Теория к заданиям №14,15,16 ОГЭ по обществознанию
Власть
Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.
Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.
Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Государство
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является
главным институтом политической системы.
Признаки государства
Среди признаков государства можно выделить:
- территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы)
- публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления)
- суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)
- принудительный характер власти («монополия на законное насилие»)
- исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег
- обязательность членства в государстве
- представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага
- наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)
Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.
Функции государства
Основные функции государства:
Внутренние:
- Обеспечение национальной безопасности
- Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
- Развитие взаимовыгодного сотрудничества
- Участие в решении глобальных проблем
Внешние:
- Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
- Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
- Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
- Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Формы государства
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.
- Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства. Примеры – ОАЭ, Катар
- Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Примеры – Марокко, Иордания
- Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. Примеры – Швеция, Норвегия, Великобритания
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.
- Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки)
- Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)
- Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция)
Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:
- Унитарное государство — единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
- Федерация — объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
- Конфедерация — объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация | |
---|---|---|---|
Политическая самостоятельность | Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью | Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью | Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность |
Конституция | Общая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств-участников |
Международная деятельность | В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях | Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены | Государства- участники осуществляют международную деятельность |
Право расторжения договора | - | Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации | Может быть расторгнут в одностороннем порядке |
Примеры | Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция | Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария | СНГ, ЕС |
Политический режим
Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
---|---|---|---|
Государственное устройство | Государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | Государство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни |
Партийная система | Многопартийность | Одна господствующая партия | Правящая партия огосударствлена |
Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
Права и свободы населения | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
Экономика | Смешанная, доминирует частный сектор | Централизованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплины | Обширный государственный |
сектор может уживаться с рыночной экономикой |
Политическое участие
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Основные формы политического участия граждан:
- Обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями
- Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
- Участие в выборах и референдумах
- Прямые действия (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)
Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.
Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).
Признаки партии:
- Нацеленность на завоевание и участие в осуществлении власти
- Наличие определенной идеологии и программы действий
- Проведение общественных акций
- Наличие определенной внутренней структуры: устава, руководящих органов, формы членства, организаций на местах
Классификация партий:
По составу | Кадровые и массовые |
---|---|
По отношению к закону | Легальные и нелегальные |
По отношению к власти | Правящие и оппозиционные |
По территории | Локальные, региональные, федеральные |
По идеологии | Националистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские |
По шкале политического спектра | Правые, центристские, левые |
Функции партии:
Внутренние:
- Набор новых членов партии
- Пополнение партийной кассы
- Оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.
Внешние:
- Борьба за завоевание политической власти
- Реализация партийной программы
- Выражение интересов отдельных социальных групп и слоев
- Обеспечение связи граждан с государственными структурами
- Замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами
- Отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба
- Участие с их помощью в политическом управлении
- Подготовка и участие в избирательной кампании
- Осуществление политической социализации граждан
Правовое государство
Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.
Признаки правового государства:
- Верховенство закона
- Разделение властей
- Взаимная ответственность государства и личности
- Гарантия прав и свобод человека
- Правовая защита собственности
Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:
- Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)
- Государственная Дума (нижняя) — состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.
Они выполняют следующие функции:
- Обсуждение и принятие законов
- Обсуждение и принятие федерального бюджета
- Установление налогов и сборов, финансовое регулирование
- Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира
- Вопросы статуса и защиты государственных границ
Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:
- Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
- Осуществление управления федеральной собственностью
- Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики
- Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.
Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.
По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Функции президента:
- Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
- Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
- Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
- Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.
Принципы федерализма:
- Государственная целостность
- Единство системы государственной власти
- Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов
- Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
- Принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения
- Установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики
Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.