Инструкция по написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ по русскому языку (задание 15)
Задание 15 ОГЭ по русскому языку представлено в трех вариантах, что дает возможность выбора.
- 15.1 – обычно имеет лингвистическую направленность, предполагающую комментарии из прочитанного текста; задание требует использования научного или публицистического стиля.
- 15.2 – направлено на смысловое понимание текста; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису.
- 15.3 – предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни.
Важно помнить, что пересказанный текст без комментирования оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании. Объем сочинения должен быть не меньше 70 слов.
Структура сочинения
Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:
- Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
- Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
- Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
- Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).
В некоторых случаях порядок пунктов можно менять, иногда вступление возможно опустить, используя вместо него тезис, как предлагают составители тестов.
При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств, например: думаю, считаю, по мнению автора, во-первых, во-вторых, следовательно и др.
Алгоритм написания сочинения ОГЭ
1 абзац – Тезис, утверждение;
2 абзац – Я думаю (считаю, уверен и др.) … (пояснение основного тезиса);
3 абзац – Например (так, во-первых, в первую очередь, главным образом и др.), … (первый аргумент-доказательство);
4 абзац – Кроме этого (к тому же, во-вторых, кроме того и др.) … (второй аргумент-доказательство);
5 абзац – Таким образом (следовательно, итак, другими словами и др.), … (выводы, обобщение).
Такой алгоритм можно использовать как памятку. Добившись автоматизма в его использовании, впоследствии вы сможете отходить от этого плана, наполняя сочинение глубоким смыслом.
Ниже приведен текст, на основании которого мы напишем три разных варианта сочинений.
(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.
- (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.
- (3)Конем, баб?
- (4)Конем, конем.
(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.
(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
- (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.
- (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.
- (18)Слабо!
- (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!
(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.
(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.
(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.
- (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.
(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…
(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:
- …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…
(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.
(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.
- (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.
(36)Я ступил в избу и завел:
- (37)Я больше… (38)Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.
- (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.
(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…
(43)Не зная, что делать, как жить дальше, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. (44)А когда поднял голову, увидел перед собой…
(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.
(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.
- (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…
(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
(по В.П. Астафьеву)
Пример написания сочинения 15.1
15.1 считается самым сложным вариантом задания, который предполагает знание лингвистической науки, владение лингвистическими терминами, умение анализировать текст с позиции лексики.
Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления и тезиса.
Если в задании вы встретили термины, которые вам не знакомы или значение которых вы не можете уверенно сформулировать, лучше отказаться от выполнения и выбрать варианты 15.2 или 15.3.
Если же значение каждого термина вам известно, и вы с легкостью сможете найти примеры их использования автором текста, смело приступайте к работе.
Кроме того, сочинения 15.1 требуют научного или публицистического стиля.
Научный стиль | Публицистический стиль | |
Область применения | Научные, учебные издания (учебники, доклады, рефераты, лекции и др.).
Письменное воплощение |
Общественные доклады, лекции, выступления, статьи.
Как письменная, так и устная форма |
Характеристика | Точность, логичность высказываний, доказательность изречений, эмоциональная сухость | Эмоциональность, призывность, оценочность речи |
При написании сочинения на научную тему лучше всего применять научный стиль.
Рассмотрим пример написания такого сочинения по вышеприведенному алгоритму по тексту В.П. Астафьева «Бабушка велела мне сходить на увал…».
«В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии,» — считает известный лингвист И.Б. Голуб.
Примечание: чтобы написать сочинение на заданную тему, необходимо знать значение терминов диалектизм, диалект.
Диалектизм – слово какого-либо диалекта, употребляемое в литературном языке.
Диалект – наречие, характерное для какой-то определенной территории.
Я считаю ее мнение оправданным. Действительно, элементы диалектных наречий способны передать тонкости образов героев, их окружения. С помощью диалектизмов авторы могут выразить особое состояние, которое погрузит читателя в созданный художником мир.
В этом абзаце мы кратко прокомментировали слова лингвиста, согласившись с выдвинутой точкой зрения.
Например, В.П. Астафьев с помощью диалектизмов очень четко передает речь стариков, заставляя нас зрительно представлять их фигуры и практически слышать их голоса: «сиротинка горемышный» (предложение 32), «попроси прошшенья» (предложение 35).
Здесь мы привели первый аргумент в доказательство основного тезиса.
Кроме того, читая текст с диалектной лексикой, мы каким-то невероятным образом начинаем чувствовать внутреннее состояние самого автора. После слов «зато еще когда омманешь баушку» (предложение 49) невольно ощущаешь чувство вины и благодарности героине Астафьева за ее доброту и человеческую мудрость.
Второй аргумент в доказательство основного утверждения.
Таким образом, использование диалектизмов играет большую роль для восприятия текста и понимания образов героев произведения.
150 слов
В выводе мы обобщили все вышесказанное.
Пример написания сочинения 15.2
15.2 – сочинение, предполагающее работу непосредственно с пониманием смысла текста, его идеи, темы и проблемы. Попытаемся объяснить смысл последнего предложения текста В.П. Астафьева.
Уроки детства запоминаются на всю жизнь, даже когда обстоятельства и люди, преподавшие их, остаются далеко позади.
Я думаю, именно об этом хотел сказать В.П. Астафьев в своем тексте, описывая историю с пряничным конем с розовой гривой.
Во-первых, запомнить урок помогло герою раскаяние. Автор рассказывает, как хотелось всем деревенским мальчишкам стать обладателем волшебного коня с розовой гривой (предложение 6). Не исключением стал и герой текста. Он настолько был переполнен этой мечтой, что, поддавшись дурному влиянию соседских ребятишек, пошел на обман ради ее воплощения. Но ощутив все последствия содеянного, он глубоко раскаялся в своем нечестном поступке (предложение 42).
Во-вторых, герою запомнилась доброта бабушки, которая купила коня, не смотря на его дурное поведение (предложение 49). Так она показала ему, что люди должны быть великодушными и верящими в лучшее, несмотря ни на что.
Таким образом, люди, воспитывающие нас в детстве, оставляют неизгладимый след в нашей последующей жизни. Хорошо, если этот след будет положительно влиять на человеческую личность.
153 слова
Подобное сочинение писать легко. Главное – понять для себя самого, что хотел сказать автор последним предложением и подтвердить свои доказательства примерами из текста.
Пример написания сочинения 15.3
Сочинение 15.3 можно назвать сочинением на свободную тему. Здесь можно дать простор своей фантазии и привести один аргумент из собственной жизни. Однако при этом нужно будет создать собственный тезис – дать определение заданному понятию. В данном случае, это понятие – добро.
Добро – это понятие, обозначающее состояние, когда благополучие другого человека или объекта ценнее своего собственного, несмотря на все недостатки этого объекта или неудобства, связанное с его благополучием.
Я думаю, добро не требует взамен ничего, не ждет благодарности или повиновения. Однако порой оно способно изменить человека в лучшую сторону.
Так, в тексте В.П. Астафьева, добро бабушки заставило героя навсегда запомнить то, чем грозит бесчестность и обман (предложение 52). Этот урок он пронес через всю жизнь и уже не повторял прошлых ошибок.
К тому же, наша простая жизнь стала бы невыносимой без добра, добрых поступков. Спасение замерзающего от холода котенка, прикорм бездомного пса, оказание первой помощи нуждающемуся – все это проявление добра. Без этого не было бы милосердия.
Другими словами, добро – один из важнейших характеристик жизни нашего общества. Чем его больше, тем больше у нас шансов к развитию и процветанию.
136 слов
Помните! При написании сочинения, важно следовать следующим рекомендациям:
- Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.
- Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.
- Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.
- Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
- Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.