Жутко громко и запредельно близко (Джонатан Сафран Фоер) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2005 | Форма произведения: роман | Возраст: взрослые | Главные герои: Оскар Второстепенные герои: Томас, Бабушка, Мамочка, Папа, Анна, Отец Анны, Менеджер художественного магазина, Мохаммед Атта, Аарон Блэк, Эбби Блэк, Агнес Блэк, Альберт Блэк, Элис Блэк, Аллан Блэк, Арнольд Блэк, Фо Блэк, Джорджия Блэк, Мистер Блэк, Рут Блэк, Уильям Блэк, Доктор Фейн, Фелис, Джеральд, Саймон Голдберг, Джейн Гудолл, Стивен Хокинг, Слесарь, Арендатор, Рон, Джимми Снайдер, Стэн, Отец Томаса,Томоясу

История создания

Роман «Жутко громко и запредельно близко» был написан американским писателем Джонатаном Сафраном Фоером (21 февраля 1977 года) и опубликован в 2005 году. Это второй роман Фоера, после успешного дебюта с «Все совсем наоборот» (2002), который принес писателю международную известность.

История создания этого романа имеет интересный контекст. Джонатан Сафран Фоер долгое время размышлял над темой трагедии и утраты, что стало центральным элементом книги. Он начал работать над «Жутко громко и запредельно близко» в 2003 году, когда трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке оставила глубокий след в американской культуре и в жизни многих людей, включая самого Фоера. Эта трагедия отразилась в книге через историю мальчика по имени Оскар Шелл, который потерял своего отца в терактах 11 сентября.

В процессе работы над романом Фоер сочетал элементы личного переживания и осознания масштабных исторических событий, а также задавался вопросами о том, как трагедия и боль могут быть пережиты и поняты различными людьми. Этот процесс привел к созданию необычной структуры книги, где традиционные повествовательные приемы перемежаются с визуальными элементами, такими как фотографии, рисунки и заметки, что делает роман не только литературным произведением, но и чем-то больше, что требует активного вовлечения читателя.

В интервью Фоер неоднократно подчеркивал, что основным мотивом написания книги было стремление дать голос тем, кто сталкивается с трагедией и потерей, а также попытаться понять, как память и воспоминания формируют восприятие мира.

Роман получил большое признание критиков, в том числе за свою уникальную форму и способ взаимодействия с читателем. В 2011 году был выпущен одноименный фильм, который также вызвал широкий резонанс.

О названии

Автор Джонатан Сафран Фоер публично заявил, что предпочитает «заголовки, которые раскрывают смысл книги, а не описывают её содержание».

Он отметил, что темы, затронутые в этом романе, такие как любовь, война и будущее, «звучат громко и близко». Читатели также могут интерпретировать «Жутко громко и запредельно близко» как описание того, как Оскар меняется на протяжении романа.

Когда читатели впервые знакомятся с ним, он чувствует себя далёким от всех и вся. К концу романа Оскар сближается с оставшимися членами своей семьи и чувствует связь с человечеством в целом.

Жанр произведения

Роман. Вымысел

Символы

Клавиша

Чуть больше чем через год после смерти отца Оскар случайно разбивает вазу в папином шкафу. Внутри вазы лежит ключ. Оскар никогда раньше его не видел, и он ни к чему в квартире не подходит. Оскар одержим идеей найти замок, к которому подходит этот ключ, убеждённый, что, выяснив происхождение ключа, он станет ближе к отцу. Он носит ключ на шее на той же цепочке, что и ключ от квартиры, оба ключа расположены близко к сердцу.

Для Оскара ключ и его поиски подходящего замка символизируют любовь, которую он испытывает к своему отцу.

Прежде чем найти замок, он думает на вершине Эмпайр-стейт-билдинг: «Я недостаточно любил папу». Но пока Оскар ищет замок, подходящий к ключу, он чувствует к отцу ещё большую любовь, чем раньше. Он вспоминает о папе каждый раз, когда думает о ключе и поиске подходящего замка. Когда он наконец находит замок и отдаёт ключ, то чувствует себя ещё дальше от отца, чем когда-либо. «В поисках ключа я смогу побыть рядом с ним ещё немного», — говорит Оскар арендатору в главе «Простое решение неразрешимой задачи». Без ключа Оскар чувствует, как воспоминания об отце постепенно уходят в прошлое.

Ожерелье с Компасом

Прежде чем они вместе отправятся в своё первое приключение по Нью-Йорку, Оскар дарит мистеру Блэку самодельное ожерелье с компасом. Где бы мистер Блэк ни стоял в своей квартире, компас будет указывать ему на огромную кровать ручной работы, потому что кровать покрыта гвоздями, по одному на каждый день с тех пор, как умерла жена мистера Блэка. Вместе гвозди создают сильное магнитное поле, которое притягивает другие магнитные объекты, например скрепки, на свою орбиту. Таким образом, компас всегда будет указывать в сторону кровати.

Компас символизирует личное отношение Оскара к горю. Он считает, что, когда умирает близкий человек, лучше всего найти способ быть рядом с ним. Для него быть рядом — значит петь любимые песни папы, вспоминать любимые моменты и пытаться узнать о нём всё.

Оскар предполагает, что мистер Блэк каждое утро вбивает новый гвоздь в свою кровать по той же причине. Оскар предполагает, что мистер Блэк не выходит из своей квартиры, потому что не хочет быть далеко от воспоминаний о своей жене. Компас — это способ Оскара связать мистера Блэка с его покойной женой, даже когда его нет дома. Это продуманный подарок, который Оскар хотел бы получить сам.

Гири

Оскар считает себя очень эмоциональным человеком. Эта классификация может быть сложной, потому что он не всегда уверен, какие эмоции испытывает в данный момент. Хотя он ведёт дневник своих чувств, ему всё равно трудно подобрать слова, чтобы объяснить, что происходит у него в голове и в сердце. Ему легче говорить о осязаемых, понятных вещах. И здесь на помощь приходят гири. Когда Оскар думает о смерти своего отца или об опасностях, с которыми приходится сталкиваться в жизни, он говорит, что на нём «тяжёлые гири». То, что его радует, например, написание писем влиятельным учёным, делает его «гири» легче. Гири — это метафорическое представление об эмоциональном состоянии Оскара. Чаще всего они очень, очень тяжёлые.

Основная идея

Основная идея романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» заключается в исследовании травмы, утраты и попытки найти смысл жизни после катастрофы.

Фоер создает глубокую, эмоционально насыщенную картину того, как мы реагируем на трагедию, как научиться жить с болью и как, несмотря на неизбежные потери, люди могут найти путь к исцелению через личные поиски и связи с другими.

Художественное своеобразие

Роман «Жутко громко и запредельно близко»  Джонатана Сафрана Фоера имеет несколько ярких художественных особенностей, которые делают его уникальным в литературном мире. Вот некоторые из них:

Множественность нарративов: В произведении несколько пересекающихся историй, каждая из которых раскрывается через различные точки зрения. Основной рассказик — 9-летний Оскар Шелл, однако история также подается через письма, воспоминания и дневники других персонажей, что создает многослойную структуру повествования.

Использование визуальных элементов: Роман включает нестандартное оформление, например, страницы с фотографиями, рисунками, изменяющимся шрифтом и текстом, который занимает нестандартное пространство. Это добавляет дополнительный визуальный опыт читателю, усиливая эмоции и восприятие происходящего.

Темы травмы и потери: Одна из ключевых тем романа — последствия 11 сентября 2001 года и потеря близких. Эта травма олицетворяется через главного героя, который ищет ответы и способы справиться с утратой отца. Важную роль играют вопросы памяти и восприятия боли, а также попытки осмыслить смерть.

Тема поиска и самоопределения: Оскар, стремясь найти ключ к таинственной коробке своего отца, начинает исследование, которое становится для него своего рода путешествием взросления. Этот процесс поисков символизирует попытку понять самого себя и окружающий мир.

Психологизм персонажей: Каждый персонаж в романе обладает сложной психологической мотивацией. Например, отец Оскара и его бабушка скрывают свои переживания, а сам Оскар преодолевает свою тревожность и одиночество через взаимодействие с людьми, которых он встречает на своем пути.

Игры с языком: Фоер часто использует необычные словесные конструкции и ироничные диалоги, что создает особую атмосферу в книге. Оскар, например, часто находит забавные, но порой философские объяснения своим действиям и мыслям, что добавляет юмора в трагическую атмосферу романа.

Смесь стиля и жанров: Книга сочетает элементы трагедии, комедии, детектива и философской прозы, что делает ее многослойной и сложной для восприятия, но одновременно интересной и глубокой.

Использование символизма: Фоер включает множество символов, например, коробку с ключом, которая представляет собой метафору для утраченных связей, тайн, воспоминаний и надежд.

Темы

Трагедия и горе

Каждый главный герой — а также ряд второстепенных персонажей — в «Жутко громко и запредельно близко» переживает трагическую потерю близкого человека и вынужден справляться с вызванным этим горем. Хотя герои справляются с потерей по-своему, Джонатан Сафран Фоер через их действия представляет несколько универсальных истин. Первая из них заключается в том, что даже самые трагичные и всеобщие события — войны, теракты, стихийные бедствия — глубоко личные. Каждая потерянная человеческая жизнь влияет как минимум на одного человека, который всё ещё жив, а зачастую и на многих других.

Трагедия — это мощный катализатор, влияющий на одно поколение за другим. Бомбардировка Дрездена убивает Анну, что опустошает Томаса и бабушку, что приводит к тому, что папа растёт без отца. Затем снова случается трагедия, из-за которой Оскар пытается понять, как жить без отца. Сначала последствия незначительны, но с каждой последующей потерей они становятся всё серьёзнее.

Фоер также показывает, что никто не застрахован от боли и потерь. Многие из тех, кого Оскар встречает во время своего путешествия, потеряли кого-то важного для них — либо из-за смерти, либо из-за отчуждения. Мистер Блэк и Рут Блэк потеряли супругов; Уильям Блэк потерял отца и жену; а Арнольд Блэк явно пережил что-то трагическое, потому что он даже не может смотреть на Оскара, не плача. Другие переживают трагедии иного рода, например, Аарон Блэк, который тяжело болен.

Персонажей «Жутко громко и запредельно близко» можно разделить на две группы: те, кто позволяет горю диктовать условия их жизни, и те, кто справляется с ним, но продолжает жить.

Томас и Рут Блэк относятся к первой группе. Даже когда у Томаса появляется возможность создать семью и обрести что-то похожее на счастье, он предпочитает отгородиться от остального мира и оплакивать Анну до конца своих дней. Рут невольно делает то же самое, переезжая на смотровую площадку Эмпайр-стейт-билдинг и отказываясь спускаться.

Бабушка, однако, поступает наоборот. Она тоже оплакивает смерть Анны и на долгие годы погружается в горе, прежде чем понимает, что у неё есть цель, помимо оплакивания смерти сестры. Может показаться, что её жизнь кончена, но такая печаль не исключает второго шанса. Беременность — это способ бабушки сделать позитивный шаг вперёд. В отличие от Томаса, она рискует снова полюбить. Мама тоже идёт на этот риск, оплакивая своего мужа в одиночестве, в то же время пытаясь завязать новые дружеские отношения и найти поддержку.

В начале романа Оскар разделяет подход Томаса к горю. Он посвящает себя сохранению памяти об отце и отказывается двигаться дальше. «Я не пытаюсь найти способ быть счастливым, и я не буду», — говорит он маме в «Гири на сердце. Куча гирь на сердце». Как и Томас, он не считает, что можно помнить кого-то и быть счастливым одновременно. Его мнение меняется, когда он ищет замок, к которому подходит ключ, найденный в отцовском шкафу. Прогулки по Нью-Йорку и знакомство с новыми людьми поднимают Оскару настроение или, по крайней мере, разжигают его любопытство. Хотя он встречает таких людей, как Рут, которые позволили своему горю управлять их жизнью, он также встречает таких людей, как мистер Блэк, которые наслаждаются воспоминаниями о своих близких и наконец-то позволяют себе «вернуться в мир».

Фоер прямо не говорит, по какому пути в итоге пойдёт Оскар, но он, скорее всего, выберет оптимизм, продолжая чтить память своего отца.

Жить с сожалениями

Бабушкина и Томасова истории — это истории о сожалении. Томас сожалеет о жизни, которую он не смог прожить с Анной, и о жизни, которую он решил не прожить с бабушкой. Бабушка сожалеет о том, что не была честна с Томасом с самого начала, и о том, что никогда не говорила Анне, как сильно она её любит.

История Томаса — это поучительная история о том, что происходит, когда сожаление поглощает жизнь человека настолько, что он не может ничего делать, кроме как оплакивать то, что могло бы быть.

Однако история бабушки сложнее. Она прожила свою жизнь как могла, но всё равно сожалеет о том, как вела себя в прошлом. В большинстве случаев она расстраивается из-за того, что не предприняла никаких действий. Она должна была сказать Томасу, что хочет ребёнка, она должна была сказать Анне, что любит её, и она должна была сказать Томасу, что с ней не всё в порядке. Она скрывала свои чувства, потому что не хотела никого смущать. Таким образом, её поступок привёл к её собственному дискомфорту, с которым она жила всю свою жизнь.

Анна умерла бы независимо от того, поделилась бы бабушка своими чувствами или нет, но бабушке не пришлось бы беспокоиться о том, что было бы, если бы, в течение следующих 50 лет. Бабушка не хочет, чтобы Оскар совершает ту же ошибку. Поэтому она говорит ему в главе «Мои чувства», что нужно говорить людям, что их любят, пока есть такая возможность.

Хотя они выбрали разные пути, и бабушка, и Томас сожалеют о том, как прожили свою жизнь. «Я бы поступила по-другому», — пишет бабушка Оскару в «Моих чувствах».

Она бы поцеловала своего учителя игры на фортепиано, скакала бы на кровати со своей подругой и отправила бы «уродливые фотографии, тысячи их». Она бы жила. Томас разделяет это мнение, хотя осознаёт его гораздо раньше. «Если бы у меня было две жизни, я бы провёл одну из них с бабушкой, — пишет он папе в главе 2 «Почему я не там, где ты, 21.05.63 ».

Он знал, что делает неправильный выбор, когда решил посвятить свою жизнь горю, а не растущей семье, но чувствовал себя бессильным что-либо изменить. Когда он возвращается в Нью-Йорк, у него появляется второй шанс с бабушкой. Несмотря на свои страхи и трудности прошлого, он тоже готов жить.

Коммуникация и соединения

Ни один из персонажей «Жутко громко и запредельно близко» не демонстрирует навыков общения. Томас не может или не хочет говорить; Оскар прячет «свои чувства глубоко внутри»; а бабушка притворяется, что всё в порядке, хотя это не так. В каждом случае отсутствие общения приводит к изоляции.

Томас изолирован от мира, потому что может общаться только с помощью жестов или написанных слов. В их квартире они с бабушкой молчаливо договариваются, что некоторые темы — Анна, бомбардировка Дрездена, их жизнь до переезда в Нью-Йорк — под запретом. Большую часть времени они даже не понимают, что говорит другой, потому что Томас использует непонятные жесты или, чтобы выразить свои чувства, они оба используют предложения, которые Томас уже написал в одной из своих многочисленных тетрадей.

Из-за этих неподходящих средств общения разговоры не передают в достаточной мере то, что на самом деле имеют в виду персонажи. Несмотря на то, что они живут в одной квартире, они всё больше отдаляются друг от друга.

Отсутствие общения изолирует и Оскара. По мере того, как поиски замка приближают его к отцу, между ним и матерью растёт пропасть. Оскар никогда не рассказывает матери, чем занимается в свободное время, поэтому он считает, что ей просто нет до него дела, раз она не спрашивает, куда он ходит каждую субботу и воскресенье.

Мама никогда не говорит ему, что знает, чем он занимается, потому что хочет дать ему личное пространство, необходимое для его миссии. У мамы благие намерения, но из-за них Оскар чувствует себя ненужным и нелюбимым. Кроме того, мама и Оскар не умеют эффективно общаться о своём горе. Оскар испытывает глубокие чувства, но держит их в себе, пока они не вырываются наружу, и обычно это ранит чувства мамы. Мама и Оскар почти не говорят об отце, потому что оба предпочитают горевать в одиночестве. Из-за этого Оскар думает, что мама больше не скучает по отцу и, возможно, никогда его не любила. Поэтому Оскар злится на неё ещё сильнее.

В последней главе книги «Красота и правда» мама наконец рассказывает Оскару о последнем телефонном звонке от отца. Эта информация в сочетании с осознанием того, что она с самого начала знала о задании Оскара, снова заставляет его почувствовать близость к ней.

Одно из правил Оскара в его поисках заключается в том, что он всегда будет честен с людьми, которых встречает на своём пути. Благодаря этому правилу он знакомится с самыми разными жителями Нью-Йорка, представителями разных рас, с разным уровнем дохода и разных возрастов.

В поисках своего умершего отца он сформировал круг поддержки из взрослых, которым не всё равно. На примере Оскара Джонатан Сафран Фоер показывает, что искреннее признание в своей боли сближает людей. Ещё до того, как мистер Блэк присоединяется к нему, Оскар не чувствует себя одиноким, переезжая из одного района в другой. За ним весь Нью-Йорк.

Мотивы

Письма

Большинство событий в «Жутко громко и запредельно близко» описываются в серии писем. Главы, написанные с точки зрения Томаса и бабушки, представляют собой письма, адресованные конкретным людям (папе и Оскару соответственно), в то время как главы Оскара можно читать как письма либо самому себе (как в дневнике), либо неизвестному читателю. Есть также письма внутри писем, такие как письма, которые Оскар отправляет известным ученым и музыкантам и получает от них, а также те, которые бабушка получала от своих друзей и семьи. Ни Оскар, ни бабушка, ни Томас не чувствуют себя комфортно, говоря вслух о своих чувствах и делая это лично. Они более честны и выразительны, когда делятся своими сокровенными мыслями с листом бумаги. Каждое из их писем свидетельствует об их неспособности адекватно и правдиво сообщать о своих чувствах во время личных бесед.

Дверные Ручки

Главы, написанные с точки зрения Томаса, перемежаются фотографиями дверных ручек крупным планом, которые он сделал в 1950-х годах вскоре после того, как они с бабушкой переехали в свою квартиру.

Дверные ручки имеют особое значение для Томаса, который сильно обжёг ладонь правой руки о раскалённую дверную ручку своего дома во время бомбардировки Дрездена. Из-за ожогов его рука стала грубой и покрылась шрамами, что сильно затрудняло лепку. У Томаса также есть внутренние шрамы от взрыва, а именно от потери Анны и его семьи. Фотографии дверных ручек служат метафорическим шрамом, прерывающим повествование Томаса точно так же, как взрыв разрушил планы, которые он строил относительно своего будущего с Анной. Они представляют собой как острую травму, которую он пережил в молодости, так и затяжную травму, с которой он сталкивается до сих пор.

Контекст

Художественная литература после 11 сентября

Роман «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера, написанный в нескольких литературных жанрах, лучше всего классифицируется как «литература, написанная после 11 сентября».

Этот жанр, который начал получать признание как часть литературного канона в 2011 году, включает в себя вымышленные произведения, которые явно или неявно связаны с событиями или последствиями террористических атак 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне, округ Колумбия, и Пенсильвании.

Роман «Жутко громко и запредельно близко», опубликованный в 2005 году, является одним из первых примеров этого жанра. Его сюжет основан на смерти отца главного героя Оскара Шелла в ресторане на верхнем этаже Всемирного торгового центра, когда в здание врезался первый самолёт.

Оскар, которому на момент действия романа девять лет, вынужден справляться с травмой, вызванной внезапной потерей. Тема травмы, затронутая в книге, характерна и для других романов, написанных после 11 сентября, как и описание распадающихся семейных отношений и начала экзистенциальных кризисов.

Литература, написанная после 11 сентября, также характеризуется использованием изображений — или, по крайней мере, отсылками к ним — и фрагментарной или эпизодической структурой повествования. «Жутко громко и запредельно близко» делает и то, и другое. Полностраничные изображения, разбросанные по всей книге, резко прерывают повествование, которое ведётся тремя разными рассказчиками не в хронологическом порядке. В результате получается несколько тревожное чтение, которое заставляет читателя связывать разрозненные события и идеи, чтобы понять смысл целого. Этот приём часто успешно используется в книгах, посвящённых травмирующему опыту, которым в значительной степени посвящена литература, написанная после 11 сентября.

В целом, литература, написанная после 11 сентября, не фокусируется на политических или моральных последствиях терактов 11 сентября. Вместо этого она рассматривает индивидуальный опыт в бытовых условиях.

Некоторые учёные утверждают, что писатели обязаны исследовать более широкие темы, такие как война с терроризмом и растущая ксенофобия (страх или ненависть к иностранцам), в то время как другие предупреждают, что художественную литературу не следует использовать исключительно как политический инструмент.

Мнения, несомненно, будут меняться по мере того, как количество работ в этом жанре будет расти, а даты нападений будут уходить всё дальше в прошлое.

11 сентября и Башни-близнецы

11 сентября 2001 года четыре коммерческих самолёта были захвачены террористами из экстремистской исламской террористической группировки «Аль-Каида» и перенаправлены на столкновение с тремя американскими достопримечательностями: зданием Капитолия США и Пентагоном в Вашингтоне, округ Колумбия, и башнями-близнецами Всемирного торгового центра на Манхэттене в Нью-Йорке. Три самолёта достигли своих целей. Четвёртый самолёт, направлявшийся к зданию Капитолия США, упал на поле в округе Сомерсет, штат Пенсильвания, после того как его пассажиры и экипаж вмешались в ситуацию. В результате терактов погибло более 3000 человек, что сделало их самыми смертоносными террористическими актами на американской земле за всю историю страны.

В Пентагоне погибли 184 человека, ещё 40 человек погибли в Пенсильвании. По оценкам, 2750 человек, а также 400 полицейских и пожарных погибли в результате терактов во Всемирном торговом центре. 110-этажные здания, которые были самыми высокими в стране до строительства Сирс-тауэр, ныне известной как Уиллис-тауэр, в Чикаго в 1973 году, возвышались над горизонтом Нью-Йорка, находясь на южной оконечности Манхэттена. В каждой башне было по 97 лифтов, которые доставляли тысячи людей, многие из которых работали в сфере международной торговли, на работу и обратно.

На 106-м и 107-м этажах северной башни располагался ресторан «Окна в мир», который мог вместить до 1500 посетителей одновременно. Утром 11 сентября около 75–100 человек уже находились в ресторане, когда в 8:46 утра в здание врезался первый самолёт.

В романе «Жутко громко и запредельно близко» отец Оскара Шелла — один из этих людей. Второй самолёт врезался в южную башню в 9:03 утра. Это здание обрушилось в 9:59 утра, а за ним в 10:28 утра обрушилась северная башня.

Миллионы людей по всему миру в ужасе наблюдали за тем, как события разворачивались в прямом эфире по телевидению, а затем снова и снова во время бесконечных повторов. Издалека было видно, как тела падали с высоты, когда люди, оказавшиеся в ловушке внутри зданий, пытались выпрыгнуть в безопасное место (или навстречу своей смерти). Никто не выжил.

Фотографы также запечатлели падающие тела, одно из которых было опубликовано New York Times и сотнями других газет 12 сентября. Фотография, сделанная Ричардом Дрю, вызвала возмущение. Читатели потребовали извинений за «непристойное изображение смерти человека» и обещаний, что подобные фотографии больше не будут публиковаться.

Многие критики с аналогичным возмущением отреагировали на включение Фоером фотоиллюстраций, основанных на работах фотожурналиста Лайла Оверко, который также запечатлел тела, разбивающиеся насмерть 11 сентября. С тех пор Фоер утверждал, что 11 сентября было самым визуально зафиксированным событием в истории и, как таковое, заслуживает обсуждения его визуального представления.

Бомбардировка Дрездена

«Жутко громко и запредельно близко» рассказывает о трагических последствиях бомбардировки Дрездена в Германии в конце Второй мировой войны (1939–1945).

Вторая мировая война велась между странами Оси и союзниками. Германия, Италия и Япония входили в состав стран Оси, а Франция, Великобритания, США, Советский Союз и Китай — в состав союзников. Персонажи Томас и бабушка в романе были подростками, когда их родной город Дрезден, известный своим искусством и архитектурой, стал целью бомбардировок союзников.

С 13 по 15 февраля 1945 года британские и американские военные самолёты сбросили на город 2400 тонн фугасных и 1500 тонн зажигательных бомб, убив от 25 000 до 35 000 мирных жителей. В фильме «Жутко громко и запредельно близко» бабушка и Томас — единственные выжившие в своих семьях.

Бомбардировка Дрездена была тем, что военные чиновники и историки называют «стратегической бомбардировкой», которая используется для подрыва морального духа противника и уничтожения его способности вести войну. Обычными целями являются гражданские центры с военными производствами.

В начале Второй мировой войны воюющие страны договорились отказаться от стратегических бомбардировок и наносить удары только по военным объектам. Германия нарушила это правило в 1940 году, когда начала бомбить британские города. После этого стратегические бомбардировки стали обычным делом.

Бомбардировка Дрездена была и остаётся крайне противоречивой. Она была направлена против гражданского населения, многие из которого были беженцами из других частей Германии, уже подвергшихся бомбардировкам, в городе, где было мало военных объектов, если они вообще были. Оглядываясь назад, можно сказать, что к моменту сброса бомб союзники уже выиграли войну. Тогда и сейчас многие люди считали и продолжают считать бомбардировки ненужными и необычайно жестокими.

Аутизм и «Жутко громко и запредельно близко»

С момента публикации книги в 2005 году читатели и критики много писали о странностях главного героя «Жутко громко и запредельно близко» Оскара Шелла. Оскар не похож на других девятилетних детей. Он увлекается числами, с трудом описывает свои эмоции, обладает энциклопедическими знаниями в области эзотерики и не вписывается в компанию сверстников. Из-за этих особенностей многие читатели предполагают, что у Оскара аутизм — расстройство развития, которое может влиять на физические, социальные и языковые навыки человека.

Существует три классификации расстройств, входящих в спектр аутизма (РАС): классический аутизм, синдром Аспергера и первазивное расстройство развития, не уточнённое иным образом (ПРР-НОУ). Черты характера Оскара наиболее соответствуют симптомам синдрома Аспергера. Он одержим предметами и идеями и страдает от депрессии и тревожности. Он умный, но неуклюжий и с трудом ориентируется в социальных ситуациях. Несмотря на эти сходства, автор Джонатан Сафран Фоер утверждает, что, создавая Оскара, он не думал о синдроме Аспергера или аутизме. Для Фоера Оскар — просто многогранный персонаж, который, как оказалось, воплощает некоторые черты характера и поведение самого Фоера.

Персонажи

Персонаж Описание
Оскар Девятилетний Оскар Шелл — необычный и очень умный мальчик, который ищет информацию о жизни и смерти своего покойного отца во время терактов 11 сентября во Всемирном торговом центре.
Томас Томас, также известный как «квартирант», выжил после бомбардировки Дрездена в 1945 году. Он живёт в бабушкиной квартире и не разговаривает.
Бабушка Бабушка пережила бомбардировку Дрездена в 1945 году. Она — мама папы.
Мамочка Адвокат, мама пытается скрыть своё горе из-за потери мужа, не желая ещё больше расстраивать Оскара.
Папа Папа, отец Оскара, не является действующим персонажем романа. Он погиб 11 сентября 2001 года во время теракта во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке.
Анна Старшая сестра бабушки, Анна, была беременна, когда погибла во время бомбардировки Дрездена, и осталась любовью всей жизни Томаса.
Отец Анны Отец Анны (который также является отцом бабушки) был интеллектуалом, сочувствовавшим бедственному положению евреев во время Второй мировой войны (1939–1945).
Менеджер художественного магазина Менеджер художественного магазина помогает Оскару понять, что слово «чёрный» на конверте с ключом — это название, а не описание цвета.
Мохаммед Атта Мохаммед Атта (1968–2001) — террорист из «Аль-Каиды», который 11 сентября 2001 года направил самолёт American Airlines, выполнявший рейс 11, в северную башню Всемирного торгового центра. В романе Оскар расстроен тем, что в каталоге мистера Блэка указано имя Атты, а не отца.
Аарон Блэк Аарон Блэк — первый человек, которого Оскар встречает на своём пути в поисках источника таинственного ключа. Он очень болен и прикован к постели.
Эбби Блэк Эбби Блэк, вторая женщина, с которой Оскар знакомится во время своего путешествия, — эпидемиолог, у которой есть свои секреты.
Агнес Блэк Агнес Блэк, официантка в ресторане «Окна в мир» на верхнем этаже Всемирного торгового центра, погибла во время терактов 11 сентября 2001 года.
Альберт Блэк Альберт Блэк — будущий актер из Монтаны.
Элис Блэк Элис Блэк — художница, которая нелегально живет в промышленном здании.
Аллан Блэк Аллан Блэк, бывший русский инженер, сейчас работает швейцаром.
Арнольд Блэк Как только он открывает дверь, Арнольд Блэк говорит Оскару, что ничем не может помочь, а затем начинает плакать.
Фо Блжк Фо Блэк, ещё одно имя из списка Оскара, живёт в квартире, увешанной атрибутикой «I [heart] NY».
Джорджия Блэк Джорджия Блэк, богатая вдова, устроила в своей гостиной музей, посвящённый своему мужу.
Мистер Блэк Мистер Блэк — 103-летний мужчина, который живёт в многоквартирном доме Оскара и присоединяется к нему в его путешествии.
Рут Блэк Рут Блэк — вдова, которая живёт на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг. Она никогда не уходит оттуда.
Уильям Блэк Уильям Блэк — бывший муж Эбби Блэк. Его покойный отец оставил ему кое-что в банковской ячейке, к которой подходит ключ Оскара.
Доктор Фейн Доктор Фейн — терапевт Оскара.
Фелис Фелис — это женщина, которая сейчас живёт в старой квартире Агнес Блэк. Она говорит только по-испански.
Джеральд Джеральд — водитель лимузина, который отвозит Оскара на кладбище на похороны отца и обратно, чтобы выкопать его могилу.
Саймон Голдберг Друг отца Анны, Саймон Голдберг, был отправлен в транзитный лагерь во время Второй мировой войны, потому что он был евреем.
Джейн Гудолл Джейн Гудолл (род. в 1934 году) — британский этнолог, известная своими исследованиями шимпанзе в Танзании. В романе Оскар просит у неё рекомендательное письмо.
Стивен Хокинг Стивен Хокинг (1942–2018) был британским физиком, известным своей теорией о взрыве чёрных дыр. В романе он и Оскар становятся друзьями по переписке.
Слесарь Слесарь не может сказать Оскару ничего полезного о ключе, который Оскар находит в синей вазе.
Арендатор Оскар не знает, что арендатор, живущий в бабушкиной квартире, — это Томас, муж бабушки и дедушка Оскара.
Рон Друг мамы, Рон, тоже потерял свою семью в результате трагического несчастного случая.
Джимми Снайдер Джимми Снайдер — хулиган, который издевается над Оскаром в школе и играет Гамлета в школьном спектакле.
Стэн Стэн — дружелюбный швейцар в доме Оскара.
Отец Томаса В Дрездене в 1945 году отец Томаса даёт ему пощёчину за то, что тот убежал искать Анну после первого взрыва, вместо того чтобы остаться дома с остальными членами семьи.
Томоясу Томоясу — японка, чья дочь погибла после бомбардировки Хиросимы в августе 1945 года. Оскар включает для своего класса запись интервью с Томоясу.

 

Текст: Светлана Никонова, 116 👀