Автор: Чехов А.П. | Дата публикации: 1903 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия (во все времена) | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1976 год, реж. Леонид Хейфец) | Главные герои: Любовь Андреевна Раневская (помещица), Аня (дочь Раневской), Варя (приемная дочь Раневской), Леонид Андреевич Гаев (брат Раневской), Ермолай Алексеевич Лопахин (богатый купец) | Второстепенные персонажи: Трофимов (студент), Симеонов (сосед Раневской, помещик), Шарлотта Ивановна (гувернантка), Епиходов (конторский служащий), Дуняша (молодая девушка, горничная), Фирс и Яша (лакеи) |

«Вишневый сад»

краткое содержание

Возвращение

Действие происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет прекрасный вишневый сад, с которым вскоре придется расстаться, потому что он будет продан за долги. Последние пять лет Раневская с семнадцатилетней дочерью Аней провели за границей. В имении все это время оставались ее брат Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, она практически без средств. Шесть лет назад от пьянства умер ее муж. Раневская полюбила другого человека и сошлась с ним. Но вскоре произошла трагедия — утонул в реке ее маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневская поселила его на своей даче возле Ментоны, где в течение трех лет ухаживала за ним. А потом, когда дачу пришлось продать за долги и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их с нетерпением ожидают горничная Дуняша и знакомый семьи купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все возбуждены. Каждый говорит что-то свое. Любовь Андреевна рассматривает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится поделиться с барышней новостью о том, что ей сделал предложение Епиходов. Аня же советует Варе выйти замуж за Лопахина, а Варя, в свою очередь, мечтает выдать Аню за состоятельного человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвастает своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит одолжить ему денег. Почти ничего не слышит и постоянно бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

План Лопахина

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро будет продано с торгов. Единственный выход – поделить землю на участки и сдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина возмущает: как можно уничтожить ее любимый прекрасный вишневый сад! Лопахину не хочется расставаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему нужно уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфузившись, снова начинает бессмысленно произносить свои любимые бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая о своем маленьком утонувшем сыне Грише, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, начинает размышлять о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-же называет ее «порочной», что очень не нравится Ане. Гаев продолжает строить планы: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль – одним словом, они не допустят продажи имения. Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, словно ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: она уверена, что дядя все устроит.

Лопахин продолжает уговаривать Раневскую и Гаева одобрить его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле возле часовни. Только что здесь же, на этой же скамейке, Епиходов пытался объясниться с Дуняшей, которая предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев будто не слышат Лопахина и говорят совершенно о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин собирается уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская начинает разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордыне нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно работать, а не восхищаться собой. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вмешивается Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не успевает договорить, его перебивает сестра. Вообще все здесь не желают и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышен далекий и печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов радуются возможности побеседовать вдвоем, без Вари. Трофимов старается убедить Аню, что надо быть «выше любви», что главное – свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданиями и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие непременно увидят его.

Бал в усадьбе

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Как раз в этот вечер, совершенно некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская беспокоится, ожидая возвращения брата. Ярославская тетушка все-таки прислала пятнадцать тысяч, но их не хватит, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним уже давно покончено, надо смотреть правде в глаза. Раневская просит не осуждать ее, а пожалеть: ведь без вишневого сада ее жизнь утрачивает смысл. Каждый день Любовь Андреевна получает телеграммы из Парижа. Сначала она рвала их сразу, потом – после прочтения, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она продолжает любить, умоляет ее приехать. Петя критикует Раневскую за чувства к этому «мелкому негодяю, ничтожеству». Рассерженная Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе собирается уйти, но затем остается и танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не говоря, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: он смог превзойти на торгах богача Дериганова, положив сверх долга девяносто тысяч. Лопахин наклоняется за ключами, брошенными на пол гордой Варей. Пусть звучит музыка, пусть все видят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня пытается утешить плачущую мать: сад продан, но впереди вся жизнь. Будет новый сад, прекраснее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Краткое содержание Вишневый сад

Заключение

Дом почти пуст. Его обитатели, распрощавшись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается провести зиму в Харькове, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи сада. До этого они переживали, страдали, а сейчас успокоились. Любовь Андреевна планирует жить в Париже на деньги, подаренные теткой. Аня воодушевлена началом новой жизни – она окончит гимназию, станет работать, много читать, перед ней распахнется «новый чудесный мир». Внезапно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказывается, на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин дает обещание найти новое место Шарлотте, Варя служит экономкой у Рагулиных, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все-таки Гаев грустно произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, состояться объяснение. Варю уже давно дразнят «мадам Лопахина». Ей нравится Ермолай Алексеевич, но она не может сама сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, оставляет Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» – с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Как Вы запомнили содержание «Вишневый сад»?

Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *