Хроники Нарнии (Клайв Стейплз Льюис) • сказка

краткая информация
Дата публикации: 1950–56 | Форма произведения: сказка | Жанр: фэнтези | Возраст: 9-12 лет | Время чтения: более 15 часов | Главные герои: Питер Певенси, Сьюзан Певенси, Эдмунд Певенси, Люси Певенси, Королева Джадис, Каспиан, Аслан, Второстепенные герои: Ахошта, Аравис, Мистер Бивер, Миссис Бивер, Лорд Берн, Бри, Таксист, Кориакин, Принц Корин, Доктор Корнелиус, Лорд Дриниэн, Карлик, Эмет, Император-За-морем, Отец Время, Кентавр Гленсторм, Рыжий, Глимфиттер, Лорд Глозель, Голг, Грифл, Губернатор Гумпас, Король Харфанга, Королева Харфанга, Королева Елена, Хвин, Алмаз, Дигори Кирк, , Мейбл Кирк, Леди в зеленой юбке, Ласаралин, Миссис Лефей, Тетя Летти, Король Лун, Миссис Макриди, Могрим, Король Мираз, Главный Монопод, Никабрик, Медсестра, Поджин, Джилл Поул, Полли Пламмер, Королева Прунапризмия, Хмур, Лопух, Принц Рабадаш, Раманду, Дочь Раманду, Рипичип, Лорд Руп, Принц Рилиан, Ришда, Рамблбаффин, Райнельф, Юстас Кларенс Скрабб, Шаста, Обезьян Хитр, Лорд Сопеспиан, Строберри, Tаш, Король Тириан, Тисрок, Трюффельхантер, Трампкин, Тумнус, Дядя Эндрю Темы: добро и зло, смелость и трусость

История создания

Серия книг британского писателя и поэта Клайва Стейплза Льюиса ( (29 ноября 1898 – 22 ноября 1963) «Хроники Нарнии» — это одно из самых известных произведений в жанре фэнтези, состоящее из семи книг. Эти книги были написаны в 1950-1956 годах и стали настоящим явлением в литературе. История их создания имеет свои особенности, и она не менее увлекательна, чем сами книги.

Льюис часто вспоминал, что создание «Хроник Нарнии» было связано с одним конкретным мысленным образом, который оставался с ним на протяжении всей жизни. В детстве у Льюиса было богатое воображение, и он «рисовал» подробные образы мифических сцен и существ в своей голове. Одним из таких образов, которым он дорожил даже в 40 лет, был фавн (позже названный мистером Тумнусом), несущий зонтик по заснеженному лесу. Позже это стало одной из самых знаковых сцен в «Льве, колдунье и платяном шкафе», когда Люси впервые знакомится с магией Нарнии. Льюис объяснил:

«Все мои семь книг о Нарнии … начинались с того, что я видел картинки в своей голове. Сначала это была не история, а просто картинки. «Лев» начался с картинки, на которой фавн несёт зонтик и пакеты по заснеженному лесу. Эта картинка была у меня в голове с шестнадцати лет. И вот однажды, когда мне было около сорока, я сказал себе: «Давай попробуем написать об этом историю». Сначала я очень слабо представлял, как будет развиваться эта история. Но тут внезапно в него влетел Аслан.».

Также Льюис в детстве  любил красочные истории, населенные рыцарями и человекоподобными животными. Вместе со своим братом Уорреном он писал рассказы и зарисовки о стране под названием Боксен, которая простиралась от Индии до «Страны животных».

Эти рассказы и иллюстрации были опубликованы в 1976 году под названием «Боксен: воображаемый мир молодого К.С. Льюиса».

Источник вдохновения

В начале книги «Лев, колдунья и платяной шкаф» дети Певенси бежали из Лондона времен войны в таинственное загородное поместье. Льюис начал свой цикл книг именно таким образов, потому что с ним произошел похожий случай — когда трое детей нашли убежище в его доме во время Второй мировой войны (1939-45). Три девочки по имени Маргарет, Мэри и Кэтрин искали убежища в доме, где жил Льюис. В то время многие сельские семьи в Англии временно заботились о детях, осиротевших из-за войны, чьи отцы сражались на фронте или чьи родители хотели, чтобы они были в безопасности на случай нападения нацистской Германии на города.

Откуда взялась Нарния

Название Нарния происходит от названия крошечного древнего городка в Италии. Чтобы найти подходящее название для своего волшебного мира, Льюис обратился к старому итальянскому атласу. Он выбрал название небольшого сельского городка — Нарния — просто потому, что ему понравилось, как оно звучит. Нарния — это старинная деревня в итальянском регионе Умбрия, примечательная тем, что находится очень близко к географическому центру страны.

О названии

Нарния — это вымышленный мир, в котором происходят события книг серии «Хроники Нарнии». Слово «хроники» описывает исторический отчёт о событиях, расположенных в хронологическом порядке. Однако отдельные книги можно читать в порядке их публикации, по хронологии событий или в том порядке, в котором их написал автор.

Жанр произведения

Серия историй. Фэнтези.

Символы

Каменный Стол

В «Льве, колдунье и платяном шкафу» Каменный Стол — это торжественный или даже мрачный монумент, большой и тяжёлый, покрытый древними знаками, «странными линиями и фигурами, которые могли быть буквами неизвестного языка».

Согласно одной из интерпретаций, Стол — это символ каменных скрижалей, которые, согласно Библии, были даны Моисею Богом. Таким образом, Стол символизирует древние законы Бога.

Когда Аслан добровольно жертвует собой на Каменном Столе, тот раскалывается пополам, разрушенный «Глубокой Магией, существовавшей ещё до начала времён». Эта Глубокая Магия может быть самой Божьей Любовью, бескорыстной любовью, которую Аслан (как образ Христа) проявляет, отдавая свою жизнь за Эдмунда. Таким образом, Любовь даже сильнее законов Божьих; Любовь побеждает всё. Разбитый стол также знаменует собой переход от холодной жестокости правления Белой Колдуньи к новому времени мира и процветания под великодушным правлением четырёх королей и королев Певенси.

Ко времени принца Каспиана, более чем через 1000 нарнийских лет, Каменный Стол был в некоторой степени забыт и погребён под земляным холмом, известным как «Ход Аслана». Однако его по-прежнему почитают как волшебное место, и жители Старой Нарнии уходят туда, чтобы использовать его как крепость, из которой можно противостоять армии короля Мираза.

В эпоху принца Каспиана многие нарнийцы перестали верить в Аслана и воспринимали истории Старой Нарнии как сказки. Даже некоторые жители Старой Нарнии, например гном Трампкин, не верят, что когда-то существовали такие существа, как дриады. Как и Каменный стол, погребённый и забытый под землёй, верования людей были погребены и забыты. Однако в центре «Пути Аслана» по-прежнему лежит Каменный Столб — символ древней веры и законов Бога, а также напоминание о том, что Аслан когда-то был — и всегда будет — здесь. Отправляясь в «Путь Аслана», старые нарнийцы снова верят в Аслана, взывают о помощи с помощью рога королевы Сьюзен и верят, что помощь придёт. Это тоже поворотный момент для Нарнии, отход от жестокого правления узурпатора Мираза и возвращение к старым добрым обычаям и вере в Аслана и всё, что он олицетворяет.

Лев

Лев в Нарнии, воплощённый в Аслане, является символом силы, власти и царственности. Этот «царь зверей» могущественен и страшен, и Аслана часто описывают как внушающего благоговение, «ужасного», но в то же время чудесного.

С другой стороны, лев — это тоже кошка, а у кошек есть игривая сторона. Аслан радостно играет с Сьюзен Певенси и Люси Певенси после того, как возвращается к жизни в «Льве, колдунье и платяном шкафе», и он игриво подбрасывает в воздух карлика Трампкина, как ребёнка, в «Принце Каспиане». Аслан превращается в кошку, чтобы присматривать за Шастой в Гробницах Древних Королей в «Лошади и её мальчике», подчёркивая способность кошек утешать и проявлять привязанность в трудные времена.

Однако Аслан — это нечто большее, чем просто лев. Его персонаж можно интерпретировать как аллегорию (или расширенную метафору) Иисуса Христа, христианского спасителя человечества. Аслан родом из небесной страны за пределами Нарнии и появляется в трудные времена, чтобы направлять и спасать своих верных последователей, точно так же, как, согласно христианству, Иисус направляет верующих и помогает им в трудные времена.

И Аслан, и Иисус проповедуют такие качества, как вера, милосердие и праведная жизнь — быть «хорошим» человеком и противостоять «злу». И Аслан, и Иисус преподают своим последователям нравственные уроки: Иисус использует притчи, чтобы проиллюстрировать праведную жизнь, а Аслан задаёт сложные вопросы, которые заставляют героев историй задуматься о собственных мотивах и поступках. (Например, в 11-й главе «Племянника чародея» Аслан просит Дигори Кирка рассказать, как злая королева Джадис попала в Нарнию. Дигори утверждает, что он «встретил» ведьму и что она «проснулась», но наводящие вопросы Аслана вынуждают его признаться в правде: Дигори сам разыскал ведьму и разбудил её.)

Наконец, Аслан добровольно умирает на Каменном столе вместо предателя Эдмунда — явная параллель с самопожертвованием Иисуса, чьей смертью, по мнению христиан, человечество было искуплено от греха. Иисус также известен как «Лев Иуды», что ещё больше связывает его с образом Аслана как льва.

Фонарный Столб

Когда Люси Пэвенси впервые попадает в Нарнию, она встречает странный фонарный столб, растущий из земли. Он горит вечным пламенем, освещая свой маленький уголок Фонарного болота, уединённого леса на краю Нарнии.

Фонарный столб служит границей между миром детей и миром Нарнии, обозначая место, где начинается волшебство. Он родом как из их мира, поскольку вырос из похожего фонарного столба в Лондоне, так и из Нарнии, поскольку укоренился в этой стране. Таким образом, часть мира детей существует в Нарнии и оказывает на неё влияние, точно так же, как части, происходящие из Нарнии, существуют в Англии (например, шкаф в доме профессора Кирка, сделанный из нарнийского дерева). Это означает взаимосвязь между двумя мирами. Фонарный столб также служит ориентиром, указывая детям путь домой, когда они гонятся за белым оленем в конце «Льва, колдуньи и платяного шкафа»

Фонарный столб непреднамеренно «посадила» Белая Колдунья в «Племяннике чародея». Отломив железную перекладину от фонарного столба в Лондоне, она бросает её в Аслана в Нарнии, чтобы попытаться ранить его. Это говорит о том, что из зла может выйти что-то хорошее, поскольку железная перекладина превращается в яркий свет, который показывает детям путь в Нарнию. Более того, хотя фонарный столб и излучает реальный свет, он также проливает свет на одно из событий в историях. Прежде чем дети впервые вместе попадают в Нарнию в «Льве, колдунье и платяном шкафу», Эдмунд Пэвенси притворяется, что никогда там не был, хотя на самом деле он там был. Однако после того, как все они приходят, он замечает, что им нужно повернуть налево, «если мы направляемся к фонарному столбу». Этим он невольно выдаёт себя, так как не мог знать о фонарном столбе, если не был там раньше.

Основная идея

Основная идея «Хроник Нарнии» — напомнить читателям, что в каждый из нас сможет стать героем, что добро неизменно торжествует над злом и что даже в самые мрачные времена нужно сохранять веру в светлое будущее.

Каждая книга из этой серии — это отдельная вселенная со своей неповторимой историей и персонажами. Но все они объединены общей идеей — вечной борьбой добра и зла, которая разворачивается в волшебном мире Нарнии.

Художественное своеобразие

Цикл «Хроники Нарнии» Клайва С. Льюиса, состоящий из семи книг, отличается ярким художественным своеобразием. Это не только классическое произведение детской литературы, но и многослойное повествование, в котором переплетаются элементы фэнтези, мифологии, религии, философии и морали.

Льюис умело создает богатый и многослойный мир, который остаётся актуальным как для детей, так и для взрослых. Его стиль отличается простотой и доступностью, но в то же время глубоким философским содержанием, что делает цикл одним из наиболее значимых произведений детской и юношеской литературы ХХ века.

Рассмотрим основные особенности художественного стиля Льюиса:

1. Мифологический и фэнтезийный мир
Нарния — это мир, в котором сочетаются элементы разных мифологий, религий и культур. Льюис использует классические мотивы и персонажи из мифологии, такие как единороги, сатиры, фавны, драконы, ведьмы, волшебники, говорящие животные и магия. Это создает атмосферу сказочного мира, в котором возможно всё.

Льюис соединяет элементы британской фольклорной традиции с классическими мифами и древнегреческой мифологией, что делает Нарнию уникальной смесью магии и реальности. Например, Белая Ведьма напоминает мифологическую богиню Геру, а сам Аслан олицетворяет христианский образ Иисуса Христа.

2. Аллегоричность и христианские мотивы
В «Хрониках Нарнии» часто присутствуют аллегории и символы, связанные с христианской верой. Один из ярких примеров — образ Аслана, великого льва, который в книге воплощает фигуру Христа, символизируя жертвенность, искупление и воскресение. Смерть Аслана в «Лев, колдунья и платяной шкаф» и его последующее воскрешение — это явное аллегорическое отражение христианской идеи жертвенной любви и воскресения.

Многие персонажи и события в книгах Льюиса также имеют религиозные параллели. Например, эволюция характера Эдмунда в «Льве, колдунье и платяном шкафе» символизирует процесс греха, покаяния и искупления, что является важным аспектом христианского учения.

В целом, христианские идеи, такие как моральный выбор, спасение, любовь и прощение, играют важную роль в сюжетах большинства книг, даже если они не всегда преподносятся прямо. Это делает цикл не только историей о приключениях, но и глубокой философской и религиозной аллегорией.

3. Сказочность и приключенческий дух
Книги о Нарнии полны приключений, они захватывают читателя с самого начала. Структура многих книг в серии напоминает классическую форму приключенческих романов: дети попадают в незнакомый мир, где сталкиваются с опасностями, загадками и чудесами. В каждой книге дети встречаются с новыми персонажами, участвуют в сражениях, разгадывают тайны и учат важные жизненные уроки.

При этом Льюис прекрасно сочетает элементы эпической борьбы и тонкую психологию персонажей, показывая их внутренние изменения в ответ на испытания, с которыми они сталкиваются в Нарнии. Путешествия по волшебному миру напоминают увлекательные приключения с элементами борьбы, борьбы с несправедливостью и поиска истины.

4. Динамичность и разнообразие жанров
Каждая книга цикла имеет свой уникальный характер и жанровую направленность. Это позволяет Льюису разнообразить повествование и избегать однообразия. Например:

«Лев, колдунья и платяной шкаф» — классическая сказка о противостоянии добра и зла.
«Принц Каспиан» — более зрелая и философская книга, с темами о власти, долгосрочной борьбе и наследии.
«Покоритель зари» — морское приключение, напоминающее образы путешествий и открытий.
«Серебряное кресло» — поисковая и мистическая история, напоминающая средневековые легенды о поисках.
В итоге, цикл представляет собой смесь фэнтези, приключений, а также элементов социальной и философской литературы.

5. Персонажи и их развитие
Особое внимание Льюис уделяет развитию персонажей. Детям, которые становятся героями его истории, предстоит пройти через важные личные испытания, научиться принимать моральные решения и осознавать свою ответственность. Например, Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси становятся королями и королевами Нарнии, но каждое из их испытаний связано с личными и моральными проблемами.

В книге «Принц Каспиан» внимание сосредоточено на взрослении и внутренней борьбе самих персонажей. Каспиан, в частности, начинает понимать свою роль в истории Нарнии и осознавать важность лидерства, верности и жертвенности.

6. Тон и стиль повествования
Льюис использует доступный и живой язык, который легко воспринимается детьми, но при этом сохраняет глубину, подходящую для более зрелых читателей. Его стиль часто обогащен элементами иронии, доброго юмора, а также мудрых моральных наставлений. При этом автор использует множество символов и метафор, которые обогащают текст и делают его многозначным.

Важным элементом повествования является также обращение к читателю. Льюис периодически прямо обращается к читателю, создавая ощущение, что история является частью реальности, в которой читатель может активно участвовать.

7. Символизм и мир воображения
Нарния — это мир воображения, в котором осуществляется связь между реальностью и фантазией. Льюис активно использует символику, чтобы донести важные идеи о морали, вере и духовности. Например, платяной шкаф, через который дети попадают в Нарнию, может быть символом перехода от детства к зрелости, или от мира обыденного к миру магии и чудес.

Множество объектов и событий (например, Пояс Истинного Человека, Рога Каспиана, Лес Древа Жизни) имеют многозначный смысл, и их интерпретация зависит от контекста и восприятия читателя.

Темы

Добро против Зла

В мире, который создаёт Льюис, довольно легко отличить «хороших парней» от «плохих». Автор использует проверенных временем персонажей из сказок и фольклора, чтобы населить страницы, особенно «плохих» существ, таких как ведьмы, великаны и старухи. «Хорошие» существа — это единороги, крылатые кони, милые фавны и лесные существа, а также невинные дети. В серии встречаются противостояния добра и зла:

  • «Лев, колдунья и платяной шкаф»: королева Джадис, Белая Колдунья (зло) против Аслана, детей и нарнийцев (добро);
  • «Принц Каспиан»: король Мираз (зло) против Каспиана (добро);
  • «Покоритель зари, или Плавание на край Света»: губернатор Гумпас и работорговцы (зло) против Каспиана и команды (добро);
  • «Серебряное кресло»: Леди в зелёном (зло) против Принца Риляна (добро); школьные хулиганы (зло) против Джилл Поул и Юстаса Скрабба (добро);
  • «Конь и его мальчик»: принц Рабадаш и вторгшиеся в страну калормены (зло) против арченландцев и нарнийцев (добро);
  • «Племянник Чародея»: королева Джадис и дядя Эндрю (зло) против Аслана и детей (добро);
  • «Последняя битва»: Сдвиг (обезьяна) и Калормены (зло) против короля Тириана, детей и нарнийцев (добро).

Однако не все проявления добра и зла так однозначны. Многие персонажи в сериале могут быть как хорошими, так и плохими, в зависимости от характера или личного выбора. Есть как героические, так и злодейские гномы, великаны, говорящие животные и люди. Даже среди обычно злых калорменов есть хорошие персонажи, например воин Эмет из «Последней битвы».

Важно отметить, что Льюис, вероятно, неосознанно, наделил калорманов, неизменно злых персонажей, тёмной кожей, в то время как неизменно добрые персонажи (английские дети) имеют светлую кожу. Читатели XXI века с большей вероятностью заметят скрытую расовую предвзятость, чем первые читатели Льюиса.

А иногда хорошие персонажи, не замышляющие ничего плохого, выполняют грязную работу злодеев. Эдмунд Певенси предает свою семью ради Белой Колдуньи во «Льве, колдунье и платяном шкафу», а ослик Лопух становится невольной жертвой злого Обезьяна в «Последней битве».

Недостатки этих персонажей позволяют злу проникнуть в их мир. Эдмунд злобен и завистлив, особенно по отношению к своему брату Питеру Пэвенси, и Колдунья пользуется этим, играя на его эгоизме, предлагая ему фантазии о том, как он станет королём Нарнии, а его братья и сёстры будут ему подчиняться.

Ослик Лопух полон сомнений в себе и негативных мыслей, он чувствует себя слишком глупым, чтобы принимать собственные решения, хотя его сердце и инстинкты пытаются направить его на путь добра.

Есть также персонажи, такие как дядя Эндрю в «Племяннике чародея», которые считают, что делают добро, но на самом деле сеют зло. Дядя Эндрю считает себя великим учёным, работающим над открытием совершенно новых миров, и это правда, что его изобретение колец действительно привело к этому открытию. Однако присущие ему недостатки — жадность, трусость и эгоизм — причиняют большой вред всем вокруг него, от его семьи до невинных лондонцев. По этой причине дядю Эндрю можно считать отрицательным персонажем, даже если его намерения не являются злыми по своей сути.

Конечно, сюжетная линия всей серии, как и отдельных книг, сосредоточена на способности хороших людей противостоять злу в любой его форме, будь то школьные хулиганы или диктаторы, которые уничтожают миллионы жизней в своей жажде власти и/или богатства. Фэнтези и сказки издавна использовались как средства, помогающие читателям увидеть зло в их собственных мирах и найти в себе силы противостоять этому злу.

Искушение

Читатели также могут понять эту тему с точки зрения свободы воли, которую, по мнению большинства христиан, Бог даровал человечеству. Искушение снова и снова подвергает героев этих историй испытаниям. Когда персонажи разумно используют свободу воли, они могут противостоять искушению и преодолеть его, что является одним из признаков героя по Льюису.

Поскольку люди, особенно дети, часто поддаются искушению, ещё одним признаком героя — возможно, более распространённым — является способность брать на себя ответственность за свой неправильный выбор и учиться на своих ошибках.

Искушение — главная тема сказки «Лев, колдунья и платяной шкаф», где Эдмунд Пэвенси поддаётся искушению Белой Колдуньи, которая предлагает ему комнаты, полные рахат-лукума, и даже трон Нарнии, чтобы он предал своих братьев и сестёр.
В книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света» Юстаса Скраба соблазняет сокровище дракона на Острове Драконов, а Каспиана — перспектива золота и богатств для его королевства на Острове Смертельной Воды.

Люси Певенси сопротивляется искушению произнести заклинание, чтобы стать красивой, но поддаётся искушению и произносит заклинание, чтобы подслушать своих друзей. То, что она подслушивает, само по себе является наказанием — она не так популярна, как ей казалось.

Персонажи также испытывают искушение насладиться пиршеством за столом Аслана на Краю Света, но воздерживаются из страха, что еда может быть заколдована.
В «Серебряном кресле» соблазн мягких постелей, горячих ванн и тёплой еды заманивает Джилл Поул и Юстаса Скрабба в опасный город Харфанг, где их чуть не съедают в качестве основного блюда на Осеннем пиру великанов.
Дигори Кирк испытывает искушение позвонить в колокольчик, который пробуждает Колдунью (с катастрофическими последствиями), а дядю Эндрю искушают потенциальные богатства Нарнии в «Племяннике чародея».

Дигори также испытывает искушение съесть одно из волшебных яблок или украсть одно, чтобы отнести домой своей больной матери, но его совесть побеждает это искушение.
Однако некоторые персонажи выше искушения. Все богатство и власть в стране не могут заставить Аравис выйти замуж за отвратительного Ахошту в «Коне и его мальчике».

Ничто также не может заставить благородного мышонка Рипичипа отказаться от своего стремления достичь родной страны Аслана в книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света».

Однако зрелость проявляется не только в способности персонажа противостоять искушению, но и в том, чтобы взять на себя ответственность за собственную слабость перед лицом искушения и попросить прощения. Например, Эдмунд, Юстас и Дигори искупают причинённый ими вред, поддавшись искушению, но признав свои ошибки.

Вера

Вера персонажей в Аслана, друг в друга и в самих себя часто проверяется или демонстрируется на протяжении всех книг.

В «Льве, колдунье и платяном шкафу» Люси Певенси верит, что фавн Тамнус защитит её от Белой Колдуньи, и он действительно защищает её, рискуя собственной жизнью.
Люси не проходит испытание верой в принца Каспиана, когда она вместе с братом, сестрой и Трампкином идёт по лесу. Она продолжает идти с ними в неправильном направлении, хотя видела Аслана и знает, что они должны следовать за ним. Ей предстоит второе испытание веры, в котором Аслан снова является ей и призывает следовать за ним, несмотря ни на что: «Если они не пойдут, то ты, по крайней мере, должна следовать за мной одна». На этот раз она так и делает — при поддержке Эдмунда Певенси, потому что он верит в неё.

Когда остальные следуют за Люси, они тоже в конце концов видят Аслана. Сьюзен Певенси меньше всех верит в затею, и именно она видит Аслана последней из детей. На протяжении всей истории Трюфлелов остаётся верен Аслану, даже рискуя позаботиться о раненом принце.
В книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света» Рипичип демонстрирует полную веру в Аслана, когда переплывает водную стену на краю света в своих поисках страны Аслана. Как обнаруживают читатели в «Последней битве», вера Рипичипа оправдана.
Хмур демонстрирует глубокую веру в Нарнию и Аслана в «Серебряном кресле», когда бросает вызов Изумрудной Ведьме, топнув по её заколдованному огню, чтобы разрушить чары, которые она наложила на него, Джилл Поул и Юстаса Скрабба. «Я на стороне Аслана, даже если нет Аслана, который мог бы её возглавить», — решительно заявляет он. Его вера даёт ему силы противостоять чарам и лжи Изумрудной ведьмы и в конечном итоге спасает не только его, Джилл и Юстаса, но и принца Рилиана.
Вера начинает зарождаться в Шасте в книге «Конь и его мальчик», когда он впервые встречает Аслана на горном перевале между Арченландом и Нарнией. Аслан защищает его от опасности во время тумана и выслушивает жалобы мальчика, а когда туман рассеивается, Шаста впервые видит сияющего льва. Он тут же падает к ногам Аслана в знак покорности неоспоримому величию этого существа.

Хотя Шаста ничего не знал об Аслане во время своей жизни в Калормене, он инстинктивно почитает льва и сразу же становится его верным слугой.
Дигори Кирк доказывает свою веру в Аслана в «Племяннике чародея», когда он возвращает льву Яблоко Жизни нетронутым. Хотя ему отчаянно хочется попробовать его самому или отнести матери, Дигори искренне верит, что следовать желаниям льва — лучший способ действий. Он вознагражден за эту веру, когда Аслан дает ему яблоко с дерева защиты, и оно излечивает болезнь его матери.
Король Тириан твёрдо верит в Аслана и свободную Нарнию, даже когда кажется, что все надежды потеряны в «Последней битве». Тириан получает признание за свою веру от самого Аслана, который говорит: «Молодец, последний из королей Нарнии, устоявший в самый тёмный час». Однако старая королева Сьюзен (Пэвенси) утратила веру в Нарнию и Аслана, и Питер Пэвенси торжественно заявляет, что она «больше не друг Нарнии».
В сериале, как и в христианстве, вера означает верить, не видя, и доверять доброте и силе Аслана (или Бога). Вера защищает персонажей не обязательно от физического вреда, но от духовного. Вера в Аслана побуждает персонажей использовать свою свободу воли, чтобы делать благородный выбор, который приносит пользу обществу и побеждает жадность и эгоизм.

Храбрость и Трусость

В каждой книге серии храбрость является похвальной чертой, в то время как трусость показывает слабость или недостатки персонажа. В некоторых случаях персонажи, которые поначалу не были достаточно храбрыми, обретают храбрость, когда их подвергают испытанию.

Аслан устанавливает планку мужества в «Льве, колдунье и платяном шкафу», когда добровольно подвергается пыткам и казни, чтобы спасти жизнь Эдмунда Певенси. Даже будучи могущественным, богоподобным персонажем, этот поступок всё равно даётся льву нелегко, ведь он грустит и чувствует себя одиноким, когда приближается его смерть. Он встречает смерть с мужеством и достоинством, подавая пример своим верным последователям.

Фавн Тамнус также демонстрирует моральные качества и храбрость, когда отказывается выдать Люси Белой Ведьме, хотя знает, что это может (и приводит) к ужасным последствиям для него самого. Храбрость позволяет жертвовать собой.
В «Принце Каспиане» юный принц проявляет храбрость, когда ему приходится неожиданно бежать из замка, чтобы спасти свою жизнь. Даже когда он просыпается и слышит, как Никабрик даёт советы Трампкину и Трюфлелову, Каспиан думает не о том, что ему грозит опасность, а о благополучии своего коня.

Люси Певенси храбро будит своих спутников и заставляет их следовать за ней, хотя они и не видят Аслана. Питер Певенси смело вызывает короля Мираза на поединок, чтобы сберечь свои войска и выиграть время для прибытия Каспиана.
Рипичип — образец беззаветного мужества во всём, что он делает в книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света», начиная с прыжка за борт, чтобы бросить вызов угрожающим им морским людям, и заканчивая призывом к остальным не отворачиваться от мрака Тёмного острова, а плыть прямо в него. Когда корабль теряется в темноте и Люси зовёт Аслана на помощь, он посылает альбатроса, чтобы тот вывел их. Невидимая для остальных, птица шепчет Люси: «Мужайся, милое сердечко», — кружась вокруг корабельной мачты. Юстас Скрабб тоже набирается храбрости во время путешествия, нападая на морского змея, что «было первым смелым поступком в его жизни». С другой стороны, трусливый матрос Питтенкрем наказан тем, что его оставляют на острове Раманду, когда остальные плывут дальше к концу света.
В «Серебряном кресле» Джилл Поул изображает из себя очень храбрую девочку в Харфанге после того, как путешественники понимают, что им грозит опасность. Она смело играет роль «милого ребёнка», которую ей отвели великаны, притворяясь, что ей всё нравится и все ей рады. Этот хитрый ход даёт им время действовать и свободу исследовать замок по своему усмотрению.

Хмур проявляет большое мужество, когда тушит заколдованный огонь ведьмы в «Серебряном кресле», так как он полностью осознаёт, что может умереть за свою позицию. Мужество — это готовность отстаивать свои убеждения даже перед лицом смерти.
Смелость — важная тема в «Конь и его мальчике». Шаста, Бри, Аравис и Хвин проявляют смелость, сбегая от своей несчастной жизни в Калормене, и у каждого из них есть возможность проявить храбрость во время путешествия на север. Шаста, пожалуй, оказывается самым смелым, когда оборачивается, чтобы защитить Хвина и Арависа от нападающего льва. Однако Бри в этой сцене колеблется. Некогда храбрый боевой конь слишком боится повернуть назад, и эта неудача унижает его и преследует впоследствии.

Даже глупышка Ласаралин проявляет храбрость, помогая Аравис сбежать из Ташбаана, подвергая себя настоящей опасности, чтобы помочь подруге.
«Племянник чародея» представляет собой яркий пример трусости в серии книг в лице дяди Эндрю, которого Дигори Кирк даже прямо называет трусом. Вместо того, чтобы самому исследовать неизведанные миры, дядя Эндрю отправляет беспомощных животных и детей навстречу любым опасностям, которые могут их поджидать. Оказавшись в Нарнии, дядя Эндрю несколько раз пытается убедить Дигори сбежать с помощью волшебных колец и бросить остальных. Это бесхребетное отношение «каждый сам за себя» отталкивает мальчика. Дигори, напротив, проявляет истинное мужество, отправляясь за Полли Пламмер и пытаясь выманить Ведьму из Лондона обратно в её собственный мир.
Король Тириан и Джуэл храбро — хотя и глупо — нападают на тархистанских гвардейцев в Последней битве; затем они храбро — и снова глупо — сдаются Оборотням. После того, как Тириан спасен, группа проявляет мужество, пробираясь обратно на Стабильный Холм, чтобы спасти Джуэл и Головоломку. Тархистанский солдат Эмет осмеливается войти в конюшню, не боясь встречи со своим богом Таш. Наконец, все верные нарнийцы встречают последнюю битву — и смерть — с благородным мужеством.

Персонажи

Персонаж Описание
Питер Певенси Питер, старший из братьев и сестёр Пэвенси, — храбрый и надёжный мальчик, который становится Верховным королём Нарнии в «Льве, колдунье и платяном шкафе». Питер возвращается в Нарнию в «Принце Каспиане», чтобы помочь принцу вернуть украденный трон, и снова в «Последней битве», где он является королю Тириану в видении, а также попадает в страну Аслана.
Сьюзан Певенси Сьюзен Пэвенси — добрая, осторожная девочка, которая получает в подарок волшебный рог и становится королевой Нарнии в «Льве, колдунье и платяном шкафу». В «Конь и его мальчик» она отказывается выходить замуж за мстительного принца Рабадаша, едва не развязав войну.
Эдмунд Певенси В «Льве, ведьме и платяном шкафу» Эдмунд Певенси — злобный мальчишка, который предает свою семью Белой Ведьме, но позже становится королем при своем брате Питере. Король Эдмунд продолжает свои приключения в «Коне и его мальчике», «Принце Каспиане, «Покорителе зари, или Плавании на край Света» и вступает в страну Аслана в «Последней битве».
Люси Певенси Люси Певенси, верная, любящая молодая девушка, становится королевой Нарнии под руководством своей сестры Сьюзен в «Льве, ведьме и платяном шкафу». Она также появляется в «Принце Каспиане», «Покорителе зари, или Плавании на край Света», «Коне и его мальчике» и «Последней битве», в которой она попадает в страну Аслана со своими братьями, сестрами и родителями.
Аслан Аслан, великий лев и создатель Нарнии, — единственный персонаж, который появляется во всех семи книгах серии. Он неоднократно спасает героев и утешает их, а также даёт моральные наставления в трудные времена.
Королева Джадис Королева Джадис, также известная как Белая Колдунья, уничтожает свой собственный мир в «Племяннике чародея» и затем попадает в Нарнию, откуда сбегает, съев Яблоко Жизни и обретя вечную молодость. Она завоёвывает Нарнию и правит ею в течение 100 лет зимы в «Льве, колдунье и платяном шкафе», но терпит поражение от Аслана и Пэвенси.
Каспиан Главный герой принц Каспиан, Каспиан — также называемый принцем Каспианом, королем Каспианом или Каспианом Десятым — возвращает трон своему дяде-убийце, узурпатору королю Миразу и помогает восстановить Старую Нарнию говорящих животных и мифических чудовищ. Он плывет на край света в «Покорителе зари, или Плавании на край Света«, воссоединяется со своим потерянным сыном Рилианом в «Серебряном кресле» и появляется в стране Аслана в «Последней битве».
Ахошта Ахошта, шестидесятилетний калорменский таркаанин (лорд) в «Конь и его мальчик», становится главным советником Тисрока, или Великим визирем. Его брак с Аравис улажен, но она отказывается выходить замуж за старого, уродливого, отвратительного мужчину.
Аравис Аравис, юная калорменская тархина (дворянка) из «Конь и его мальчик», сбегает из дома, чтобы избежать нежелательной свадьбы с Ахостой. Эта отважная девушка объединяется с Шастой в своём путешествии на север, и вместе они помогают спасти Арченланд от вторжения.
Мистер Бивер В «Льве, колдунье и платяном шкафу» мистер Бобёр встречает детей Пэвенси вскоре после того, как они попадают в Нарнию. Он укрывает их в своём доме в Бобровой долине, а затем помогает им сбежать, когда они понимают, что Эдмунд их предал.
Миссис Бивер Миссис Бивер готовит сытный обед для детей Пэвенси перед тем, как они отправляются на поиски Аслана в «Льве, колдунье и платяном шкафу». Несмотря на спешку, она успевает позаботиться о том, чтобы они взяли с собой еду и другие припасы.
Лорд Берн Лорд Берн — один из семи дворян, верных Каспиану Девятому, которых отослал король Мираз. Каспиан Десятый называет его герцогом Одиноких островов в «Покорителе зари, или Плавании на край Света» .
Бри В «Конь и его мальчик» говорящий конь Бри (полное имя которого Брихи-хинни-бринни-хухи-ха) убегает вместе с Шастой на север, в Нарнию, страну, где Бри родился. Бри, бывший боевой конь из Калормена, тщеславен и беспокоится о том, что люди подумают о нём в Нарнии.
Таксист В «Племяннике чародея» лондонский кэбмен, которого украла королева Джадис, попадает в Нарнию вместе со своей лошадью по кличке Клубничка. Скромный и верный человек становится первым королём Нарнии по имени Фрэнк.
Кориакин Кориакин, когда-то звезда, а теперь волшебник, присматривает за Даффлпадами в «Покорителе зари, или Плавании на край Света«.
Принц Корин Живой принц Корин — юный сын короля Архенленда Луна в «Конь и его мальчик». Брат-близнец Кора (Шасты), он пробирается в битву против армии принца Рабадаша и позже становится знаменитым боксёром.
Доктор Корнелиус Доктор Корнелиус — получеловек-полугном, наставник принца в «Принце Каспиане». Он помогает Каспиану сбежать из замка, а затем сбегает сам, чтобы предупредить нарнийцев об армии короля Мираза.
Лорд Дриниэн В «Покорителе зари, или Плавании на край Света» лорд Дриниан — капитан корабля. Он также является другом принца Рилиана в «Серебряном кресле».
Карлик В «Льве, колдунье и платяном шкафу» этот безымянный гном служит Белой Колдунье, управляя её санями и выполняя другие поручения.
Эмет Эмет, храбрый и верный солдат Калормена в «Последней битве», настаивает на том, чтобы увидеть своего бога Таша лицом к лицу. Как только он входит в конюшню, он оказывается в Нарнии, и Аслан приветствует его за честность.
Император-За-морем Император-За-Морем или Император-Над-Морем — отец Аслана и верховный правитель всех миров, включая Землю. Создатель как Глубокой Магии на заре времён, так и Более Глубокой Магии до зари времён, этот персонаж не появляется в историях лично.
Отец Время В «Серебряном кресле» Отец Время — это великан, который лежит погребённым под землёй в ожидании конца света. Он пробуждается в «Последней битве».
Кентавр Гленсторм В «Принце Каспиане» кентавр Гленсторм, пророк и звездочёт, появляется, когда Каспиан встречается со всеми древними нарнийскими существами, и кентавр сразу же предлагает провести военный совет, чтобы спланировать, как Каспиан вернёт трон узурпировавшему его королю Миразу.
Рыжий Обманчивый говорящий кот в «Последней битве», Рыжий вступает в союз со Сфитом и Калорменами, чтобы подчинить себе невинных нарнийцев. Рыжий превращается обратно в неразумное животное после встречи с ужасным богом Ташем в конюшне.
Глимфиттер Глимфиттер — говорящая сова из «Серебряного кресла». Он приводит Джилл Поул и Юстаса Скрабба в парламент сов и помогает им объединиться с Хмуром.
Лорд Глозель Лорд Глозель, коварный советник короля Мираза в «Принце Каспиане», наносит удар Миразу во время битвы с нарнийцами.
Голг В «Серебряном кресле» Голг — землянин (гном), которого схватили и допрашивали принц Рилиан и Хмур. Голг возвращается в страну Бисм через пропасть, которая открывается в Подземье.
Грифл В «Последней битве» Грифл — чёрный карлик, который восстаёт против короля Тириана и Нарнии. Желая стать независимым от правителей, Грифл и его отряд карликов убивают нарнийцев и калорменов.
Губернатор Гумпас Губернатор Гумпас, коррумпированный правитель Одиноких островов в «»Покорителе зари, или Плавании на край Света», был смещён, когда прибыл Каспиан и отстранил его от власти.
Король Харфанга Безымянный король великанов в Харфанге развлекает Джилл Поул, Юстаса Скрабба и Хмура в «Серебряном кресле», но втайне планирует съесть их на Осеннем пиру.
Королева Харфанга В сговоре со своим мужем и Ведьмой (Владычицей Зелёного Платья) в «Серебряном кресле» безымянная королева великанов Харфэнга предлагает Джилл Поул, Юстасу Скраббу и Хмуру ложное гостеприимство, потому что планирует съесть их на Осеннем пиру.
Королева Елена Аслан коронует королеву Елену, или Нелли, как первую королеву Нарнии в «Племяннике чародея». Она волшебным образом переносится туда из унылой лондонской жизни, чтобы воссоединиться со своим мужем Фрэнком.
Хвин Хвин, нарнийская лошадь, пойманная и выращенная в Калормене, помогает Аравису сбежать в Нарнию в «Конь и его мальчик». Как и Бри, она скрывает от калорменцев, что умеет говорить, и открывается Аравису только для того, чтобы помешать девочке покончить с собой.
Алмаз Алмаз, говорящий единорог из «Последней битвы», — благородный лучший друг короля Тириана. Они попали в плен к Шифту после того, как сдались, убив двух его стражников.
Дигори Кирк В «Племяннике чародея» Дигори Кирк случайно приводит злую королеву Джадис, Белую Колдунью, в Нарнию в момент её рождения. Он является наставником (как профессор Кирк) и защитником детей Пэвенси в «Льве, колдунье и платяном шкафу» и попадает в страну Аслана в «Последней битве».
Мейбл Кирк Мать Дигори Кирка и сестра тёти Летти и дяди Эндрю, Мейбл при смерти в «Племяннике чародея». Она выздоравливает, когда Дигори дарит ей волшебное яблоко из Нарнии.
Леди в зеленой юбке Леди в зелёном платье убивает королеву Нарнии, а затем заколдовывает и похищает её сына, принца Рилиана, в «Серебряном кресле». Её также называют Королевой Подземного мира или просто Ведьмой.
Ласаралин Ласаралин — избалованная замужняя Таркина (дворянка) и старая подруга Арависа в «Конь и его мальчик». Несмотря на некоторую поверхностность, она проявляет храбрость, помогая Аравису сбежать из Ташбаана.
Миссис Лефей Миссис Лефей — крёстная фея дяди Эндрю в «Племяннике чародея». Именно она даёт ему шкатулку с пылью, из которой он создаёт волшебные кольца.
Тетя Летти Тётя Летти, или Летиция Кеттерли, — сестра дяди Эндрю и Мейбл Кирк в «Племяннике чародея». Добрая смотрительница, она пытается защитить Дигори Кирка от безумных экспериментов дяди Эндрю.
Король Лун В «Конь и его мальчик» король Лун — правитель Арченленда и отец близнецов Кора (Шасты) и Корина. Овдовев, он приглашает Арависа пожить в замке после битвы с принцем Рабадашем.
Миссис Макриди Миссис Макриди — суровая экономка профессора Дигори Кирка в «Льве, колдунье и платяном шкафу». Дети Пэвенси стараются избегать её, когда впервые попадают в Нарнию.
Могрим Могрима, говорящего волка, также известного как Фенрис Ульф, и главу тайной полиции Белой Колдуньи в «Льве, колдунье и платяном шкафу» убивает Питер, когда волк нападает на Сьюзен.
Король Мираз Король Мираз убивает отца принца, Каспиана Девятого, и узурпирует трон принца Каспиана. Когда у Мираза рождается собственный сын, он решает уничтожить своего племянника, законного наследника.
Главный Монопод В «Покорителе зари, или Плавании на край Света» вождь Монопод — предводитель Даффлпадов. Иногда его называют Вождём Голоса (когда он невидим), но чаще просто Вождём.
Никабрик В «Принце Каспиане» Никабрик — чёрный гном (из-за чёрных волос и бороды), который хочет победить короля Мираза и телмаринцев любыми способами. Он погибает, когда пытается вернуть к жизни злую Белую Ведьму из легенд.
Медсестра Няня принца рассказывает ему истории о Старой Нарнии в «Принце Каспиане», и за это король Мираз выгоняет её из замка.
Поджин Поджин — единственный гном из банды Гриффла, который остаётся верен королю Тириану в «Последней битве».
Джилл Поул Джилл Поул отправляется в Нарнию в «Серебряном кресле», чтобы помочь найти пропавшего принца Рилиана. Она возвращается в Нарнию в «Последней битве», чтобы спасти короля Тириана и осла Паззла из плена.
Полли Пламмер Юная Полли Пламмер, подруга Дигори Кирка в Лондоне, обманом уговоренная дядей Эндрю принять волшебное кольцо, которое переносит её в другой мир. Вместе с Дигори она посещает Нарнию в «Племяннике чародея»; она также ненадолго появляется в конце света в «Последней битве».
Королева Прунапризмия Королева Прунаприсма, жена короля Мираза, рожает сына принца Каспиана.
Хмур Хмур, мрачный Болотный Виггл из «Серебряного кресла», помогает Джилл Поул и Юстасу Скрэббу в их стремлении спасти принца Риляна. Хмур верен Нарнии и Аслану и проявляет большую храбрость, противостоя Ведьме, Госпоже Зелёного Платья.
Лопух Лопух, говорящий осёл из «Последней битвы», попадает в ловушку, когда его «друг» Обезьян Хитр  уговаривает Лопуха выдать себя за Аслана, несмотря на его собственные опасения. Позже глупый осёл осознаёт, какой вред он причинил, и его принимают в страну Аслана.
Принц Рабадаш Принц Рабадаш — высокомерный старший сын Тисрока в «Коне и его мальчике». Он вторгается в Арченланд, терпит поражение и в наказание Аслан превращает его в осла.
Раманду Раманду — престарелый звёздный странник, который живёт на острове недалеко от Края Света со своей дочерью в книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света» . Он приветствует короля Каспиана и команду и предлагает убежище лорду Рупу.
Дочь Раманду Прекрасная дочь Раманду встречает короля Каспиана в вниге «Покоритель зари, или Плавание на край Света» и становится королевой Нарнии. В «Серебряном кресле» она рожает принца Риляна, а позже её убивает ядовитая зелёная змея.
Рипичип Мыш Рипичип — благородный, отважный рыцарь, который верен Аслану и который внушает глубокую преданность своим последователям. Опытный фехтовальщик присоединяется к битве в «Принце Каспиане«, плывет на Край света и дальше в «Покоритель зари, или Плавание на край Света» и приветствует вновь прибывших в страну Аслана в «Последней битве«.
Лорд Руп Лорд Руп, один из семи дворян, верных Каспиану Девятому, в книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света». Он провел много лет на ужасающем острове, где мечты буквально сбываются.
Принц Рилиан Принц Рилиан, сын дочери Раманду и Каспиана Десятого в «Серебряном кресле», похищен Леди в зелёном платье (ведьмой). Он живёт с ней десять лет в Подземье, где она правит как королева и держит его в плену.
Ришда Ришда, калорменский таркан (дворянин), вступает в сговор с Шифтом и Джинджером, чтобы править несчастными нарнийцами в «Последней битве». Король Тириан затаскивает Ришду в конюшню, где на него набрасывается ужасный бог Таш и уносит его прочь.
Рамблбаффин Белая Колдунья превращает Рамблбаффина в камень в «Льве, колдунье и платяном шкафе», а позже Аслан возвращает его к жизни. Он ломает ворота дома Колдуньи, чтобы освободить всех нарнийцев, которые были там в плену.
Райнельф Райнельф — моряк, который убеждает команду продолжить путь к Краю Света в книге «Покоритель зари, или Плавание на край Света».
Юстас Кларенс Скрабб Юстас Кларенс Скрабб — его зовут Юстас Кларенс, иногда просто Скрабб, но в основном Юстас — угрюмый, эгоистичный мальчик, которого временно превратили в дракона в книге»Покоритель зари, или Плавание на край Света». Он меняется и помогает спасти принца Рилиана в «Серебряном Кресле» и короля Тириана в «Последней битве».
Шаста Шаста, воспитанный рыбаком в «Коне и его мальчике», убегает, когда мужчина чуть не продает его в рабство. Он помогает спасти Архенландию и в процессе обнаруживает, что он Кор, потерянный брат-близнец принца Корина.
Обезьян Хитр Обезьян Хитр , умная, жадная говорящая обезьяна из «Последней битвы», убеждает Лопуха выдать себя за Аслана и с помощью этого обмана берет под контроль Отходы от Фонарей. Обезьян Хитр сам становится марионеткой Ришды, и в конце концов Таш съедает Хитра.
Лорд Сопеспиан Лорд Сопеспиан вступает в сговор с лордом Глозеллем в «Принце Каспиане», чтобы обманом заставить короля Мираза сразиться один на один с Питером.
Строберри Лондонский извозчик Строберри, также известный как Фледж, случайно попадает в Нарнию благодаря Дигори Кирку и Полли Пламмер в «Племяннике чародея». Там он становится говорящей лошадью, и Аслан дарит ему крылья.
Tаш Этот грозный бог тархистанцев, Таш Неумолимый, имеет голову стервятника и четыре руки. Он призван в Нарнию в «Последней битве» и также упоминается в «Коне и его мальчике».
Король Тириан Король Последней битвы Тириан — последний король Нарнии. Его королевство захвачено тархистанцами, а его армия разбита в последней битве мира перед ее концом.
Тисрок К могущественному правителю Калормена в книге «Конь и его мальчик» Тисроку относятся почти как к богу. «Тисрок» — это почётный титул; в истории Калормена были и другие Тисроки, в том числе сын этого человека, Рабадаш.
Трюффельхантер Трюфельхантер, говорящий барсук, верный Аслану, заботится о раненом принце в «Принце Каспиане».
Трампкин Рыжий карлик (из-за бороды и волос), верный принцу и Старой Нарнии в «Принце Каспиане», Трампкин отправляется на поиски детей Пэвенси в руины Кэр-Паравела. Он служит лордом-регентом Каспиана в книгах «Покоритель зари, или Плавание на край Света» и «Серебряном кресле».
Тумнус Тамнус, или Фавн, дружит с Люси в «Льве, колдунье и платяном шкафу». Когда он не выдаёт Люси Белой Колдунье, та превращает его в камень.
Дядя Эндрю Эндрю Кеттерли, дядя Эндрю для Дигори, — эгоцентричный и тщеславный человек, который изобретает волшебные кольца, позволяющие путешествовать по Лесу между мирами в «Племяннике чародея». Дядя Эндрю пресмыкается перед злой королевой Джадис в Лондоне и приходит в ужас, когда обнаруживает, что перенесся в Нарнию.

Интересные факты

1. Критики отмечали как сексистские, так и расистские мотивы в «Хрониках Нарнии».
Современные критики сочли некоторые образы, созданные Льюисом в «Хрониках Нарнии», тревожными. Образ Сьюзен, старшей дочери Пэвенси, созданный Льюисом, вызвал гнев критиков-феминисток. Автор Филип Пулман утверждает, что в Нарнии Льюиса:

«Мальчики лучше девочек, светлокожие люди лучше темнокожих и так далее… Сьюзен, как и Золушка, переходит из одного этапа своей жизни в другой. Льюис этого не одобрял. Он не любил женщин в целом и сексуальность в частности, по крайней мере, на том жизненном этапе, когда он писал книги о Нарнии».
Пулман также называет романы «откровенно расистскими» из-за их изображения темнокожего населения, в частности, из-за того, что тельмаринцы в «Принце Каспиане» (1951) показаны злыми и ненадёжными. Учёные отмечают, что тот факт, что Аслан (представитель Бога) не одобряет правление тельмаринцев в Нарнии, намекает на то, что Льюис считал, что белые люди имеют божественное право на мир.

2. Некоторые читатели критиковали книги «Хроники Нарнии» за то, что они больше связаны с оккультизмом, чем с христианством.
Хотя книги «Хроники Нарнии» чаще всего обсуждаются в рамках христианства, некоторые читатели были оскорблены использованием магии в романах.

В юности Льюис считал себя атеистом и на протяжении жизни несколько раз менял свои взгляды. Несмотря на то, что в дальнейшем он стал христианским богословом, Льюис часто избегал прямых упоминаний о своих романах как о христианских аллегориях. Однако некоторые евангелистские религиозные организации зашли так далеко, что намекнули, что «Хроники Нарнии» пропагандируют язычество и оккультизм.

3. Автор «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкин лично знал Льюиса и ненавидел «Хроники Нарнии».
Льюис и Толкин были давними — хотя и непростыми — друзьями и часто вместе гуляли по кампусу Оксфордского университета, обсуждая литературу и теологию. На самом деле Толкин отчасти способствовал обращению Льюиса в христианство. Однако Толкин не был поклонником серии фэнтези своего друга, несмотря на их связь и часто проводимые параллели между «Хрониками Нарнии» и «Властелином колец».

Толкин считал, что Льюис «позаимствовал» слишком много противоречащих друг другу мифологий при создании мира Нарнии. Целью Толкина было создать свой собственный мифический мир, который был бы типично английским, в то время как Льюис заимствовал из североевропейских, греческих и ближневосточных традиций. Толкина, по-видимому, особенно оскорбило появление Санта-Клауса в книге«Лев, колдунья и платяной шкаф», поскольку это добавило ещё один неуместный мифологический элемент.

4. Был жаркий спор о правильном порядке чтения серии «Хроники Нарнии».
«Хроники Нарнии» были написаны не в хронологическом порядке. «Лев, колдунья и платяной шкаф» был первым романом Льюиса в этой серии, но его более поздний роман «Племянник чародея» предшествует прибытию детей Пэвенси в Нарнию и объясняет, как было создано это королевство. Эта последовательность привела к ожесточённым спорам среди фанатов о том, в каком порядке читать романы.

Хотя спор продолжается, Льюис однажды высказался по этому поводу, ответив на письмо ребёнка, в котором тот спрашивал, в каком порядке лучше читать книги. Льюис объяснил, что, хотя он рекомендовал читать книги в хронологическом порядке, начиная с «Племянника чародея»:

«Возможно, не так уж важно, в каком порядке их читать. Я даже не уверен, что все остальные были написаны в том же порядке, в котором они были опубликованы. Я никогда не веду записи такого рода и не запоминаю даты.».

5. Джоан Роулинг назвала «Хроники Нарнии» главным источником вдохновения для своей серии «Гарри Поттер».
«Хроники Нарнии» послужили источником вдохновения для другой любимой детьми серии фэнтези: чрезвычайно популярных романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере. В частности, идея Роулинг о том, что её главный герой Гарри Поттер отправляется в другое царство, полное волшебства и чудес, была навеяна первыми шагами Люси в шкафу. Роулинг отмечала:

«Я поймала себя на мысли о том, что путь в Нарнию лежит через шкаф, когда Гарри сказали, что он должен броситься на барьер на вокзале Кингс-Кросс — он растворяется, и он оказывается на платформе Девять и Три Четверти, где стоит поезд в Хогвартс».

Однако Роулинг также объяснила ключевое различие: в то время как Нарния является совершенно отдельным миром, волшебный мир «Гарри Поттера» технически является частью реального мира.

6. Актриса, сыгравшая Люси в фильме 2005 года «Лев, колдунья и платяной шкаф», установила «ведро для ругательств» для актёров постарше.
Во время съёмок экранизации 2005 года «Лев, колдунья и платяной шкаф» на съёмочной площадке, по-видимому, часто ругались. Английский актёр Джорджи Хенли, сыгравший Люси, младшую из детей Певенси, установил ведро для ругательств, в которое старшие актёры бросали деньги, когда ошибались и произносили плохие слова. Судя по всему, шотландскому актёру Джеймсу МакЭвою, сыгравшему чувствительного фавна мистера Тамнуса, в ходе съёмок пришлось заплатить больше всех.

7. Аслан в переводе с турецкого означает «лев».
Когда Льюису понадобилось имя для своего могущественного персонажа-льва, он обратился к турецкому языку. «Аслан» переводится как «лев» на турецком. Некоторые учёные также отмечают, что приставка «Ас-» означает «Бог» на древнескандинавских языках, а Аслан часто воспринимается как божественная фигура в мире Нарнии. Вполне возможно, что Льюис знал об обоих значениях, поскольку он был страстным поклонником древнескандинавской мифологии и включил многие мотивы из этих мифов в серию «Хроники Нарнии».

 

Текст: Светлана Никонова, 55 👀