Автор: Чехов А.П. | Дата публикации: 1903 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1976 год, реж. Леонид Хейфец) | Главные герои: Любовь Андреевна Раневская (помещица), Аня (дочь Раневской), Варя (приемная дочь Раневской), Леонид Андреевич Гаев (брат Раневской), Ермолай Алексеевич Лопахин (богатый купец) | Второстепенные персонажи: Трофимов (студент), Симеонов (сосед Раневской, помещик), Шарлотта Ивановна (гувернантка), Епиходов (конторский служащий), Дуняша (молодая девушка, горничная), Фирс и Яша (лакеи) | Темы: внутренняя борьба, изъяны общества, конфликт поколений, любовь, мечта, смысл жизни |

«Вишневый сад»

краткое содержание

Действие первое

Действие происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет прекрасный вишневый сад, с которым вскоре придется расстаться, потому что он будет продан за долги. Последние пять лет Раневская с семнадцатилетней дочерью Аней провели за границей. В имении все это время оставались ее брат Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, она практически без средств. Шесть лет назад от пьянства умер ее муж. Раневская полюбила другого человека и сошлась с ним. Но вскоре произошла трагедия — утонул в реке ее маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневская поселила его на своей даче возле Ментоны, где в течение трех лет ухаживала за ним. А потом, когда дачу пришлось продать за долги и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их с нетерпением ожидают горничная Дуняша и знакомый семьи купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все возбуждены. Каждый говорит что-то свое. Любовь Андреевна рассматривает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится поделиться с барышней новостью о том, что ей сделал предложение Епиходов. Аня же советует Варе выйти замуж за Лопахина, а Варя, в свою очередь, мечтает выдать Аню за состоятельного человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвастает своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит одолжить ему денег. Почти ничего не слышит и постоянно бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Анализируем первое действие

Воспоминания переносят Лопахина в детство, в те времена, когда его дед и отец были простыми крестьянами в имении предков Раневской. Любовь Андреевна, сама еще, будучи молодой девушкой, всегда по-доброму относилась к подневольным людям, и многие эпизоды такого участия сохранились в памяти Лопахина. Поэтому и отношение его к ней можно рассматривать как уважение, благодарность и сочувствие. Ермолай Алексеевич готов прийти на помощь Раневской, оказавшейся в бедственном положении. Жизнь распорядилась таким образом, что бывший крепостной приобрел состояние, статус и имя, а Любовь Андреевна вынуждена продавать имение за долги, чтобы хоть как то спасти свое положение.

На все события накладывают отпечаток трагические моменты в жизни Раневской. Ее образ в этом плане сложнее любого другого персонажа пьесы. Смерть мужа, а вскоре после этого гибель ребенка, побег от страшной действительности за границу, подлый обман непорядочного любовника – весь этот тяжелый груз давит на сердце Любови Андреевны. Теперь же к этому прибавилась проблема плачевного состояния усадьбы, из-за которого Раневская возвращается в имение, чтобы вместе с братом найти спасительное решение.

Жизнь в Париже не принесла ей освобождения от  воспоминаний о ребенке, наоборот, ее пребывание там усугубилось финансовыми проблемами, что еще больше привело ее в отчаяние. Когда Варя с Аней рассуждают об этом, они переживают, что все эти события прошлого, могут повлиять на их будущее, которое все больше зависит от того, как и где найти деньги для спасения поместья.

В этой сцене частично раскрываются черты характера некоторых героев. Человечность Любови Андреевны проявляется в добром, почти нежном отношении как к членам семьи, так и к слугам. В то же время, автор показывает ее нерешительность и неспособность к принятию решений. Ее категоричный отказ от плана Лопахина по спасению усадьбы говорит о том, что эта проблема может затянуться на неопределенно долгое время.  Аналогично сестре ведет себя Гаев, способный лишь вносить многословные, но глупые предложения не по существу. Он также против вырубки сада, однако, не предлагает взамен никакого альтернативно разумного плана. Будучи в прошлом помещиком, Гаев, так же, как и сестра, разорен, но оставшиеся от праздной и ленной жизни привычки делают его несостоятельным в принятии важных решений даже по спасению собственного дома.

Фирс – старый и преданный слуга Гаевых. Он – представитель старого, отживающего мира, этому персонажу нет места ни в настоящем, ни в будущем. Может быть, поэтому в конце пьесы все забывают о нем, и он, больной и беспомощный, остается один в старом закрытом доме. Все, чем он живет – это его воспоминания. Он помнит те времена, когда сад буйствовал, а вишни было так много, что ее вывозили телегами, и с сожалением констатирует, что уже никто из молодых не помнит старинного рецепта сушеной вишни…

Лопахин, в отличие от Любови Андреевны, Гаева и Фирса, не сентиментален и способен к обузданию ностальгических воспоминаний. Он – представитель нового класса буржуа, для которых главное – движение вперед, к новому времени, в котором нет места вишневому саду.

Но Лопахину не чуждо чувство благодарности. Это выражается в его фразе, обращенной к Раневской: «Ваш брат Леонид Андреевич говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня как прежде». Он признается, что любит ее, как родного человека за то участие, доброту и внимание, которым она никогда не обделяла крепостных.

Появление в сцене Пети Трофимова завершает череду значимых для Раневской образов. Встреча с ним, бывшим учителем ее погибшего ребенка, приносит ей невыносимые страдания, навеянные воспоминаниями о Грише. Аня боится, что Трофимов неосторожным словом еще больше разбередит незаживающую рану матери. Он не чужой для семьи человек, потому что, как уже было сказано выше, был воспитателем покойного Гриши. Это – молодой человек, ничем не примечательный внешне, одетый более чем скромно, вечный студент с разночинскими взглядами. Ему не жаль вишневого сада, он считает, что прошлое должно оставаться в прошлом, а всем нужно двигаться только вперед, к тому будущему, где хозяином жизни будет рабочий класс. Тем не менее, он практически единственный из героев, кто дает по-настоящему дельные советы.

Пустая болтовня Гаева свидетельствует о его полной никчемности. Это хорошо иллюстрирует эпизод, когда он, словно на торжественном приеме, помпезно и высокопарно обращается к старинному книжному шкафу, олицетворяя его с благородным символом аристократии: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».  Далее он сам признает, что его речь была глупой, но, как и его сестра, Гаев слишком привязан к прошлому и старается не замечать неотвратимо надвигающихся перемен.

Вишневый сад стал центром жизни героев – их прошлого, настоящего и будущего. В жизни каждого персонажа он, в той или иной мере, сыграл свою роль и дорог каждому из них по-своему. Но, даже тех, кто относится к нему трепетно, начинают одолевать противоречивые чувства.  Отсутствие денег и жизненных перспектив перевешивают в этой борьбе между любовью и рациональностью. Не зря в конце пьесы перед читателем предстает быстро успокоившаяся, примирившаяся Любовь Андреевна, которая на деньги, вырученные от продажи имения, может и дальше вести беззаботную, а, главное, безбедную жизнь.

Действие второе

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро будет продано с торгов. Единственный выход – поделить землю на участки и сдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина возмущает: как можно уничтожить ее любимый прекрасный вишневый сад! Лопахину не хочется расставаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему нужно уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфузившись, снова начинает бессмысленно произносить свои любимые бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая о своем маленьком утонувшем сыне Грише, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, начинает размышлять о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-же называет ее «порочной», что очень не нравится Ане. Гаев продолжает строить планы: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль – одним словом, они не допустят продажи имения. Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, словно ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: она уверена, что дядя все устроит.

Лопахин продолжает уговаривать Раневскую и Гаева одобрить его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле возле часовни. Только что здесь же, на этой же скамейке, Епиходов пытался объясниться с Дуняшей, которая предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев будто не слышат Лопахина и говорят совершенно о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин собирается уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская начинает разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордыне нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно работать, а не восхищаться собой. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вмешивается Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не успевает договорить, его перебивает сестра. Вообще все здесь не желают и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышен далекий и печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов радуются возможности побеседовать вдвоем, без Вари. Трофимов старается убедить Аню, что надо быть «выше любви», что главное – свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданиями и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие непременно увидят его.

Анализируем второе действие

Споры о судьбе Вишневого сада продолжаются. Раневская, как и Гаев, по-прежнему отстаивают позицию, что сравнять с землей Вишневый сад для того, чтобы освободить место для съемных дачных коттеджей, – неприемлемый план. Это оскорбляет их чувства, поскольку превращает их родовую собственность в грубую деловую сделку. Лопахин разочарован их пассивностью и нежеланием видеть перспективы. Он считает, что их высокомерие противоречит его желанию помочь и осуществлять план по спасению их имущества.  Он – олицетворение нового мира, активный деловой человек, чей взор устремлен в будущее, а не в прошлое.

Любовь Андреевна снисходительно отзывается о «пошлых дачниках», забывая, что сама еще недавно принадлежала к той же категории  во Франции, представляя собой богатую иностранку, сопровождаемую свитой и любовником. Но отношение к ней меняется, как только она начинает рассказывать о своей парижской драме: «Купила я дачу возле Ментоны, так как он (любовник) заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью, больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно…»  Этот контраст является одним из определяющих стилистических приемов Чехова: пьеса постоянно балансирует на границе комедии, драмы и лирики. Взять, хотя бы, фокусы Шарлотты, ее странные, лишенные логики фразы, и глубоко серьезное, трагическое прошлое Любови Андреевны. Характеры в пьесе Чехова выписаны не односложно и прямолинейно, а представляют собой сложный коктейль человеческих чувств и качеств.

Выбор Шарлотты в качестве гувернантки для Ани еще больше подчеркивает неоднозначность характера Раневской. Шарлотта – персонаж, напрямую не задействованный в каком-либо событии, и единственный, кто не имеет никакого отношения к саду. Эта женщина – когда-то брошенный ребенок ярмарочных фокусников, никогда не знавший любви и заботы. Она живет в своем мире, одиночество и независимость – главные составляющие ее существования. В ее судьбе не было человека, который мог бы направить ее жизнь в правильное русло, используя талант, доставшийся ей от родителей. Это – персонаж-одиночка, который отличается от всех остальных героев пьесы.

Удивительны размышления Фирса об отмене крепостного права. Вместо радости старый дворецкий ощутил обеспокоенность тем, как хозяева будут обходиться без его услуг. Он всю жизнь прожил в упорядоченном мире  слуг и господ и не представлял себе  иного устройства и иерархии общества. Поэтому, невзирая ни на какие указы, он остался в доме Гаевых и продолжил служить им верой и правдой. Если учитывать, что брат и сестра так и не научились самостоятельно управлять имением, на Фирса было возложено немало дел и забот, и сейчас, когда ему почти девяносто лет, он все еще считает себя нужным и незаменимым.

Вишневый сад – это символ той эпохи и классовой системы, которая уходит навсегда, и персонажи пьесы, каждый по-своему, переживает этот уход. Стук топора в конце пьесы означает наступление грядущих перемен. Об этом же говорит и звук лопнувшей струны. Эти два звука сливаются и означают конец старой, привычной жизни. Трофимова и Лопахина объединяют схожие жизненные позиции. Лопахин – труженик, о чем говорит его растущее благосостояние. Он объясняет: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»

Трофимов тоже приветствует труд, но больше теоретически, так как будучи студентом, он пока способен лишь философствовать и размышлять. Он критикует высшее общество, по его словам, неспособное к труду, и излагает правильные идеи, но у него может не хватить опыта и самосознания, чтобы воплотить их в жизнь. Пока что он побуждает других «оценить все то, что дано Богом и начать трудиться».

Появление в сцене потрепанного незнакомца говорит о расточительности Раневской – она одаривает его золотым, что вызывает осуждение дочерей. Этот персонаж, декламирующий стихи, являет собой то, чем могла бы оказаться Любовь Андреевна, не будь у нее светского происхождения и личной собственности.

Пылкая речь Трофимова, обращенная к Ане, остужает ее любовь к вишневому саду, и она признается, что уже не дорожит им, как прежде. Аня очарована его реалистичным взглядом на вещи, о которых она раньше не задумывалась – о свободной для всех России. Трофимов считает: «…Чтобы жить в настоящем, нужно сначала искупить прошлое… страданием и непрерывным трудом…»

Действие третье

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Как раз в этот вечер, совершенно некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская беспокоится, ожидая возвращения брата. Ярославская тетушка все-таки прислала пятнадцать тысяч, но их не хватит, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним уже давно покончено, надо смотреть правде в глаза. Раневская просит не осуждать ее, а пожалеть: ведь без вишневого сада ее жизнь утрачивает смысл. Каждый день Любовь Андреевна получает телеграммы из Парижа. Сначала она рвала их сразу, потом – после прочтения, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она продолжает любить, умоляет ее приехать. Петя критикует Раневскую за чувства к этому «мелкому негодяю, ничтожеству». Рассерженная Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе собирается уйти, но затем остается и танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не говоря, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: он смог превзойти на торгах богача Дериганова, положив сверх долга девяносто тысяч. Лопахин наклоняется за ключами, брошенными на пол гордой Варей. Пусть звучит музыка, пусть все видят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня пытается утешить плачущую мать: сад продан, но впереди вся жизнь. Будет новый сад, прекраснее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Анализируем третье действие

Напряжение нарастает, потому что судьба вишневого сада, так или иначе, затрагивает судьбу каждого, от хозяина до слуги. Беспокойство о будущем подогревается все более непродуктивными действиями: насмешками Трофимова по отношению к Варе,  фокусами Шарлотты, бесконечными танцами, спорами Трофимова с Раневской, чтением книг и игрой в бильярд. Все это создает видимость занятости, но ничего не меняет. Падение Трофимова с лестницы немного разряжает обстановку и добавляет комедийную нотку к общей атмосфере неизвестности.

Бал, который устраивает Любовь Андреевна в день продажи имения, по своей сути, является совершенно лишним и нелепым мероприятием. Он лишь подчеркивает уже начавшийся сдвиг в классовых отношениях. Гостей-аристократов заменяют простые персонажи, которые еще недавно не могли бы присутствовать на таком мероприятии, согласно этикету. В водовороте танцев кружатся Аня и писарь, Трофимов, Пищик и Шарлотта Ивановна. Епиходов на равных с Гаевым посещает бильярдную, что было недопустимо для служащих его класса. Все это еще раз напоминает о том, что привычный всем мир, каким его знали Раневская и Гаев, меняется.

Единственным островком старого мира остается Фирс, облаченный во фрак, и чинно разносящий напитки. Этот представитель старой гвардии крепко держится за свое место и считает себя неоценимым помощником в управлении имением. Его замечание, что он «единственный во всем доме», предвещает его судьбу в конце пьесы, когда семья, позабыв о нем, покидает имение.

Все эти признаки классового переворота подчеркиваются приобретением Лопахиным имения, которое определяет судьбу Любови Андреевны и ее семьи. Варя выбрасывает ключи – символ того, что «она здесь больше не хозяйка».

После покупки сада Лопахиным овладевает торжество, которое выливается в эмоциональный монолог. Однако к этому чувству примешивается пока еще неясная неудовлетворенность. Чехов объясняет это тем, что изначально планы Ермолая были направлены не на уничтожение сада, а на его спасение, в виде помощи дорогой ему семье. В результате он испытывает ту же растерянность, как и остальные герои пьесы. Дисгармонию, возникшую в его душе, усиливает и то, что он, будучи тайно влюбленным в Любовь Андреевну, теперь никогда не сможет добиться ее расположения. Но грусть его сменяется ликованием от осознания того, что теперь он – хозяин той самой земли, на которой его предки были «рабами». Лопахину не терпится начать вырубку вишневого сада, чтобы получить вожделенную прибыль.

Краткое содержание Вишневый сад

Действие четвертое

Дом почти пуст. Его обитатели, распрощавшись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается провести зиму в Харькове, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи сада. До этого они переживали, страдали, а сейчас успокоились. Любовь Андреевна планирует жить в Париже на деньги, подаренные теткой. Аня воодушевлена началом новой жизни – она окончит гимназию, станет работать, много читать, перед ней распахнется «новый чудесный мир». Внезапно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказывается, на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин дает обещание найти новое место Шарлотте, Варя служит экономкой у Рагулиных, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все-таки Гаев грустно произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, состояться объяснение. Варю уже давно дразнят «мадам Лопахина». Ей нравится Ермолай Алексеевич, но она не может сама сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, оставляет Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» – с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Анализируем четвертое действие

В последнем действии пьесы герои собираются в последний раз, таким образом, картина как бы закольцовывается с началом произведения. Разница лишь во времени года – все начиналось весной, в пору надежд, а закончилось осенью, в сезон увядания. Семья Раневской покидает имение. Шампанское, которое предлагает Лопахин, открыто в честь Любови Андреевны, а также в честь его нового статуса как владельца усадьбы. Характерно, что и Раневская, и Гаев отказываются от напитка, а Трофимов не принимает предложенные Лопахиным деньги. Между бывшими хозяевами и студентом-разночинцем есть одно общее: они отказываются от великодушия Лопахина, который, кажется, не подозревает, что его торжество по поводу покупки могло ранить не одно сердце.

То, что Любовь Андреевна и Гаев после продажи вишневого сада стали чувствовать себя гораздо счастливее, еще раз подчеркивает, что они относятся к тем людям, которым комфортнее, когда кто-то за них принимает решение, даже, несмотря на то, что их бездействие приводит к продаже дома и уничтожению сада.

Лопахин так и не делает обещанного предложения Варе, у которой без поддержки семьи и мужа нет иного выхода, как устроиться экономкой в другую семью, что окончательно обрывает для ее матери, сестры и дяди последнюю связь с родовым имением.

Будущее у определенной части персонажей неясное и туманное, ведь, по сути, им всем предстоит начинать жить заново. Уничтожение Вишневого сада – предвестник нового мирового порядка, при котором старый правящий класс будет низвергнут. Но Чехов пытается найти баланс между двумя настроениями: печалью по ушедшему поколению и надеждой на счастливое будущее.

Как Вы запомнили содержание «Вишневый сад»?

Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *