Вечное и вещное в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

Бунинский рассказ «Господин из Сан-Франциско» — один из самых известных. Его сюжет прост, однако эта простота обманчива и вводит в заблуждение. История об американце, который отправляется на огромном пароходе «Атлантида» (обратите внимание на название!) в Старый Свет, чтобы отдохнуть после «трудов праведных», завершается довольно быстро смертью старика, который на том же пароходе, только теперь в его трюме, возвращается назад. Вот, собственно говоря, и всё.

Социальные проблемы

Легко было бы свести содержание рассказа Бунина к социально-критическому. Современники писателя именно так его и воспринимали. И не без оснований. Ведь в поле зрения читателя в первую очередь попадали нарисованные писателем контрасты между богатством и бедностью (на верхней палубе развлекается богатая публика – в недрах парохода изнемогают, словно в аду, кочегары; богатый американец сколотил своё состояние, нещадно эксплуатируя десятки тысяч китайцев и т.д.). Однако Бунин всегда был далёк от примитивного критицизма и социального разоблачения. Его творчество гораздо глубже, и за социальными проблемами, диспропорциями писатель видит причины куда более глубокие и менее прозрачные (можно сказать, метафизические). Ведь неслучайно были читатели и критики, которые увидели в рассказе апокалипсическое предупреждение. Другие проводили параллели с работой немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», приговор буржуазному миру с его сугубо утилитарными запросами.

Антитеза

Всё сказанное выше объясняет дилемму, заключённую в формулировке темы, — вечное и вещное. Такая антитеза позволяет выйти на противопоставление явного, понятного, очевидного (вещного) и глубинно-философского, порой неясного и довольно сложно выраженного в особенностях сюжета, в бунинской организации времени и пространства, в появлении символических образов и т.д.

Начать работу можно с короткого упоминания о том, как задумывался рассказ. Что стало толчком к его созданию? Напомним следующее. По словам самого Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции»: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии, он «почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе…» Далее Бунин вспоминает: « Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал… „Смерть в Венеции“ я прочёл в Москве лишь в конце осени. Это очень неприятная книга».

Таковы истоки рассказа. Обратим внимание, что заглавие «Смерть на Капри», несколько шокирующее, было заменено на «Господин из Сан-Франциско», ведущее к максимальным философским обобщениям.

Значения слов

Определите для себя лексическое значение слов, на которых построена тема.

Вечное

  1. бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца;
  2. непреходящий, не перестающий существовать долгие годы, века; не ограниченный какими-либо сроками, бессрочный; длящийся всю жизнь, пожизненный;
  3. постоянно существующий, находящийся где-либо в природе;
  4. постоянно занимающийся одним и тем же или находящийся в одном и том же состоянии, положении;
  5. постоянный, неизменный.

Вещное – относящееся к вещам, вещественное.

Композиция сочинения

Основная часть сочинения распадётся на две смысловые части. Первая будет посвящена тому, что в теме определено как вещное. Прочитав рассказ, вы увидите, как жизнь людей, о которых идёт речь, погружается в мир вещей, являющихся приоритетными для человека. Не случайно описания, которые созданы Буниным, перенасыщены этим самым вещным миром. Единственное, чего здесь нет, так это духовного, нет обращённости человека к тому, что скрыто за узнаваемой, привычной оболочкой вещей, то есть вечного. Например, можно обратиться к моменту, когда господин пытается справиться с шейной запонкой, написав об этом так: «Погружаясь в мелочное перечисление последних мгновений жизни господина из Сан-Франциско, о чём тот, конечно, не догадывается (ведь ему кажется, что всё в этом мире подчинено его желаниям!), писатель словно замедляет ход повествования, фиксирует внимание на каждой детали. Однако ничего более значимого, чем попытка «поймать» героем шейную запонку, Бунин не видит. Борьба с непослушной запонкой нарочито растянута, она отвлекает героя от незнакомых, плохо понимаемых размышлений — от нахлынувшего было предчувствия чего-то «ужасного». Буквально каждый его шаг преследует авторская ирония, пока, подчинившись общему закону, он становится уже не «господином из Сан-Франциско», а просто мертвым стариком, чья близость пугает прочих господ напоминанием о неизбежной смерти. Автор стремится подчеркнуть максимальное преобладание «вещного» в жизни пассажира «Атлантиды», абсолютное отсутствие в ней духовности». Не забудьте отметить, что в этом вещном мире опошлены или забыты такие важные вещи, как, например, любовь, здесь никто не думает о высоком (достаточно вспомнить о парочке, за деньги изображающей влюблённость).

Вторая часть сочинения должна быть обращена к тому, что связано с иной стороной жизни человека, – её духовной составляющей, всем тем, что влияет на человека, его судьбу, хотя сам человек это не всегда осознаёт, поскольку он думает только о телесном, вещном, о своих материальных потребностях. Поэтому Бунин стремится напомнить о том, как хрупка жизнь, как легко разрушить не только жизнь одного человека, но и уничтожить цивилизацию, как малозначимыми становятся вещи, когда мир движется к катастрофе. Об этом особенно ярко напоминает образ плывущего через бушующий океан парохода с названием «Атлантида». Необходимо сказать, что именно в описании корабля в финале рассказа авторский взгляд достигает предельного масштаба. Рассказ о жизненном крахе самоуверенного господина из Сан-Франциско перерастает в насыщенное философское размышление о связи человека с миром, о величии природных стихий и их неподвластности людской воле и прихоти, о вечности и неподвластным тайнам бытия.

Завершая работу, можно поразмышлять о том, какой же путь предпочтительнее и правильнее. Это путь любви, не отягощённый гордыней и несущий свет добра в мир? Это путь дьявольский (вспомните, как в рассказе появляется этот образ)? Или это путь человека, чья гордыня превращает его в третью силу мира? Подобного рода финальная часть подчеркнёт философский характер сочинения, которое и должно быть таким: ведь тема и предлагает подумать над страницами рассказа, который по своей глубине неисчерпаем для размышлений.

Вариант сочинения

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — сложный и противоречивый. При кажущейся внешней простоте он содержит в себе глубокий смысл, который открывается только вдумчивому читателю.

Слова «вечное» и «вещное» можно назвать антонимами. Вечное – это то, что находится выше пространства и времени, а вещное – это быт, это то, что существует в земных рамках.

Краткое содержание Господин из Сан-Франциско

Господин из Сан-Франциско. Иллюстрация.

Точное планирование путешествия, подробное описание образа жизни богатых людей, изображение окружающих их вещей, описание мельчайших деталей внешнего вида – всё это показывает, что люди стали целиком зависимы от вещей и общепринятых порядков. Таких людей можно назвать рабами своего богатства.

Господин из Сан-Франциско после своей смерти тоже стал всего лишь частью этого мира вещей. Его тело, помещённое в ящик от содовой, не вызывало ни у кого печали или хотя бы уважения. «Умерший старик» только приносил всем окружающим неудобства, даже его родные не горевали о своей утрате.

Наблюдая за главным героем рассказа, за его принципами в жизни и идеалами, мы осознаём, что мир катится в пропасть, ведь таких людей, как он, очень много, и все они пагубно влияют на развитие своим бесцельным и бессмысленным существованием.

До того как стать богатым, господин из Сан-Франциско жил одной этой мечтой, много лет стремясь достичь уровня людей, которые составляли элиту общества. В погоне за богатством он совсем позабыл о своей жене и дочери. Он мечтал о больших деньгах, и эта мечта осуществилась. Но, когда желаемое исполнилось, господин из Сан-Франциско не смог насладиться достигнутым должным образом, потому что стал таким же самовлюблённым и бесчеловечным, как те богачи, на которых хотел быть похожим.

В мир, где господствуют вещи, незаметно вплетается описание вечного, неподвластного человеку. Богатство не может управлять бушующей стихией за бортом корабля, не может противостоять неожиданной смерти.

И.А. Бунин хотел показать, что именно смерть человека – это то событие, которое определяет истинные жизненные ценности. Он призывает задуматься над своей жизнью, осознать, что действительно важно, ведь время так скоротечно. Никто не знает уготованной ему судьбы, поэтому необходимо ценить каждый миг.

В рассказе представлены вечные ценности: жизнь, любовь, семья, природа, но в обществе господина из Сан-Франциско эти ценности ложные. Люди не любят, а играют  в любовь, деньги ценятся больше, чем семья, а настоящую жизнь заменил чётко установленный, расписанный  до мелочей распорядок дня. И только природная стихия оказалась ничему не подвластной. Несмотря на то, что люди отгородились от неё стенами каюты и старались не думать об ужасающей бездне под ними, природа жила по своим законам. И ей было совершенно не важно, что люди заплатили деньги за безопасный круиз,  всецело доверившись мастерству капитана. Океан мог бы поглотить целый корабль, и никакое богатство было не в силах этому помешать.

Название корабля «Атлантида» уже символизирует обречённый мир. На этом корабле у каждого человека есть своё место, которое обозначено согласно его социальному статусу. Автор сравнивает палубу, каюты и рабочие помещения с кругами ада Данте. Богатые пассажиры ничего не знают о том, что происходит в нижней части корабля. Они отдыхают, веселятся, гуляют, не думая о том, как трудятся люди, которым не повезло родиться в нужное время, в нужном месте. Эти богачи считают, что они имеют право на такой роскошный отдых, они его заслужили. А про обслуживающий персонал никто не думает, ведь это люди низшего сорта.

Именно на этом корабле господин из Сан-Франциско начал своё путешествие, на нём он его и закончил. Только вначале он находился в комфортабельной каюте, окружённый вниманием заботливой и услужливой прислуги, а в конце – глубоко в трюме, спрятанный подальше от человеческих глаз.

И.А. Бунин изображает обманчивость счастья в вещном мире, осуждая попытки отложить настоящую жизнь «на потом», ведь этого «потом» может и не быть вовсе. Господин из Сан-Франциско так и не успел пожить, потому что до этого путешествия он только существовал, зарабатывая деньги.

Таким образом, автор акцентирует внимание на том, что необходимо научиться ценить каждое мгновение своей жизни, уметь жить не прошлым и будущим, а настоящим, здесь и сейчас.

Текст: Елена Бочкова, 7.9k 👀