Вариант №2 ЕГЭ по русскому (режим тестирования)

Фильтр:
Ответы:
Вопросы:
Задание ER0202 Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<…> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  • Итак, в задании требуется подобрать указательное местоимение, что сильно облегчает нашу задачу. Вспоминаем соответствующую группу местоимений
  • Из указанной группы нам в соответствующей форме подходят местоимения такое или это (не забываем согласовывать грамматически самостоятельные части речи с главным словом). Выбираем один ответ.
Ответ: такое

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0302 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

ЗАКОН

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
Введите ответ:
Посмотреть решение
  • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
  • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
  • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.
Ответ: 1

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0402 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  1. нЕдуг
  2. ободренА
  3. плодоносИть
  4. свЁкла
  5. налитА
Введите ответ:
Посмотреть решение
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.
Ответ: недуг

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0502 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1. В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.
  2. Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.
  3. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.
  4. На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.
  5. Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с делами»: деловое письмо, деловая встреча, деловой стиль одежды.
Ответ: двойственное

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0602 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
  3. Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.
Ответ: потерпели

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0702 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махатьПозднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола позднийТрое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспекторНаши отпуска – множественное число от существительного отпуск.
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.
Ответ: к две тысячи пятнадцатому году

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0802 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Близких нужно любить и заботиться.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Там нарисовано деревня, река и лес.
6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.
7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.
8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции
9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
  2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
  3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Таковыми являются варианты 2, 7, 8 и 9.
  4. В первом предложении мы видим неверное употребление деепричастного оборота; получается, что чтение книг изучает иностранные языки. Правильный вариант: при изучении иностранных языков помогает… В третьем предложении выходит, что публикации, а не зодчие, жили в восемнадцатом веке – допущена ошибка в причастном обороте. Правильно: ..публикации архивных материалов о московских зодчих, живших… В пятом предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым. В шестом предложении неверно употреблена падежная форма существительного с предлогом; верный вариант – «по окончании», а в четвертом допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
Ответ: 15634

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER0902 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. сж..гать, орб..тальный, пол..мический
  2. вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
  3. экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
  4. разг..реться, укл..ниться, зар..сли
  5. выб..рающий, з..рница, выл..жить
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Нам необходимо найти ряды, где все три слова подчиняются правилу безударной чередующейся гласной.
  2. Первый, второй и третий варианты нам не подходят из-за наличия в них словарных слов или слов с безударной проверяемой гласной: орб..тальный – орбИта, предст..вительный – предстАвить, изд..вать – дАть. Небольшая подсказка: даже если вы не можете подобрать проверочные слова, зная список чередующихся корней, вам будет легко отбросить те варианты, где таких слов нет.
  3. Проверим оставшиеся варианты – четвёртый и пятый. Все слова в этих рядах с чередующимися корнями:  разг..реться (корни гор – гар), укл..ниться (корни клон – клан), зар..сли (корни раст – рос – ращ), выб..рающий (корни бер – бир), з..рница (корни зар – зор), выл..жить (корни лаг – лож).
Ответ: 45

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1002 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. об..греться, пр..питанный, пр..сматривать
  2. про..грать, с..змала, дез..нфекция
  3. ра..мешать, бе..численный, и..чезнуть
  4. пр..старелый, пр..открыть, пр..вокзальный
  5. нед..варить, п..краска, п..дкова
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Проиграть, сызмала – И меняется на Ы после приставки на согласную, буквы разные, поэтому этот вариант нам не подходит.
  2. Размешать, бесчисленный – раз- и бес- приставки на з, с (пишем с перед следующей глухой согласной и з перед звонкой), буквы разные.
  3. Престарелый, приоткрыть – приставка пре- с значением «очень», приставка при- с значением «неполнота действия», буквы разные.
  4. Обогреться, пропитанный, просматривать – обо- неизменяемая приставка, приставка про-, так как нет значения «первоначальный».
  5. Недоварить, покраска, подкова – это неизменяемые приставки, везде пропущена одна буква.
Ответ: 15

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1102 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. ландыш…вый
  2. корч…вать
  3. магни…вый
  4. мысл…вший
  5. леле…ть
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Ландышевый – суффикс прилагательного «ев» без ударения. Корчевать – образовано от «корчую», поэтому – глагольный суффикс «ева». Магниевый – опять же суффикс «ев». Лелеять – слово нужно запомнить.
  3. Мысливший – всегда пишется с буквой «и».
Ответ: мысливший

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1202 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. заполн…нный
  2. выскоч…вший
  3. встревож…нный
  4. колебл…мый
  5. закол…шь
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Глагол здесь только один; ставим его в неопределенную форму: заколоть. Он относится к первому спряжению; вставляем букву «е» — заколешь.
  3. Рассмотрим причастия. «Заполненный» образовано от глагола «заполнить»; как видно, суффикс глагола – «ить», значит, в причастии пишем суффикс «енн». Абсолютно аналогично выходит со словом «встревоженный», образованным от слова «встревожить». А вот слово «выскочивший» образовано от глагола «выскочить»; согласно правилу, буква «и» сохраняется и перед суффиксом причастия «вш». Верный ответ найден, но можно проверить и оставшееся слово. «Колеблемый» образовано от глагола «колебаться», относящегося к первому спряжению, поэтому в страдательном причастии настоящего времени пишется суффикс «ем».
Ответ: выскочивший

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1302 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  1. Нам (не)к кому было обратиться за помощью.
  2. Это была (не)более чем шутка.
  3. Мечтой Рудольфа Дизеля был (не)лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя — от мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.
  4. Я люблю молодую картошечку: её (не)нужно чистить.
  5. В этой теории (не)окрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:
    • Нам не к кому было обратиться за помощью.- НЕ с неопределенными и отрицательными местоимениями пишется раздельно при наличии предлога между ними.
    • Это была не более чем шутка.- НЕ пишется раздельно в выражении НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ.
    • Мечтой Рудольфа Дизеля был не лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя — он мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.- НЕ пишется раздельно, так как в предложении есть противопоставление с союзом А.
    • Я люблю молодую картошечку: её не нужно чистить.- НЕ пишется раздельно с наречиями на О/Е.
    • В этой теории неокрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной.- НЕ пишется слитно с причастиями без зависимых слов.
  3. Записываем правильный ответ: неокрепшие.
Ответ: неокрепшие

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1402 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  1. ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.
  2. (НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.
  3. И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество.
  4. (В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить.
  5. (В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.- «По этому пути» — раздельно; можно заменить, например, сочетанием «по старому пути». «Потому что» — опять же раздельно.
    • (НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.- «На встречу» — раздельно, так как можно заменить «на деловую встречу», или «на важную встречу», а «из-за» пишется через дефис, так как указывает на причину.
    • И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. — «Итак» пишется слитно, а вот «в завершение» — раздельно.
    • (В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить. — «Ввиду» пишется слитно – заменяется словом «из-за»; «наспех» — наречие, пишется слитно.
    • (В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира. — «вдали» пишется слитно (заменяется «далеко»), а вот «как будто» — всегда раздельно.
  3. Записываем правильный ответ: ввиду, наспех.
Ответ: ввидунаспех

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1502 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Ищем слово, в котором пишется НН.
  2. Неизведанных, неизученных, неосвоенных, непокоренных – причастия с приставками, образованные от глаголов совершенного вида, следовательно, пишем НН; огромной – прилагательное, пишем Н.
Ответ: 1345

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1602 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных.
  5. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков,  решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.
Ответ: 25

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1702 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. В Сорренто М. Горький снял виллу, просторную, но не роскошную, к которой вела дорога, шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников. Под цифрой 1 запятая не ставится, так как обстоятельство, выраженное существительным с предлогом без дополнительного значения причины, не обособляется. Цифра 2 обозначает запятую, отделяющую однородные одиночные определения. На месте цифры 3 запятая отделяет придаточную часть сложноподчиненного предложения от главной. На месте цифры 4 ставим запятую, отделяющую причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
Ответ: 234

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1802 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Русский язык, как известно, занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место, естественно, принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.
  3. Как известно, естественно – не являются членами предложения, выражают отношение говорящего, эти слова можно убрать из предложения без потери смысла.
Ответ: 1234

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER1902 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать те цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Когда он высказал бесполезную мысль вслух, его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить, что не понимает он беспечный российский народ, который не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.
  3. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 5-и частей: 1) Когда он высказал бесполезную мысль вслух – придаточное времени, относящееся ко 2 части, отделяем придаточную часть запятой2) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздраженно говорить – главная часть сложноподчиненного предложения, осложненная однородными сказуемыми; 3) что не понимает он беспечный российский народ – придаточное изъяснительное, присоединяется ко 2 части при помощи союза ЧТО, перед союзом ставим запятую; 4) который не только свою жизнь ни во что не ставит – придаточное определительное, соединяется с 3 частью при помощи союзного слова КОТОРЫЙ, перед союзным словом ставим запятую; 5) но и на других ему плевать – часть сложносочиненного предложения, связанного с 4 частью при помощи союза НО.
Ответ: 123

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2002 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда – предложение простое, ОДНАКО запятой не отделяется, так как его легко можно заменить союзом НО, осложнено однородными сказуемыми; запятую, перед указательным словом ТУДА ставим запятую, так как оно выполняет поясняющую, уточняющую функцию; 2) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой – придаточное места (туда — куда?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ГДЕ, перед которым мы должны поставить запятую.
  3. Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда, где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.
Ответ: 34

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2202 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.

(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное — деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? (27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями.

(28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) — Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? — спросил я у них, когда разговорились.

(33)—  Вертолёт на один месяц.

(34)—  Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

  1. Главная проблема в том, что помещения музея, где хранятся иконы, слишком тесны.
  2. У Русского музея нет своего вертолёта, поэтому сохранить свою коллекцию он не может.
  3. Русский музей однажды организовал экспедицию на Север.
  4. Одни музеи, какими бы замечательными они ни были, не в состоянии спасти культурное достояние страны: у них для этого нет возможностей.
  5. Собрание икон XII—XX веков в Русском музее насчитывает 5000 произведений.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем текст.
  2. Первый вариант неверен: да, автор говорит, что помещения, предназначенные для хранения икон, тесны, но не называет это главной проблемой. Также неверен и второй вариант: да, из текста можно понять, что у Русского музея нет вертолета, однако это не является причиной невозможности сохранения коллекции (о чем, кстати, не упоминается вообще). В корне неверен третий вариант, в чем можно убедиться, прочитав предложение 28 – экспедиции на Север организуются каждый год. А вот четвертый вариант правильный – автор говорит, что для спасения ценностей нужен транспорт и деньги, которых у музеев нет. И, наконец, пятый вариант тоже неверен: о собрании Русского музея в тексте не говорится.
Ответ: 4

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2302 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…                                                                                

(С. Соловейчик)

  1. В предложениях 1-5 представлено рассуждения.
  2. В предложении 8-10 содержится описание.
  3. В предложениях 11-13 содержится повествование.
  4. В предложении 14-16 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 17-22 содержится рассуждение.
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Перечитываем указанные в условии предложения и определяем тип речи. В предложениях 3 и 4 мы видим риторические вопросы – верный признак рассуждения; первое утверждение верно. Читаем предложения 8-10: в них также продолжается рассуждение, где автор приводит свои рассуждения. Описания там нет. В предложениях 11-13 снова рассуждение; повествования с перечислением последовательности действий тут нет. Рассуждение (которое вообще длится весь текст) продолжается и в предложениях 14-22, следовательно, варианты 4 и 5 верны.
Ответ: 145

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2402 Из предложений 14-15 выпишите синонимы.

(1)Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы.

(2)Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3)И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище. (4)Он пришёл проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. (5)Я знал, что он ждёт девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська настоял, чтобы я поднялся.

 (6)Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства. (7)Павлика не баловали дома и растили по-спартански. (8)Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. (9)Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю послали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто. (10)В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. (11)По окончании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр — тогдашний крик моды, смуглой шёлковой рубашки, двух свитеров, роскошного галстука и тёмных очков, почти не встречавшихся в Москве. (12)Но, вернувшись домой, он понял, что наряжаться ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь.

(13)Ко времени его ухода в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жестом передал нам свои сокровища. (14)От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру.

(16)Теперь Оське ужасно хотелось повторить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается всё, чем владеешь на этом свете. (17)Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фотоаппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а картины — отец. (18)Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электрический утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался — не донести было всю эту тяжесть; еще Оська навязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом.

(19)Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. (20)Неужели не было о чём поговорить, неужели не было друг для друга серьёзных и высоких слов? (21)Все было, да не выговаривалось вслух. (22)Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. (23)А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «пригодятся». (24)«Держи!..» — а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогревайся рефлектором, когда холодно… (25)«Бери кофемолку, не ломайся!» — это значит: а хорошая у нас была дружба!.. (26)«Давай, чёрт с тобой!» — а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?.. (27)«На дуршлаг!» — но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. (28)Это навсегда с нами. (29)Значит, есть в мире и останется в нём…

(По Ю. Нагибину)

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Перечитываем указанные предложения: (14)От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру. Синонимы сразу бросаются в глаза: забрал – взял.
Ответ: забралвзял

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2502 Среди предложений 1—4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. (2)Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. (3)Поселки смывает, здания горят, самолёты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. (4)Теперь про погоду.  

(5)Итак. (6)В России. (7)Ежегодно. (8)Гибнет. (9)На дорогах — 30  000. (10)Тонут — 15 000. (11)Опиваются спиртным — 40 000. (12)Убивают — 30 000. (13)Пропадает без вести — 30 000. (14)Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. (15)Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. (16)Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. (17)Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. (18)Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. (19)Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. (20)Ещё можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.

(По Михаилу Веллеру «Разрушительные теленовости»)

Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Личные местоимения – я, мы, он, она, ты, вы, они… Местоимение мы видим во втором предложении. Там же повторяется и сочетание «житель России», употребленное в первом предложении.
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:

Задание ER2602 Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи. (14)По словарю Ларусса, красивое — это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» — один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 10), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих  чувства», «почва» в предложении 20).

 Список терминов:

  1. олицетворение
  2. ряд однородных членов
  3. пословица
  4. синонимы
  5. антонимы
  6. риторический вопрос
  7. восклицательное предложение
  8. метафора
  9. парцелляция
Введите ответ:
Посмотреть решение
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Читаем четвертое предложение — Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». В нем автор цитирует широко известное изречение – пословицу. Смотрим на предложение 10 — За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. Ко всем указанным в рецензии словам можно поставить один вопрос – ищем что? Красоту, благородство, напряжение… Это – однородные члены. «Радовать» — «огорчаться», «конкретный» — «абстрактный» — антонимы. «Радует взор» и «ласкающих чувства» — устойчивые образы, основанные на не буквальном понимании значений слов – метафоры.
Ответ: 3258

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | теория:


Даниил Романович | 👀 80 | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *