Хорошо быть тихоней (Стивен Чбоски) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1999 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: вторая половина XX века | Возраст: подростки | Время чтения: 6-10 часов | Главные герои: Чарли, Сэм, Патрик, Мэри Элизабет, Брэд Второстепенные герои: Тетя Хелен, Билл, Девушка Билла, Отец Брэда, Брат Чарли, Отец Чарли, Мать Чарли, Дедушка Чарли, Парень сестры Чарли, Крэйг, Дэйв, Эрик, Кэлли, Спортивный репортёр, Майкл, Питер, Психиатр, Шон, Сьюзан Темы: внутренняя борьба, дружба, одиночество

История создания

«Хорошо быть тихоней» — это полуавтобиографический роман.  В «Тихоне» Стивен Чбоски виртуозно объединил личные воспоминания о средней школе, о друзьях и знакомых с сюжетными линиями и персонажами романа. Даже место действия этой истории  — Питтсбург, родной город Стивена Чбоски.

Автор в интервью не раз говорил, что во многом похож на Чарли. Создатель «Тихони» переживал панические атаки, которые в 19 лет привели юношу на сеансы психотерапии.  Роман явно отражает этот опыт и помогает разобраться в себе.

«Хорошо быть тихоней» Чбоски начал писать в трудный период своей жизни, когда он переживал тяжелое расставание и  нуждался в поддержке, как никогда. Его персонаж Чарли помог писателю справится.

О названии

Тихоня — это застенчивый человек, который склонен смотреть на жизнь со стороны, а не активно участвовать.  Название «Хорошо быть тихоней» на первый взгляд может показаться словесной иронией, но пассивный характер главного героя Чарли действительно имеет некоторые преимущества. Из-за своей интровертной личности Чарли становится довольно наблюдательным, интуитивно чувствуя, что нравится людям, что делает его отличным дарителем подарков, другом и диджеем на вечеринках. Иногда Чарли может чувствовать себя отверженным, но он находит свою принадлежность к группе собратьев-изгоев.

Жанр произведения

«Хорошо быть тихоней»  написан в эпистолярном стиле, это подразумевает нарративный способ повествования, то есть от первого лица, с
использованием местоимения первого лица единственного числа. Поскольку роман написан в монологической форме, у нас есть только один рассказчик – главный герой, от лица которого написаны все письма в произведении.

Символы

Туннель

Чтобы попасть из своего пригорода в центр Питтсбурга, Чарли и его друзьям приходится проехать через туннель Форт-Питт. Туннель олицетворяет подростковый возраст, долгий темный период между безопасностью детства (пригород) и волнением взрослой жизни (город). Впервые Чарли описывает прохождение туннеля после того, как Патрик похвалил его за то, что он тихоня. Пока Патрик ведет машину, а Чарли торжественно сидит в кабине, Сэм стоит в кузове пикапа, пока они едут по туннелю, ее платье развевается на ветру, как «океанские волны». Эта сцена показывает, что из троих Сэм больше всего наслаждается своими подростковыми годами, и она доказывает это, испуская «невообразимый клич», когда они выезжают из туннеля.

Позже, когда Чарли едет один, чтобы встретиться с Сэм в танцевальном клубе после окончания учебы, он удивляется, как посреди туннеля «все превращается в спокойный сон». Это заявление показывает, насколько мало он активно присутствует в своей юности. У него непреодолимое чувство предвкушения перехода на другую сторону — это означает, что он предпочел бы пропустить эти годы и дожить до 18 лет. Действительно, у Чарли есть привычка жить будущим, а не настоящим. А потом он говорит: «Как раз в тот момент, когда ты думаешь, что никогда туда не попадешь, ты видишь открытие прямо перед собой». Тогда это город — «миллион огней и зданий».

Наконец, после того, как Чарли столкнулся со своей травмой и преодолел её, он смог увидеть, что подростковый возраст тоже может быть захватывающим временем. После выписки из больницы он едет с Сэм и Патриком, стоит в кузове пикапа и чувствует, что он «действительно там», проезжая туннель.

Музыка и музыкальные сборники

Музыка позволяет Чарли прочувствовать свои эмоции и глубоко принять свое подлинное «я». На протяжении всего романа он делится с читателем некоторыми из своих любимых песен и музыкальными впечатлениями, чтобы поделиться собой. Это также позволяет ему делиться собой со своими друзьями. Во время поездки с Сэм и Патриком по радио играет песня, от которой Чарли чувствует себя «бесконечным». Но Чарли ясно дает понять, что именно сочетание песни и компании, в которой он находится, заставляет его чувствовать себя таким образом. Чбоски подчеркивает важность сообщества и дружбы, радостно заявляя Чарли: «Пять минут жизни были потрачены по-настоящему».

Создавая сборники для своих друзей, Чарли выражает, как сильно он их ценит, потому что делится важными чертами самого себя. Музыкальные подборки отражают желание поделиться универсальным опытом человеческого бытия — и чьим—то уникальным взглядом на это — с другими. Как объясняет Чарли, когда он записывает Патрику сборник для Secret Santa: «Я надеюсь … он может … чувствовать себя причастным к чему-то, когда ему грустно «. То есть Чарли понимает силу музыки выражать то, что часто невозможно выразить словами. Создавая для Патрика такой личный микс, Чарли демонстрирует свою привязанность к Патрику и то, что с ним он чувствует себя в безопасности.

Критика

Несмотря на положительные отзывы критиков, книга часто запрещалась и оспаривалась в Соединенных Штатах из-за сцен насилия, употребления запрещенных веществ и ряда других неприятных вещей. Эту книгу нельзя выдавать лицам младше 16 лет. По этой же причине книга долгое время не издавалась в России.

Основная идея

На первый взгляд история Чарли из романа «Хорошо быть тихоней» кажется несложной историей о стеснительном подростке, склонном к рефлексии, и его поисках настоящей дружбы, но на деле – это серьезное размышление о хрупкости детской психики.

Среди рассказов Чарли о его друзьях, старшей сестре, первой любви и наркотиках вдруг ярко высвечивается тотальное одиночество подростка. Чбоски нагнетает обстановку, постепенно приоткрывая самые тёмные уголки души Чарли, его неспособность противодействовать окружающему миру и постепенную потерю себя. в попытке угодить другим.

Роман «Хорошо быть тихоней» рассказывает не о том, как непросто быть подростком, а о том, как легко родителям не заметить депрессию собственного ребёнка.

Художественное своеобразие

Используя серию писем Чарли анонимному персонажу, Чбоски нашел «самый интимный способ» поговорить напрямую с читателем.

Автор через письма хотел сохранить связность истории: «передать взлеты и падения молодости – однажды ты на вершине мира, и у тебя были лучшие времена. Затем, три недели спустя, ты в ужасной депрессии».

Кроме обращения к адресату, автор писем часто ведет беседу с самим собой. Читатели отчетливо могут разделить границу между внешним и внутренним миром
главного героя. Эта особенность повествования  напоминает характерные черты романа-дневника.

Роман представляет собой  четыре части и эпилог. Четыре части совпадают с четвертями в школе. Каждая часть кончается тем, что главный герой на каникулах, а новая часть начинается с того, что он снова идет в школу.

В эпилоге Чарли пишет прощальное письмо адресату,  анализирует события всего романа и рассказывает о планах на будущее. Всего Чарли написал пятьдесят два письма. Он писал в среднем раз в неделю.

Письма Чарли содержат в себе черты устной разговорной речи. Герой употребляет сленг, но, в большинстве случаев лишь цитирует прямую речь других героев. Чбоски показывает читателю, что его  главный герой хорошо воспитан, стеснителен, скромен и начитан. Ближе к финалу произведения, письменная речь Чарли становится более образная и богатая. Стилистические средства выразительности помогают читателю понять настроение и чувства героя, узнать его отношение  к тому или иному явлению, получить более полную характеристику героев или событий.

Стивен Чбоски через стиль писем Чарли показывает, как мальчик меняется и растёт как личность.

Темы

Дружба

Чарли знает, что он отличается от других детей своего возраста. Он более тихий, застенчивый, и его часто называют «уродом». Но, как и все люди, Чарли жаждет прочной связи с настоящими друзьями.

После смерти своего единственного друга Чарли по-настоящему отчаивается и начинает писать письма незнакомому человеку, чтобы удовлетворить свою потребность иметь друга, который «слушает и понимает».

Он жалуется, что у него нет друзей в школе, но на уроке по труду его внимание привлекает товарищ-«изгой». Этот ученик, которого другие ребята называют «Никак», непочтителен и, по-видимому, уверен в себе. Когда Чарли видит «Никак» на футбольном матче, он чувствует себя в безопасности, подходя к нему и представляясь. «Никак» говорит, что его зовут Патрик. Патрик сразу же приглашает Чарли в свою компанию, в которую входит его жизнерадостная сводная сестра Сэм. Патрик и Сэм подходят Чарли. Они ценят его мнение, посвящают его в свои дела, а не просто «обмениваются только им понятными шуточками, которые могли бы  [Чарли] поставить в тупик». Чарли чувствует себя «тепло», когда он с Патриком и Сэмом, что является чётким признаком того, что с ними он чувствует себя в безопасности.

Чбоски показывает, что настоящая дружба позволяет людям делиться своим подлинным «я». «Шоу  ужасов Рокки Хоррора» служит безопасным местом для Чарли и его группы друзей, где они могут повеселиться в обстановке, свободной от осуждения. Сэм, Патрик и другие их друзья играют роли, которые позволяют им исследовать различные аспекты своей личности. Шоу дает Патрику возможность открыто выставлять напоказ свою сексуальность, а Чарли — шанс выбраться из своей скорлупы и познать жизнь. Когда Чарли приглашает свою сестру на шоу, это потому, что он хочет, чтобы она увидела, насколько важны для него друзья, и дать ей шанс испытать дружбу такой, какой он её видит.

Хотя Чарли совершает многочисленные ошибки в отношениях со своими друзьями, не будучи честным с ними, в конце концов, они прощают друг друга и решают добиться большего успеха в будущем.

Свобода действий против пассивности

Чбоски представляет Чарли как тихоню и показывает, что, хотя в пассивности есть «преимущества», есть и недостатки. Билл, учитель английского языка Чарли, выступает за то, чтобы Чарли был более активным. Учитель  предупреждает мальчика, что «иногда люди уходят в свои мысли, чтобы не погружаться в жизнь». Однако, Патрик, похоже, придерживается противоположной точки зрения. Он хвалит спокойную натуру Чарли, говоря: «Ты видишь разные вещи. Ты молчишь о них. И ты понимаешь».

На протяжении всего повествования Чбоски ставит Чарли в различные трудные ситуации, чтобы показать, что как активность, так и пассивность имеют свои преимущества и недостатки. Чарли предстоит  научиться различать, когда следует быть более активным, а когда нет. Он также превращается из человека, который проводит свои подростковые годы на автопилоте, в человека, который активно пытается наслаждаться своей юностью.

Благодаря своей роли наблюдателя Чарли способен замечать то, чего не замечают другие люди. Например, Чарли единственный из членов своей семьи видит, как его дедушка плачет счастливыми слезами, потому что он гордится футбольными успехами брата Чарли.

Поскольку угрюмый дедушка Чарли никогда бы открыто не выразил свои истинные чувства, наблюдение Чарли дает ему ценное представление о своей семье, которого нет ни у кого другого. Точно так же, соблюдая тишину и читая зал на вечеринке, Чарли может интуитивно понять, какие песни исполнять в качестве диджея. Это умение приносит ему похвалу среди сверстников.

Кроме того, Чарли умеет выбирать продуманные подарки для своих друзей, потому что он обращает внимание на то, что им нравится. Его друзья ценят его, потому что чувствуют, что их глубоко понимают.

Недостатком его роли наблюдателя является то, что он часто слишком пассивен, чтобы четко сформулировать свои потребности. В своих отношениях с Мэри Элизабет он позволяет ей болтать без умолку, но возмущается тем, что она, похоже, им не интересуется. Он позволяет негодованию накапливаться до тех пор, пока оно не перерастает в агрессивность, совершая социальную оплошность — целуя Сэм вместо Мэри Элизабет. Из-за этого опрометчивого поступка его на время исключают из группы друзей, что тяжело сказывается на его и без того хрупкой психике. Если бы Чарли последовал совету своей сестры высказаться и быть честным с Мэри Элизабет, многих душевных страданий можно было бы избежать.

Перед отъездом Сэм в колледж она жалуется Чарли: «Иногда кажется, что тебя вообще нет». Она комментирует его склонность пассивно позволять происходящему с ним, например, позволять Патрику целовать себя, даже когда он этого не хочет. Сэм осуждает это как нечестность и призывает его «делать что-то», а не пассивно ставить других на первое место. Наконец-то столкнувшись лицом к лицу со своей травмой и преодолев её, Чарли может играть более активную роль в своей собственной жизни. Он доказывает свою готовность сделать это, когда Сэм и Патрик отводят его в туннель после того, как его выписывают из больницы. Чарли встает на заднем сиденье пикапа и заявляет, что он «действительно здесь».

Аутентичность

Многие персонажи романа борются со своим истинным «я». Хотя в письмах Чарли сквозит исповедальность, которая вызывает у читателя желание доверять ему, Чарли с самого начала признает, что использует не свое настоящее имя.

Автор Стивен Чбоски, кажется, намекает, что если Чарли не может принять даже этот самый базовый аспект своего «я», то все остальное, что он говорит, также вызывает подозрения. Такая установка делает Чарли в некотором смысле ненадежным рассказчиком, даже если он сам верит, что говорит честно. В какой-то момент Чарли говорит: «Мы те, кто мы есть по многим причинам».

Личность Чарли частично сформировалась под воздействием скрытой травмы от приставаний со стороны его тети Хелен. Эта скрытая травма мешает ему понимать, почему он делает то, что делает. И это мешает ему сохранять здоровые границы и честно говорить о своих чувствах.

Во имя дружбы Чарли пассивно позволяет другим, таким как Мэри Элизабет и Патрик, использовать его. Однако, как указывает ему Сэм, настоящие друзья должны быть честны друг с другом. Только когда друзья делятся своим подлинным «я», они могут по-настоящему сблизиться.

«Если я кому-то нравлюсь, — говорит Сэм в Части 4, — я хочу, чтобы им нравилась я настоящая». Сэм пришла к этому осознанию после разрыва с Крейгом и понимания того, что вела себя с ним по-другому, чтобы поддержать его интерес. Она не хочет повторять эту ошибку снова. Она решает принять свою подлинную сущность и призывает Чарли сделать то же самое. Чарли пользуется этой возможностью, чтобы последовать истинному желанию своего сердца и поцеловать её. Этот поцелуй является катализатором психического срыва, который приводит к тому, что Чарли сталкивается со своей травмой и работает над ней. Как только он признает хорошее и плохое в себе, Чарли может быть подлинным и присутствовать в своей жизни.

Таким персонажам, как Сьюзен и Брэд, предстоит пройти долгий путь, чтобы осознать себя настоящими. Чарли замечает, что Сьюзен была веселой в средней школе, но теперь она притворяется, чтобы привлечь внимание мальчиков. Чарли беспокоит, что Сьюзен играет роль, а не остается собой, потому что она «не выглядит такой счастливой». Это наблюдение говорит о том факте, что притворство кем-то другим может привести к серьезной неудовлетворенности в жизни.

Вероятно, никто не понимает эту неудовлетворенность больше, чем Брэд, которому не позволено открыто любить Патрика из-за его отца-гомофоба и общих общественных ожиданий от популярной звезды школьного футбола. Патрик разочарован и опечален неспособностью Брэда принять свое подлинное «я». Но Патрик также понимает, что все может измениться, по крайней мере, для Патрика, когда Патрик поступит в колледж и попадет в атмосферу, более благоприятствующую разнообразию.

Персонажи

Персонаж Описание
Чарли Чарли — чувствительный и меланхоличный первокурсник средней школы. Другие считают его тихоней из-за его тихого, пассивного характера.
Сэм Сэм — жизнерадостная выпускница, которая любит музыку и выступления. Чарли влюблен в неё.
Патрик Патрик — выпускник, типичный клоун в классе. Он — гей и состоит в тайных отношениях с Брэдом.
Мэри Элизабет Мэри Элизабет — артистичная старшеклассница, которая любит зарубежные фильмы и поэзию. Она недолго встречается с Чарли.
Брэд Брэд — выпускник и популярный футболист. Он тайно влюблен в Патрика.
Сестра Чарли Сестра Чарли — старшеклассница в средней школе Чарли. Она любящая и умная, но также капризная и мелодраматичная.
Тетя Хелен Тетя Хелен умерла на седьмой день рождения Чарли, когда покупала ему подарок. В прошлом она злоупотребляла психоактивными веществами и жила с семьей Чарли. В конце концов выясняется, что она неоднократно приставала к Чарли.
Билл Билл — продвинутый учитель английского языка Чарли, который назначает Чарли дополнительные сочинения, потому что считает Чарли особенным. Билл учится на первом курсе, и у него есть девушка.
Девушка Билла В конце учебного года Чарли обедает со своим учителем Биллом и девушкой Билла.
Боб Боб — друг Патрика, который любит устраивать вечеринки и кайфовать. Он помогает Патрику тайно встречаться с Брэдом и продает марихуану Чарли.
Отец Брэда Отец Брэда не соглашается с тем, что его сын может быть геем. Он избивает Брэда, когда застает его с Патриком.
Брат Чарли Брат Чарли — звезда футбола в Пенсильванском государственном университете. Ему нравится ездить на своем Camaro, и у него есть «горячая» девушка, которая бросает его, когда он изменяет ей.
Отец Чарли Отцу Чарли 40 лет. Он много работает и является «честным человеком».
Дедушка Чарли Дедушка Чарли — грубый человек, который раньше бил маму Чарли и его тетю Хелен. Он говорит Чарли, что гордится своей дочерью, но не может сказать ей об этом сам.
Мать Чарли Мать Чарли ходит по магазинам, когда у неё стресс. Она чуткая и глубоко заботится о своей семье.
Парень сестры Чарли Парень сестры Чарли, который ведет себя жестоко, никогда не называется по имени. После того, как Чарли становится свидетелем того, как этот парень бьет сестру Чарли, девушке запрещено с ним видеться. Позже она беременеет от него, делает аборт без его поддержки и расстается с ним.
Крейг Крейг — парень Сэм. Он старше и, по словам Патрика, «симпатичный». Он также изменяет Сэм с несколькими другими девушками.
Дэйв Дэйв — главный приемник в футбольной команде. Чарли был свидетелем того, как он насиловал свою собственную девушку.
Эрик Эрик — второй парень сестры Чарли.
Келли Келли — девушка брата Чарли. Брат Чарли описывает её как умную и горячую. Она расстается с ним, когда он изменяет ей.
Местный спортивный репортер Местный спортивный репортер пристает к Чарли в парке, куда мужчины ходят, чтобы вступить в интимную связь.
Майкл Майкл — друг Чарли, который умер от огнестрельного ранения, нанесенного самому себе. Чарли чувствует себя виноватым, потому что он никогда не подозревал, что Майкл был в бедственном положении.
Питер Питер — друг Крейга, который начинает встречаться с Мэри Элизабет. Он принуждает Крейга признаться Сэм, что он ей изменял.
Психиатр Психиатр, которого видит Чарли, расспрашивает Чарли о его детстве, которое Чарли находит «странным».
Шон Шон — хулиган из школы Чарли, которого Чарли избивает в целях самообороны.
Сьюзан Сьюзан — первокурсница, которая раньше была лучшей подругой Майкла. Сейчас она больше озабочена своим имиджем и игнорирует Чарли.

 

Интересные факты

1. «Хорошо быть тихоней»  Стивена Чбоски был опубликован на трёх языках мира.

2. Роман написан в 1999 году и больше года продержался в списке бестселлеров.

3. По данным Библиотечной ассоциации США, этот роман 1999 года входит в сотню наиболее часто запрещавшихся книг последнего десятилетия.

4. Автор романа «Хорошо быть тихоней» Стивен Чбоски в 2015 году обратился с открытым письмом к встревоженным американским родителям: «Я писал книгу не как оскорбление, а как путь к исцелению. Я хотел положить конец молчанию».

5. Стивен Чбоски сам снял экранизацию собственного романа «Хорошо быть тихоней» и даже написал сценарий.

6. Режиссёр хотел подарить актёрам потерянное детство.

Стивен Чбоски выбрал на главные роли  Эмму Уотсон, Эзру Миллера и Логана Лермана. Эти актёры с детства играли в кино и театре, из-за чего пропустили свою старшую школу и выпускные. Режиссёр Стивен Чбоски хотел подарить им этот опыт, поэтому превратил съёмочный процесс в «беззаботное лето».

7. Книга содержит несколько культурных отсылок.

  • В музыкальном плане роман ссылается ссылается на The Smiths, Nirvana и Fleetwood Mac;
  •  в литературном — на произведения «По эту сторону рая» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда , «В дороге» Джека Керуака, «Питеру Пэн и Венди» Джеймса Барри, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, » Посторонний» Альбера  Камю;
  •  а также к театральной постановке «Гамлета» и фильму ужасов «Рокки Хоррор».
Текст: Светлана Никонова, 122 👀