Задачи на сообразительность
Задание №20 ЕГЭ по математике содержит задачу на сообразительность. Задачи в этом разделе более интуитивно понятно, нежели в 19 задании ЕГЭ, но тем не менее достаточно сложны для обычного школьника. Итак, перейдем к рассмотрению типовых вариантов.
Разбор типовых вариантов заданий №20 ЕГЭ по математике базового уровня
Вариант 20МБ1
[su_note note_color=»#defae6″]
В обменном пункте можно совершить одну из двух операций:
- за 2 золотых монеты получить 3 серебряных и одну медную;
- за 5 серебряных монет получить 3 золотых и одну медную.
У Николая были только серебряные монеты. После нескольких посещений обменного пункта серебряных монет у него стало меньше, золотых не появилось, зато появилось 50 медных. На сколько уменьшилось количество серебряных монет у Николая?
[/su_note]
Алгоритм выполнения:
- Ввести условные обозначения.
- Записать данные задачи с помощью условных обозначений.
- Логически рассуждая определить неизвестное.
Решение:
По условию золотых монет не появилось, значит все полученные после осуществления второй операции золотые монеты, Николай обменял с помощью первой операции. Золотые монеты можно менять только по 2 штуки, следовательно, вторых операций было четное число.
Введем обозначение, пусть вторых операций было 2n(число всегда четное).
Если применить вторую операцию получим:
5 · 2n серебряных обменяли на 3 · 2n золотых + 2n медных.
Все золотые монеты были обменяны в ходе первой операции. За одну операцию можно обменять сразу 2 золотые монеты, значит, всего операций будет совершено (3 · 2n)/2 = 3 n. То есть
3 · 2n золотых обменяли на 3· 3n серебряных + 3n медных.
Или после преобразования:
3 · 2n золотых обменяли на 9n серебряных + 3n медных
Сопоставим результаты первой и второй операции:
5 · 2n серебряных обменяли на 3 · 2n золотых + 2n медных.
3 · 2n золотых обменяли на 9n серебряных + 3n медных
Получим
5 · 2n серебряных обменяли на 9n серебряных + 3n медных+2n медных
Или
10 n серебряных обменяли на 9n серебряных + 5n медных
Если, обменяв 10 n серебряных монет, получим 9 n серебряных монет, то количество серебряных монет у Николая уменьшилось на n. Из последнего выражения видно, что Николай получил 5n медных монет, а по условию появилось 50 медных, то есть 5n = 50.
n = 10
Ответ: 10
Вариант 20МБ2
[su_note note_color=»#defae6″]
Маша и Медведь съели 100 печений и банку варенья, начав и закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь — печенья, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в три раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенья они съели поровну?
[/su_note]
Алгоритм выполнения:
- Определить, кто и во сколько раз дольше ел печенье.
- Определить, кто и во сколько раз дольше ел варенье.
- Сопоставить результаты.
- Найти неизвестное.
Решение:
- Так как варенье и Маша, и Медведь съели поровну, и при этом Медведь ел варенье в 3 раза быстрее, то Маша ела варенье (свою половину) в 3 раза дольше, чем Медведь (такую же половину).
- Тогда получается, что Медведь ел печенья в 3 раза дольше Маши и к тому же ел их в 3 раза быстрее, то есть, на одно съеденное Машей печенье приходилось 3∙3=9 печений, съеденных Медведем.
- В сумме эти печенья составляют 1+9=10 и таких сумм в 100 печеньях ровно 100:10 = 10.
- Значит, Маша съела 10 печений, а Медведь 9∙10=90.
Ответ: 90
Вариант 20МБ3
[su_note note_color=»#defae6″]
Маша и Медведь съели 51 печенье и банку варенья, начав и закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь — печенья, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в четыре раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенья они съели поровну?
[/su_note]
Алгоритм выполнения:
- Определить, кто и во сколько раз дольше ел печенье.
- Определить, кто и во сколько раз дольше ел варенье.
- Сопоставить результаты.
- Найти неизвестное.
Решение:
- Так как варенье и Маша, и Медведь, съели поровну, и при этом Медведь ел варенье в 4 раза быстрее, то Маша ела варенье (свою половину) в 4 раза дольше, чем Медведь (такую же половину).
- Тогда получается, что Медведь ел печенья в 4 раза дольше Маши и к тому же ел их в 4 раза быстрее, то есть, на одно съеденное Машей печенье приходилось 4∙4=16 печений, съеденных Медведем.
- В сумме эти печенья составляют 1+16=17 и таких сумм в 51 печеньях ровно 51:17 = 3.
- Значит, Маша съела 3 печенья, а Медведь 3∙16=48.
Ответ: 48
Вариант 20МБ4
[su_note note_color=»#defae6″]
Если бы каждый из двух сомножителей увеличили на 1, их произведение увеличилось бы на 11. На самом деле каждый из двух сомножителей увеличили на 2. На сколько увеличилось произведение?
[/su_note]
Алгоритм выполнения:
- Ввести условные обозначения.
- Записать первое условие с помощью условных обозначений.
- Преобразовать полученное выражение.
- Записать с помощью условных обозначений второе условие.
- Преобразовать полученное выражение.
- Найти неизвестное.
Решение:
Пусть первый сомножитель равен a, а второй b, их произведение равно ab.
При увеличении этих сомножителей на 1 их произведение возрастает на 11, то есть,
Перенесем произведение ab в левую часть с противоположным знаком и раскроем скобки перемножив.
Теперь аналогично вычислим, на сколько увеличится произведение, если сомножители увеличить на 2 и подставим уже известное нам a + b = 10 :
Ответ: 24
Вариант 20МБ5
[su_note note_color=»#defae6″]
Если бы каждый из двух сомножителей увеличили на 1, их произведение увеличилось бы на 3. На самом деле каждый из двух сомножителей увеличили на 5. На сколько увеличилось произведение?
[/su_note]
Алгоритм выполнения:
- Ввести условные обозначения.
- Записать первое условие с помощью условных обозначений.
- Преобразовать полученное выражение.
- Записать с помощью условных обозначений второе условие.
- Преобразовать полученное выражение.
- Найти неизвестное.
Решение:
Пусть первый сомножитель равен a, а второй b, их произведение равно ab.
При увеличении этих сомножителей на 1 их произведение возрастает на 3, то есть,
Перенесем произведение ab в левую часть с противоположным знаком и раскроем скобки перемножив.
Теперь аналогично вычислим, на сколько увеличится произведение, если сомножители увеличить на 5 и подставим уже известное нам a + b = 2:
Ответ: 35
Вариант 20МБ6
[su_note note_color=»#defae6″]
Прямоугольник разбит на четыре меньших прямоугольника двумя прямолинейными отрезками. Периметры трёх из них, начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке, равны 24, 28 и 16. Найдите периметр четвёртого прямоугольника.
[/su_note]
Перерисуем прямоугольник в удобном для нас виде:
Теперь составим уравнения с помощью формулы периметра прямоугольника:
Ответ: 12
Вариант 20МБ7
[su_note note_color=»#defae6″]
Список заданий викторины состоял из 25 вопросов. За каждый правильный ответ ученик получал 7 очков, за неправильный ответ с него списывали 10 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 42 очка, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Составляем комбинации правильных и неправильных ответов и определяем кол-во баллов в них, например: 1) 1 прав+1 неправ=7–10=–3 балла; 2) 2 прав+1неправ=2·7–10=4 балла и т.д.
- Из баллов за прав.ответы и баллов за их комбинации «набираем» 42 балла. Подсчитываем кол-во вопросов, которые при этом были заданы.
- Оставшуюся разницу между полученным числом вопросов и данными 25-ю вопросами определяем как те, на которые не было дано ответа.
- Делаем проверку полученного результата.
Решение:
Введем обозначения: прав.ответ – 1П, неправ.ответ – 1Н.
Задаем комбинации и определяем кол-во баллов, которое при этом будет начислено:
1П=7 баллов
1П+1Н=7–10=–3 б.
2П+1Н=2·7–10=4 б.
3П+1Н=3·7–10=11 б.
Суммируем баллы, которые можно при этом получить: 7+ (–3)+4+11=19. Это явно мало. И гарантированно можно добавить еще 11: 19+11=30. Чтобы «добрать» до 42 баллов, нужно далее добавить 12 баллов, которые набираются тройным вхождением 4-х баллов. В целом получаем:
7+(–3)+4+11+11+3·4=42.
Распишем полученную комбинацию слагаемых в виде ответов:
1П+(1П+1Н)+(2П+1Н)+(3П+1Н)+(3П+1Н)+3·(2П+1Н)=1П+1П+1Н+2П+1Н+3П+1Н+3П+1Н+6П+3Н=16П+7Н (ответов).
16+7=23 ответа. 25–23=2 ответа, за которые было получено по 0 баллов, т.е. это вопросы, оставшиеся без ответов.
Итак, по нашим подсчетам верных ответов было дано 16.
Проверим это:
16 ответов по 7 б. + 7 ответов по (–10) б. + 2 ответа по 0 б. = 16·7–7·10+2·0=112–70+0=42 (балла).
Ответ: 16
Вариант 20МБ8
[su_note note_color=»#defae6″]
В таблице три столбца и несколько строк. В каждую клетку таблицы вписали по натуральному числу так, что сумма всех чисел в первом столбце равна 103, во втором – 97, в третьем – 93, а сумма чисел в каждой строке больше 21, но меньше 24. Сколько всего строк в таблице?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Находим общую сумму для всех чисел в таблице (сложив суммы для каждого из 3-х столбцов).
- Определяем диапазон допустимых значений для сумм чисел в каждой строке.
- Разделив общую сумму сначала на наименьшую сумму чисел в каждой строке, а затем на наибольшую, получаем искомое кол-во строк.
Решение:
Общая сумма чисел в таблице равна: 103+97+93=293.
Поскольку по условию суммы чисел в каждой строке составляют >21, но <24, то кол-во строк X может быть равным меньше, чем 293:21≈13,95, и больше, чем 293:24≈12,21. Т.е.: 12,21 < X < 13,95. Единственное целое число в полученном диапазоне – 13. Значит, искомое кол-во строк равно 13.
Ответ: 13
Вариант 20МБ9
[su_note note_color=»#defae6″]
В доме всего восемнадцать квартир с номерами от 1 до 18. В каждой квартире живет не менее одного и не более трех человек. В квартирах с 1-й по 13-ю включительно живет суммарно 15 человек, а в квартирах с 11-й по 18-ю включительно живет суммарно 20 человек. Сколько всего человек живет в этом доме?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Определяем максимальное кол-во живущих в 11–13-й квартирах, используя данные о том, сколько человек живет в 1–13-й квартирах.
- Находим минимальное число жильцов 11–13-й квартир, учитывая данные о живущих в 11–18-й квартирах.
- Сопоставляет данные, полученные в пп.1–2, получаем точное кол-во жильцов этих квартир №№11–13.
- Находим кол-во живущих в квартирах 1–10-й и 14–18-й.
- Вычисляем общее число жильцов дома.
Решение:
В первых 13 квартирах (с 1-й по 13-ю) живет 15 человек. Это означает, что в 11-ти квартирах живет по 1 человеку плюс в 2-х квартирах по 2 человека (11·1+2·2=15). Следовательно, в 11–13-й (т.е. в 3-х) квартирах проживает не менее 3-х и не более 5 (1+2+2) человек.
Во вторых 8 квартирах (11-й по 18-ю) проживает 20 человек. При этом с 14-й по 18-ю квартиры (т.е. в 5 квартирах) не может проживать более чем 5·3=15 человек. А следовательно, в 11-13-й квартирах живет не менее, чем 20–15=5 человек.
Т.е. с одной стороны в 11-13-й квартирах должно жить не более 5 человек, а с другой – не менее 5. Вывод: в этих квартирах живет ровно 5 человек, т.к. других допустимых для обоих случаев значений тут нет.
Тогда получаем: в 1–10-й квартирах живет 15–5=10 человек, в 14–18-й – 20–5=15 человек. Всего в доме проживает: 10+5+15=30 человек.
Ответ: 30
Вариант 20МБ10
[su_note note_color=»#defae6″]
В обменном пункте можно совершить одну из двух операций:
- за 4 золотых монеты получить 5 серебряных и одну медную;
- за 7 серебряных монет получить 5 золотых и одну медную.
У Николая были только серебряные монеты. После нескольких посещений обменного пункта серебряных монет у него стало меньше, золотых не появилось, зато появилось 45 медных. На сколько уменьшилось количество серебряных монет у Николая?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Определяем кол-во серебряных монет, которые необходимы Николаю для совершения двойного обмена так, чтобы у него не появились золотые монеты. Двойной обмен – это обмен сначала серебряных монет на золотые и медные, а затем золотые на серебряные и медные.
- Определяем кол-во разных монет, которые появятся у Николая в результате 1 двойного обмена.
- Вычисляем кол-во двойных обменов, которые необходимо совершить, чтобы появилось 45 медных монет.
- Находим кол-во серебряных монет, которые должен был иметь Николай изначально, чтобы совершить нужное кол-во обменов, и которые получил в результате всех обменов.
- Определяем искомую разницу.
Решение:
Совершить 1-й обмен Николай должен по 2-й схеме, т.к. у него есть только серебряные монеты. Для того же, чтобы в результате у него не оказалось золотых монет, нужно найти минимальное кратное для 5 золотых, которые он получит, и 4 золотых, которые у него за 1 раз могут принять в полном объеме (без остатка). Это – число 20.
Соответственно, чтобы получить 20 золотых монет, у Николая должно быть 20:5=4 комплекта серебряных монет по 7 штук. Значит, первоначально их у него должно быть 4·7=28. И при этом Николай получает еще и 1·4=4 медных монеты.
Совершая обмен, Николай отдает 20:4=5 комплектов золотых медалей. Взамен он получает 5·5=25 серебряных монет и 1·5=5 медных монет.
Т.о., в результате одного обмена у Николая появится 25 серебряных монет и 4+5=9 медных монет. Поскольку в итоге у Николая оказалось 45 медных монет, значит, было совершено 45:9=5 двойных обменов.
Если в результате 1 двойного обмена у Николая оказалось 25 серебряных монет, то после 5 таких обменов у него их окажется 25·5=125 штук. А первоначально он должен был для этого иметь 28·5=140 серебряных монет. Следовательно, их количество у Николая уменьшилось на 140–125=15 штук.
Ответ: 15
Вариант 20МБ11
[su_note note_color=»#defae6″]
Во всех подъездах дома одинаковое число этажей, и на всех этажах одинаковое число квартир. При этом число этажей в доме больше числа квартир на этаже, число квартир на этаже больше числа подъездов, а число подъездов больше одного. Сколько этажей в доме, если всего в нем 357 квартир?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Определяем уравнение для определения кол-ва квартир в доме всего через параметры, заявленные в условии (т.е. через кол-во квартир на этаже и т.д.).
- Раскладываем 357 на множители.
- Находим соответствие полученных множителей конкретным параметрам, сходя из условия о том, какой из параметров больше или меньше прочих.
Решение:
Т.к. на всех этажах одинаковое кол-во квартир (Х), по всех подъездах одинаковое кол-во этажей (Y), то обозначив кол-во подъездов через Z, можем записать: 357=X·Y·Z.
Разложим 357 на простые множители. Получим: 357=3·7·17·1. Причем это единственный вариант расклада. Т.к. Y>X>Z>1, то единицу в раскладе не учитываем и определяем, что Z=3, X=7, Y=17.
Поскольку кол-во этажей было обозначено через Y, то искомое число – 17.
Ответ: 17
Вариант 20МБ12
[su_note note_color=»#defae6″]
Из десяти стран семь подписали договор о дружбе ровно с тремя странами, а каждая из оставшихся трех – ровно с семью. Сколько всего было подписано договоров?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Подсчитываем кол-во договоров, подписанных 7-ю странами.
- Определяем кол-во договоров, которые подписали 3 оставшиеся страны.
- Находим общее кол-во подписанных договоров. Делим его на 2, т.к. договоры двусторонние.
Решение:
Первые 7 стран подписали договоры с 3 странами, т.е. на этих договорах поставлено 7·3=21 подпись. Аналогично остальные 3 страны при оформлении договоров с 7-ю странами поставили 3·7=21 подпись. Значит, всего поставлено 21+21=42 подписи.
Т.к. все договоры двусторонние, то это значит, что на каждом из них зафиксировано 2 подписи. Следовательно, договоров вдвое меньше, чем подписей, т.е. 42:2=21 договор.
Ответ: 21
Вариант 20МБ13
[su_note note_color=»#defae6″]
На поверхности глобуса фломастером проведены 13 параллелей и 25 меридианов. На сколько частей проведенные линии разделили поверхность глобуса?
Меридиан – это дуга окружности, соединяющая Северный и Южный полюсы. Параллель – это окружность, лежащая в плоскости, параллельной плоскости экватора.
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Доказываем, что параллели делят глобус на 13+1 часть.
- Доказываем, что меридианы делят глобус на 25 частей.
- Определяем кол-во частей, на которые в целом разделен глобус, как произведение найденных чисел.
Решение:
Если всякая параллель – это окружность, то она является замкнутой линией. А это означает, что 1-я параллель делит глобус на 2 части. Далее 2-я параллель обеспечивает деление на 3 части, 3-я – на 4 и т.д. В итоге 13 параллелей разделят глобус на 13+1=14 частей.
Меридиан является дугой окружности, соединяющей полюса, т.е. замкнутой линией она не является и глобус на части не делит. А вот 2 меридиана уже делят, т.е. 2 меридиана обеспечивают деление на 2 части, далее 3-й меридиан добавляет 3-ю часть, 4-й – 5-ю часть и т.д. Значит, в конечном счете, 25 меридианов создает на глобусе 25 частей.
Всего частей на глобусе получается: 14·25=350 частей.
Ответ: 350
Вариант 20МБ14
[su_note note_color=»#defae6″]
В корзине лежит 30 грибов: рыжики и грузди. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов – хотя бы один груздь. Сколько рыжиков в корзине?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Определяем кол-во груздей среди 12 грибов и рыжиков среди 20 грибов.
- Доказываем, что имеется единственно верное число, отображающее кол-во рыжиков. Фиксируем его в ответе.
Решение:
Если среди 12 грибов есть как минимум 1 рыжик, значит, груздей здесь не более 11. Если среди 20 грибов имеется не менее 1 груздя, то тут не более 19 рыжиков.
Это означает, что если груздей не может быть больше 11, то рыжиков не может быть меньше 30–11=19 штук. Т.е. рыжиков с одной стороны не больше 19, а с другой – не меньше 19. Следовательно, рыжиков может быть только ровно 19.
Ответ: 19
Вариант 20МБ15
[su_note note_color=»#defae6″]
Если бы каждый из двух множителей увеличили на 1, то их произведение увеличилось бы на 3. На сколько увеличится произведение этих множителей, если каждый из них увеличить на 5?
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Вводим обозначения для множителей. Это позволит выразить и первоначальное произведение (до увеличения множителей).
- Составляем уравнение для ситуации, когда множители увеличены на 1. Выполняем преобразования. Получаем новое выражение, отображающее связь между первоначальными множителями.
- Составляем уравнение для ситуации, когда множители увеличены на 5. Выполняем преобразования. Вводим в уравнение выражение, полученное в п.2, находим искомую разницу.
Решение:
Пусть 1-й множитель равен х, 2-й – у. Тогда их произведение – ху.
После того, как множители увеличены на 1, получаем:
(х+1)(у+1)=ху+3
ху+у+х+1=ху+3
х+у=2
После увеличения множителей на 5 имеем:
(х+5)(у+5)=ху+N, где N – искомая разница произведений.
Выполняем преобразования:
ху+5у+5х+25=ху+N
N=ху+5у+5х+25– ху
N=5(х+у)+25
Т.к. выше уже определено, что х+у=2, то получим:
N=5·2+25=35.
Ответ: 35
Вариант 20МБ16
[su_note note_color=»#defae6″]
Саша пригласил Петю в гости, сказав, что живет в седьмом подъезде в квартире № 462, а этаж сказать забыл. Подойдя к дому, Петя обнаружил, что дом семиэтажный. На каком этаже живет Саша? (На всех этажах число квартир одинакова, нумерация квартир в доме начинается с единицы.)
[/su_note]
Алгоритм выполнения
- Способом подбора определяем кол-во квартир на площадке. Это должно быть такое число, чтобы номер квартиры оказался большим, чем кол-во квартир в 6-ти подъездах, однако меньшим, чем кол-во квартир в 7-ми.
- Определяем кол-во квартир в 6-ти подъездах. От 462 отнимаем это кол-во и делим на число квартир на площадке. Так узнаем искомый номер этажа. Примечание: 1) если получено целое число, то искомый номер этажа на 1 больше, чем вычисленное значение; 2) если получено дробное число, то номером этажа будет округленный в большую сторону результат.
Решение:
Ищем кол-во квартир на площадке, проверяя число за числом.
Предположим, что это кол-во равно 3. Тогда получим, что в 7 подъездах на 6 этажах имеется 7·6·3=126 квартир,
а в 7 подъездах на 7 этажах 7·7·3=147 квартир.
Квартира №462 точно не попадает в диапазон квартир №№126–147.
Аналогично проверяя числа 4, 5 и т.д., придем к числу 10. Докажем, что именно оно подходит:
в 7 подъездах на 6 этажах находится 7·6·10=420 квартир,
в 7 подъездах на 7 этажах: 7·7·10=490 квартир. Поскольку 420<462<490, то условие задания выполнено.
Для того чтобы попасть в квартиру №462, нужно пройти мимо 462–420=42 квартир. Т.к. на каждой площадке находится 10 квартир, то 42:10=4,2 этажей для этого нужно преодолеть. 4,2 означает, что 4 этажа нужно пройти полностью и подняться на 5-й. Т.о., искомый этаж – 5-й.
Ответ: 5