Рекомендации для успешной подготовки к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году

Итоговое сочинение является необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

Выпускник должен продемонстрировать свое умение создавать экспромтом самостоятельный, грамотно оформленный, развернутый текст (не менее 250 слов) в соответствии с выбранной темой сочинения (из 5 предложенных). Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается, однако в определении объема своего текста обучающийся должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Это время позволяет выпускнику показать не только опыт написания связного текста, но и умение планировать и распределять свое время. К оцениванию допускается только то сочинение, которое соответствует установленным требованиям: «объем итогового сочинения» и «самостоятельность написания итогового сочинения».

Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация, привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой обучающиеся излагают свои мысли на заданную тему. В России более 200 лет именно сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального уровня развития обучающихся.

Особенность итогового сочинения заключается в том, что оно носит надпредметный характер, поэтому позволяет выпускнику в рамках выбранной темы свободно рассуждать по поводу этико-нравственных, философских, психологических и социальных проблем. В качестве примеров для аргументации можно привлекать любой опубликованный литературный источник: художественную, документальную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, литературную критику и другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточно всего одного примера, но необходимо представить его в полной мере.

Особенности подготовки к итоговому сочинению

Подготовка к итоговому сочинению начинается с 5 класса. Все это время учащиеся нарабатывают опыт в написании сочинений, пополняют свой литературный багаж, обзаводятся собственным мнением относительно конкретных философских и социальных проблем.

При подготовке к итоговому сочинению следует уделить особое внимание многостороннему анализу художественных и публицистических текстов. Существенное значение имеет определение темы текста, логического и композиционного замысла, проблемы, поднятой в тексте, и отдельных риторических приемов. Следует также регулярно выполнять письменные задания на основе изучаемых литературных произведений.

Кроме того, при подготовке к итоговому сочинению выпускник часто сталкивается с проблемой понимания философских и нравственно-психологических понятий, которые встречаются в формулировках тем. Поэтому нужно заранее изучить значение таких понятий, как гармония, наставление, честь, долг, самопожертвование, бесчестие, диссонанс, созвучие, подвиг и др.

Сочинение-рассуждение

При подготовке следует уделить особое внимание сочинению-рассуждению, ведь именно этот жанр используется в итоговом сочинении. Сочинение-рассуждение – произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание мирового литературного наследия и умение ориентироваться в том, что он прочитал за всю свою жизнь.

Рассуждение – это логично изложенные мысли, подкрепленные доказательствами, связанные аргументами и перерастающие в убедительные выводы. Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. Как правило, в начале рассуждения помещается тезис – утверждение, правдивость которого необходимо доказать при помощи аргументов. Поэтому перед началом работы над сочинением нужно четко сформировать для себя мысль, которую потребуется доказать.

Модель сочинения-рассуждения можно представить так:  тезис – доказательство (аргументы, факты) – вывод.

Из чего состоит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение имеет ту же структуру, что и любое другое сочинение, относящееся к жанру рассуждения. Главное помнить, что все части сочинения должны быть связаны между собой по смыслу и изложены в логической последовательности.

План итогового сочинения

  1. Вступление (тезис);

Начиная писать итоговое сочинение, выпускник должен выразить свое отношение к проблеме, обозначенной в теме. Можно начать с цитаты, которая соответствует заданной теме, и прокомментировать ее. Можно начать с вопроса, который ставит под сомнение тезис, озвученный в теме. Также допустимо сразу выразить свое мнение относительно поднятой в теме проблемы.

  1. Основная часть – аргументы (примеры, факты, цитаты);

В основной части сочинения выпускнику необходимо доказать правоту своей точки зрения. Для этого можно использовать опыт известных людей, примеры из литературы, мнения литературоведов и т.д. Каждый аргумент следует выделить в отдельный абзац и в конце каждого абзаца сделать микровывод. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. 3. Заключение.

В заключении необходимо подвести итоги всему вышесказанному. Нужно описать, какое значение имеет поставленная в теме проблема конкретно для автора сочинения и для всего общества, предложить методы для ее разрешения.

Важно: вступление + заключение = 1/3 всего сочинения.

Как правильно писать итоговое сочинение?

Прежде всего, необходимо прочитать пять предложенных тем, и выбрать ту, в которой лучше всего ориентируешься. Для этого нужно сразу подумать о том, какую главную мысль можно доказать в сочинении конкретно на эту тему и какой литературный материал можно привлечь в качестве аргументов.

Затем нужно сформулировать вопросы, на которые можно дать ответы во время рассуждения. Записывать их необходимо на черновике, а на чистовик переписать в самом конце готовое и проверенное сочинение. Далее нужно сформулировать несколько тезисов и подобрать к ним аргументы, избегая резких фраз и выражений при доказательстве.

Окончив подготовительную работу, следует перейти непосредственно к написанию сочинения. Вначале пишется вступление, затем основная часть, где каждый аргумент занимает отдельный абзац. Заключение должно быть логически связано со вступлением, поэтому перед подведением итогов следует еще раз прочитать начало сочинения, для того чтобы ответить на вопрос темы.

Написав заключение, нужно прочитать все сочинение от начала до конца, обратив внимание на то, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными. После исправления речевых и грамматических ошибок можно переписывать сочинение на чистовик. На проверку и переписывание сочинения необходимо оставить не менее 30-40 минут из отведенного времени.

И самое главное – сохранять во время экзамена спокойствие, быть уверенным в собственных силах и помнить, что все получиться!

Алгоритм написания итогового сочинения

  1. Ознакомиться с инструкцией для участника итогового сочинения.
  2. Внимательно прочитать тему сочинения.
  3. Выделить в теме ключевые слова, в которых содержится главный смысл.
  4. Задать к теме вопрос и выделить основную проблему, которую необходимо раскрыть в сочинении.
  5. Записать на черновике проблему (главный вопрос), с которой нужно начать вступление.
  6. Записать на черновике главную мысль, с которой будет начинаться основная часть.
  7. Сформировать на черновике 3-4 тезиса для основной части.
  8. Подобрать примеры из прочитанных произведений, которые подходят в качестве аргументов для сформированных тезисов.
  9. Составить на черновике примерный план сочинения.
  10. Написать на черновике вступление и основную часть сочинения.
  11. Перед написанием заключения перечитать вступление, а затем написать выводы, отвечая на вопрос темы.
  12. Проверить не менее 2 раз написанное на черновике сочинение.
  13. Исключить повтор одних и тех же мыслей.
  14. Обратить внимание на логику переходов от одной части к другой.
  15. Исправить в тексте речевые и грамматические ошибки, еще раз прочитать написанное сочинение.
  16. Переписать написанное сочинение на чистовик.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише – это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания, легко воспроизводимые в определенных контекстах.

Для вступления

  • Разумеется, у каждого из нас своё мнение относительно данной проблемы. Попробую выразить свое мнение.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Мне кажется…
  • Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит… Я считаю, что…
  • «…» — я считаю, в этих словах заключается ответ на вопрос, поднятый в теме сочинения.
  • Люди часто думают о том, что…
  • Каждый из нас сталкивался…
  • Проблема … остается актуальной во все времена.
  • Зададимся вопросом: почему …?
  • Говоря о…, нельзя не заметить…
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться…
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос…
  • Тема … волнует человечество с давних пор, ведь в ней поднимаются проблемы, которые остаются актуальными во все времена.
  • Нельзя не отметить, что тема … имеет большое значение для …
  • Всем известно, что…
  • Наверное, эта тема близка каждому из нас.
  • С давних времен человек размышлял о …

Для перехода к основной части

  • В доказательство данной точки зрения можно привести аргументы из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Обратимся к произведению…
  • Самым ярким примером … является…
  • Размышляя о …, не могу не обратиться к произведению…, в котором …
  • Многие авторы затрагивали проблему…
  • Правильность данного утверждения можно обосновать при помощи примеров из художественной литературы.
  • Эту закономерность можно легко доказать, обратившись к …
  • Многих авторов волновала данная проблема, к примеру …
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют основательнее разобраться в данном вопросе.
  • Для того чтобы более точно сформулировать свое мнение, приведу в качестве аргументов литературные произведения …
  • Не подлежит сомнению тот факт, что …
  • Моя позиция по данному вопросу такова: …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Обратимся за доказательствами к …

Для аргументов

  • Тема … затрагивается в рассказе/романе/повести …
  • Примером такого человека является … — главный герой …
  • Мысль о необходимости … выражена и в рассказе/романе/повести …
  • Вспомним героя рассказа/романа/повести …
  • Обратимся к рассказу/роману/повести …
  • Судьба главного героя … представляет собой лучшее доказательство …
  • К примеру, эту тему поднимал в своем произведении …
  • Многие авторы пытались найти ответ на вопрос …, в том числе и Ф.И.О.
  • Эта проблема очень волновала писателей 18/19/20 века, в том числе и Ф.И.О.
  • Вспомним рассказ/роман/повесть Ф.И.О.
  • В поисках ответа на этот вопрос, я бы хотел обратиться к произведению …

Слова-связки

  • Таким образом
  • Однажды
  • Другими словами
  • Иначе говоря
  • Следовательно
  • Соответственно
  • Без сомнения
  • Например
  • В частности
  • Изначально
  • Также
  • Подобным образом
  • По крайней мере
  • В любом случае
  • В то время как
  • В отличие от
  • Прежде всего
  • В противном случае
  • Наконец
  • Сначала
  • Затем
  • После
  • Потом
  • После этого
  • Учитывая
  • В итоге
  • В результате
  • Таким образом

Для заключения

  • Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что …
  • Таким образом, следует …
  • Можно бесконечно размышлять на данную тему, но главное …
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод …
  • Невольно напрашивается вывод …
  • Приведенные примеры дают возможность прийти к заключению …
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу отметить …
  • Заканчивая рассуждение на тему …, хочется сказать …
  • Нельзя не согласиться с тем, что …
  • Аргументация подтверждает то, что …
  • Размышляя над темой …, я пришел к выводу …
  • Все приведенные мной аргументы убеждают в том, что …
  • Хочется верить, что …
  • Так давайте не забывать о … !
  • В заключение, мне хотелось бы подчеркнуть …
  • Подводя итог, хочется сказать …
  • К какому же выводу я пришел, рассуждая над темой … ?
  • Я считаю, необходимо …


Алёна Базан | Просмотров: 545 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *