Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
В 12 задании ОГЭ по русскому проверяют знания в теории сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Мы должны знать, выполняя задание:
- отличия сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе
- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях
- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного
- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение
- осуществлять пунктуационный анализ
Теория к заданию №12 ОГЭ по русскому языку
Сочинительная связь образуется союзами:
и, а, но, или, тоже, также, зато, не только...но и, как..так и
Сочинительные союзы могут соединять:
- однородные члены предложения
Пример: Мы собирались сначала отыскать подходящее место, а потом уже разбить лагерь.
- части сложного предложения
Ещё только три часа ночи, а в саду уже заливаются соловьи.
Подчинительная связь образована союзами:
что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому
Пример: Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Алгоритм выполнения задания:
Определяем, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- одна грамматическая основа - простое предложение
- две и более грамматической основы - сложное предложение
Выявляем границы простых предложений в составе сложного.
Смотрим, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, предложение бессоюзное.
- на границе простых предложений находится сочинительный союз, предложение может быть сложносочиненным, но всегда проверяем, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены!
- на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово, предложение сложноподчиненное.
Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим традиционно задание из демонстрационного варианта:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Алгоритм выполнения задания:
- Предложенный отрывок состоит из трех предложений. Первое предложение простое. Второе предложение сложное, состоит из трех простых:
- Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, аккуратно сложила в шкатулку и сказала – предложение простое, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми. Цифра 1 обозначает запятую, разделяющую однородные члены предложения.
- что они подлинные – предложение простое, двусоставное, полное, придаточное изъяснительное. Цифры 2 и 3 обозначают запятые между частями сложноподчиненного предложения.
- Мальчик, поставь шкатулку на место – простое предложение, односоставное, определенно-личное, осложненное обращением. Запятая под цифрой 4 отделяет обращение.
- Третье предложение сложное, состоит из двух частей:
- И задвинь ящик плотно – простое, односоставное, определенно-личное предложение.
- чтобы я слышала – простое, двусоставное, полное, придаточное образа действия. Запятая под цифрой 5 отделяет границы сложноподчиненного предложения.
Ответ: 235
Второй вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!
Алгоритм выполнения задания:
- Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую.- предложение сложное, состоит из двух частей. Запятая под цифрой 1 обозначает отделение частей сложносочиненного предложения (предложения соединяются при помощи сочинительного союза а). Запятая под цифрой 2 отделяет сравнение.
- Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. – предложение сложное, состоит из двух частей, цифра 3 отделяет придаточное изъяснительное от главного.
- И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. - простое предложение, двусоставное, полное, осложненное однородными сказуемыми. Цифра 4 разделяет однородные члены предложения.
- А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед – предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным времени; главное предложение осложнено приложением и однородными сказуемыми. Цифры 8 и 9 выделяют приложение, цифры 10, 11, 12 указывают на запятые при однородных членах предложения. Зависимое предложение осложнено обособленными однородными определениями (5,6). Цифра 7 указывает на границу между частями сложноподчиненного предложения.
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! – сложное, бессоюзное. 13 – границы простых предложений в составе сложного.
Ответ: 1
Третий вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.
Алгоритм выполнения задания:
- Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. – предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из 3 частей. Цифра 1 – обозначает границы сложноподчиненного предложения. 2 – обособляет деепричастный оборот. 3 – обозначает границы сложноподчиненного предложения.
- Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании – предложение простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. 4 – разделяет однородные члены предложения.
Ответ: 13
Разве под цифрой 3 правильно?
Правильно! Данная запятая выделяет придаточное «что они подлинные». Скорее всего, у вас возникли сомнения, так как эта запятая выделяет предложение в конце, где нет союза. Но тут имеется ввиду и выделение после.
то есть после прелдл. тоже надо ставить??
Тут же написано МЕЖДУ частями пр. с подч. связью