Посмертные записки Пиквикского клуба (Чарльз Диккенс) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1836–37 | Форма произведения: роман | Жанр: комедия | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Время чтения: более 15 часов | Главные герои: Мистер Пиквик, Мистер Уинкль, Мистер Тапмен, Мистер Снодграсс, Сэм Уэллер , Мистер Джингл Второстепенные герои: Джоб Троттерс, Арабелла, Тетя Арабеллы, Бенджамин Аллен, Мистер Бэнтам, Миссис Барделл, Мистер Блоттон, Угрюмый человек, Мистер Додсон, Мистер Даулер, Миссис Даулер, Горацио Физкин, Мистер Фогг, Джо, Мария Лоббс, Мистер Лоббс, Мистер Лаутен, Мистер Магнус, Мэри, Дама средних лет, Мистер Напкинс, Доктор Пейн, Мистер Перкер, Натаниэль Пипкин, Мистер Потт, Миссис Потт, Боб Сойер, Доктор Слэммер, Сэмюэл Сламки, Мистер Сларк, Том Смарт, Джон Смокер, Сержант Снаббин, Мистер Стиггинс, Лейтенант Тэпплтон, Мистер Трандл, Мистер Уордл, Миссис Уордл, Белла Уордл, Эмили Уордл, Мисс Рейчел Уордл, Мистер Уэллер, Миссис Уэллер, Мистер Уинкль старший Темы: бедность и богатство

История создания

«Посмертные записки Пиквикского клуба» —  это первый роман английского писателя Чарльза Диккенса (7 февраля 1812 – 9 июня 1870 гг.). Диккенс с самого начала работы над «Записками» знал, что пишет выдающееся произведение 

«Наконец-то я принялся за Пиквика, которому суждено будет предстать перед читателями во всем величии и блеске своей славы»,— писал Чарлз Диккенс своим издателям за день до окончания первой главы.

Как всё начиналось 

История создания романа берёт своё начало 10 февраля 1836 года, когда к Чарльзу Диккенсу обратился издатель Уильям Холл с деловым предложением. Идея была проста: Диккенсу предложили написать рассказ о приключениях забавных джентльменов, изображённых на иллюстрациях художника Роберта Сеймура. Однако задача усложнялась тем, что Диккенс должен был следовать за художником, учитывая его замысел. Друзья Чарльза — писатели Уильям Эйнсворт, Эдвард Бульвер-Литтон и Дуглас Джеролд — пытались отговорить его от этой работы, утверждая, что она не только не поможет ему развиваться, но и отбросит его назад, снизив уровень его достижений как журналиста.

В предисловии к изданию 1847 года Диккенс написал о начале работы над «Записками» следующее:

«Сделанное мне предложение заключалось в том, чтобы я ежемесячно писал нечто такое, что должно явиться связующим звеном для гравюр, которые создаст мистер Сеймур, и то ли у этого превосходного художника-юмориста, то ли у моего посетителя возникла идея, будто наилучшим способом для подачи этих гравюр явится «Клуб Нимрода», члены которого должны охотиться, удить рыбу и всегда при этом попадать в затруднительное положение из-за отсутствия сноровки.

Подумав, я возразил, что хотя я родился и рос в провинции, но отнюдь не склонен выдавать себя за великого спортсмена, если не считать области передвижения во всех видах, что идея эта отнюдь не нова и была не раз уже использована; что было бы гораздо лучше, если бы гравюры естественно возникали из текста, и что мне хотелось бы идти своим собственным путём с большей свободой выбирать людей и сцены из английской жизни, и я боюсь, что в конце концов я так и поступлю, независимо от того, какой путь изберу для себя, приступая к делу. С моим мнением согласились, я задумал мистера Пиквика и написал текст для первого выпуска, а мистер Сеймур, пользуясь гранками, нарисовал заседание Клуба и удачный портрет его основателя — сей последний был создан по указаниям мистера Эдуарда Чепмена, описавшего костюм и внешний вид реального лица, хорошо ему знакомого. Памятуя о первоначальном замысле, я связал мистера Пиквика с Клубом, а мистера Уинкля ввел специально для мистера Сеймура.».

31 марта 1836 года вышел первый выпуск «Записок», но популярностью издание не пользовалось.

Жизнь делает крутой поворот

Ситуация изменилась, когда произошла трагедия — художник Сеймур покончил жизнь самоубийством. Сам Диккенс пишет об этом так:

«Мы начали с выпусков в двадцать четыре страницы вместо тридцати двух и с четырёх иллюстраций вместо двух. Внезапная, поразившая нас смерть мистера Сеймура, — до выхода из печати второго выпуска, — привела к незамедлительному решению вопроса, уже назревавшего: выпуск был издан в тридцать две страницы только с двумя иллюстрациями, и такой порядок сохранился до самого конца.».

После того как Сеймур покончил с собой, писатель начал самостоятельно вести переговоры с несколькими художниками о создании иллюстраций для «Пиквикского клуба», в том числе с Уильямом Теккереем, который впоследствии стал автором «Ярмарки тщеславия». Однако Диккенсу не понравились работы этих художников.

Новый художник-иллюстратор

Выбор пал на самого молодого из претендентов — Хэблота Брауна, который с этого момента на протяжении двадцати с лишним лет под псевдонимом «Физ» создавал иллюстрации для многих романов Диккенса.

Теперь уже художник во всём следовал за писателем, прекрасно передавая атмосферу комической эпопеи, которая возникала под пером Диккенса, и особенности созданных им персонажей.

Выпуск романа и успех
Роман публиковался с марта 1836 года по ноябрь 1837 года в виде серии из 20 ежемесячных частей. Первоначально книга называлась «Приключения мистера Пиквика», но позднее она была переименована в «Записки Пиквикского клуба». 

В июле 1836 года вышел пятый выпуск «Записок», содержащий главы 12-14, в котором появляется находчивый слуга Сэм Уэллер и город Итенсуилл с его бурной политической жизнью. Этот выпуск прославил Диккенса и сделал популярным издание «Посмертных записок Пиквикского клуба». 

Благодаря «Запискам Пиквикского клуба» Диккенс стал одним из самых известных писателей своего времени, а сам роман закрепил за ним репутацию выдающегося мастера юмора, сатиры и социальной критики. Произведение оказало огромное влияние на развитие английского романа и стало символом «нового» реализма, где социальные проблемы и человеческие пороки поднимались с помощью комизма и абсурда.

О названии

В романе Чарльза Диккенса описываются приключения членов Пиквикского клуба, в частности основателя клуба мистера Пиквика. Клуб больше не существует, вот почему документы называются посмертно в расширенном названии «Посмертные записки Пиквикского клуба».

Жанр произведения

Роман. Комедия, Художественная литература.

Символы

Еда

Еда очень важна в «Записках Пиквикского клуба». Она символизирует изобилие, комфорт и счастье. Диккенс уделяет много времени описанию блюд, которые едят пиквикисты.

Некоторые персонажи — мистер Пиквик, мистер Тапмен и мистер Уэллер, не говоря уже о слуге Джо, — имеют лишний вес. В то время люди считали это признаком процветания, а не проблем со здоровьем, и Диккенс описывает соответствующие блюда. Даже в описании фермы Мэнор, когда они впервые прибывают (глава 5), подчеркивается еда, хранящаяся на кухне.

Во время судебного процесса «Барделл против Пиквика» одно из писем, которые мистер Пиквик написал миссис Барделл, посвящено еде, в частности «отбивным и томатному соусу». Прокурор утверждает, что он никак не мог написать письмо миссис Барделл только для того, чтобы попросить отбивные с томатным соусом, но, учитывая важность еды в этой книге, читатель находит это вполне правдоподобным.

Недостаток еды или употребление в пищу только некачественных продуктов также символически представлены в книге. Как отмечает Сэм в главе 22:

«— Вот что я хочу сказать, сэр, — пояснил Сэм, — чем беднее место, тем больше спрос на устриц. Посмотрите, сэр, здесь на каждые пять-шесть домов приходится лоток с устрицами. Улица завалена ими. Провалиться мне на месте, но мне кажется, когда человек очень беден, он выбегает из дому и в регулярном отчаянии поедает устрицы».

На самом деле устрицы считались «пищей бедняков», потому что их было легко хранить в бочках, и они «хранились» долгое время. Сравните это с мистером Пиквиком, который в главе 2 ужинает свежевыловленной камбалой.

Диккенс отмечает, что в тюрьме мистер Джингл и Джоб — до того, как Пиквик им помогает, — собираются съесть «небольшой кусок сырой бараньей лопатки» (глава 42). Баранина — это мясо взрослой овцы; у неё сильный вкус, и она очень жёсткая, если её неправильно приготовить. После того, как Пиквик помог им, Джоб говорит Сэму, что они съедят «полбараньей ноги, запечённой… с картофелем под ней, чтобы не варить» (глава 45).

Они по-прежнему едят недорогую еду, но её гораздо больше, и она будет приготовлена более аппетитным способом. В главе 51 Сэм описывает обед мистера Пиквика, когда тот путешествует с Бобом Сойером и Беном Алленом, как «пару цыплят, сэр, и здоровенную котлету; французскую фасоль, тарталетки, пирог и гарнир».

Одежда

Одежда в «Записках Пиквикского клуба» служит символом личности персонажа. Интересно, что гораздо больше внимания уделяется мужской одежде, чем женской. В главе 2 рассказчик утверждает, что «великие люди редко бывают слишком щепетильны в выборе одежды». Мистер Пиквик — один из таких людей, который не «слишком щепетилен». На самом деле его так часто описывают в гетрах, что, когда он снимает их, чтобы потанцевать на Рождество, его друзья шокированы (глава 28).

Более необычная или экстравагантная одежда также говорит о характере персонажа. В главе 1 Диккенс описывает более изысканную одежду некоторых друзей мистера Пиквика, например, плащ мистера Снодграсса и охотничий костюм мистера Уинкля. Эта одежда, привлекающая внимание к своим владельцам, кажется юношеским проявлением неуверенности в себе.

Диккенс не преминул отметить в главе 57, что мистер Уинкль, женившись и остепенившись, «сменил свой старый костюм на обычную английскую одежду». В главе 15 Пиквик и мистер Тапмен чуть не подрались, когда Пиквик высмеял идею мистера Тапмена появиться в костюме на костюмированном завтраке.

Отсутствие подходящей одежды также говорит о персонаже. Когда Пиквикисты впервые встречают мистера Джингла во второй главе, Диккенс вскользь упоминает, что его одежда сидит не очень хорошо, а единственный его багаж — «посылка из коричневой бумаги, которая, судя по всему, содержала одну рубашку и носовой платок».

В третьей главе мистер Джингл одалживает у мистера Уинкля красивый новый костюм, чтобы пойти на вечеринку, из-за чего у мистера Уинкля возникают проблемы, потому что доктор Слэммер узнаёт в этом костюме человека, который его оскорбил. Позже, когда мистер Пиквик находит мистера Джингла в тюрьме, Диккенс описывает его как «одетым в лохмотья и без пальто; его простая ситцевая рубашка была жёлтой и в лохмотьях» (глава 42). Мистер Джингл признаётся, что они с Джобом заложили пальто, запасные рубашки, шёлковый зонтик и даже ботинки, чтобы заработать денег на жизнь.

Диккенс очень подробно описывает одежду Сэма. Когда мистер Пиквик впервые встречает Сэма, тот сменил грубую одежду на новую, более качественную, благодаря работе у Пиквика. Во время суда Сэм настаивает на том, что главная причина, по которой он помнит свой первый день работы у мистера Пиквика, заключается в том, что «в то утро на мне была совершенно новая одежда, господа присяжные… и это было очень примечательное и необычное событие для меня в те дни» (глава 34).

Сэм гордится своей новой одеждой, и на самом деле одежда слуг была отражением их хозяина. Когда Сэм приходит на вечеринку для слуг в главе 37, один из слуг признаётся ему, что «мы знаем, мистер Уэллер, — мы, люди мира, — что хорошая форма рано или поздно завоюет расположение женщин». На самом деле, это единственное, что, по-моему, делает служение стоящим того, чтобы в него вступать. Даже среди слуг одежда делает человека.

Основная идея

Главная идея романа Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба» заключается в изображении жизни британского общества начала XIX века через комические, иногда сатирические ситуации, в которые попадают персонажи.

Это произведение — яркое и остроумное исследование человеческих слабостей, социальных проблем и человеческих взаимоотношений.

Основная тема — это исследование добра и зла, а также тех моральных и этических принципов, которые приводят к гармонии или конфликтам в обществе. Через персонажей Пиквикского клуба, особенно его председателя, мистера Пиквика, Диккенс показывает важность честности, добросердечности и гуманности, а также высмеивает пороки, такие как жадность, лицемерие и социальная несправедливость.

Произведение также затрагивает вопросы социального положения и правосудия. Через многочисленные судебные процессы и абсурдные ситуации, Диккенс критикует недостатки юридической системы того времени.

Кроме того, «Записки Пиквикского клуба» можно рассматривать как важный этап в развитии английского романа, где комизм и сатира становятся мощным инструментом для размышлений о человеческой природе и социальных порядках.

Темы

«Посмертные записки Пиквикского клуба», первый роман Чарльза Диккенса, начинался как простая комедия. Однако по мере роста популярности Диккенс воспользовался возможностью сделать громкие заявления о недостатках, которые он видел в обществе, и об обязанности людей решать эти проблемы.

Право и политика

Многие проблемы общества, по мнению Диккенса, были связаны с законом и политикой. В юности он работал в юридической конторе и много лет был журналистом, освещавшим работу парламента. В результате этого опыта он стал с подозрением, даже с презрением, относиться к юристам и политикам. В «Посмертных записках Пиквикского клуба» юристы и политики по большей части заботятся о себе, а не о народе.

Политики появляются в «Записках Пиквикского клуба» относительно ненадолго, во время нелепых выборов в Итенсвилле. Многие из тех, кто участвует в выборах, относятся к ним очень серьёзно, но при этом не происходит никакого реального обсуждения проблем. Сэм с радостью описывает предвыборные уловки, призванные помешать избирателям высказать своё мнение, в том числе подмешивание им в чай лауданума. В конце концов побеждает «правильный» кандидат, но он является правильным кандидатом только потому, что его поддерживает круг общения Пиквикского клуба. Его точные убеждения по какому-либо поводу никогда не проясняются.

Адвокаты играют в книге гораздо более важную роль, особенно Перкер, адвокат мистера Пиквика, и неэтичная команда Додсона и Фогга. Все адвокаты, изображённые в «Записках Пиквикского клуба», ведут себя бессердечно, все они лгут своим клиентам и все они хотят заработать как можно больше денег. Перкер заставляет своего клерка солгать клиенту, сказав, что Перкера нет в городе. Затем, через мгновение, клерк приглашает мистера Пиквика на встречу с ним. Причина? Клиент беспокоит их своим делом. Перкер не может понять, почему мистер Пиквик не хочет просто возместить ущерб и забыть о деле Барделла. Позже, когда Пиквик хочет использовать свои деньги, чтобы помочь мистеру Джинглу, Перкер в лучшем случае сомневается.

Додсон и Фогг тоже представлены в оскорбительном свете. Они делают всё, что могут, в рамках закона, чтобы выигрывать дела и получать деньги. Их дело против Пиквика в значительной степени сфабриковано, но они знают, как его представить, и выигрывают. Когда они не получают денег от мистера Пиквика, они сажают в тюрьму миссис Барделл, настаивая на том, чтобы она им заплатила. Они регулярно провоцируют Пиквика на оскорбления, предвкушая возможность подать на него в суд за клевету, нападение или что-то ещё, что придёт им в голову.

Хуже всего то, что ни адвокаты, ни политики ничего не делают для того, чтобы облегчить участь должников в тюрьме. Тюрьмы для должников, как Диккенс знал по собственному опыту, были мошенничеством. Более состоятельные заключённые, такие как мистер Пиквик, могут платить охранникам, чтобы получать всё, что захотят, включая отдельные комнаты, алкоголь и изысканные блюда. Однако большинство заключённых, которые оказались в тюрьме только потому, что не могли оплатить счёт, были набиты в грязные камеры, полуголодны и подвергались жестокому обращению всякий раз, когда охранникам вздумается.

Выборы в Итенсвилле проходят в непринуждённой обстановке, но когда читатель задумывается о том, что нелепый кандидат от «синих» мог бы изменить условия в этих тюрьмах, если бы не тратил время на оскорбления своего оппонента от «красных», он осознаёт всю несправедливость.

Страдания бедных

В каждом романе Диккенса так или иначе затрагиваются страдания бедняков. Диккенс был сильно потрясён тем, что его отца посадили в тюрьму за долги. В «Записках Пиквикского клуба» Диккенс сетует на систему, которая позволяет людям попадать в ловушку и страдать в системе, из которой они никогда не смогут выбраться.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» полны историй о хороших людях, которые не могут выбраться из нищеты или долговой тюрьмы. Когда мистер Пиквик и Сэм находятся в тюрьме, они оба снимают комнаты у жильцов (заключённого из Канцлерского суда и сапожника), которые страдают уже много лет. Сапожник унаследовал деньги, но потратил столько на судебные издержки, что оказался в долгах; заключённый из Канцлерского суда умирает в долговой тюрьме. Диккенс снова вернётся к теме Канцлерского суда и судебных издержек, в частности, в романе «Холодный дом» (1853). Многие истории, которые мистер Пиквик собирает в романе, описывают огромные страдания из-за бедности.

В то же время Диккенс показывает, что есть люди, живущие в бедности, которым всё равно, например, некоторые из тех, кого мистер Пиквик встречает в долговой тюрьме. Другие бедняки прибегают к неэтичным методам, чтобы избежать лишений, и, очевидно, готовы пойти на всё, лишь бы избежать их.

Мистер Джингл постоянно пытается расплатиться по счетам; когда у него не получается, он попадает в тюрьму и умер бы там, если бы не Пиквик. Мистер Пиквик слышит истории о бедных мужчинах, которые спиваются или бьют своих жён. Диккенс намекает, что эти несчастные могли бы сделать лучший выбор, если бы не оказались в бедственном положении.

Мистер Пиквик сам по себе состоятельный человек, и это защищает его от некоторых травмирующих событий, с которыми сталкиваются другие персонажи Диккенса. И он, и Сэм наблюдают за бедствиями, которые приносит бедность, и, возможно, читателю легче понять их. На самом деле Диккенс привлёк внимание к ужасам долговой тюрьмы.

Тюрьма Маршалси, в которой он и его семья отбывали наказание, была закрыта в 1840-х годах, всего через несколько лет после публикации «Посмертных записок Пиквикского клуба». Диккенс часто упоминал тюрьмы для должников в своих произведениях, особенно в «Дэвиде Копперфилде» (1850) и «Крошке Доррит» (1857).

Брак и Любовь

Большая часть этого романа посвящена любви и браку, которые в этом обществе не всегда идут рука об руку. Диккенс, кажется, утверждает, что проблемы в браке возникают, когда люди женятся по социальным причинам, таким как деньги или уважение, но когда люди женятся по любви, наступает счастье.

Некоторые неженатые герои книги хотят жениться, чтобы обрести финансовую стабильность или богатство. Мистер Джингл ухаживает за несколькими женщинами и сбегает с мисс Рэйчел Уордл, потому что у неё есть собственные деньги. Вторая жена мистера Уэллера вышла за него замуж ради денег, которые он унаследовал от своей первой жены. Она тщательно контролирует эти деньги в течение всей своей жизни, но Сэм и мистер Уэллер наследуют их после её смерти. Этот факт немного утешает мистера Уэллера, который теперь дважды вдовец.

Брак также может повысить социальный статус персонажа.

Мисс Рейчел Уордл не принимает ухаживания мистера Тапмена, а затем мистера Джингла, потому что ей нужна финансовая поддержка. Скорее, она хочет улучшить свой социальный статус, который принесёт ей замужество.

Миссис Барделл приходит в восторг, когда думает, что Пиквик делает ей предложение, отчасти потому, что её статус как миссис Пиквик значительно улучшится. Возможно, именно поэтому Пиквику никогда не приходит в голову, что она может подумать, будто он делает ей предложение. Поскольку она была ниже его по социальному положению, у него не было причин делать ей предложение, если только он не был безумно в неё влюблён.

Диккенс утверждает, что браки, заключённые по социальным причинам, не удаются. Мистер Уэллер предупреждает Сэма и всех, кто готов его слушать, о опасностях брака, особенно брака с вдовой.

Когда мистер Потт узнаёт, что мистер Уинкль женился, он испытывает сардоническое удовольствие. Женатые мужчины в книге — например, мистер Потт и мистер Хантер (чья жена — поэтесса и хозяйка костюмированного завтрака) — часто выглядят глупо в глазах своих жён. Мистер Уэллер сильно страдает, когда его жена увлекается «пастухом» и религией.

Однако не все браки неудачны. Есть несколько счастливых свадеб: мистера Трандла и Беллы Уордл, мистера Уинкла и Арабеллы Аллен, мистера Снодграсса и Эмили Уордл, Сэма и Мэри. Ни один из этих браков не заключён по социальным причинам; никто не получает финансовой или социальной выгоды.

На самом деле, брак Уинклов угрожает их социальному положению, поскольку какое-то время кажется, что их семьи отвернутся от них. Поскольку во время написания «Записок Пиквикского клуба» Диккенс сам был недавно женат, возможно, он чувствовал личную заинтересованность в этой теме.

Контекст

Социальный класс и промышленная революция

Промышленная революция началась в конце XVIII века, но её последствия продолжали проявляться и оказывать влияние на Англию ещё несколько десятилетий спустя. Новые технологии, такие как угольная и паровая энергетика, и новые методы ведения бизнеса, такие как массовое производство на фабриках, изменили мир. Рабочие начали стекаться в городские центры, где появлялись новые рабочие места. Производство в значительной степени не регулировалось, что приводило к опасным условиям труда, жестокому обращению с рабочими, детскому труду и другим социальным проблемам. Многие товары впервые стали производиться массово, и начал формироваться новый богатый класс владельцев фабрик. Появился новый потенциал для продвижения по социальной лестнице — унаследованное богатство больше не было единственным способом разбогатеть, — но это богатство часто наживалось за счёт эксплуатации рабочих.

В Англии всегда существовало общество с очень чёткими классовыми различиями, но ситуация начала меняться. В Англии были дворяне и титулованные особы (высший высший класс), богатые люди, не принадлежавшие к дворянскому сословию (высший класс), финансово стабильные люди (средний класс), рабочие (низший средний класс) и бедняки (низший низший класс).

До промышленной революции было крайне сложно переходить из одного класса в другой. По мере роста фабрик люди из среднего или низшего среднего класса могли зарабатывать достаточно денег, чтобы подняться в обществе. Такая социальная мобильность иногда создавала запутанные ситуации, потому что было трудно определить, к какому классу кто-то принадлежит.

В целом людей оценивали по тому, как они говорили, по уровню их образования, по их одежде и имуществу, а также по их дому (если он у них был). Но в Англии после промышленной революции владелец фабрики мог быть очень богатым человеком в модной одежде и с красивым домом, который всё равно говорил с акцентом «низшего класса» и имел ограниченное образование.

Мистер Пиквик и его друзья попадают в ловушку Альфреда Джингла, например, потому что Джингл говорит как «человек из высшего общества» и использует в разговоре выражения, которые мог бы использовать человек из высшего общества.

Чарльз Диккенс сам принадлежал к среднему классу, но он очень сочувствовал определённому проценту представителей низших классов. Диккенс чётко разделяет бедных людей на «хороших» и «плохих». «Хорошие» люди заслуживали помощи и могли быть бедными из-за невезения или плохого обращения со стороны власть имущих; «плохие» люди стремились получить то, что могли, были готовы воровать или применять насилие, если это служило их целям.

В «Записках Пиквикского клуба» «хороших» бедняков гораздо больше, чем «плохих», но, по крайней мере, некоторые персонажи Диккенса знают, что «плохие» тоже существуют.

Диккенс имел личный опыт жестокого обращения с рабочими и стремления представителей низшего класса получить статус среднего класса. Хотя «Пиквикские документы» не исследуют страдания рабочих так подробно, как некоторые другие произведения Диккенса, тем не менее это продукт той эпохи и ее классовых различий.

Диккенс рассматривал свои романы как способ стимулировать социальные перемены, и ему больше, чем многим его современникам, удалось привлечь внимание к страданиям бедных и промышленных рабочих.

Тюрьма для должников

В XIX веке людей, которые не могли оплатить свои счета, бросали в долговую тюрьму. Должник оставался в заключении до тех пор, пока не выплачивал долг. Часто в тюрьму попадали целыми семьями.

По некоторым оценкам, более половины людей, заключённых в тюрьму в Викторианской Англии, были арестованы за долги. В некоторых случаях должников помещали в отдельные тюрьмы, в других — в обычные тюрьмы.

Система долговых тюрем была коррумпированной и несправедливой. В некоторых отчётах говорится о том, что людей бросали в тюрьму за долги, которых они не совершали. Более богатый или влиятельный человек мог заявить, что кто-то ему должен, и бросить его в тюрьму за долг, даже без документов или доказательств. Однако люди в долговых тюрьмах должны были сами платить за своё питание и содержание, а возможности заработать деньги были ограничены. Это часто означало, что люди годами томились в долговой тюрьме, не имея возможности выплатить долг.

Тюрьмы для должников были частной собственностью тюремщиков. Многие тюремщики брали взятки и предоставляли услуги тем, у кого были деньги, как это происходит с мистером Пиквиком в романе.

Более состоятельный человек в тюрьме для должников мог получить отдельную комнату и качественное питание, но у большинства заключённых не было на это денег. Они жили в больших комнатах, где было много других заключённых. Санитарные условия были ограничены; крысы, блохи и другие вредители были обычным делом. Болезни распространялись. Из-за нехватки еды и свежего воздуха, а также плохих санитарных условий многие заключённые умирали от болезней.

Когда Чарльзу Диккенсу было 12 лет, его отца посадили в долговую тюрьму. Вся семья страдала, и юному Чарльзу пришлось бросить школу и работать на фабрике по чистке обуви, чтобы помочь оплачивать счета. Когда отец Диккенса унаследовал достаточно денег, чтобы выплатить долг, семья была освобождена, но этот опыт произвёл на Диккенса сильное впечатление и дал ему представление о страданиях бедных людей в Англии. «Посмертные записки Пиквикского клуба» посвящены этому опыту, когда самого мистера Пиквика бросают в долговую тюрьму. Хотя мистер Пиквик достаточно богат, чтобы не страдать слишком сильно, он видит много боли и горя. Мистеру Пиквику повезло больше, чем большинству заключённых, так же как семье Диккенса повезло выбраться всего через несколько месяцев, хотя отец Диккенса всю оставшуюся жизнь боролся с финансовыми трудностями.

Опыт общения Диккенса с законом

После того как его отца освободили из долговой тюрьмы, юный Диккенс ненадолго вернулся в школу, а затем устроился на работу в юридическую фирму. Диккенс подумывал о том, чтобы стать юристом; неясно, отказался ли он от этой идеи из-за того, что у него не было денег на юридическое образование, или из-за того, что профессия юриста вызывала у него отвращение. Диккенс использовал свои юридические знания, чтобы стать репортёром Канцлерского суда, а затем сделал карьеру журналиста, освещавшего судебные дела и работу парламента.

Если бы у Диккенса были какие-то представления о британской правовой системе, то времени, проведённого им в Канцлерском суде, хватило бы, чтобы изменить их.

В то время в Великобритании существовало два типа судов: суды общего права и Канцлерский суд. Это разделение имеет некоторое сходство с современной американской судебной системой, рассматривающей уголовные и гражданские дела.

Суды общего права рассматривали уголовные преступления, а Канцлерский суд — вопросы наследования или собственности. Теоретически решения Канцлерского суда могли создать прецедент, который повлиял бы на другие дела, поэтому его решения имели большое значение. На самом деле канцелярия была сложной, дорогостоящей и отнимала много времени.

Сам Диккенс попал в канцелярию через несколько лет после публикации «Записок Пиквикского Клуба». Он возбудил дело о защите авторских прав на свои произведения и выиграл, но потратил больше на судебные издержки, чем получил в качестве возмещения ущерба.

В «Записках Пиквикского Клуба» он вводит второстепенного персонажа, известного как «узник канцелярии»; позже он использовал Канцелярию как гораздо более важный компонент своего романа «Холодный дом».

Даже сегодня на решение сложного юридического вопроса могут уйти годы. То же самое было и во времена Диккенса. Общий уровень образования в Викторианскую эпоху означал, что юридические вопросы могли быть ещё более запутанными для широкой публики. В конце концов, было гораздо больше людей, которые не умели хорошо читать или писать: представьте, как они, должно быть, растерялись, получив повестку в суд или другие юридические документы, например завещания.

У Диккенса был личный опыт общения с юристами и клерками, которые, возможно, были такими же без энтузиазма или откровенно неэтичными, как персонажи его романов. Во многих романах Диккенса фигурируют юристы, и они редко являются положительными или достойными восхищения персонажами: Перкер, юрист из «Записок Пиквикского Клуба», является одним из лучших, но даже у него есть свои недостатки.

У него развился сильный скептицизм по отношению к юристам, политикам и всем, кто находится у власти и говорит о реформах. Как хорошо знал Диккенс, реформы продвигались медленно, и люди страдали, в то время как власть имущие болтали и баловали себя. «Пиквикские записки» были первой попыткой Диккенса привлечь внимание к лицемерию людей, стоящих у власти.

Публикация Пиквикских бумаг

«Посмертные записки Пиквикского клуба» изначально задумывались как серия зарисовок о спортивном клубе джентльменов, написанных известным художником Робертом Сеймуром. Практически неизвестный Диккенс был нанят для написания отдельных историй, которые должны были связать зарисовки воедино. Две вещи помешали «Посмертным запискам Пиквикского клуба» стать просто очередной серией рассказов того времени.

Во-первых, Роберт Сеймур покончил с собой, не успев закончить свои наброски для второй части «Записок Пиквикского клуба». В результате издатели решили больше сосредоточиться на сюжете и наняли другого художника, чтобы он делал меньше набросков для каждого выпуска. Но даже тогда «Записки Пиквикского клуба» не привлекали особого внимания публики, пока не произошло событие, которое сделало «Записки Пиквикского клуба» невероятно популярными.

В четвёртой части романа Диккенс представил Сэма Уэллера, который стал слугой мистера Пиквика и одним из главных героев романа. Продажи взлетели. На пике популярности «Посмертные записки Пиквикского клуба» продавались по 40 000 экземпляров в месяц; при жизни Диккенса было продано более 1,6 миллиона экземпляров, что сделало его самую популярную книгу.

Персонажи

Персонаж Описание
Мистер Пиквик Мистер Сэмюэл Пиквик, глава клуба «Пиквик», — добрый и щедрый пожилой мужчина.
Сэм Уэллер Сэм Уэллер — англичанин из низшего сословия, который становится верным слугой и защитником мистера Пиквика. 
Мистер Джингл Бывший актёр, мистер Альфред Джингл живёт на широкую ногу и пытается заработать деньги, женившись на богатой женщине.
Джоб Троттер Джоб Троттер — слуга, сообщник и друг мистера Джингла; он часто носит ливрею или форму слуги.
Мистер Уинкль Мистер Натаниэль Уинкль, член клуба «Пиквик», утверждает, что он спортсмен, но это не так.
Мистер Тапмен Член клуба «Пиквик» мистер Трейси Тапман — романтик, который любит флиртовать с женщинами.
Мистер Снодграсс Мистер Огастес Снодграсс, член клуба «Пиквик», любит поэзию.
Арабелла Прекрасная подруга мисс Уордл, Арабелла, влюбляется в мистера Уинкля и в конце концов сбегает с ним, к большому огорчению своего брата.
Тетя Арабеллы Её также называют «старушкой», и она даёт Арабелле кров. Арабелла сбегает из её дома.
Бенджамин Аллен Бен — брат Арабеллы. Когда мистер Пиквик впервые встречает его, он учится на врача; позже он заканчивает учёбу и пытается открыть медицинскую практику.
Мистер Бэнтам Мистер Бэнтам — церемониймейстер Бата.
Миссис Барделл Миссис Барделл — домовладелица мистера Пиквика, вдова с маленьким сыном. Она подаёт в суд на мистера Пиквика за нарушение обещания, когда ей кажется, что он сделал ей предложение.
Мистер Блоттон Мистер Блоттон — член клуба Пиквика, но не из числа путешествующих членов. Во время собраний клуба он постоянно спорит с мистером Пиквиком.
Угрюмый человек Угрюмый мужчина — актёр, который рассказывает «Сказку про гуляку».
Мистер Додсон Мистер Додсон — адвокат в фирме «Додсон и Фогг», которая советует миссис Барделл подать в суд на мистера Пиквика. Вместе со своим партнёром он известен своей «остротой» и неэтичными методами.
Мистер Даулер Пиквикисты встречают его и его жену в Бате. Мистер Даулер — очень ревнивый человек.
Миссис Даулер Миссис Даулер — жена мистера Даулера. Её ложно обвинили в том, что она сбежала с мистером Уинклом.
Горацио Физкин Мистер Физкин — кандидат в парламент от партии «Бафф» в Итенсвилле.
Мистер Фогг Мистер Фогг — адвокат в фирме «Додсон и Фогг», которая советует миссис Барделл подать в суд на мистера Пиквика. Вместе со своим партнёром он известен своей «остротой» и неэтичными методами.
Джо Джо — слуга мистера Уордла, «толстячок», который часто засыпает в неподходящее время и в неподходящем месте.
Мария Лоббс Мария Лоббс — красивая молодая леди, дочь богатого мистера Лоббса. Она привлекает внимание Натаниэля Пипкина.
Мистер Лоббс Отец Марии, мистер Лоббс, известен как суровый человек, который желает своей дочери всего наилучшего.
Мистер Лаутен Мистер Лаутен — юрисконсульт Перкера.
Мистер Магнус Магнус — человек, которого мистер Пиквик встречает во время путешествия. Они с мистером Пиквиком ссорятся, когда Магнус считает, что у мистера Пиквика тайные отношения с его невестой.
Мэри Мэри — хорошенькая служанка в доме судьи, где она впервые встречает Сэма, за которого позже выходит замуж. Она помогает Арабелле Аллен сбежать с мистером Уинклом.
Дама средних лет Дама средних лет — будущая жена мистера Магнуса и жертва ночных похождений мистера Пиквика в гостинице, куда он по ошибке заходит в её номер.
Мистер Напкинс Мистер Напкинс — мировой судья из Ипсвича, который отвечает за арест Сэма и Пиквикистов.
Доктор Пейн Доктор Пейн — друг доктора Слэммера, который с нетерпением ждёт дуэли.
Мистер Перкер Перкер — юрист; он работает на мистера Уордла и мистера Пиквика, а также участвует в выборах в Итенсвилле.
Натаниэль Пипкин Пипкин — кроткий маленький человечек, который издалека восхищается Марией Лоббс.
Мистер Потт Мистер Потт — редактор газеты «Блю» в Итенсвилле.
Миссис Потт Миссис Потт — жена мистера Потта. Её ложно обвинили в романе с мистером Уинклом.
Боб Сойер Сойер — друг Бена Аллена, студента-медика и начинающего врача. Бен хочет, чтобы он женился на его сестре Арабелле, но ей это неинтересно.
Доктор Слэммер Доктор Слэммер оскорблён мистером Джинглом на танцах и по ошибке вызывает мистера Уинкла на дуэль, думая, что именно мистер Уинкл его оскорбил.
Сэмюэл Сламки Мистер Сламки — член фракции «Итенсвилль Блю», баллотирующийся в парламент.
Мистер Сларк Мистер Слёрк — редактор «Итенсвилльской независимой» и соперник мистера Потта.
Том Смарт Продавец, который получил совет от стула; «Умный» — это история, рассказанная друзьям мистера Пиквика.
Джон Смокер Смокер, слуга мистера Бэнтэма, приглашает Сэма на вечеринку для слуг в Бате.
Сержант Снаббин Снаббин — известный адвокат, которого мистер Перкер нанял, чтобы он представлял интересы мистера Пиквика в суде. Он должен быть очень убедительным, но мистер Пиквик всё равно проигрывает.
Мистер Стиггинс Мистер Стиггинс, которого также называют пастухом, — предположительно религиозный человек, у которого складываются близкие отношения с мачехой Сэма.
Лейтенант Тэпплтон Лейтенант Таплтон — секундант доктора Слэммера на дуэли.
Мистер Трандл Мистер Трандл, гость в доме мистера Уордла, позже женится на Белле Уордл.
Мистер Уордл Уордл, друг Пиквикистов, живёт на ферме Мейнор в Дингли-Делл.
Миссис Уордл Миссис Уордл — пожилая мать мистера Уордла, она почти глухая. Её также называют «старушкой».
Белла Уордл Белла — одна из дочерей мистера Уордла; она выходит замуж за мистера Трандла.
Эмили Уордл Одна из дочерей мистера Уордла, Эмили, флиртует с мистером Снодграссом (и в конце концов выходит за него замуж).
Мисс Рейчел Уордл Рейчел, также известная как «тетя-старая дева», — сестра мистера Уордла. За ней ухаживает мистер Тапман, но мистер Джингл убеждает её сбежать с ним, пока её брат и Пиквикианцы не останавливают их.
Мистер Уэллер Мистер Уэллер — кучер и отец Сэма; у него очень оригинальные взгляды на брак, религию и правосудие.
Миссис Уэллер Миссис Уэллер — мачеха Сэма, которая отдаёт предпочтение религии, мистеру Стиггинсу и рому. В конце концов она умирает, подхватив болезнь из-за того, что в плохую погоду слушала мистера Стиггинса на улице.
Мистер Уинкль, старший Мистер Уинкл-старший — отец мистера Уинкла. Мистер Пиквик пытается убедить его простить мистера Уинкла и Арабеллу за то, что они сбежали.

 

Текст: Светлана Никонова, 47 👀