Всё лето в один день (Рэй Брэдбери) • рассказ
краткая информация
История создания
«Всё лето в один день» — научно-фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери. Впервые опубликован в марте 1954 года для журнала Fantasy & Science Fiction.
Рассказ «Все лето в один день» создан Рэем Брэдбери в эпоху, когда люди верили, что Венера похожа на джунгли и на ней много воды. Данные о размере планеты и радиусе её орбиты давали повод считать, что ситуация на Венере напоминает земную, потому что эти планеты очень схожи. Но развитие этих планет пошло разными путями — Земля стала колыбелью человечества, а Венера превратилась в огненный ад. Но данные о «безжалостной термической среде» на Венере были получены только в 1970-х годах, когда на поверхность этой планеты сели космические зонды.
О названии
«Все лето в один день» относится к редкому событию на Венере, когда дождь прекращается и светит солнце, давая детям возможность поиграть на улице. Хотя название звучит тепло и причудливо, сама история рассказывает о краткости этой возможности и жестокости, которая может родиться из зависти.
Жанр произведения
Рассказ
Символы
Солнце
Солнце в романе Рэя Брэдбери «Все лето в один день» олицетворяет жизнь такой, какой она должна быть, связанной с естественным теплом и питанием, как физическим, так и эмоциональным. Солнце светит на Венере всего несколько часов каждые семь лет, и люди, которые пришли колонизировать планету, живут под землей, защищенные от ежедневных проливных дождей. Таким образом, дети не имеют никакой связи с природой, и то, что они знают о солнце по собственному опыту, приходит в искусственной форме «солнечных ламп».
Марго, которая уже видела солнце и может только вспомнить этот опыт, увядает. Брэдбери использует такие эпитеты, как хрупкая, «вылинявшая», » старая поблекшая фотография», чтобы описать её внешний вид, который является результатом отсутствия солнца. Его описание сравнивает девочку с нарисованным им пейзажем Венеры — пышными джунглями в цветах «каучука и пепла», «камней и белого сыра», «чернил» и «луны». И пейзаж, и Марго выглядят унылыми и «нездоровыми» из-за недостатка солнца. Эмоционально Марго замкнута и подавлена. Это вызвано сочетанием потери солнца Марго и негодования её одноклассников на неё за то, что у неё остались воспоминания о том, как она видела солнце. Её болезнь зашла так далеко, что она не может выносить шум дождя.
Остальным детям всего девять лет, и у них нет воспоминаний о том, как они видели солнце, когда оно появилось семь лет назад. В отсутствие солнца они стали жестокими и несчастными. Читатель не осознает, какое влияние это оказало на детей, пока рассказчик не опишет чувства, которые испытывают дети, увидев солнце. Они как будто «освобождаются от чар», когда выбегают за дверь. Они смеются, гуляют, бегают и играют, как дикие животные. Такое беззаботное поведение является признаком того, что дети ожили. В тот момент, когда солнце исчезает, ими овладевает печаль. Одна девочка плачет. Теперь они идут, а не бегут, обратно в дом-подвал, «руки их вяло повисли» и их «улыбки исчезают». Опыт, когда они увидели солнце, а затем потеряли его, просветил их — теперь они понимают всю тяжесть того, что сделали с Марго, заперев её в чулане, и преисполнены сожаления. Воздействие солнца на пейзаж, Марго и детей символизирует силу природы — солнечный свет согревает, обновляет и дарит жизнь.
Сорняки и чрезмерный рост
В рассказе часто упоминаются сорняки и другие растения, вышедшие из-под контроля. Одно из самых ранних описаний детей показывает их прижатыми друг к другу, «точно цветы и сорные травы в саду, все вперемешку»,, выглядывающих , «где там запрятано солнце? «. Рассказчик описывает пейзаж Венеры как огромные джунгли, которые «росли и никогда не переставали расти «бурно, непрестанно, прямо на глазах». Он называет это «стаей осьминогов», у которых «к небу пучками тянулись гигантские щупальца мясистых ветвей, раскачивались, мгновенно покрывались цветами — ведь весна здесь такая короткая». Тем не менее, цвет джунглей напоминает «резину и пепел», тусклый и серый из-за «многих лет без солнца».
Растениям нужен солнечный свет. В случае с Марго она совершенно не может процветать без солнца, и как дети Венеры, так и её родные джунгли растут странными и уродливыми из-за его отсутствия. Дождь создал пышный пейзаж, но отсутствие солнца сделало его неприветливым и неконтролируемым. Предполагается, что дети, которых «собирают, как сорняки», стали такими же уродливыми и неуправляемыми, как растения. Сорняки служат символом коллективного жестокого поведения детей и неприветливого пейзажа Венеры.
Основная идея
В этом рассказе содержится четкий дидактический посыл: когда мы плохо относимся к кому-то, даже если предполагаем, что жестокость будет незначительной, это может иметь для жертвы серьезные последствия, далеко выходящие за рамки того, что мы намеревались сделать.
Темы
Жестокость, вызванная ревностью
Центральный конфликт романа Рэя Брэдбери «Все лето в один день» — травля детьми девочки Марго. Марго отличается от других детей тем, что у нее сохранились воспоминания о том, как она видела солнце на Земле. Последний раз, когда солнце светило на Венере, дети были слишком малы, чтобы помнить.
Марго описывает солнце как «медяк» и «огонь в очаге», а дети демонстрируют свое негодование, отказываясь ей верить. Все, что знают дети, — это темнота и дождь, и можно было бы подумать, что, не зная ничего другого, они бы смирились с этим. Однако предвкушение и волнение детей по поводу предстоящих нескольких солнечных часов наводят на мысль, что они чувствуют себя обделенными впечатлениями и жаждут увидеть солнце. Это чувство обделенности и тоски заставляет детей набрасываться на Марго. Они завидуют её опыту, и эта ревность выливается в их жестокие действия по отношению к ней.
В ответ на их жестокость и ревность Марго отделяется от группы, и пока они ждут последние минуты перед тем, как прекратится дождь и выглянет солнце, дети насмехаются над Марго. Они говорят ей, что ученые пошутили, когда сказали, что появится солнце. Травля перерастает в то, что дети запихивают Марго в шкаф и запирают её там, их ревность заставляет их не останавливаться ни перед чем, чтобы лишить свою одноклассницу опыта, которого они сами были так долго лишены.
В жестокости детей есть что-то вроде порочной невинности. Они недостаточно взрослые, чтобы понимать серьезность того, что они делают, но их действия тяжело сказываются после того, как солнце взошло и зашло. Они наслаждаются великолепием солнца, а затем оно исчезает; теперь они понимают, что она пыталась им сказать, и печаль её положения. Они осознают чудовищность того, что сделали с ней, так, как не были способны раньше. Их зрелость приходит для Марго слишком поздно, но все дети повзрослели благодаря их опыту.
Неестественные состояния
Марго представляет собой самый яркий пример неспособности процветать вне своего естественного состояния. Рассказчик описывает её как «слабенькую», «казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем», и описывает ее как «старую поблекшую фотография, которую вынули из забытого альбома». Девочка «все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».
Зацикленность на солнце, отсутствие его лучей превратило Марго в несчастного ребенка, который физически истощен и не может завести друзей или присоединиться к группе. Брэдбери описывает Марго как нездорово бледную, и, по слухам, её родители заплатят много денег, чтобы на следующий год отвезти свою дочь назад на Землю.
Растительность планеты Венера также описывается в бледных и нездоровых выражениях. Рассказчик описывает пейзаж как «цвет резины и пепла, эти джунгли, из-за многих лет без солнца». Он использует такие описания, как «цвет камней, белых сыров и чернил», и предполагает, что пейзаж похож на луну. Отсутствие цвета в пейзаже совпадает с «блеклым» описанием Марго — дождь смыл синеву с её глаз, а также цвет с губ и золотистых волос.
Дети Венеры также искажены окружающей средой. Рассказчик описывает дождь как разрушающий их мечты о тепле и комфорте, и подразумевает, что их жестокость, по крайней мере частично, проистекает из того факта, что они не помнят солнца. Они не проявляют игривости или счастья, пока идет дождь. Однако, как только их выпускают на солнце, они «освобождаются от своих чар» и с удовольствием играют все время, которое у них есть. Когда солнце снова зашло, они снова погрузились в печаль — еще большую, чем раньше, потому что теперь они понимают, чего им не хватало. Это понимание дает им понимание, необходимое для установления связи с Марго — связи, которая приходит слишком поздно.
Предвкушение
История начинается с того, что дети спрашивают друг друга, готовы ли они к чему-то, что скоро произойдет. Краткое солнечное сияние занимает всего несколько абзацев истории, но напряжение этого момента накапливается еще некоторое время. Учитель готовил детей к событию, предлагая разные задания, и мероприятие вызвало много разговоров. Из всех детей Марго испытывает самое глубокое предвкушение, поскольку она уже видела солнце раньше и помнит его. Это слабость Марго, за которую ухватились другие дети.
Также присутствует трепетное ожидание возвращения дождя, которого достаточно, чтобы первая его капля «заморозила» детей и вызвала вопль у девочки, поймавшей каплю. Окружающие взрослые подчеркивают кратковременность солнечного сияния, а дети проводят некоторое время, пытаясь осознать масштабность возвращения дождя — что это значит и чего им стоит ожидать в будущем.
Персонажи
Марго | Марго девять лет, и она прилетела на Венеру с Земли, когда ей было четыре. Она бледна и подавлена, потому что скучает по солнечному свету, который она помнит на Земле. |
Дети | В истории дети из класса Марго рассматриваются как единый персонаж. Они представляют собой толпу, которая запугивает Марго до тех пор, пока не смогут понять её печаль из-за потери солнца. |
Учительница | Учительница Марго отсутствовала достаточно долго, чтобы дети успели запереть Марго в шкафу. Она подогревает у детей предвкушение солнечного света и предупреждает их, что мероприятие будет кратким. |
Уильям | Уильям — главарь детей, издевающихся над Марго. |