Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско
История создания
В 1909 г. И. А. Бунин, возвращаясь на пароходе в Одессу, в споре выразил свой взгляд на социальное неравенство. Он предложил оппоненту представить себе пароход в разрезе. Наверху богатые люди пьют и развлекаются, а внизу изнемогают «черные от угля» машинисты». Последняя жена писателя считает, что именно эта мысль легла в основу «Господина из Сан-Франциско».
Бунин рассказывал, что в 1915 г. был свидетелем смерти какого-то американца в гостинице на Капри. Писателю запомнился этот случай. Вернувшись в Россию, он в августе 1915 г. за несколько дней создал «Господина из Сан-Франциско».
Произведение впервые было издано в сборнике «Слово» (1915 г.).
Смысл названия
Поначалу Бунин хотел назвать произведение «Смерть на Капри», по аналогии с новеллой Т. Манна «Смерть в Венеции». После первой строки («Господин из Сан-Франциско…») писатель понял, что нужное название пришло само собой.
Главный герой, имени которого «никто не запомнил», представляет собой собирательный образ одного из «хозяев мира». Он не нуждается в представлении. В ту эпоху определения «господин из Сан-Франциско» было вполне достаточно для определения социальной значимости человека. В широком смысле название является символом власти и богатства, обезличенным и обездушенным выражением господства финансового капитала в мире.
Тема
Центральная тема рассказа — бренность человеческой жизни.
Господин из Сан-Франциско к старости «только что приступал к жизни». До этого он лишь всяческими способами сколачивал и приумножал свой капитал. Тщательно спланированная поездка «ради развлечения» представляется главному герою заслуженным отдыхом. Нельзя сказать, что его действительно привлекает возможность посетить европейские достопримечательности. Господин из Сан-Франциско просто не видит другой возможности потратить деньги. Вдобавок заграничное путешествие вместе с женой и дочерью позволит ему насладиться своей финансовой властью над людьми.
Прекрасно начавшаяся поездка на «Атлантиде» предвещала массу удовольствий. Сказочная щедрость главного героя вселяла в него уверенность в преданности всех тех людей, которые «кормили и поили его… служили ему, охраняли его чистоту и покой». Казалось, ничто в мире не способно поколебать его могущество.
Серьезные коррективы в приятное путешествие внесла переменчивая итальянская погода. Господин из Сан-Франциско едва ли не впервые осознал, что его финансовая власть имеет свои границы. Они ничего не мог поделать с обманчивым солнцем, дождем, морской качкой.
Первое зловещее предзнаменование посетило главного героя на Капри. Увидев в действительности приснившегося ему накануне молодого человека, господин из Сан-Франциско посчитал это «странным совпадением». Но его дочь внезапно почувствовала «страшное одиночество».
Опасения постепенно развеялись подготовкой к приятному вечеру. Богатую семью, как обычно, окружили самым заботливым вниманием. Приведя себя в порядок, главный герой уселся в читальне, как вдруг «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа». Сердечный приступ оказался роковым для «хозяина мира».
Внезапная смерть господина из Сан-Франциско моментально изменила отношение бывших преданных слуг. Теперь его имя не упоминается потому, что уже ничего не значит.
Жене и дочери приходится понять, что деньги уже не дают им прежней власти. Из-за опасности скандала тело умершего нельзя перенести в богатые апартаменты; вместо гроба приходится использовать простой ящик; в обратный путь покойный отправляется в глубоком «черном трюме».
Только «начинающий жить» господин из Сан-Франциско превратился в обычного мертвого старика, а его могущество рассыпалось в прах.
Проблематика
Главная проблема произведения — социальная несправедливость и неравенство.
Богатство господина из Сан-Франциско основано на использовании чужого труда: тысячи работников-китайцев «хорошо знали, что это значит». Ко всем своим слугам главный герой обращается с подчеркнутой пренебрежительной вежливостью. В душе он презирает всех, кто на него работает. Старик уверен, что всеобщее почтение является искренним признанием его величия. На самом деле за купленным почетом скрывается ответное презрение к самодовольному богачу.
Искреннее отношение людей к главному герою ярко показано в поведении Луиджи и двух горничных. Они не испытывают никакого сожаления к умершему, «давясь беззвучным смехом».
Бунину удалось мастерски изобразить насквозь лживую социальную иерархию в образе огромного корабля. Наверху, «среди блеска огней», «под бесстыдно-грустную музыку» мучается искусственная пара влюбленных. В это время глубоко внизу «с подавляющей человеческую душу неукоснительностью» продолжается тяжелая работа, обеспечивающая бессмысленное существование «нарядной толпы».