Родина, государство, гражданская позиция человека

Темы сочинений этого подраздела позволяют поразмышлять над проблемами человека как гражданина своей страны, проявляющего гражданскую позицию и смело отстаивающего свои гражданские идеалы. Важно ли сохранять историческое прошлое и историческую память? К чему может привести историческое беспамятство? Какой ценой отстаивалась свобода родины? Что важнее – личные интересы или интересы Отечества? Возможно ли их гармоничное сочетание?

Предлагаем вам несколько примерных тем и аргументы, которыми вы можете воспользоваться при написании сочинения.

Тема 1. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Аргумент 1. Активную гражданскую позицию проявляет герой романа Вениамина Каверина «Два капитана» Александр Григорьев. Ещё в детстве узнав о пропавшей полярной экспедиции капитана Татаринова, он начинает по крупицам собирать сведения об этом человеке, о его планах по освоению Севера. Волею судьбы Саня знакомится с членами семьи капитана: его женой и дочерью. Он подружился с Катей, однако после трагической смерти Марии Васильевны Татариновой связи с ней были потеряны. Обвинённый в произошедшей трагедии Саня даёт слово найти экспедицию, несмотря ни на что. В течение долгих лет он ведёт поиски. Уже став взрослым, пройдя через огонь войны, Григорьев всё же находит следы экспедиции, в том числе и письма капитана Татаринова, его деловые бумаги и карты. Он доказал, каким огромным был вклад этого человека в развитие северного судоходства. Сам Александр Григорьев проявляет в этой истории качества человека неравнодушного, настойчивого. Сам гражданин великой страны, он увековечивает память её достойного сына. Активная гражданская позиция Александра Григорьева помогает ему в деле, которое возвращает из небытия имя другого капитана, который тоже был настоящим гражданином своего Отечества.(166 слов)

Аргумент 2. В иных условиях, далеко от моря и северных льдов живёт обыкновенная учительница Мария Нарышкина. Это героиня рассказа А. Платонова «Песчаная учительница». Попав в посёлок Хошутово, она становится свидетелем очень тяжёлой жизни людей. Ведь вокруг пустыня, которая не даёт возможности выращивать хлеб, овощи, сажать деревья. Пустыня разрушает, засыпая всё песком, а песчаные бури стали просто бедствием. Наталья видит, как нищенствуют люди, голодают дети. Она не может остаться в стороне. Поэтому девушка начинает настоящую борьбу с пустыней. Она учит и детей, и крестьян тому, как остановить пески. Люди выходят на общественные работы, высаживают кустарники, которые задерживают песок. Не сразу, но всё же был достигнут результат. Зазеленели огороды, появилась система орошения, зазеленели в питомнике при школе сосны. И всё это происходит, потому что ведёт и вдохновляет этих людей неравнодушный человек с активной гражданской позицией. Наталья отдала этому делу и людям свою бескорыстную жизнь. И поступить иначе она не могла! (146 слов)

Тема 2. В чём может проявляться любовь к своей Родине?

Аргумент 1. Любовь к своей Родине проявляют герои памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Центральный образ «Слова…» — это образ Русской земли, о судьбе которой волнуется автор. Он и сам патриот, глубоко любящий свою землю, любят своё Отечество и князь Игорь, который навёл свои полки на землю Половецкую за землю Русскую, и князь Всеволод Святославич, брат Игоря, мужественный и сильный воин, героически сражающийся с врагами. Всеволод изображён как былинный богатырь, его неслучайно его называют «буй-тур». Это настоящий защитник Отечества, неустрашимый и могучий. Князь киевский Святослав тоже глубоко любит Русскую землю. Он предстаёт перед нами мудрым, опытным, понимающим нависшую над Отечеством опасность. Святослав «изронил своё златое слово», в котором говорит о необходимости объединения русских князей для спасения родной земли. Поэтому Святослав обращается к русским князьям, на чью мудрость и силу он надеется. В его словах выражена позиция самого автора, своим израненным сердцем чувствующего беды родной земли и переживающего за её судьбу. В этом и проявляется любовь к Родине наших далёких предков, у которых мы учимся глубокому чувству патриотизма.(166 слов)

Аргумент 2. Любит великую Россию и гениальный учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов. В своей знаменитой оде «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» он, говоря о заслугах «дщери Петровой», в первую очередь думает о России и её величии. В одной из частей поэт воспевает необозримые просторы Родины, её реки и моря, леса и горы, колоссальные богатства недр. Мечта героя оды – всё это изучить, поставив на службу России. Поэтому он выражает озабоченность развитием науки в родной стране и верит, что российская земля может рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». В этом, по мысли автора, и заключается перспектива для будущего развития России, основа её величия. Так проявляется любовь к Родине в поэтических строках оды, написанной в 18 веке. Но мы чувствуем, каким искренним патриотическим чувством они пронизаны. (130 слов)

Тема 3. Каким бывает подвиг на войне?

Аргумент 1. Подвиг капитана Тушина, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», совершается им во время Шенграбенского сражения. Батарея Тушина была оставлена в бою без прикрытия, приказа отступать дано не было, но оставшиеся у своих пушек артиллеристы, которые обожали своего командира, спокойно делали своё военное дело, поглядывая на капитана и ожидая его одобрения, очень важное для них. Скромный, незаметный маленький человек Тушин не думает о том, что он совершает подвиг. Не может он объяснить и высокому начальству, почему не отошёл вместе с орудиями. Лишь благодаря князю Болконскому ситуация прояснилась. Истинный героизм Тушина признаёт именно Болконский, сам мечтавший о подвиге в сражении. Но он осознаёт, что успехом в сражении все обязаны батарее капитана Тушина, и говорит об этом Багратиону и штабным офицерам, которые хвастались друг перед другом своими необыкновенными подвигами. По мысли Толстого, истинный подвиг совершается скромно и незаметно, без бахвальства и приписывания себе чужих заслуг. Именно таков подвиг истинного героя сражения капитана Тушина. (150 слов)

Аргумент 2. Подвиги мужчин на войне — привычная вещь. Подвиги женщин – это нечто иное. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» рассказала о том, как в схватку с врагом вступили пять девушек-зенитчиц. Они и не подозревали, что, отправляясь на боевое задание вместе с сержантом Васковым, столкнутся с группой немецких диверсантов, тихо и незаметно пробирающихся в наш тыл. 18 здоровых, до зубов вооружённых мужчин и 5 хрупких девушек, которые не дадут им пройти, став непреодолимой преградой для врага. Одна за другой гибнут девушки. Обрываются их молодые жизни. Они ведут сражение не на поле боя, а далеко в тылу, в глубине России. Но именно здесь они совершают подвиг, отдав жизнь за свою землю. «Мы Родину защищали», — говорит смертельно раненная Рита Осянина. И нам остаётся только не забывать их подвиг, совершённый во имя жизни. (131 слово)

Фильтр:
Ответы: