Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 класс

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Этой целью может быть сообщение, вопрос или просьба (побуждение, совет, приказ). По цели высказывания все предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения Повествовательное предложение – это то предложение, в котором содержится сообщение о каком-нибудь факте действительности, т.е. в таком предложении рассказывается о […]

Продолжить чтение!
Текст как речевое произведение

Текст как речевое произведение. 5-11 класс

Что такое текст? Определение Текст (от лат. «textum» – связь, соединение) – это объединённая смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой. Что такое тема текста? Определение Тема текста – это предмет изображения в произведении, тем в тексте может быть […]

Продолжить чтение!
Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте. 11 класс

Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста. Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Лексические средства Слова одной тематической группы Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной. Лексические повторы Зависть развивается прежде всего […]

Продолжить чтение!

Языковые нормы. 10-11 класс

Определение Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи. Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи. Виды языковых […]

Продолжить чтение!

Функционально-смысловые типы речи. 5-11 класс

Речь человека подразделяется на три функционально-смысловых типа в зависимости от цели высказывания и способа изложения содержания. Чтобы правильно определить тип речи, необходимо знать отличительные особенности каждого из трёх видов. Описание Описание – изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков. Выделаются три разновидности текстов описательного характера: портрет (описание внешности человека), пейзаж (описание природы) […]

Продолжить чтение!

Стили речи. 5-11 класс

Определение Стили речи – это система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Существуют разнообразные стили речи, отличающиеся друг от друга по цели, набору языковых средств и жанру: научный официально-деловой публицистический разговорный художественный Научный стиль Научный стиль используется при передаче научной информации и применяется как в сфере науки, так и образования. За […]

Продолжить чтение!

Выразительные средства русского языка 11 класс

К изобразительно-выразительным средствам языка относятся: тропы фигуры речи звукопись Тропы Определение Тропы – слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении. Это лексические средства выразительности. Троп Разъяснение Пример Эпитет Красочное определение (прилагательное) Только в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём (А.А. Ахматова) Олицетворение Одушевление неживых объектов с помощью глаголов Здесь даже камни плачут (С.А. Есенин) […]

Продолжить чтение!
Анализ текста

Анализ текста 10-11 класс

Комплексный анализ текста – одно из важных умений, формируемых в старшей школе. Оно включает работу со следующими аспектами текста: заглавие; тема; основная мысль; проблематика; композиция; тип связи между предложениями; тип речи; стиль речи; художественно-изобразительные средства. При написании сочинения, основанного на анализе текста, этот список, как правило, меньше. Школьники должны уметь определять тему и основную мысль […]

Продолжить чтение!