Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства
В 10 задании ОГЭ по русскому мы должны продемонстрировать знания правил постановки знаков препинания в предложениях:
- со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
- с группами вводных слов, выделяемые по значению
- с обращениями
- с уточняющими обстоятельствами
Теория к заданию № 10 ОГЭ по русскому языку
Обращение - слово, называющее того, к кому обращаются.
Например: Вы, Иван Андреевич, придёте на совещание?
Алгоритм работы с обращением:
- Убеждаемся, что найденное слово или сочетание слов произносится с особой интонацией, выделяя того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
- Помним, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
- Не забываем, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.
Вводные слова (конструкции) - конечно, безусловно, к сожалению, к счастью, видимо, может быть, возможно, во-первых, по-видимому и т. д.
Например: В это воскресенье мы, возможно, пойдем на рыбалку.
Алгоритм работы с вводными словами:
- Проверяем, является ли наше слово вводным:
- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми.
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.
Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:
- как будто, словно
- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Не забываем, что в задании в предложении могут быть два и более вводных слова.
Уточнение - оборот, раскрывающий смысл слова или конструкции в предложении.
Алгоритм работы с уточнением:
- Убеждаемся в том, что найденное слово или оборот:
- отвечает на вопросы где именно? когда именно? откуда именно? как именно?
- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.
Разбор типовых вариантов задания №10 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим задание из демонстрационного варианта 2017 года:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно читаем предложение.
- Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
- 1,2 - выделяют необходимое нам вводное слово; вводное слово можно убрать из предложения, при этом не потеряв его смысла;
- 3 – запятая разделяет однородные сказуемые: она ждала, была сосредоточена и вздохнула;
- 4,5 – запятые отделяют простое предложение в составе сложноподчиненного (придаточное времени);
- 6 – запятая отделяет обращение.
- В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 1 и 2.
Ответ: 1, 2
Второй вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать,(1) истеричная,(2) крикливая женщина,(3) которая то и дело приходила в школу,(4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество,(5) конечно,(6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. (По В. Дроганову)
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно читаем предложение.
- Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
- 1 – запятая выделяет обособленное распространенные однородные определения;
- 2 – запятая разделяет однородные определения;
- 3 – запятая отделяет простое предложение в составе сложноподчиненного (придаточное определительное);
- 4 – запятая отделяет простые предложения в составе сложноподчиненного (придаточное цели);
- 5,6 – запятые обособляют вводное слово; его можно убрать из предложения без потери смысла.
- В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 5,6.
Ответ: 5, 6
Третий вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров.
Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
— Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно читаем предложение.
- Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
- 1 – выделяет обращение;
- 2, 3 – запятая выделяет вводное слово наверное;
- 4 – запятые отделяют простое предложение в составе сложноподчиненного (изъяснительное придаточное);
- 5 – запятая простые предложения в составе сложносочиненного.
- В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 2 и 3.
Ответ: 2, 3