаемы?.. Мы или они Владыки Мира? Разве все предназначено для человека?».
Название предвосхищает сюжет романа: конфликт между двумя цивилизациями, человеческой и марсианской.
Жанр произведения
Роман. Антиутопия. Научная фантастика.
Символы
Железная дорога и телеграф
Эти два важных технологических достижения представляют собой результат работы человека и показывают возможности связи и коммуникации с помощью технологий. Они демонстрируют, чего может достичь современный человек. Расстояние между Уокингом и Лондоном — это всего лишь короткая поездка на поезде, а телеграф за считанные минуты оповещает страны по ту сторону моря о смерти марсиан.
Британская железнодорожная система началась с железной дороги Стоктон-энд-Дарлингтон в 1825 году, которая приводилась в движение первым паровозом, созданным Джорджем Стефенсоном, и перевозила пассажиров и полезные ископаемые. Первой по-настоящему современной пассажирской железной дорогой стала Ливерпульско-Манчестерская железная дорога, основанная в 1830 году, а к 1870 году в Англии было 13 500 миль железнодорожных путей. Расширение железнодорожной системы продолжалось на протяжении всего XIX века и стало основой экономики всё более индустриализирующейся Британии. Железная дорога сделала возможным быстрое и эффективное передвижение по доступной цене. Без неё даже короткие путешествия занимали несколько дней, если приходилось идти пешком или ехать в карете, запряжённой лошадьми, как читатели могут убедиться в романе. Короче говоря, железная дорога изменила повседневную жизнь в Англии.
Представленный на Всемирной выставке 1851 года электрический телеграф обеспечивал почти мгновенную связь на больших расстояниях по проводам. Возможность передавать сообщения за считанные секунды, а не за дни или недели, как это было при почтовой пересылке, произвела революцию в торговле, дипломатии и новостных службах, оказав огромное влияние на общество.
Эти два технологических достижения положили начало современной эпохе, вселяя большую гордость и уверенность в способности человеческой изобретательности преодолевать трудности, что делает их лёгкое уничтожение в романе таким пронзительным.
Священник
Священник олицетворяет церковь с её лицемерием, неудачами и угасающей значимостью. Священник считает вторжение марсиан Божьим судом, сравнивая его с Содомом и Гоморрой, двумя грешными городами, уничтоженными божественным судом огнём и серой с небес, как описано в Книге Бытия. Он видит в человеческих страданиях от рук пришельцев, которых он называет «слугами Божьими», божественное возмездие за то, что он проповедовал «сущее безумие», в то время как «повсюду люди страдали, бедных смешивали с прахом».
Священник раскаивается в своём лицемерии. Он считает вторжение началом Апокалипсиса, конца света, описанного в Книге Откровения, которого некоторые в Англии боялись в преддверии XX века.
Перед лицом кризиса священник не просто бесполезен — он подвергает рассказчика опасности своим безумным бредом. Он становится неспособным к рациональному мышлению и поведению, в отличие от рассказчика, который в той же ситуации ведёт себя логично. Религия священника не утешает его, а служит идеологией осуждения, что приводит к его смерти.
Будучи символом церкви, священник показывает, насколько малозначима организованная религия перед лицом современных вызовов. Он не предлагает никакой помощи, изматывает рассказчика, даже подвергает его жизнь опасности и в конце концов сходит с ума. Это контрастирует с рациональной научной реакцией рассказчика, который, несмотря на свой страх, использует время, проведённое в ловушке в доме, чтобы наблюдать за марсианами и узнавать о них больше, формулируя гипотезу о том, что его лучший шанс на выживание — дождаться, пока они покинут яму.
Автор использует священника, чтобы показать, что церковь не предлагает никакой помощи и никакого будущего, в то время как наука может обеспечить и то, и другое.
Критика
Основная идея
Основная идея романа Герберта Уэллса «Война миров» заключается в исследовании столкновения человеческой цивилизации с инопланетным разумом. Автор описывает вторжение марсиан на Землю, которые обладают значительно более развитыми технологиями и мощью, что делает их практически неуязвимыми для людей. Уэллс использует это вторжение как метафору для размышлений о слабости человеческой цивилизации, хрупкости человеческой жизни и неизбежности столкновения с чем-то более могущественным.
Кроме того, роман затрагивает темы империализма и колониализма, проводя параллели между марсианским завоеванием и историческими примерами захвата земель и подчинения народов. Через переживания главных героев и разрушения, которые они переживают, Уэллс показывает, как цивилизация может быть уничтожена или изменена внешними, более сильными силами.
Таким образом, «Война миров» не только фантастический рассказ о вторжении, но и философское размышление о месте человека во Вселенной, его уязвимости и эволюции.
Темы
Технологии
Преимущества, возможности и потенциальные угрозы, связанные с технологиями, представленными в виде марсианских треножников, делают технологии сквозной темой романа.
После промышленной революции технологии кардинально изменили общество — от путешествий до работы и общения. Практически ни одна сфера жизни не осталась без внимания новых изобретений. Преимущества, которые давали эти новые машины, означали, что люди могли выполнять задачи быстрее, проще и зачастую самостоятельно.
Преимущества новых технологий, таких как эффективная британская железнодорожная система и телеграф, можно увидеть на протяжении всего романа. Брат рассказчика считал само собой разумеющимся, что он может поехать на поезде в Уокинг, чтобы навестить своего брата. Когда лорд Хилтон приезжает из Лондона вечерним поездом, читатели видят пример того, как железная дорога стала частью повседневной жизни.
С изобретением телеграфа новости распространялись быстрее, чем когда-либо прежде, что является неотъемлемой частью многих сюжетных линий романа. Телеграф — это средство, с помощью которого первые новости о прибытии марсиан достигают Лондона, когда Хендерсон спешит сообщить об этом своему редактору. Телеграф также сообщает о гибели марсиан в конце романа, когда неназванному человеку удаётся телеграфировать об этом в Париж, откуда «радостная новость разлетелась по всему миру».
С развитием технологий появилось ощущение возможностей. Если люди смогли построить пароход и паровоз, то что мешало им научиться летать? Марсианская летающая машина в романе олицетворяет эту надежду, а также опасность, как и листовка, в которой сообщалось, что учёные изучали «механизмы Мартина», чтобы открыть «секрет полёта». Марсианские машины раскрывают возможности технологий, которые люди пока не могут полностью понять.
С появлением машинного труда возникло беспокойство по поводу того, что технологии могут представлять угрозу для людей. Наблюдая за марсианами и их машинами через дыру в разрушенном доме, рассказчик утверждает, что машины кажутся более живыми, чем марсиане. Марсиане — пугающее изображение того, какими могут стать люди, если будут всё больше полагаться на опасные технологии.
Страх
Внешний вид, общение и передвижение марсиан отличаются от человеческих, что вызывает страх перед неизвестным. Марсиане непостижимы, и люди не знают, как работают их машины и оружие. Тепловой луч ужасает, потому что он невидим. Люди недостаточно понимают марсиан, чтобы знать, как их победить. На самом деле подавляющая сила марсиан делает любого, кто их не боится, таким же глупым, как человек, который не хочет оставлять свои орхидеи, когда треноги опускаются на его город.
Страх может по-разному проявляться. Он заставляет людей кричать и убегать, но в других случаях может парализовать. Рассказчик описывает, как он «оцепенел» при виде марсианина и «неподвижно» наблюдал, как тепловой луч испепелил группу мужчин, подошедших к яме.
Страх также может охватить разум. Рассказчик говорит, что паника «овладела» им, когда он в ужасе бежал из ямы, и утверждает, что не помнит своего бегства. Страх перед марсианами, находящимися за пределами разрушенного дома, в котором священник и рассказчик заперты уже больше недели, постепенно приводит к тому, что священник сходит с ума и испытывает «полное помутнение рассудка». Страх перед внезапной тишиной, воцарившейся в Лондоне после того, как прекратился вой марсиан, побуждает рассказчика «безумно решиться» на самоубийство, подойдя к треноге. Накопление пугающих переживаний, которые испытывает рассказчик, вероятно, является причиной его психического расстройства, наступившего после смерти марсиан.
Сила
Тема силы — это то, что автор затрагивает в начале первой главы, когда сравнивает людей на Земле с содержимым чашки Петри под микроскопом. Это первый намёк на то, что люди не одержат верх.
Автор сравнивает людей с животными, когда речь заходит о превосходстве марсиан как в интеллекте, так и в силе. Марсиане распыляют свой ядовитый чёрный газ, чтобы убивать людей, как люди могут травить ос. Военные силы, выстроенные против марсианских треножников, уничтожаются марсианами легко, эффективно и, по-видимому, без раздумий об их ценности или страданиях, часто ещё до того, как они успевают сделать хоть один выстрел. Сравнение с тем, как люди борются с вредителями, уместно. Люди обнаруживают, что их мир разрушен, как кролики обнаруживают, что их норы разрыты, когда строится дом. Всё, над чем человечество так усердно трудилось, даже их самые гордые достижения, превращается в руины более сильными, доминирующими захватчиками.
Рассказчику становится ясно, что марсиане теперь у власти. Он испытывает «чувство низвержения с престола», поскольку «империя человека скончалась». Марсиане становятся правителями Земли, нацелившись на Лондон, возможно, столицу цивилизованного мира того времени, место, которое рассказчик называет «великой Матерью городов». Они легко захватывают его, оскверняя, выкапывая свою яму, и собираются вместе на вершине Примроуз-Хилл, выгодной позиции, с которой виден весь центр Лондона, даже «башни Хрустального дворца, [которые] блестели, как два серебряных стержня», где всего несколько лет назад были представлены самые лучшие британские технологии на Всемирной выставке, теперь все под контролем марсиан. Люди бессильны остановить их. Их лучшие изобретения, оружие, железные дороги, телеграф — всё это разрушено или стало бесполезным перед лицом превосходящих сил захватчиков.
Знакомое против Странного
Автор сначала исследует тему привычного и странного на примере аварийной посадки внеземного корабля на Хорселл-Коммон. Цилиндр совершенно необычен или инороден. Местные жители не знают, что это такое, как он работает, что в нём содержится и откуда он взялся. Это контрастирует с привычной и знакомой обстановкой на общей территории.
Странный цилиндр и его ужасающее содержимое контрастируют с обыденной повседневной жизнью в Уокинге. Этот контраст между странным и привычным заставляет первое казаться кошмаром, а второе — успокаивающим одеялом. В другом случае знакомые достопримечательности Лондона становятся странными, когда их окружают мёртвые тела марсиан.
Иногда привычное становится странным. Мирные британские деревушки превращаются в пылающие сцены ужаса. Когда рассказчик вынужден бежать из Уокинга, он замечает: «Всё это было таким реальным и таким знакомым. И это позади меня! Это было безумно, фантастично!» Тихие сельские пейзажи, которые рассказчик так хорошо знает, становится трудно узнать, потому что они покрыты марсианской красной травой.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Рассказчик | Рассказчик — философ из Уокинга, Англия, который повествует о том, как он и его младший брат пережили вторжение марсиан на Землю. |
Марсиане | Марсиане — это коричневые кожные существа с Марса с огромными головами и щупальцами, которые приземляются на Земле, чтобы создать новую родину. Они эволюционировали в высокоразвитых существ, которые создают машины, чтобы делать то, на что не способны их тела. |
Брат рассказчика | Брат рассказчика — молодой студент-медик, живущий в Лондоне, который отправляется в мучительное путешествие — в основном с мисс и миссис Элфинстоун — чтобы спастись от марсиан. |
Артиллерист | Артиллерист — это солдат, который избегает смерти от теплового луча благодаря счастливой случайности и использует свою хитрость, чтобы продолжать скрываться от марсиан, придумывая план утопического сообщества для сохранения человеческой расы. |
Священник | Священник из церкви в Уэйбридже сходит с ума от мысли, что вторжение марсиан — это Божий суд и наступление апокалипсиса. Он много дней находится в ловушке в разрушенном доме вместе с рассказчиком, прежде чем его убивают марсиане. |
Оджилви | Оджилви — астроном, который вместе с рассказчиком наблюдает за тем, что оказывается запуском цилиндра. Он становится свидетелем падения первого цилиндра, но погибает от первого выстрела теплового луча, когда приближается к марсианам. |
Эльбин | Эльбин, который, предположительно, является учёным, замечает зеленоватую полосу, которая остаётся после падения первого цилиндра. |
Бородатый мужчина | Бородатый мужчина, сжимающий в руках сумку с деньгами, погибает под колёсами автомобиля, когда пытается поднять деньги после того, как сумка порвалась. |
Слепой человек | Слепой мужчина в форме Армии спасения стоит на оживлённом перекрёстке и повторяет слово «Вечность!» |
Лодочник | Лодочник слышит звуки выстрелов недалеко от Чертси. |
Мальчик | Мальчик убегает от цилиндра, когда тот открывается, и говорит рассказчику, что ему это не нравится. |
Капитан | Капитан парохода, на котором брат рассказчика вместе с мисс и миссис Эльфинстоун пытается сбежать, радуется уничтожению двух треножников броненосцем. |
Деннинг | Деннинг — специалист по метеоритам, он рассчитал расстояние и траекторию падения первого цилиндра. |
Доктор | Повозка доктора опережает повозку рассказчика, когда они бегут из Уокинга, но рассказчик догоняет доктора, который спешит скрыться. |
Пьяный мужчина | Пьяный мужчина, покрытый чёрной пылью, бессвязно бормочет и бросается на рассказчика, когда тот въезжает в Лондон. |
Майор Иден | Майор Иден — офицер второй роты, прибывшей в Хорселл-Коммон, чтобы защищать людей от марсиан, но, как говорят, он пропал без вести. |
Эллен | Эллен — измученная маленькая девочка, которой брат рассказчика пытается помочь на оживлённом перекрёстке, но она убегает к матери, когда её зовут. |
Мисс Эльфинстоун | Мисс Элфинстоун — молодая женщина, которая вместе со своей невесткой спасается от марсиан. Брат рассказчика спасает их от воров. Она использует револьвер, чтобы помочь брату рассказчика во время трудного перехода, прежде чем они доберутся до побережья. |
Миссис Элфинстоун | Миссис Элфинстоун — пожилая женщина, которая вместе со своей невесткой спасается от марсиан. Брат рассказчика должен спасти её от группы воров. Её нужно убедить покинуть берега Англии на корабле. |
Лорд Гаррик | Лорд Гаррик — главный судья, который умирает, и слуги несут его на носилках к перекрёстку возле Барнета, где они останавливаются, чтобы набрать воды. |
Слуга лорда Гаррика | Слуга лорда Гаррика спрашивает брата рассказчика о местонахождении источника воды на перекрёстке возле Барнета. |
Джентльмен | Пожилой джентльмен жалуется на железнодорожное сообщение в Лондоне брату рассказчика. |
Хендерсон | Хендерсон — лондонский журналист, который вместе с Огилви пытается выкопать цилиндр, чтобы помочь его обитателям. Он отправляет телеграмму своим редакторам о прибытии цилиндра и погибает от теплового луча вместе с группой людей, которые приближаются к марсианам. |
Владелец паба «Пятнистая собака» | Владелец паба «Пятнистая собака», расположенного неподалёку от дома рассказчика, одалживает рассказчику лошадь и повозку, чтобы тот мог сбежать. Его убивают марсиане. |
Лавель с острова Ява | Лавелл с Явы — астроном, который делится своим открытием газовых взрывов, летящих с Марса на Землю. |
Лейтенант | Лейтенант 8-го гусарского полка встречает артиллериста и рассказчика по дороге в Уокинг. Ему трудно поверить в их рассказ о марсианах. |
Человек из Байфлита | Беженец из Байфлита рассказывает рассказчику, что Уокинг, брат рассказчика, был уничтожен марсианами. |
Мужчина в сине-белом пиджаке | Мужчина в сине-белом пиджаке спрашивает брата рассказчика, что тот думает о сообщениях из сельской местности, которые, кажется, противоречат тому, что они знали о неспособности марсиан выбраться из ямы. |
Мужчина в синей майке | Мужчина в синей футболке в Уэйбридже замечает приближающиеся марсианские треноги. |
Мужчина в вечернем костюме | Мужчина в вечернем костюме, окружённый толпой беженцев на оживлённом перекрёстке, разговаривает сам с собой. |
Человек , который телеграфирует в Париж | Человек узнаёт о гибели марсиан раньше рассказчика и успевает телеграфировать об этом в Париж. |
Мужчина с орхидеями | Старик не хочет оставлять свои ценные орхидеи, когда его призывают эвакуироваться. Рассказчик кричит ему о приближении смерти. |
Маркхэм | Маркхэм — редактор газеты, который рад найти фотографию Марса, чтобы использовать её в своей иллюстрированной газете. |
Мужчины у ворот | Двое мужчин у ворот больше ничего не знают о событиях в Хорселл-Коммон и не могут рассказать об этом рассказчику. |
Молочник | Молочник рассказчика сообщает ему о военных, окруживших цилиндр в Хорселл-Коммон. Он говорит, что они не собираются убивать марсиан, если этого можно избежать. |
Сосед по квартире брата рассказчика | Соседа брата рассказчика по комнате будят призывы эвакуироваться из города, и он спрашивает брата, что происходит. |
Двоюродные братья Рассказчика | Рассказчик оставляет заботу о своей жене и слуге на попечение своих кузенов в Лезерхеде. Они возвращаются с женой рассказчика в Уокинг, чтобы найти там рассказчика. |
Сосед рассказчика | Сосед рассказчика неодобрительно отзывается о внешности марсиан. |
Сосед рассказчика, который занимается садоводством | Сосед рассказчика, из его сада, рассказывает рассказчику о втором цилиндре, шутит о повреждениях и страховщиках и сожалеет о смерти Огилви. |
Слуга рассказчика | Слуга рассказчика и его жены сбегает из Уокинга вместе с ними. Рассказчик приносит из дома коробку, чтобы положить в повозку несколько вещей слуги. |
Жена рассказчика | Безымянная жена рассказчика служит для него главной мотивацией к выживанию. |
Люди в Лондоне | Безымянные люди в Лондоне приводят рассказчика к себе домой после того, как находят его бродящим без цели и рассудка. Они сообщают ему новости о Кожеголовом и пытаются убедить его не возвращаться в Уокинг. |
Полицейский | Полицейский будит брата рассказчика, предупреждая жителей о приближении марсиан. |
Скиапарелли | Скиапарелли — итальянский астроном XIX века, который записывал свои наблюдения за изменениями на поверхности Марса, но не понимал их значения. |
Сеннахириб | Сеннахирим — ассирийский царь, чья армия была уничтожена ангелом Божьим, когда он пытался вторгнуться в Иерусалим во времена царя Езекии. |
Владелец магазина | Владелец магазина стоит на цилиндре и падает в яму. Он не успевает сбежать, когда появляются марсиане, и погибает. |
Стент | Стент — королевский астроном, который возглавляет группу людей, пытающихся выкопать цилиндр. Позже он присоединяется к группе людей, которые подходят к марсианам с белым флагом, но их сжигает тепловой луч. |
Три вора | Группа из трёх воров пытается украсть лошадь и карету леди Эльфинстоун, но получает отпор от брата рассказчика и мисс Эльфинстоун. |
Женщина | Безымянная женщина кричит, предупреждая, что марсиане придут в ночь первого испытания теплового луча. |
Женщина у ворот | Женщина у ворот считает реакцию на события в холле «глупой» и говорит рассказчику, что она достаточно наслушалась о марсианах. |
Женщина рядом с рассказчиком в Уэйбридже | Женщина, стоящая рядом с рассказчиком в Уэйбридже, выражает уверенность в том, что солдаты остановят марсиан. |
Интересные факты
Роман Герберта Уэллса «Война миров» положил начало наследию научно-фантастических романов, в которых обсуждалась возможность вторжения инопланетян и которые сформировали в обществе страх перед инопланетной жизнью и интерес к ней.
Впервые опубликованный в 1897 году в журнале «Пирсонс Мэгэзин», роман описывает хаос, который наступает после того, как инопланетный вид вступает в контакт с человечеством, приземлившись на космическом корабле неподалёку от Суррея, Англия. К большому огорчению жителей Земли, инопланетяне не стремятся к дипломатии, а, напротив, втягивают людей в тотальную войну — тема, которая зловеще отразится в двух мировых войнах XX века.
«Война миров» была написана в то время, когда европейские державы — в частности, Великобритания — вторглись на обширные территории земного шара и колонизировали их. Роман можно рассматривать как размышление о разрушительных последствиях, которые передовые технологии могут иметь для устоявшегося общества. Уэллс показывает читателям Землю, совершенно не готовую к технологическим чудесам марсианских захватчиков и неспособную должным образом защитить себя. «Война миров» является одновременно захватывающим и новаторским научно-фантастическим романом, а также произведением о колониальных завоеваниях.
1. «Война миров» предсказала использование химического оружия в Первой мировой войне.
Хотя «Война миров» была написана почти за два десятилетия до начала Первой мировой войны, учёные отмечают точность, с которой Уэллс предсказал развитие оружейных технологий. «Чёрный дым», использовавшийся инопланетными захватчиками, стал реальностью во время Первой мировой войны, когда газовые атаки стали обычным делом. Часто во время боёв в окопах выпускали токсичные газы, которые наносили разрушительный ущерб. Точно так же, как «Чёрный дым» используется для массового уничтожения людей, химическое оружие Первой мировой войны могло уничтожать целые отряды солдат, вызывая мучительную смерть от остановки дыхания.
2. Уэллс жил недалеко от того места, где марсиане впервые высадились во время Войны миров.
Уэллс не стал искать подходящее место для посадки своих инопланетных захватчиков далеко от дома — он выбрал место рядом со своим домом. В то время, когда он писал, Уэллс жил в Уокинге, Англия, недалеко от песчаного карьера Хорселл-Коммон. Песчаный карьер, который много лет использовался как гравийный рудник, стал местом первого контакта с инопланетянами. Сегодня старый песчаный карьер больше не служит рудником; вместо этого он является местом паломничества поклонников Уэллса и научной фантастики.
3. Радиопостановка Орсона Уэллса 1938 года на самом деле не вызвала общенациональную панику.
«Война миров» стала особенно известной после премьеры драматической радиопостановки Орсона Уэллса 1938 года. Трансляция прославилась тем, что, согласно сообщениям, игра Уэллса была настолько правдоподобной, что вызвала массовую панику, заставив людей поверить, что инопланетяне действительно высадились на Земле.
Более поздние исследования показывают, что это не так. Программа Уэллса дебютировала в то время, когда радио стало основным источником информации, обогнав традиционные печатные СМИ, — и владельцы газет были этим недовольны. Историки предполагают, что газеты намеренно преувеличили масштабы «паники», чтобы дискредитировать радио как надёжный источник информации. На самом деле «хаос», вызванный трансляцией Уэллса, был едва заметен. Одним событием, которое действительно вызвало трансляцию, было замешательство группы местных жителей в Гроверс-Милл, штат Нью-Джерси, о котором упоминалось в программе. Небольшая группа перепуганных горожан обстреляла из пушек городскую водонапорную башню, которая, по их мнению, была превращена в марсианскую военную машину.
4. Марсианская «красная трава» является представителем инвазивных видов, завезённых в результате колонизации.
В «Войне миров» марсианские захватчики распространяют вид красной травы, которая быстро распространяется по всему земному шару, уничтожая целые экосистемы. На самом деле Уэллс вложил в описание этого растения много символизма, особенно его цвет, напоминающий традиционную красную униформу и пышность Британской империи. К тому моменту Британская империя колонизировала значительную часть территории Земли, часто непреднамеренно завозя такие виды, как лисы, кошки и крысы, в отдалённые районы, которые они заселяли. Неосторожное распространение марсианами инвазивного красного сорняка отражает появление инвазивных видов по всему миру благодаря европейским колонистам, что часто приводит к ужасным последствиям для местных видов и экосистем.
5. «Война миров» вдохновила одного из основоположников космических путешествий.
Инженер и физик Роберт Хатчингс Годдард (1882–1945) считается одним из основоположников космических путешествий. Работа Годдарда привела к созданию 214 патентов на компоненты ракет, которые позже были использованы для создания первого запущенного космического корабля. В детстве Годдард увлекался астрономией и возможностью космических путешествий. Он вспоминал, как забрался на дерево, чтобы посмотреть на звёзды, вскоре после прочтения «Войны миров». Именно в этот день он решил посвятить свою жизнь ракетостроению, вдохновлённый романом Уэллса.
6. «Война миров» основана на принципах дарвинизма.
В 1859 году — всего за несколько десятилетий до публикации «Войны миров» — Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение видов», текст, который заложил основу научной теории эволюции. Дарвин столкнулся с огромной критикой, поскольку его открытия противоречили устоявшейся библейской истории о сотворении мира. Уэллс был знаком с теорией Дарвина и применил своё понимание этой теории к инопланетным видам в «Войне миров». Обладая более развитым интеллектом и способностями к адаптации, чем человечество, этот новый вид уничтожает Землю в соответствии с принципом «выживает сильнейший». Уэллс также включил в рассказ представление о выживании наиболее приспособленных внутри вида. Он изображает своего главного героя как умного, способного человека, который явно выживает после нападения, поскольку может говорить о нём в прошедшем времени.
7. «Война миров» была написана из-за страха Великобритании перед вторжением.
В конце XIX века Британия расширила свою империю по всему миру. Несмотря на это господство, в стране также царила паранойя по поводу возможности вторжения, поскольку новые технологии, такие как бомбардировки с воздуха, открывали непредвиденные уязвимые места. Британцы опасались вторжения своих давних врагов, французов, а также немцев. Уэллс включил эту паранойю в «Войну миров», показав слабость, от которой не было реальной защиты, — технологически превосходящую расу пришельцев.
8. Иллюстратору Уэллса было трудно решить, как изобразить марсиан.
Уорвик Гобл проиллюстрировал первое издание «Войны миров», когда оно появилось в журнале «Пирсонс» в 1897 году. Описания Уэллсом внешнего вида марсиан были довольно расплывчатыми: он писал, что «настоящие марсиане были самыми необычными существами, каких только можно себе представить». Гобл по какой-то причине решил изобразить пришельцев как смесь краба и кальмара. Это придало им гротескный, чудовищный вид, как и предполагал Уэллс, но такой, который может показаться немного глупым современным читателям. Многие наброски Гобла были предназначены для того, чтобы предоставить больше возможностей воображению читателей, показывая только части тела марсианина.
9. Две неавторизованные версии «Войны миров» появились в Соединённых Штатах до официальной публикации.
В 1898 году «Война миров» дошла до американской аудитории необычным и незаконным способом. «Бостон Пост» и «Нью-Йорк Ивнинг Джорнал» опубликовали «Войну миров» в явное нарушение авторских прав. В обоих периодических изданиях действие романа было перенесено из Англии в Новую Англию, чтобы адаптировать сюжет для американской аудитории, а «Бостон Пост» даже зашла так далеко, что ошибочно указала автора как «Г. К. Уэллса». Уэллс отреагировал на несанкционированные издания следующим образом:
Эта адаптация является серьёзным нарушением моих авторских прав и была сделана без моего участия или согласия. Я вынужден самым решительным образом протестовать против такого обращения с моим произведением, чтобы оно соответствовало требованиям местной географии.
10. На написание «Войны миров» Уэллса вдохновили ошибочные теории о наличии воды на Марсе.
Уэллс был вдохновлён ложными теориями, утверждавшими, что на поверхности Марса есть вода. В 1877 году астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли составил карту поверхности планеты, отметив ряд сухих каналов, которые он назвал «канналями». Хотя «канналя» в переводе с итальянского означает «каналы», этот термин часто ошибочно переводили как «канал», подразумевая наличие воды. Хотя Скиапарелли не считал, что по этим каналам течёт вода, из-за неправильного перевода другой астроном, Персиваль Лоуэлл, ошибочно нанёс на карту ряд заполненных водой каналов на поверхности Марса. На Уэллса повлияли карты Лоуэлла, что привело к распространению ложной информации о том, что Марс пригоден для жизни из-за наличия воды.