Хоббит, или Туда и Обратно (Джон Роналд Руэл Толкин) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1937 | Форма произведения: роман | Жанр: фантастический | Главные герои: Бильбо Бэггинс Второстепенные герои: Гэндальф, Торин Дубощит, Смауг, Элронд, Голлум, Балин, Бард, Белладонна, Бэггинс, Беорн, Бифур, Бофур, Бомбур, Дейн, Дори, Двалин, Эльфийский король, Фили, Глоин, Великий Гоблин, Кили, Хозяин Озерного города, Нори, Старый Дрозд, Оин, Ори, Роак, Трор Темы: верность и предательство, жадность, семья

История создания

Действие «Хоббита» происходит в Средиземье, и это фэнтези, на которое сильно повлияла любовь британского писателя, лингвиста Дж. Р. Р. Толкина (3 января 1892 — 2 сентября 1973) к древнеанглийскому языку, а также к истории и культуре древних англичан, англосаксов и других народов, населявших сельскую местность, в которой он вырос.

Элементы скандинавской мифологии и древнеанглийских традиций и культуры также можно найти в сказках Толкина. Имена гномов, некоторые названия мест и имя Ворона, Роак, встречаются в древнескандинавских сагах. Многие элементы, такие как именованные мечи и встречи со Смаугом, отражают детали, найденные в Беовульфе, рассказе, которым восхищался Толкин.

Увлечение Толкина языками, в том числе финским, валлийским и восточно-германскими, также сыграло ключевую роль в создании «Хоббита» и его трилогии «Властелин колец». Действительно, он создал несколько языков для Средиземья — эльфийский, гномий, энтийский и чёрный — путём объединения своих любимых частей реальных языков. Как однажды написал Толкин, «изобретение языков — это основа. «Истории» были созданы скорее для того, чтобы создать мир для языков, а не наоборот.

Толкина особенно впечатлила эпическая поэма XIX века, основанная на финской мифологии и фольклоре, под названием «Калевала» Элиаса Лённрота. В центре сюжета эпоса — волшебный артефакт под названием Сампо, который наделяет своего владельца удачей и сверхъестественными способностями. Толкин был настолько впечатлён этой историей, что начал писать собственную рукопись, основанную на образе одного из персонажей — Куллерво, сироты, который хочет отомстить своему дяде за убийство отца. (Шекспир также черпал вдохновение в истории Куллерво, когда писал «Гамлета».)

О своей рукописи Толкин сказал: «Зародышем моей попытки написать собственные легенды на моих родных языках была трагическая история несчастного Куллерво из финской «Калевалы».

Хотя Толкин так и не закончил свою историю, она стала «структурой вымышленного мира Толкина» и вдохновила на создание элементов, которые можно увидеть в трилогиях «Хоббит» и «Властелин колец»: могущественные магические предметы, сироты, отправляющиеся в путешествия, чтобы исполнить своё предназначение, и, казалось бы, пессимистичный взгляд на мир, присущий ключевым персонажам. И, как и Куллерво, который встретил свой роковой конец, бросившись на меч, Толкин использует персонажей «Хоббита» и «Властелина колец» для критики тех, кто жаждет богатства и мести.

Учитывая, что в «Хоббите» затрагиваются взрослые темы, некоторых читателей может удивить, что Толкин написал эту книгу как детскую историю для своих сыновей. Однако Толкин также подчёркивает важность порядочности и преданности — и то, что в конце концов добро всегда побеждает зло.

О названии

«Хоббит» отсылает к главному герою, Бильбо Бэггинсу. Подзаголовок «Туда и обратно» — это название вымышленных мемуаров Бильбо.

Жанр произведения

Роман. Фантазия.

Символы

Потайная Нора

Дом Бильбо в Шире описывается как идеально чистый, уютный и гостеприимный. Это его место покоя — место, которое он с трудом покидает в начале романа, часто вспоминает в пути и с радостью возвращается в конце своего приключения. Он думает о доме в первую очередь, когда устаёт или беспокоится, что говорит о том, что даже воспоминания о доме успокаивают его. Хотя в романе ценятся приключения и отвага, этот символ напоминает о том, что приключения заманчивы только в том случае, если у вас есть безопасное место, куда можно вернуться.

Мечи

Мечи — Оркрист и Гламдринг — являются классическими символами героизма. На протяжении всей истории литературы герои часто сражались не менее запоминающимися (и названными) мечами, например, Экскалибуром короля Артура. В «Хоббите» мечи сильны не только своими клинками, но и своими названиями. Когда Бильбо даёт своему мечу имя, это становится первым шагом на пути от наивного хоббита к литературному герою.

Кольцо

Кольцо Голлума символизирует власть. С помощью кольца невозможное становится возможным. Голлум, отчаявшееся, одинокое существо, считает кольцо своей самой ценной вещью. Когда он теряет его, он теряет и ту малость власти, которая у него осталась (убивать гоблинов и других существ), и становится ещё более жалким, чем прежде. Он настолько жалок, что Бильбо даже решает не убивать его. Обладая кольцом, Бильбо становится храбрым, отважным и победоносным — три характеристики могущественного литературного героя.

Аркенстоун

Аркенстоун символизирует ушедшую эпоху мира — время, когда предки Торина были едины с природой, а обитатели Средиземья жили в гармонии. Торин отчаянно пытается сохранить Аркенстоун (и остальные свои сокровища), отказываясь делиться ими с кем-либо. Торина хоронят вместе с Аркенстоуном, что символизирует его возвращение к своему народу, а также утрату мира в Средиземье — символическое предзнаменование грядущей приключенческой трилогии.

Тьма и Свет

В этой классической истории о борьбе добра со злом тьма и свет символизируют зло и добро. Гэндальф, символ добра, описывается как человек с «длинными белыми волосами… развевающейся серебряной бородой… [и] густыми белоснежными бровями». Это контрастирует с мрачными, грязными и унылыми описаниями Голлума, гоблинов и Смауга, которые живут во тьме.

В самом начале романа Бильбо просит «немного» света, что символизирует его честность, нравственность и некоторую наивность. Однако гномы, жадные и эгоистичные, игнорируют его просьбу. Они предпочитают «темноту для темных дел», то есть не хотят, чтобы их видели за злодеяниями, и поэтому совершают их скрытно и часто в темноте.

Основная идея

Хоббит» — это не только приключенческая история, но и рассказ о росте личности и поиске своего места в мире.

Основная идея романа Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» заключается в путешествии и внутренней трансформации персонажа, а также в преодолении страха и личных ограничений.

Художественное своеобразие

1. Язык и стиль
Роман «Хоббит» написан в легком, почти детском стиле, что делает его доступным для широкой аудитории, включая детей. Однако при этом Толкин использует богатый и образный язык, который не лишен глубины. Лексика и синтаксис часто напоминают традиционные английские сказания, что придает произведению атмосферу древности и мифичности.

В то же время, Толкин мастерски использует элементы юмора и иронии, что делает повествование легким и живым. Это особенно заметно в сценах с участием хоббитов и других персонажей, которые, несмотря на свою смелость, часто сохраняют свою склонность к комфортной жизни и стремление избегать опасностей.

2. Мифологические и фольклорные мотивы
Толкин, как лингвист и мифолог, был глубоко знаком с европейским фольклором, и это отразилось в создании мира «Хоббита». В его произведении можно увидеть отголоски мифов, народных преданий и эпосов, таких как Беовульф, скандинавские саги и кельтские легенды.

Мифология Средиземья: В романе присутствует множество мифологических фигур, таких как драконы, тролли, эльфы, орки и гномы. Все эти существа имеют свои характерные особенности и часто следуют известным архетипам мифологии.
Герой-путешественник: Бильбо, как и многие герои древних сказаний, отправляется в путешествие, которое становится не только физическим, но и духовным испытанием. Его трансформация — от обычного хоббита до решительного и мудрого героя — является классическим элементом мифологического путешествия.
3. Структура романа
Структурно «Хоббит» представляет собой классическую приключенческую историю, но с множеством отступлений, характерных для фэнтези.

Одна из ключевых черт произведения — это многочисленные и разнообразные эпизоды, которые включают встречи с магическими существами, испытания, драки и победы. В то же время Толкин мастерски чередует напряженные моменты с более легкими и комичными сценами, создавая баланс между драмой и юмором.

4. Фантазийный мир Средиземья
Роман «Хоббит» является не только приключенческой историей, но и основой для создания целого вымышленного мира — Средиземья. В нем Толкин развивает богатую мифологию, географию, историю и языки, которые позже станут основой для более сложных произведений, таких как «Властелин колец».

Мифическое пространство: Средиземье — это мир, где реальность переплетается с мифами, а магия, чудеса и опасности являются частью повседневной жизни.
Географическое разнообразие: Роман охватывает различные ландшафты, от мирных хоббитских холмов до опасных лесов, гор и пещер, создавая ощущение обширности и многослойности мира.
5. Персонажи и их характеры
Персонажи в «Хоббите» ярко выражены и полны контрастов. Это делает их интересными и запоминающимися. Например, Бильбо Бэггинс — хоббит, стремящийся к уединенной и спокойной жизни, но в ходе путешествия он переживает настоящую метаморфозу, открывая в себе качества, о которых раньше не подозревал. Его внутренний рост и способность принимать решения в самых сложных ситуациях становятся важной темой книги.

Гномы, эльфы, драконы и другие существа, с которыми встречаются герои, также изображены с характерной для Толкина детализацией. Они обладают своей культурой, традициями, амбициями, что делает их более многомерными и живыми.

6. Темы и мораль
Художественное своеобразие «Хоббита» также проявляется через темы, которые Толкин затрагивает в произведении. Одной из ключевых тем является преодоление страха и внутренней слабости. Бильбо из скромного и боязливого хоббита превращается в решительного героя, способного справиться с опасностями, проявить лидерские качества и даже сразиться с чудовищем.

Кроме того, в романе поднимаются важные философские и моральные вопросы:

Жадность и последствия жадности: Образ дракона Смога, который охраняет несметные богатства, служит ярким примером разрушительной силы жадности.
Дружба и верность: Взаимоотношения героев, особенно гномов и Бильбо, демонстрируют важность товарищества и поддержания дружбы в трудные моменты.
7. Роль сказки и волшебства
«Хоббит» включает в себя элементы классической сказки, что отражается в волшебных объектах (например, кольцо, которое Бильбо находит в пещере), волшебных существах (гномы, эльфы, драконы), а также в магии как естественной части мира. Однако Толкин не создает мир, где магия всё решает. Существа и люди сталкиваются с настоящими проблемами, и волшебство часто служит лишь средством для достижения цели, а не решением всех проблем.

8. Аллегория и символизм
Хотя Толкин отвергал аллегорическое прочтение своего произведения, в «Хоббите» можно увидеть скрытые символы и метафоры, которые раскрывают более глубокие аспекты человеческой природы и жизни в целом. Например, кольцо, которое становится центральным элементом всей саги, символизирует власть, искушение и опасности, связанные с желаниями.

Темы

Путешествие героя

На протяжении всего романа Бильбо Бэггинс путешествует в поисках себя, открывая в себе неизвестные таланты, чтобы преодолеть опасности на своём пути. «Хоббит» — это приключенческая история, которая воплощает в себе классический сюжет о путешествии героя, впервые описанный автором Джозефом Кэмпбеллом в 1949 году. Путешествие героя — это литературный шаблон из 12 этапов, на которых персонаж превращается из обычного человека в героя. В традиционном шаблоне герой начинает с обычной жизни в обычном месте — например, в Шире — месте, которое он оставит позади в своём путешествии. Персонажу даётся призыв к действию или причина покинуть вышеупомянутый дом (например, чтобы помочь вернуть сокровища у Смауга). По пути герой встречает наставника (Гэндальфа) и проходит испытания, устроенные врагами.

Для Бильбо путешествие начинается с полного доверия к Гэндальфу и желания остаться с командой (гномами) ради безопасности и поддержки. Однако в каждой битве он учится самостоятельности и отваге и в конце концов меняется настолько, что может спасти гномов. В кульминационный момент путешествия герой должен столкнуться с задачей, то есть герой должен столкнуться с причиной, побудившей его к действию. В «Хоббите» Бильбо должен сразиться с драконом, копящим золото, и в конечном итоге выйти победителем. Hзатем эро получает награду (сокровище), отправляется домой и на последнем этапе понимает, что жизнь уже никогда не будет прежней.

Жадность

Жадность — центральная тема в «Хоббите». Почти каждый персонаж демонстрирует жадность — в том числе Бильбо, когда он хранит Аркенстоун и кольцо. Торин Дубощит демонстрирует жадность хуже всех. Перед ним лежит огромное сокровище, настолько огромное, что он не смог бы потратить его и за 100 жизней, но он всё равно хочет оставить его себе. Он даже готов пойти на войну или умереть от голода, лишь бы сохранить золото для себя. Король эльфов жадно хочет укрепить свою репутацию и пополнить и без того внушительную сокровищницу. Мастер из Озёрного города исключительно жаден, вплоть до того, что пытается украсть сокровища у своего народа, которому они нужны, чтобы отстроить свои дома и наладить жизнь. Даже простые хоббиты жадны. Они продают мебель Бильбо и хотят заполучить его дом.

Верность

Бильбо Бэггинс — воплощение преданности. Он остаётся с гномами, хотя они продолжают относиться к нему с неуважением и критиковать его. Он верен им до конца, даже когда это едва не стоило ему жизни.

Гномы тоже проявляют преданность, хотя иногда их мотивация может быть связана с жадностью, но они несколько раз спасают Бильбо в начале истории. Беорн демонстрирует большую преданность, когда приходит на помощь гномам, людям и эльфам в Битве пяти воинств. Точно так же орлы демонстрируют свою преданность Гэндальфу и спасают группу не один, а два раза. Лояльность имела огромное значение во времена англосаксов, и Толкин, несомненно, находился под влиянием своей любви к древнеанглийским сказкам.

Семейное наследие

Влияние предыдущих поколений на их нынешних потомков проявляется в этом романе несколькими способами. Торин Дубощит начинает поиски гномов, потому что он потомок Королевства Под Горой и хочет восстановить это королевство. Бильбо находится под влиянием двух факторов: во-первых, он часто разрывается между своей авантюрной натурой и более осторожным инстинктом Бэггинса. Кроме того, в нескольких ключевых моментах романа он вспоминает мудрый совет своего отца, который приводит его к успеху. Бард, тоже использует своё наследие, чтобы претендовать на часть сокровищ, и использует свои связи для восстановления Озерного города.

Удача и Предначертание

Удача и предначертание постоянно присутствуют в «Хоббите». Неясно, удача или божественное вмешательство действуют в каждой главе. Бильбо посчастливилось найти меч, который загорается, когда поблизости находятся гоблины; ему посчастливилось найти кольцо невидимости; ему посчастливилось быть достаточно близко к серому камню, чтобы услышать пение дрозда, вспомнить ключ от потайного хода в логово дракона; ему посчастливилось найти Аркенстоун — но удача ли это, или это судьба? Как бы то ни было, Толкин включает эту идею почти в каждую главу, и независимо от того, идет ли речь о том, что каждому нужно немного везения или что каждый должен следовать своему предназначению, в конце концов все получится.

Характеристики видов

Население Средиземья
Дж. Р. Р. Толкин населил Средиземье множеством разнообразных существ. У каждого вида существ есть свой набор характеристик и способностей.

Хоббиты

  • в два раза ниже человеческого роста
  • большие пушистые лапы
  • магических способностей практически нет
  • хорошее чувство направления
  • быстро восстанавливаются после травм
  • умеют красться, не производя шума
  • любят комфорт и нормальность
  • удобное подземелье

Гномы

  • выше хоббитов и коренастее
  • представители обоих полов отращивают бороды
  • может произносить заклинания и добывать огонь
  • чрезвычайно сильные
  • поют и играют на музыкальных инструментах
  • преданные и свирепые
  • ревнуют —тоже ноют и жалуются
  • шахтеры и кузнецы

Тролли

  • гигантского роста
  • некоторые двуглавые
  • едят людей, гномов и хоббитов
  • недалекие
  • любят драться
  • живут под землей; выходят на поверхность ночью
  • превращаются в камень, если находятся над землей при дневном свете

Высшие Эльфы

  • высокие, как люди
  • обладают магическими способностями
  • обладают даром пророчества
  • добрыей, спокойные
  • воины

Лесные Эльфы

  • высокие, как человек
  • обладают магическими способностями
  • едины с природой
  • подозрительные, настороженные по отношению к незнакомцам
  • радостные
  • любят вино

Гоблины

  • разный рост — от хоббитского до человеческого
  • создают жестокое оружие; любят пытки
  • злые
  • шахтеры и кузнецы

Птицы

  • полезные
  • мудрые
  • красноречивые
  • потенциальные друзья эльфов и гномов
  • посланники

 

Персонажи

Персонажи Описание
Бильбо Бэггинс Бильбо Бэггинс — отважный хоббит и главный герой истории, чьи лидерские качества и храбрость развиваются на протяжении всего романа. 
Гэндальф Гэндальф — мудрый волшебник, который выбирает Бильбо, чтобы тот помог вернуть украденные сокровища у Смауга.
Торин Дубощит Торин Дубощит — жадный предводитель гномов, который принимает титул Короля Под Горой и возглавляет гномов в Битве Пяти Воинств. 
Смауг Смауг — дракон, охраняющий сокровища, который правит Одинокой горой.
Элронд Элронд — правитель эльфов и хозяин Ривенделла.
Голлум Голлум — это склизкое, сморщенное существо, которое живёт во тьме и охраняет своё волшебное кольцо невидимости.
Балин Балин — единственный гном, который предлагает Бильбо дружбу.
Бард Бард — человек и благородный лучник, который убивает Смауга.
Белладонна Бэггинс Белладонна — покойная мать Бильбо, от которой он унаследовал храбрость и любовь к приключениям.
Беорн Беорн — оборотень, который помогает Бильбо и гномам в их путешествии в Мглистые горы.
Бифур Бифур — один из гномов в отряде Бильбо; он и Бофур едва не попадают в лапы Смауга, когда дракон вырывается из Одинокой горы.
Бофур Бофур — один из гномов в отряде Бильбо; он и Бифур едва не попадают в лапы Смауга, когда дракон вырывается из Одинокой горы.
Бомбур Бомбур — самый тяжёлый из гномов; когда гномов захватывают гигантские пауки, Бильбо использует свой меч, чтобы спасти Бомбура и остальных.
Дейн Дейн — предводитель гномов, который после смерти Торина становится благородным и великодушным королём.
Дори Один из гномов в отряде, Дори, пытается помочь Бильбо сбежать из Туманных гор, посадив его к себе на спину. К сожалению, Бильбо падает и остаётся позади.
Двалин Двалин, один из гномов, отправившихся на поиски, — родственник Торина и младший брат Балина. Он первым прибывает в Бэг-Энд в начале приключения.
Эльфийский король Король эльфов — правитель эльфов, который объединяется с гномами, несмотря на то, что не претендует на сокровища.
Фили Фили — один из гномов, отправившихся в поход. Он племянник Торина и брат Кили. Братья находят пещеру, в которой гоблины держат гномов в плену. Братья погибают в Битве пяти воинств.
Глоин Глоин — один из гномов, отправившихся в поход. Он брат Оина и двоюродный брат Балина и Двалина. Поначалу он не доверяет Бильбо, думая, что хоббит «больше похож на бакалейщика, чем на взломщика». Он выживает в Битве Пяти Воинств.
Великий Гоблин Великий Гоблин — злой, слишком крупный правитель гоблинов.
Кили Кили — один из гномов, отправившихся на поиски, племянник Торина и брат Фили. Братья находят пещеру, в которой гоблины держат гномов в плену. Братья погибают в Битве пяти воинств.
Хозяин Озерного города Хозяин Озёрного города — человек, который управляет городом и планирует его восстановление после того, как Смауг разрушил его. Когда его жадность к сокровищам губит его, его заменяет Бард-лучник.
Нори Нори — один из гномов, участвующих в походе, и дальний родственник Торина. Он выживает в Битве пяти воинств.
Старый Дрозд Старый Дрозд — это птица, которая подслушивает, как Бильбо рассказывает о слабом месте Смауга, и передаёт эту информацию Барду, что позволяет лучнику убить Смауга.
Оин Оин — один из гномов, участвующих в походе. Он брат Глоина и двоюродный брат Балина и Двалина. Он и его брат — костровые в отряде; они также дают факелы, чтобы исследовать логово Смауга.
Ори Ори — один из гномов, участвующих в походе, и дальний родственник Торина. Он выживает в Битве пяти воинств.
Роак Роак — вожак воронов на Одинокой горе; он предупреждает Торина о том, что Смауг убит.
Трор Трор — дедушка Торина, и именно он создал карту, по которой группа ищет сокровища.

Интересные факты

С момента публикации в 1937 году роман Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» очаровал как юных, так и взрослых читателей. Первоначальный тираж составил скромные 1500 экземпляров, но с тех пор было продано более 100 миллионов экземпляров, что сделало его одним из самых продаваемых романов всех времён.

Будучи знатоком древнеанглийского и среднеанглийского языков, Толкин вдохновлялся раннегерманской литературой, мифологией и поэзией. В «Хоббите» он объединил черты древних героических эпосов с сельской Англией, которую так хорошо знал. Первые отзывы о «Хоббите» были в подавляющем большинстве положительными, а поэт У. Х. Оден назвал его «одним из лучших детских рассказов этого века».

Его очарование не ослабевает. «Хоббит» никогда не выходил из печати и бесчисленное количество раз адаптировался для сцены, экрана, радио, комиксов и видеоигр.

1. Толкин начал описывать Средиземье за 20 лет до написания «Хоббита».
Будучи знатоком германских и скандинавских языков и религий, Толкин начал создавать обширную мифологию, которая повлияла на «Хоббита» за несколько десятилетий до его публикации. История Средиземья началась со сборника рассказов под названием «Книга утраченных сказаний» (1916–1920). Гномы впервые появились в этом раннем сборнике.

2. Толкин вдохновился на написание «Хоббита», когда проверял экзамены.
Толкин был профессором в Оксфорде, когда к нему пришло вдохновение написать «Хоббита». Он оценивал экзамены и заметил, что один студент оставил страницу пустой. По неизвестным причинам Толкин вдруг решил написать там строчку: «В норе на земле жил-был хоббит». Толкин должен был выяснить, кто такой хоббит и почему он живёт в норе, и вскоре появился «Хоббит».

3. Отзыв 10-летнего мальчика помог «Хоббиту» выйти в свет.
Полагая, что дети лучше всех разбираются в детских книгах, издатель Стэнли Анвин заплатил своему 10-летнему сыну Рейнеру один шиллинг за написание рецензии на книгу. Его отзыв был очень положительным: «Это хорошо и должно понравиться всем детям в возрасте от 5 до 9 лет». Райнер пошел по стопам своего отца и был издателем многих более поздних произведений Толкина.

4. Толкин популяризировал написание слова «гномы» во множественном числе.
Он очень интересно поясняет, как пишется слово «гномы» во множественном числе: dwarves. В современном английском языке во множественном числе было бы «-fs». Толкин же написал через «-ves», как wolves («волки»), и сказал:

«…пусть современная норма относится к этому слову как к давно перешедшему в сферу мифологии: гномов не существует, это некоторая ушедшая в прошлое реальность, в том числе языковая, — я же отношусь к гномам как к живым сущностям, которые описываются работающими по законам английского языка формами».»

5. Толкин нарисовал более 100 иллюстраций для рукописи.
Он был таким же плодовитым художником, как и писателем, хотя большинство его иллюстраций не вошли в книгу. Наконец, в 2012 году его полное собрание иллюстраций к «Хоббиту» было впервые опубликовано в «Искусстве «Хоббита».

6. «Хоббит» находился под сильным влиянием «Беовульфа».
Толкин назвал эпическую поэму древнеанглийской литературы «одним из [своих] самых ценных источников». Читатели заметили много сходств между «Хоббитом» и «Беовульфом», в том числе в изображении драконов и описании логова, в которое можно попасть через потайной ход.

7. Толкин был возмущён некоторыми переводами «Хоббита».
Шведский переводчик, например, изменил название «Хоббиты» на «Хомпен», что Толкин ненавидел. Он написал:

«Я не потерплю никаких подобных изменений в личной номенклатуре. И в названии/слове «Хоббит». У меня больше не будет «Хомпена» (в котором со мной не посоветовались), ни «Хоббеля», ни чего-либо подобного».»

8. На образ гномов могла повлиять история еврейского народа.
По словам Джона Рейтлиффа, автора двухтомной истории «Хоббита», на Толкина при создании гномов повлияла еврейская история и древнееврейские тексты. И гномы, и евреи были изгнаны со своих древних земель. Кроме того, гномы говорят между собой на языке, на который повлиял иврит.

9. Толкин переработал «Хоббита» после публикации «Властелина колец».
Довольный успехом «Хоббита», издатель Толкина попросил его написать продолжение. Толкин начал работу над «Новым Хоббитом», который впоследствии стал «Властелином колец». Чтобы привести его в соответствие с сюжетом «Властелина колец», Толкин внёс несколько изменений в «Хоббита» в более поздних изданиях, в том числе существенные изменения в образ Голлума и концепцию кольца.

10. Толкин был близким другом другого автора фэнтези, К. С. Льюиса.
Льюис, создатель «Хроник Нарнии», соглашался с Толкином в том, что мифы и легенды важны для повествования. Оба автора использовали жанр фэнтези, привлекательный для широкой аудитории, в том числе для детей и взрослых, как способ донести христианское послание о добре и зле до людей, которые в противном случае могли бы его отвергнуть.

Текст: Светлана Никонова, 34 👀