Сочинение-анализ «Вишневый сад»

История создания и постановки пьесы

В начале 1901 г. А. П. Чехов приступил к созданию новой пьесы для Московского Художественного театра. Работа продвигалась очень медленно, что признавал сам писатель: «Я пишу вяло, без всякой охоты…». Со стороны театра даже стали поступать деликатные намеки на необходимость скорейшей постановки будущей пьесы. В конце 1902 г. Чехов окончательно определился с названием произведения.

Лишь осенью 1903 г. Чехов отправил новое произведение в Москву. Практически сразу начались репетиции, которыми писатель, однако, остался недоволен. Премьера «Вишневого сада» в МХТ состоялась в начале 1904 г., в день именин писателя (17 января). Впервые пьеса была издана в Сборнике товарищества «Знание» (1904 г.).

Необычность пьесы и критические отзывы

«Вишневый сад» был встречен зрителями довольно-таки сдержанно. Это объясняется новизной и необычностью пьесы, трудностью ее сценического исполнения. Сам Чехов после премьеры заявлял: «Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал». Писатель стремился изобразить оригинальное сочетание грустного и смешного в обыденной жизни, а не сцене преобладала драматическая сторона произведения.

Новизна чеховской пьесы заключалась в том, что в центре внимания оказывались не исключительные события, а повседневное состояние человека, развернутые диалоги между главными героями. Станиславский даже просил Чехова сократить второй акт, потому что в нем «в театральном смысле» не было «никакого действия», сплошная «скука ничегонеделания».

Резко отрицательно отозвался о пьесе М. Горький. В. Г. Короленко отметил «Вишневый сад» как очень слабое произведение. Чаще всего критики выражали неудовлетворенность образами Лопахина и Трофимова.

Однако еще при жизни Чехова многие рассматривали пьесу, как итог его долгого творческого пути, «заключительный аккорд… чеховских драм» (Ю. Беляев). А. В. Амфитеатров считал, что «Вишневый сад» будет оценен по достоинству в будущем, а пока что «критика еще не добралась до всей ее прелести».

Тема

Центральная тема пьесы — разрушение многовекового уклада жизни. Тема раскрывается через центральный символический образ всего произведения — вишневый сад.

Любовь Андреевна и Леонид Андреевич — типичные представители уходящего в прошлое дворянства. После отмены крепостничества высшее сословие начало постепенно разоряться. Привычка жить за чужой счет обернулась катастрофой. Нужно было от праздного образа жизни перестроиться на необходимость упорно трудиться. Удавалось это лишь единицам. Разорившиеся дворяне оказывались беднее своих бывших слуг.

Раневская и Гаев — хорошие и добрые люди, но они совершенно оторваны от реальной действительности. Родовое имение вот-вот пустят «с молотка», а хозяева до сих пор цепляются за какие-то иллюзорные надежды (получение наследства, помощь тетки и т. д.). Практический Лопахин предлагает верный способ выйти из непростой ситуации, отдав вишневый сад в аренду под дачи. В ответ он слышит лишь: «Какая чепуха!»; «Милый мой, вы ничего не понимаете». Раневская искренно верит, что нужно просто не думать о плохом. Она всячески уклоняется от серьезных решительных разговоров: «Дачи и дачники — это так пошло».

Лопахин действительно хотел помочь незадачливым дворянам, но осознав тщетность своих усилий, сам купил вишневый сад. Став хозяином имения, «где дед и отец были рабами», купец словно бы поставил крест над могилой вымирающего высшего сословия.

Насмешкой судьбы над Раневской выглядит неожиданное счастье помещика Пищика. Точно такой же неудачник, сдав в аренду участок с какой-то особенной белой глиной, по крайней мере обеспечил самого себя на долгие годы вперед.

Особенно символичен финал пьесы, когда в полной тишине раздается далекий стук топора по дереву. Прекрасный, но бесполезный вишневый сад начинает вырубаться, а его бывшим хозяевам предстоит еще много мучений в нужде и лишениях.

Проблематика

В бездеятельности дворянства Чехов видел лишь одну сторону всероссийской проблемы нравственного и физического застоя. В «Вишневом саде» нет ни одного ярко выраженного положительного героя.

Гаев и Раневская понимают и умеют ценить прекрасное, но ровным счетом ничего не делают для практического улучшения жизни. Необразованный Лопахин стремится только к материальной выгоде и без малейшего сожаления вырубает вишневый сад.

Особую роль играет «вечный» студент Трофимов. Через этого персонажа Чехов высказывает свои собственные мысли: «Громадное большинство интеллигенции… ничего не делает и к труду пока не способно»; «мы только… жалуемся на тоску или пьем водку». Горячие монологи Трофимова представляют собой призывы к прогрессу, к нравственному и физическому самосовершенствованию, но… остаются простыми словами без реальных практических дел. Автор относится к этому герою с грустной иронией. Такие «проповедники» никогда не станут строителями новой прекрасной жизни.

image_pdfСкачать PDFimage_printРаспечатать

Даниил Романович

Автор статей и модератор разделов сайта.