Анализ «Василий Тёркин»
История создания
Во время финской войны (1939-1940 гг.) А. Т. Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Редакция решила завести в газете специальный юмористический уголок, рассказывающий о похождениях веселого бойца. Коллективным решением было выбрано имя будущего персонажа — Вася Теркин. Твардовский подчеркивает, что поначалу Теркина звали именно Вася, а не Василий. Образ был чисто комический, что заметно даже по названиям фельетонов: «Как Вася Теркин «языка» добыл», «Как Вася Теркин поджигателей в плен взял» и т. д.
Начало серии приключений Васи положил Твардовский, написав стихотворение «На привале». В дальнейшем работа осуществлялась коллективно, но постепенно основным автором «Теркина» стал А. Щербаков.
С окончанием финской кампании «закончились» и похождения Васи. Однако Твардовский решил использовать персонаж для более серьезной работы. Он делает первые наброски к будущей поэме, но откладывает замысел после начала Великой Отечественной войны.
Вернуться к Теркину поэт решил весной 1942 г. Используя прежние наработки, Твардовский написал главы «На привале», «Переправа», «О награде» и др. Вплоть до мая 1945 г. поэма печаталась по мере написания отдельными главами.
Значение поэмы и художественного образа
Василий Теркин стал самым популярным и любимым героем для бойцов Красной Армии. С большим нетерпением солдаты ждали выпуск очередной главы. Особая притягательность образа заключалась в том, что Теркин был самым обычным человеком — «просто парень сам собой». Твардовский, в отличие от многих советских литераторов военного времени, не стремился изобразить «политически подкованного», безукоризненного во всех отношениях бойца. Поведение и образ мыслей Василия полностью укладываются в рамки понимания рядовых солдат: «А еще нельзя ли стопку?», «Обратясь к тому снаряду, справил малую нужду», «… сам с испугу Теркин немцу дал леща». Попросту говоря, черты литературного героя мог обнаружить в себе любой красноармеец или увидеть их в своем боевом товарище.
О популярности Теркина в армии свидетельствует огромный поток писем, приходящих Твардовскому во время войны. Автора просили ускорить работу над произведением, раскрыть «тайну» персонажа (кто же это на самом деле?) и даже изменить его имя (письмо Виктора Теркина).
После победы над фашистской Германией Твардовского стали заваливать письмами с просьбами продолжить похождения Василия в мирное время. Ему присылали собственные варианты («Теркин в сельском хозяйстве», «Василий Теркин на заводе» и мн. др.). Некоторые читательские продолжения поэмы даже выходили в печати. В 1954 г. была опубликована авторская вторая часть — «Теркин на том свете».
Жанр и композиция
Строго говоря, «Василий Теркин» не относится к жанру поэмы. У него нет четкой сюжетной линии, каждая глава представляет собой самостоятельное законченное произведение. В авторском вступлении Твардовский сам заявляет, что пишет «книгу про бойца без начала, без конца».
Такой стиль был обусловлен задачей, стоящей перед автором. В суровой военной обстановке у солдат не было времени на чтение объемных произведений. Читатель попросту мог не дожить до конца. Нужны были небольшие, написанные легко и доступно, художественные зарисовки. В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский замечает, что корни произведения уходят «в современную полуфольклорную поэтическую «стихию»».
Основной смысл и задачи произведения
На любой войне большое значение имеет поддержание высокого боевого духа в армии. В этом плане возрастает роль писателей, поэтов, художников, композиторов и т. д.
«Василий Теркин» стало именно тем произведением, которого ждали бойцы Красной Армии. Первые главы стали печататься в очень сложный период: план фашистского блицкрига сорвался, но положение на фронтах оставалось критическим. Никогда не унывающий и не сдающийся Василий стал символом неизбежной победы.
Твардовский работал военным корреспондентом, поэтому не понаслышке знал о войне. Он описывает знакомые каждому солдату ситуации, в которых проявляются лучшие качества главного героя. Теркин словно бы подает пример, к которому нужно стремиться. Делает он это свободно и ненавязчиво, с грубоватым солдатским юмором. Василий называет боевые действия «сабантуем» («На привале»), сбивает вражеский самолет из обычной винтовки («Кто стрелял?»), сопротивляется пришедшей к нему Смерти («Смерть и воин»).
Теркин постоянно совершает героические поступки, но остается таким же простым и близким каждому человеком: «я не гордый… зачем мне орден? Я согласен на медаль».
Несмотря на легкость изложения и юмор, «Василий Теркин» в художественном отношении стоит гораздо выше обычных военных фельетонов. Красной нитью через все произведение проходит мысль о необходимости защиты своей Родины и об изгнании врага: «Бой идет святой и правый… ради жизни на земле»; «Я там — свой, а он — чужой» и т. д. Одним из самых значительных и эмоциональных мест поэмы является просьба умирающего Теркина к Смерти: «Дашь ты мне в тот день последний [День Победы]… погулять среди живых?».
Василий Теркин стал настоящим народным героем, а сама поэма — величайшим литературным памятником беспримерному народному подвигу в годы Великой Отечественной войны.